Запись звука и использование микрофонов при подготовке телепрограмм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Запись звука и использование микрофонов при подготовке телепрограмм

Содержание

Введение

Глава I. Основные теоритические аспекты работы со звуком

.1 Работа с микрофонами на телесъемках

.2 Микрофоны для телевизионного производства

.3 Варианты применения микрофонов для ТВ-производства

Глава II. Подготовка звукового сопровождения для выпуска телепрограм

.1 Использование микрофонов в процессе съемки телепрограммы. Этапы съемки

.2 Запись и обработка звука

Заключение

Список литературы

Введение

Тема данной курсовой работы «Запись звука и использование микрофонов при подготовке телепрограмм».

Телевидение давно прочно проникло в жизнь каждого человека. В настоящее время телевидение является неотъемлемой частью культуры и искусства в современном мире. Телевидение - это одно из наиболее распространенных и массовых средств распространения информации. Телевидение - это сложный технологический процесс и подразумевает использование самых разных технических средств и приемов для достижения цели. Но не каждый зритель перед телевизором знает, каким же трудом создается телепрограмма. Главной целью данной курсовой работы является познакомиться с одним из важных этапов подготовки телепрограммы, как запись звука с использованием микрофонов, и тем самым раскрыть подробно тему.

Задачи данной работы заключаются в том, чтобы рассмотреть такой этап подготовки телепрограммы как запись звука, дать подробную характеристику микрофонов, используемых при подготовке телепрограмм, подтвердить или отвергнуть тот факт, что звукозапись весьма трудоемкая работа, которая под силу лишь слаженному профессиональному коллективу. И, конечно, проанализировав материал, сделать вывод.

Для анализа выбранной темы понадобятся знания в сфере телевизионной журналистики, звукозаписывающей аппаратуры, знания в области работы со звуком.

Телевидение развивается очень быстро, появляются новые технические средства для съемки и создания программы даже в простых домашних условиях. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что тема работы является весьма актуальной. На этом основании можно сказать, что данную тему приемлемо изучать на основе полученных знаний и выбранной информации из разных источников.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, в котором рассмотрены основные положения работы, поставлены цели, задачи, выявлена актуальность выбранной темы. После этого следует основная часть работы. Она разделена на две главы. Первая глава посвящена теоретической части. Она знакомит с основами работы со звуком и микрофонами при создании телепередачи, о методах их использования. Данная глава включает в себя три раздела. Следующая глава практическая, с точки зрения подготовки телепрограммы. В ней происходит знакомство с работой звукооператора, и съемочной группы. Здесь будет рассмотрен процесс подготовки записи звука, саму звукозапись и заключительный этап подготовки телепрограммы с полным звуковым сопровождением подготовленного материала.

После полного раскрытия и освещения данного материала в данной курсовой работе будет сделано заключение, в котором подведутся итоги проделанной работы.

Глава I. Основные теоритические аспекты работы со звуком

.1 Работа с микрофонами на телесъемках

У режиссера телепрограммы могут быть огромные планы по воплощению творческих идей в видео-продукт, когда главным критерием выбора места съемок является его внешняя выразительность и полное соответствие сюжетным требованиям подготовленного сценария. Съемка современной телепрограммы может происходить абсолютно в разных местах - в студии, на улице, на стадионе, на природе, под водой, в самолете, на шумной дискотеке. Здесь съемочной группе нельзя забывать о технических проблемах записи звука, связанных с реальным воплощением творческих концепций, фиксирующихся на носителе с изображением и фонограммой.

При всем разнообразии ситуаций, которые возникают на съемочной площадке, фигура звукорежиссера и его незаменимых помощников - микрофонных операторов является одной из главных в производстве телевизионного продукта. Иначе бы без звукового сопровождения гениальное изображение превращается в оторванное от реальности и жизни немое кино. Учитывая, что сегодня большая часть телепрограмм снимается в реальном времени на съемочной площадке, наличие творческой и профессиональной звуковой команды становится обязательным атрибутом любой серьезной телевизионной группы.

Важнейшим техническим средством, с которым работает съемочная группа, звукорежиссер и звуковая команда, а также непосредственно сам корреспондент и участники телепрограммы, является микрофон.

В современном телевидении и производстве телепрограмм используется несколько типов микрофонов, различающихся по своим конструкциям, задачам и техническим параметрам. Поэтому в одну «вещательную» группу их определяют исключительно по их назначению, чтобы отделить одни профессиональные микрофоны от других классов микрофонов (для студийной записи, для спортивных мероприятий, для концертного применения и т.д.).

Также необходимо учитывать и многие другие технические различия в характеристиках микрофонов разного типа, с которыми мы познакомимся в данной курсовой работе.

По пространственным характеристикам микрофоны делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Направленность микрофона определяется как изменение его чувствительности при перемещении источника звука неизменной интенсивности относительно оси, перпендикулярной плоскости диафрагмы. Конечно, наиболее чувствителен микрофон по этой оси. Однако у различных типов микрофонов чувствительность по мере отклонения источника от этой оси изменяется по-разному, что позволяет разделить типы направленности микрофонов еще на три группы.

Если чувствительность меняется очень слабо, микрофон является ненаправленным, и его техническая характеристика направленности графически изображается в виде круга.


Если чувствительность в пределах фронтальной полусферы меняется мало, а чувствительность со стороны тыльной полусферы резко падает, микрофон является односторонне направленным. График характеристики направленности такого микрофона принято считать похожим на условное изображение сердца, поэтому такой микрофон называется кардиоидный.


Если у кардиоидного микрофона чувствительность при отклонении от оси сильно ослабляется, образуя вытянутую кардиоиду то, это суперкардиоидный микрофон.


Если при отклонении от оси чувствительность микрофона резко падает, этот микрофон является гиперкадиоидным, или остронаправленным;


Также существуют двусторонние направленные микрофоны, график, характеристики которых представляет собой «восьмерку».


При этом необходимо помнить, что технические характеристики направленности сильно зависят от соотношения длины волны и размеров микрофона, то есть от частоты звука. В отношении низких частот направленность микрофонов проявляется меньше, в отношении высоких - больше, и на достаточно высоких частотах кардиоидный микрофон превращается в остронаправленный, а ненаправленный - в двусторонний направленный.

