Учетная политика предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика предприятия

Введение

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Также можно отметить, что это комплекс методологических решений, которые определяют содержание информации, получаемой пользователями бухгалтерской отчетности.

Умело составленная учетная политика может стать основой для представления положения дел организации в выгодном свете при том, что отчетная информация не будет искажена.

Выбранная тема курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день, так как значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. А между тем выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Касаемо степени изученности вопроса учетной политики можно отметить, что теоретические, методологические положения и проблемы формирования учетной политики организации отражены в трудах отечественных ученых: Т.В. Бодровой, А.С. Бакаева, П.С. Безруких, И.Н. Богатой и др.

Целью данной работы является изучение понятия учетной политики, принципов ее формирования как теоретически, так и на примере конкретной организации.

Для практического исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ".

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия "учетная политика";

изучить принципы разработки учетной политики;

рассмотреть аспекты учетной политики;

дать краткую характеристику ООО "ТД ";

провести анализ учетной политики ООО "ТД".

Предметом исследования выступают основные аспекты и механизм формирования учетной политики организации.

Информационную базу исследования составили:

официальные документы: нормативно-правовые акты;

научные источники: а именно данные и сведения из книг;

документация выбранной организации.

В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:

изучения и анализа литературы, а также нормативно-правовых актов;

синтеза;

описания.

бухгалтерский учет налоговый политика

1. Понятие, содержание и разработка учетной политики

.1 Понятие учетной политики

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень включает законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета.

Второй уровень охватывает положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ.

Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. К третьему уровню можно отнести План счетов бухгалтерского учета. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров.

Четвертый уровень включает документы по регулированию бухгалтерского учета в конкретных организациях, такие как график проведения инвентаризаций, договоры о материальной ответственности персонала и др. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.[7, 45с.]

К четвертому уровню относится и приказ об учетной политике. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402 - ФЗ "О бухгалтерском учете", экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Основные правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных учреждений) содержатся в положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

Руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ, т.к. учетная политика обязательно должна полностью соответствовать нормативно - правовым документам.

Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. [2]

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации. Учетная политика должна применяться с 1 января того года, который следует за годом ее утверждения. Ее положения должны применяться всеми подразделениями и филиалами организации независимо от их места расположения. Вновь созданная организация должна оформить и утвердить учетную политику не позднее чем через 90 дней со дня ее госрегистрации.

Каждый экономический субъект должен утвердить две учетные политики: для целей бухгалтерского учета; для целей налогообложения. Оба документа можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики. На практике удобнее вести две независимые учетные политики.

При формировании собственной учетной политики организациям принимаются во внимание такие факторы, как:

форма собственности и организационно-правовой статус предприятия (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

организационная структура управления и наличие структурных подразделений;

объем деятельности и размер организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

степень свободы действий в вопросах ценообразования, условий предоставления услуг;

цели и задачи экономического развития организации на долгосрочную перспективу;

наличие льгот по налогообложению, модель налогового учета;

уровень квалификации административного персонала и работников бухгалтерской службы;

система информационного обеспечения принятия решений в организации;

обеспеченность средствами обработки информации и наличие программного обеспечения.[6, 60с.]

В учетной политике активно используются понятия допущения и требования, которые рассматриваются как отправные точки ведения бухгалтерского учета организации.

Допущения есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). [2]

Под требованиями понимаются условия деятельности организации, которые обеспечивают реализацию учетной политики. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). [2]

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

1.2 Аспекты учетной политики

Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.[4, 466с.]

Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие соответствующих решений пользователей бухгалтерской отчетности, также должны получить отражение в учетной политике организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:

при осуществлении организационных процедур (слияния, разделения, присоединения);

смены собственников;

изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;

разработки новых способов бухгалтерского учета.

Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает следующее:

разработку и утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов. Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Министерством финансов РФ. Рабочий план счетов в обязательном порядке прилагается к приказу об учетной политике предприятия;

разработку и утверждение форм первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402 ФЗ "О бухгалтерском учете", если форма документа не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, этот документ должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц;

разработку и утверждение форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

разработку и утверждение форм бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает форму учета (мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них;

разработку и утверждение порядка проведения инвентаризации и оформления ее результатов. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией;

разработку и утверждение методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

разработку и утверждение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

утверждение продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября;

Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию и определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.

Организационным аспектом учетной политики являются формы организации бухгалтерской службы предприятия.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

Как правило, организационный и технический аспекты объединяются в один организационно-технический раздел учетной политики.

Можно отметить, что к организационно-техническим способам ведения налогового учета относятся способы организации технологического процесса ведения налогового учета, которые устанавливают:

организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой);

состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета;

организацию документооборот, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.[5, 337с.]

.3 Условия изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. [1]

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Ретроспективный порядок отражения последствий изменения учетной политики распространяется и на все другие случаи изменения учетной политики.

При ретроспективном порядке исходят из предположения применения измененного способа ведения бухгалтерского учета с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период исходя из предположения применения новой учетной политики с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. [2]

Если оценка последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть осуществлена с достаточной надежностью, то измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. [2]

2. Анализ учетной политики предприятия на примере ООО "Торговый дом "

.1 Краткая характеристика ООО "Торговый Дом "

Общество с ограниченной ответственностью «ТД» учреждено в соответствии с действующим Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Организация является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством России, Учредительным договором и Уставом.

ООО «ТД» является коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли.

ООО "ТД" зарегистрировано 7 декабря 2007 года.

Структуру Торгового дома можно представить в виде схемы [рисунок 1].

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Торговый Дом»

В ООО "ТД" разработан целый ряд бизнес-процессов.

Графическое изображение дает наглядное представление о распределении функций между исполнителями бизнес-процесса, о количестве операций, выполненных каждым из них, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2

.2 Описание и анализ учетной политики ООО "Торговый Дом "

Учетная политика ООО «ТД» на 2010 год составлена на финансовый год, начиная с 1 января. Данная организация составляет объединенную учетную политику. Т.е. в данной организации, учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения оформлены в виде разделов общей учетной политики. С 2010 года документ не изменялся. Далее представлено рассмотрение и анализ аспектов учетной политики ООО "ТД ".

.2.1 Организационно-технический аспект учетной политики

Учетная политика ООО "Торговый Дом разработана в соответствии с требованиями действующего на момент составления учетной политики законодательства в области бухгалтерского учета. В качестве основных можно выделить следующие нормативно-правовые акты:

Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н);

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия " ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 106н);

Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (утв. Приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н);

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 г. № 43н)

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 09 июня 2001 г. № 44н) и другие.

Бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерией - структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, в соответствии с "Положением о бухгалтерии".

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер организации. [9]

Для ведения бухгалтерского учета применяется журнально-ордерная форма учета хозяйственных операций с использованием программ "1С: Предприятие 7.7 - Бухгалтерский учет. Версия 4.5", 1С: Предприятие - Зарплата + Кадры. Версия 2.3.

Для оформления отдельных хозяйственных операций ООО "ТД " применяет первичные учетные документы, типовые формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утверждаются к использованию приказом по предприятию.

Создание, получение от других организаций, контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов, порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию, принятие к учету осуществляется в организации в соответствии с Графиком документооборота.

Соблюдение за соблюдение графика документооборота несут лица, создавшие и подписавшие документы, ответственные менеджеры направлений.

Порядок и сроки проведения, а также периодичность проведения инвентаризации имущества и обязательств в ООО "Торговый Дом", за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, установлен "Регламентом проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств ООО "Торговый Дом.

Касаемо выдачи средств под отчет можно сказать следующее. Порядок выдачи и погашения подотчетных сумм определяется "Регламентом порядка выдачи и погашения подотчетных сумм". Список лиц, имеющих право получать денежные средства устанавливается руководителем организации. Денежные средства могут быть выданы не более чем на 10 календарных дней. Исключения составляют денежные средства, выданные на командировочные расходы и на приобретение билетов для проезда в отпуск.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств, отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета ведется в рублях и копейках.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях и в электронном виде.

