Зарождение лицевого шитья в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,04 Мб
  • Опубликовано:
    2014-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Зарождение лицевого шитья в России













Зарождение лицевого шитья в России

Введение

лицевой шитье мастерской пелена

Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии. С принятием Киевской Русью в конце X в. христианства получает развитие лицевое шитье и достигает на Руси необычайного расцвета. Рассвет его приходится на XV век, когда создавались шедевры золотного и лицевого (атласного) шитья.

Следуя традициям христианского искусства, оно, воспроизводило библейские и евангельские сюжеты и персонажи, Уже в XII в. русские вышивки были известны на Афоне и я Византин.

Лицевое шитье органически вошло в жизнь народа, стало средством выражения его чаяний, приобрело общественно-политическое звучание, шитые знамена брали в военные походы, выносили но время различных государственных и церковных церемоний; шитыми изображениями украшали царские бармы, одежды духовенства, конские уборы. Они составляли неотъемлемую часть церковного интерьера.

1.Особенности техники лицевого шитья

Произведения лицевого шитья были многообразны и предназначались для украшения храмов и церковных праздников: воздухи и пелены под иконы и на алтарные преграды, шитые иконы на завесах церковных врат, на покровах алтарных престолов, на надгробных покровах святых, на одеждах священнослужителей; плащаницы, судари (покровцы) для совершения праздничных богослужений; хоругви, знамена, шитые иконы и иконостасы для дальних походов.

Выполнение работы требовало участия нескольких мастеров различных специальностей. Рисунок наносился знаменщиком, литургические или вкладные надписи выполнял словописец, травщик рисовал орнаментальные узоры. По готовому рисунку вышивку выполняли одновременно несколько мастериц - личное шитье выполнялось шелками «в раскол», доличное - шелками или золотом «в прикреп».

Фоном для вышивки обычно служили однотонные шелковые или бархатные ткани. Шитье гладьевыми швами («атласным»и «в раскол») является традиционным.

Для того чтобы получить слитную поверхность при каждом стежке вышивальщица протыкала иглу в середину предыдущего стежка, чтобы не получилось промежутка между ними. Отсюда название «шов в раскол». Или же гладь выполнялась отдельными, только плотно прилегающими друг ко другу стежками, но без прокалывания предыдущего стежка. Такой способ шитья называется атласной гладью.

В зависимости от свойств материала техника шитья золотом существенно отличалась от шитья шелком. Золотая нить не может продеваться сквозь материю, так как «пряденое» золото в этом случае истерлось, а «волоченное» в силу своей негибкости не легло бы ровно по поверхности материи. Ввиду этого употребляется шов «в прикреп»: золотые нити кладутся по определенному пространству вертикальными рядами и прикрепляются в известном порядке стежками шелка. Порядок этих стежков и образует узор. Данный прием основан на игре светотени, поверхность приобретает вид чеканного металла или тканой парчи.

.История создания некоторых шедевров

Собрание русского средневекового лицевого шитья в Музеях Московского Кремля насчитывает около двухсот произведении. Это одно из самых крупных собраний в нашей стране. Основу его составили сокровища Патриаршей ризницы, кремлевских соборов и монастырей. В 1920-1930-е гг. в него вошли также произведения, национализированные из других закрытых церквей и монастырей, из Государственного фонда и частных коллекций. Хронологически собрание охватывает период от XIV до начала XVIII в. В нем представлены разные художественные центры: Москва, Новгород, Тверь, Сольвычегодск. Особенно богато оно памятниками XVII в, Собрание ценно также и тем, что в нем, наряду с произведениями великокняжеской и царицыной светлиц, имеются работы нескольких боярских, монастырских и купеческих мастерских.

Среди них - лучшие мастерские своего времени, принадлежавшие князьям Старицким и «именитым людям» Строгановым. Разнообразны изображения на предметах и их назначение. Широкий хронологический диапазон, многообразие художественных и технических средств, применяемых в отдельных мастерских, разные иконографические варианты дают возможность во всей полноте представить развитие искусства древнерусского художественного шитья. Около полусотни лучших образцов его находится па постоянных экспозициях в Оружейной палате и Музее прикладного искусства и быта России XVII века. На настоящей выставке представлено тридцать восемь произведении XIV - начала XVII вв., обычно хранящихся в запасниках Музеев.

Рис.Хоругвь с изображением архангела. Деисус

Самым древним памятником на выставке является хоругвь с изображением архангела. Вторая сторона, шитая отдельно, но с аналогичным изображением, экспонируется в Оружейной палате. Хрупкая фигура архангела с узкими плечами и необычайно тонкими ногами контрастирует с сильными руками и широко распахнутыми крыльями с взъерошенными перьями, придающими образу внутреннюю напряженность, свойственную XIV в. Изображение, кроме личного, шито прядеными серебряными нитями с незаметной прикрепой, что характерно для раннего русского золотного шитья. Образ архангела, исполненный в классических традициях «палеологовского стиля», заставляет вспомнить, что на Руси он считался покровителем войска и великих князей.

