каждого ребенка у налогоплательщиков, являющихся опекунами или попечителями, приемными родителями. Вычет на детей предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысит 280000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280000 рублей, налоговые вычеты к расходам на содержание детей не применяются.
Указанные вычеты предоставляются на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Менеджер по продажам Дедяева Н.Б. подала в бухгалтерию заявление о предоставлении стандартных налоговых вычетов. В августе Дедяевой Н.Б. полагаются следующие стандартные налоговые вычеты:
400 рублей в месяц, так как доход с начала года не превысил 40000 рублей (в нашем случае доход с начала 2011 года равен 38921,80 руб.);
1000 рублей на ребенка 2003 года рождения (основание - копия свидетельства о рождении).
Рассчитаем налог на доходы физических лиц (НДФЛ):
(18181, 80 руб. - (400 руб. + 1000 руб.)) х 13 % = 2182 руб.
Отражение в учете:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
2182 руб. - начислен налог на доходы (рассчитывают без копеек)
Следующим обязательным удержанием в ИП Наумов является удержание по исполнительным листам. Исполнительный лист - это документ, выданный судом, в котором определена причина, порядок и размер удержаний с работника. Алименты в ИП Наумов уплачиваются в долях к доходам лица, обязанного их уплачивать. Размер содержания не может быть ниже установленной доли дохода лица, уплачивающего алименты: на одного ребенка - одной четвертой, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины указанной суммы. Алименты уплачиваются ежемесячно. Удержание алиментов производится со всех видов заработной платы, выплат стимулирующего характера, гарантий и компенсаций.
Кладовщик предприятия ИП Наумов Плашкин О.Г. разведен и уплачивает на основании исполнительного листа алименты в размере 25% дохода. Его несовершеннолетняя дочь проживает с матерью. Алименты пересылаются получателю по почте подотчетным лицом организации. Расходы на пересылку алиментов составляют 2% от их суммы. В августе Плашкину О.Г. начислили зарплату в размере 10000 руб. и премию в размере 3825 руб. Общая сумма доходов составила 13825,00 руб.
Определим сумму налога на доходы физических лиц.
Плашкин О.Г. имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 1400 руб. (400 руб. на себя и 1000 руб. на дочь).
Сумма налога на доходы физических лиц составит:
(13825 руб. - 1400 руб.) x 13% = 1615 руб.
Определим сумму дохода, с которого удерживаются алименты:
руб. - 1615 руб. =12210 руб.
Определим сумму алиментов:
руб. x 25% = 3052, 50 руб.
Сумма расходов на пересылку алиментов составит:
, 50 руб. x 2% = 61, 05 руб.
Таким образом, из доходов работника нужно удержать в счет выплаты алиментов:
, 50 руб. + 61, 05 руб. = 3113, 55 руб.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны записи:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 70 «Расчеты по оплате труда»
13825 руб. - начислена зарплата за август;
Дебет 70 «Расчеты по оплате труда» Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
1615 руб. - удержан налог на доходы физических лиц;
Дебет 70 «Расчеты по оплате труда» Кредит 76, субсчет «Расчеты по исполнительным листам»
3052, 50 руб. - удержаны алименты;
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса»
3113, 55 руб. - выданы денежные средства под отчет на оплату алиментов;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по исполнительным листам», Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
3052, 50 руб. - перечислены алименты подотчетным лицом;
Дебет 70 «Расчеты по оплате труда» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
61, 05 руб. - удержаны из зарплаты работника расходы на пересылку алиментов.
Предприятие ИП Наумов имеет право выдавать наличные деньги под отчет (в том числе и на командировочные расходы). В течение трех рабочих дней после окончания срока, на который были выданы денежные средства (по возвращении из командировки), подотчетное лицо обязано представить в бухгалтерию организации авансовый отчет о произведенных расходах с приложением к нему оправдательных документов. Сумма подотчетных средств, не возвращенная работником в установленный срок, может удерживаться из его заработной платы. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).
Предприятие ИП Наумов выдало бухгалтеру - кассиру Кобелевой Н.В. денежные средства в сумме 3000 руб. на приобретение канцелярских товаров. Согласно приказу руководителя деньги выданы сроком на три дня. Кобелева Н.В. приобрела требующиеся канцелярские товары у индивидуального предпринимателя за 2600 руб. и представила в бухгалтерию авансовый отчет. К отчету она приложила кассовый чек, корешок приходного кассового ордера и накладную. Остаток подотчетной суммы в размере 400 руб. по заявлению сотрудницы удержали из ее заработной платы, выдача которой произведена через две недели.
В бухгалтерском учете ИП Наумов С.Б.делаются проводки:
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса»
3000 руб. - выданы средства из кассы на канцелярские товары;
Дебет 10, субсчет «Прочие материалы», Кредит 71«Расчеты с подотчетными лицами»
2600 руб. - оприходованы канцелярские товары, приобретенные подотчетным лицом;
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 71«Расчеты с подотчетными лицами»
400 руб. - отражена как удержанная из начисленной заработной платы сумма, своевременно не возвращенная подотчетным лицом;
.5 Учет страховых взносов из заработной платы
На предприятии с 2011 года страховые взносы рассчитываются с использованием следующих тарифов (ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):
Таблица 2 - Тарифы страховых взносов
ПФРФССФФОМСТФОМС26%2,9%3,1%2 %
При этом взносы в ПФР, начиная с 2011 г. распределяются следующим образом (п. 19 ст. 27 Федерального закона № 213-ФЗ):
Таблица 3 - Распределение взносов в ПФ
Для лиц 1966 год рождения и старшеДля лиц 1967 года рождения и моложеСтраховая частьСтраховая частьНакопительная часть26%20%6%
Регрессивная шкала с 2010 года не применяется. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам) устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей, страховые взносы не взимаются (ч.4,5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). С 2011 года данная предельная величина (415 000 руб.) будет ежегодно индексироваться Правительством РФ в соответствии с ростом заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
На 2011 год предельный размер базы для начисления страховых взносов установлен в сумме, не превышающей 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Уплата взносов
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода работодатель по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивает ежемесячный обязательный платеж (ч.3-5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Федеральными законами от 30.11.09г. № 307-ФЗ, от 28.11.09г. № 294-ФЗ, от 28.11.09г. № 292-ФЗ установлены КБК, которые нужно указывать в платежном поручении на перечисление страховых взносов.
