Становление и развитие информационной культуры личности
Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически всех областей жизни человека и общества. В эту эпоху зарождаются: новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество - это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко всему, что производится. В новом обществе созданием прибавочной стоимости человечество все больше и больше обязано силе ума, а не крепости рук. В новом обществе меняется сам характер труда: умственный труд вытесняет физический во всех сферах производства. Новое общество породило новый тип экономики - экономики, базирующейся на информации и знаниях.
По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений. В старом обществе жизнь делилась на период учебы и период работы. После получения профессионального образования задача человека традиционно состояла лишь в необходимости периодического пополнения знаний. Не случайно этот тип образования сейчас принято называть «поддерживающим». В новом обществе требуется новый тип образования - «опережающее». При этом учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие. Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать как следует. Специалистом становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года.
Таким образом, в условиях новой экономики люди должны быть готовы к кардинальным изменения в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение своей жизни. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.
Серьезное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость информационной культуры.
Основными факторами, определившими возникновение информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества [5, С.3].
Переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития
Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины XX века эта категория не была предмет пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство. Не случайно общенациональный лексикон предыдущих этапов развития общества, представленный в словаре В. И. Даля, не содержит слова "информация".
Принципиально новый уровень отношения человечества к информации проявился после второй мировой войны, когда экономическое лидерство стало осознано отождествляться с наукоемкой продукцией, глубокими знаниями, умением быстро наращивать профессиональный потенциал за счет умелой обработки информации. Если ранее в производственно-практической деятельности людей решающая роль отводилась вещественным и энергетическим ресурсам, которые, как представлялось, полностью определяли перспективы развития человечества, то в настоящее время информация и знания все больше становятся третьим - в дополнение к материи и энергии главным ресурсом общества. Соответственно этой тенденции происходит проникновение слова «информация» и в общенациональную лексику, что закрепляется включением его в словарь С.И. Ожегова.
Таким образом, коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства.
Информационные ресурсы - это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.
Приоритет информации по сравнению с другими благами и ценностями, обретение информационными ресурсами статуса стратегических, определяется также и тем, что в любой сфере деятельности, включая экономическую, политическую, социальную, преимуществами владеют те, кто обладает полнотой доступа к информации и соответствующими средствами ее получения, обработки, распространения и хранения.
Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последние годы информационными войнами. Полнота и надежность информации все чаще ассоциируются с властью: военной, политической, управленческой, личной [6, С. 25].
Обобщенное представление о причинах актуализации роли информации в общественном развитии дает получившая широкую известность концепция американского ученого А.Тоффлера. Он выделил три основные типа цивилизации, возникшие в ходе глобальных социотехнологических революций: аграрно-ремесленную, индустриальную и информационно-компьютерную. Основу каждой из трех цивилизаций составляет своя особая технологическая система, связанная, соответственно, с материей, энергией и информацией.
Все это диктует необходимость отношения к информации как важнейшему фактору, определяющему многие направления развития общества. Действие этого фактора в особой мере усиливается ростом количественных показателей информационных потоков в современном обществе [17, С. 19].
Возрастание объемов информации
Высокие темпы научно-технического прогресса, расширение масштабов познавательной деятельности людей, появление новых наук, стремительная смена не только производственных, но и социальных технологий, динамизм жизни современного общества - все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов. Их примечательной особенностью является то, что в отличие от всех других ресурсов с течением времени они не убывают, а наоборот, характеризуются ростом и накоплением объемов.
По утверждению специалистов сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году - каждые 10 лет, а к 1970 году - каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. Он удваивается уже за 2-3 года.
Лавинообразный рост объемов информации во второй половине XX в. породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой "информационный взрыв". Следствием информационного взрыва явился информационный кризис - противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность до 50% своего рабочего времени, в состоянии ознакомиться не более чем с 10-12% публикаций, вышедших за год даже по самой узкой специальности. В результате существенно снижается эффективность использования информации как важнейшего ресурса. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Стало очевидно, что традиционные технологии сбора, обработки, поиска, хранения и передачи информации не способны обеспечить использование в полном объеме накопленного обществом громадного информационного потенциала. Кардинальное решение проблемы информационного кризиса стало возможным лишь при создании принципиально новой технической и технологической платформы, базирующейся на персональных компьютерах и средствах телекоммуникации. Беспрецедентное развитие информационной техники и технологии составило основу развития глобального процесса современности - информатизации общества [5, С.27].
Информатизация общества, развитие информационной техники и технологии
На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. В истории развития цивилизации произошло несколько кардинальных преобразований в сфере обработки информации, получивших название информационных революций.
Первая информационная революция - изобретение письменности, открывшая новый способ фиксации и передачи знаний от поколения к поколению, который радикально изменил общество, культуру и организацию деятельности людей.
Вторая информационная революция - изобретение книгопечатания (середина XV в.), привела к существенному качественному и количественному росту источников информации, обеспечила формирование «памяти человечества».
Третья информационная революция - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио (конец XIX в.), позволяющие накапливать и оперативно передавать информацию на расстоянии.
Четвертая информационная революция - изобретение микропроцессорной техники и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.), открыла новую эру в развитии человеческого общества, реализовав принцип « информация здесь и сейчас», усилив интеллектуальные возможности человека и общества в целом.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Следствием этого стало изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая, перспективная, современная» технология. Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, революционный, а не эволюционный характер этой технологии.
Одной из наиболее ярких иллюстраций стремительного внедрения в жизнь новых информационных технологий является Интернет-технология. По данным отечественной профессиональной печати Интернет характеризуется беспрецедентными в истории коммуникационных технологий темпами роста: если в 1990 г. к системе ИНТЕРНЕТ было подключено 1,5 млн. пользователей, в 1996 г. - 60 млн. в 160 странах мира, то в 2000 г. их число составило 1 млрд. человек. Отмечается, что число пользователей Интернета удваивается каждые сто дней. Для сравнения: США понадобилось 38 лет, чтобы достичь уровня 50 млн. радиоприемников; 13 лет, чтобы достичь уровня 59 млн. телевизоров и только четыре года, чтобы достичь уровня 60 млн. пользователей Интернет-ресурсов.
Внедрение новых информационных технологий является проявлением и, одновременно, основой сложного социально-экономического и научно-технического процесса - информатизации общества.
Информатизация - организованный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на использование информационных ресурсов цивилизации с использованием новых информационных технологий.
Понятие информатизации является гораздо более емким, чем смежные понятия компьютеризации, электронизации, автоматизации. В отличие от этих понятий, сущность которых связана преимущественно с развитием информационной техники и технологии, технической базы, информатизация направлена на улучшение качества труда и жизни современного человека за счет обеспечения свободного оперативного доступа к информации, независимо от географических факторов. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Процесс информатизации происходит неравномерно в различных странах, характеризуется разными темпами. Первыми на этот путь встали в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. США, Япония и страны Западной Европы. В этих государствах, начиная с 60-70-х годов, проводится политика повсеместной информатизации всех сфер деятельности человека. Были разработаны и приняты на государственном уровне программы информатизации с целью наиболее полного использования информационного ресурса для ускорения экономического, социального и культурного развития общества. Предполагается, что США завершат переход к информационному обществу к 2020 г., Япония и основные страны Западной Европы - к 2030-2040 гг. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями.