Ответственность за формирование и актуализацию учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета возлагается на главного бухгалтера ООО "Торговый Дом ".

.2.2 Методологический аспект учетной политики

Учет основных средств (ОС), амортизация.

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если: объект предназначен для использования в производстве продукции, работ, услуг; для управленческих нужд организации; для предоставления во временное пользование. При этом срок использования должен быть свыше 12 месяцев, не должна планироваться последующая перепродажа и т.д. Проводки по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Капитальные вложения" делаются на дату окончания капитальных вложений.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды организации.

Для учета ОС предназначены счета: 01.1 "Основные средства" и 01.2 "Выбытие ОС".

Учет ОС производится на балансе с разделением ответственности по группам МОЛ, местам эксплуатации, классификационным группам ОС для целей амортизации.

Амортизация ОС начисляется по счету 02.1 "Амортизация ОС". Амортизация производится линейным способом.

Не подлежат амортизации объекты ОС, стоимостью не более 20 000 рублей.

Следует отметить, что выбор метода начисления амортизации оптимален. Линейный способ относится к самым распространенным. Используемый метод считается наиболее простым и удобном в исчислении, позволяет наиболее точно вести учет списания стоимости. При данном методе перенос затрат на себестоимость происходит равномерно.

Учет материально-производственных запасов (МПЗ), тары.

В качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве материалов, запасных частей, инвентаря, спецодежды; товары, используемые для управленческих нужд организации.

Для учета МПЗ используются балансовые счета 10 "Материалы" и 41 "Товары".

МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости.

Стоимость спецодежды, специальной оснастки переносится на издержки обращения путем единовременного списания стоимости в момент передачи в эксплуатацию.

Список работников, которые обеспечиваются бесплатной специальной одеждой, и нормы выдачи специальной одежды утверждаются приказом руководителя.

Списание специальной одежды, специальной оснастки, форменной одежды производится по истечению срока полезного использования.

Управленческие расходы учитываются на балансовом счете 26 в течение месяца. В конце месяца при закрытии периода списываются как условно-постоянные расходы в дебет счета 90.8 "Управленческие расходы".

Выбор варианта учета материалов влияет в определенной степени на формирование себестоимости готовой продукции, на величину прибыли. ООО «Торговый Дом» выбрала способ учета по фактической себестоимости как наиболее подходящий для ее специфики деятельности.

Существенно улучшить учет материально-производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т. е. шире используя накопительные документы (ведомости и др.), предварительную выписку документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам и др.

Учет товара.

Бухгалтерский учет товара, приобретенного с целью:

а) дальнейшей реализации - производится по счету 41.1 "Товары на складах";

б) не дальнейшей реализации, а в качестве расходов для осуществления деятельности - учитывается по счету 41.4 "Покупные изделия".

К учету товары принимаются по фактической себестоимости, с учетом всех расходов, связанных с их приобретением. Учет ведется в натуральных и стоимостных показателях.

Ценообразование на предприятии осуществляется посредством приказа. Свободные оптовые и отпускные цены устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товара, маркетинговой политики. На весь ассортимент товаров, подлежащих реализации руководителем организации утверждается прайс-лист.

С целью привлечения клиентов действует система скидок для покупателей.

Учет расходов на продажу.

Все расходы, произведенные организацией и связанные с реализацией товаров учитываются в течение месяца по счету 44 "Расходы на продажу" и в конце каждого месяца списываются 90.7 "Расходы на продажу".

Учет денежных операций.

Для учета хозяйственных операций, связанных с обращением наличных денежных средств используются бухгалтерские счета: 50.1 "Касса организации", 57 "Денежные средства в пути", 51 "Расчетный счет".