Микрофоны также обладают электрическим и акустическим характеристикам. Номинальный диапазон рабочих частот - это характеристика звука, которая показывает диапазон частот, в котором микрофон воспринимает акустические колебания и в котором нормируются его параметры, сигнал которых на выходе микрофона может быть зарегистрирован и определен. Чем шире диапазон, тем выше класс микрофона. С номинальным диапазоном частот тесно связана неравномерность частотной характеристики, то есть разность между максимальной и минимальной чувствительностью микрофона в пределах номинального диапазона частот. Чем меньше неравномерность и ровнее кривая чувствительности, тем лучше микрофон.

Чувствительность микрофона - это отношение выходного напряжения к звуковому давлению, и она выражается в милливольтах на паскаль (мВ/Па). Так как звуковое воздействие на микрофон может быть самым разным, измерение чувствительности стандартизировано: оно производится в условиях действия прямой звуковой волны и на частоте 1000 Гц. Чувствительность конденсаторных микрофонов значительно выше чувствительности динамических. Смысл такого параметра, как перепад чувствительности «фронт/тыл», ясен из названия. Его значение различно для разных типов направленности микрофонов. Тесно связаны между собой такие параметры, как выходное сопротивление и сопротивление нагрузки, выраженные в Омах и измеряемые так же, как правило, на частоте 1000 Гц. При этом сопротивление нагрузки должно быть в несколько раз больше, чем выходное сопротивление микрофона.

Следует отличать чувствительность от уровня чувствительности, зависящего от номинального сопротивления нагрузки. Стандартный уровень чувствительности выражается в децибелах (дБ) и отражает уровень мощности, развиваемой микрофоном в номинальную нагрузку при давлении в один паскаль. При этом, чем меньше сопротивление нагрузки (и, стало быть, выходное сопротивление микрофона), тем выше уровень чувствительности микрофона.

Предельное звуковое давление измеряется в диапазоне средних частот и указывает, при каком уровне гармоники превысят 0,5%. Для профессиональных микрофонов это число достигает гигантского значения - до 140 дБ и выше.

Уровень собственных шумов микрофона определяется как уровень эквивалентного звукового давления при отсутствии воздействующего звукового сигнала, и измеряется в децибелах. Чем ниже значение этого параметра, тем, естественно, лучше. Для профессиональных микрофонов он составляет 20 дБ и менее.

Динамический диапазон микрофона - это разность между предельным звуковым давлением и уровнем собственных шумов. Не нормируется и не указывается в документации такой параметр, как отношение сигнал/шум. Но на практике его вычисляют, вычитая из уровня 94 дБ значение уровня собственных шумов микрофона.

Как и микрофоны других классов, микрофоны для телевидения имеют свою специфику применения и зависящие от этой специфики характеристики. Рассмотрим микрофоны исходя именно из особенностей их предназначения и использования.

.2 Микрофоны для телевизионного производства

На телевидении очень широко используются микрофоны, поэтому их надо разделить на несколько подгрупп в зависимости от их назначения и характера применения. Одним из главных требований размещения звуковых систем к снятию и фиксированию звука на телевидении является скрытое размещение микрофонов на съемочной площадке на сколько это возможно. Режиссеры и телеоператоры программ настаивают на удалении микрофонов из кадра, но так как это не всегда возможно, просят их размещать максимально возможно незаметно. Именно по этой причине на телевидении наиболее популярны микрофоны - «пушки» и петличные микрофоны, несмотря на их невысокие акустические показатели по сравнению с другими классами микрофонов.

В условиях стационарных телестудий производятся программы самых разных жанров: это новостные или аналитические передачи в прямом эфире, развлекательные ток-шоу, спектакли, живые выступления и концерты в телестудии, и многое другое. И в зависимости от жанра передачи подбираются и микрофоны. Уже прошли времена телевизионных эфиров, когда диктор сидел перед большим количеством самых разных микрофонов, и читал с лежащего перед ним листа бумаги текст, умудряясь почти не опускать глаза, и смотреть непосредственно в камеру. Это было особое искусство, ему обучали в школе дикторов советского телевидения. Сейчас ведущий новостной программы, как правило, смотрит в объектив камеры и читает текст с находящегося перед объективом экрана теле -суфлера. В силу этой особенности ведущий довольно статичен относительно микрофона. Поэтому перед ведущими новостей обычно устанавливается либо кардиоидный, или, что на много реже, несколько остронаправленных микрофонов. Современная мебель, устанавливаемая в студии, при необходимости изготавливается из акустически прозрачных материалов, что позволяет спрятать микрофоны в мебельные конструкции декораций без ущерба для качества звука. Совсем по другому осуществляется подбор микрофонов и работа при подготовке развлекательного шоу. Ведущий может быть оснащен петличным радиомикрофоном, а может использовать обычный концертный ручной радиомикрофон - здесь выбор диктуется особенностями сценария и задумкой режиссера передачи. Еще несколько лет назад по залу ходили юноши и девушки в непривлекающей внимания темной одежде, у которых в руках были радиомикрофоны, и по команде режиссера передачи они подносили их к желающим высказаться зрителям. Сейчас такое на практике почти не встречается. Для приглашенных на телепрограмму гостей уже подготовлены петличные микрофоны, и их включение регулируется звукорежиссером через пульт, а звук выступления из массовки зрительного зала снимаются спрятанными в декорациях микрофонами различных типов.

Если при подготовке телепрограммы бюджет проекта позволяет привлечь дополнительных звукооператоров, могут использоваться микрофоны - «пушки» на специальных удочках. В некоторых случаях ведущий телепрограммы сам говорит в петличный микрофон, но в руке держит дополнительный ручной радиомикрофон, с которым он подходит к желающим высказаться, выступая в этот момент в качестве интервьюера. Если смотреть с позиции современных возможностей оборудования это не совсем прогрессивно по технических параметрам, но зато выглядит демократично, ведь известный ведущий собственноручно держит микрофон перед «простым человеком». Потому режиссеры приветствуют такой вид снятия звука как «оживляющий кадр».

