Центральный Банк и его роль в современной банковской системе РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Центральный Банк и его роль в современной банковской системе РФ

НЧОУ высшего профессионального образования

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра экономики









Курсовая работа

по дисциплине: Банковское дело

На тему: «Центральный Банк и его роль в современной банковской системе РФ»







Краснодар 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

. УДЕРЖАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ РУБЛЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА БАНКА РОССИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Ключевым элементом современной банковской системы любого государства является Центральный Банк, выступающий проводником его денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной политикой составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому без изучения деятельности Центрального Банка, содержания методов и инструментов его денежно-кредитной политики нельзя понять сущность взаимодействия уровней современной банковской системы, оценить масштабы и целесообразность проведения тех или иных банковских операций.

Центробанк в банковской системе занимает верхний уровень, поскольку обладает государственно-властными полномочиями по отношению к другим элементам банковской системы.

Центральный Банк Российской Федерации является центром кредитной системы нашей страны, список его функций и задач очень большой. Однако наиболее важными задачами среди всех прочих являются обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также укрепление позиций на международном рынке.

От эффективного функционирования Центрального Банка и правильности выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики.

Целью данной курсовой работы является исследование деятельности Центрального Банка Российской Федерации, его роль в банковской системе на современном этапе.

В работе будет рассмотрено состояние современной банковской системы, проблемы в её развитии, будут рассмотрены цели и функции Банка России, его место в современной банковской системе, а также методы регулирования денежно-кредитной политики Банком России.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России, экономическая литература, освещающая вопросы функционирования Центрального Банка.

В первом вопросе курсовой работы рассмотрены проблемы развития банковской системы России.

Во втором вопросе освещены задачи и функции деятельности Банка России и его место в банковской системе.

Третий вопрос раскрывает методы Банка России, применяемые при проведении денежно-кредитной политики и его роль в денежно-кредитной политике страны.

В четвертом вопросе подробно освещена основная задача Центрального Банка - поддержание устойчивости рубля как национальной валюты.

1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Эффективность экономической системы любой страны зависит от многих составляющих, но важнейшим фактором является состояние и тенденции развития банковского сектора. Происходящие в настоящее время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных организаций в развитии экономики Российской Федерации. В условиях глобальной экономической нестабильности и кризиса в мировой банковской системе происходит перестройка банковского сектора. Без развития национальной банковской системы сложно добиться существенного прогресса в развитии экономики страны, повышения уровня жизни населения страны. Банковская система всегда находится в центре экономических проектов государства, по этому от её состояния и динамики развития, политики государства в отношении банковской системы зависит судьба экономики страны.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам. От традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, для новейших форм деятельности кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами. Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, банки обеспечивают тем самым свою устойчивость, надёжность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений. Функция банковской системы - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам. С помощью банковской системы осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредствуются товарные потоки. Важнейшая задача банковской системы создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом ее развитие.

В целом для банковского сектора последнее десятилетие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. На протяжении всего десятилетия она оставалась одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики.

В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу.

Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей развития банковского сектора сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора.

В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, опубликованной Министерством финансов, дается достаточно нелицеприятный анализ фактического положения дел в российской банковской системе.

В числе причин низкой конкурентоспособности российских банков на международной арене отмечены:

) невысокая капитализация.

По данным журнала The Banker в сотню крупнейших банков мира по объему капитала первого уровня из российских входят только Сбербанк и ВТБ. Однако те отечественные банки, которые не попали в рейтинг, выполняют требования Центрального Банка по достаточности капитала, чего для нормального ведения бизнеса в нашей стране вполне хватает. Недостаточная капитализация не даёт большинству российских банков финансировать крупнейшие российские компании

Для дальнейшего роста капитализации банков от регулятора требуется упрощение процедур и ускорение регистрации дополнительных эмиссий акций, смягчение требований по включению субординированных кредитов в капитал банков.

) ограниченность ресурсной базы российских кредитных организаций.