Отчет кассира составляется ежедневно с приложением всех первичных документов и представляется на подпись главному бухгалтеру.

Учет финансовых вложений.

Предоставленные другим организациям или физическим лицам, денежные и иные средства в качестве займа, кредита, отсрочки платежа на возмездной основе учитываются по счету 58 "Финансовые вложения" по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

Учет расчетов.

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками за товары, работы и услуги ведется с применением счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", по субсчетам.

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями ведется с применением счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по особому распоряжению с отнесением указанных сумм в состав прочих расходов.

Учет кредитов и займов строится из принципа срочности обязательств и ведется на счетах 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

Займы и кредиты, числящиеся на момент поступления в составе долгосрочной задолженности не переводятся в состав краткосрочной задолженности, если до момента погашения остается 365 дней.

Сумма причитающихся векселедержателю процентов или дисконта, при размещении векселей (облигаций), включаются в состав прочих расходов, без предварительного учета в качестве расходов будущих периодов.

Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется с применением счетов 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Синтетический учет расчетов с персоналом ведется по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", аналитический учет в разрезе сотрудников, подразделений, видов начислений, удержаний в программе "1С: Предприятие - Зарплата + Кадры. Версия 2.3"

В ООО "Торговый Дом" денежные средства на хозяйственные нужды выдаются подотчет на срок не более 10 календарных дней. По окончании установленного срока работник должен в течение трех рабочих дней отчитаться о произведенных расходах или сдать излишние денежные средства в кассу. В противном случае данная сумма удерживается в погашение задолженности из заработной платы.

Хозяйственные операции по расчетам с работниками по прочим операциям отражаются по синтетическому счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" с использованием субсчетов.

В ООО "Торговый Дом " положена компенсация за использование личного сотового для связи в служебных целях работникам предприятия, а также компенсация других расходов работника, если они возникли в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Данная компенсация считается расходом по обычным видам деятельности.

При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дт 73.3 - Кт 51 - оплата компенсации за переговоры;

Дт 26; 44 - Кт 73.3 - отнесены на расходы услуги сотовой связи в размере лимита.

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ инструментов, личного транспорта, оборудования и т.д. На субсчете 73.3 "Расчеты по прочим операциям" учитывается компенсация за использование личного транспорта в служебных целях. Данная компенсация считается расходом по обычным видам деятельности. Учет отражается проводками:

Дт 73.3 - Кт 50.1 - выплата компенсации топлива;

Дт 26; 44 - Кт 73.3 - отнесены на расходы компенсации топлива.

Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами предназначен счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Предприятие использует право на уменьшение НДС с авансовых платежей поставщикам согласно условий договора при предъявлении счета-фактуры.

Учет финансового результата предприятия.

Информация о доходах и расходах формируется по основным видам деятельности на счете 90 "Продажи". Прочие доходы и расходы отражаются по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу начислений, т.е. по отгрузке товара, выполнения работ, оказания услуг и перехода права собственности.

Учет недостач и потерь от порчи ценностей.

Для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порч товаров предназначен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Аналитический учет ведется по видам и разновидностям товарных потерь и местам хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств. Списание недостач производится только на основании решения руководителя.

После зачета пересорта товара нормы естественной убыли применяются только к тем товарам, по которым фактическая недостача не перекрылась излишками. Зачет по пересортице допускается в исключительных случаях с указанием объективной причины возникновения пересорта со стороны материально-ответственного лица.

Учет резервов предстоящих расходов.

В ООО «Торговый Дом» создается резерв на предстоящую оплату отпусков. Резерв на предстоящую оплату отпусков учитывается на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". Резерв начисляется в процентном отношении от фактически начисленной заработной платы, увеличенной на процент начисления страховых взносов во внебюджетные фонды и фонд социального страхования от несчастных случаев и производственных заболеваний.

Создавая резерв, можно уменьшить реальное налоговое бремя путем получения отсрочек уплаты налогов за счет того, что единовременно увеличиваются затраты и уплата налога отодвигается на следующий налоговый период.