Настоящий живой концерт в телевизионной студии в наше время встречается уже не так уж и редко. В чем-то такие передачи представляют собой синтез концерта и ток-шоу - в таких телепрограммах музыкальные номера сочетаются с речью ведущих, исполнителей, гостей. В таких условиях приходится решать сложные технические задачи, применяя комбинированную технику снятия и обработки звука. Здесь используется традиционная технология общих и ближних микрофонов при записи музыки, и использование петличных микрофонов для ведущих и использование радиомикрофонов для реплик и вопросов гостей в студии.

Также сейчас распространены внестудийные съемки телепрограмм. Использование микрофонов при съемках вне телестудии следует начать с вопросов о сохранности техники. Любой профессиональный микрофон это не только дорогая аппаратура, но еще сложная и хрупкая техника. Вывести его из строя или испортить звучание очень легко. Поэтому производители микрофонов снабжают их разными защитными устройствами. Во-первых, это специальная проволочная сетка, предохраняющая капсюль и диафрагму микрофона от прямого механического его повреждения (падения, удара, и т.п.). Под проволочной сеткой устанавливается тканевый или поролоновый экран, защищающий микрофон, прежде всего от слюны. Также часто на микрофонную головку надевается еще и съемный поролоновый экран-колпачок, сохраняющий дополнительно капсюль от повреждения. На практике еще часто используют экран из мехового ворса, гасящий задувания ветра в микрофон. Особенно при записи вне студии, например на спортивных соревнованиях.

Еще одним из наиболее распространенных типов микрофонов для внестудийной съемки является микрофон, устанавливаемый непосредственно на видеокамере. Его ось чувствительности совпадает с направлением объектива. Как правило, такой микрофон остронаправленный, супер - или, реже, гиперкардиоидный. Иногда регулятор чувствительности микрофона «привязывают» к трансфокатору видеокамеры, в этом случае «наезд» объективом сопровождается усилением звучания, то есть соблюдается принцип «говорящий стал ближе и звучит громче». Аналогично и «отъезд» объективом сопровождается ослаблением громкости. При этом реальное расстояние от говорящего до микрофона не меняется - иначе усиление не поможет, зато повысится уровень шума.

Но самым удобным и универсальным способом внестудийной съемки интервью и репортажей является использование петличных радиомикрофонов с прямой записью звука на камеру. В данном случае приемник устанавливается на камере, а выход приемника подключается к линейному входу видеокамеры. Такой вариант дает свободу репортеру, поскольку ему не нужно стоять в непосредственной близи камеры и непременно на оси направленности микрофона, и оператору, который может более разнообразно и интересно построить кадр.

А когда происходит съемка с несколькими источниками звука, например внестудийная беседа корреспондента с персонажем передачи, в этом случае применяются несколько радиомикрофонов. Звук пишется на камеру, на несколько каналов (2-4 канала), а приемники подключаются либо непосредственно к входам камеры (их теперь обычно тоже не меньше четырех), либо к портативному микшерному пульту, портативной студии, а уже с него сигнал идет либо в камеру, либо в рекордер, синхронизированный с камерой по временному коду через специальный интерфейс.

Внестудийная съемка телепрограмм и прямая трансляция спортивных мероприятий представляют особый интерес с точки зрения использования разных микрофонов.

Сейчас работа со звуком на спортивных мероприятиях далеко ушла от простых схем тридцатилетней давности и для крупных мероприятий представляет собой едва ли самую сложную область звукорежиссуры, порой превосходя по масштабности и крупные музыкальные фестивали, или запись звука для кино. Большое количество микрофонов разных типов размещаются на огромной площади, снимая звук с разных

объектов и источников, в том числе и движущихся. Помимо специальных акустически экранированных остронаправленных микрофонов в кабине комментатора, микрофоны - «пушки» располагаются по периметру площадки (например, футбольного поля), за воротами, над полем (в специальном видео кубе) и т.д. Микрофоны располагают и вдоль трасс: для автомобильных велосипедных гонок, для саней и бобслея, и даже вдоль лыжных трасс, включая биатлонные, ведь зритель должен слышать выстрелы. Как правило, для съема звука на спортивных трассах также используются микрофоны - «пушки», причем чаще всего в радио варианте, поскольку протяженность микрофонных линий может достигать десятки километров.

В телевидение сейчас все активнее проникает многоканальное вещание в формате Surround Sound. Термин Surround Sound американского происхождения. Означает он в русском переводе «объемный», «окружающий», «приходящий со всех сторон» звук. Surround. При помощи декодера Dolby Surround данная технология позволяет из закодированного двухканального сигнала (стереосигнала) выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой с частотным диапазоном от 100 Гц до 7 кГц. При отсутствии декодера звук воспроизводится как обычный двухканальный стереозвук. Эта технология была представлена компанией Dolby Laboratories в 1982 году. В настоящее время Surround Sound представлен не только в форматах 3.1, но и 4.1, 5.1, 6.1, 7.1. Помимо распространенных видов телепередач, таких как кинофильмы, концерты и спортивные мероприятий, все чаще производятся и внестудийные документальные и репортажные съемки с Surround - звуком. Поскольку записывать многоканальный звук с помощью микрофонной техники, используемой в музыкальной Surround-записи, очень сложно, выпускаются моноблочные Surround-микрофоны, в том числе и накамерный. Среди разных моделей Surround-микрофонов существуют компактные накамерные модели размером с кулак, причем внутри этого прибора находится и цифровой Surround-процессор, имеется и миниатюрный многоканальный выходной интерфейс для подключения к рекордеру. Выпускаются даже Surround-микрофоны для размещения на удочке, хотя это немного неправильно и странно, ведь с точки зрения технологии Surround-записи перемещение микрофона недопустимо. Все это позволяет с уверенностью предполагать, что в скором будущем технологии записи звука для телевещания претерпят существенные изменения, и мы увидим такие способы съема звука, о которых недавно никто даже не догадывался. Так что те, кто считает телевизионный звук и вещательную звукорежиссуру чем-то рутинным и не очень творческим, сильно ошибаются.