Проблема формирования ресурсной базы является одной из ключевых для развития российской банковской системы. В качестве ресурсных фондов можно рассматривать:

привлечение ресурсов государственных фондов (золотовалютного, развития и др.) для стимулирования модернизации (в форме гарантий, софинансирования проектов, участия в создании целевых фондов и др.);

развитие целевого внутреннего заимствования, для чего могут быть использованы механизмы облигационных займов и формирования фондов, причем основной является проблема доверия, меры по формированию которого станут ключевыми (участие или гарантии государства, крупных компаний и др.);

стимулирование сбережений населения за счет целевого их использования в виде первоначальных накоплений на решение жилищных и бытовых проблем, участия в фондах, стимулирующих процентов при безотзывном размещении средств на депозитах, выборочное повышение уровня страховых гарантий для отдельных видов вкладов, а также стимулирования сбережений организаций, может быть за счет страхования вложений и экономических факторов;

упорядоченное и регулируемое привлечение иностранного капитала преимущественно на прямое финансирование инвестиционных проектов.

В нынешней экономической ситуации недостаточно возможностей для развития банковского бизнеса. Для расширения ресурсной базы необходимо повышать эффективность взаимодействия с внешними источниками финансирования, повышать уровень вовлеченности населения в потребление финансовых услуг (инициируя государственные программы повышения финансовой грамотности населения).

) краткосрочный характер ресурсов.

Краткосрочный характер имеющихся ресурсов сильно затрудняет расширение продуктовой линейки и снижение рисков, а значит, и стоимости кредитов. Но это проблема опять-таки ресурсной базы, а не банковских технологий.

) ухудшение качества активов и стагнация на рынке кредитования, вызванная слабым платежеспособным спросом со стороны компаний и населения.

) высокие издержки банковской деятельности.

Банкам необходимо увеличить инвестирование в передовые банковские технологии и банковские продукты, а также в современные финансовые инструменты.

В качестве характерной черты российской модели банковского бизнеса следует отметить высокую степень концентрации депозитов населения и средств юридических лиц в нескольких крупных банках с заметным государственным участием в уставном капитале. Высокая концентрация депозитов в крупнейших госбанках связана с тем, что их клиенты - крупнейшие госкомпании и их сотрудники. Таким образом, инициатива по снижению концентрации на рынке вкладов должна исходить со стороны государства, в первую очередь через снижение его присутствия в экономике. Сейчас государство владеет контрольными пакетами акций в крупнейших компаниях нефтегазового, энергетического, транспортного и других секторов, что и предопределяет их выбор банка. Следовательно, выход государства из капитала, то есть приватизация крупнейших компаний, могла бы упростить частным банкам борьбу за розничных и корпоративных вкладчиков.

В числе проблем банковской деятельности следует отметить также:

) неэффективное управление рисками.

) недостаточная профессиональная квалификация персонала.

) сильная зависимость стратегии банков от интересов учредителей и крупных корпоративных клиентов.

) недостаточный уровень ответственности руководителей и вовлеченность банков в противоправную деятельность.

Главная цель развития банковского сектора - укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

Для достижения поставленных целей в ближайшие несколько лет необходимо решить ряд важных практических задач. Это прежде всего укрепление финансового состояния банков, развитие кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качество капитала, формирование условий для развития банковской деятельности, банковской системы по привлечению средств населения и предприятий, расширение операций банков с реальной экономикой.

Неравномерность региональной концентрации активов кредитных организаций остается серьезной проблемой банковского сектора, несмотря на то, что доля региональных банков в банковской системе России возросла. Такой рост обусловлен рядом причин.

Очевидно, что банковский сектор, как и любой другой сектор экономики, не может гармонично развиваться без субъектов, не относящихся к категории крупных. Крупные банки и их структурные подразделения сами ориентируются на крупных клиентов. Уделить внимание проблемам более мелких клиентов такие банки просто не имеют возможности. Во-вторых, понимание проблем экономического развития конкретного региона всегда лучше именно у региональных банков. Причина этого - тесное (как правило) сотрудничество с местными органами власти.

Однако, развитие региональной банковской системы сегодня наталкивается на очень серьезные проблемы. Основная из них - неразвитость реального сектора экономики. Банк - лишь обслуживающая структура. Первичен именно реальный сектор, и только если он будет стабильно и динамично развиваться, можно будет рассчитывать на развитие и региональной банковской системы в том числе.