Учет расходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". В ООО "Торговый Дом " в состав расходов будущих периодов включаются: расходы на подписку периодических изданий, стоимость лицензий и компьютерных программ с ограниченным сроком использования, расходы по временно "замороженным" программам, а также прочие расходы будущих периодов, относящиеся к отчетному периоду.

Списание стоимости активов производится равными долями ежемесячно в течение срока полезного использования актива. Это очень удобно, т.к. при расчете налога на прибыль можно воспользоваться данными бухгалтерского учета.

Учет на забалансовых счетах.

ООО "Торговый Дом " использует в своем учете следующие забалансовые счета:

001 "Арендованные основные средства";

002 "Товарно-производственные ценности";

006 "Бланки строгой отчетности";

007 "Списанная в убыток задолженность";

012 "Талоны";

013 "Основные средства стоимостью до 20 тыс. руб.";

А62 "Расчеты с покупателями в рублях"

ТАР.2 "Тара многооборотная"

Порядок применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Налоговый учет процентов по кредитам и займам ведется ежемесячно в аналитическом учете для целей расчета налога на прибыль.

Бухгалтерская прибыль отражается в учете на счете 99 "Прибыль и убытки": по дебету счетов 90,91 и кредиту счета 99.

Расчет и уплата налога на прибыль по структурным подразделениям не ведется, производится по общей прибыли предприятия централизовано по месту постановки на учет предприятия.

Текущий налог на прибыль определяется расчетным путем и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 99 и кредиту 68.

Налог на прибыль равен сумме текущего налога на прибыль, постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива, минус отложенные налоговые обязательства.

Заключение

В данной работе были изучены особенности разработки учетной политики предприятия. В результате выполнения работы можно сделать ряд выводов.

Учетная политика - это основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. При этом лицо, формирующее документ, исходит из обязательных соблюдений допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулированию бухгалтерского учета составляющий его базовые принципы.

Содержание учетной политики обязательно должно включать методологический, технический и организационный аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления.

Учетная политика может претерпевать изменения только при определенных условиях, в результате изменения методов ведения на предприятии, а также преобразования законодательства РФ.

В современных условиях учетная политика как эффективный инструмент управления и формирования финансовых результатов деятельности организации становится все более значимой.

С помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, снижение трудоемкости и систематизация учетных процедур, решение многих других управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации, да и способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

Что касается изучаемого предприятия, то в результате рассмотрения учетной политики ООО "ТД " можно отметить, следующее:

положения учетной политики соответствуют действующему, на момент ее формирования, законодательству;

ответственность за формирование и реализацию учетной политики возлагается на главного бухгалтера организации;

учетная политика ООО "ТД " в полном объеме отражает учетный процесс организации;

выбранные формы и методы ведения учета можно считать рациональными и эффективными.

В целом учетная политика организации составлена оптимально.

В качестве рекомендации по совершенствованию ООО "ТД " можно предложить следующее:

сократить объем документа, путем устранения некоторой информации, подробно описываемой в нормативных документах, в целях более удобного восприятия пользователями;

описать регламент сдачи отчетности.

Цель данной работы достигнута посредством решения поставленных задач.

В заключении можно отметить, что правильное формирование учетной политики предприятия и грамотное юридическое оформление договорных отношений подчас могут помочь законным способом сэкономить на налоговых платежах, и, кроме того, более рационально использовать ресурсы предприятия, что приведет к более эффективной деятельности.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 - ФЗ "О бухгалтерском учете"

. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 18.12.2012 № 164н) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010 № 186н) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. //Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. - М.: Эксмо, 2009. - 528 с.

. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. //Кондраков Н.П. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 504 с.

. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие. //Суглобое А.Е, Жарылгасова Б.Т. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 496 с.

. Теория бухгалтерского учета: учебник. // Бабаев Ю. А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 255 с.

. Устав ООО «ТД»

. Учетная политика ООО "ТД".


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!