Исследование эффективности управления молодежной политикой на примере МБУ 'Молодежный Центр' Октябрьского района города Красноярска

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    105,89 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование эффективности управления молодежной политикой на примере МБУ 'Молодежный Центр' Октябрьского района города Красноярска

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики

1.1 Муниципальная молодежная политика: сущность, понятие, основные принципы

1.2 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной молодежной политики

1.3 Особенности и основные направления молодежной политики Октябрьского района Красноярского края

2. Анализ социальной эффективности МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района г. Красноярска

2.1 Организационно-правовая характеристика МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска

2.2 Анализ организационного окружения МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска

3. Проект повышения эффективности управления муниципальной молодежной политики, реализуемой МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района г. Красноярска

3.1 Разработка концепции проекта повышения эффективности системы управления молодежной политикой на примере МБУ МЦ Октябрьского района города Красноярска

3.2 План реализации проекта повышения эффективности управления молодежной политикой и его ресурсное обеспечение (на примере МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска)

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение

Молодежь - это группа людей со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, которая играет важнейшую роль в жизни общества.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Уровень развития общества и государства напрямую зависит от того насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование государства. От того, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства складывается реакции предшествующих поколений на молодежь, поэтому молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства [26].

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Различные подходы к изучению молодежной политики подробно описаны в работах Павловского В.В., Горшкова М.К, Карпенко О.М., Семеновой В.В., Трофимовой И.Н. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли: Ручкин Б.А., Муханова М.Н., Шилова Л.С., Бессонова, О.Э.

Исследования названных авторов имеют огромное значение для совершенствования теории и методики организации досуга молодежи.

База исследования - МБУ «Молодежный Центр» Октябрьского района города Красноярска.

Объект исследования - муниципальная молодежная политика.

Предмет исследования - факторы, влияющие на повышение эффективности управления молодежной политикой на примере МБУ «Молодежный Центр» Октябрьского района города Красноярска.

Цель дипломного проекта - изучить основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики, разработать проект повышения эффективности управления молодежной политикой на примере МБУ «Молодежный Центр» Октябрьского района города Красноярска.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

Раскрыть сущность муниципальной молодежной политики. Выявить её основные задачи, цели и принципы;

Изучить нормативно-правовое обеспечение молодежной политики, её правовые и организационные условия и гарантии для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив

Раскрыть особенности молодежной политики Красноярского края

Проанализировать работу Молодежного Центра Октябрьского района по организации досуга молодежи.

Выработать рекомендации по повышению эффективности управления молодежной политикой на примере МБУ «Молодежный Центр» Октябрьского района города Красноярска.

Методы исследования:

теоретический анализ специальной литературы;

анализ документов Молодежного Центра по организации досуга молодежи;

анкетирование;

опрос.

Данный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.

В первой главе рассмотрено следующее:

сущность муниципальной молодежной политики. Выявить её основные задачи, цели и принципы;

нормативно-правовое обеспечение молодежной политики, её правовые и организационные условия;

особенности и направления молодежной политики Красноярского края.

Во второй главе приведена характеристика учреждения. Проведен анализ деятельности МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска. Выявлены проблемы в управлении молодежной политикой учреждения. Ключевой проблемой управления молодежной политикой МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района является то, что молодежная работа на муниципальном уровне не является системной и имеет достаточно маленький информационный охват, тем самым молодежь не знает, куда можно обратиться за помощью в решении своих жизненных проблем.

В третьей главе предложен проект по повышению эффективности управления в сфере реализации молодежной политики на примере МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска.

молодежный политика правовой

1. Теоретико-методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики

1.1 Муниципальная молодежная политика: сущность, понятие, основные принципы

Роль молодежи в истории страны играет существенную роль и выделяет рациональное и эффективное воспроизводство государственных истоков, способствующих современному развитию общественно-политической ситуации в стране.

Молодое поколение всегда готово к политическим изменениям в стране, именно за молодежью закрепляется воспроизводственная функция (биологическая и социальная); она является носителем гражданских устремлений нового качества, лучше других социальных групп чувствует и воспринимает настроения в обществе.

Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Различные авторы дают свои границы молодежному возрасту.

По возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет - подростки, для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет - юношество, начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года - собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет - старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни [40].

Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Всего выделяют от трех до десяти функций, здесь представлены основные, которые актуальны в РФ:

. Молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

. Молодёжь имеет собственные цели и интересы.

. Молодёжь отличает несформированность духовно-нравственных, ценностных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

. Молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, ей также присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

. Молодёжь является социальным слоем общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником увеличения социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько молодёжь:

знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения поставленных задач;

обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач наравне с программами о социально-экономическом развитии. По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. Реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия «молодежная политика» [35].

Понятие «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Р. Арон определяет политику как «программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом». Понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I содержится следующее определение: «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне.

Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика - совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации [56].

Муниципальная молодежная политика направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

К ее субъектам относятся муниципальные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Система становления и реализации муниципальной молодежной политики представляет собой специальное законодательство о муниципальной молодежной политике, муниципальное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение муниципальной молодежной политики. Формирование и реализация муниципальной молодежной политики осуществляется на муниципальном уровне.

Реализуют молодежную политику муниципальные органы. Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Основными целями муниципальной молодежной политики являются:

содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи [6].

Муниципальная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на некоторых принципах.

Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Основные факторы, влияющие на реализацию молодежной политики:

1.       Поиск оптимальной модели управления, интеллектуального и кадрового потенциала, информационного обеспечения, ресурсов бюджетного финансирования, материально-технической базы, а так же разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющий свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.

.        Расширение рыночных отношений, вследствие чего трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи.

.        Необходимость расширения участия молодежи в государственном управлении.

Все вышеперечисленные факторы указывают на то, что формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны.

Молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. И каким бы ни был Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на следующие теоретические предпосылки:

молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства;

государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи;

эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сказать, что молодежная политика в РФ представляет собой единую систему, которая имеет свои цели, задачи и принципы, реализуемые всеми уровнями власти и ориентирована на конкретные проблемы молодежи. Каждый уровень власти имеет исключительную компетенцию в формировании и реализации молодежной политики, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

.2 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной молодежной политики

В современном обществе необходимо добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений, деятельность которых на прямую зависит от органов власти, формирующих молодежную политику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

В июле-августе 1992 г. молодежные организации провели Общероссийскую акцию «Хотим быть услышанными», что явилось предлогом к проведению 4 сентября 1992 г. встречи Президента РФ с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам молодежи. По итогам этой встречи Президентом был подписан Указ от 16.09.1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В нем молодежная политика была провозглашена «приоритетной социально-экономической политикой государства».

В соответствии с указом Президента от 29 октября 1992 г. в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также для координации деятельности государственных органов в сфере молодежной политики было подписано Постановление РФ об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета РФ по делам молодежи.

Концептуальные положения Государственной молодежной политики (далее ГМП) были сформулированы в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (утвержденных постановлением Верховного Совета РФ 3 июня 1993 г.), которые до января 2005 г. были главным документом, диктующим ГМП.

В этом документе были определены, во-первых, объекты ГМП: Граждане РФ, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет; иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет в той мере, в какой их пребывание на территории РФ влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов; молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежные объединения.

Во-вторых, субъекты ГМП, к которым относятся: Государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Государственный комитет РФ по молодежной политике был упразднен, его функции переданы Министерству спорта и молодежной политики РФ); молодежные объединения и ассоциации; молодые граждане.

В третьих, была сформулирована цель государственной молодежной политики - достижение качественных сдвигов в характеристике молодого поколения посредством превращения его в действительно активного и социально ответственного субъекта общественной политики и социальной жизни.

В-четвертых, перечислены принципы ГМП: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации ГМП; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству; приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

В-пятых, обозначены основные направления реализации ГМП: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам.

В-шестых, указаны меры реализации ГМП: принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решение местных органов власти и управления; внесение изменений и дополнений в действующее на территории РФ законодательство и иные правовые акты; разработка и выполнение государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях; создание Российского фонда федеральных молодежных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов; выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики; создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

Вопросы государственной молодежной политики неоднократно ставились в Государственной Думе при обсуждении законопроектов, рассматривались на заседаниях Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. 16 мая 1995 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О реализации государственной молодежной политики в РФ».

Важное значение имело принятие в самом конце 1995 г. Семейного кодекса РФ, в котором впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.07.95 г. ввел важные механизмы субсидирования таких объединений, их включения в систему формирования и реализации государственной молодежной политики. В связи с принятием данного закона было принято постановление Правительства РФ от 9.10. 95 г. №991 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений». Сформировалась правовая основа для партнерских действий органов государственной власти с организованным молодежным движением.

Ряд важнейших дополнений, защищающих интересы молодежи, был внесен в федеральные законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основах градостроительства». В законы «Об образовании», «О некоммерческих организациях» были также внесены изменения, учитывающие позицию органов по делам молодежи. К сожалению, следует отметить, что исполнение этих законов оставляет желать лучшего.

Государственная молодежная политика, как это определено федеральными документами, является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

18 сентября 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о проведении в России в 2009 году Года молодежи. Как отмечается в Указе, главными задачами Года станут «развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание патриотизма и гражданской ответственности».

Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ образовать организационный комитет по проведению в России Года молодежи и утвердить план основных мероприятий. Год молодежи призван способствовать созданию и реализации проектов по поддержке молодого поколения по всей России, а также привлечению внимания органов власти, бизнеса, СМИ и всей общественности к этой важной теме.

Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи предполагает на государственном и региональном уровнях формировании идеологии молодежного досуга. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе - пропаганде позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни, занятий физической культуры и спортом, достижений молодых спортсменов. Также важна и просветительская работа среди юношей и девушек. Непосредственно органы по делам молодежи и учреждений данной сферы занимаются организацией и поведением молодежных праздников, фестивалей, концертов и других массовых мероприятий, способствует включению молодых людей в деятельность клубов, профильных молодежных лагерей, общественных объединений по интересам.

Важным методом регулирования свободного времени досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно - досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную социализацию в сфере досуга современной молодежи.

Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы).

Организацию молодежного досуга осуществляет 4 группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.

Молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Осуществляя государственные полномочия по реализации муниципальной молодежной политики, органы местного самоуправления в праве издавать акты по вопросам реализации государственных полномочий; направлять обоснованные предложения в орган, обладающий полномочиями по составлению и исполнению бюджета Красноярского края, в части уточнения соответствующего норматива в случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на осуществление государственных полномочий по сравнению с утвержденными нормативами; вносить в установленном порядке предложения в органы государственной власти Красноярского края по принятию, изменению нормативных правовых актов Красноярского края, регулирующих вопросы в области молодежной политики. А также получать в органах государственной власти Красноярского края консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.

В обязанности органы местного самоуправления входит определение органов и должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий; ведение учета и обеспечение надлежащего использования материальных средств, переданных для осуществления полномочий; использование финансовых средств, выделенных по целевому назначению; представление в специально уполномоченных органах исполнительной власти Красноярского края отчетов об осуществлении переданных государственных полномочий и расходовании финансовых средств; представление информации, материалов и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий, по запросу органов государственной власти Красноярского края. Кроме того, органы местного самоуправления должны оказывать необходимое содействие специально уполномоченным органам исполнительной власти Красноярского края в осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий и возвратить неиспользованные финансовые средства, а также материальные средства в случае прекращения осуществления государственных полномочий.