В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информационных сетей и систем разного уровня, баз данных т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных расходов [5, С.63].
В нашей стране осознание идей информатизации на государственном уровне относится к концу 80-х годов. В СССР в 1989 г. была разработана Концепция информатизации общества. По предварительным оценкам информатизация в России завершится к 2050 г. при условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране.
Информатизацией в России занимаются многие ведомства, однако процесс информатизации по своей природе является межотраслевым. С этой точки зрения достижению весомых успехов информатизации была призвана способствовать разработка интегральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.».
Составной частью и необходимым условием информатизации российского общества является информатизация образования.
Информатизация образования - процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного информационного мирового сообщества, к продуктивному использованию информации и знаний на основе широкого использования вычислительной и техники и средств телекоммуникации.
Процесс информатизации во всем мире принято расценивать как ключевое условие успешного развития общества, доминирующую тенденцию развития цивилизации в XXI веке. Благодаря стремительному развитию средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий на нашей планете возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности десятков и сотен миллионов людей, активно формируется информационное общество[5, С.27].
Становление информационного общества.
Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине - машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХ1 века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.
Важнейшим показателем информационного общества является то, что каждый его член имеет равные права и возможности свободно производить и своевременно получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом.
Информационное общество имеет следующие основные признаки:
·большинство работающих в информационном обществе занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг;
·обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации ( за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах);
·информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Преимущества информационного общества:
·решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
·обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
·главной формой развития становится информационная экономика;
·информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
·формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
·с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
·реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Кроме позитивных существуют и негативные следствия, опасные тенденции развития информационного общества:
·проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации;
·проблема отбора качественной и достоверной информации, угроза дезинформации;
·проблема адаптации людей к среде информационного общества Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество.
В отличие от стран с развитой информационной индустрией (США, Япония. Англия, Германия, страны Западной Европы), где уже давно одним из направлений государственной политики является инвестирование и поддержка информационных инноваций, компьютерных сетей и телекоммуникаций, процесс информатизации общества в России, в силу особых социально-экономических причин, сдерживается недостатками материально-технического, финансового и правового обеспечения.
К числу важнейших проблем в этой сфере относятся следующие:
·отставание в развитии инфраструктуры страны, прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, недостаточная плотность телефонизации и компьютеризации России;
·отставание в развитии национального информационного законодательства, выражающееся в том, что до сих пор еще не принят ряд важнейших законов информационного законодательства, а принятые законы часто не исполняются из-за низкой правовой культуры членов общества.
Однако решение этих проблем не возможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Так, даже если будет полностью реализована потребность учреждений и организаций в компьютерной технике, обеспечена бесперебойная работа электронных коммуникаций, изданы самые совершенные законы по информации и информатизации, но при этом к жизни в информационном обществе не будет подготовлен человек, то все принятые государственные программы информатизации останутся лишь благими намерениями. Следовательно, особое место в подготовке человека к жизни в грядущем информационном обществе должно отводиться формированию информационной культуры личности [4, С. 18].
1.2.Подходы к определению понятия «Информационная культура личности»
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому названию явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования « Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро « О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.) [2, С.45].
И поныне авторами большей части публикаций являются библиографоведы, библиотековеды, книговеды. Именно они составили основной исследовательский актив созданного в 1993 году отделения информационной культуры Международной академии информатизации (МАИ), обеспечившего выпуск серии сборников «Проблемы информационной культуры», а также проведение на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств ряда международных научных конференций, посвященных гуманитарным проблемам информатизации, включая проблему информационной культуры. В дальнейшем к этой деятельности присоединились и другие вузы культуры - Самарская и Кемеровская государственные академии культуры и искусств. Результатом этой деятельности явилась выработка представлений об информационной культуре как области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; как научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения и осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности .
С конца 1980-х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами, библиотековедами, заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации. Привлечению внимания научной общественности к феномену информационной культуры способствовало издание в серии « Эврика» книги профессора кафедры основ государственного управления Московского историко-архивного института Г.Г. Воробьева "Твоя информационная культура" (1988 г.) С позиций сегодняшнего дня содержание этой популярной книги имеет достаточно отдаленное отношение к информационной культуре. В ней речь шла о культуре рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей. Однако именно эта книга сделала словосочетание "информационная культура" широко употребляемым, а затем ввела его в сферу " большой науки" [3, С.67].
Популяризации понятия информационная культура способствовала также и книга А.П. Суханова « Информация и прогресс» (1988 г.), содержащая отдельную главу «Информационная культура» [16, С.67].
В последующие годы в публикациях философов А.А. Виноградова, А.И.Ракитова, Э.П.Семенюка, А.Д. Урсула и других специалистов это понятие стало приобретать категориальный статус и использоваться в широком специально-научном и философском контексте.
С философской точки зрения информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности.
По мере развития научно-технического прогресса понятие информационной культуры вбирало в себя знания из тех наук, которые явились основанием для реализации принципиально новых подходов в работе с информацией, обеспечивающих решение проблемы информационного кризиса (теория информации, кибернетика, информатика, семиотика, документалистика и ряд др.)
Особое влияние на наполнение понятия информационная культура новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности - компьютерной.
Однако ориентация на зарубежную информационную технику и технологию привела к распространению и соответствующей англо-язычной терминологии, и, прежде всего, термина «компьютерная грамотность». Именно этот термин за рубежом обычно выступает как важнейший атрибут члена информационного общества, стоящий в одном ряду с понятиями информационной и функциональной грамотности.
При этом компьютерная грамотность мыслится как составная часть и средство для обеспечения функциональной грамотности. Компьютерная грамотность определяется как все то, что нужно человеку, чтобы иметь дело с компьютером, с целью функционирования в обществе, основанном на информации.
К сожалению, заимствованный за рубежом термин «компьютерная грамотность» стал использоваться в отечественной литературе для обозначения другого понятия - информационной культуры. Наиболее наглядно это проявляется в содержании нормативных документов Министерства образования, регламентирующих изучение информатики в общеобразовательных учреждениях. Примером тому могут служить « Обязательный минимум содержания образования по информатике», хотя у российской науке уже имелись более продуктивные подходы к формированию не просто компьютерной грамотности, а компьютерной культуры. В соответствии с концепцией ученых А. П. Ершова и В. М. Монахова « компьютерная культура» включает наряду с компьютерной грамотностью знания и умения, связанные с решением конкретных информационных задач [4, С.27].