Коды Бюджетной Классификации для уплаты взносов:
в ФСС РФ - 393 1 02 02090 07 0000 160;
в ФФОМС - 392 1 02 02100 08 0000 160;
в ПФР на выплату страховой части пенсии - 392 1 02 02010 06 0000 160;
в ПФР на выплату накопительной части пенсии - 392 1 02 02020 06 0000 160.
Взносы в ТФОМС нужно перечислять по КБК 392 1 02 02110 09 0000 160 - приказ Минфина России от 25.12.2008 № 145н.
Отчетность
П. 21 ст. 27 Федерального закона № 213-ФЗ с 01.01.2010г. отменен порядок исчисления и представления отчетности в налоговые органы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом согласно п.1 ст. 59 Федерального закона № 212-ФЗ по отчету за 2009 год плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года должны были представить в налоговые органы декларацию по данным платежам. В этой связи обращаем внимание, что за 2009 год последний авансовый платеж по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должен был быть уплачен по сроку не позднее 15 января 2010 года (за декабрь 2009 года).
Декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год должны были быть представлены в налоговые органы по следующим формам:
Приказом Минфина России от 29.12.2007 № 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения";
Приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения";
За 2009 год в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации страхователя до 15 января 2010 г. также должна была быть представлена Расчетная ведомость - форма 4-ФСС (утв. Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 № 111, в ред. от 13.04.2009 № 92).
Начиная с 2010 года расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют по месту своего учета в территориальные органы:
ПФР - до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования);
ФСС - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В 2010 году сведения Персонифицированного учета представляются в Пенсионный фонд РФ два раза - за первое полугодие до 1 августа 2010 года; за второе полугодие до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
С 2011 года такая отчетность представляется ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):
за 1 квартал - до 1 мая;
за 2 квартал - до 1 августа;
за 3 квартал - до 1 ноября;
за 4 квартал - до 1 февраля следующего года.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ отчетность по страховым взносам представляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Электронная сдача отчетности.
С 01 января 2011 года плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Ответственность работодателей
Глава 6 Закона № 212-ФЗ посвящена вопросам нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственности за их совершение. В ст. 46, 47 Закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчетов и за неуплату страховых взносов, которую будут нести плательщики.
В ст. 25-27 Закона № 212-ФЗ установлены порядок взыскания фондами недоимки, пеней, штрафов и возврата излишне взысканных сумм. Ст. 16 Закона № 213-ФЗ ужесточена ответственность за непредставление в срок отчетности в ФСС.
Таблица 4 - Корреспонденции по учету страховых взносов на предприятии ИП Наумов
ДебетКредитСодержание хозяйственной операции20,26,4470Начислена заработная плата всех работников69/170Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет ФСС2669/1Произведены отчисления в ФСС из заработной платы работников (2,9 %)20,26,4469.2.2Произведены отчисления в пенсионный фонд из заработной платы работников (страховая часть 26%)20,26,4469.3.1Произведены отчисления в ФФОМС из заработной платы работников (3,1%)20,26,4469.3.2Произведены отчисления в ТФОМС (2%)
.6 Автоматизация учета заработной платы на предприятии ИП Наумов
На предприятии ИП Наумов применяется специализированная программа «1С: Предприятие» по учету заработной платы и ее начислению. Эта программа значительно облегчает труд бухгалтера.
Основными задачами этой программы является:
ведение справочников подразделений, сотрудников, начислений и удержаний, бухгалтерских счетов и пр.;
ведение табелей рабочего времени, расчет начислений, связанных с повременной формой оплаты труда;
расчет отпусков, больничных листов и других отклонений от нормального режима работы;
автоматическое начисление различных надбавок, пособий, доплат, премий и автоматическое удержание алиментов, кредитов, сумм по исполнительным листам судов;
разовые премии, работа с произвольными начислениями и удержаниями;
расчет налогов для штатных и внештатных сотрудников;
печать платежных ведомостей, расчетных листков, лицевых счетов, межрасчетных ведомостей, платежных поручений, налоговой карточки и др.
контроль выдачи денежных сумм, ведение депонентов;
распределение заработной платы по бухгалтерским счетам и объектам затрат;
составление отчетов в ПФ и ФНС в электронной форме.
Чрезвычайно важно для использования этой программы правильно вводить настройки, ведь в законодательстве постоянно происходят изменения.
К настройкам относятся изменение ставок налогов, изменение минимального размера оплаты труда, методик расчета начислений, нерабочих дней, реквизитов предприятий, кадровых данных работников и прочее.
Для начисления основной заработной платы, расчета удержаний с сотрудника и начислений на фонд зарплаты, а также получение разных печатных форм используется документ «Начисление ЗП», в поле «Вид выплаты» следует выбрать строку «Основная ЗП». По умолчанию поле «Количество рабочих дней» имеет значение 22 дня. Перед заполнением документа следует сосчитать количество рабочих дней в месяце, который рассчитывается.
Документ можно заполнять строка за строкой, но можно воспользоваться и кнопкой «Заполнить». При этом в табличной части документа переносится список сотрудников, количество рабочих дней в месяце из поля в заглавии и сумма оклада - из справочника «Сотрудники». Если сотрудник отработал неполный месяц, количество отработанных им дней следует откорректировать вручную, а сумма в поле «По окладу» будет перечислена автоматически. Кроме того, при необходимости можно вручную внести в соответствующие поля суммы отпускных, больничных за счет соцстраха и предприятия, сумму выданной работнику облагаемой налогом и необлагаемой материальной помощи. Расчет содержаний осуществляется кнопкой «Рассчитать». Рассчитать можно параметры или для всего списка сотрудников, или только для одного сотрудника, если относительно его вводились изменения. В результате расчета будут заполнены графы табличной части документа - Подоходный, Пенсионный и тому подобное. Далее необходимо нажать кнопку «Провести».
