Учет материально-производственных запасов организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет материально-производственных запасов организации

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Калачинский Аграрно-технический

техникум.





Курсовая работа

по профессиональному модулю 01.

Практические основы бухгалтерского учета и имущества организации.

Тема " Учет материально-производственных запасов организации"



Выполнила: студентка

группы 13-ОЭ специальность

"экономика и бухгалтерский учет"

Кункель Лидия Александровна

Проверила: Штейн Татьяна Ивановна.

Содержание

Введение

1. Понятие, определение и способы оценки материалов. Задачи учета материально-производственных запасов

1.1 Понятие, определение и способы оценки материалов

1.2 Задачи учета материально - производственных запасов

2. Учет МПЗ на складе и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета. Методы аналитического учета материалов

2.1 Учет МПЗ на складе и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета

2.2 Методы аналитического учета

3. Учет материальных ценностей в бухгалтерии. Организация синтетического учета материалов

4. Учет неотфактурованных поставок

5. Учет материалов в пути

6. Учет транспортно-заготовительных расходов

7. Документальное оформление поступления и отпуска материалов в производство и на сторону

8. Расчетная часть курсовой работы

8.1 Индивидуальное задание для решения профессиональной сквозной задачи

8.2 Решение задачи

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современной рыночной экономики, которая характеризуется быстротой и высокой долей конкуренции по значительному числу основных видов деятельности. Без надлежащего и качественного учета материально-производственных запасов практически невозможно представить себе успешное функционирование ни одного хозяйствующего субъекта.

Учет и оценка материально-производственных запасов в разрезе ведения на предприятии управленческого учета представляет собой особенную важность. Дело заключается в том, что от правильности организации учета и оценки материалов, сырья и других МПЗ напрямую зависит конечный финансовый результат любой коммерческой деятельности - чистая прибыль, который, как известно, и является первопричиной любой коммерческой деятельности. В этом и заключается актуальность выбранной темы и ее важность для изучения.

Тема учета и оценки материально-производственных запасов является одной из центральных тем управленческого учета. В связи с этим в научной и учебной литературе по бухгалтерскому управленческому учету она раскрыта достаточно широко. Особенно хотелось бы обратить внимание на раскрытие данной темы в работах таких авторов как Ивашкевич, Волкова и др. Труды именно этих авторов являются одними из основных источников для написания данной работы.

Целью работы является изучение учета и оценки материально-производственных запасов.

Задачами работы являются:

изучение сущности и состава материальных затрат;

изучение различных методов учета и оценки материально-производственных запасов, выявление отличительных особенностей каждого из методов, а также анализ эффективности его применения в тех или иных хозяйственных ситуациях.

изучение учета отклонения затрат на материалы, а также причин, которые могут вызывать эти отклонения и последствий этих процессов для организации;

изучение различных способов управления запасами и основных особенностей этого процесса.

Актуальность данной работы считаю высокой, так как МПЗ являются важной составляющей деятельности каждого предприятия и их учет является необходимым для правильного отражения финансового состояния. Ежедневно Министерство финансов РФ составляет новые и модернизирует существующие нормативные акты, регламентирующие учет на предприятиях. От выбора, к чему будет тяготеть российское законодательство (к МСФО или к созданию собственных стандартов) зависит развитие страны во многих сферах ее жизни.

При написании работы были использованы разные источники информации: это учебная литература, пресса, законы РФ, компьютерные справочные правовые системы и прочее. Разнообразие ресурсов обеспечивает интересную, объективную и актуальную на сегодняшний день информацию.

учет материальная ценность материал

1. Понятие, определение и способы оценки материалов. Задачи учета материально-производственных запасов

1.1 Понятие, определение и способы оценки материалов

Материально-производственные запасы (МПЗ) - часть оборотных активов организации, т.е. часть имущества, используемая:

а) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) с целью продажи; для управленческих нужд организации;

исключительно для продажи;

б) в качестве средств труда, участвующих в обороте не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он более 12 месяцев;

в) в качестве готовой продукции, законченной обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством (ГОСТ, стандартов);

г) в виде товаров, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи (перепродажи) без дополнительной обработки.

К оборотным активам организации относятся: материально-производственные запасы (сырье, материалы, топливо, инвентарь и хозяйственные принадлежности, готовая продукция, товары); денежные средства (в банке, кассе); дебиторская задолженность и др.