Компьютерная грамотность согласно этой концепции предполагает элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели; знание основных алгоритмических структур и умение применять это знание для построения алгоритмов решения задач по математическим моделям; понимание устройства функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня.
Наряду с компьютерной грамотностью к другим компонентам компьютерной культуры относятся навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности; навыки их формализованного описания; навыки квалифицированного использования основных типов информационных систем (и пакетов прикладных программ общего назначения) для решения с их помощью практических задач; умение грамотно интерпретировать результаты решения несложных практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в реальной деятельности.
В ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов стали входить представители таких наук, как семиотика, лингвистика, социология, психология, педагогика, культурология, эстетика и других.
В результате в 90-х годах стала утверждаться точка зрения о необходимости осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии, теоретические основания которой заложены в трудах профессора М.Г. Вохрышевой [4, С.89].
О становлении информационной культурологии, в частности, свидетельствует работа В.А.Фокеева, содержащая «ядерный» список публикаций по проблемам информационной культуры и позволяющая представить диапазон различных областей научного знания, представители которых участвуют в становлении и развитии этой новой научной дисциплины [18, С. 157].
Попытка систематизации существующих представлений об информационной культуре личности предпринята в учебном пособии Н. Б..Зиновьевой [8, С. 36].
Сегодня, ученые, осознав острую потребность информационной подготовки личности в образовательных учреждениях, библиотеках, медиатеках и пытающиеся на практике осуществить мероприятия, связанные с формирования информационной культуры тех или иных социальных групп общества, испытывают серьезные затруднения.
Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура», вызванного полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и « культура». Неопределенность при использовании усугубляется также из-за наличия множества близких, но не тождественных ему по смыслу понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», « библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность».
Наряду с понятиями, ориентированными на конечный результат - «культура, знания, грамотность», существует также ряд родственных понятий, связанных с достижением этого результата: «библиотечно-библиографическая подготовка», «библиотечно-библиографическая ориентация», «обучение пользователей (потребителей информации)», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» и другие, порожденные практикой работы библиотек и информационных учреждений.
Из перечисленного ряда понятий наиболее распространенными являются: «библиотечно-библиографическая грамотность», «культура чтения», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний», «компьютерная грамотность». Определения этих понятий приводятся ниже по мере их исторического становления.
Библиотечно-библиографическая грамотность - комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них.
Стремление библиотек к эффективному использованию накопленных информационных ресурсов, к повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания привело к расширению состава компонентов, характеризующих библиотечно-библиографическую грамотность читателя. В число новых компонентов стало входить знание ассортимента существующих информационных продуктов и услуг, причем имеющихся не только в данной библиотеке, но и в государственной системе научно-технической информации в целом, умение пользоваться возможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонента.
Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего, с книгами, обусловила дальнейшее расширение границ библиотечно-библиографической грамотности и привело к появлению нового понятия - культура чтения. Культура чтения - составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.), бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования. Внедрение новых форм представления информации (баз данных, электронных книг, электронных журналов, газет и др.), стремительное развитие компьютерных технологий обработки информации, появление автоматизированных библиотек, располагающих электронными каталогами - все это выдвинуло на первый план в сфере поиска эффективных способов и средств работы с информацией понятие «компьютерная грамотность». Его появление не означало отмирания понятий «библиотечно-библиографическая грамотность» и «культура чтения», но, вместе с тем, отразила существенное снижение общественного интереса к ним.
Компьютерная грамотность - это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.
Важными компонентами компьютерной грамотности являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ним связаны; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; владение современными программными средствами. В процессе овладения компьютерной грамотностью формируются умения использовать компьютер при написании и редактировании текста, поиске информации, рисовании и т. д., составлять простые программы, алгоритмы решения задач. В отличие от обычной грамотности компьютерная грамотность формируется в сжатые сроки и меняется с развитием компьютерной техники и программного обеспечения.
Рассмотренные понятия (библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность, пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний), как следует из их определений, лишь частично отражают сложный процесс удовлетворения многообразных информационных потребностей личности. Преодоление фрагментарности, разрозненности знаний в области работы человека с информацией, представленной и в традиционной, и в электронной форме, обретение целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач, стало возможным с развитием нового, интегрального подхода к формированию готовности гражданина к жизнедеятельности в информационном обществе, получившего название информационной культуры. При этом информационная культура выступает как более емкое понятие, включающее в себя каждое из приведенных выше понятий в качестве составного компонента, но не сводимое к их сумме, а представляющее собой качественно новое интегральное образование.
1.3.Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частные правила, методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационной деятельности.
Если исходить из накопленного опыта формирования информационной культуры, то ее компонентами, в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность.
Изучение истории вопроса свидетельствует, что формирование у детей, подростков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной мере богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.
Труды по истории детской литературы свидетельствуют, что уже в 16 веке в первых рукописных и печатных книгах для детей обращается внимание на необходимость формирования у детей умений понимать прочитанное. Так, Лаврентий Зизания включает в свою книгу "Наука к читаню и разуменю письма словенского" толковый словарь "Лексис". Тем самым впервые на языке славянской письменности в состав учебной книги, адресованной непосредственно юному читателю, включается элемент, направленный на содействие углубленному самостоятельному изучению и практическому освоению учебного материала. Следует отметить, что именно справочные и энциклопедические издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения, доминируют в последующем среди печатных изданий, адресованных детям, подросткам, юношеству.
В трудах выдающихся писателей, общественных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получает обоснование идея воспитания у детей стремления к самостоятельному, сознательному чтению. В частности, известный отечественный педагог К.Д. Ушинский утверждая, что книга для ребенка - основа умственного развития, подчеркивал необходимость воспитания у него с раннего детства умений и навыков самостоятельного сознательного чтения. Особое внимание он придавал выработке у учащихся потребности приобретать новые знания, как необходимого атрибута личности ребенка уже в первые годы его учения.
Так, в статье «Воскресные школы» К.Д. Ушинский писал: "Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит".
В последующий период идея формирования потребности в самостоятельном сознательном чтении была реализована через выпуск ряда изданий, обеспечивающих ориентацию в мире знаний. Так, во 2-й половине 19 века создаются первые библиографические указатели, адресованные детям; беседы для детей о книге; беседы о чтении, о библиотеке. В 1908 году вышла книга " Спутник самообразования" Н. В. Чехова, где впервые было уделено внимание специальным умениям и навыкам, которые необходимы юному читателю при выборе книг в библиотеке.
Организационные вопросы, связанные с решением проблемы специальной подготовки читателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.), на первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1914 г.), на Московском городском съезде по народному образованию (1912 г.). На государственном уровне эта проблема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации неграмотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приобщение детей к книге и библиотеке рассматривалось в единстве с обучением грамоте, со становлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов [6, С.25].