После начисления заработной платы в бухгалтерской программе «1С: Предприятие», формируется расчетная ведомость по заработной плате по форме № Т-51.
В расчетной ведомости отражаются :
суммы начислений - основной заработной платы, премий, отпускных пособий, начислений по больничным листам и других доходов;
удержаний - налога на доходы физических лиц, суммы авансовых выплат, удержаний по исполнительным листам, удержаний по возмещению ущерба и других удержаний;
суммы к выплате, которые рассчитываются как разность суммы начислений и суммы удержаний.
Для подготовки выплаты зарплаты используется документ "Зарплата к выплате организаций".
Документ формируется и заполняется автоматизированным образом. В документе предусмотрена возможность регистрации выплаты зарплаты через кассу организации, а также путем безналичного перечисления зарплаты на счета работников в банке.
Затем, на основании проведенной расчетной ведомости бухгалтер предприятия формирует платежную ведомость по форме № Т-53. В платежной ведомости указываются данные, связанные с выдачей заработной платы на руки: фамилия, имя, отчество сотрудника, его табельный номер, сумма к выдаче и расписка в получении.
Работники предприятия ИП Наумов получают заработную плату только в кассе предприятия. Конкретные дни выплаты заработной платы, а именно - 15-е и 1-е числа месяца, установлены трудовым договором и коллективным договором ИП Наумов.
В том случае, если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Для выплаты заработной платы из кассы на предприятии ИП Наумов установлены жесткие строки - три дня с момента получения наличных денежных средств в банке. Если заработная плата не получена в установленные сроки, то в платежной ведомости напротив фамилия, имя, отчество сотрудника специальным штампом делается пометка "депонировано". На лицевой стороне бухгалтер делает запись о закрытии платежной ведомости, при этом указываются суммы полученной и депонированной заработной платы. Вся, не выданная в установленные сроки заработная плата подлежит сдаче на расчетный счет предприятия ИП Наумов, при этом в объявлении на взнос наличными указывается, что это депонированные суммы. Эти суммы банк не может направить на погашении задолженности предприятия или оплаты счетов поставщикам, и обязан выдать их по первому требованию предприятия. Сумма задолженности по депонированной заработной плате числится в учете в течение трех лет, а потом списывается на внереализационные доходы предприятия.
Выплата отпускных пособий и пособий по временной нетрудоспособности на предприятии ИП Наумов может производиться как через платежную ведомость, так и по расходному кассовому ордеру.
Бухгалтерские проводки, формируемые программой «1С: Предприятие» при оформлении расчетов с персоналом по оплате труда:
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет» - получены в кассу предприятия денежные средства с расчетного счета для выплаты заработной платы; Дебет 70 «Расчеты по оплате труда» Кредит 50 «Касса» - выдана заработная плата, отпускное пособие, пособие по временной нетрудоспособности из кассы предприятия.
2.7 Аудит расчетов с персоналом по заработной плате на предприятии ИП Наумов
Главной целью аудита расчетов по заработной плате является проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предпринимателем и его работниками.
Задачами аудита расчетов с персоналом являются:
подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражениям в учете;
установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, Пенсионного фонда и др.;
проверка организаций аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
оценка мер, принимаемых организацией по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, возврату ссуд и др.).
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, табели учета использования рабочего времени, листы временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложениями к ним первичных документов, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера), Главная книга и т.д.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по заработной плате, аудитор должен выяснить какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; размер списочного состава работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными актами, кто осуществляет контроль за их работой, автоматизирован ли данный участок учета и т.д.).
Достоверность произведенных работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи и т.д.) проверяется обычно выборочно. Проверке подвергаются платежные и расчетные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы на основании которых произведены начисления заработной платы. Особенное внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов.
При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий трудовых договоров. При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учет выполненных работ, отсутствие в документах подчисток, не оговоренных исправлений. Следует обратить внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К таким относятся выплаты за не проработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности).
Аудитор изучает также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, по исполнительным листам.
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с указанным Федеральным законом.
Необходимо отметить то обстоятельство, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово - хозяйственной деятельностью проверяемого предприятия, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
получать у должностных лиц проверяемого предприятия разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставлять по требованию проверяемого предприятия необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение проверяемого предприятия и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия проверяемого предприятия;
исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
независимость;
честность;
объективность;
профессиональная компетентность и добросовестность;
конфиденциальность;
профессиональное поведение.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство проверяемого предприятия является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности устанавливаются Правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Данное правило применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении конкретного проверяемого предприятия. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в указанном правиле (стандарте).
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы должно способствовать:
концентрации внимания на важных областях аудита;
выявлению потенциальных проблем;
оптимизации затрат, качественному и своевременному выполнению работы.
Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности проверяемого предприятия, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии проверяемого предприятия для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала проверяемого предприятия. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. План аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности проверяемого предприятия, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
План аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Итак, проведем аудиторскую проверку по заработной плате на предприятии ИП Наумов.
Проверяемая организация Индивидуальный предприниматель Наумов С.Б.
Составляем общий план аудита операций по заработной плате в ИП Наумов.