Вторая проблема тесно взаимосвязана с первой - недостаточный уровень капитала у региональных банков. Тормозит развитие региональной банковской системы и отсутствие единой, не меняющей в течение длительного времени ориентиров, денежно-кредитной, финансово-кредитной политики. Это говорит о необходимости целенаправленных действий по совершенствованию существующего правового поля. Определенные попытки уже сегодня делаются банковским сообществом. В частности, действуют такие организации, как российская ассоциация промышленно-строительных банков, ассоциация региональных банков, межрегиональный банковский Совет при председателе Совета Федераций. В случае, если этим организациям законодательными органами будет уделено достаточно внимания, ситуация может действительно начать меняться в нужном направлении. Однако, до настоящего времени на политику в области банковской системы оказывали большое влияние лишь крупнейшие кредитные организации страны. Сдерживание роста капитализации ограничивает возможности кредитования. И если не изменить подход к капитализации банковской системы, то уже скоро она подойдет к пределам роста.

2. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

Банк России - верхний уровень банковской системы в России. Он, по примеру других стран, является эмиссионным банком. В то же время, Банк России выступает в качестве органа банковского регулирования и банковского надзора. Он отвечает за состояние банковской системы в целом. Это означает, что в его компетенцию входит установление экономических нормативов для кредитных организаций. Соблюдение нормативов гарантирует стабильность и платежеспособность банка, его финансовую устойчивость. Тем самым обеспечивается защита интересов банковских клиентов. Но при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, то есть в гражданско-правовые отношения между кредитными организациями и банковскими клиентами.

Значение Центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежно-кредитной политики и стабильность банковской системы в целом.

В соответствии со статьей 2 Закона № 395-1 банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Государственный банк - главный банк в дореволюционной России - был учрежден в 1860 году. Официальным днем рождения ЦБ считается 31 мая 1860 года (по старому стилю). Тогда был основан Государственный банк Российской империи «для оживления промышленности и торговли». Работать Госбанк начал в соответствии с указом Александра Второго. После революции - Великой октябрьской социалистической - в 1917 году Государственный банк стал называться Народным банком Российской Республики, затем - Народным банком РСФСР. Примерно четыре года в России он был единственным банком, ибо все частные и акционерные кредитные учреждения подлежали слиянию с Государственным банком. Далее следовали долгие годы вне времени, когда Центробанк был лишь приложением к общей махине политической системы советского строя.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

У Банка России исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Эмиссия денег производится в объемах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в соответствии с государственными интересами. Она осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков и наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. Как орган государственного контроля над денежным обращением Банк России наделен монопольным правом эмиссии наличных денег. Основанием для введения монополии на выпуск денег в обращение является принципиальная возможность, управляя денежной массой, контролировать устойчивость национальной валюты и стабилизировать цены. Поэтому контроль над эмиссией возлагает на Банк России ответственность за разработку и проведение денежно-кредитной политики.

Совокупность подразделений ЦБ РФ, имеющих самостоятельный баланс, банковский идентификационный код (БИК), осуществляющих расчетное и кассовое обслуживание клиентов Банка России и проводящих расчетные и кассовые операции в расчетной системе Банка России от своего имени, составляет платежную систему ЦБ РФ. РКЦ является важнейшей составляющей платежной системы, так как непосредственно участвует в практическом осуществлении движения денежных средств кредитных организаций и других клиентов Банка России.

Межбанковские платежи и расчеты проводятся по корреспондентским счетам, которые коммерческие банки открывают в РКЦ Банка России на основе договора. Платежи через собственную расчетную сеть Банка России составляют значительную часть в платежном обороте - примерно две трети всех безналичных платежей, совершенных самими коммерческими банками и по поручению их клиентов. Репутация Центрального Банка не вызывает сомнений, и его банкротство практически невозможно. Поэтому при посредничестве Банка России происходит также подкрепление и окончательное взаимное урегулирование остатков по межбанковским корреспондентским счетам.

Ежедневное участие Банка России в национальной системе платежей, проведение расчетно-платежных операций позволяет Банку России надзирать над многими видами банковской деятельности, контролировать системный риск, реагировать на проблемы при их появлении и проводить соответствующие корректировки. В этом качестве Банк России выступает как гарант стабильности финансовой системы.