Применительно к рассматриваемой теме - это предметы труда, подразделяемые на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы; топливо, запасные части, тару и т.д., продукты труда (готовая продукция, товары), а также средства труда в виде инвентаря и хозяйственных принадлежностей сроком службы до одного года. При этом единицей учета материально-производственных запасов служит номенклатурный номер, разрабатываемый в разрезе каждого наименования или однородных групп (видов) запасов.

Сырье и основные материалы образуют материальную (вещественную) основу продукта. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, хлопок и т.п.) и добывающей промышленности (руда, уголь и т.п.), а материалами - продукцию обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности (металл, ткань, сахар и т.п.).

Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы и придания продукту определенных потребительских свойств (например, лаки и краски для автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или для обслуживании и ухода за орудиями труда и облегчения процессов производства (смазочные, обтирочные материалы и т.п.), а также для содействия производственному процессу, включая выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия - предметы труда, прошедшие определенные стадии обработки, поступившие со стороны для изготовления продукции и выполняющие роль основных материалов.

Возвратные отходы - остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе их переработки, но утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, металлические стружки и т.д.).

Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) занимает ведущее место в системе нормативного регулирования их бухгалтерского учета. Эти запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества.

При покупке материально-производственных запасов у других организаций фактической себестоимостью считаются фактические затраты на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов в соответствии с законодательством РФ.

Указанные фактические затраты могут включать:

суммы, уплачиваемые поставщикам в соответствии с договором;

суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно-

консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;

таможенные пошлины и иные платежи;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением каждой единицы запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посредническим (снабженческим, внешнеэкономическим и т.п.) организациям;

иные затраты по приобретению материально-производственных запасов.

При изготовлении различных видов МПЗ собственными силами организаций фактическая себестоимость определяется в размере фактических затрат на производство в соответствии с действующим порядком формирования себестоимости.

МПЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником, учитываются на забалансовых счетах в оценке по договору.

Следовательно, оценка материально-производственных запасов во всех случаях их приобретения осуществляется по фактическим затратам, совокупность которых образует фактическую себестоимость приобретения.

Исчисление фактической себестоимости приобретения (заготовления) вида запасов от разных поставщиков возможно только при ограниченной номенклатуре потребляемых запасов и по их основным видам. Практически большинство организаций ведут текущий учет по учетной стоимости, т.е. по средним покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др.

Оценка отпуска МПЗ на производство или в иных случаях выбытия осуществляется одним из следующих способов:

по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могут заменять друг друга;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

Применение того или иного способа производится по виду (группе) запасов и является элементом учетной политики организации, которая осуществляется в течение отчетного года.

Первый способ характерен для оценки МПЗ, используемых в особом порядке (например, драгоценные металлы, драгоценные камни и др.), а также для запасов, которые не могут заменить друг друга. В этом случае отпущенные запасы списываются по стоимости каждой их единицы определенного вида.

При использовании первого способа согласно п.74 Методических указаний могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

с включением всех расходов, связанных с приобретением запаса;

с включением только стоимости запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Два последующие способа оценки (по средней себестоимости, по способу ФИФО) предполагают применение следующих вариантов средних оценок фактической себестоимости:

на основе среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество, и стоимость материалов на начало месяца и поступления за месяц;

на основе определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), в расчет которой включаются количество, и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

При отпуске материалов по средней себестоимости она исчисляется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, включая количественно-стоимостные остатки на начало месяца и поступление запасов за месяц.

При оценке по способу ФИФО исходят из допущения, что запасы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения запасов с учетом остатка на начало месяца.

Наряду с рассмотренными выше вариантами взвешенных оценок в Методических указаниях допускается применение способа скользящей цены, т.е. определения цены исходя из состояния данного материала к моменту его отпуска, не ожидая окончания месяца. Для пересчета средней цены материала в этом случае может быть избран любой способ (средняя себестоимость, ФИФО) по мере каждого отпуска материала в производство, на продажу и т.п.

1.2 Задачи учета материально - производственных запасов

ЗАДАЧИ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОСНОВНЫЕ - к ним относятся: формирование фактической себестоимости запасов; правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов; контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг; своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот; проведение анализа эффективности использования запасов.

К основным задачам учета МПЗ можно отнести:

своевременное и правильное оформление документами поступления и расходования материальных ценностей;

формирование фактической себестоимости запасов;

систематический контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах движения;

постоянный контроль за использованием средств строго по назначению и в соответствии с установленными нормами;

своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их продажи или выявления иных возможностей их вовлечения в оборот;

периодическая сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием продукции и производственных запасов в местах их хранения;

проведение анализа эффективности использования запасов.