.3 Варианты применения микрофонов для ТВ-производства

Давайте рассмотрим некоторые варианты применения микрофонов для производства телепрограмм в студии и вне ее. Первый вариант записи непосредственно в студии - это студийная запись или вещание ведущего в разнообразных программах, начиная от «новостных» и заканчивая «круглыми столами». При использовании моно формата применяется один микрофон (или два для резервного снятия звука), установленный на столе. А при использовании стерео формата уже используются от двух и более микрофонов, в зависимости от количества участников передачи, ее формата, помещения и иных важных факторов. Метод установки может быть разный: посредством низкой микрофонной стойки, гибкой шейки, врезки в поверхность стола или с использованием подходящих аксессуаров. Для фиксирования звука вблизи или на среднем расстоянии от источника звука, особенно в студии, наиболее подходящим является кардиоидные микрофоны. Они обладают чистым, натуральным характером звучания без резких отклонений и неестественного окрашивания. Их направленность сохраняется на низких и высоких частотах. Кардиоидные микрофоны обеспечивают натуральное звучание и хорошую разборчивость речи. Направленность хорошо поддерживается даже на высоких частотах. При использовании стерео формата синхронность углов раскрытия не влияет на направленность главной стерео оси, тем самым, обеспечивает четкость стереоизображения и моносовместимость. При записи с использованием кардиоидных микрофон не происходит конфликта фаз, что благоприятно влияет на качество звука и его дальнейшую обработку. Также при использовании приемников давления, полусферическая характеристика направленности кардиоидных микрофонов независима от частоты - поэтому точно направлять микрофон необязательно.

Второй вариант - это внестудийная запись, когда возникает необходимость работы в различных акустических условиях и, как следствие, предпочтительней бывает использовать не только микрофоны с кардиоидной направленностью. Главным при проведении внестудийных работ является правильный подбор ветрозащиты для микрофонов. Для внестудийной работы с микрофонами применяется множество аксессуаров, которые совместно или по отдельности позволяют получить качественный съем звука в условиях ветровых и/или дождевых нагрузок различной степени. При выборе типа ветрозащиты необходимо строго соблюдать правила использования аксессуаров в зависимости от типа микрофона и не забывать о сопутствующем частотно-зависимом влиянии на диаграмму направленности и изменение частотной характеристики. При использовании моно или стерео формата могут применяться, например, супер кардиоидные микрофоны, которые дают отличные результаты при необходимости фокусирования на одном источнике прямого звука, сокращая при этом съем звука других источников и помех помещения. Они хорошо подходят для более равномерного съема звука от широкого звукового источника. Супер кардиоидные микрофоны имеют в высшей степени универсальную характеристику на всех углах падения звука, плюс к этому - «теплое» звучание, богатое, но не перенасыщенное низкочастотными компонентами.

Глава II. Подготовка звукового сопровождения для выпуска телепрограмм

.1 Использование микрофонов в процессе съемки телепрограммы. Этапы съемки

При работе на телевидении и в особенности при создании телепередачи очень важна оперативность и слаженность действий команды: от режиссера и оператора до звукорежиссера и монтажера. Говоря о звуковом сопровождении телепрограммы, использования специальной звуковой техники и записи звука, также, что не маловажно, изучить сам процесс съемки, так как звуковой ряд неразрывно связан с видеоизображением и не может существовать вне его на телевидении.

Среди главных понятий съемки важное место в ней занимает кадр. В телевидении кадр - это изображение части пространства, которое заключено в рамки экрана и видно в каждый данный момент. Телевизионное действие имеет пространственные и временные характеристики. Понятие «кадр» подразумевает длительность пребывания изображения на экране. Кадром принято также называют часть телевизионного произведения, снятую в определенный временной отрезок непрерывной работы видеокамеры.

План - это масштаб изображения, одна из основных характеристик кадра. Часто планы делят на шесть видов: дальний план (это непосредственно объект и окружающая его обстановка); общий (съемка объекта в полную величину); средний план (когда съемка, например, человека происходит до колен); поясной план (съемка человека по пояс); крупный план (только голова человека); макроплан (акцентированная съемка детали, например, рта или глаз).

Основными методами съемки телепередачи являются: несинхронная съемка (обычная съемка без звука); синхронная съемка (съёмка телепрограммы, при которой одновременно осуществляется запись звука), съемка под фонограмму. Основная проблема съемки под фонограмму - это обеспечение точной синхронности.

Ранее в данной работе мы выяснили, что съемка телепрограмм делится на студийную и внестудийную. Рассмотрим непосредственно теперь некоторые важные моменты звукового сопровождения таких видов съемки.

В студийной съемке телепрограммы важнейшее место занимает условие расстановки микрофона. Для работы этого оборудования предпочитается помещение с мебелью. Сам микрофон ставится ближе к говорящему, чтобы избежать ненужных посторонних шумов. Также необходимо учитывать расстояние между микрофоном и говорящим. Перед началом съемки телепрограммы вся аппаратура тщательно проверяется съемочной группой, чтобы максимально исключить возможность технических накладок при съемке. Запрещается устанавливать микрофон в центре изогнутых поверхностей, а также вблизи куполообразных конструкций. Стоит избегать поглощающие и отражающие поверхности. Нельзя перебивать говорящего, просьба говорить погромче, должна быть только в паузах. Нужно, чтобы говорящий не издавал посторонних звуков, которые могут быть зафиксированы при съеме звука. Если у говорящего наблюдается дефект речи, то микрофон ставят под углом, чтобы изменить частотный диапазон принимаемого звука. Стоит также отметить, что для двоих человек достаточно и одного микрофона.

Если съемка телепрограммы происходит на съемочной площадке, то место, предназначенное для этого должным образом оборудуется. На съемочной площадке устанавливаются декорации, макеты, освещение, оборудование для перемещения камеры, устанавливаются съёмочные точки. Устанавливается звуковоспроизводящее оборудование и звукозаписывающие устройства. Если сценарий предусматривает, то возможна установка пиротехнических, шумовых эффектов. Материальная база для съемки телепрограмм - павильон, камеры, микрофоны, осветительные приборы. Здесь есть все необходимое для того, чтобы на экранах телевизоров возникло изображение и зазвучало слово. Стоит только направить объектив камеры на человека, сидящего за столом, как следует осветить его, включить микрофон - и телевизионная, передача началась. Изображение, то есть свет, отраженный от лица человека, преобразуется в электрические импульсы, которые, пройдя через передатчик в эфир, будут в свою очередь преобразованы телевизором и снова станут изображением человека - на телевизионном экране.

