Стратегический анализ положения ОАО 'Альфа-Банк'
Введение
Стратегическое управление организацией - система «разумной бюрократии»,
позволяющая определить и связать воедино ключевые направления деятельности
предприятия, разбить их на отдельные задачи, разбить ответственности и
контролировать выполнение.
Стратегия предприятия - это комплексная программа спланированных действий
по реализации стратегических целей.
Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Альфа-Банк».
Предметом исследования - финансово-хозяйственная деятельность предприятия, отрасль
и конкуренция, факторы внешней среды, сильные и слабые стороны предприятия, его
возможности и угрозы внешней среды.
Рынок финансовых услуг в Российской Федерации считается перспективным с
точки зрения потенциалов и темпов роста. Рентабельность финансового сектора в
России растет, но его привлекательность все же определяется
конкурентоспособностью, а потенциалом роста при отсутствии иностранных банков.
Что и позволяет российским финансовым структурам получать высокую прибыль.
В ближайшее время в России, по мнению Международного рейтингового
агентства Standard&Poors, не будет банковского кризиса в среднесрочной
перспективе, хотя и отмечают нестабильность в финансовом секторе.
Все же, привлекательность рынка банковских услуг можно оценить как
достаточно высокую, а это в свою очередь подтверждает актуальность темы
стратегического управления в банковском секторе.
Цель курсовой работы - научиться практически, применять методы
стратегического анализа.
Основные задачи курсовой работы:
· Дать краткую характеристику организации ОАО «Альфа-Банк»;
· Провести стратегический анализ положения ОАО «Альфа-Банк», с
применением наиболее популярных методов анализа.
1.
История компании ОАО «Альфа-Банк»
1.1 Краткая история развития компании ОАО «Альфа-Банк»
Организация создана в 1990 году. На сегодняшний день является банком,
производящим все основные банковских операций, представленные на рынке. Таки
как:
. Обслуживание частных клиентов;
. Обслуживание корпоративных клиентов;
. Инвестиционный банковский бизнес;
. Торговое финансирование;
. Управление активами.
Основные акционеры:
. Михаил Фридман (36,47%);
. Герман Хан (23,27%);
. Алексей Кузьмичев (18,12%);
. Петр Авен (13,76%).
г. общие активы составили - 47,7 млрд. руб., а чистая прибыль - $553 млн.
ОАО «Альфа-Банк» в нынешнее время является высокотехнологичным
современным банком, который предоставляет полный комплекс услуг как для
корпоративных, так и для частных клиентов. ОАО «Альфа-Банк» находится среди
самых надежных и диверсифицированных финансовых структур Российской Федерации.
По величине активов и собственного капитала ОАО «Альфа-Банк» входит в
пятерку крупнейших российских финансовых структур (банков). По данным
финансовой отчетности в 2004 году, активы группы «Альфа-Банк», составили 7
млрд. долларов США, чистая прибыль - 153 млн. долларов США, собственный капитал
- 708 млн. долларов США, кредитный портфель - 4,7 млрд. долларов США.
В ОАО «Альфа-Банк» на обслуживании находятся приблизительно 70000
клиентов юридических лиц, а так же около 1,1 млн. физических лиц.
ОАО «Альфа-Банк» имеет серьезную разветвленную сеть филиалов, а это в
свою очередь является важнейшим каналом распространения услуг и продуктов. В
Российской Федерации и за рубежом существует 110 отделений, а так же филиалов
банка, в том числе дочерние банки в таких странах, как:
. Украина;
. Казахстан;
. Нидерланды;
. Представительство банка Великобритании;
. Представительство банка США.
ОАО «Альфа-Банк» - практически единственный из российских банков, где с
1993 года проводится международная аудиторская проверка.
1.2 Краткая характеристика основателей компании ОАО «Альфа-Банк»
банк стратегический миссия конкурентоспособность
Один из основателей ОАО «Альфа-Банк» - Фридман Михаил Маратович, на
сегодняшний день является председателем:
. Наблюдательного совета директоров консорциума
"Альфа-Групп";
. Наблюдательного совета "ТНК-BP".
Родился 21.04.1964 году на Украине г. Львове, по национальности - еврей.
Отец получил Государственной премию СССР за разработку систем опознавания для
военной авиации.
Таблица 1 - Биография Фридмана М. М.