Использование на предприятии большого количества разнообразных материальных запасов предполагает грамотную организацию учета, для чего необходима классификация этих запасов.

В зависимости назначения и роли в производстве материальные запасы группируются следующим образом:

сырье;

покупные полуфабрикаты;

топливо;

запасные части;

строительные материалы;

инвентарь и хозяйственные принадлежности;

тара и тарные материалы;

вспомогательные материалы;

специальная одежда и специальная оснастка;

прочие.

В качестве единицы бухгалтерского учета МПЗ выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый сельскохозяйственными предприятиями по наименованиям и однородным группам этих запасов. Учет запасов осуществляется в двух измерителях: денежном и вещественном (количественном).

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:

стоимость материалов по договорным ценам;

ТЗР;

расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию на предприятии;

проценты за пользование кредитами до оприходования материалов.

В состав ТЗР включают расходы на транспортировку, а также плату за хранение материалов в местах приобретения.

При отпуске запасов в производство и ином выбытии предприятие оценивает их одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения запасов (метод ФИФО).

Сельскохозяйственные предприятия оценивают МПЗ по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и поступивших в этом месяце запасов.

2. Учет МПЗ на складе и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета. Методы аналитического учета материалов

2.1 Учет МПЗ на складе и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета

Поступившие в организацию МПЗ проверяются с точки зрения их соответствия количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах. При необходимости проведения технической экспертизы или лабораторного испытания материалы принимаются специальной комиссией, назначаемой руководителем. Доставленные МПЗ сдаются на склад уполномоченным лицом или представителем отдела снабжения под расписку заведующего складом на счете-фактуре, квитанции транспортной накладной или другом документе поставщика. Расчетные документы направляются в отдел снабжения для регистрации, акцепта, а затем передаются в бухгалтерию.

Сортовой количественный учет поступивших на склад материальных ценностей в номенклатурном разрезе ведется материально ответственными лицами в карточках складского учета (ф. № М-17), в которых содержатся следующие основные реквизиты: номер склада, наименование материала, марка, сорт, профиль, размер, номенклатурный номер, единица измерения, цена, норма запаса. Складской учет материально-производственных запасов отличается значительной трудоемкостью. Особенно велики затраты ручного труда на ведение карточек складского учета. Важнейшей задачей является автоматизация складского учета на основе современных компьютерных технологий. В настоящее время имеется ряд программных средств, предназначенных для автоматизации складского учета, которые имеют средства интеграции с программами бухгалтерского учета.

Кроме того, современные сетевые технологии позволяют организовывать складской учет с высокой степенью аналитики на базе стандартных программных средств автоматизации бухгалтерского учета (1С, "Парус", "Инфин", "Инфо-бухгалтер", "Галактика", "Флагман" и пр.). При организации бухгалтерского учета на основе сетевых технологий информация о наличии МПЗ, движении материальных ценностей может быть получена в любой момент времени в требуемом аналитическом разрезе.

В системе децентрализованной обработки данных материального отдела бухгалтерии сводная информация по учету запасов формируется ежемесячно по организации в целом в виде распечатанных итоговых ведомостей: поступления материальных ценностей от поставщиков, отпуска в производство, внутренних перемещений, отпуска на сторону, возврата неиспользуемых ценностей и отходов, оборотного баланса по счетам (субсчетам) материально-производственных запасов.

2.2 Методы аналитического учета

Аналитический учет материалов в бухгалтерии можно вести тремя различными способами: параллельно-карточным (книжным), в оборотных ведомостях, оперативно-бухгалтерским (сальдовому) Последний метод считают наиболее рациональным. Остановимся кратко на характеристике особенностей каждого из этих методов.

Параллельно-карточный (или параллельно-книжный) метод предусматривает, что в бухгалтерии ведется количественно-суммовой учет по всем номенклатурным номерам товарно-материальных ценностей, для каждого вида (учетной группы) открывают карточку. Записи в эти регистры аналитического учета осуществляют на основании первичных документов, поступивших от материально - ответственных лиц. В конце месяца определяют обороты и остатки по каждому аналитическому счету и составляют \"Оборотные ведомости \"итоги, которых сверяют с данными синтетического учета. Таким образом, при этом методе количественный учет материалов в бухгалтерии и на складе дублируется, что значительно повышает его трудоемкости и стоимость вызывает частое отставание аналитического учета от синтетического, но он обеспечивает двойной контроль за движением и сохранностью материалов, постоянное сравнение данных обоих видов учета (складского и аналитического), своевременное обнаружение ошибок, повышения достоверности учетных данных Поэтому в небольших бюджетных учреждениях этот метод применяют довольно часто и успешно.