Таблица 5 - Общий план аудита
Период аудитас 01.01.10 г. по 31.12.10 г.Количество человеко-часов 27Руководитель аудиторской группыКашин Ю.П.Состав аудиторской группыКашин Ю.П., Сыров А.Л.Планируемый аудиторский риск3%Планируемый уровень существенности22 тыс. руб. (2%)
Таблица 6 - Общая программа аудита
Планируемые виды работПериод проведенияИсполнители1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде.01.09.10 г. - 02.09.10 г.Кашин Ю.П.2. Аудит системы начислений заработной платы03.09.10 г.-06.09.10 г.Сыров А.Л.3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы07.09.10 г.- 08.09.10 г.Кашин Ю.П. Сыров А.Л.4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда.09.09.10 г.-11.09.10 г.Кашин Ю.П.5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды12.09.10 г.Сыров А.Л.6. Оформление результатов проверки 13.09.10 г.-15.09.10 г.Сыров А.Л. Кашин Ю.П.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Таблица 7 - Программа аудита расчетов по оплате труда в ИП Наумов
Перечень аудиторских процедурПериод проведенияИсполнителиПроверяемые документы1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде1.1. Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение)01.09.10 г.Кашин Ю.П.Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки1.2. Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате01.09.10 г.Кашин Ю.П.Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ИП Наумов С.Б.1.3. Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы 02.09.10 г.Кашин Ю.П.Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2)2. Аудит системы начислений заработной платы2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы03.09.10 г.Сыров А.Л.Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание2.2. Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат 05.09.10 г.Сыров А.Л.Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы2.3 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей06.09.10 г.Сыров А.Л.Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц07.09.10 г.Сыров А.Л.Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ3.2. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам07.09.10 г.Кашин Ю.П.Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета3.3. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц08.09.10 г.Сыров А.Л.Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ)3.4. Проверка депонированных сумм по заработной плате08.09.10 г.Кашин Ю.П.Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда4.1. Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе ИП Наумов по всем видам оплат09.09.10 г.Кашин Ю.П.Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета 10.09.10 г. - 11.09.10 г.Сыров А.Л.Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно-сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды5.1. Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды12.09.10 г.Кашин Ю.П.Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок6. Оформление результатов проверки6.1. Оформление результатов проверки13.09.10 г.- 15.09.10 г.Сыров А.Л. Кашин Ю.П.
Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Контроль за тем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства - дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ИП Наумов. При проверке первичных документов аудитором была обнаружена следующая ошибка: отсутствуют подписи на многих документах работника кадровой службы (форма Т-2) и руководителя учреждения на приказах о предоставлении отпуска (форма Т-6).
Далее проверим расчеты с рабочими по оплате труда в ИП Наумов на соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Сверим сальдо по счету 70 в Главной книге и в балансе предприятия.
В балансе по счету 70 развернутое сальдо дебетовое, показывающее задолженность рабочих по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается).
Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах (все исправления подписаны бухгалтером).
Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравним данные Главной книги со сводом начислений и удержаний за 2 квартал 2010 года.
Соответствие задолженности по оплате труда, значащейся в расчетно-платежных ведомостях и Главной книге.
Таблица 8 - Соответствие задолженности по заработной плате
МесяцЧислится по своду начисления и удержания, руб.Числится по Главной книге, руб.Отклонения, руб.Апрель183370,89183371,00-0,11Май223507,93223507,93-Июнь125459,25125460,25-1
Данные несоответствия бухгалтер объяснить не может (говорит, что просто описалась).
В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и НДФЛ (льготы по НДФЛ определены верно); проценты отчислений рассчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику.
Платежные ведомости на аванс оформлены, верно, замечаний нет.
Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.
При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится своевременно.
В ходе аудиторской проверки установлено, что в книге аналитического учета депонированной заработной платы ведется учет депонированных сумм раздельно по заработной плате. Записи производятся по каждому депоненту, при необходимости с указанием структурного подразделения предприятия. В соответствующих графах "Кредит" указаны месяц и год, в котором образовалась депонентская задолженность, номера платежных (расчетно-платежных) ведомостей и суммы, а в графах "Дебет" - против фамилии депонента записывается номер расходного кассового ордера и выплаченная сумма.
В конце месяца в книге подсчитываются итоги по графам "Кредит" и "Дебет" и выводится кредитовый остаток на начало следующего месяца.
Выданные суммы депонированной заработной платы оформляются следующими записями: Д 76-4 - К 50 - выданы депонированные суммы из кассы организации или Д 76-4 - К 51 - перечислены депонированные суммы на лицевые счета работников в кредитных учреждениях (при наличии соответствующего соглашения между работником и работодателем).
По истечении сроков исковой давности невостребованные суммы депонированной заработной платы списываются на основании данных проведенной инвентаризации и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты деятельности организации. При этом в бухгалтерском учете оформляется запись: Д 76-4 - К 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".
Итоги проверки учета оформляются в рабочем документе аудитора.
Таблица 9 - Рабочий документ аудитора
Дата проведения проверкиОбъект проверкиНаименование проверяемого объектаДата (период) проведения объекта№ документовЗаключение аудитора об отсутствии нарушений или о характере выявленных нарушений01.09.2010 г.Первичные документы по учету персоналаПриказы о приеме на работу сотрудника01.05.10 - 30.07.10 г.№11, 14, 18, 21/07-02Нарушений не выявленоПриказы о прекращении трудового договора01.02.10 - 30.04.10 г.№4, 8, 10\09-02Личные карточки (ф. №Т-2)01.01.10 - 31.08.10 г.Не все приказы разнесены в карточки сотрудников отсутствуют подписи на многих документах делопроизводителя06.09.2010 г.Документы по учету рабочего времениТабеля учета рабочего временииюнь 2010г. и август 2010г.Множество подчисток при разнесении больничных листов07.09.2010 г.Расчетно-платежные документы по оплате трудаПлатежная ведомостьМарт, июнь, август 2010г.№ 30-45, 71-82, 126-140Нет подписей руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано»Расчетно-платежная ведомость01.02.10 - 28.02.10г.№8-19Нарушений не выявленоЛицевые счета2010г.Нарушений не выявлено08.09.2010 г.Документы по учету депонирования заработной платыКнига аналитического учета депонированной заработной платы2010г.Нарушений не выявлено
После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторы оценивают полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки в ИП Наумов можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась на выборочной основе с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы своды по заработной плате, табеля учета рабочего времени, наряды, договора на оказанные услуг, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50,51,69,70,71,76,88 и т.д.), «Баланс» (ф. №1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. №2) и др.