№ п/п
|
Год
|
Событие
|
1
|
1981
|
Окончил среднюю школу
|
2
|
1982-1987г.г.
|
Обучался на факультете цветных и редкоземельных металлов в
Московском институте стали и сплавов.
|
3
|
1986 -1988г.г.
|
Инженер-конструктор на заводе "Электросталь".
|
4
|
1988г.
|
Основал предприятия: "Альфа-Фото",
"Альфа-Эко", "Альфа-Капитал".
|
5
|
1991г.
|
Председатель совета директоров "Альфа-Банка".
|
6
|
1995-1998г.г.
|
ЗАО "Общественное российское телевидение" - член
совета директоров.
|
7
|
1996г.
|
Председатель совета директоров группы
"Альфа-Консорциум". Вице-президент и учредитель Российского
еврейского конгресса, руководитель комитета по культуре РЕК. Член совета
директоров ОАО "Нефтяная компания "СИДАНКО". Член Совета по
банковской деятельности при Правительстве РФ.
|
8
|
1998г.
|
Председатель совета директоров ОАО "Инвестиционный
коммерческий банк "Альфа-Банк", а так же член совета директоров ЗАО
"Торговый дом "Перекресток".
|
9
|
2000г.
|
10
|
2001г.
|
Вошел в состав совета по предпринимательству при
правительстве РФ, а так же в совет по предпринимательству при правительстве
РФ.
|
11
|
2002г.
|
Судебный арбитр при комиссии по этике РСПП, созданной для
урегулировании корпоративных споров.
|
12
|
2003г.
|
Избран председателем наблюдательного совета
"ТНК-BP".
|
13
|
2005г.
|
Избран членом Общественной палаты.
|
14
|
2006г.
|
Член Наблюдательного совета Pyaterochka Holding.
|
15
|
2009г.
|
Президент ОАО "ТНК-ВР".
|
В настоящее время - разведен. Ольга Фридман - бывшая жена родом из
Иркутска. Училась вмести с Фридманом в Московском институте стали и сплавов.
Родители Фридмана в 2000г. года переехали на ПМЖ в Германию в г. Кёльн.
Фридман имеет двух детей:
. Мария 18 лет;
. Владислав 20 лет.
Хобби - увлекается музыкой, любит путешествия, гонки на джипах.
Лобби в структурах государственной власти РФ, а так же в крупных
российских частных компаниях на сегодняшний день работают выходцы из ОАО
«Альфа-Банка».
Владислав Сурков бывший - заместителем председателя правления ОАО
«Альфа-Банка», до не давнего времени занимал пост заместителя руководителя
администрации Президента РФ;
Александр Абрамов - начальник управления в "Альфе", и в
настоящее время - заместитель руководителя администрации Президента РФ;
Андрей Раппопорт с 1991 по 1996 гг. - председатель правления ОАО
«Альфа-Банк», в недавнее время - первый заместитель Анатолия Чубайса в РАО
"ЕЭС России".
С 1992 году летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Алексей
Архипович Леонов появился в руководстве "Альфа-групп". В то время
создавался «Альфа-Капитал» - чековый инвестиционный фонд, и в него требовалось
привлечь больше участников. Руководство "Альфы" имело
заинтересованность в директорах:
. Крупных промышленных предприятий;
. Заводов военно-промышленного комплекса.
Старые директора скептически относились к молодежи. Как после вспоминал
Леонов, он дружил почти со всеми и выступал консультантом: "Мы сядем,
вспомним былое, выпьем по рюмочке, и все директора вступают к нам в фонд".
1.3 Современный статус компании, её достижения
ОАО «Альфа-Банк» на сегодняшний день это крупнейший частный банком по
размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов. В конце
2011 года клиентами предприятия стали 49000 клиентов юридических лиц и 5,8
миллионов физических лиц. В 2011 году ОАО «Альфа-Банк» и дальше развивался как
универсальный коммерческий банк по следующим основным направлениям:
. Корпоративный и инвестиционный бизнес;
. Торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг;
. Розничный бизнес.
Особое внимание уделяется банковским продуктам корпоративного бизнеса, а
также развитию удаленных каналов самообслуживания. Стратегическими приоритетами
ОАО «Альфа-Банка» стали:
. Поддержание лидерства среди частных банков России;
. Укрепление стабильности;
. Увеличение прибыльности;
. Установление отраслевых стандартов технологичности,
эффективности, а так же улучшение качества и слаженности работы для
обслуживания клиентов.