Количество камер соответствует количеству мониторов в аппаратной. Мониторы пронумерованы: те же цифры написаны и на камерах. На один из мониторов изображение поступает не с камеры, а с видеомагнитофона. Наконец, есть еще эфирный (или выходной) монитор. На нем можно увидеть то изображение, которое отобрано режиссером на пульте и в данный момент посылается в эфир (или на видеомагнитофон, если программа записывается на пленку). Параллельно данному процессу происходит запись звука. Все зависит от набора микрофонов: расположены ли они непосредственно на камерах, или специально расставлены на съемочной площадке.

Звук, который записывается во время студийной и внестудийной записи, передается на видеомагнитофон камеры через соответствующий вход звукового сигнала. Также в студийных условиях подготовки и съемки телепрограммы запись звука может производится поканально, то есть каждый микрофон записывается отдельно, а не общим звуковым потоком, с использованием звукового оборудования, звуковых карт, микшерных пультов и специальных звукозаписывающих программ редакторов, непосредственно установленных на компьютер. Существуют также варианты использования специальных портативных звукозаписывающих студий.

В то случае, если съёмки телепрограммы проходят во внестудийных условиях, осуществляется по необходимости огораживание площадки, использование специального нестудийного съемочного оборудования.

Когда сотрудники находятся за пределами студии во время программы, им необходима поддерживать друг с другом техническую связь. В это время ведущий получает информацию через наушники, а отвечает в микрофон. Оба звуковых сигнала обрабатываются отдельно и не пересекаются.

Если назначена передача в прямом эфире, то, как правило, на съёмочной площадке проводятся репетиции. Звукооператор осматривает площадку и интерьер, выбирает оптимальные места расположения микрофонов и громкоговорителей, проводит звуковые пробы качества звукового сигнала. Оператор строит композицию кадра и уточняет освещение при съёмке, строит схему перемещения камеры и схемы изменения фокусного расстояния и фокусировки объектива.

В принципе, непосредственная работа с видеотехникой не является профессиональной обязанностью ведущего, это работа оператора. Однако, как и в любой профессии, минимум знаний по смежной профессии (тем более, учитывая необходимость постоянного контакта ведущего и оператора, режиссера, комплексный характер их работы) необходим. Кроме того, ведущий, как правило, является руководителем съемочной, а иногда и монтажной группы и некоторое представление о технике, на которой производится продукт совместного труда, является необходимым и в этом контексте.

Монтаж телепрограммы - это финальный процесс обработки или реструктурирования изначального отснятого материала, в результате чего получается иной целевой материал. Монтаж способен придать программе нужный ритм и атмосферу, помогает изменить акценты отснятого материала. Перед монтажом обязательным является составление и написание монтажного плана. В плане четко прописываются сцены, которые войдут и те, которые точно не войдут в эфир, и в последствии будут убраны. Монтажный план помогает при монтаже, в нем посекундно расписаны все сцены, которые должны буду присутствовать в конечном результате, а какие необходимо будет убрать из финальной версии. Также в монтажном план расписано, где нужно вставить звуковое оформление, звуковые эффекты. Иными словами, монтажный план представляет из себя инструкцию по применению телепередачи. Очень важно, чтобы он был подробным и точно описывал все действия, которые нужно будет сделать при монтаже программы. Так как независимо от сценария, при съемках передачи, бывают такие моменты, которые по различным соображениям не должны будут войти в эфир. А иногда наоборот, не хватает титров или же музыкального оформления. И тогда на монтаже добавляются необходимые элементы телепрограммы.

Монтаж - это искусство. В экранном сообщении необходимо гармоничное сочетание всех элементов: изображения, музыки и, конечно, слова. Монтаж может осуществляться в двух видах: линейный и нелинейный. Линейный монтаж осуществляется прямой перезаписью с видеокамеры на видеомагнитофон в реальном времени, стыкуя видеофрагменты последовательно друг за другом. При линейном монтаже обрезается брак, а вначале и конце записи добавляются ранее заготовленные шаблоны. Использование дополнительных музыкальных фрагментов, фото и анимации при таком монтаже ограничено. Линейный монтаж производится на двух видеомагнитофонах в монтажной аппаратной после видеозаписи на ленточный носитель. С магнитной ленты с исходными материалами на первом магнитофоне выбираются фрагменты, которые переписываются на «мастер-кассету» второго магнитофона («сгон»). Это происходит либо в режиме «продолжение» (assemble), последовательно, либо в режиме «вставка» (insert), когда один фрагмент вставляется внутрь другого. При линейном монтаже количество циклов перезаписи на аналоговых видеомагнитофонах не должно превышать 3-4 раз. Эфирные копии применяются для передачи программы в эфир. Технические копии используются для вспомогательных нужд.

Достоинства линейного монтажа в том, что сегодня в практике запись в основном производится на ленточные носители, и при огромном количестве «исходников» линейный монтаж осуществляется намного быстрее, так как не надо затрачивать время на так называемую оцифровку. преобразование аналоговой информации в цифровой вид. Надежность аппаратуры и годами проверенная технология. При покадровой отработке монтажного листа легче уложиться в хронометраж передачи, убрав или вставив нужный фрагмент. Недостатки же в том, что «мастер» по техническим характеристикам всегда хуже «исходника» из-за наложения структурных (на ленте) и контактных (трение о магнитную головку) шумов. Если для создания какого-либо эффекта требуется несколько перезаписей, качество «мастера» снижается в геометрической прогрессии. Аппаратура для монтажа очень дорогая и громоздкая. Даже незначительная ошибка монтажера при записи «мастера» повлечет перезапись всей информации. Большие временные затраты на поиск начала монтируемого фрагмента, перемотку и репетицию, для уточнения монтажных точек.

