Учет валютных операций, их регулирование и контроль

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет валютных операций, их регулирование и контроль

Содержание

Введение

1. Теоретические и методологические основы учета валютных операций

1.1 Понятие валютных операций, их классификация

1.2 Бухгалтерский учет операций по покупке и продаже иностранной валюты

1.3 Порядок отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов по валютным операциям

2. Особенности валютного регулирования

2.1 Понятие валютного регулирования, его классификация

2.2 Органы валютного регулирования, их основные функции

2.3 Правовые основы валютного регулирования в РФ

3. Организация валютного контроля в РФ

3.1 Органы и агенты валютного контроля, их функции и полномочия

3.2 Права и обязанности сторон при проведении валютного контроля

3.3 Формы и методы валютного контроля

Заключение

Библиографический список

Введение

учет валютный контроль регулирование

Современный валютный рынок представляет собой сложную экономическую систему, функционирующую в рамках всего мирового хозяйства.

В своем развитии валютный рынок прошел путь от локальных центров торговли векселями в иностранных валютах до фактически единственного международного рынка, экономическую роль которого трудно переоценить.

На сегодняшний момент большинство банков имеют валютные лицензии и оказывают большой спектр валютных услуг для своих клиентов.

Ручную обработку информации заменили программные комплексы, которые обеспечивают автоматическое совершение и обработку всех банковских услуг в валюте. Система торговли валютой также значительно развилась. На смену сделок по телефону голосовым способом пришла международная система Reuters, а внутри регионов -торги по модемам, что способствует дальнейшему развитию российского валютного рынка.

Одной из характеристик современной экономической ситуации является рост численности негосударственных экономических структур. Постепенно изменяется и совершенствуется и законодательство о банках, в том числе в направлении расширения международной деятельности коммерческих банков.

Перестройка внешнеэкономической деятельности России требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их связей, как внутренних, так и внешних. Соответственно вопросы, связанные особенностями учета и регулирования валютных операций приобретают огромное теоретическое и практическое значение. Данным обстоятельством и объясняется выбор темы контрольной работы и ее актуальность.

Цель работы - рассмотреть особенности учета валютных операций, их регулирование и валютный контроль.

Задачи работы:

изучить теоретические и методологические основы учета валютных операций,

проанализировать правовые основы валютного регулирования и валютного контроля,

рассмотреть особенности валютного контроля в нашей стране.

1. Теоретические и методологические основы учета валютных операций

1.1 Понятие валютных операций, их классификация

Коммерческие банки представляют собой особую категорию деловых коммерческих предприятий, играющих роль финансовых посредников.

В своей деятельности коммерческие банки привлекают денежные средства предприятия, физических лиц, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим субъектам, нуждающимся в дополнительных средствах.

Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков напрямую связана с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории России, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.

Таким образом, валютные операции представляют собой ряд последовательных действий по оформлению и оплате документов и сделок, номинированных в иностранной валюте, которые могут охватывать все виды операций коммерческого банка.

Классификацию валютных операций можно проводить на основании определенных признаков [15].

. По принципу субъектов, валютных операций подразделяются на:

валютные операции между резидентами РФ (операции внутреннего валютного рынка РФ);

валютные операции резидентов с нерезидентами (международные операции).

. Так как все валютные операции, в соответствии с российским валютным законодательством, должны осуществляться через уполномоченные коммерческие банки, выделяют:

межбанковские валютные операции, формирующие оптовый межбанковский валютный рынок;

клиентские валютные операции, которые составляют розничный валютный рынок.

. В соответствии с механизмом торговли и заключения сделок, валютные операции могут быть:

биржевыми;

внебиржевыми.

. В зависимости от даты исполнения сделки, выделяют:

наличные,

срочные валютные сделки.

. В соответствии с экономическим содержанием операций, выделяют:

конверсионные операции, которые представляют собой сделки по обмену оговоренных сумм денежных единиц одной страны на валюту другой страны по согласованному курсу и на определенную дату,

депозитные операции,

расчетные валютные операции.

.2 Бухгалтерский учет операций по покупке и продаже иностранной валюты

Наличная валюта учитывается в банках на активном счете 20202 «Касса кредитных организаций», который предназначен для учета наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, находящихся в операционной кассе кредитной организации и отдельных структурных подразделениях [7].

По дебету счета 20202, отражаются поступление денежной наличности в рублях и иностранной валюте, по кредиту - ее списание (выдача).