ОАО «Альфа-Банк» один из самых активных среди российских банков на
мировом рынке капитала. С сентября 2010г. ОАО «Альфа-Банк» на сумму более 1
миллиарда долларов США среднесрочных еврооблигации участия в займе со сроком
погашения в 2017 году, и стал первым негосударственным российским отечественным
банком, который разместившим эти бумаги в таком объеме. В 2011г. произошел
выпуск рублевых облигаций на сумму 5 миллиардов рублей, со сроком обращения 5
лет с офертой через 3 года.
ОАО «Альфа-Банк» по данным серьезнейших международных рейтинговые
агентства имеет самый высокий рейтинг среди отечественных частных банков.
К примеру:
. Агентство Standard & Poor’s в 2011г. повысило с «BB-» до
«ВВ» кредитный рейтинг ОАО «Альфа-Банк»;
. Агентство Moody’s в 2010г. подтвердило свой рейтинг для ОАО
«Альфа-Банк» на уровне «Ва1» и изменило прогноз на стабильный.
. Агентство Fitch повысило свой кредитный рейтинг для ОАО
«Альфа-Банк» до «ВВ+», прогноз стабильный.
В 2011г. ОАО «Альфа-Банк» вновь подтвердил лидирующие позиции в
финансовом секторе на территории России. Также в 2011г. ОАО «Альфа-Банк»
признан по версии журнала Global Finance лучшим интернет банком и награжден за
лучшую аналитику Национальной Ассоциацией Участников Фондового Рынка.
Одной из приоритетных направлений культурно и просветительской
деятельности является - Поддержка национального искусства. При способствовании
ОАО «Альфа-Банка» в России побывали всемирно известные музыканты, в регионах
Российской Федерации проводятся театральные фестивали при участии лауреатов
национальной премии «Золотая Маска», а так же проводятся концерты артистов
Большого театра и балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля
«Солисты Москвы», лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки.
ОАО «Альфа-Банк» входит в Корпоративный клуб WWF России и продолжает
реализацию для российских школьников образовательную программу «Альфа-Шанс», а
так же ОАО «Альфа-Банк» оказывает финансовую поддержку благотворительной
программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
банк услуга миссия конкурентоспособность
2.
Описание компании ОАО «Альфа-Банк»
.1 Основной вид деятельности и продукция (товары, услуги, работы),
производимая компанией
Перечень услуг ОАО «Альфа-Банк» стандартен для крупных банков и
представлен следующими видами обслуживания:
1. Расчетно-кассовое
обслуживание <#"698174.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Структура корпоративного управления
Высшим руководящим органом ОАО «Альфа-Банка» является высшим руководящим
органом. От его решений зависят основополагающие вопросы, по деятельности
организации, а именно:
1. Изменение Устава ОАО «Альфа-Банка»;
2. Эмиссия новых акций;
. Обновление Совета директоров;
. Утверждение внешних аудиторов;
. Распределение прибыли.
Надзорные функции лежат на Совете директоров, а так же он определяет
стратегию развития ОАО «Альфа-Банка». В осуществлении надзора за работой
внутреннего аудита содействие Совету директоров оказывает Аудиторский комитет
Банка, в то же время он участвует в подготовке финансовой отчетности, а так же
обеспечивает высокое качества корпоративного управления и эффективность
корпоративного контроля.
За оперативный контроль над деятельностью ОАО «Альфа-Банк» отвечает
правление. В составе Правления входят шесть комитетов:
. Тендерный комитет;
. Комитет по управлению активами и пассивами;
. Инвестиционный комитет;
. Кредитный комитет;
. Планово-Бюджетный комитет;
. Управляющий комитет по IT-задачам.
Успех организации обусловлен тем, что в ОАО «Альфа-Банк» имеется сильная
команда управленцев, которые обладают не только выдающимися организаторскими
способностями, но и серьезным опытом финансовой и банковской деятельности, как
за рубежом, так и в России.
2.4 Инновационная деятельность
Инновационной деятельности нет.
Мы стараемся делать больше других, чтобы мир финансов стал проще и
удобнее.
Мы верим, что отношения с банком должны быть предсказуемыми и
прозрачными, поэтому даже сложные финансовые решения мы стараемся делать
понятными.
ОАО «Альфа-Банк» - крупнейший частный банк России, поэтому мы искренне
заинтересованы помогать нашим клиентам в решении их задач: от простых
ежедневных до осуществления мечты.