Метод оборотных ведомостей предусматривает, что в бухгалтерии ведутся лишь \"Оборотные ведомости\". Количественно-суммовой учет за материально-ответственными лицами и видам ценностей (остаток на начало месяца, поступило, выбыло, остаток на конец месяца - количество и сумма). Записи в такие оборотные ведомости выполняют на основании первичных документов их реестра за месяц (отдельно по поступлению и расхода), который составляется для каждого материально ответственного лица в разрезе номенклатурных номеров. Данные такого реестра сверяют с карточками складского учета. Вместо реестра можно использовать и с этой целью \"Отчет о движении материалов на складе\", который больше соответствует этому методу учета. Остатки на начало месяца в таком отчете сверяют с остатками на конец предыдущего месяца. Итоги оборотных ведомостей по всем материально ответственным лицам сверяют с данными синтетического учета. Оборотные ведомости по этим методом ведут в виде тетрадей с вкладными листами. Наименование материалов и их номенклатурные номера записывают только один раз в начале года, а ежемесячно заносят на вкладные листы, данные о движении материалов и их за остатки на конец месяц.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов широко применяют в бюджетных учреждениях, имеющих значительную учетную номенклатуру материалов, и в централизованных бухгалтериях Этот метод объединяет в одном процессе аналитический учет материалов в бухгалтерии с оперативным учетом на складах, что способствует улучшению учета материалов и усилению контроля за их использованием, уменьшению стоимости бухгалтерских записей по учету материалов, устранению дублирования количественного учета материалов на складах и в бухгалтерии Все это значительно повышает оперативность и точность бухгалтерского учета материалов, снижает его трудоемкость и повышает эффективность труда учетных работников.

При этом методе учет материалов на складах ведется только в натуральных измерителях, а в бухгалтерии - только в денежном выражении.

Внедрение сальдового метода предусматривает проведение соответствующей подготовительной работы: разработку номенклатуры-ценника на материалы, используемые в учреждении, определение единых планово - учетных цен, планирование системы документооборота и строгого соблюдения порядка оформления первичных документов.

Материально ответственные лица передают первичные документы в бухгалтерию после предварительной проверки бухгалтером полноты и правильности их разнесение в регистры складского учета. В конце месяца заведующая выводит остатки в этих регистрах и переносит их из карточек складского учета в \"сальдовую книгу (ведомость) \", которую передает в бухгалтерию. В бухгалтерии остатки материалов определяют остатки по отдельным группам материалов в разрезе материально - ответственных лиц. Эти остатки сверяют с данными аналитического учета, который ведется в денежном измерителе по тем же учетным группам материалов и по тем же постоянными (твердыми) ценам. При выявлении расхождений в конкретной группе проверяют первичные документы количества материалов, которые поступили и выбывших правильности применения цены таксировку Обнаруженные ошибки в аналитическом учете исправляют методами дополнительных записей или \"красного сторно\" Ошибки в карточках складского учета ку исправляют корректурным способом.

3. Учет материальных ценностей в бухгалтерии. Организация синтетического учета материалов

Бухгалтерский учет имущества должен обеспечить:

правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления, внутреннего перемещения, выбытия имущества;

достоверное определение первоначальной стоимости имущества с учетом всех затрат, связанных с созданием, приобретением имущества;

полное отражение затрат по изменению первоначальной стоимости имущества при достройке, дооборудовании, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации;

оперативность (своевременность) учета имущества;

соответствие данных складского учета имущества данным бухгалтерского учета;

контроль за сохранностью имущества, принятого к бухгалтерскому учету;

сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия имущества;

достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия имущества с учетом расходов, связанных с его выбытием (реализацией).

Для получения от поставщиков материальных ценностей банк выдает доверенности лицам, состоящим в штате банка, на бланках установленной формы. Доверенности подписываются должностными лицами, уполномоченными руководством банка, и оформляются его печатью.

Выдаваемые доверенности регистрируются в журнале учета доверенностей. В этом журнале до начала выдачи доверенностей должны быть пронумерованы все листы. Журнал ведется по следующей форме:

номер доверенности и дата ее выдачи;

срок действия доверенности;

должность, фамилия, имя, отчество лица, которому выдана доверенность;

наименование поставщика;

расписка лица, получившего доверенность;

отметка о выполнении поручения поданной доверенности с указанием названия документа, его номера и даты.