Органы местного самоуправления в Красноярском крае в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение всех социально-экономических, политических и личных прав и свобод, предоставленных молодым гражданам Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации; в соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении могут:

принимать нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию муниципальной молодежной политики как комплекса действий органов местного самоуправления муниципального образования по созданию правовых, социально-экономических, организационных условий и гарантий молодым гражданам в осуществлении ими своих прав и свобод, в их социальном становлении, развитии и самореализации в общественной жизни;

предусматривать в местных бюджетах при их составлении и утверждении средства на осуществление мер по реализации молодежной политики;

принимать муниципальные программы в области молодежной политики;

учреждать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные учреждения социального обслуживания и информационного обеспечения детей и молодежи, социально-реабилитационные, досуговые учреждения, учреждения содействия занятости (трудового воспитания) и поддержки молодежных общественных инициатив;

осуществлять в соответствии с законодательством деятельность по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

реализовывать меры по поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений, действующих на территориях соответствующих муниципальных образований края;

осуществлять иные функции, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и Красноярского края.

В органах местного самоуправления могут создаваться структурные подразделения по делам молодежи, осуществляющие работу с молодежью, реализующие мероприятия по поддержке молодых граждан, молодых семей и молодежных объединений за счет бюджетов муниципальных образований либо за счет средств краевого бюджета в случае передачи соответствующих полномочий и субвенций [15].

Согласно закону Красноярского края от 8 декабря 2006 года № 20-5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края» целями молодежной политики являются:

сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

создание молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;

расширение социально значимых возможностей молодежи в ее интеграции в систему общественных отношений и достижении личного успеха;

помощь молодым гражданам в решении их социальных проблем;

содействие становлению активной гражданской позиции молодых граждан, их правовому воспитанию, воспитанию в духе патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества и Красноярского края, предотвращение экстремистских проявлений в молодежной среде;

противодействие распространению в молодежной среде наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей, преступности и иных антисоциальных явлений.

Законодательное Собрание Красноярского края осуществляет законодательное и нормативно-правовое обеспечение молодежной политики в крае, а также:

рассматривает и принимает основные положения и приоритетные направления молодежной политики в крае в виде краевых целевых программ в сфере молодежной политики;

согласовывает учреждение, реорганизацию, ликвидацию краевых государственных учреждений социального обслуживания и информационного обеспечения детей и молодежи, социально-реабилитационных, досуговых учреждений, учреждений содействия занятости (трудового воспитания) и поддержки молодежных общественных инициатив;

привлекает молодых граждан, молодежные объединения к участию в законотворческой деятельности и определению основных направлений молодежной политики;

использует право законодательной инициативы для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов по молодежным проблемам.

Принимает правовые акты, устанавливающие компетенцию государственных органов исполнительной власти края, участвующих в реализации мер молодежной политики, учреждает, реорганизует, ликвидирует краевые государственные учреждения социального обслуживания и информационного обеспечения детей и молодежи, социально-реабилитационные, досуговые учреждения, учреждения содействия занятости (трудового воспитания) и поддержки молодежных общественных инициатив, разрабатывает и реализует краевые целевые программы в сфере молодежной политики Совет администрации Красноярского края.

Также к компетенции Совета администрации относится осуществление информационного обеспечения молодежной политики, организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, занятых в сфере молодежной политики; координация деятельности учреждений и организаций, принимающих участие в реализации мер молодежной политики; участие в реализации на территории края федеральных программ, содействие международным и региональным связям в сфере молодежной политики; координация иных вопросов формирования и осуществления молодежной политики в крае в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

Управление молодежной политики администрации города Красноярска (далее Управление) является органом администрации города Красноярска.

Управление создается администрацией города Красноярска с целью реализации полномочий органов местного самоуправления и переданных государственных полномочий в области реализации мероприятий по работе с детьми и молодежью города Красноярска, управления и координации деятельности сети муниципальных учреждений в сфере молодежной политики города Красноярска, молодежных общественных организаций, объединений, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности управление руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, правовыми актами города Красноярска и настоящим Положением, непосредственно подчиняется заместителю Главы города, в ведении которого находятся вопросы молодежной политики.

Управление обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном суде в порядке, установленном действующим законодательством, имеет самостоятельную бюджетную смету, лицевые счета в органах казначейства, бланки и круглую печать с изображением герба города Красноярска, со своим наименованием, иные печати, штампы и символику управления, является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска по отрасли «Молодежная политика».

Согласно Уставу города Красноярска принятого Решением городского Совета Красноярского края от 25.01.2006 N В-167 к вопросам городского значения относятся:

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры. для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городе;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории города;

обеспечение условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города;

создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения и др. [17]

Определяя для себя молодежную политику, как кадровую политику будущего, вложение сил и средств в будущее, муниципальные власти видят стратегическую цель в создании условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни. При этом главной задачей является не поддержка городом молодёжи, а, наоборот, организация работы молодёжи на благо города, иными словами, превращение молодежи в одну из созидательных сил городского развития.

Муниципальная молодёжная политика в своей деятельности направлена на то, чтобы огромный потенциал молодёжи начал использоваться конструктивно, и был преобразован в один из ресурсов решения городских проблем. Если молодёжь будет востребованной, получит перспективы самореализации в сегодняшней сложной жизни, то будет достигнуто два существенных прорыва: во-первых, будет дан дополнительный импульс социально-экономическому развитию города, а во-вторых, молодёжь обретёт жизненные надежды, а это и есть основной способ преодоления негативных явлений в молодёжной среде, для чего в Красноярском крае были разработаны такие принципы молодёжной политики, как принцип приоритета общественных инициатив при реализации мероприятий и программ, касающихся молодежи, при прочих равных условиях, и принцип приоритета конкурсного механизма реализации проектов и отдельных мероприятий в рамках краевых целевых программ.

Таким образом, реализация муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории при содействии местных органов власти каждого отдельно взятого муниципального образования.