«Аудиторское заключение по расчетам с персоналом по оплате труда»
г. Екатеринбург 01.09.2010
Аудитор: Общество с ограниченной ответственностью « Аудит-Информ»,
Место нахождения: г. Екатеринбург, ул. Восточная д.111 /1
Государственная регистрация: № 00550100 от 29.07.2000 г.
Аудируемое лицо: Индивидуальный предприниматель Наумов Сергей Борисович
Место нахождения: 623030 Свердловская область, п.г.т. Шаля, ул. Орджоникидзе, 55-а
Государственная регистрация: № 01550232 от 02.09.2006г.
Мы провели аудит учета труда и заработной платы в ИП Наумов С.Б. за период с 01 января по 31декабря 2010 года включительно. Финансовая (бухгалтерская отчетность) предприятия ИП Наумов состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
Ответственность за организацию и состояния внутреннего контроля несет исполнительный орган ИП Наумов.
Мы провели аудит в соответствии с:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.
Аудит проводился на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результате проверки были случаи небольших погрешностей в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных). Нами в процессе проверки выявлены следующие типовые замечания:
В Главной книге обнаружено много исправлений;
обнаружены незначительные расхождения задолженности по оплате труда, значащиеся в расчетно-платежных ведомостях и Главной книге;
в личных карточках работников разнесены не все приказы, в основном отсутствуют записи о ежегодных отпусках, в карточках сотрудников отсутствуют подписи делопроизводителя;
в табеле рабочего времени множество подчисток при разнесении больничных листов, неверно указаны периоды, а затем некорректно исправлены;
в платежной ведомости нет подписи руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано».
Результаты проведенной нами проверки показывают, что бухгалтерская отчетность и учет в части расчетов по оплате труда можно считать достоверными во всех существенных отношениях (ошибки в целом являются несущественными) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
сентября 2010 г.
Руководитель ООО « Аудит-Информ» К.В.Самарина
Руководитель аудиторской группы Ю.П.Кашин
3. Анализ заработной платы на предприятии ИП Наумов
3.1 Анализ состава, структуры и динамики фонда заработной платы на предприятии ИП Наумов
Основными задачами анализа фонда заработной платы являются:
изучение состава, структуры и динамики фонда заработной платы;
выявление изменений показателей, произошедших за отчетный период;
выявление причин, вызвавших отклонение фактических показателей от плановых и прошлого года;
выявление факторов, оказавших влияние на фонд заработной платы;
расчет размеров влияния каждого из факторов;
оценка эффективности использования фонда заработной платы.
Анализ состава и структуры фонда заработной платы по видам выплат позволяет выявить конкретные виды выплат, которые являются основными и занимают большую часть в фонде заработной платы, какие занимают меньшую часть, а какие вообще не используются предприятием. Для проведения данного анализа рассматривают каждый показатель, прежде всего тарифный фонд заработной платы, включающий повременную оплату по тарифным ставкам. Заработная плата повременщиков зависит от времени работы, тарифных ставок, численности рабочих.
Таблица 10 - Анализ состава и структуры фонда заработной платы работников предприятия ИП Наумов
ПоказательПрошлый годОтчетный годОтклонениеТемп ростаСумма%Сумма%Сумма%Фонд заработной платы всего. В том числе:2495100,03169,8100,0674,8-127,0Выплаты по тарифным ставкам, окладам 135254,21776,856,1424,81,9134,1Премии и вознаграждения-------Поощрительные выплаты1014,01304,1290,1128,7Выплаты стимулирующего характера-------Выплаты компенсирующего характера2228,92808,858-0,1126,1Выплаты по районным коэффициентам60024,170022,1100-2116,7Выплаты за неотработанное время2208,82838,9630,1128,6
Данные таблицы 10 показывают, что заработная плата на предприятии складывается из выплат по тарифным ставкам, окладам, поощрительных выплат, выплат компенсирующего характера, выплат по районным коэффициентам и выплат за неотработанное время.
Анализируя структуру фонда заработной платы, видно, что в отчетном году произошло увеличение уровня всего фонда заработной платы, тем самым структура выплат, входящих в состав заработной платы также изменилась. Таким образом, наибольший удельный вес приходится на выплаты по тарифным ставкам и окладам 56,1%, этот показатель по сравнению с прошлым годом увеличился на 27 %.
Вторым наибольшим по величине показателем в отчетном году являются выплаты по районным коэффициентам, на данном предприятии таковым является уральский коэффициент, доля которого уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 16,7 % и составил в отчетном году - 22,1 %, но это уменьшение является незначительным и в целом не повлияло на фонд заработной платы. Среди поощрительных выплат более половины занимают надбавки и доплаты за профессиональное мастерство, стаж и так далее. Удельный вес, которых по сравнению с 2009 годом увеличился на 28,7 % и составил 4,1 % в 2010 году. Выплаты компенсирующего характера составили 8,8 % и по сравнению с прошлым годом их удельный вес уменьшился на 26,1%, что также не повлияло на увеличение всего фонда заработной платы.
Выплаты за неотработанное время по сравнению с прошлым годом увеличились - на 28,6 %, и их доля в фонде заработной платы составила 8,9%.
При анализе фонда заработной платы в динамике определяется темп изменения фонда заработной платы в сравнении с темпами изменения объема продукции; последние должны превышать темпы роста фонда заработной платы. Это свидетельствует об эффективном использовании средств на оплату труда, приводит к росту зарплатоотдачи.
На изменение фонда заработной платы влияют изменение численности работников и средней заработной платы.