Однако уже в конце 20-х годов наблюдается повышение роли библиотеки и детского библиотекаря как организатора всей внеклассной работы с детьми и особенно их внеклассного чтения. За библиотекой закрепляется статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использоваться беседы, экскурсии, библиотечные уроки. Следует отметить, что обучение носило не обязательный характер и проводилось главным образом среди членов кружка "Друзья книги". Проводимые же библиотекарями библиотечные уроки предназначалась скорее библиотекарям-профессионалам, нежели пользователям библиотек. Они были перенасыщены специальными знаниями и предусматривали формирование профессиональных библиотечных умений и навыков (изучение порядка ведения библиотечной статистики и читательских формуляров, особенностей обслуживания читателей в читальном зале и на абонементе и т.п.).
Таким образом, библиотечные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации .
В конце 30-х годов появляются первые самостоятельные программы обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный характер. На специальных библиотечных занятиях рассматривались такие темы, как: «Знакомство с библиографическими справочниками и как с ними работать», «Использование словарей, справочников, энциклопедий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для работы и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соответствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педагогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся.
В 40 - 50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой.
Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия Постановления ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране" (1959г.). Начинается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8 классов. Материал располагался в последовательном усложнении по годам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.
Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно-обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности, переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем, и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности, обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.
В 90-е годы с увеличением в составе библиотечных фондов новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий в структуре пропаганды библиотечно-библиографических знаний усиливается внимание к обучению работе с информацией на нетрадиционных носителях. Активное внедрение в жизнь Интернет заставило библиотеку вести обучение пользователей навыкам поиска информации в удаленных отечественных и мировых информационных ресурсах.
Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;
экскурсии по библиотеке;
проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы;
игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»)- это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации.
В тоже время возникла некоторая "неразбериха" в терминологии «школьная библиотека». Отечественными учеными, исследующим вопросы использования медиа- в учебно-воспитательном процессе школы, был в начале 90-ых гг. предложен термин "медиатека" для того, чтобы подчеркнуть новую концепцию деятельности школьной библиотеки, развивающей новые формы услуг с использованием медиаресурсов. В то же время библиотечные специалисты в течение 90-ых годов старались сохранить традиционный термин "библиотека", полагая, что понятие о библиотеке уже предусматривает различного рода изменения, которые происходят в образовании. Специалисты в области новых информационных технологий выступили со своим пониманием термина "медиатека", рассматривая его как собрание компакт-дисков. Школьные учителя информатики выступили за понятие "медиацентр", как класс информатики или компьютерной лаборатории для самостоятельной работы школьников с компьютерными технологиями, практически исключив из его составляющей собственно библиотеку. Ряд государственных документов и положений последних лет обращает внимание на унифицированную концепцию, использующую термин "медиа", как ключевое слово для новых форм услуг.
Поэтому было рекомендовано определить слово "библиотека" с новой терминологией, использующей "медиа", получилось: "Школьный библиотечный медиацентр". В основе концепции развития школьного библиотечного центра лежит изменение качества обучения в школе, которое ориентируется на новые педагогические идеи и информационные технологии. Речь идет о признании необходимости дифференциации и индивидуализации обучения как одного из условий полноценного развития и личностной самореализации учащихся; гуманизации образования, при котором человек признается основной и высшей ценностью. Все изменения, которые происходят в школьном образовании, вносят изменения в деятельность и организацию школьной библиотеки, которая начинает действовать как "школьный библиотечный медиацентр", являющийся основой целостной единой информационной cлужбы школы [19, С.67].
2. Место библиотеки - медиатеки в муниципальном общеобразовательном учреждении «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа» в формировании информационной культуры школьника
.1 Место школьной библиотеки - медиатеки в информационном пространстве общеобразовательного учреждения
Библиотечный медиацентр в школьном едином информационном образовательном пространстве несёт нагрузку, связанную с общей каталогизацией, контролем за обращениями, созданием тематических списков дополнительной литературы, медиасредств, имеющихся в медиацентре и аннотированных ссылок на образовательные ресурсы Интернет; организацией накопления информационных банков данных по различным темам и направлениям, в том числе, создаваемым учащимися в учебно-воспитательной деятельности (доклады, рефераты, выступления на семинарах и конференциях, результаты самостоятельных исследований); организацией обновления материалов, создаваемых педагогическим коллективом или методическими объединениями, об урочной и внеурочной деятельности школы (поурочное планирование, описание лабораторных и практических работ, презентации, информации для родителей, др.); созданием веб-страниц учителями и школьниками как результатов работы по проектам [19. С.18].
Cуществуют разные мнения и по поводу того, каким образом в школе организовать самостоятельную деятельность (индивидуально или в группе) учащихся и учителей с информационными медиаресурсами:
·от традиционного подхода, при котором ресурсы и оборудование для их демонстрации выступают инструментами учителя, использующего их на уроках в классе, или когда по заданию учителя учащиеся работают самостоятельно с ресурсами в том же учебном кабинете, но при этом жестко ограничены рамками учебной программы, временем, отведенным на урок, и темпом, который задается учителем;
·до распределенного подхода к организации самостоятельной деятельности, когда создаются отдельные рабочие зоны в самом библиотечном медиацентре и отдельные помещения для кружковой и внеурочной деятельности с систематическим использованием медиаресурсов и аппаратуры (школьный издательский центр, видео- или телестудия, кружок по созданию веб-страниц и пр.), где учащиеся работают в присущем только им ритме, используя те ресурсы, которые есть результат их самостоятельного выбора.
Создание школьного библиотечного медиацентра - как ядра школьной информационной службы - дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива школы, возможно, родителей и других заинтересованных лиц, и самое главное - идущее параллельно с развитием единого информационного пространства самой школы, так как медиацентр является его важнейшей составляющей.
Возможна некоторая последовательность в этапах создания библиотечного медиацентра школы. Первый этап:
·оснащение библиотеки школы компьютерами, другим оборудованием для использования медиаинформации и доступом к Интернет.
·Создание и развитие электронного каталога, интегрирующего имеющиеся библиотечные и информационные медиаресурсы, которыми располагают все кабинеты школы
·Наращивание фонда нетрадиционных материалов и средств за счет приобретения справочных, энциклопедических, образовательных компакт-дисков, видеоматериалов.
·Подбор необходимого персонала медиацентра.
·Повышение квалификации сотрудников центра и учителей школы.
·Накопление методических материалов, разработанных учителями школы, и исследовательских и творческих работ учащихся в электронном виде.
Одновременно в школе осуществляется компьютеризация помещений администрации, учебных кабинетов школы (не только кабинета информатики) и помещений для дополнительной внеурочной работы (например, видео-издательский комплекс), где завучами, учителями и организаторами внеурочной работы (в том числе, координатором проектной работы) также идет накопление информационных материалов в электронном виде (нормативы и др. инструктивные материалы, программы, вопросы билетов выпускных экзаменов, материалы вступительных экзаменов различных ВУЗов, др.).