Кроме того Банк России кредитует временно неликвидные коммерческие банки. Банки вынуждены обращаться к центральному банку, когда исчерпаны возможности получения средств на денежном рынке, и тогда становится кредитором последней инстанции, предотвращая кризис банковской системы.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности коммерческих банков заключается в создании регламента финансирования, кредитования, расчетных и кассовых операций, а также порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности в кредитных учреждениях. ЦБ РФ вправе рассматривать документы кредитного учреждения, оценивать его финансовые и кадровые ресурсы и принимать решение о лицензировании коммерческих банков. Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений предписывает Центральный банк РФ осуществлять постоянный контроль показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческого банка. Движение средств на корреспондентских счетах коммерческих банков контролируют РКЦ при ЦБ РФ. В период становления двухуровневой банковской системы на территории России было организовано более 1300 расчетно-кассовых центров. Организация широко разветвленной сети РКЦ была обусловлена необходимостью обеспечения стабильного функционирования платежной системы и контроля за кредитными учреждениями путем максимального приближения учреждений ЦБ РФ к обслуживаемым коммерческим банкам, их филиалам и бюджетным организациям в связи с внедрением новых средств осуществления платежей.

Главная цель государственного контроля за работой коммерческих банков - сохранение или восстановление их ликвидности, надежное и прибыльное использование средств вкладчиков и предотвращение возможности банкротства кредитных учреждений.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы - например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов - это является главной целью банковского регулирования и надзора.

Банковский надзор - это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее - это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ.

Надзор включает в себя наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных санкций в случае их нарушения. Банковский надзор заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.

Общей целью банковского надзора является:

поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Банком России установлены обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

банк денежный кредитный политика

3. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная политика - это осуществляемые государством меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.

Разработка основных направлений денежно-кредитной политики проводится Банком России в соответствии со статьей 45 Закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".

Под инструментами денежно-кредитной политики понимают операции и способы, при помощи которых Центральный Банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.

К таким инструментам относятся:

) операции на открытом рынке.

Такие операции представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Покупки на открытом рынке оплачиваются центральным банком увеличением резервного счета продавца, что приводит к росту денежной массы. Соответственно продажи центральным банком бумаг открытого рынка приведут к уменьшению суммарных резервов банков и уменьшению денежной массы.

Преимущества операций на открытом рынке состоят в том, что:

центральный банк может контролировать объем операций,

операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой,

рынок ликвиден и скорость проведения операций высока, она не зависит от административных проволочек.

Используют два вида операций: прямые сделки и операции РЕПО. Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг.

Операция РЕПО (англ. "repurchase agreement", "repo") представляет собой сделку, состоящую из двух частей - продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене. Разница между ценой продажи и покупки составляет стоимость заимствований с помощью операции РЕПО.

Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах прошлого века.

Проведение операций РЕПО Банком России регламентируется Положением Банка России от 25.03.2003 № 220-П "О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации", Положением Банка России от 28.11.2008 № 329-П "Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ" (с изменениями), а также Положением Банка России от 04.03.2010 № 357-П "Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на рынке государственных ценных бумаг".

В практике Банка России в настоящий момент используются только операции прямого РЕПО, которые представляют собой операции предоставления ликвидности банковскому сектору под обеспечение установленного перечня ценных бумаг (операции обратного модифицированного РЕПО применялись Банком России в качестве инструмента абсорбирования банковской ликвидности до 2004 года).

В первой части сделки прямого РЕПО Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент - кредитная организация - в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по сделке. Во второй части сделки производится обратная продажа ценных бумаг Банком России кредитной организации по установленной в момент заключения сделки цене.

Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления средств выступающие в качестве обеспечения ценные бумаги переходят в собственность к кредитору, что упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком и снижает кредитный риск по данному виду операций. Операции прямого РЕПО Банка России осуществляются через биржевую инфраструктуру, что сокращает временные и операционные издержки банков.

В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций - только в рамках операций РЕПО). При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

Операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке могут осуществляться как через секцию государственных ценных бумаг ЗАО ММВБ, так и на внебиржевом рынке. Участниками данных операций могут являться только российские кредитные организации.

Банк России использует два механизма проведения операций прямого РЕПО - на аукционной основе и по фиксированной ставке.