На последнем листе журнала учета выданных доверенностей делается надпись за подписью главного бухгалтера (его заместителя): "В настоящем журнале пронумеровано. листов". Количество листов указывается прописью.

Получение материальных ценностей возлагается приказом по банку на определенных работников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности. При получении груза доверенные работники банка тщательно проверяют соответствие количества получаемых мест и знаков маркировки на них количеству грузовых мест и знакам маркировки, указанным в транспортной накладной, состояние тары и упаковки прибывших мест.

Учет материальных ценностей ведется на складе и бухгалтерии

Складской учет материалов осуществляется в натуральном выражении в карточках складского учета. Складской учет материалов включает в себя также организацию складских помещений, размещение материальных ценностей, заключение договоров о материальной ответственности, составление образцов подписи лиц, визирующих документы по отпуску материалов. Учет движения и отражение остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. Первичные документы после записи их данных в карточки складского учета передают в бухгалтерию. А лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. Сдачу документов в бухгалтерию оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

Синтетический учет материалов ведется на синтетических счетах 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Действующим положением по учету материально-производственных запасов предусматриваются два варианта синтетического учета материалов:

Первый вариант предусматривает отражение учета поступления материалов без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". В этом случае поступление материалов в сумме фактических затрат отражается по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами расчетов и другими.

Второй вариант учета предполагает использование счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", при этом синтетический учет материалов ведется по учетным ценам.

В дебет счета 15 относится фактическая стоимость поступивших материалов, прочие расходы, связанные с их покупкой, в том числе транспортно-заготовительные, в корреспонденции со счетами расчетов и другими. Таким образом, по дебету счета 15 отражается фактическая себестоимость приобретенных материалов. Записи по кредиту счета 15 производятся при оприходовании материалов на склад по учетным ценам. В конце месяца по данным счета 15 выявляется разница (отклонение) между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их учетной стоимостью и списывается на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Превышение фактической себестоимости материалов над учетной стоимостью (перерасход) списывают бухгалтерской проводкой: Дт.16 Кт.15

"Превышение учетной стоимости материалов над их фактической себестоимостью (экономия) списывается бухгалтерской проводкой: Дт.15 Кт.16

Дебетовое сальдо по счету 16 списывается в конце отчетного месяца на счета, на которые были списаны отпущенные со склада материалы, пропорционально их учетной стоимости.

Кредитовое сальдо по счету 16 сторнируется в конце отчетного месяца в корреспонденции со счетами, на которые были списаны отпущенные со склада материалы, пропорционально их учетной стоимости.

4. Учет неотфактурованных поставок

Неотфактурованные поставки признаются материально-производственные запасы, по которым из имеющихся документов не представляется возможным установить их стоимость. Однако в то же время возможно установить поставщика и количество. Например, организацией получена железнодорожная накладная, форма которой утверждена приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, в которой указаны, в частности, наименование грузоотправителя и груза, масса нетто и брутто, но не указывается стоимость груза.

Пункт 37 Методических указаний предусматривает, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Представляется, что в зависимости от вида материально-производственных запасов составляются:

"Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика" (унифицированная форма ТОРГ-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);

"Акт о приемке материалов" (типовая межотраслевая форма М-7 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, то такие материально-производственные запасы учитываются в общеустановленном в данной организации порядке (п.38 Методических указаний).

Неотфактурованные поставки приходуются по соответствующим счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов).

Данные материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.

Иными словами, в бухгалтерском учете делается запись по дебету счетов по учету материально-производственных запасов по учетной или рыночной цене (в зависимости от применяемого в организации метода) и кредиту счета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком

Наличие у организаций материально-производственных запасов без оформленных надлежащим образом или не поступивших от поставщиков по разным причинам сопроводительных, расчетных и платежных документов, которые позволяют однозначно идентифицировать и оценить эти материально-производственные запасы, в бухгалтерском учете получило название "неотфактурованные поставки".

Неотфактурованные поставки принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости, т.е. материалы, поступившие от поставщиков, должны быть оприходованы независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.

На момент получения имущества по неотфактурованной поставке неизвестно, в каком отчетном периоде будут получены сопроводительные документы по нему и будут ли получены вообще.

Если на момент получения неотфактурованных материально-производственных запасов существуют договорные отношения с поставщиком и при этом полученное без сопроводительных документов имущество является объектом существующего договора, то оно принимается к учету у покупателя на соответствующие балансовые счета (10 "Материалы", 41 "Товары" и др.).