При линейном монтаже имеется своя определенная специфика и работы со звуком. Также как и с видеорядом, при увеличении количества перезаписи, ухудшается не только качество изображения, но и звука. Основными источниками помех являются запись на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также большое количество соединений, контактов, устройств, через которые проходит аудио и видеосигнал. Также проблематично обрабатывать аудиосигнал отснятого материала, здесь очень сильно ограничен набор действий, которые можно применит к аудиосигналу. При наличии единственного источника видеосигнала и единственного записывающего устройства сделать программу за один проход очень сложно, даже используя вспомогательную аппаратуру для отдельного монтажа аудио ряда. Трудности, в первую очередь, вызывает получение непрерывного звукового сопровождения. Применение видеомагнитофона с функцией наложения звука решает проблему лишь частично, так как при этом не достигается качества Hi-Fi, ведь запись ведется на продольные дорожки магнитофона. Если в ходе линейного монтажа сделана ошибка или требуется какая-либо корректировка, то материал приходится стирать и записывать заново, что, опять же, сказывается на качестве мастер-продукта. Также существует вероятность разсинхронизирования аудио и видео ряда, что требует высокой квалификации у режиссера монтажа. Хотя нельзя не согласиться, что линейный монтаж дает самый быстрый конечный результат.

Нелинейный монтаж осуществляется с цифровым видеоматериалом на дисковых устройствах, при этом не происходит процесс перезаписи, а изменяется последовательность адресов фрагментов передачи. Если исходный отснятый видео и звуковой материал записывался на камеру с жестким диском, к нелинейному монтажу можно приступать непосредственно сразу по окончании съемки. В случае если использовались видеокамеры с ленточными носителями оцифровка занимает значительное время (реальное время записи). При цифровой технологии число циклов перезаписей не должно превышать 20 раз. Средний объем памяти для записи одночасовой передачи эфирного качества составляет 18 Гбайт. Нелинейный монтаж, не смотря на современность технологий, также имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства в отсутствие контактных и структурных шумов во время «сгона» видеоряда, так как операция перезаписи отсутствует. Присутствует прямой доступ к любому месту видеосюжета, так как ввиду отсутствия ленты ее не надо перематывать. Не высокая стоимость аппаратуры. Относительная легкость выполнения операции из-за возможности визуального контроля частотного спектра на мониторе. Возможность многоразового возврата к монтажу. Недостатки заключаются в следующем: большое время оцифровки видеосигнала в случае применения ленточных носителей. Временные затраты на обратное преобразования сигнала в аналоговый вид, так как в настоящее время основное телевещание происходит в аналоговом виде, хотя крупные медиахолдинги уже стараются выходить на цифровое вещание. Трудность работы с большим количеством «исходников» из-за возможной ограниченности дискового пространства видеосервера. В случае необходимости восстановления исходной информации частотный спектр сокращается, так как цифровой сигнал, как правило, подвергается компрессии.

Нелинейный монтаж дает наиболее широкие возможности по работе со звуком, чем линейный монтаж. При нелинейном монтаже возможно отделить аудиодорожку от видеоряда, и самостоятельно производить обработку, добавить эффекты, а также прочие необходимые по замыслу телепрограммы действия. Можно четко отслеживать качество записанного материала, убирать дефекты, шумы, треск или щечки, которые могли появиться во время записи. Части аудиодорожки можно делить на части, и располагать в разной последовательности, Можно использовать неограниченной количество обработок, компрессоров, эквалайзеров, ревербератов и других эффектов. Также более точно находить конечную границу монтажного плана, монтировать изображение, согласовывая его со звуковым рядом (с осциллограммой звуковой дорожки), что значительно уменьшает количество возможных ошибок при монтаже.

Таким образом, монтаж - это переработка отснятого материала. С помощью монтажа создается целостная телепрограмма. Это обширная работа, в результате которой получается готовый материал. С помощью монтажа достигается нужная атмосфера телепрограммы, включается музыкальное оформление, цветовое решения и многое другое. Так как на нынешнем этапе компьютер не является новшеством. Существует множество программ специально для этих целей.

Монтаж - это широкое и многогранное понятие, так как сведение звукового материал, его обработка также является монтажом, и что бы на выходе получить качественный материал, который можно применить в эфире, требуется много познаний в области звука, технологий звукозаписи и личных качеств монтажера. Работа со звуком не ограничивается узким этапам выбора и установки микрофонов и записи. Звукорежиссер и участники звуковой группы также должны знать все процессы создания телепрограммы, работы не только со звуковым но и видео оборудованием. Знать основы монтажа, уметь быстро ориентироваться в различных ситуациях. Ведь при подготовке «мастер-кассеты», диска, финального продукта, сотрудник, отвечающий за звуковое сопровождение принимает непосредственное и важное участие в создании телепрограммы.

микрофон звуковой телепрограмма

2.2 Запись и обработка звука

Звук, который записывает во время студийной записи микрофон, передается на видеомагнитофон камеры через соответствующий вход звукового сигнала (или на микшерный пульт и рекордер). На профессиональной видеокамере таких входов два, каждый соответствует отдельной дорожке или каналу звукозаписи. Эти каналы обозначаются как «канал 1» и «канал 2», или «левый» и «правый».

Типы дорожек звукозаписи отличаются в зависимости от носителя на который пишется информация (аналоговый или цифровой), и с которым в последствии происходит работа. Звук может записываться на линейные или продольные звуковые дорожки с помощью одной или нескольких стационарных аудиоголовок. У большинства малоформатных систем имеется две продольные звуковые дорожки. Разницы между первым и вторым аудиоканалом нет, просто дорожки занимают разные участки ленты. В остальном, запись на любой из этих каналов не отличается по количественным, ни по качественным характеристикам друг от друга.

Системы, записывающие звук в режиме «hi-fi», пишут на пленке звук вместе с видео на наклонных магнитных строчках. В системах такого типа вращающиеся головки видеозаписи могут служить также и для звукозаписи, либо же для звукозаписи используется отдельная вращающаяся аудиоголовка. Качество звукозаписи значительно возрастает по сравнению с записью на продольные дорожки, так как скорость пленки относительно вращающейся головки выше, чем относительно стационарной. Кроме того, некоторые малоформатные системы (в частности, 8 мм/Hi-8) способны записывать звук в режиме высокой точности, пользуясь цифровым кодированием в процессе, известном как импульсно-кодовая модуляция.