В настоящее время аукционы прямого РЕПО проводятся Банком России на сроки 1 день, 7 дней и 3 месяца (ставка 5,25% годовых).

Аукционы проводятся в форме процентных конкурсов заявок от кредитных организаций на заключение с Банком России сделок прямого РЕПО.

Операции прямого РЕПО по фиксированной ставке выступают в качестве инструмента постоянного действия, предоставляя кредитным организациям возможность привлекать ликвидность от Банка России в течение торгового дня на фиксированных условиях - по ставке, которая превышает минимальную процентную ставку, установленную для аукциона прямого РЕПО на соответствующий срок. На данный момент операции прямого РЕПО по фиксированной ставке приостановлены.

Наиболее востребованными со стороны кредитных организаций на протяжении последних лет являются операции прямого РЕПО на аукционной основе на срок 1 день. На данные операции в среднем приходится около 80% от общего объема средств, предоставляемых по операциям прямого РЕПО.

) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального банка.

Ставка рефинансирования - это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.

Применение этого инструмента базируется на том, что коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привлечения средств центрального банка. Повышение ставки рефинансирования делает рефинансирование, осуществляемое центральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.

Этот инструмент монетарной политики - самый старый. В США он применяется с 1913 года. В нашей стране в начальный период развития двухуровневой банковской системы в России это было единственно активно применяемое средство в деятельности Центрального Банка РФ. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 года ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210% в октябре 1993 года. С 26 декабря 2011 года по настоящее время ставка рефинансирования составляет 8%.

С точки зрения действенности изменение учетной ставки проигрывает по сравнению с операциями на открытом рынке и резервной политикой.

Кредиты Банка России могут быть обеспечены ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России <#"justify">4. УДЕРЖАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ РУБЛЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА БАНКА РОССИИ

Основной целью деятельности Центрального Банка является защита и обеспечение устойчивости рубля.

Чем мягче национальная валюта, тем слабее способность государства проводить монетарную политику, например, стимулировать экономический рост или снижать инфляцию. Монетарный импульс просто не доходит до экономики, растворяясь в шуме ложных сигналов. Кроме того, снижается способность реального сектора экономики к планированию и тем самым к инвестициям. Если предприниматель не может оценить эффект от инвестиций, то он, скорее всего, откажется от них. Для принятия долгосрочных экономических решений необходима предсказуемость, в т. ч. и курса национальной валюты.

Под нестабильностью валюты понимается ее волатильность (изменчивость) относительно «твердых» валют. Устойчивые тенденции курса национальной валюты - например укрепление или ослабление - не имеют отношения к волатильности и могут быть инструментами монетарной политики.

Ослабление национальной валюты способствует увеличению экспорта и снижению импорта, что позитивно сказывается на национальной экономике. Именно такой политики искусственного ослабления юаня придерживается Китай.

Стабильная валюта доступна только странам со стабильной экономикой. Причина нестабильности российской экономики - ее чрезмерная зависимость от экспорта энергоресурсов.

Для стабилизации курса государство должно создавать золотовалютные резервы. Именно подушка резервов является защитой как от колебаний рыночной конъюнктуры, так и от атак спекулянтов. Чем выше волатильность текущего счета и счета движения капитала, тем больше должны быть золотовалютные резервы.

Хорошим показателем «запаса прочности» золотовалютных резервов является их отношение к среднемесячному импорту. Россия в этом рэнкинге занимает второе место после КНР, что подтверждает высокую способность Центрального Банка выполнять его основную конституционную задачу: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации». При этом Банк России считает себя обязанным вмешиваться в ситуацию на валютном рынке только когда возникает угроза «проламывания» верхнего или нижнего порогов валютного коридора.

Белоруссия, напротив, среди стран с наименьшим значением отношения золотовалютных резервов к среднемесячному импорту. И «непрочность» ее ЗВР была наглядно продемонстрирована девальвацией зайчика: 23 мая 2011 года Национальный банк Республики Беларусь девальвировал курс белорусского рубля примерно на 56%. Следует, конечно, отметить и то обстоятельство, что у России стабильно позитивное сальдо текущего счета, а у Белоруссии это сальдо сложилось негативным.