Курсовые разницы, которые возникают у кредитной организации при совершении операций покупки-продажи наличной иностранной валюты, отражаются по дебету и кредиту счета 20202, открытого в иностранной валюте.

Аналитический учет по счету 20202 ведется на отдельных лицевых счетах:

по операционной кассе кредитной организации, отдельным внутренним структурным подразделениям и по хранилищам ценностей;

по видам валют;

по учету авансов денежной наличности, предназначенных для осуществления кассового обслуживания физических лиц в послеоперационное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Выдача денежной наличности и ценностей кассовому работнику производится по книге учета принятых и выданных денег (ценностей), без отражения суммы на балансовых и внебалансовых счетах.

Операции покупки-продажи иностранной валюты проводятся в бухгалтерском учете по курсу сделки (курсу банка) с отражением курсовой разницы (табл. 1).

Таблица 1 - Учет покупки наличной иностранной валюты

Содержание операцииДебетКредитОтражена покупка наличной иностранной валюты (долларов США) за наличную валюту РФ20202 (840) «Касса кредитной организации20202 (810) «Касса кредитной организации»

Разница между рублевым эквивалентом поступившей в кассу иностранной валюты и суммой в рублях, выплаченной клиенту за купленную у него валюту, относится на доходы или расходы кредитной организации.

Уполномоченные кредитные учреждения могут осуществлять операции по покупки (продажи) иностранной валюты от своего имени, по поручению и за счет клиента в качестве посредника, а также за счет своих средств в пределах лимита открытой валютной позиции.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляются на валютном рынке, где на основании спроса и предложения, определяется курс иностранной валюты относительно денежной единицы определенной страны. К участникам валютного рынка, кроме кредитных организаций и финансовых учреждений, относятся брокерские компании, брокеры и другие участники.

Кредитные организации и финансовые учреждения могут осуществлять валютные операции, как для своих нужд, так и в интересах клиентов. Специализированные брокерские и дилерские организации, помимо проведения собственных валютных операций, занимаются также информационной и посреднической деятельностью. Кроме этого, существует группа участников, состоящая из небанковских кредитных организаций, юридических и физических лиц, которые сами не занимаются валютными операциями, а пользуются услугами банков по договорам доверительного управления.

Сторонами валютных сделок являются покупатели и продавцы валюты, профессиональные посредники: брокеры и дилеры.

Брокеры совершают сделки от имени и за счет клиента, дилеры выступают от своего имени и за свой счет, и в отличие от брокеров, могут быть только институциональными участниками рынка.

а)

пассивный счет 47403 «Расчеты с валютными и фондовыми биржами»,

активный счет 47404 «Расчеты с валютными и фондовыми биржами».

Аналитический учет по данным счетам ведется в разрезе организованных рынков, видов операций с учетом правил заключения и исполнения сделок и расчетов на биржах;

б)

пассивный счет 47405 «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты»,

активный счет 47406 «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты».

Порядок аналитического учета по данным счетам определяется банком самостоятельно, при этом он должен обеспечивать получение определенной информации по каждой сделке;

в)

пассивный счет 47407 «Расчеты по конверсионным операциям и прочим сделкам»,

активный счет 47408 «Расчеты по конверсионным операциям и прочим сделкам».

Активные и пассивные счета с одинаковыми названиями представляют собой парные счета, cальдо по которым может меняться на противоположное. При этом наличие остатка допускается только на одном лицевом счете из открытой пары - активном или пассивном.

Операционный день начинается с использования лицевого счета, который имеет сальдо, при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции.

Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета, оно переносится на соответствующий парный лицевой счет на основании мемориального ордера. При образовании сальдо на обоих парных лицевых счетах, выписывается мемориальный ордер с бухгалтерской записью о переносе меньшего сальдо на лицевой счет с большим сальдо (табл. 2).