.2 Процесс и инструменты стратегического планирования
Рассмотрим развитие банка в рамках концепции жизненных циклов:
1. Период возникновения. В 1990г. - основание ОАО «Альфа-Банк». На
первом этапе ОАО «Альфа-Банк» использовал стратегию проникновения на рынок. Его
основной задачей в то время стал выход на рынок банковских услуг на территории
Российской Федерации, ведь в начале ОАО «Альфа-Банк» работал лишь на рынке
Москвы и имел небольшой спектр предлагаемых услуг.
2. Период становления. С 1990 по 2000гг. происходило становление, и
использовалась стратегия диверсификации. Хотя использование этой стратегии не
давало больших темпов роста, все же, это способствовало устойчивому развитию
ОАО «Альфа-Банк» в условиях нестабильности экономической ситуации в России, это
и гиперинфляция 90-х годов и кризис 1998 г. Система ОАО «Альфа-Банка» и
устояла, и сохранила основу, а организация вышла из кризиса с минимальным
уровнем потерь.
3. Период подъема происходил с 2000 по 2007 гг. и по настоящее
время ОАО «Альфа-Банк» находится на этапе подъема. В течении этого времени
использовалась и используется стратегия горизонтального роста.
Серьезно увеличилась филиальная сеть и география рынка услуг ОАО
«Альфа-Банка», а именно открылось более 100 филиалов в РФ, а так же в странах
СНГ, в то же время появились дочерние компании в дальнем зарубежье.
Своим VIP-клиентам ОАО «Альфа-Банк» предлагает лучший банковский сервис,
основами которого являются:
1. Комплексность;
2. Строгая конфиденциальность;
. Индивидуальный подход, который максимально учитывает пожелания
клиента.
Каждый персональный менеджер, закрепленный за VIP-клиентом, разрабатывает
индивидуальные схемы обслуживания. Персональный клиентский менеджер
консультирует клиента по банковским, а так же юридическим вопросам.
Так же своим VIP-клиентам ОАО «Альфа-Банк» предлагает различные
финансовые услуги, такие как:
¨ Расчетно-кассовое обслуживание;
¨ Брокерское
обслуживание, а так же доверительное управление и размещение денежных средств
<#"698174.files/image002.gif">
Рисунок
2 - Пять сил по М. Портера
На
территории Российской Федерации на сегодняшний день, действует огромное число
Банков работающих в системе розничного кредитования. Можно выделить основных
конкурентов:
1. Работа с товарными кредитми:
- Банк Русский Стандарт;
Инвестсбербанк;
Москомприватбанк;
Хоумкредит.
2. Предоставление автокредитования:
- Промэкбанк;
Трастбанк;
Русский Стандарт.
3. Кредитование физических лиц:
- Сбербанк;
Москомприватбанк;
Уралсиб.
4. Кредитование «На развитие бизнеса»
юридическим лицам:
- Сбербанк»;
Москомприватбанк;
Уралсиб».
5. Оформлением кредитных карт:
- Сбербанк;
Уралсиб.
6. Кредитование в рамках корпоративных
проектов:
- Сбербанк;
Уралсиб».
Рассмотрим факторы непосредственного окружения в рамках потребительского
кредитования:
Таблица 2 - Анализ факторов среды непосредственного окружения ОАО
«Альфа-Банк»
Фактор
|
Возможность
|
Угроза
|
Предприятия, сотрудничающие с Банком в рамках кредитования
|
Уменьшение комиссий, а так же льготное кредитование
позволит увеличить число клиентов.
|
Увеличение числа конкурентов
|
Конкуренты
|
Отсутствие многих видов кредита Более выгодные условия
выдачи кредитов Существование «скрытых комиссий» Слишком долгое зачисление
денежных средств за проданный в кредит товар.
|
Минимальное время для оформления кредитов Минимальный пакет
документов Доплата организациям за сотрудничество
|
Государственные органы власти
|
Рост числа организаций, сотрудничающих с Банком
кредитованию за счёт принятия нового закона о розничной торговле.
|
Слабая законодательная база. Наличие должников
|
Потребители (клиенты)
|
1.Желание кредитования с минимальными затратами 2.
Долгосрочные отношения с добросовестным клиентам. 3.Большая клиентская база.
|
1. Отсутствие желания клиентов выяснять, где условия лучше
2. Насыщенность рынка услугами кредитования населения.
|
Составим матрицу профиля среды.