Второй этап:
·Включение библиотеки и других школьных подразделений в единую локальную сеть.
·Разработка модуля школьного библиотечного медиацентра.
·Перенос накопленной информации и материалов (частично) в Интранет и Интернет на веб-сайт школы.
·Функциональное объединение штатных единиц - библиотекаря, медиа- и технических специалистов, ранее изолированно работающих друг от друга и подчиняющихся школьной администрации, в единую службу, действующую более экономно и значительно более эффективно, подчиняющихся руководителю - специалисту в области информационных и педагогических технологий, способного разработать программу развития школьной информационной службы и библиотечного медиацентра школы на перспективу.
·Идет активное наполнение Базы данных школы всеми службами школы.
·Учителя могут разрабатывать дистанционные курсы по своим предметам для учащихся, которые в силу разных причин (болезнь, экстернат) могут проходить обучение из дома.
·Проводится большая работа по поиску возможных "сетевых" партнеров школы - библиотеки, музеи, фонды, дистанционные обучающие центры, др.
·Особая нагрузка ложится в этом процессе на сотрудников школьного библиотечного медиацентра, которые заполняют материалами модуль "Школьный библиотечный медиацентр" школьной Базы данных.
Дальнейшее развитие школьного библиотечного медиацентра как школьной информационной службы и части единой информационной образовательной сети школы зависит от развития общества, научно-технического прогресса, распространения новых идей в педагогических и смежных науках и того внимания, которое государство уделяет вопросам образования страны [19, С.186].
Роль, значение школьной библиотеки-медиатеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые четко сформулированы в единственном пока обновленном документе «Примерном положении о библиотеке ОУ», вышедшем в 2004 году.
Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях».
Сегодня конкретно определена структура фонда библиотеки, а именно:
·бумажные источники информации (книги, газеты, журналы)
·электронные документы
·документы, записанные на видео-, аудио-носителях
Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки:
·комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;
·пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
·осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов;
·организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и на электронных носителях.
И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника.
Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы. В помощь работникам ОУ, библиотекарям школ разработано «Положение о школьной медиатеке», выпущено методическое пособие Е.П. Ястребцевой «Медиатека! Как создать в школе медиатеку» [21, С. 32].
Как показывает практика, представленная на страницах педагогических, библиотечных изданий, наиболее эффективным является создание медиатек, медиацентров именно на базе библиотек образовательного учреждения. Самая распространенная форма модели школьной библиотеки - библиотека -информационный центр. Правда сейчас модно стало называть библиотеки школ медиатеками. Термин этот специалисты трактуют по-разному:
для педагогов это набор дисков, которые мы получили с компьютерными классами и компьютерами для библиотек;
в библиотечной практике, да и в словарях, медиатека - это собрание информационных ресурсов (на всех видах носителей).
Составными частями такой библиотеки -медиатеки являются:
·библиотека с ее традиционным печатным книжным фондом, периодическими изданиями, читальным залом и местом для просмотра микрофиш и тиражирования материалов на множительной технике. Здесь же должен быть помещен компьютер с целью АРМ библиотекаря, принтер , сканер, ксерокс;
·компьютерная зона-место или помещение с 2-3-мя компьютерами, где учителя, учащиеся могут самостоятельно или с помощью библиотекаря, медиаспециалиста получать информацию, используя фонд электронных документов и возможности Интернет-ресурсов;компьютеры должны быть подключены к Интернету;
·медиатека - включает в себя как электронные учебники, так и другие электронные документы;
·видео-,аудио- и фонотека, а также техника и места для работы с данными документами [21, С. 34].
Таким образом библиотека превращается в информационный центр, где пользователи могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD-дискам, прослушивать и просматривать видео- и аудиозаписи для подбора материалов к докладам, сочинениям, рефератам, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Одновременно школьник учится работать с «ключами» медиатеки: электронными каталогами, банками данных и другими программными средствами, справочными и энциклопедическими изданиями. Сотрудничая с учителями, библиотечный специалист содействует им в развитии учебных программ, разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, используя как индивидуальные, так и групповые формы работы, разрабатывает и проводит курсы и факультативы по формированию информационной культуры. личная Практика по созданию такой библиотеки -медиатеки убеждает в том, что все электронные издания целесообразно хранить именно в библиотеке, а не в компьютерном классе. Это способствует более эффективному обслуживанию пользователей ( кто бы им ни был: учитель, ученик или родитель), ведь ему не важно, где взята информация, главное, чтобы она была и в достаточном объеме. Библиотекарь же, подбирая материал, сразу может использовать как традиционные, так и нетрадиционные источники информации, не отправляя пользователя за дополнительной информацией, допустим, в кабинет информатики. И это принципиально важно.
Библиотекарь, попробовавший, хотя бы однажды, провести мероприятие с использованием ИКТ, уже не сможет вернуться к обычным, традиционным формам их проведения, видя огромное преимущество в качестве и эффективности таких мероприятий.
Что же мешает библиотеке занять то место, которое отводится ей сегодня в информационном пространстве школы?
·Во-первых, недооценка роли библиотеки (и библиотекаря) администрациями школ в создании информационного пространства школы. Многие руководители ОУ, учителя не имеют ясного понимания современной роли библиотечного специалиста в школе. В этих условиях библиотекарю важно продемонстрировать свою значимость в образовательном пространстве, причем сделать это не на словах, а на деле. Необходимо разработать план дальнейшего развития библиотеки как информационного центра школы, работа которого будет вносить весомый, видимый ежедневный вклад в обучение детей, в поддержку образовательного и воспитательного процесса школы.
·Во-вторых, отсутствие гарантированного финансирования, а значит и комплектования школьной библиотеки, как книгами, так и периодическими изданиями.
И все-таки есть уверенность, что школьная библиотека, хоть и не так быстро, как хотелось бы, все же займет свою нишу в информационном пространстве школы и внесет значимую лепту в дело информатизации, а значит и модернизации образования.
Значению школьной медиатеки как формы работы библиотеки, влияющей существенным образом на формирование информационной культуры учащихся, в современной педагогической литературе уделяется большое внимание
По мнению профессора О.В. Шлыковой, «мультимедийные продукты» отличаются от не мультимедийных прежде всего тем, что:
1.Информация обрабатывается в цифровой форме с применением компьютера;
2.Документы могут содержать различные виды информации (текстовые, звуковые, графические, анимационные, видео) и т. д., что позволяет и ученику, и педагогу выбирать с учетом собственных интересов, возможностей, учебных и исследовательских потребностей.
.Существенной особенностью мультимедийных продуктов является их интерактивность - активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияния.
.Возможность работать с гипертекстами.[22, C.14]
Компакт- диски стали использоваться:
·на библиотечных уроках в 5 - 9 классах;
·при подготовке классными руководителями внеклассных мероприятий;
·при разработке программ факультативов и спецкурсов;
·при подготовке разноуровневых домашних заданий;
·при подготовке учащихся и учителей к интеллектуальным марафонам, научно-практическим конференциям.