Таблица 2 - Учет операций по покупке кредитной организацией иностранной валюты на бирже по поручению клиента

Содержание операцииДебетКредитОтражено поступление денежных средств в рублях от клиента для покупки иностранной валюты40702 (810)47405 (810)Отражено перечисление банком денежных средств в рублях для совершения операции покупки долларов США на валютной бирже47404 (810)кор. счет, банковский счет биржи (в руб.)Отражено требования к бирже по поставке иностранной валюты и обязательств банка перед клиентом47404 (840)47405 (840)Отражено поступление купленной для клиента валюты с биржикор.счет, банковский счет биржи (в руб.)47404 (840)Отражено перечисление банком купленной валюты на валютный счет клиента47405 (840)40702 (840)Отражено исполненных требований и обязательств по совершенной по поручению клиента сделке47405 (810)47404 (810)Отражено полученного банком от клиента комиссионного вознаграждения40702 (810)70601 (810)Отражено уплаченного банком бирже комиссионного сбора70606 (810)47404 (810)

В случае покупки банком иностранной валюты за свой счет возникают положительные или отрицательные курсовые разницы. При данных операциях, помимо счетов расчетов с биржами, используются также счета по учету расчетов по конверсионным операциям и срочным сделкам (табл. 3).

Таблица 3 - Учет операций по покупке кредитной организацией иностранной валюты за свой счет (долларов США)

Содержание операцииДебетКредитОтражение операций по покупке кредитной организацией иностранной валюты за свой счет (пример с долларами США)Учтено перечисление банком денежных средств в рублях для совершения операций покупки иностранной валюты на валютной бирже47404 (810)кор. счет (в руб.)Содержание операцииДебетКредитОтражено требование в иностранной валюте и обязательств банка в рублях по заключенной сделке47408 (840) 70606 (810)47407 (810) 70601 (810)Отражено требование банка к бирже в иностранной валюте47404 (840)47408 (840)Учтено исполнение банком обязательств по сделке 47407 (810)47404 (810)Отражено поступление с биржи купленной иностранной валютыкор. счет (в иностранной валюте)47404 (840) Учтен комиссионный сбор, уплаченный банком бирже70606 (810) 47404 (810)

Операции покупки банком у клиентов и продажу им иностранной валюты в безналичной форме влияют на размер открытой валютной позиции. Финансовым результатом данных операций является курсовая разница (табл. 4).

Таблица 4 - Учет операций по покупке иностранной валюты у клиентов в безналичной форме (доллары США)

Содержание операцииДебетКредитОтражено требования банка в иностранной валюте и обязательства банка в рублях по заключенной сделке47408 (840) 70606 (810) «Расходы» по символу 22101 47407 (810) 70601 (810) «Доходы» по символу 12201Учтено перечисление валюты со счета клиента для исполнения обязательств по сделке40702 (840)47408 (840) Отражено перечисление денежных средств в рублях на счет клиентаД 47407 (810) 40702 (810)

.3 Порядок отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов по валютным операциям

Доходы и расходы от операций купли-продажи иностранной валюты за рубли в наличной и безналичной формах определяются как разница между курсом сделки и официальным курсом на дату совершения операции.

Доходы и расходы от операций купли-продажи иностранной валюты за другую иностранную валюту определяются как разница между рублевыми эквивалентами соответствующих иностранных валют по их официальному курсу на дату совершения операции (сделки). При этом под датой совершения операции понимается ранее наступившая из двух дат - дата поставки или дата получения соответствующей валюты.

В отчете о прибылях и убытках, доходы от операций покупки-продажи иностранной валюты в виде курсовых разниц отражаются по символу 12201 «Доходы от купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах».

При совершении операций покупки-продажи иностранной валюты возникают доходы и расходы в виде комиссий, которые в зависимости от вида и характера операции подразделяются на:

доходы и расходы от банковских операций и сделок;

операционные доходы и расходы.

Комиссионные вознаграждения, получаемые кредитной организацией при совершении операций покупки-продажи иностранной валюты, отражаются в доходах кредитной организации по символам:

а) доходы от банковских операций и других сделок:

12102 «Вознаграждение за расчетное и кассовое обслуживание»;

12406 «Доходы от оказания консультационных и информационных услуг»;

б) операционные доходы:

16201 «Доходы за проведение операций с валютными ценностями»;

16202 «Доходы за оказание посреднических услуг по брокерским и аналогичным договорам»;

16203 «Доходы по другим операциям».

Комиссионные сборы представляют собой расходы кредитной организации в виде платы, взимаемой с нее другими организациями за совершаемые операции, сделки и оказываемые ей услуги, а также за предоставление ей посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, агентским договорам.

Комиссионные сборы отражаются в расходах кредитной организации по следующим символам:

25201 «Комиссионные сборы за проведение операций с валютными ценностями»;

25202 «Комиссионные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и ведение банковских счетов»;

25205 «Комиссионные сборы за оказание посреднических услуг по брокерским и аналогичным договорам»;

25206 «Комиссионные сборы по другим операциям».