Таблица 3 - Матрица профиля внешней среды ОАО «Альфа-Банк»
Факторы среды
|
Важность для отрасли
|
Влияние на организацию
|
Направленность влияния
|
Степень важности
|
Экономические
|
3
|
2
|
+1
|
Политические
|
2
|
3
|
-1
|
-6
|
Рыночные
|
2
|
3
|
+1
|
+6
|
Технологические
|
1
|
2
|
+ 1
|
+2
|
Кокурентные
|
3
|
3
|
-1
|
-9
|
Международные
|
1
|
2
|
+1
|
+2
|
Социальные
|
2
|
3
|
+1
|
+6
|
Исходя из составленного профиля внешней среды
наибольшей угрозой для ОАО «Альфа-Банк» являются конкурентные и политические
факторы. В тоже время огромные возможности дают организации социальные и
экономические, а так же рыночные факторы внешней среды.
Огромное значение имеет анализ конкурентов,
определяющий силу позиции Банка на рынке (таблица 4). Основные конкуренты ОАО
«Альфа-Банк» в потребительском кредитовании являются:
·
Русский Стандарт
·
Инвестсбербанк
·
Москомприватбанк
Таблица 4 - Анализ деятельности конкурентов по
предоставлению розничных услуг кредитования населения.
Показатели
|
Русский Стандарт
|
Инвест-сбербанк
|
Моском-приватбанк
|
ОАО «Альфа-Банк»
|
Виды кредитов
|
1. Товарный кредит; 2. Автокредитование; 3. Кредитные
карты.
|
1. Товарный кредит
|
1. Товарный кредит; 2. Кредитные карты 3. Кредит на
неотложные нужды 4. Кредитование малого бизнеса
|
1. Товарный кредит; 2.Автокредитование 3. Кредитные карты;
4. Кредит на неотложные нужды
|
Время рассмотрения заявок
|
От 15 минут
|
От 15 минут
|
От 25 минут
|
От 30 минут
|
Переплата по кредитам (max - 4, min - 1)
|
3
|
4
|
1
|
2
|
Пакет документов от заемщиков
|
Паспорт
|
Паспорт
|
Паспорт Иногда - справка с места работы
|
Паспорт Иногда - справка с места работы
|
Качество выдаваемых кредитов
|
Предоставление кредитов с минимальной проверкой данных,
соответственно высокий процент не возвратов.
|
Кредиты предоставляются всем. Огромное количество не
возвратов.
|
Проверка сведений о заемщиках. Низкий процент не возвратов.
|
Проверка сведений о заемщиках. Низкий процент не
возвратов..
|
Качество обслуживания
|
Быстрое оформление.
|
Быстрое оформление.
|
Долгое оформление.
|
Что бы обеспечить успешную деятельность ОАО
«Альфа-Банка» при условии нарастающей конкуренции, необходимо:
1. Развивать розничную сеть;
2. Стимулирование сбыта;
. Постоянные рекламные акции.
Рассмотрим анализ сильных и слабых сторон организации ОАО «Альфа-Банк».
Таблица 5 - Анализ внешних возможностей и угроз
Функции и факторы
|
Опасность
|
Возможность
|
Экономические
|
-15
|
+10
|
Политические
|
-15
|
+15
|
Рыночные
|
-20
|
+25
|
Технологические
|
-25
|
+5
|
Конкурентные
|
-22
|
+20
|
Международные
|
-1
|
+3
|
Социальные
|
-4
|
+7
|
Итого:
|
-102
|
+90
|
В целом влияние внешней среды носит негативный характер. Наибольшую
возможность предоставляют конкурентные и рыночные факторы.
Внутреннюю среду ОАО «Альфа-Банка» исследуем с помощью SNW-анализа -
улучшенного анализа слабых и сильных сторон:
·
Сильная.
·
Нейтральная.
·
Слабая.
В отличие от обычного анализа потенциала организации с выделением слабых
и сильных сторон этот анализ изучает среднерыночное состояние.
Полученные данные сводятся в таблицу
Таблица 6 - SNW-анализ
Области компетентности фирмы
|
Экспертная оценка
|
|
сильная позиция
|
нейтральная позиций
|
слабая позиция
|
Менеджмент 1. Уровень руководителей организации 2.
Практический опыт руководителей 3.Распределение ответственности и полномочий
между руководителями. 4.Мотивация руководителей, а так же рядовых
сотрудников. 5.Имидж предприятия
|
+ - - + -
|
- + + - +
|
- - - - -
|
Маркетинг 1. Наличие маркетинговой концепции. 2.Степень
восприятия сотрудниками даннойконцепции. 3.Маркетинговые исследования
|
- - -
|
+ - +
|
- + -
|
Продажа услуг 1. Наличие клиентской базы. 2.Наличие
инструкций
|
+ +
|
- -
|
- -
|
Персонал 1.Возрастная и образовательная структура
сотрудников. 2.Работа в команде. 3.Допуск исполнителей к принятию решений.