1.3 Особенности и основные направления молодежной политики Октябрьского района Красноярского края

Молодежная политика в Красноярском крае разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет.

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации.

Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена с рядом проблем:

Сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. Например, отделы по молодежной политике во многих муниципальных образованиях находятся в непосредственном подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных.

Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (наприме, оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.

Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные средства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета [14].

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой метод управления или метод программно-целевого планирования муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкретной территории острых проблемах развития молодежи и необходимости их эффективного решения. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Программно-целевой метод планирования в качестве целевых комплексных программ осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральная целевая программа - государственная социально-экономическая программа федерального уровня, ориентированная на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.

Региональные целевые программы - комплексные программы решения крупных, настоятельных социально-экономических проблем региона; представляют часть федеральных программ или являются самостоятельными. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

Муниципальные целевые программы - комплексные программы, созданные для решения крупных или частных социально-экономических проблем конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными.

Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой - в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.

Городские и районные молодежные центры признаны реализовывать досуговые программы для молодежи. Программы предусматривают: организацию занятий и массовых мероприятий в свободное время для юношей и девушек, включение незадействованных групп молодежи; возможность неформального общения, снятие психологического напряжения для молодых людей; предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра возможность наиболее полной реализации досуговой активности; развитие инициативы и самодеятельности молодежи; активизацию деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующихся спросом у населения; обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени.

В работе с молодежью центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия, понимания, внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора.

Экономическую основу деятельности молодежных центров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективом, арендной платы. Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, а с другой - развивающейся, творческой, игровой деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр.

В зависимости от контингента посещающих центр молодых людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений центры могут быть преимущественно рекреативно-развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших, а также средних и малых городов.

Психологическая атмосфера молодежных центров характеризуется безоговорочным демократизмом, самодеятельностью и инициативой молодых, их общественным самоуправлением.

Молодежные центры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности молодых людей в сфере досуга, местом, где юноши и девушки приобретают навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности.

Активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Второе требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно, должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер.

Муниципальная молодежная политика Октябрьского района города Красноярска реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

обеспечение соблюдения прав молодежи;

обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

содействие предпринимательской деятельности молодежи;

поддержка молодой семьи;

гарантированное предоставление социальных услуг;

поддержка талантливой молодежи;

формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

- развитие международного молодежного сотрудничества

Органы местного самоуправления города Красноярска принимают целевые муниципальные программы по работе с молодежью за счет собственных средств местных бюджетов. Уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края ежегодно проводит конкурс муниципальных программ по работе с молодежью. Муниципальным образованиям - победителям конкурса предоставляются субсидии на реализацию молодежной политики на следующий финансовый год.

Проекты в молодежной сфере, реализующиеся в Октябрьском районе города Красноярска непосредственно отражают направления молодежной политики этого муниципального образования.

Работает с молодежными инициативами в бизнесе, общественной жизни, творческой и образовательной деятельности в МБУ «Молодежный центр Октябрьского района». Самые яркие из проектов: «Свое дело», «SIFE», «Арт-десант», «Красноярский Студенческий Клуб», деятельность которых направлена на:

реализацию комплексного подхода профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении, рецидивного правонарушающего поведения несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, внутришкольном профилактическом учете;

обеспечение их возвращения к социально-позитивному образу жизни, а также на профилактику раннего семейного неблагополучия. разрабатывают и реализуют проекты социальной рекламы на улицах или в общественных местах Октябрьского района,

подготовку молодежи к предпринимательской деятельности,

создание единого информационного пространства молодежной политики г. Красноярска.

Реализуемые проекты в сфере молодежной политики в Октябрьском районе города Красноярска ориентированы на активную, креативную и инициативную молодёжь, которая готова помочь в разработке и проведений мероприятий города Красноярска и Красноярского края, на получение актуальной информации, в виде знаний о необходимости в учебе, интересах, спорте, друзьях, раскрытие последствий вредных привычек, приобретение ориентира на семейные ценности.

Таким образом, в Красноярском крае осуществляется программный подход к реализации молодежной политики: принимаются краевые целевые программы, устанавливающие комплекс мероприятий (проектов) по осуществлению молодежной политики, которые должны быть соотнесены с мероприятиями других краевых целевых программ, которые определяют направления молодежной политики края, а также отдельных муниципальных образований.

В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России - это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.

Государственная муниципальная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

2 Анализ социальной эффективности МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района г. Красноярска

.1 Организационно-правовая характеристика МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

Учредителем муниципального учреждения «Молодежный Центр Октябрьского района» является администрация города Красноярска. Центр подчиняется управлению молодёжной политики города Красноярска, финансируется из бюджета города, руководствуется Конституцией РФ, действующим на территории России законодательством РФ, Уставом города Красноярска, другими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Красноярска.

Основные цели: создание условий для всестороннего развития молодёжи Октябрьского района и города в целом, поддержка молодёжных инициатив, увеличение количества подростков вовлеченных в социальную деятельность.

Основные задачи Центра: формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего здорового развития личности; организация досуга молодежи; организация массовых мероприятий, организация системы временной и вторичной трудовой занятости молодежи; организация системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи; поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи; содействие молодежным общественным объединениям.

Для достижения своих основных задач Центр осуществляет следующие виды деятельности: создание условий и организации массовой работы с молодежью по месту жительства; организация и проведение конкурсов, фестивалей, выставок, культурно-досуговых, военно-патриотических, информационно-рекламных, спортивных и развлекательных мероприятий; обеспечение условий для работы художественных, технических клубов, спортивно-оздоровительных, спортивно-технических, а также клубов и секций по интересам; создание информационного банка данных о молодежи, привлеченной в различных сферах деятельности Центра.