Среднегодовая зарплата по всему предприятию и по отдельным категориям работников определяется делением фонда заработной платы на среднесписочную численность.
Таблица 11 - Анализ динамики фонда заработной платы и показателей по труду работников предприятия ИП Наумов
ПоказателиЕдиницы измеренияПрошлый годОтчетный годОтклонениеТемп роста1.ТоварооборотТыс. руб.1050013697,13197,1130,42.Численность работниковЧел.25272108,03.Производительность труда Тыс. руб.420507,387,3120,84.Фонд заработной платыТыс. руб.24953169,8674,8127,05.Уровень фонда заработной платыТыс. руб.23,7523,14-0,6197,435.Среднегодовая заработная плата одного работающегоТыс. руб.99,8117,417,6117,6
В отчетном году наблюдается увеличение всех показателей по труду и заработной платы. Анализируя таблицу 10, видно, что товарооборот в отчетном году составил 13971,1 тыс. рублей, и по сравнению с прошлым годом увеличился на 30,4 % или в сумме на 3197,1 тыс. рублей. В отчетном году наблюдается увеличение численности работников по сравнению с прошлым годом на 2 единицы, или на 8 %. Производительность труда по сравнению с прошлым годом увеличилась на 87,3 тыс. рублей или на 20,8 %. Среднегодовая заработная плата одного работника увеличилась на 17,6 % или 17,6 тыс. рублей.
Особый интерес представляет собой анализ структуры работающих на предприятии. На больших предприятиях, весь персонал подразделяется на лиц, занятых в основной деятельности, и вспомогательный персонал. Но, независимо от сферы приложения труда весь персонал предприятия подразделяется на категории, среди которых, в настоящее время принято выделять следующие: рабочие, служащие, специалисты и руководители.
Таблица 12 - Анализ численности работников предприятия ИП Наумов по категориям работников
Категория работниковПрошлый годОтчетный годОтклонениеТемп ростаЧисл-ть%Числ-ть%Числ-ть%Всего работающих: в том числе25100,027100,02-108,0Руководители416,0414,8--1,2100,0Директор14,013,7--0,3100,0Главный бухгалтер14,013,7--0,3100,0Бухгалтер-кассир14,013,7--0,3100,0Мастер производственного участка14,013,7--0,3100,0Рабочие1872,01970,41-1,6105,6Менеджер по продажам14,013,7--0,3100,0Продавец-консультант14,013,7--0,3100,0Кладовщик14,013,7--0,3100,0Швея728,0829,611,6114,3Закройщица832,0933,311,3112,5Обслуживающий персонал312,0311,1--0,9100Сторож28,027,4--0,6100,0Водитель14,013,7--0,3100,0
Как показывают данные таблицы 11, в отчетном году численность работников увеличилась на 2 человека или на 8 %, и по сравнению с прошлым годом составила 27 человек. Произошло увеличение численности швей (14,3%) и закройщиц (12,5%). Численность остальных категорий работников предприятия не изменилась.
.2 Анализ соотношения темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда на предприятии ИП Наумов
Эффективное использование трудовых ресурсов в рамках хозяйствующего субъекта находит выражение в росте производительности труда. Производительность труда характеризует эффективность затрат труда в материальном производстве. С ростом производительности труда абсолютная величина затрат труда сокращается (снижается трудоемкость), что увеличивает объем выпуска, ведет к экономическому росту и повышению жизненного уровня населения в целом.
Таблица 13 - Анализ соотношения темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда
ПоказателиПрошлый годОтчетный годОтклонениеТемп ростаПроизводительность труда, тыс. руб.420507,387,3120,8Среднегодовая заработная плата одного рабочего, тыс. руб.99,8117,417,6117,6
Между ростом производительности труда и ростом оплаты труда существует тесная взаимосвязь. В результате анализа необходимо сопоставить темпы роста производительности труда с темпами изменения средней заработной платы персонала предприятия. Темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста зарплаты, в этом случае создаются реальные предпосылки для повышения жизненного уровня населения и возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства, исходя из чего, возрастает значение анализа использования средств на оплату труда.
Для этого рассчитывают коэффициент опережения Коп:
Коп = Тр ЗП / Тр Пт
где Тр ЗП - темп роста заработной платы;
Тр Пт - темп роста производительности труда.
Коп = 117,6 / 120,8 = 0,97%.
Оптимальным коэффициентом опережения темпов роста средней заработной платы и производительности труда является 0,6 - 0,8 % темпов прироста средней заработной платы. Как видно из таблицы 13, коэффициент соотношения темпов роста средней заработной платы и производительности труда на предприятии составляет 0,97 %. В нашем случае на каждый процент прироста производительности труда приходится 0,97 % темпов прироста средней заработной платы. Рост производительности труда превышает рост заработной платы, что положительно характеризует работу предприятия. Рост производительности труда превышает рост численности работников, а это также положительный момент.
.3 Факторный анализ заработной платы на предприятии ИП Наумов
Факторный анализ фонда заработной платы начинают с расчёта абсолютного и относительного отклонения фактической его величины от плановой. Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗП1) с плановым фондом заработной платы (ФЗП0) в целом по предприятию, производственным подразделением и категориям работников:
ΔФЗПабс. = ФЗП1 - ФЗП0
где ФЗП1 - фонд заработной платы в отчетном году;
ФЗП - фонд заработной платы в прошлом году.
Однако абсолютное отклонение рассчитывается без учёта степени выполнения плана по производству продукции. Учесть этот фактор поможет расчёт относительного отклонения фонда заработной платы.
ΔФЗПотн. = Т/об1 * Ур.ЗП / 100
где Т/об1- товарооборот в отчетном году;
Ур. ЗП - уровень фонда заработной платы.
ФЗП абс. = 3169,8 - 2495 = 674,8 тыс. рублей
ФЗП отн. = 13697,1 * (-0,61) / 100 = -83,55 тыс. рублей. - экономия фонда заработной платы.