Если предстоит запись «стэндап» или голос за кадром, часто рекомендуется начать запись с отсчета. Отсчет полезен и для ведущего и для монтажера. Это позволит не застать врасплох звукооператора, который уже установил уровень записи. Отсчет нужен и для монтажера, так как он служит временным ориентиром и отметкой начала текста и звукового потока. В придачу, если ведущий все-таки начнет говорить громко или близко к микрофону, чем было настроено ранее, и запись этого участка придется корректировать при монтаже, монтажер будет точно знать, где найти это место на пленке. Тогда монтажер сможет слегка понизить уровень перегруженных моментов, а затем поднять его до нужного уровня в остальной части фонограммы.

Во многих телекомпаниях существует правило: любая звукозапись во внестудийных условиях обязательно должна содержать пробную запись перед началом съемки и проверку качества фонограммы в процессе съемки. Проверка качества записи, как аудио так и видео, является обязанностью звукооператора при первой же возможности по окончании съемок или отдельного этапа, эпизода съемок.

Чуть подробнее остановимся на применении для записи звуковых редакторов и портативных многоканальных звукозаписывающих студиях.

Портативная звукозаписывающая студия - это специальное устройство для многоканальной записи звука. Используется для записи телепередач как в студни так и вне ее. Также портативные студии часто используется музыкантами для работы над демозаписями и для записи репетиций. Портативная звукозаписывающая студия обычно имеет вид микшерной консоли с числом каналов от 4 до 12. Она может быть как аналоговой так и цифровой.

Аналоговые портативные звукозаписывающие студии, как правило, используют в качестве носителя информации обычную компакт-кассету. Цифровые портативные звукозаписывающие студии могут использовать в качестве носителя встроенный жёсткий диск, Flash-накопители, и другие цифровые носители информации. На таких системах можно производить огромное количество операций, осуществляемых в обычной студии звукозаписи - многодорожечную запись, монтаж, микширование, а на некоторых аппаратах - и обработку эффектами.

Консоль цифровой портативной звукозаписывающей студии имеет аналоговые входы, количество которых соответствует числу аналого-цифровых преобразователей. Преобразование звука осуществляется с разрядностью 16 и 24 бита, и частотами дискретизации 44100/48000/96000 кГц. Чем выше частота дискретизации тем лучше качество записи, однако выходной материал в большинстве случаем создается с разрядностью 16 бит и частотой 44100 кГц. В зависимости от наличия встроенных предусилителей входы могут разделяться на микрофонные - балансные с разъемом XLR, возможно с фантомным питанием +48 вольт для подключения конденсаторных микрофонов; инструментальные; линейные; аналоговые стереовыходы мастерсекции; канальные и выходные фэйдеры - для управления уровнями звука.

Органами управления записью и воспроизведением, монтажом являются: дисплей, отображающий необходимые параметры записи и редактирования; блок цифровой обработки звука: компрессор, эквалайзер, реверберация; дополнительно могут присутствовать цифровые входы/выходы; различные интерфейсы управления (MIDI, RS-422 или RS-232 и др.).

Далее на данной портативной звукозаписывающей студии после записи звука есть возможность провести сведение и простой монтаж записанного материала и подготовить его для выхода в эфир. Его компактность дает большое поле применения в тех случаях, когда отснятый материал необходимо быстро отправлять в эфир, но нет времени на полный монтаж видео и звукового материала (прямое включение, срочный выпуск новостей с места событий и т.д.). Часто его применяют при внестудийных съемках, но это не обязательно. Также он применяется в студийных условиях, хотя большее распространение имеют звуковые редакторы. Они бывают многодорожечные, созданные для записи большого количества источников звука, а также их последующей обработки, и однодорожечные. В зависимости от целей и задач звукорежиссер использует различные программы.

Звуковой редактор - это программа для редактирования звуковой информации в цифровом представлении. Звуковой редактор является основным программным компонентом цифровой звуковой рабочей станции.

Звуковой редактор используются для записи звука, подготовки фонограмм для радио, теле и интернет-вещания, озвучивания фильмов и компьютерных игр, реставрации старых фонограмм (предварительно оцифрованных), акустического анализа речи. Звуковые редакторы профессионально используются звукорежиссерами.

Функции редакторов в зависимости от их предназначения могут различаться. Самые простые из звуковых редакторов, зачастую имеют свободное распространение, имеют ограниченные возможности по редактированию звука. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых.

Звуковые данные представляются графически в виде волн, называемой сигналограммой. Окно программы с графическим изображением такой сигналограммы называется треком или звуковой дорожкой. Обычно звуковые редакторы позволяют изменять масштаб отображения дорожки, с возможностью менять как временное разрешение, так и разрешение амплитуды звука. Также возможно представление звуковой дорожки в виде спектрограммы.

Первые звуковые редакторы поддерживали запись, редактирование и воспроизведение только одной стереодорожки, то есть содержали две монодорожки с сигналами левого и правого каналов звуковой фонограммы. Но развитие мощностей персонального компьютера позволило производить одновременную запись сразу с нескольких входов многоканальной звуковой платы. Такие редакторы называются многодорожечными. При последующем воспроизведении в таком редакторе возможно производить сведение нескольких звуковых дорожек в одну моно или стереодорожку, или создавать многоканальную фонограмму, например, с целью подготовки сопровождения к телепрограмме или к кинофильму с объёмным звуком.

В основном в звуковом редакторе запись ведется без сжатия аудиоданных, для сохранения максимального качества звука. Однако, существуют программы, позволяющие производить запись со сжатием «на лету», для экономии места носителя или устранения лишних операций.

Основное предназначение звукового редактора - это преобразование аудиосигнала. Как правило, функции редактора возможно расширить, благодаря использованию специальных подключаемых модулей - плагинов. Они могут содержать один или несколько эффектов и превосходить по качеству обработки или количеству настраиваемых параметров встроенные инструменты обработки.

В настоящее время существует огромное количество звуковых редакторов для большинства популярных операционных систем. Часть редакторов звука универсальны, другие обладают ограниченной функциональностью и предназначены для решения только узкоспециализированных задач. Некоторые мультимедийные программы, сочетают в себе функции редактора звука, редактора видеоряда и записи результата на диск и т. п.