Золотными нитями шиты в основном и два сударя начала XV в. На них в переплетающихся кругах (прием, характерный для XIV-начала XV вв.) изображены: на первом-Деисус, на втором - редкая композиция, иллюстрирующая один из эпизодов литургии. Василия Великого - «чудо о жидовине». Оба произведения имеют определенный идеологический смысл. Спас Вседержитель в окружении молитвенно предстоящих фигур, так же, как и изображение «чуда о жидовине», должны были утверждать торжество христианской церкви. В Житии Василия Великого рассказывается, как зашедший на литургию «некий жидовин» увидел святителя, рассекающего копием младенца. Наглядность евхаристического акта заставила его принять христианство. Этот сюжет обычно использовался против еретиков, отрицавших основные догматы официальной церкви, а порой и устои феодального государства. В конце XIV - начале XV в. это были так называемые «стригольники», борьба с идеями которых являлась не только церковным, но и государственным делом.

Более типично для предметов подобного рода было изображение младенца Христа, лежащего в дискосе, нередко в окружении ангелов с рипидами. Судари XV и начала XVI вв. с такой композицией вышивали шелковыми или золотнымп нитями, украшали жемчугом и камнями. Следует отметить сударь 1511 г. с вкладной надписью о даре его в один из кремлевских соборов архимандритом владимирского Рождественского монастыря Геннадием (впоследствии суздальским архиепископом). Архиепископ Геннадий был одним из участников «суда» над Соломонией - бесплодной супругой великого князя Василия III, осудившего ее па заточение в монастырь.


 

Рис.Пелена Никола Можайский Никола Можайский, шитая пелена

Новый период в развитии искусства лицевого шитья представляют произведения, созданные в светлице Евфросинни Старицкой - тетки царя Ивана Грозного. В разных музеях нашей страны их сохранилось более двух десятков, среди них - «воздухи большие», как их называют в документах, пли плащаницы - наиболее монументальные памятники шитья. Такую плащаницу с изображением «Положения во гроб» или «Оплакивания Христа» в 1561 г. княгиня Евфросиния и ее сын Владимир подарили в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 г., во время нашествия Наполеона, плащаница была похищена его солдатами, однако в числе других ценных вещей была отбита русским отрядом и оставлена в Успенском соборе Смоленска, где находится в настоящее время. В 1987 г. в Музеи Кремля была передана другая плащаница Старицких, вложенная ими в 1558 г. в Иосифо-Волоколамский монастырь. С утраченными деталями и древней каймой, переложенная на новый фон и с новой литургической надписью, она и в таком виде представляет большую художественную ценность. Динамичность, внутренняя напряженность композиции, выразительность образов, характерные для произведении этой мастерской, как нельзя более отражают эпоху, когда в борьбе с феодальной раздробленностью утверждалось самодержавие московского государя.

Рис.«Положения во гроб» или «Оплакивания Христа»

Удельный князь Старицкий Владимир, выступавший претендентом на престол, впоследствии был казнен со всей семьей, его мать Евфросиния пострижена в монастырь, а затем тоже казнена, У княгини Евфросинии работали талантливые художники и мастерицы. Все произведения ее мастерской отличаются совершенством исполнения, индивидуальностью трактовки образов. Для них характерны продуманность композиций, пропорциональность фигур, умелое выявление их форм тонко «прорисованными» складками одежд, выразительность жестов, точность рисунка, воплощенная искусным мастерством вышивальщиц.

Рис. Шествие на Соборной площади. Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича».

Здесь сочетаются яркие шелка и обилие золотного шитья с цветными прикрепами. По сравнению с произведениями более раннего периода, в плащанице 1558 г. узоры, создаваемые этими прикрепами, усложняются, становятся более разнообразными, лики как бы лепятся плотными, идущими в разных направления стежками, приобретает свое яркое выражение так называемое «шитье по форме». Расцвет мастерской Старицких приходится на 60-е годы XVI столетия, когда она работала в Москве, а затем в Горицком монастыре близ Кириллова, куда была пострижена Евфросиния.