Казалось бы, самый стабильный курс национальной валюты можно получить, жестко привязав ее к твердой валюте или к корзине твердых валют. Это так называемый фиксированный курс. Однако в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры (например, для России - падения цены нефти) или мощного оттока капитала страна лишается золотовалютных резервов.

Итак, фиксированный курс чреват дефолтом, да к тому же требует создания больших золотовалютных резервов, а свободное (или чистое) плавание национальной валюты в условиях высокой волатильности текущего счета и счета движения капитала дестабилизирует экономику. Поэтому целесообразно идти «серединным» путем. Так, Банк России ограничивает колебания курса национальной валюты пределами валютного коридора, причем границы этого коридора могут меняться.

Основные направления «естественной» стабилизации рубля таковы: во-первых, снижать зависимость национальной экономики от экспорта сырья; во-вторых, повышать ее инвестиционную привлекательность, в частности за счет улучшения инвестиционного климата, способствовать вытеснению спекулятивных инвестиций прямыми инвестициями.

Эксперты констатируют, что, сегодняшняя денежно-кредитная политика Банка России, как и все государственные меры, предпринимаемые со стороны правительства, направлена на поддержку, в первую очередь, крупнейших российских сырьевых корпораций, для которых валютный фактор - один из ключевых моментов при определении финансовых результатов деятельности. Получая доход в долларах и евро, и напротив, осуществляя основные расходы в рублях, добывающим компаниям крайне выгоден заниженный курс российской валюты.

Как считают эксперты, несмотря на определенные плюсы для «сырьевиков», нынешняя денежно-кредитная политика России просто губительна для других секторов экономики, которые могли бы стать основой процесса модернизации. Производителям, разрабатывающим высокотехнологичную продукцию, на сегодняшний день необходимо импортировать огромное количество различных товаров, в том числе, средств производства (станки, микросхемы, оборудование и др.) и технологий, но дешевый рубль делает покупки существенно дороже, что для недоинвестированных отраслей итак является непосильной ношей.

Также и многие товарные группы, в том числе, продовольственного характера, критически зависимы от импорта, в итоге заниженный курс рубля приводит к росту потребительской инфляции. Поэтому девальвация способствует росту цен, а укрепление рубля не ведет к адекватному падению цен (если предыдущее ослабление отыграно монополистами, цены они уже не снижают).

По оценке эксперты, одним из губительных последствий подобной пассивной денежно-кредитной политики является отсутствие возможности регулятора (в данном случае, Центрального Банка) активно влиять на количество денег в экономике, поскольку объем новой эмиссии всецело зависит от поступления валюты в страну, а поступление валюты - от цен на нефть на Нью-Йоркской и Лондонской бирже. Как итог, страна испытывает постоянный дефицит денег в экономике. Именно поэтому в России кредитный мультипликатор хуже, чем в Европе в 19-м веке и хронически недомонетизированная экономика. Предприятиям и банкам просто не хватает дешевых денег.

По оценке аналитиков, инфляция в этой ситуации берется не от избытка денежной массы, а от дороговизны кредита из-за ее недостатка (+ немонетарные факторы в виде ежегодно необъективно индексируемых тарифов + удорожание импорта на фоне слабого рубля). Высокие кредитные ставки российские предприятия закладывают в издержки, отчего и наблюдается рост цен. Те, кто может занимать за рубежом, уходят на внешние рынки, что еще больше усугубляет ситуацию с национальным кредитом. В итоге весь долг, который мог бы быть внутренним (активами национальной банковской системы), становится внешним (активами иностранной банковской системы, которая и получает свой доход).

Эксперты отмечают, что именно поэтому развитые страны отказались от подобной губительной для национальной экономики монетарной политики и перешли к свободному курсообразованию валюты.

Неуверенность в перспективах национальной валюты или ожидание её ослабления заметно ограничивают долгосрочные вложения, среди которых и столь необходимые для модернизации страны прямые инвестиции. Слабый рубль давит и на стоимость российских активов, снижает капитализацию фондового рынка и провоцирует отечественные компании инвестировать в зарубежные проекты.

Как считают аналитики, во многом вина в происходящем лежит именно на политике Центрального Банка, которая дестимулирует формирование национального капитала и точек его роста. Венчурные инвестиции, как и любой другой вид вложений, всегда более оправданы, если курс национальной валюты (страны, в которой вложены средства) растет.