Учет курсовых разниц должен выражаться в рублях РФ и оформляться следующими проводками:

Дт 70606 (810) «Расходы» по символу 22101 «Расходы по куплепродаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах» - в случае отрицательной курсовой разницы.

Кт 70601 (810) «Доходы» по символу 12201 «Доходы от куплипродажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах» - в случае положительной курсовой разницы.

В случае, если курс продажи, установленный банком, выше официального курса данной валюты, установленного Банком России, то при продажи наличной иностранной валюты у кредитной организации возникает доход (в обратном случае - расходы).

При продаже наличной иностранной валюты за рубли (долларов США) оформляется проводка:

Дт 20202 (810) «Касса кредитной организации»

Кт 20202 (840) «Касса кредитной организации».

По окончании операционного дня кассир выводится остаток средств в иностранной валюте по видам валют, платежных документов в иностранной валюте и наличных рублях.

После сравнения полученных данных с денежной наличностью в кассе, составляется отчетная справка об остатках наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте и наличных рублей в операционной кассе на конец операционного дня. В случае выявления расхождений между фактическими остатками и данными учета обменного пункта составляется акт с объяснением причин расхождений.

2. Особенности валютного регулирования

.1 Понятие валютного регулирования, его классификация

Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов, направленную на регламентирование порядка совершения валютных операций [15].

Выделяют два уровня валютного регулирования:

. Нормативно-правовое регулирование, которое заключается в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

. Индивидуально-правовое регулирование - представляет собой применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Сущность валютного регулирования заключается в создании определенной системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая должна отвечать стратегическим задачам развития национальной экономики и отражать, при этом, потребности текущего момента.

Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Он включает совокупность таких процессов, как:

контроль государства за валютными операциями;

деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

воздействие на курс национальной валюты;

ограничение использования иностранной валюты;

совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования включают:

накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

регулирование вывоза из страны стратегического сырья;

регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;

покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами;

регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

В узком смысле, валютное регулирование является элементом валютной политики, которая выражается во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Валютное регулирование может быть прямым и косвенным.

Прямое валютное регулирование представляет собой совокупность законодательных и административных действий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование воздействует на участников внешнеэкономических связей посредством экономических методов путем создания экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.

Выделяют также либеральное и ограничительное валютное регулирования.

Либеральное валютное регулирование, направленное на текущую конъюнктуру валютного рынка, не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса.

Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Законченной формой данного вида валютного регулирования выступают валютные ограничения, т. е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

.2 Органы валютного регулирования, их основные функции

Законодательство России устанавливает два органа валютного регулирования: Центральный банк РФ и Правительство России, полномочия которых четко разграничены (рис. 1).










Рис. 1 - Разграничение компетенций между органами валютного регулирования

Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами.

Банк России, как основной орган валютного регулирования [17]:

определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой Российской федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии.

проводит все виды валютных операций.

Значительную роль при осуществлении валютного регулирования играет Департамент валютного регулирования Банка России, который входит в его центральный аппарат. К компетенции данного органа отнесены, в частности, разработка нормативных актов Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля, в том числе разработка форм валютной отчетности для территориальных учреждений Банка России.

Правительство РФ обладает следующими полномочиями в области валютного регулирования:

осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществлять в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами; федеральными законами; нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование;

руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

.3 Правовые основы валютного регулирования в РФ

Валютное законодательство РФ включает три блока (рис. 2).

В первый блок входят специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Второй блок включает в себя законодательные и нормативные документы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями.

К данному блоку относятся законы:

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,

«О банках и банковской деятельности»,

«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»,

«О биржах»,

«О рынке ценных бумаг»,

«О товарных биржах и биржевой торговле»,

«Об иностранных инвестициях».

В третий блок валютного законодательства входят законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.










Рис. 2- Структура валютного законодательства

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Данный Закон определяет правовую основу и играет главную роль в области валютного регулирования. В данном нормативном документе установлены основополагающие принципы, к которым относится:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государственных органов в валютные операции;

единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение защиты прав и интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В области валютного регулирования особое значение имеют также определенные статьи Конституции РФ (8, 34, 35, 71, 74-76).

В частности, данные статьи определяют право граждан иметь в своей собственности валютные ценности, владеть, пользоваться и распоряжаться ими; возможность правового регулирования валютных отношений только на федеральном уровне.