Произведения XVI в. из царицыной мастерской палаты хранятся сегодня в ряде музеев страны. В Оружейной палате экспонируются покровы, выполненные под руководством великом княгини Соломонии и первой супруги Ивана Грозного царицы Анастасии Романовны, которая, по преданию, и сама была искусной рукодельницей. На выставке же представлен покров на гроб митрополита Петра, вышитый в 1574 г. женой князя Юрия, родного брата Грозного - Ульянией, уже после ее пострига с именем Александры в Новодевичий монастырь. При постриге женщинам царствующего дома оставляли в монастыре их «обиход» и прислуживающих лиц, в том числе и мастериц. Петр -первый русский митрополит, избравший своей резиденцией Москву, - считался ее покровителем.

Рис. Дмитрий Сологунский

На выставке представлен сударь с изображением соименного хозяину святою- Дмитрия Солунского, по приемам шитья он принадлежит к произведениям 90-х гг. XVI в.- времени, когда мастерскую возглавляла вторая жена Дмитрия Ивановича, Матрена. Удлиненных пропорций фигура с маленькой головой, изяшнымн по форме руками и ногами, в развевающемся плаще, образующем грибообразные складки, весь изысканный образ снятого сближают это произведение с московской школой иконописцев, в частности, с иконами Прокопия Чирина.

Множество произведений шитья в последней четверти XVI в. создавалось в царицыных светлицах, возглавляемых племянницей Дмитрия Годунова царицей Ириной, женой Федора Ивановича. Бездетная царская чета дарила их в церкви монастыри с молением о «чадородии». К концу столетия в шитье усиливается декоративное начало, все большее место начинают занимать золотные нити, жемчуг, драгоценные камни и всякого рода золотые и серебряные дробницы.

Дошедшие до нас произведения втором половины XVI и XVII столетий свидетельствуют о существовании в Москве в это время целого ряда светлиц. Хорошие мастерицы ценились, что, по рассказам современников, Иван Грозный забирал их к себе во дворец у опальных бояр, а боярин Василий Волынский, получил управление Посольским приказом только благодаря своему угодничеству и искусству швей в светлице его жены. В первой трети XVII в. была создана палица с изображением «Распятия». Имя другого знатного боярина, известного военачальника, главы боярской думы - Федора Ивановича Мстиславского значится на пелене с изображением Богоматери Одигитрии.

Рис. Пелена с изображением Богоматери Одигитрии.

Она была подарена в 1630 г. «по обещанию» его женой Вознесенскому монастырю, вероятно, в память умершей здесь сестры Мстиславского Ирины, постриженной в 1586 г. в связи с неудачным заговором, имевшим цель заменить ею «неплодную» супругу царя Федора Ивановича Ирину Годунову.

После разорения Кремля во время польско-литовской интервенции начала XVII в. многочисленные дворцовые мастерские возродились не сразу. В царицыных мастерских палатах в это время насчитывалось всего пятнадцать золотошвей. Вышивальное дело сосредоточилось главным образом в кремлевском Вознесенском монастыре, где жила старица Марфа - мать царя Михаила Федоровича. Стремясь утвердить свой авторитет, новая династия Романовых дарит в церкви и монастыри многочисленные произведения искусства, среди пил не последнее мести занимали покровы на гроба прославленных святых и пелены под наиболее чтимые древние иконы. Вероятно, в Вознесенском монастыре при участии старицы Марфы была вышита и пелена «Богоматерь Федоровская».


Этот образ у царствующей династии пользовался особым почитанием в связи с тем, что древнейшая икона такого типа хранилась в костромском Ипатьевском монастыре, откуда в 1613 г. был «призван» на царство первый Романов-Михаил Федорович. Старица Марфа заказывает многочисленные «списки» иконы. Именно тогда, надо думать, появился и наш вариант, где Богоматерь изображалась в короне.

К середине XVII в. в царицыных светлицах работало уже около полусотни золотошвей (а к концу века - более восьмидесяти). Рисунки дли них часто делали известные художники из других мастерских Кремля. В это время из светлиц выходит много значительных произведений, таких, как пелена «Владимирская Богоматерь», повторяющая древнюю икону н ее драгоценный оклад (экспонируется в Музее прикладного искусства и быта России XVII века), или огромная плащаница Новоспасского монастыря, над которой в 1645 г. трудилось шесть знаменщиков (хранится в запаснике Музеев Кремля).

 

Рис. Пелена к иконе Богоматери «Владимирская» Пелена

В делах царицыной мастерской палаты имеется запись, относящаяся, как мы считаем, к большой пелене «Успение Богоматери», предназначенной для главного храма Москвы - Успенского собора Кремля: «иконннк Марк Матвеев две недели, да он же с Сидоркою Осиновым три дни делали знаменили в соборную апостольскую церковь большого собору к настоящему образу Преч. Богородицы к Успению пелену и па пример с того образа знаменовали на бумагу и красками разцвечивални и с бумаги на тафте знамовали».