4.Система отбора кадров. 5. Система мотивации кадров. 6. Система аттестации
кадров. 7. Система обучения кадров
|
- - + - - - -
|
+ - - - - + -
|
- - - + + - +
|
Финансы 1. Платежеспособность. 2.Рентабельность.
3.Оборачиваемость. 4.Финансовая устойчивость. 5.Обоснованный финансовый
бюджет. 6.Наличие внешних источников финансирования. 7.Репутация Банка.
|
+ + + + + + +
|
- - - - - - -
|
- - - - - - -
|
Самыми сильными сторонами рассматриваемой организации
- финансы и менеджмент.
Самые слабые стороны - кадры и маркетинг.
Анализ внешней, а так же внутренней среды дает возможность скомпоновать
информацию, связанную с деятельностью организации.
Таблица 7 - Анализ силы воздействия факторов
внутренней среды
Слабые стороны
|
Сильные стороны
|
Маркетинг
|
+2
|
-10
|
Менеджмент
|
+12
|
-4
|
Продажа услуг
|
+9
|
-1
|
Финансы
|
+28
|
-2
|
Организация и кадры
|
+6
|
-14
|
Итого:
|
+57
|
-31
|
Таблица 8 - Сильные и слабые стороны организации ОАО «Альфа-Банк»
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
1
|
Большая клиентская база
|
Не известность организации в определенных кругах
|
2
|
Работа с предприятиями по программам кредитования
|
Персонал не участвует в принятии решений
|
3
|
Широкий ассортимент и высокое качество услуг
|
Серьезная зависимость от организаций торговли
|
4
|
Растущий спрос на кредиты
|
Небольшая рекламная компания
|
5
|
Высокий уровень сервиса
|
Огромное количество конкурентов
|
Проведём SWOT-анализ для определения способа, при помощи которого ОАО
«Альфа-Банк» может перейти в новое состояние.
В таблице 9 приведен SWOT-анализ для ОАО «Альфа-Банк».
Таблица 9 - Матрица SWOT-анализа конкурентоспособности ОАО «Альфа-Банк»
|
ВОЗМОЖНОСТИ 1. Улучшение инвестиционного климата в России;
2. Недостаточно освоенные виды обслуживания; 3. Рост спроса на отдельные
банковские продукты; 4. Наличие маркетинговой стратегии; 5. Наличие мотивации
персонала; 6. Более выгодные условия кредитования; 7. Отсутствие у
конкурентов многих видов кредитования; 8 Рост числа организаций,
сотрудничающих с Банком кредитованию за счёт принятия нового закона о
розничной торговле; 9. Получение кредита с минимальными затратами; 10.
Долгосрочные отношения с добросовестными клиентам. 11. Наличие большой
клиентской базы
|
УГРОЗЫ 1. Сложность возврата просроченных кредитов; 2.
Выход на рынок новых конкурентов; 3. Изменение предпочтений клиентов; 4.
Минимальное время и пакет документов для оформления кредита у конкурентов; 5.
Нехватка качественных заемщиков; 6. Огромное количество предприятий, с
«черную» оплатой труда.
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Профессиональная система управления
банком; 2. Надежность банка; 3. Низкая стоимость услуг; 4. Концентрация на
определенных продуктах и услугах; 5. Наличие опыта в привлечении и удержании
клиентов; 6. Индивидуальное обслуживание клиентов; 7. Качество обслуживания
на высоком уровне;
|
1.Как использовать сильные стороны? - Новые информационные
технологии позволят внедрить технологии самообслуживания; - Расширение круга
потенциальных клиентов; - Повышение эффективности региональной сети; -
Контроль над затратами банка; - Расширение продуктовой линейки;
|
Как при помощи сильных сторон можно нейтрализовать угрозы?