В числе важных относятся также нормы кодифицированных актов. Понятия ценных бумаг, имеющие существенное значение для определения характера валютных операций, определены в Гражданском Кодексе РФ и других актах гражданского законодательства.

Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые Президентом РФ и Правительством РФ в форме указов и постановлений.

Определенное место в правовом регулировании валютных операций принадлежит и Федеральным законам «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

3. Организация валютного контроля в РФ

.1 Органы и агенты валютного контроля, их функции и полномочия

Валютный контроль представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютный операций [16].

Валютный контроль относится к одной из разновидностей финансового контроля, в связи с чем ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет ряд специфических черт.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» основная цель валютного контроля заключается в соблюдении валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

В соответствии со статьей 22 Закона № 173-ФЗ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (табл. 5).

Таблица 5 - Состав органов и агентов валютного контроля

Органы валютного контроляАгенты валютного контроляЦентральный банк РФУполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФФедеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФПрофессиональные участники рынка ценных бумаг, которые: - не являются уполномоченными банками; - подотчетны Федеральной службе по финансовым рынкамТерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые являются органами валютного контроля

Правительство России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком России. Кроме того, к обязанностям Правительства РФ входит также обеспечение взаимодействия профессиональных участников рынка ценных бумаг с Центральным Банком России.

Центральный банк РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж, взаимодействует с другими органами валютного контроля, а также обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков, являющихся агентами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями и валютными биржами, возложен на федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся:

. Федеральная таможенная служба - осуществляет валютный контроль операций, которые связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая контролирует валютные операции резидентов и нерезидентов (кроме кредитных организаций и валютных бирж), для установления:

соответствия российскому валютному законодательству,

соблюдение необходимых требований при совершении валютных операций и т.д.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные участники ценных бумаг и территориальные органы ФТС России и Росфиннадзора.

.2 Права и обязанности сторон при проведении валютного контроля

Органы валютного контроля имеют право издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положений, которые регулируют проведение валютных операций.

Нормативные акты издаются в форме указаний, положений и инструкций. Они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц.

Кроме того, органы валютного контроля обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации.

Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства возложен на агентов валютного контроля. Они обязаны предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, которые проводятся с их участием.

В обязанности органов и агентов валютного контроля входят также и другие обязанности, такие как [15]:

сохранность коммерческой, банковской и служебной тайны, которая связана с проведением валютного контроля;

представление органам валютного контроля информацию и документы, которые необходимы для осуществления ими своих функций;

передача информации о нарушителях валютного законодательства Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

Для осуществления своих функций, органы и агенты валютного контроля наделены широкими правами, которые закреплены законодательством РФ. В первую очередь, все органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать информацию и документы, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Порядок их представления уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком РФ, а порядок представления в адрес других агентов валютного контроля - Правительством РФ.

В пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ приведен закрытый перечень документов, которые резиденты и нерезиденты обязаны представлять агентам валютного контроля по их запросам:

документы, удостоверяющие личность физического лица;

документы о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

документы, удостоверяющие права на недвижимое имущество;

документы, подтверждающие права нерезидентов на проведение валютных операций и открытие счетов. Такие документы оформляются и выдаются по месту жительства или по месту регистрации нерезидента;

документы о предварительной регистрации;

уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета в зарубежном банке;

документы, которые являются основанием для совершения валютной операции.

При этом агенты валютного контроля имеют право требовать только документы, непосредственно относящиеся только к проводимой валютной операции.

Органам и агентам валютного контроля разрешено проводить проверки деятельности резидентов и нерезидентов на предмет:

соблюдения и актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.

В случае выявления нарушений в ходе проведения данных проверок органы валютного контроля выдают предписания об их устранении, а также применяют к нарушителям меры ответственности, которые установлены законодательством РФ.

Органы и агенты валютного контроля могут быть привлечены к ответственности за неисполнение своих функций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты также имеют права и обязанностями, связанные с проведением валютного контроля (табл.6).

Таблица 6 - Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Имею право:Обязаны:- знакомиться с актами проверок, которые проведены органами и агентами валютного контроля; - обжаловать решения и действия этих органов, а также их должностных лиц; - получить возмещение реального ущерба, который им был причинен неправомерными действиями органов и агентов валютного контроля, а также действиями их должностных лиц- представлять информацию и документы, которые указаны выше, органам и агентам валютного контроля; - вести учет и составлять отчетность по валютным операциям, которые они проводят; - выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ

.3 Формы и методы валютного контроля

Под формой валютного контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В соответствии со временем совершения контроля принято выделять три основные формы контроля: предварительный, текущий, последующий, которые находятся в тесной взаимосвязи.