Основанием для принятия к учету организацией материально-производственных запасов, поступивших по неотфактурованным поставкам, является Акт о приемке материалов. Один экземпляр акта передают в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей. Второй экземпляр акта направляется поставщику для сообщения ему о неотфактурованной поставке.

Имущество, поступившее по неотфактурованной поставке, отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет 10 (41), субсчет "Неотфактурованная поставка", Кредит 60, субсчет "Неотфактурованная поставка" - отражено поступление материала по неотфактурованной поставке. Понятие "неотфактурованные поставки" предполагает наличие договорных отношений между покупателем и поставщиком (должна быть информация о том, по каким ценам можно учитывать поступившие материалы при отсутствии расчетных документов). Если же такого договора нет, а материалы поступили, организация не имеет права ни использовать запасы для собственных нужд, ни приходовать их по балансовому учету. Возможна также ситуация, при которой организация примет решение приобрести товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение. В этом случае должен быть заключен договор с поставщиком, получены сопроводительные документы и одновременно с записью по кредиту счета 002 следует сделать записи о принятии имущества на балансовый учет: Дебет 10 (41), Кредит 60 - на сумму полученного имущества без НДС; Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС, относящегося к полученному имуществу.

5. Учет материалов в пути

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад).

В ситуации, когда право собственности на материалы переходит раньше, чем фактическое поступление материалов на склад, необходимо оприходовать указанные материалы на счет 10 (без оприходования на склад, и лучше без количественного учета, чтобы было невозможно непреднамеренно списать их в производство).

Транспортная доставка товара может быть организована продавцом или покупателем собственным транспортным средством либо через транспортную компанию. Способ доставки предусматривается договором. Это очень важный момент договора, поскольку от этого зависит не только момент перехода права собственности, но и кто будет нести риск утраты (порчи) товара во время перевозки, а также способ учета затрат на перевозку в расходах в целях бухгалтерского и налогового учетов.

Право собственности на товар перейдет к покупателю в момент доставки товара на его склад (подписывается товарная накладная по форме ТОРГ-12). Стоимость доставки продавец может включить в цену товара либо указать доставку в документах как отдельную услугу. Бухгалтерский учет у продавца ведется с использованием счета 41, и с точки зрения учета понятия "Товары в пути" не возникает. Доставку товара организует покупатель собственным транспортным средством (самовывоз)

В этом случае товарная накладная подписывается уполномоченным представителем покупателя, а значит и переход права собственности происходит на складе продавца. Далее за товар несет ответственность сам покупатель.

В указанных выше случаях обязанность оплатить товар у покупателя возникла в момент получения товара от продавца на условиях, определенных в договоре. Продавец фиксирует в бухгалтерском учете выручку, а покупатель ставит на учет товар с использованием счетов учета товаров

6. Учет транспортно-заготовительных расходов

Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара:

Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно. Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.

Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:

включать затраты в стоимость товара;

отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.

Способ 1. Включение ТЗР в стоимость товара.

Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать. Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.

Если поставщик выделяет НДС и предъявил вместе с остальными документами счет-фактуру, то из стоимости партий выделяем НДС и направляем его к вычету. Проводки Д19 К60 и Д68. НДС К19.

Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1 (2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в приказе по учетной политике и применяет этот способ в течении всей своей деятельности. Изменить способ учета можно только с начала нового календарного года.

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям:

Если покупатель забирает товаром самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Конкретный вариант учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

В бухгалтерском учете можно поступать одним из двух способов:

) сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались (так называемое прямое включение);

) сначала все затраты учитывать на отдельных субсчетах, открываемых к счету 10 "Материалы" или 15 "Транспортно-заготовительные расходы", а затем распределять их между видами приобретенных ценностей.

Данный метод применяется, когда предприятие регулярно закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии. Здесь, как мы уже отмечали, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете. В дальнейшем бухгалтер должен распределить их между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.

Как известно, в бухгалтерском учете фактическую себестоимость приобретенных материалов можно рассчитывать двумя способами:

сразу формировать на счете 10 "Материалы";

учитывать на счете 10 сырье по плановым ценам, а фактическую стоимость материалов и ее отклонение от плановой отражать на счетах 15 и 16.

В первом случае бухгалтер должен открыть к счету 10 специальный субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", где и будет учитывать эти затраты. Договорную же стоимость поступивших материалов нужно отражать на субсчете "Сырье и материалы".