- Отслеживание предпочтений клиентов; -Усиление работ по созданию
привлекательного образа; - Недостаток капитала можно восполняется
привлечением денежных средств путем эмиссии акций и облигаций; - Внедрение
системы обучения и мотивации персонала;
|
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Низкая клиентоореентированность; 2. Не
правильное выделение целевых клиентов; 3.Отсутствие мониторинга конкурентов;
|
3. Какие слабые стороны могут помешать использовать
возможности? - Не понимание нужд потенциальных клиентов увеличивает
вероятность потери этих клиентов; - Недостаточные усилия по развитию брэнда;
|
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами, нужно больше
всего опасаться? - Появление большого количества новых банков на рынке; -
Нехватка качественных заемщиков;
|
В результате проведенного SWOT-анализа получим возможные перспективные
направления работ ОАО «Альфа-Банк»:
· Эмиссия акций и облигаций для привлечения денежных средств;
· Необходимость внедрения более ориентированной на клиента
стратегии и структуры;
· Увеличение доходности работы с лучшими клиентами;
· Усиление контроля над затратами банка и их сокращение, а так
же снижение затрат на обслуживание;
· Внедрение системы оценки и предотвращения рисков;
· Увеличение качества управленческих технологий;
· Создание системы стратегического управления;
· Внедрение и разработка системы обучения и мотивации
персонала;
· Внедрение новых банковских продуктов и услуг;
· Создание положительного образа банка;
· Улучшение работы с пластиковыми картами.
Проведем анализ ОАО «Альфа-Банк» с помощью матрицы БКГ.
Таблица 10 - Матрица БКГ для ОАО «Альфа-Банк»
РОСТРЫНКА
|
высокий
|
Звезды||\/
|
<== Трудные дети
|
|
низкий
|
Дойные коровы ==> Собаки ==>
X
|
высокая
|
низкая
|
|
|
ДОЛЯ РЫНКА
|
Розничное направление является приоритетом в работе
ОАО «Альфа-Банк», что означает оказание всего спектра банковских услуг. В
настоящее время ОАО «Альфа-Банк» остается одним из лидеров рынка банковский
услуг и продолжает расширять их ассортимент, предлагая новые услуги и выгодные
условия, а так же квалифицированный сервис.
После появление различных конкурентов доля рынка ОАО
«Альфа-Банк» значительно уменьшилась, но это в меньшей степени повлияло на
изменение объемов выдаваемых кредитов.
ОАО «Альфа-Банк» на сегодняшний день является «Дойной
коровой».
Наилучшей стратегией будет являться рост и увеличение доли рынка.
Для того, чтобы обеспечить благополучное положение компании на рынке,
необходимо следовать следующим стратегиям развития бизнеса:
·
Необходимо
осуществить внедрение технологии CRM,
оборудование Call-центра.
·
Внедрение системы
стимулирования предприятий.
·
Анализ рынка, а
так же внедрение новых продуктов.
Заключение
ОАО «Альфа-Банк» - это уникальный банк, деятельность которого охватывает
все основные сегменты финансового рынка. Организация предоставляет большое
количество различных услуг как физическим, так и юридическим лицам.
В начале 2010г. ОАО «Альфа-Банк» осуществил выход на рынок ипотечного
автокредитования в России, а так же запустил новые продукты в области
персональных кредитов.
По рейтингу CNews Analytics ОАО «Альфа-Банк» стал лучшим банком России по
уровню информатизации.
ОАО «Альфа-Банк» стал так же лидером по узнаваемости бренда.
Несмотря на это банк занимает достаточно малую относительную долю рынка,
так как на рынке банковских услуг присутствует очень сильный конкурент -
Сбербанк, занимающий большую часть рынка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что стратегическое
положение компании является средним.
Наиболее приемлемой стратегией для ОАО «Альфа-Банка» является стратегия
роста, что означает необходимость инвестирования в развитие существующих услуг,
а также разрабатывать новые направления.
В итоге для дальнейшего развития компании необходимо придерживаться
стратегии горизонтального роста, за счет открытия новых подразделений и
наращивания объема и улучшения качества предоставляемых услуг; стратегии
диверсификации, за счет увеличения доли потребительского кредитования, а также
занятия новых сегментов рынка банковских услуг. Для этого у ОАО «Альфа-Банк»
имеется необходимый потенциал.
Список использованной литературы
2.
Банковское дело/
О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. - М., Банк. и биржевой
науч.-консультац. центр, 2003. - 428с.
3.
Банковское дело:
Учебное пособие /Д.Г. Черник [и др.]; под ред. Д.Г. Черника - 4-ое изд. - М.:
Финансы и статистика, 2003.- 254 с.
4.
Гарантии в
современной банковской практике. Учебное пособие / А.Д. Голубович/ под ред.
А.Д. Голубовича. - М.: Менатеп-Информ, 2000. - 158с.
5.
Голубев С.Г.,
Галочкин В.В. Коммерческие банки. Учебное пособие. - Мн.: Алгоритм, 2000. -
262с.
6.
Гончаренко Л.И.