К методам валютного контроля относятся все приемы и способы его осуществления. Выделяют следующие методы:

. Наблюдение - представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

. Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д.

. Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Данный метод может применяться как дополнительный.

. Проверка, как правило, касается специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

. Ревизия представляет собой изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

В зависимости от источников используемых данных, контрольные действия субъектов валютного контроля подразделяются на две группы:

. Документальный контроль, который включает:

формальную и арифметическую проверку финансовых документов;

юридическую оценку отраженных в документах финансово-хозяйственных операций;

логическую проверку возможности проведения документально оформленных финансово-хозяйственных операций и др.;

. Фактический контроль - включает контрольные действия, направленные на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризацию, экспертную оценку, визуальное наблюдение.

К наиболее распространенным методам, используемым органами и агентами валютного контроля в РФ, относятся наблюдение и проверка.

На ведомственном уровне наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями, в том числе до их совершения.

Различие между наблюдением и проверкой с точки зрения открытости методик заключается в том, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений.

Цель проверки - выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием как ошибок, так и умышленных действий.

Основная цель наблюдения и анализа заключается в получении общей информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение, в первую очередь, призвано констатировать правомерное поведение участников валютных операций, а также предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными «автоматически» в силу самой процедуры наблюдения.

Проверка, как метод валютного контроля, как правило, используется в случаях необходимости установления факта нарушения валютного законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Проверки не носят сплошного характера и осуществляются выборочно.

В основном проверкам подвергаются юридические лица-резиденты, а также действующие на территории РФ отделения иностранных юридических лиц.

Заключение

Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков напрямую связана с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории России, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.

Уполномоченные кредитные учреждения могут осуществлять операции по покупки (продажи) иностранной валюты от своего имени, по поручению и за счет клиента в качестве посредника, а также за счет своих средств в пределах лимита открытой валютной позиции.

Доходы и расходы от операций купли-продажи иностранной валюты за рубли в наличной и безналичной формах определяются как разница между курсом сделки и официальным курсом на дату совершения операции.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Данный Закон определяет правовую основу и играет главную роль в области валютного регулирования.

Законодательство России устанавливает два органа валютного регулирования: Центральный банк РФ и Правительство России, полномочия которых четко разграничены.

Центральный Банк России:

- определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

проводит все виды валютных операций и т.п.

Правительство РФ обладает следующими полномочиями в области валютного регулирования:

осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществлять в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами; федеральными законами; нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование;

руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Центральный банк РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж, взаимодействует с другими органами валютного контроля, а также обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков, являющихся агентами валютного контроля.

Библиографический список

. Гражданский Кодекс Российской Федерации

. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями)

. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле» ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013)

. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2010 - с. 312 с.

. Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 400 с.

. Букирь М. Я. Кредитная работа в банке. Методология и учет. - М.: КноРус, 2011. - 240 с.

. Камысовская С.В. Захарова Т.В. Попова Н.Н. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке. - М.: КноРус, 2011. - 424 с.

. Жарковская Е.П. Банковское дело. - М.: Омега-Л, 2011. - 479 с.

. Козлова О.Л. Киреев В.Л. Банковское дело. - М.: КноРус, 2012. - 240 с.

. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Юрайт 2012. - 544 с.

. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: КноРус, 2012. - 800 с.

. Меркулова И. В. Лукьянова А. Ю. Деньги, кредит, банки.- М.: Кнорус, 2012. - 352 с.

13. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Дашков и Ко <http://www.ozon.ru/context/detail/id/858063/>, 2009. - 592 с.

. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке. - М.: КноРус, 2011. - 304 с.

. Пластинин А.М. Валютные операции: учет, налоги и контроль. - М.: Дело и сервис,2011. - 176 с.

. Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль. - М.: Омега-Л, 2012. -303 с.

. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки.- М.: Питер, 2010. - 432 с.

. Щеголева Н.Г. Валютные операции: учет, налоги и контроль. - М.: Маркет ДС, 2012. - 336 с.

Похожие работы на - Учет валютных операций, их регулирование и контроль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!