Управление и координацию деятельности Молодежного Центра Октябрьского района осуществляет комитет по делам молодежи администрации г. Красноярска. Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой города Красноярска по представлению департамента социальной политики администрации города и главного управления кадров, муниципальной службы и организационной работы администрации города в установленном законодательством порядке. Директор осуществляет руководство на основе единоначалия.

В структуре Молодежного Центра 22 штатных единиц, среди них: Общее количество сотрудников МУ «Молодежный центр Октябрьского района» составляет 22 человека, 10 специалистов занимаются непосредственной деятельностью центра. В работе центра активное участие принимают добровольцы из числа студентов ВУЗов, ССУЗов и ПТУ Октябрьского района г. Красноярска, общая численность волонтеров-активистов составляет 30 человек. Помимо этого в ходе проведения акций или мероприятий привлекаются волонтеры (из числа школьников и студентов).

Специалист по работе с молодежью должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие материалы и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодежи, касающиеся работы с воспитанниками; Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников; программно-методическую литературу по работе с молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с воспитанниками; основы гражданского законодательства; законодательство о труде и охране труда РФ; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Специалист по работе с молодежью координирует деятельность в рамках реализации социальных молодежных проектов на территории района, осуществляет PR cопровождение и освещение в СМИ значимых событий центра, ведет работу с неформальными молодежными объединениями района, работает с лидерами неформальных молодежных групп, участвует в работе семинаров, конференций городского, краевого, российского и международного уровня в рамках реализации Молодежной политики, в разработке социальных молодежных проектов и реализует их в рамках своей компетентности (должностная инструкция Центра) (Приложение 1).

Целевая группа: индивидуальные и коллективные субъекты от 14 - до 30 лет: молодые люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; молодые люди с ограниченными возможностями; молодые люди с активной жизненной позицией.

В рамках «Молодежного Центра Октябрьского района» созданы и действуют проекты по следующим основным направлениям деятельности:

Социальная безопасность общества то негативных проявлений в молодежной среде: проект «Я в праве».

Интеграция молодежи в процессы развития города:

.        Проект «Красноярский студенческий клуб».

2.       Создание условий для развития и реализации творческого потенциала молодежи: проект «Паблик - арт», «Школа диджея».

.        Создание условий для включения молодежи в предпринимательскую деятельность: проект «Школа молодого предпринимателя». С 2009 года в рамках проекта успешно осуществляется подготовка молодежи к предпринимательской деятельности.

.        Осуществление профессиональной деятельности в рамках общегородского проекта Трудовые Отряды Главы города.

В период с 16-17 октября 2012 года было проведено анкетирование в Молодежном Центре (Приложение 2). В нем приняли участие 16 подростков. Результаты данного исследования показывают, что основная цель посещения Молодежного Центра является активное проведение досуга - 50%, личностное и творческое развитие, общение в сложившимся молодежном коллективе - 31,3%, самореализация через участие в проектах - 18,8% и всего 12,5% приходят работать, получать деньги. Главными причинами выбора Молодежного Центра Октябрьского района респонденты назвали: удобное месторасположение Центра - 63%, квалифицированные преподаватели и специалисты, сформировался круг общения, здесь хорошая компания, интересно - 25%, 6,3% - ответили, что в другой Молодежный Центр не взяли. Наиболее важными в работе Молодежного Центра подростки считают 43,8% - организация досуга и общения молодежи, общественно-полезная деятельность для молодежи, 31,3% - личностное развитие молодежи, предоставление возможности дополнительного заработка, 18,8% - оказание помощи в трудных ситуациях, развитие спортивных, творческих и других особенностей молодежи и всего 6,3% ничего не смогли выбрать из предоставленных вариантов. Подавляющая часть опрошенных - 75% посещают Центр каждый день, 18,8% - один раз в месяц, 6,3% - несколько раз в месяц. На вопрос: «Каких людей, на Ваш взгляд, не хватает в молодежных центрах?» были получены следующие ответы: просто хороших людей, способных стать друзьями и помощниками - 56,3%, ярких молодых лидеров, которые могли бы «зажечь» молодежь - 25%, профессиональных консультантов, профессиональных педагогов по творческим направлениям, профессионалов в политике, экономике, бизнесе - 6,3%, 12,5% ответили, что здесь все есть, не хватает справедливых и строгих бригадиров мужчин. По мнению опрошенных, для того, чтобы данный центр стал более привлекательным для молодежи, следует расширить спектр предлагаемых услуг - 56,3%, оснастить Центр современным оборудованием, создать условия, чтобы молодежь свободно общалась в Центре - 31,3%, привлечь новые кадры - 12,5%. Основными источниками информации о мероприятиях и проектах, реализуемых Молодежным Центром, являются друзья, знакомые - 68,8%, рекламная продукция Центра - 31,3%, учебное заведение - 25%, от бригадира, работников Центра - 18,8%, СМИ, Интернет - 6,3%.

Подавляющее большинство опрошенных - 81,3% считают, что работа Центра за последнее время улучшилась, 12,5% - сказали, что работа Центра осталась на прежнем уровне и 6,3% - ответили намного лучше, просто круто.

На сайте молодежного форума города Красноярка www.kmforum.ru также было проведено интернет голосование на тему «что меня интересует?». Предложенные варианты: танцы, музыка, трудовые отряды, консультации, добровольчество. Участвовало 23 респондента. 21.7% - интересуются танцами, 17.4% - музыкой и трудовыми отрядами, консультациями - 13% и 8.7% респондентов интересуются добровольчеством (Приложение 3). По результатам голосования можно сделать вывод, что молодежь интересует подвижная деятельность, а именно танцы.

Именно поэтому на базе Центра осуществляют свою деятельность множество танцевальных коллективов: Балет, народные танцы, Jazz dance, Salsa, Break dance, множество разновидностей клубных танцев, модерн, хастэл, Street dance (Хип-хоп). Каждый из подростков может выбрать для себя понравившееся танцевальное направление.

