Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    257,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИСТИТУТ

Факультет социальных коммуникаций

Кафедра социологии









Курсовая работа

Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства


Выполнила: Жилкина И.И.

Студентка IV курса группы СЦ-41

Научный руководитель: Яковлева Т.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент





Астрахань 2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Феномен «раннего материнства» как актуальная проблема современной молодежи

.1   Социологический анализ актуальных проблем современной молодежи

1.2     Феномен «раннего материнства» как проблема современной российской молодежи

Глава 2. Отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства» на примере социологического исследования, проводимого в г.Астрахани

2.1 Особенности применения метода опроса в социологии

2.2 Использование метода социологического опроса для изучения проблемы «раннего материнства»

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

молодежь ранний материнство

Актуальность. Во всем времена осознание проблем молодежи и поиск путей их решения были важнейшими задачами общества, ведь, как известно, молодые люди - это огромный потенциал, от которого зависит дальнейшее развитие, как отдельного государства, так и всего общества в целом.

К сожалению, с течением времени проблем в молодежной среде не становится меньше, наоборот, их число лишь увеличивается. Среди проблем затронувших современную молодежь можно перечислить наркоманию, многочисленные венерические заболевания, высокий уровень молодежной смертности, проблему самоопределения и поиска себя в жизни, проблему безопасности и многие другие. Отдельного внимания заслуживает проблема недостаточного уровня полового воспитания подрастающего поколения, что в конечном итоге приводит к тенденции увеличения числа рождений девушками, не достигшими совершеннолетнего возраста. Эта проблема в научной литературе получила название проблемы «раннего материнства». Именно о ней пойдет речь в данной работе.

В научной литературе проблема «раннего материнства» освещается в работах Баженовой О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И., Копыл О.А., Овчаровой Р.В., Филиповой Г.Г. Следует отметить, что большинство указанных работ рассматривают описываемое явления только с медицинской или психологической точки зрения. В данной курсовой работе сделана попытка рассмотреть этот феномен с позиции социологии, т.е. проанализировать социальные предпосылки его возникновения, факторы, влияющие на его распространение и отношение самих молодых людей к данной проблеме.

Объектом исследования в курсовой работе выступает проблема «раннего материнства».

Предметом - отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства».

Цель курсовой работы - изучить отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства».

Данная цель достигается посредством решения ряда задач:

. Проанализировать актуальные проблемы современной молодежи.

. Рассмотреть феномен «раннего материнства» как проблему современной российской молодежи.

. Изучить особенности применения метода опроса в социологии.

. Проанализировать результаты, полученные в ходе практического применения метода социологического опроса для изучения проблемы «раннего материнства».

Глава 1. Феномен «раннего материнства» как актуальная проблема современной молодежи

.1 Социологический анализ актуальных проблем современной молодежи

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Прежде чем говорить о проблемах молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость - не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет 39,6 миллиона человек - 27 % от общей численности населения страны.

Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и другие.

Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных. Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие из них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров.

В целом Российская система здравоохранения недостаточно приспособлена для того, чтобы противостоять новым рискам, с которыми сталкивается современная молодежь. Исследования показывают, что подростки стали больше курить, употреблять алкоголь и наркотики, что приводит к существенному ухудшению здоровья молодых людей и росту смертности среди молодежи. По данным UNICEF, 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь, около 10% подростков пробовали наркотики и 32,8 подростка из каждых 100 000 кончают жизнь самоубийством. Россия стоит на пороге масштабной эпидемии ВИЧ. И как показывает статистика, большинство ВИЧ-инфицированных моложе 30 лет. В среднем к моменту вступления в активный репродуктивный период у каждой третьей девушки имеются отклонения со стороны репродуктивной системы.

Одним из аспектов зрелости личности является половое сознание, под которым следует понимать осознание человеком себя как носителя определенного пола, а также выработку системы эмоционально-этических установок, регламентирующих сексуальное поведение. В формировании и становлении полового сознания помимо физиологических и биологических факторов ведущую роль играет половое (гендерное) воспитание и образование. В современном мировоззрении необходимость полового воспитания, то есть системы мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, не вызывает сомнений. Сексуальная культура - это часть общей культуры, способной препятствовать нравственному падению общества. Неосведомленность в сексуальных вопросах способствует возникновению таких явлений как случайная беременность, заболевания, передающиеся половым путем, изнасилование и сексуальная эксплуатация, сексуальные проблемы вследствие неправильного полового опыта.

В России, в силу своеобразия ситуации, назрела крайняя необходимость совершенствования системы полового воспитания детей и подростков. У родителей нет опыта полового воспитания своих детей, педагогическая концепция школы не уделяет должного внимания данному вопросу, гендерное воспитание подрастающего поколения происходит в условиях доступности порнофильмов, порноизданий и вседозволенности.

Главным следствием недостаточного уровня полового воспитания молодежи стало увеличение числа рождений девушками, не достигшими совершеннолетнего возраста. Долгое время матери-подростки не выделялись в отдельную социальную категорию, не выступали объектом специального внимания исследователей, лишь с недавних пор проблеме «раннего материнства» стало уделяться должное внимание.

.2 Феномен «раннего материнства» как проблема современной российской молодежи

Проблема подростковой беременности и родов актуальна во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как «раннее материнство».

Материнство - это основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Одной из определяющих черт готовности женщины к материнству должна быть общая личностная зрелость, а также способность к принятию решений и ответственность.

Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким уровнем знаний в этой области и плохой осведомлённостью о контрацепции привели к такому явлению, как «раннее материнство».

Под «ранним материнством» понимают феномен рождения детей, девушками, не достигшими половой зрелости, их паспортный возраст колеблется от 12 до 17 лет. Подростковое материнство стало типичным и для России: сегодня 14-15% всех родов происходят у матерей 15-19 лет. Примерно 30% подростковых беременностей заканчиваются абортами, 56% - родами и 14% - выкидышами. В социальной структуре юных матерей значительная доля (72%) принадлежит домохозяйкам и учащимся ПТУ и школ. Около 13% матерей-подростков имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя).

Несмотря на успехи контрацепции и доступность искусственного прерывания беременности, значительное число девушек-подростков все-таки беременеют и становятся несовершеннолетними матерями. Как правило, в 15-17 лет беременность - это неосознанный выбор. До последнего времени матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию, никогда не выступали в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает особую актуальность в конце ХХ века, не случаен. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать.

Чтобы предотвратить появление «раннего материнства», работу с юными беременными необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно разделить на две части. Первая часть - это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными.

Раннее материнство опасно для женщины и может отрицательно сказаться и на ребенке. Становясь матерью в подростковом возрасте, юная женщина в силу социальной и психической незрелости не в состоянии осознать всей значимости произошедших в жизни перемен и той ответственности, которая ложится на ее плечи с рождением ребенка. Ее положение усугубляется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав несовершеннолетней женщины, ставшей матерью. Часто именно это обстоятельство является решающим в определении судьбы родившегося ребенка. Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают чаще, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом. Обычно юные матери преждевременно прекращают занятия в школе, они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах и испытывают большую неудовлетворенность своей работой. Часто забеременевшие девушки-подростки сталкиваются с сильным неодобрением своей семьи или уже находятся в конфликте со своими родителями в момент беременности. Дети родителей-подростков также находятся в невыгодном положении по сравнению с детьми родителей более зрелого возраста. Они могут страдать от того, что их родителям не хватает опыта выполнения взрослых обязанностей и заботы о других.

Физиологическое развитие современных подростков происходит гораздо раньше, чем их морально-психологическое созревание, а незнание основ гендерного воспитания в сочетании с недостаточностью или полным отсутствием в образовательном учреждении мероприятий, касающихся данного вопроса, приводит к возникновению ряда неблагоприятных последствий, наиболее серьезным из которых и является беременность в несовершеннолетнем возрасте.

Глава 2. Отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства» на примере социологического исследования, проводимого в г.Астрахани.

2.1 Особенности применения метода опроса в социологии

Метод опроса один из наиболее часто используемых методов в социологии. Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

В то же время, данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую необходимо вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании с контент-анализом, наблюдением, экспериментом или другими методами.

Опросные методы довольно разнообразны. Они включают в себя: анкетирование, интервью, почтовые, телефонные, прессовые, экспертные и иные опросы. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.

Проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательное заполнение социально-демографического блока, куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется исследовательской программой.

Любой опрос представляет собой специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением определенных правил.

Одним из распространенных способов опроса является анкетирование. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в тех случаях, когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа, социально-демографического блока, но и из преамбульно-инструктивного раздела. В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Открытые вопросы, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

Также важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

2.2 Использование метода социологического опроса для изучения проблемы «раннего материнства»

В данной курсовой работе речь пойдет о социологическом исследовании, посвященном изучению проблемы «раннего материнства» в городе Астрахани. Центром Социологических исследований Астраханского Государственного Университета было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 500 человек, среди которых учащиеся 9-11 классов школ города Астрахани. Исследование проводилось в городе Астрахани в период с февраля по март 2009 года.

Объектом исследования выступала группа молодежи от 14 до 17 лет (включительно).

Предметом исследования - отношение молодых людей к проблеме раннего материнства.

Цель исследования - выяснить отношение молодых людей к проблеме раннего материнства и рассмотреть факторы, влияющие на распространение данного феномена.

Для постижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Выяснить отношение молодых людей к проблеме раннего материнства.

. Рассмотреть факторы, влияющие на распространение феномена «раннее материнство».

. Выявить уровень профилактической работы по данной проблеме в школах.

После изучения литературы по соответствующей тематике и анализа данных, проведенных социологических исследований были выдвинуты следующие гипотезы:

l Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства носит негативный характер.

l   На распространение феномена «раннее материнство» влияют следующие факторы: раннее начало половой жизни, высокая сексуальная активность и недостаточная информированность о способах контрацепции.

l Профилактическая работа по данной проблеме в школах почти не ведется.

Интерпретация.

Беременность - это состояние женщины в период развития в организме зародыша, плода.

Материнство - 1. Состояние женщины-матери (преимущ. о периоде беременности и младенческих лет ребёнка). 2. Свойственное матери сознание родственной связи её с детьми.

Раннее материнство - социальный феномен, характеризующийся появлением детей у девушек, не достигших совершеннолетнего возраста.

Контрацепция - (новолат. contraceptio - противозачатие, от лат. contra - против и conceptio - зачатие), методы и средства предупреждения беременности <#"699016.files/image001.gif">

Рис. 2


Рис. 3

Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис.8

Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15

Рис. 16

Похожие работы на - Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!