Так, возможное укрепление рубля может облегчить капитализацию активов и повысить их ликвидность. Для модернизации нужны долгосрочные прямые инвестиции, а они - низколиквидны. Но на тренде укрепления рубля проще продать актив на фондовом рынке, при этом одновременно будет наблюдаться приток спекулятивного капитала на фоне укрепления национальной валюты. Так, позволив рублю вырасти, можно одновременно привлечь и длинные кредиты, и «сдублировать» этот приток деньгами на фондовом рынке, а каждый инвестор выберет ту форму вложений и тот уровень ликвидности и рисков, которые соответствует его стратегии.

Таким образом, обязательным условием обеспечения конкурентоспособности государства и модернизации экономики является наличие конкурентоспособной (крепкой) национальной валюты и национального финансового капитала, а также безопасность национального финансового рынка.

При этом несмотря на явные долгосрочные плюсы от укрепления рубля, многие отрасли нашей экономики не готовы к усилению конкуренции со стороны импортной продукции, а значит, при росте рубля может наблюдаться массовое замещение российских товаров иностранными аналогами. Эта проблема вполне разрешаема при использовании косвенных и прямых государственных мер ограничения импорта (достаточно посмотреть на опыт Европы, которой на протяжении несколько десятков лет удается относительно легко поддерживать, на первый взгляд, неконкурентоспособное сельское хозяйство региона). Скорее, к укреплению рубля больше не готов федеральный бюджет, испытывающий огромную зависимость от нефтегазовых доходов. Поэтому, безусловно, необходимо менять ситуацию комплексно.

В то же время некоторые производства при укреплении национальной валюты будут терять конкурентоспособность и умирать. Однако это может дать приток кадров на модернизируемые производства или в ту обслуживающую потребление инфраструктуру, которая будет расти по мере роста покупательной способности зарплат.

Единственной возможностью для дальнейшего роста модернизируемых производств в реальном выражении (в ситуации кадрового голода) является внедрение самых передовых технологий, повышающих производительность труда или создание собственных, лучших, чем мировые аналоги. Т.е это инвестиции в НИОКР. И закупка самых передовых технологий и создание передовых разработок требует валюты, но в случае укрепления рубля суммы требуются меньшие.

Однако никакая модернизация невозможна, пока российский Центральный Банк действует в интересах сырьевых монополий, занижая курс рубля. Ведь модернизация - это всегда движение снизу, от малого и среднего бизнеса, для которого крепкая валюта, удешевляющая импорт и заимствования - жизненная необходимость. Можно было бы понять и оправдать заниженный курс рубля, если бы политика ЦБ работала в интересах тысячи мелких и средних компаний, как это происходит в Китае, но ведь в России главными бенефициарами дешевого рубля становятся сырьевые монополии в ущерб всем остальным секторам. В тоже время в добывающих отраслях нашей страны работает лишь около 5% населения России.

Осуществляя валютную политику, государство проводит меры косвенного и прямого регулирования валютного курса. Косвенное воздействие на валютный курс связано с осуществлением мер направленных на стабилизацию денежно-кредитной и финансовой системы страны. Если центральный банк осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции. то это непременно скажется на обменном курсе национальной валюты - обменный курс будет стабилизироваться.

Повышая учетную ставку (т.е. процент который Центральный Банк взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), Центральный Банк прямо воздействует на валютный курс в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банком России были подготовлены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов.

В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1.

. Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов, "Вести Гаранта" 09.11.2011.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 624 с.

. Центральный Банк в банковской системе России: Учеб. пособие / А.Г. Братко. - М.: Спарк, 2001.

. Основы организации деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие / Е.В. Иода, И.Р. Унанян. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003.

. Журнал "Коммерсант Деньги", № 47 (804) 2010 г.

. Журнал "Мир и политика" № 11 (62) 2011 г.

. Журнал "Инициативы XXI века" № 4 2009 г.

. Журнал "Управление экономическими системами" № 12 2011 г.

. Журнал "Банковское дело" № 1 2011 г.

. Журнал "Новый регион - Москва" № 4 2011 г.

Похожие работы на - Центральный Банк и его роль в современной банковской системе РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!