Однако, только компактные диски не могли удовлетворить весь спектр запросов учащихся и педагогов. Поэтому встал вопрос о подключении к Сети ИНТЕРНЕТ, что позволило максимальному количеству учащихся получить необходимую информацию за минимальное количество времени.
Библиотекарями разработан план работы медиатеки с пользователями, согласно ему, пользователей знакомят с различными источниками информации, учат сравнивать их с точки зрения полноты и достоверности, учат правильно отбирать необходимую информацию. В результате системной работы медиатеки выступления учащихся на уроках, их сообщения, рефераты, научные работы отличаются большей информационной насыщенностью, которая достигается изучением и проработкой большого количества книг и электронных энциклопедий.
Библиотекари проводят индивидуальные консультации, занятия по медиатехнологиям, которые помогают учащимся и педагогам пользоваться традиционными и электронными носителями информации.
Систематически библиотека оказывает помощь в развитии интеллектуальных умений учащихся, их способности к самосовершенствованию в использовании новых информационных технологий. Наиболее запрашиваемыми являются такие компакт-диски:
·«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
·«Энциклопедия катастроф»
·«Энциклопедия животного мира»
·«Музеи Европы»
·«Галерея искусств»
·«От плуга до лазера» и другие.
Основной принцип работы сотрудников библиотеки в работе с учащимися можно выразить словами М. Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".
Работа школьной библиотеки на современном этапе выходит за рамки учебного заведения.
Основными формами работы библиотеки по распространению информационной культуры учащихся является:
·проведение библиотечных уроков;
·экскурсий в библиотеке;
·индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по их запросам;
·беседы,
·защиты читательского формуляра;
·мультимедийные презентации;
·информины;
·познавательные игры и так далее.
Проектная деятельность.
Огромна роль школьной библиотеки - медиатеки в организации помощи учащимся в проектной деятельности. Именно системная работа библиотеки помогает учащим найти необходимый материал, грамотно его расположить, умело использовать важные факты,
Система работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников позволяет:
Результативность
·сформировать умения и навыки работы с документами
·повысить познавательную активность учащихся;
·стимулировать мотивацию к учебе и заинтересованность в научно-исследовательской и проектной деятельности;
·способствовать сохранению преемственности в обучении учащихся гимназии и колледжа;
·быстрее адаптировать бывших школьников к учебе в ВУЗе;
·повысить ответственность педагогов, работников библиотек за свою работу;
·поднять работу библиотеки на более высокий и качественный уровень.
2.2 Библиотека - медиатека муниципального общеобразовательного учреждения «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа»
Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры педагога и ученика.
В 2005 году в нашей школе стала возможным создать специальное подразделение библиотеки-медиатеку, состоящей из читального зала, абонемента, компьютерного зала. Медиатека оснащена современной мебелью (столы для читателей, компьютерные столы и стулья, шкафы для книг и дисков), компьютерами и мультимедийным проектором, копировальной и множительной техникой (принтер, ксерокс); музыкальной и видеоаппаратурой (музыкальный центр, видеокамера, видеомагнитофоны).
Целью библиотеки-медиатеки является создание для участников образовательного процесса условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности, а также обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в школе.
Задачи библиотеки-медиатеки:
·Создание на школьном уровне медиа-библиотечной среды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами.
·Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и методическими материалами на традиционных и современных носителях информации.
·Воспитание информационной культуры педагогов и учащихся.
·Оказание технической и методической помощи участникам образовательного процесса.
В школьной библиотеки-медиатеке созданы все условия для самостоятельной и коллективной, творческой работы учащихся и учителей. Всего пользователей - 280 человек. Здесь же организован свободный доступ пользователей ко всем информационным ресурсам.
Информационные ресурсы представлены фондами:
·художественной литературы (9 тыс. экз.),
·учебников (6 тыс. экз.)
·газет и журналов (20 наименований)
·нетрадиционных носителей информации (138 дисков).
Развитие нетрадиционных видов носителей информации меняет облик современной библиотеки. Все большее количество изданий появляется на оптических дисках, обеспечивая преимущества в поиске информации, экономии времени пользователя, площадей хранения в библиотеках.
Определение своих информационных потребностей, возможных источников информации, поиск и получение информации, ее оценка и отбор, а также эффективное использование, становятся условиями для выживания в современном обществе.
На базе библиотеки-медиатеки проводится обучение учащихся и педагогов использованию современных информационных технологий, как своей школы, так и других образовательных учреждений района. С использованием мультимедийных средств образовательный процесс превращается в увлекательное, захватывающее занятие для ученика, и в не менее приятный вид деятельности учителя, так как для всех педагогов самая большая награда - заинтересованный лица учеников, их успехи и достижения.
График работы библиотеки-медиатеки составлен таким образом, что в первой половине дня в ней могут проводиться учебные занятия, пользоваться библиотекой, а во второй - отводится время для самостоятельной работы учащихся и педагогов, для проектной деятельности. Каждый год разрабатывается план работы библиотеки-медиатеки (Приложение2).
Доступ в Интернет обеспечивается по потребности (разумной, обоснованной, но все же по потребности).
Учитель и администратор имеют реальную возможность использовать ресурсы Интернет для решения учебно-методических, воспитательных проблем и для управленческих целей, для получения консультаций, в том числе в режиме on-line, для общения с коллегами.
Учащиеся школы имеют возможность (под руководством и при непосредственном участии педагога или сотрудника медиатеки) использовать Интернет - технологии для поиска информации, для участия в реализации Интернет - проектов, для общения со сверстниками.
В медиатеке ведется работа по:
. Выявлению информационных потребностей пользователей и удовлетворению их запросов.
Основные услуги:
·набор текста и печать,
·тиражирование учебных материалов,
·поиск и предоставление информации.
·подготовка дидактического и наглядного материла (стенды, объявления, грамоты).
2. Установке и апробированию программного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
·Для эффективной работы педагогов была установлена программа «КМ-школа».
·Для использования школьниками и учителями в медиатеке установлены мультимедийные учебники, энциклопедии, справочники: «Большая Советская энциклопедия», «Энциклопедия КиМ», «История», «Хрестоматия по литературе», «Физика», «Биология».
·Для индивидуального компьютерного тестирования учащихся 11-х классов установлены тренажеры для подготовки к ЕГЭ по различным школьным предметам: математике, русскому языку, физике, географии и т. д.
3. Созданию каталога школьного видео - и аудиоматериала.
. Сохранению фондов медиатеки.
. Формированию библиографических и тематических справок, аннотированных списков
. Взаимодействию с библиотеками- медиатеками, родительской общественностью, СМИ и другими организациями.