Со счета 10 нужно списывать только ту сумму транспортно-заготовительных расходов, которая относится к материалам, истраченным за месяц. * (3) Как же ее рассчитать? Сначала нужно определить средний процент отклонения транспортных затрат по каждому виду материалов. Для этого используют такую формулу:

ТЗР% = (ТЗРн + ТЗРп): (Мн + Мп) х 100%,

где

ТЗР% - средний процент отклонения транспортно-заготовительных расходов; ТЗРн - остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп - сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн - стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп - стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).

Результат умножают на учетную стоимость материалов, израсходованных за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.

Упрощенный способ учета транспортных расходов

Согласитесь, на крупных предприятиях, где постоянно закупается и используется различное сырье, рассчитывать расходы по каждому виду материалов - задача очень трудоемкая. Поэтому в Методических указаниях предусмотрен порядок, который поможет облегчить бухгалтеру эту работу.

Допустим, бухгалтер увидел, что средний процент отклонения ТЗР за отчетный период, не превышает 5 процентов от стоимости израсходованных материалов. Тогда всю сумму транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском учете можно включить в стоимость израсходованных материалов.

7. Документальное оформление поступления и отпуска материалов в производство и на сторону

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Экспедитор организации принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза.

В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами.

Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную. Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе; второй, с распиской получателя, - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют одно или многострочные требования-накладные, которые составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяю товарно-транспортную накладную.

Если при проверке отчета обнаружены ошибки, то вносятся соответствующие исправления. Внесение исправлений согласовывается с материально-ответственным лицом. Если материально-ответственное лицо согласно с вносимыми изменениями в отчет, то он должен исправленную сумму остатка готовой продукции, товаров и наличных денег на конец периода, подтвердить своей подписью.

После принятия отчета бухгалтерия заполняет графу "По фактической себестоимости" - по готовой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета заносятся в учет.

К товарному отчету прилагается "Ведомость движения готовой продукции и товаров", в которой отражаются приход и расход готовой продукции и товаров, с указанием их наименований, отличительных признаков и номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая налог на добавленную стоимость). Если приход или расход готовой продукции и товаров оформлен документами с отражением вышеуказанных показателей, они в ведомости могут отражаться с указанием только общих (итоговых) сумм.

В ведомости указываются итоговые суммы отдельно по приходу и расходу.

Данные по фактической себестоимости и (или) покупным ценам заполняются отделом торговли или бухгалтерской службой.

Таким образом, на основе данных товарного отчета бухгалтерской службой ежемесячно формируются данные о фактической себестоимости, поступившей и проданной продукции, а также стоимость остатка готовой продукции на конец месяца

8. Расчетная часть курсовой работы

8.1 Индивидуальное задание для решения профессиональной сквозной задачи

По исходным данным составить:

·Первоначальный баланс

·Журнал регистрации хозяйственных операций

·Сделать проводки

·Заполнить "шахматку"

·Составить оборотную ведомость

·Составить баланс на новую дату

·Удержать и перечислить налог на доход физических лиц.

Исходные данные на 01.09.2005 г. баланс предприятия содержал (в тыс. руб.):

·Материалы - 600.0

·Расчеты с поставщиками - 300.0

·Касса - 140.0

·Краткосрочный кредит в банка - 610.0

·Расчеты по оплате труда - 400.0

·Добавочный капитал - 283.0

·Расчетный счет - 800.0

·Уставный капитал - 700.0

·Расчеты с подотчетными лицами - 30.0

·Незавершенное производство - 53.0

·Резервный капитал - 210.0

·Топливо - 880.0

Перечень хозяйственных операций:

.Получены наличные средства с расчетного счета для выдачи зарплаты - 400.0

2.Выдана зарплата работникам предприятия - 400.0

.В кассу возвращены подотчетные суммы - 30.0

.Выдано в подотчет на приобретение товаров - 170.0

.На расчетный счет поступили деньги от покупателей за реализованные товары - 200.0

.Оплачен счет поставщикам за материалы - 100.0

.Поступили материалы от поставщиков - 100.0

.В банке взят краткосрочный кредит 600.0

.Начислена заработная плата работникам предприятия - 43500.0

.Удержан налог на доходы физических лиц - 565.5

.Реализована готовая продукция покупателям - 200.0

.Списан финансовый результат от реализации - 200.0

Начислена заработная плата работникам предприятия с начала года

Ф.И. ОокладСтандартные налоговые вычетыГоловченко7000,002 ижд. Иванов 5000,001 ижд. Петрова4500,00Васильева2300,001ижд. Крылов4800,002 ижд. Иванченко5200,00Бабенко6300,00Петренко8400,001ижд. ВСЕГО43500,00конечный балансактив пассив10158060300511100661210711707042934,5204355380700 83283 82210 68565,5 99200баланс46403баланс46403