Партнеры Молодежного Центра:

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Октябрьского района

Красноярский краевой краеведческий музей

МБУ «Молодежный центр Ленинского района»

МБУ «Молодежный центр Кировского района»

МБУ «Молодежный центр Центрального района»

МБУ «Молодежный центр Железнодорожного района»

ОУУПиДН ОП №8

МБУ «Центр путешественников»

МОУ ОСОШ № 3

СДЮСШОР «Рассвет»

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус» (Центральный район)

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского района

МБОУ СОШ № 72

МБОУ СОШ № 21

МБОУ «Гимназия № 13»

Театр юного зрителя

Фан-парк «Бобровый лог»

Сибирский федеральный университет

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Красноярская региональная общественная организация «Федерация Армейского рукопашного боя»

Центр медико-психолого-педагогической помощи «Сознание» (Октябрьский район)

Центр помощи семье и детям «Факел» (Октябрьский район)

Ипподром «Горизонт»

Кинотеатр «Луч»

Развлекательный комплекс «Экватор»

Пейнтбольный клуб «Авиатор»

МБУ «Центр медико-психологической и социальной помощи подросткам и молодежи»

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность Молодежного Центра Октябрьского района в городе Красноярске весьма многопланова. Он зарекомендовал себя, как место для самореализации личности молодого человека. Миссия молодежного центра - открыть возможности для социальной и экономической инициативы молодого человека.

Молодежный центр активно выполняет свою стратегическую задачу - создание механизма развития и интеграции молодежного потенциала в процессы развития городского сообщества через организацию различных пробных площадок и эксклюзивных практик. Здесь рады будут всем: и подросткам с активной жизненной позицией, и подросткам с ограниченными возможностями, и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Подросткам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, часто не по своей воле, особенно необходимо дать понять, что они нужны обществу, что они такие же дети, как и все. Поэтому их досуг надо организовывать в первую очередь.

.2 Анализ организационного окружения МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска

В данный период основной задачей подростков становится жизненное самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, четкая половая поляризация в формах межличностного поведения, становление мировоззрения. В поиске своей социальной роли молодежи активно помогает Молодежный Центр Октябрьского района.

В рамках деятельности Молодежного центра Октябрьского района созданы и действуют следующие проекты:

«SIFE»:

это партнерство между бизнесом и высшим образованием, которое готовит следующее поколение предпринимателей и бизнес лидеров для создания лучшего мира для всех.

«КСК Красноярский студенческий клуб»:

Красноярский студенческий клуб - прогрессивное молодежное движение, где торжествует самоуправление. Любой желающий может прийти со своей проектной идеей и получить помощь в её реализации.

«Свое дело»:

В рамках общегородского операторского проекта «Свое дело» создаются условия для включения молодежи в предпринимательскую деятельность путем организации и проведения практических семинаров, прохождения стажировки у действующих предпринимателей, оказания консультаций начинающим и действующим предпринимателям, проведения переговорных площадок, бизнес-игр, он-лайн конференций, мастер-классов, бизнес лагеря, форума, конкурсов «Молодежный бизнес-проект» и «Моя бизнес идея».

«Открытая городская лига КВН»:

Открытая городская лига КВН - это современный юмористический проект, над которым работает команда профессионалов, что делает его весьма популярным среди молодежи.

«Я взрослею»:

Создание и распространение среди молодежи г. Красноярска настольной игры, ориентированной на получение актуальной информации, в виде знаний о необходимости в учебе, интересах, спорте, друзьях, раскрытие последствий вредных привычек, приобретение ориентира на семейные ценности.

«Паблик - арт»:

Направление «Социальная реклама»: Участники творческой группы разрабатывают и реализуют проекты социальной рекламы на улицах или в общественных местах Октябрьского района.

Направление «Свободный полет»: Участники разрабатывают и реализуют проекты публичного творчества в малых группах или индивидуально.

Направление «Креаштурм»: Совместный проект по благоустройству в одном из парков (скверов) Октябрьского района.

«Студенческая служба международных обменов»:

На данный момент на территории г. Красноярска существует множество организаций, занимающихся международными студенческими проектами: Work&travel (работа студентов за границей), стажировки и летние образовательные лагеря за границей, международные клубы (Rotary, Interra,) и культурные обмены при высших учебных заведениях иностранных языков.

«ШМП» Школа молодого предпринимателя:

Проект «Мой первый шаг в развитии карьеры»:

Направлен на помощь молодым людям в планировании и развитии будущей карьеры. Старший школьный возраст - время формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, активного формирования ценностных ориентаций и установок.

Для проведения вышеперечисленных мероприятий, слетов и конкурсов имеются:

1.       Тренинг - зал:

Мобильное помещение, подходящее для проведения тренингов и игр. При необходимости может комплектоваться 2-3 столами, количество стульев - до 50. В помещении установлена маркерная доска и стационарный экран для проектора.

Для чего: тренинг, Конференция, семинар, переговоры, круглый стол

2.       Конференц-зал: <#"698591.files/image001.gif">

Рис 1. Схема взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации молодёжной политики в г. Красноярске.

Молодая семья - семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает возраст 30 лет, или неполная семья, в которой возраст матери или отца не превышает возраст 30 лет;

Молодёжная инициатива - открытое декларирование гражданами социально-значимых целей, идей или проектов, подтверждаемое готовность участия в их реализации;

Социальная защита молодёжи - деятельность по оказанию социально-бытовых, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в особо трудных условиях.

Теперь рассмотрев основную терминологию молодёжной политики можно перейти к рассмотрению её объектов, субъектов, целей, задач и принципов на базе МБУ МЦ Октябрьского района города Красноярска.

ноября 2001 года в Красноярске была принята Концепция молодёжной политики города, ориентирована на исполнительные органы местного самоуправления, предпринимателей и общественность на сохранение существующей системы молодёжных учреждений и создание «точек» роста, позволяющих в дальнейшем перейти от тактики сохранения потенциала к стратегии развития молодёжной самодеятельности.