В целом за период работы в нашей медиатеке было сделано следующее:
·Создана нормативно-правовая база: Положение о медиатеке (приложение 1), должностные обязанности (приложении 8),регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет (приложение 3),журнал выдачи электронных носителей (приложение 4), журнал заявок по техническому и информационному обеспечению учебно-воспитательного процесса (приложение 5), журнал регистрации пользователей компьютерного зала медиатеки (Приложение 6);
·Создан электронный каталог учебников с использованием Автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС) MARK - SQL- версия для школьных библиотек.
·Создан каталог мультимедийных компакт-дисков в Microsoft Excel. (Приложение 7)
·Созданы аннотированные ссылки по предметам на образовательные ресурсы сети Интернет;
·Создана база данных дидактических материалов и методических разработок уроков с использованием ИТ учителей предметников.
·Налажено взаимодействие с педагогами и учащимися в рамках проектной деятельности (оказывается методическая и консультационная помощь педагогам и учащимся старших классов).
Первые годы работы школьной медиатеки показали, что:
·у учителей и учащихся довольно часто возникают затруднения при поиске требуемой информации;
·не находят большого применения формы обслуживания, требующие личной активности пользователя;
·наиболее популярными формами информационного обслуживания являются различные виды обзоров.
Учитывая вышеназванные проблемы, можно выделить наиболее рациональные и приемлемые формы информационного обслуживания, реализующие задачу адресного предоставления информации:
·Дни информации для учителей - предметников. На днях информации учителям-предметникам даются обзоры методической и учебной литературы, учебных видеоматериалов и электронных изданий, ресурсов Интернет. Демонстрируются фрагменты видеофильмов с рекомендациями по их использованию, проводится знакомство с интерактивными программами. Учителям выдаются аннотированные списки литературы, аннотированные каталоги видеофильмов и компьютерных программ, перечень ресурсов Интернет по данной предметной области.
·Прокатная деятельность: выдача книг на абонемент, газет и журналов - на ночной абонемент, выдача видеокассет и CD. Для своевременного обеспечения учебно-воспитательного процесса учебными фильмами и обучающими компьютерными программами проводится работа по формированию заказа и тиражирование. Выполняется монтаж видеофильмов, копирование учебных фильмов и электронных изданий.
·Организация выставок программного обеспечения учебного процесса; аудиовизуальных средств обучения; учебно-методической литературы; материалов педагогического опыта на семинарах, конференциях.
·Методическая консультационная помощь педагогам, учащимся в получении информации, консультирование по использованию медиасредств и медиаресурсов в УВП.
Таким образом, наша школьная медиатека способствует обеспечению возможностей наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в процессе самостоятельной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей.
информатизация культура школьник библиотека
3. Разработка проекта «Формирование системы информационного образования школьников МОУ «Сахарозаводская сош»
ПРОЕКТ
Школа и библиотека есть альфа и омега образования» Доминго Ф. Сармиенто
Проблема: Отсутствие системы информационного образования школьников.
Определение: Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [2 стр.4].
Исходное состояние:
отсутствие разработанных тем под содержание Программы;
неразработанность методического и дидактического сопровождения Программы;
отсутствие наглядных и демонстрационных средств;
неразработанность практической части Программы;
отсутствие почасового планирования;
корректировка адаптации Программы.
Потребность:
Потребность общества в человеке, владеющем информационной культурой.
Результат:
разработка тем под содержание Программы, методического и дидактического сопровождения, практической части;
разработка учебно-тематического плана с расчасовкой, встраивание Программы в Учебный план
Управленческие действия
·нормативно -организационное и методическое обеспечение проекта;
·издательская и рекламная деятельность;
·разработка механизма реализации проекта в библиотечную практику;
·кадровое обеспечение проекта;
·обобщения результатов работы над проектом, мониторинг.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Наименование проекта Формирование системы информационного образования школьников МОУ «Сахарозаводская сош»
Основание для разработки - отсутствие в образовательном проекта учреждении системы информационного образования школьников.
Разработчики проекта - Учитель информатики, (Иволгина Е.И.) творческая группа в составе:
школьного библиотекаря, заместителя
директора по УВЧ, школьного психолога
Участники проекта - педагоги, библиотекарь, учащиеся.
Потребители проекта - учащиеся старших классов.
Цель проекта - создание в школьной библиотеке-медиатеки МОУ «Сахарозаводская сош» системы информационного образования с помощью введения в учебный процесс курса «Основы информационной культуры личности».
Срок разработки и апробации проекта - 2010-2011 год.
Постановка проблемы, анализ ситуации
В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Педагог должен не только сам владеть информационными знаниями и умениями, но и передавать их учащимся, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Существуют отдельные направления в работе библиотек по формированию библиотечно-библиографических знаний, обучению учащихся работе с книгой, с каталогами, электронными носителями информации. Но все они носят локальный характер и не решают проблему в целом - формирование информационной культуры личности.
Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры зависит от целого ряда факторов:
теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной самого объекта изучения - феномена информационной культуры.
методическая неразработанность, отсутствие методики обучения основам информационной культуры, дефицит учебной, учебно-методической литературы по данному направлению.
отсутствие специально подготовленных педагогических и библиотечных кадров, способных обеспечить квалифицированное обучение основам информационной культуры.
В результате школа не формирует у учащихся убеждений в значимости информационных знаний и умений как основы достижения успехов в любом виде деятельности человека. Как следствие этого - неуспешность, неэффективность в обучении.
Рациональным способом решения проблемы может стать организация специального информационного образования путем включения в учебный процесс образовательных учреждений специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.
Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания».
Чутко улавливая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, библиотека должна сформировать политику информационной поддержки образования. От библиотекаря зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащихся. Школьная библиотека предоставляет всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся, учит самостоятельности в поиске информации, побуждает к чтению и потреблению информации.
Понимая важную функцию школьной библиотеки-медиатеки в формировании информационной культуры учащихся, творческая группа школы решила разработать методическое и дидактическое содержание курса «Основы информационной культуры личности». В основу курса положена модель программы «Основы информационной культуры личности» специалистов Кемеровской государственной академии культуры и искусств.
В структуре курса выделяется пять основных разделов: «Информационные ресурсы общества и информационная культура», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации», «Аналитико-синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной деятельности учащихся», «Информационная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих разделов в состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают учащимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах (Приложение 9).
По сложности программа курса рассчитана на учащихся старших классов, поэтому данный курс планируется апробировать как элективный для учащихся 10-11-х классов, членов школьного научного общества в 2011-12 учебном году. Предполагаются различные формы проведения занятий: урок-лекция, урок-беседа, практикум, тренинг. Уроки строятся таким образом, чтобы они были доступны по содержанию, интересны. При изложении материала активно будут использоваться наглядные методы, различные информационные источники, электронные продукты. При изучении раздела курса «Информационная культура и новые информационные технологии» планируется привлечь специалистов-информатиков.
Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Итоговый контроль предполагает проведение зачета. Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 46 часов, включая 23 часа лекционных и 23 часа практических занятий.