Расчет влияния факторов на изменение размера фонда заработной платы предприятия ИП Наумов.
Для изучения причин, изменивших абсолютную сумму фонда заработной платы на 674,8 тыс. рублей, используется формула расчета фонда заработной платы:
ФЗП = ЧР * З/П ср.
где ЧР - численность работников;
З/П ср. - среднегодовая заработная плата одного работника.
Рассчитаем способом абсолютных разниц влияние таких факторов, как среднесписочную численность работников и среднегодовую заработную плату одного работника.
Изменение среднесписочной численности работников:
ΔФЗП (ΔЧ)=(Ч1-Ч0)*ЗП0=27-25*99,8=199,6,
где Ч1-численность работников в отчетном году, Ч0-численность работников в прошлом году, ЗП0-среднеголовая заработная плата одного работника в прошлом году.
Изменение среднегодовой заработной платы одного работника:
ΔФЗП (ΔЗП)=(ЗП1-ЗП0)*Ч1=117,4-99,8*27=475,2
где ЗП1-среднегодовая заработная плата одного работника в отчетном году;
ЗП0-среднегодовая заработная плата одного работника в прошлом году; Ч1-численность работников в прошлом году.
Итого влияния на фонд заработной платы 199,6+475,2=674,8
Далее применим метод цепных подстановок к этой модели в последовательности, определяемой основными правилами подстановки в модель количественных и качественных факторов, и получим следующие результаты:
Изменение товарооборота:
ΔФЗП (Т/О)= Т/о1 * ЗП0 / Пт0 - Т/о0 * ЗП0 / Пт0 = 13697,1 * 99,8 /420 - 10500 * 99,8 / 420 = 3254,7 - 2495 = 759,7
Изменение производительности труда:
ΔФЗП (ΔПт)=Т/о1 * ЗП0 / Пт1 - Т/о1 * ЗП0 / Пт0= 13697,1 * 99,8 / 507,3 - 13697,1 * 99,8 / 420 = 2694,6 - 3254,7 = -560,1
Изменение среднегодовой заработной платы одного работника:
ΔФЗП (ΔЗП)=Т/о1 * ЗП1 / Пт1 - Т/о1 * ЗП0 / Пт1 = 13697,1 * 117,4 / 507,3 - 13697,1 * 99,8 / 507,3 = 3169,8 - 2694,6 = 475,2
Итого влияния на фонд заработной платы 759,7+(-560,1)+475,2=674,8
При проведении факторного анализа фонда заработной платы, используя способ абсолютных разниц, необходимо отметить, что на увеличение фонда заработной платы на 674,8 тыс. рублей оказало влияние изменения среднегодового размера заработной платы.
При проведении факторного анализа фонда заработной платы, используя метод цепных подстановок, следует отметить, что экономия фонда заработной платы на 506,1 тыс. рублей происходит только за счет интенсификации производительности труда. Увеличение же данного показателя фонда заработной платы происходит за счет роста товарооборота, а также за счет роста средней заработной платы.
Заключение
Учет расчетов по оплате труда - наиболее сложный и трудоемкий участок бухгалтерии, организация которого требует обеспечить правильное и своевременное начисление заработной платы и выдачу ее в установленные сроки. Поэтому выбранная тема работы является всегда актуальной. В данной работе описана методика ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии ИП Наумов, рассмотрена действующая на предприятии форма оплаты труда, приведены счета, с помощью которых ведется учет, перечислена документация, используемая в учете, представлены конкретные примеры синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда на предприятии, удержаний и вычетов из заработной платы работников. Также изучены различные методики анализа фонда заработной платы. На основе данных о структуре и составе фонда оплаты труда предприятия ИП Наумов произведен анализ фонда оплаты труда, рассчитаны необходимые показатели, характеризующие состояние фонда оплаты труда предприятия в 2010 году и по отношению к 2009 году. В работе использованы законодательно - правовые акты, литературные источники, а также практические материалы предприятия ИП Наумов. На основе изученного литературного материала, проведенных исследований и полученных результатов, можно сделать следующие выводы. На предприятии ИП Наумов для оплаты труда применяется повременная форма оплаты труда. Бухгалтерский учет заработной платы ведется автоматизированным способом с использованием бухгалтерской программы 1С: «Предприятие». Все начисления, удержания и выплаты производятся в соответствии с трудовым, налоговым законодательством и нормативными документами по ведению бухгалтерского учета. Данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета, аналитический учет делает возможным детально рассмотреть операции по учету труда и его оплаты.
При проведении аудита на предприятии ИП Наумов было проверено: применяются ли трудовые документы по учетному составу (приказы по личному составу, личные карточки, штатное расписание, трудовые договора); проверяются ли отделом кадров соответствие применяемых окладов, установленных в штатном расписании; правильно и своевременно ли начисляется заработная плата и выдается ли она в установленные сроки; правильное и своевременное удержание и перечисление НДФЛ, суммы по исполнительным листам; не превышает ли общий размер всех удержаний установленной нормы; правильность составления табеля учета рабочего времени; проверка тарифных ставок, окладов; проверка заявления на предоставление стандартных вычетов и т.д.). Результаты проведенной нами проверки показали, что бухгалтерская отчетность и учет в части расчетов по оплате труда можно считать достоверными во всех существенных отношениях (ошибки в целом являются несущественными) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении анализа основных показателей по оплате труда предприятия ИП Наумов были выявлены следующие положительные направления:
увеличение товарооборота на 30,4%;
увеличение фонда заработной платы на 27,1%;
увеличение производительности труда на 20,8%;
Анализ использования фонда оплаты труда на предприятии ИП Наумов показал, что 2010 году имеется относительная экономия в использовании фонда заработной платы в размере 83,55 тыс. руб. Темпы роста производительности труда опережают темпы роста заработной платы, заработная плата находится в полном соответствии с результатами труда, величина заработной платы начисляется относительно тарифных ставок и должностных окладов, учитывается сложность, значение работы. Но несмотря на положительные результаты, предприятию не стоит останавливаться на достигнутом, а как и прежде необходимо добиваться повышения объема продаж и относительного повышения эффективности использования средств фонда оплаты труда, чтобы на рубль зарплаты продавалось больше товаров. Для этого нужно шире внедрять новейшие методы работы, улучшать условия труда, совершенствовать технику безопасности, создать условия для увеличения темпов работы, количества оказываемых услуг, скорости обращения товаров. Чтобы рациональнее расходовать фонд оплаты труда, нужно повысить стимулирующую роль заработной платы, то есть эффективнее использовать взаимосвязь размеров оплаты труда и трудового вклада работников. Предприятию ИП Наумов следует обратить внимание на то, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось улучшением экономических показателей.