За прошедшие годы в МБУ МЦ накоплен необходимый опыт работы с молодёжью, позволяющий существенно скорректировать взгляд на молодёжные проблемы, теснее увязать их с общегородскими проблемами, направить деятельность всех заинтересованных структур на формирование у нового поколения красноярцев чувство принадлежности к городу и ответственности за его будущее.

Настоящая Концепция реализации молодёжной политики Октябрьского района города Красноярска выделяет и обосновывает приоритетные направления работы с молодёжью, определяет организационно - управленческие условия и ресурсы, носит установочный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, но даёт содержательные требования к разработке проекта.

Концепция молодёжной политики является руководством к действию МБУ МЦ Октябрьского района города Красноярска.

Молодёжь, вступая во взрослую жизнь на рубеже смены поколений, растит в себе образ будущего, несёт особую ответственность за самосохранение и развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучия стариков, роль и место страны в мировых процессах.

Молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта. Это увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений и может создать серьёзную угрозу общественной безопасности в настоящем.

Поэтому необходимо взять процессы социализации молодёжи Октябрьского района под контроль Молодежного центра, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не представляла угрозу обществу в настоящем.

Для реализации проекта повышения эффективности управления муниципальной молодежной политики, реализуемой МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска необходимо выделить основные объекты, субъекты, цели, задачи, приоритетные направления :

Объекты:

Молодые граждане Октябрьского района с 14 до 30 лет;

Молодые семьи Октябрьского района г. Красноярска;

Молодёжные объединениям Октябрьского района.

Основными субъектами являются органы законодательной и исполнительной власти г. Красноярска, органы местного самоуправления Октябрьского района города Красноярска, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, благотворительные фонды и иные юридические и физические лица.

Цели:

Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи через организацию досуга и занятости молодёжи;

Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

Создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую жизнь города, воспитание молодёжи с активной жизненной позицией;

Расширение возможностей молодого человека в выборе жизненного достижения личного успеха;

Реализация творческого потенциала молодёжи в интересах общественного развития и самой молодёжи.

Основные задачи:

Обеспечение прав и свобод молодых граждан, проживающих на территории Октябрьского района города Красноярска;

Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи;

Формирования здорового образа жизни;

Приобщение молодёжи к труду, содействие её в трудоустройстве и занятости;

Социальная работа в молодёжной среде;

Поддержка талантливой молодёжи;

Предупреждение безнадзорности, беспризорности и наркомании, и правонарушений в молодёжной среде;

Поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений;

Принципы:

сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики;

привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;

предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

МБУ МЦ реализует цели и задачи молодежной политики в Красноярском крае в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации молодежной политики края базируется на учете:

стратегических целей и конкретных задач Молодежного центра, на прямую связанных с целями молодежной политики Красноярского края, направленных на признание молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;

актуальности и специфики социальных проблем молодежи применительно к различным ее возрастным и социально-профессиональным группам

Приоритетами интересов в отношении молодежи являются:

воспитание патриота - гражданина, заботящегося о процветании и преемственности традиций Октябрьского района города Красноярска;

воспитание гражданина-созидателя, активно участвующего в общественной жизни района и города, в работе молодежных и детских общественных объединений;

воспитание нравственного и физически развитого гражданина, обладающего полноценным здоровьем и ведущего здоровый образ жизни;

подготовка личности, имеющей полноценное общее и профессиональное образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства;

становление высокоразвитого гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве.

Данные приоритеты учитываются в проекте повышения эффективности управления муниципальной молодежной политики, реализуемой МБУ «Молодежный центр» Октябрьского района города Красноярска.

Молодежная политика в Октябрьском районе города Красноярска формируется посредством реализации созданных в МБУ МЦ проектов.

Реализуемые проекты в сфере молодежной политики ориентированы на активную, креативную и инициативную молодёжь, которая готова помочь в разработке и проведений мероприятий города Красноярска и Красноярского края, на получение актуальной информации, в виде знаний о необходимости в учебе, интересах, спорте, друзьях, раскрытие последствий вредных привычек, приобретение ориентира на семейные ценности.

Проблемы молодежи стоят достаточно остро. Их нерешенность - источник постоянной напряженности в молодежной среде. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Многим приходится отказываться или пересматривать прежние нормы, установки, традиции, способы поведения, ценностные ориентации. Трудно стало получить хорошее образование, найти работу, иметь семью. Происходит расслоение молодых людей в социальном и материальном отношении, во взглядах на жизнь, в планах на будущее.

В период молодости решаются две группы проблем молодёжи. Первая из них - это личностные, которые молодые люди ставят для себя сами: взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение данных проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности. Здесь происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются жизненные цели, и создаётся потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально-значимых целей.

Вторую группу проблем создаёт для молодёжи общество, социальная среда - это необходимость освоения социальных ролей, достижения определённого социального статуса, продуктивная внешняя самореализация, формирование гражданских качеств, желание проявления активности и обучения на чьем либо примере.

Именно поэтому предлагается программа, включающая в себя:

.        Создание сайта от Молодежного центра, целью которого будет являться привлечение молодежи к самообразованию, самоопределению и активному участию в жизни, как Октябрьского района, так и всего города Красноярска. Сайт предусматривает раскрытие следующих аспектов:

- Правовое и нормативное обеспечение молодежи <#"698591.files/image002.gif">

Приложение 4

Этапы реализации проекта

Мероприятие

Описание мероприятия

Сроки проведения

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Набор волонтеров

Разработать механизм набора добровольцев. Студенты 3-5 курсов, социально -педагогических специальностей, проходят собеседование.Планируется отобрать около 30 студентов-волонтеров.