Первоначальный балансактив пассив 1060060300501406661051800704007130807002053832831088082210баланс2503баланс2503

номерсодержаниеДКСумма1Получены наличные средства с расчетного счета для выдачи зарплаты50514002Выдана зарплата работникам предприятия70504003В кассу возвращены подотчетные суммы5071304Выдано в подотчет на приобретение товаров71501705На расчетный счет поступили деньги от покупателей за реализованные товары51622006Оплачен счет поставщикам за материалы60511007 Поступили материалы от поставщиков10601008В банке взят краткосрочный кредит 516660009Начислена заработная плата работникам предприятия20704350010 Удержан налог на доходы физических лиц 7068565511Реализована готовая продукция покупателям629020012Списан финансовый результат от реализации9099200 итого 51555

Журнал регистрации хозяйственных операций "Шахматка"

Д К51507162606670689099ИТОГО50400 30 43070 400 5655 605571 170 17051 200 600 80060100 10010 100 10020 43500 4350062 200 20090 200200ИТОГО5005703020010060043500565520020051555

ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

наименованиеоборот на началооборот за месяцоборот на конецДКДКДК101480 100 1580 50140 430570 51800 8005001100 7130 17030170 2053 43500 43553 60 300100100 30066 610 600 121070 400605543500 3784580 700 70082 210 21083 283 28362 200200 90 200200 68 5655 565599 200 200ИТОГО2503250351555515554640346403

Ф.И. Оокладвычетызаработная платаГоловченко70005466454Иванов50004684532Петрова45005853915Васильева23001172183Крылов48002604540Иванченко52006764524Бабенко63008195481Петренко84009107490Всего43500438139119

Удержан налог Д70 К68 - 4381. Перечислен налог Д68 К51-4381

Заключение

Производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях достигают 90% и более в себестоимости продукции. Поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансового положения.

Основным направлением повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки. Существенное значение для сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными высоко измерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

Существенно улучшить учет производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры. Более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные и комплектовочные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на ЭВМ, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам (без документальную систему оформления расхода материалов) и др.

Для улучшения контроля за наличием и сохранностью материально-производственных запасов необходимо своевременно проводить инвентаризацию согласно правилам, предусмотренных в нормативных документах.

Улучшение учета и контроля способствует достоверному отражению сведений о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности. Что важно для проведения анализа деятельности предприятии и определения его финансового состояния.

Материально-производственные запасы являются основным (после денежных средств) оборотным активом большинства предприятий, относящихся к торговой и производственной сфере. Поскольку материально-производственные запасы являются основной материальной составляющей производственного цикла, их учет исключительно важен для всех уровней учета и его пользователей. В большинстве отраслей материальных запасов также являются основной составляющей прямых материальных затрат, отдельно учитывающихся как себестоимость продукции или себестоимость продаж. В большинстве случаев именно материально-производственные запасы являются основной составляющей себестоимости продукции, которая показывает эффективность данного вида деятельности как такового, а также действенность управленческих усилий. Для торговых и производственных предприятий детальный материальный учет является наиболее важным. Для предприятий, оказывающих консультационные услуги, более важным будет учет материально-производственных запасов, используемых для поддержания функционирования офиса и консультантов. Данные по материально-производственным запасам относятся к косвенным затратам фирмы в целом. Правильный учет материально-производственных запасов также очень важен вследствие существенного влияния правильности расчета товарных запасов на финансовую отчетность и финансовый результат компании в целом.

Существует мнение, что основной целью материального учета является именно точное определение прибыли (и, как следствие, оценки собственного капитала), а не фактической стоимости запасов. Большинство инвесторов и кредиторов принимают свои решения именно на основе размеров прибыли, указанной в финансовой отчетности, и оценки материально-производственных запасов, а также четкости соблюдения их учета

Список использованных источников

1. ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 23.11.2010)

. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н) (в ред. от 26.03.2010)

. Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. М.: - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011

. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и планирование. - М.: Финансы и статистика, 2012.

. Кондакова Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.

. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. - 460 с.

. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001. - 268 с.

. Ипенкова О.Ю. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2011.

. журналы " бухгалтерский учет" и "главный бухгалтер"

источник из интернета: www.klerk.ru

Похожие работы на - Учет материально-производственных запасов организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!