Среди звуковых редакторов встречаются как платные программы, так и свободные, а также программы с открытым исходным кодом. Первые в большинстве своём требуют для использования приобретения платной лицензии (особенно профессиональные решения), другие распространяются бесплатно и без каких-либо ограничений. Наиболее известные аудиоредакторы Adobe Audition, Sound Forge, WaveLab, Audacity и др. Также существуют редакторы совмещающие работу одновременно с аудио и видео материалом.

Один из самых популярных - Adobe Premiere Pro. Эта программа предоставляет наиболее широкие возможности для редактирования видео и также аудио дорожек, а также огромное количество вариантов конвертации.

Существует довольно популярная программа Pinnacle Studio. В своей базовой версии она даже превосходит Adobe Premiere Pro, который выигрывает у Pinnacle Studio лишь за счет дополнительных опций.

Есть, не так широко применяемая, но вполне удачная программа видеомонтажа - Sony Vegas. Отличается простотой, характерной для Pinnacle Studio, хотя интуитивно в ней прослеживаются черты Adobe Premiere Pro. Программа Sony Vegas не получила столь широкого распространения лишь в силу нескольких причин: пассивной маркетинговой политики разработчика и сырого функционального набора. Cut Studio - пакет программ для профессиональной работы (монтажа) в студии с видео и звуком в среде операционной системы Mac OS X от Apple. Данная программа широко распространена в профессиональной телевизионной среде.

Вот главные и наиболее востребованные программы для работы с видео и аудио, однако, это не исчерпывающий список. Так как это процесс индивидуальный, то каждый находит для себя наиболее качественный и удобный редактор. Ведь самое главное это конечный профессиональный и качественный материал, ведь зрителю абсолютно не важно, какой микрофон используется, как все это монтируется и обрабатывается. Зрителю необходим итоговый качественный продукт.

Заключение

Для анализа выбранной мной темы курсовой работы понадобились знания в сфере телевизионной журналистики, технических характеристик микрофонов и звукозаписывающего оборудования, рабочих станций звукового монтажа, которые были получены из учебников и Интернет-ресурсов.

Стоит еще раз подчеркнуть, что тема «Запись звука и использование микрофонов при подготовке телепрограмм» является актуальной. Роль звука в телепрограмме очень велика. Так как эти знания могут пригодиться не только профессиональным журналистам, но и любому человеку, который хочет связать свою профессию с работой со звуком, или просто создать видеопродукт своими руками. С развитием технологий компьютер стал доступен практически каждому. Вслед за этим стало появляться множество программ, которые помогают монтировать видео дома. Фактически в настоящее время каждый может создавать телепрограммы и свободно распространять результат своего труда на различных информационных площадках.

Что касается производства телепередач, то мы выяснили, что запись и обработка звука является важнейшим этапом при подготовке телепрограммы и производится целой командой профессионалов. Было выяснено, что существует множество разнообразных микрофонов, каждый их которых предназначен для определенного типа звукозаписи, особенностей съема звука в различных условиях, концепции создаваемой телепрограммы.

Работа звукорежиссеров и их бригад в процессе подготовки готового материала для эфира начинается с выбора микрофонов и установки их в нужное место. При этом звукорежиссер должен соблюсти баланс, чтобы не только качественно записать звук, но и выполнить команду режиссера, который желает, чтобы микрофоны не попадали в кадр или были максимально скрыты от глаз телезрителей. Непосредственно перед началом съемок звукорежиссер обязан проверить всю звукозаписывающую аппаратуру на предмет исправности и работоспособности, сделать пробы записи. Далее съемочная команда в течение всего процесса записи телепередачи должна внимательно и при полном взаимодействии производить последовательную запись звука, включать и включать микрофоны, следить за тем, чтобы не создавалось помех и посторонних шумов. Это очень большая ответственность, ошибки звукорежиссера могут оказаться непоправимыми, и тогда программа будет испорчена.

Для того, чтобы телепередача вышла в эфир, в большинстве случаев ей необходимо пройти через монтаж, где режиссер монтажа из отснятых исходников сделает цельный готовый выпуск. И чем качественнее окажутся исходные материалы, тем легче и быстрее окажется монтаж программы.

Из всего выше описанного можно смело сделать вывод, что роль звукорежиссера при подготовке телепрограммы очень велика, а запись звука является одним из самых важных и трудоемких этапов. Все это налагает на звукорежиссера большую ответственность, и находит выражение в тех задачах, которые ему придется решить. Эти задачи включают в себя подбор и специальную организацию звукового материала, соответствующую характеру кадра, сцены и общей идее телепрограммы, а также обработку этого материала путем оперативного воздействия на отдельные элементы записанного аудиосигнала, так, чтобы получить максимальную естественность звучания, связанную с полным использованием технических возможностей и с доведением до слушателя замысла подготовленной телепрограммы.

Список использованной литературы

1. Акустические основы звукорежиссуры. Автор: Б. Меерзон. Издательство: Государственный институт телевидения и радиовещания. Год выпуска: 2000-2002.

. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты Год выпуска: 2005 Автор: Загуменнов А.П.

. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство Год выпуска: 2004 Автор: Севашко А.В.

. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. - Бишкек.: КРСУ, 2001.

. Людиновсков С.В. Музыкальный видеоклип своими руками. - М., 2001.

. Маркота В.В. Видеотехника и видеотелетехнология: Учеб. пособ. Ч. 2. - М.: МГУКИ, 2001.

. Розинкина Т.Ю. Синхронная киносъёмка фотокинотехника: Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

. Руководство пользователя. Pinnacle Studio. Версия 12. Pinnacle Systems, Inc. 280 North Bernardo Avenue Mountain View, CA 94943. Напечатано в США.

. Сарычев В.В. Программируемая цифровая запись речи. Таганрог, 2005. Деп.ВИНИТИ 2005.

. Синецкий Д. Видеокамеры и видеосъемка. Практическое руководство Второе издание. - М.: Международное агентство «A.D.&T», 1998.

Похожие работы на - Запись звука и использование микрофонов при подготовке телепрограмм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!