Рис. Успение Богоматери

Это редкий случаи, когда известны имена художников-знаменщиков шитого произведения, дата и время, затраченные на работу. Примечательно, что в записи указывается и на «образец» - храмовую икону Успенского собора.

Рис. Пелена «Крещение»

К первом половине XVII к. следует отнести и большую пелену с изображением «Крещения» или, как значится в надписи на ней, «Богоявления». Шитье выполнено искусно и тщательно. Несомненно, здесь работали хорошо обученные мастерицы. Применяемые ими узоры золотного шитья, рельефный растительный орнамент нимбов встречаются в произведениях царпцыных светлиц.

Рис. Спас Нерукотворный

В документах указывается, что сделано оно было согласно приказа боярина Бориса Ивановича Морозова по образцу старого знамени с тем же изображением. Знамя сопровождало царя Алексея Михайловича в походах под Смоленск, Вильно, Ригу, а по возвращении в Москву выносилось перед полками во время смотра войск. Изображение Спаса Нерукотворного на воинских знаменах традиционно.

Черты, наметившиеся в русском шитье конца XVI в., па протяжении XVII столетия получают дальнейшее развитие.

Развитие всероссийского рынка, появление в русском обществе значительного торгово-промышленного слоя выдвинули в число вкладчиков лицевого шитья представителей богатого купечества. Произведения, созданные в мастерских московского «гостя» Ивана Гурьева пли «именитых людей» Строгановых, хранящиеся в Музеях

 

Рис. Композиция «Положение во гроб» Сударь «Агнец Божий»

В 30-е гг. XVIII столетия в лицевое шитье, как и в другие виды искусства, приходит европейский стиль барокко. Он проявлялся в характере самих изображении, орнаменте, надписях. На выставке представлен сударь «Агнец Божий» и воздух с композицией «Положение во гроб» (кат. № 38), исполненные в этом стиле. Нередко изменения происходят в самих иконографических схемах. Так, в привычной композиции служения ангелов младенцу художник опускает ангелов у дискоса на колени, рисуя под ними облака, чем подчеркивается неземной характер происходящего. Фигуры исполнены в новой «живописной» манере. Изменяется и сама техника Исполнения. На сударе личное шито «в прикреп» толстыми кручеными шелковыми нитями, а по ним тонким черным шелком «прорисованы» черты, для живости лики слегка подкрашены кистью. Фон зашит серебром с золотыми завитками. Такими же легкими завитками украшена скорописная вязь молитвенной надписи на каймах. Еще более характерен для этого времени воздух. Живописная многофигурная композиция «Оплакивания» кажется написанной кистью. Кроме традиционного сюжета, здесь ничто не напоминает древние иконы или пелены.

Позы фигур динамичны, складки легких одежд подчеркивают их формы. Изящные фигурки символов евангелистов по углам кайм, «курчавые» облачка, причудливые золотые завитки, окружающие символы и скорописную узорную вязь молитвы, дополняют общее впечатление легкости и движения. Как и на сударе, личное здесь шито толстым крученым шелком «в прикреп», а поверх тонко «прочерчены» черты с легкой подкраской. В дальнейшем лицевое шитье также следует за общими стилевыми направлениями живописи, постепенно, как и икона, и настенная роспись, утрачивая древние традиции в художественной образности и технических приемах.

лицевой шитье мастерской пелена

Лицевое шитье - церковное искусство, пришедшее на Русь из Византии вместе с христианством. Его произведения изображали «лицо», в отличие от орнаментальной вышивки, и выполнялись с использованием золотых и серебряных нитей, жемчуга, драгоценных камней.

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов лицевого шитья относятся к XII веку. Его традиции закладывались и развивались в женских монастырях, знатнейших и богатейших русских домах.

Произведения лицевого шитья были и остаются уникальными. За всю историю христианства на Руси известно всего несколько немонастырских мастерских этого вида церковного искусства. Объясняется это необходимостью огромных затрат денег, времени и сил. Поэтому лицевое шитье всегда было и называлось царским, княжеским искусством, а мастерские часто возглавляли царицы и княгини (Ирина Годунова, царица Анастасия Романовна, великая княгиня Соломония Сабурова, Софья Палеолог).

Список использованной литературы

. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. - М.: Красная Площадь, 2004. - 496 с.

. Маясова Н.А. Русское художественное шитье XIV- начале XVIII века / автор вступит. Статьи Н.А. Маясова. - М.: Государственные музеи Московского Кремля, 1989. - 135 с.

. Чиркова Т. «Православная вселенная» Место «Упования всех концов Земли» // Наука и религия, 2008. - № 3. - С. 32-33.

1. 

Похожие работы на - Зарождение лицевого шитья в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!