Выбор системы оплаты труда - важный шаг для любой организации. Эта система должна быть достаточно простой и ясной, чтобы каждый работник видел зависимость между производительностью и качеством своего труда и получаемой заработной платой. Необходимо преодолеть усиливающуюся дифференциацию в оплате труда путем установления и поддержания рациональных пропорций в соответствии оплаты простого и сложного труда, труда требующего уровня квалификации. В рыночной экономике система соотношений в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы. Чтобы заинтересовать работников в улучшении трудовых показателей, нужно выплачивать им достойную заработную плату. А для того чтобы работники были довольны своей заработной платой и могли влиять на ее повышение, добиваясь лучших результатов, необходимо правильно выбрать систему оплаты труда. Для совершенствования форм и систем оплаты труда на предприятии ИП Наумов для начала создается рабочая группа, которая будет оценивать эффективность различных систем оплаты труда для разных категорий работников ИП Наумов. Затем персонал организации распределяется по группам, для которых устанавливается система оплаты труда и определяется сфера ответственности каждой группы персонала. В зависимости от сферы ответственности организация выбирает несколько приемлемых систем оплаты труда для каждой группы. Затем оцениваются качественные показатели каждой из выбранных систем оплаты труда и по пятибалльной шкале оцениваются выбранные для каждой группы работников системы оплаты труда. Выбираются системы оплаты труда с максимальными оценками и выбранные системы оплаты труда для каждой группы персонала ИП Наумов фиксируются в специальных документах.
В числе мер, которые можно предложить по улучшению рациональности использования фонда оплаты труда, можно выделить:
осуществление ежеквартального анализа фонда оплаты труда с тем, чтобы выявить факторы, влияющие на величину фонда оплаты труда;
совершенствование управленческого учета;
профессионализм нанимаемых работников (обращать внимание на опыт труда в должности, на которую работник претендует);
совершенствовать поощрение и мотивацию работников, действующих грамотно и производительно;
проводить тренинги;
ввести квалификационные экзамены, с поощрением за лучшие результаты;
проводить конкурсы на лучшего работника;
отправлять перспективных работников на курсы повышения квалификации.
Для снижения себестоимости продаж и обеспечения более высокой прибыли фонд оплаты труда должен быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования предприятия. Излишек фонда оплаты труда ложится на себестоимость продукции, сокращает прибыль и снижает рентабельность. В то же время недостаток фонда, особенно в период инфляции, вызывает относительное снижение уровня заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров и другим негативным последствиям. Поэтому роль детального планирования фонда оплаты труда по всем элементам и подразделениям предприятия для определения оптимальной величины фонда оплаты труда существенно возрастает. Также необходимо установление правильных соотношений в уровнях заработной платы по подразделениям предприятия и категориям работающих с учетом характера работы, различий в уровне квалификации, условий труда.
заработный плата бухгалтерский учет
Список использованных источников
1.Конституция РФ от 12.12.1993г.
2.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. от 29.12.2010г.)
.Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 07.02.2011г.)
.Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в ред. от 07.03.2011г.)
.Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010г.)
.Федеральный закон РФ от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 08.12.10г., с изм. от 25.02.11г.)
.Федеральный закон РФ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 24.07.2009г.)
.Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 09.12.2010г.)
.Федеральный закон РФ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (в ред. от 07.03.2011г.)
.Федеральный закон РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 27.07.2010г., с изм. от 07.02.2011г.)
.Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред. от 11.11.2009)
.Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности» (в ред. от 01.03.2011);
.Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 15.08.2008);
.Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (в ред. от 08.11.2010);
.Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. от 08.11.2010);
.Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 24.12.2010);
.Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008» (в ред. от 08.11.2010);
.Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. - Юрайт, 2011. - 955 с.
.Астахов В.П. Бухгалтерский учет в торговле. - Феникс, 2011. - 410 с.
.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. - Проспект (ТК Велби), 2010. - 312 с.
.Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник. - М.: Высшее образование, 2008. - 513 с.
.Егоров В.В. Средний заработок. Порядок расчета. - Налоговый вестник, 2010.- 288 с.
.Захарьин В.Р. Заработная плата в коммерческих организациях и бюджетных учреждениях: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.
.Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2009. - 442 с.
.Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях - Проспект, 2010. - 640 с.
.Корсетская Е.В. Зарплата и налоги - АйСи Групп, 2010. - 256 с.
.Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Высшая школа, 2009. - 287 с.
.Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-445 с.
.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 471 с.
.Никитин В.Ю. Заработная плата. Бухгалтерские, налоговые и правовые аспекты. - 12-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. -160с.
.Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М: Мастерство, 2007. - 332 с.
.Расстрыгина И.А. Заработная плата: удержания и выплаты. - Финансовая газета. - 2008. - 48 с.
.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2008. - 512 с.
.Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра - М, 2009. - 394 с.
.Скамай Л.Г., М.И. Трубочкина. Экономический анализ деятельности предприятий: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 296 с.
.Филина Ф.Н. Справочник работника малого предприятия - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008, 320 с.
.Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 259 с.
.Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».