Данный проект планируется применить в 2011-12 учебном году в МОУ «Сахарозаводская сош», где имеется, во-первых, достаточная материально-техническая база, т.е. фонд библиотеки укомплектован основной справочной, энциклопедической литературой, необходимой для удовлетворения запросов учащихся. В библиотеках есть система каталогов и картотек для проведения практических занятий, сформирован медиа-фонд, есть компьютеры, выход в Интернет. Во-вторых, в библиотеке должны работать специалисты с высшим или средним специальным образованием.
Основные функции библиотеки, как и любой другой: образовательная, культурная, информационная. Именно в школьной библиотеке школьники получают знания и навыки информационной грамотности. Знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, от класса к классу, обеспечивая преемственность в обучении. Предполагается, что введение курса «Основы информационной культуры личности» будет плавным продолжением работы по формированию информационной культуры школьников.
Цель проекта: Создание в школьной библиотеке-медиатеки МОУ «Сахарозаводская сош» системы информационного образования с помощью введения в учебный процесс курса «Основы информационной культуры личности», призванного дать учащимся знания, умения и навыки информационного обеспечения их учебной деятельности.
Задачи проекта:
. Разработка Программы
. Презентация Программы
. Внедрение Программы в школах
. Аналитика I этапа - апробирование
План действий по реализации программы проекта
№ этапа и наименованиеПошаговые (основные) действияСрокиОтветственныеI этап Подготовительный II этап ПроектныйНормативно-организационное обеспечение проекта: - изучение проблемы и определение содержания - разработка модели курса Кадровое обеспечение: - формирование творческой группы школы для работы над проектом - обсуждение и утверждение модели проекта - распределение конкретных работ среди участников творческой группы -составление расписания работы группы Разработка и наполнение содержанием тем курса «Основы информационной культуры личности»: - работа с информационными источниками - сбор и накопление информации - разработка лекций, практических занятий - разработка тестовых и анкетных данных - обсуждение накопленного материала, ранжирование, систематизация - оформление наглядных и демонстрационных материалов -оформление полученных данных -оформление компьютерного сопровождения курса сентябрь октябрь ноябрь декабрь-май 1 раз в месяц апрель Иволгина Е.И. Иволгина Е.И члены творческой группы члены творческой группы члены творческой группы Иволгина Е.И. III этап Организационно-обобщающийИздательская деятельность: - издание методических и дидактических материалов, конспектов уроков, наглядных пособий по всему разработанному курсу - создание компьютерной презентации - освещение результатов проекта на сайте школы - выпуск сборника «Формирование системы информационного образования старшеклассников » на бумажных и электронных носителях Работа с учащимися, педагогическим коллективом: - презентация проекта на совещании педагогических работников школы; -защита проекта перед администрацией школы с целью включения курса в расписание работы школы как элективный курс - реклама курса через школьную газету, локальную компьютерную сеть 1.Анализ проделанной работы по проекту. 2. Обобщение основных результатов проектной деятельности, мониторинг. 3. Составление и оформление методических материалов, обобщающих опыт работы над проектом 4. Обобщение опыта работы по проекту на форумах сайта школымай март май май май май май май май май майИволгина Е.И. Члены творческой группы Члены творческой группы Иволгина Е.И. Члены творческой группы Иволгина Е.И. Члены творческой группыПредполагаемые результаты
В результате претворения в библиотечную практику данной Программы предполагается, что дети научатся:
ориентироваться в мировом информационном потоке;
правильно формулировать информационные запросы;
рациональным приемам работы с книгой;
самостоятельному поиску, анализу, синтезу информации;
овладению традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной деятельности (докладов, рефератов, обзоров)
Освоение курса «Основы информационной культуры личности» позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию, т.е. умению учиться.
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Актуальность темы предполагает дальнейшее развитие проекта:
совершенствование учебно-методического комплекса по курсу «Основы информационной культуры личности» по мере накопления материала и приобретения практического опыта;
введение предмета «Основы информационной культуры личности» во всех школах района;
расширение курса от элективного до обязательного учебного предмета.
Заключение
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.
Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.
Информационная культура школьника определяется как культура взаимодействия с информацией, формирующая у учащегося способность ориентироваться в информационной среде. Она создает основу для развития информационных качеств личности: информационной грамотности, информационного мышления, информационного поведения, информационного мировоззрения.
Информационная культура школьника включает мировоззренческий, культурологический, правовой, коммуникативный и эстетический компоненты, Библиографическая культура представляет собой один из структурных элементов, включенных культурологический блок.
Рассмотрение библиографии как своеобразного канала трансляции социальной памяти - одно из оснований для формирования особой системы взглядов на человека, природу и общество в информационном контексте -информационного мировоззрения.
Процесс формирования информационной культуры школьника может быть организован при помощи специальных учебных дисциплин, хотя косвенно в нем участвуют образовательные программы большинства образовательных областей, зафиксированных в соответствующих государственных стандартах. Но при создании программ, целью которых является формирование информационной культуры школьника, должны быть учтены основные принципы, свойственные данному процессу: целостность, непрерывность, системность, межпредметность, открытость, и дифференцированность.
Одной из основных целей, реализуемых в ходе преподавания данной программы, становится представление библиографии как явления культуры, существующего в системе социальной коммуникации. Сформированная библиографическая культура позволяет школьнику осваивать социальную память, в ее текущей и ретроспективной части, зафиксированную, в том числе, в библиографических текстах.
В Приложении представлены документальные материалы, подтверждающие концептуальные положения основной части диплома.
Список использованной литературы
1.Библиотечные уроки обычные и необычные: Комплект из трех книжек// Библиотека в школе: прил. к газ. «ПС».-2002.-№16.
2.Войханская К.М., Б.А.Смирнова «Библиотекари и читатели об информационной культуре» . 1974 г.
.Воробьева Г.Г. "Твоя информационная культура", 1988 г.
4.Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре/ М Г. Вохрышева //Проблемы информационной культуры: сб.статей: вып.6. Методология и организация информационно-культурологических исследовании / Науч. ред. Ю.С.Зубов, В.А.Фокеев.- М.; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорской гос. консерватории им. М.И.Глинки, 1997.
5.Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н.И.Гендина // Школьная библиотека.-2002.-№1.
6.Гендина Н.И. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И.Гендина // Школьная библиотека.-2002.-№10.
.Дидактические и методические основы разработки учебных программ по формированию и повышению уровня информационной культуры различных читательских групп школьных библиотек// Краткий справочник школьного библиотекаря.- СПб.: Профессия.-2001.
8.Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс : Учеб.пособие.- Краснодар, 1996.
.Кочеулова А.С. Образовательные программы и информационная культура // Библиография. - 1998. - № 6.
10.Круглова О.С. Технология проектного обучения /О.С.Круглова // Завуч.-1999.-№6.
.Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности /Н.Крук // Школьная библиотека.-2001.-№8.
.