Февраль 2013г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта, психолог) Расходные материалы (Канцелярия)

Обучение волонтеров

В конференц-зале МБУ МЦ на Попова 12 планируется провести обучение волонтеров. Обучение пройдет в формате тренингов, лекций-семинаров, мозгового штурма и т.п. Разработка полиграфической продукции с символикой проекта, баннер, бейджи и т.п.

Март 2013г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта, психолог, юрист) Расходные материалы (Канцелярия) Печатная продукция

Подбор спонсоров и партнёров проекта.

Заключение договоров на предоставление услуг, спонсорской помощи и т.п.

Апрель-Май 2013г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта, психолог, юрист) Расходные материалы (Канцелярия)

Набор подростков

Разработать механизм набора детей попавших в ТЖС. Планируется отобрать 10-15 подростков для I группы. При наборе планируется руководствоваться рекомендациями социальных педагогов, школьного инспектора по делам несовершеннолетних. Параллельно дети проходят анкетирование.

Май 2013г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта, психолог, юрист) Расходные материалы (Канцелярия)

Информация. о детях

Сбор всей информации о детях. (Контакты, место учебы, Характеристики из школы, заключение психолога)Анализ анкетных данных.

Май 2013 г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта, психолог, юрист) Расходные материалы (Канцелярия)

Полиграфической продукции

Печать всей раздаточной продукции для проекта на весь год реализации проекта

Апрель-Май 2013г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта) Печатная продукция

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ

Начало работы  I группы

Знакомство с проектом

Встречи волонтеров с младшими друзьями планируются 2 раза в неделю в будни, и 2 раза в месяц по выходным. Организаторы рассказывают детям о проекте, знакомят с программой встреч волонтеров и «маленьких» друзей,  Так же происходит Знакомство волонтеров и подростков. Тренинг на знакомство, игры на свежем воздухе Совместное мероприятие.

 Июнь 2013г.

Человеческий ресурс (Руководитель, координатор проекта, психолог, юрист) Расходные материалы  Аренда помещения Печатная продукция

Культурно- образовательный блок

Правовая школа «Знай свои права» (юрист). Урок психологии на актуальные темы для подростков. Профилактика. Посещение центра профилактики наркомании, и др. социально значимых учреждений. Экскурсии в музеи, зоопарк. Кино-клуб с обсуждением фильма, Проведение различных игр, викторин, конкурсов. Тематические недели, приуроченные к празднованию какого-нибудь события, праздника.

Июнь-Июль 2013г.

Расходные материалы  Транспортные расходы

Оздоровительный блок

Посещение бассейна, поход на столбы, каток. Мастер классы по скалолазанию

Июль-Август 2013г.

Транспорт.  Организация посещения спортивно-развлекательных центров.

Включение подростков в социально полезную деятельность

Проведение серии трудовых десантов в социально-значимых учреждениях.

Август-Сентябрь 2013г

Расходные материалы  Транспорт.

Итог по I группе Промежуточный отчет

Аналитический отчет. Финансовый отчет. Фото отчет.

Конец сентября 2013г.


Начало работы  II группы

Работа по плану с исправлениями и дополнениями, которые появятся после анализа I

октябрь 2013г.


Совместная работа I и II группы.

Знакомство I и II группы. Тренинг на знакомство. Спортивное соревнование между группами.  Заключительное мероприятие. ВСЕХ участников и организаторов проекта Выдача дипломов о прохождении проекта «Мы можем всё». Фото альбомы, сувениры, подарки «Младшим друзьям». Награждение Волонтеров и подростков.

Ноябрь 2013г.

Расходные материалы  Печатная продукция.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Аналитический и финансовый отчет по двум группам. Фото отчет. Перспективный план дальнейшей реализации проекта. Конец Декабря 2013г.


Приложение 5

Ожидаемые результаты и показатели эффективности проекта «Мы можем всё»

Ожидаемые результаты

Показатели эффективности

Источники получения данных

1. Создана постоянно действующая команда волонтеров

1.1. Количество молодых людей-волонтеров, прошедших обучение по работе с подростками. 1.2. Соотношение количества обращений (трудных подростков, классных руководителей) с количеством решенных проблем (истории успеха). 1.3. Количество привлеченных добровольцев и партнерских организаций для оказания услуг.

1.1.1.База данных партнерских организаций. 1.1.2.Отзывы клиентов.

2.Увеличено количество подростков, получивших сопровождение и поддержку при решении своих проблем

2.1. Количество подростков получивших адресную социальную услугу. 2.2. Количество участников мероприятий в рамках проекта «Мы можем всё».

2.1.1.«Паспорта проблем» подростков 2.1.2Количество заполненных анкет 2.1.3Списки регистрации 2.1.4.База данных

3.Увеличено количества социальных акций с вовлечением подростков в планирование и реализацию.

3.1. Количество участников социальных акций 3.2. Оформление идей социальных акций в проектные заявки 3.4. Участие подростков в социальных акциях 3.5. Количество реализованных акций и проектов представителями целевой группы проекта

3.1.1.База данных 3.1.2.Списки регистрации участников социальных акций 3.1.3.Фото, видео отчеты

4.Увеличено количества жителей г. Красноярска, вовлеченных в деятельность по работе с подростками.

4.1.1. «Паспорта проблем» 4.1.2. Фото - отчеты

5.Описана технология работы с подростками на основе наставничества

5.1. Способность к тиражированию и распространению технологии

5.1.1.Количество партнерских организаций применяющих в работе данную технологию,  5.1.2. Количество специалистов, владеющих данной технологией. 5.1.3.Увеличение количества участников проекта


Дипломный проект выполнен самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в _____ экземпляре.

Библиография _____ наименований.

Один экземпляр сдан на кафедру.

«____»______________ 201____г.

_____________________________ ________________________

(Подпись студента) (ФИО)

Похожие работы на - Исследование эффективности управления молодежной политикой на примере МБУ 'Молодежный Центр' Октябрьского района города Красноярска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!