Анализ коммерческих банков.- М.: Финансы и статистика. 2003.- 210с.
7.
Деньги. Кредит.
Банки: Учебник / под ред. Истомина И.В. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. -
623с.
8.
Дадалко В.А.,
Дадалко А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. - Мн.: Армита-Миркетинг,
Менеджмент, 2003. - 287с.
9.
Деньги, кредит,
банки: Учебник. / Под общ.ред. Г.И. Кравцова - Мн.: Мисанта, 1999. - 434с.
10.
Жуков Е.Ф. Банки
и банковские операции. М., “Банки и биржи”. Издательское объединение “ЮНИТИ”,
2003.- 374 с.
11.
Жоромская Н.И. О
банковской классификации доходов и расходов в РФ // Налоговый вестник. - 2003.
- № 10. - С. 94 - 97.
12.
Иванов В.В.
Анализ надежности банка. Практ.пос. - М.: Русская деловая лит.-ра, 2001. -
320с.
13.
Кушлин В.И.,
Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: ОАО
"НПО "Экономика", 2002.- 278с.
14.
Караваева И.В.
Банковское дело.- М.: Юристъ, 2003. -421с.
15.
Князев В.Т.
Совершенствование банковской системы и подготовка кадров для банковской службы.
// Налоги. - 2003. - № 2. С. 28-33.
16.
Колосова А. Ф. О
развитии банковского сектора // Экономика строительства. - 2005. - № 7. - С. 2
- 15.
17.
Лыкова Л. Н.
Банки в России.- М.: ВЕК, 2002.- 210с.
18.
Миляков. Н.В.
Банковское дело: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 347с.
19.
Нестерова Т.Н.
Банковский менеджмент. Учебное пособие. - М.: Инфра-М., 2003. - 94с.
20.
Основы
банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. - Мн.: Тесей,
2002. - 446с.
21.
Попова Г.С.
Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика,
2002. - 271с.
22.
Пушкарева В.М.
История финансовой мысли. М.: Финансы и статистика, - 2004.-312с.
23.
Сажина М.А.
Банковскую систему России необходимо совершенствовать. // Финансы. - 2003. - №
7. - С. 10-13.
24.
Сарбащева С.М.
Нужны кардинальные перемены. // Финансы. - 2003. - № 10. - С. 46-49.
25.
Сершенко Ю.Б.
Новое в налогообложении прибыли в 2003 г. // Главбух. - 2003. - № 2. - С.
27-31.
26.
Силин А.
Государственная собственность и налогооблагаемая база // Экономист. - 2002. - №
10. - С. 23 - 27.
27.
Совершенствование
законодательной базы. // Вопросы экономики. - 2000. - № 3. - С. 51-59.
28.
Сидельникова
Л.М., Сидорова С. Проблемы организации VIP обслуживания клиентов в коммерческих
банках. Банковский маркетинг. - М.: 2003, № 4.- с.61.
29.
Сведения о банках
и фирмах иностранных банков, зарегистрированных на территории Россйской
Федерации на 01.01.2004 // Банковский вестник. - 2004. - №20. - с.18-19
30.
Севрук В.Г.
Банковский маркетинг. - М.: Дело, 2006. - 70с.
31.
Создание и
организация деятельности коммерческого банка. Под ред. С.И. Кумок. - М.: Вече;
Московское финансовое объединение, 2004. - 319с.
32.
Тарасов В.И.
Банковский маркетинг: (Курс лекций). - Мн.: Мисанта, 2003. - 342с.
33.
Тартышный С.А.
Зарубежный опыт организации маркетинга коммерческих банков. Финансы. - М.:
2003, № 7. -с.12.
34.
Триф А.А.
Инвестиционная и кредитная деятельность коммерческих банков. - М.: Экономика,
2000. - 222с.
35.
Усоскин В.М.
Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Все для Вас, 2004.
- 320с.
36.
Финансы. Денежное
обращение. Кредит.: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:
ЮНИТИ, 2000. 479 с.
37.
Черкасов В.Е.
Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Инфра-М., 2005. - 272 с.
38.
Човушан Э.О.,
Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. Учеб. пос. - М.: РЭА,
2003. - 526 с.
39.
Ясинския Ю.М.
Денежно-кредитная система и банковский контролинг. - Мн.: БГУ, 20004 - 146 с.
40.
Черник Д.Г.
Реформы продолжаются. Банки. - М.: 2004, № 1. -с.18.
41.
Черник Д.Г.
Основы банковской системы: Учебное пособие - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 144 c.