Учет движения денег на предприятии

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет движения денег на предприятии

Введение

В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности, ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству. Я проходила практику в агентстве недвижимости, которое принадлежит мне - индивидуальному предпринимателю Акимкиной Виктории Юрьевне.

Моей целью являлось углубить знания по бухгалтерскому учету, в части ведения кассовых операций, а также закрепить теоретические знания и получить необходимые практические навыки и умения в области организации бухгалтерского учета.

В процессе прохождения учебной практики были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с организацией учета кассовых операций предприятия, его структурой, технологией, основными функциями бухгалтерского подразделения, составить краткую экономико-организационную характеристику предприятия.

2. Изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот.

3. Ознакомиться с формами первичных учетных документов, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности.

4. Участвовать в работе бухгалтерии непосредственно в структурных подразделениях - учета денежных средств, расчетных операций. При изучении различных сторон деятельности предприятия научиться использовать материалы всех отделов и служб предприятия.

По результатам работы предприятия составить краткое аналитическое заключение, характеризующее бухгалтерский учет кассовых операций в организации.

1. Общая характеристика предприятия

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

экономический кассовый деньги учет

Агентство недвижимости ИП Акимкина В.Ю. действует на основании свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Место нахождения агентства недвижимости: Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 93.

Агентство недвижимости было зарегистрировано 09 апреля 2012 года.

Агентство недвижимости было создано с целью более полного удовлетворения потребностей граждан в услугах по покупке, продаже, аренде недвижимого имущества. В данный момент основным занятием предприятия является покупка, продажа недвижимого имущества, а так же с целью получения прибыли. На предприятии действует упрощенная система налогообложения.

Предприятие имеет следующую структуру:

руководитель агентства - Акимкина Виктория Юрьевна;

бухгалтер - Ващук Татьяна Валентиновна;

кассир - Ващук Татьяна Валентиновна.

1.2 Бухгалтерский учет на предприятии

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности агентства осуществляется бухгалтером.

Ответственными лицами за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:

индивидуальный предприниматель;

бухгалтер.

Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах.

Бухгалтерский учет обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем или лицами, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному руководителем по согласованию с бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и бухгалтером предприятия или уполномоченными ими на то лицами.

Не принимаются к исполнению денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи бухгалтера или уполномоченного им на то лица.

Содержание хозяйственной операции, указанной в первичном документе, должно соответствовать ее наименованию в расчетных документах. Обращается особое внимание на правильное наименование услуг, работ и товаров. При оплате услуг, работ и товаров, в стоимость которых включен налог на добавленную стоимость, в расчетных документах обязательно указывать сумму налога в абсолютном выражении.

Исправления в первичные документы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются.

Контроль за правильным оформлением первичных документов, соблюдением правил документооборота и технологии обработки учетной информации организуется бухгалтером.

Ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несет бухгалтер.

2. Учет денежных средств

.1 Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов

Денежные средства агентства недвижимости находятся в кассе предприятия в виде наличных денег.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств, их сохранность и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств. Общий документооборот кассовых операций агентства приведен в приложении № 1.

Ведение кассовых операций в агентстве недвижимости возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. С кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности (приложение № 2). Кассир, непосредственно подчиняется директору и бухгалтеру. Дополнительные распоряжения может получать от директора.

Кассир должен:

уметь работать на кассовом аппарате;

знать правила заполнения документов бухгалтерской отчетности и кассовых операций;

знать правила приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств и ценных бумаг.

В своей деятельности кассир руководствуется:

нормативными документами, относящимися к выполняемой работе;

правилами трудового распорядка;

приказами и распоряжениями непосредственного руководителя и директора предприятия;

должностной инструкцией.

Цели кассира состоят в:

осуществление внутрифирменных расчётов;

ведение рублёвой кассы;

Кассир несет ответственность за:

сохранность денежных сумм и своевременное информирование генерального директора главного бухгалтера;

недостачи ежедневной выручки и общей кассы;

небрежное и халатное отношение к своим обязанностям;

ошибки при ведении кассовых операций;

несвоевременное и недоброкачественное выполнение порученных должностных обязанностей;

неправомерные действия с документами о деятельности предприятия.

В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленного лимита допускается в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий. Формула для расчета лимита:

Лимит остатка кассы = Объем наличной выручки, полученной в расчетном периоде: Количество рабочих дней в расчетном периоде х Период времени между сдачами денег в банк. В нашем предприятии лимит установлен согласно приказу (приложение № 3).

Для учета кассовых операций на предприятии применяются следующие типовые формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовая книга, Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Поступление и выдача денежных средств оформляются на предприятии приходными и расходными кассовыми ордерами. Например, выдача денежных средств под отчет оформлена расходным ордером (приложение № 4). Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает бухгалтер, а расходные - руководитель организации и бухгалтер. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанные руководителем организации и бухгалтером. При получении денег сотрудники расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир указывает «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег кассир ведет Книгу учета принятых и выданных кассиром денег.

По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию кассир должен: в платежной ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»; составить реестр депонированных сумм; в конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью; записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №__».

Депонированные суммы сдают в банк, и на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи.

В агентстве недвижимости кассовые документы регистрируются с применением средств вычислительной техники.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью. Количество листов в ней заверяется подписями руководителей организации и бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и бухгалтера.

Так как в агентстве учет автоматизирован, кассовая книга ведется автоматизированным способом.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на бухгалтера. Руководитель предприятия обязан оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира и у руководителя организации.

В сроки установленные руководителем предприятия, а также при смене кассира производится внезапная ревизия денежных средств, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.

.2 Отражение кассовых операций в учете

Для учета наличных денежных средств в кассе применяется активный счет № 50 «Касса».

При необходимости к счету «Касса» могут быть открыты субсчета: «Касса предприятия», «Операционная касса» - наличие и движение денежных средств в кассах. По дебету отражаются операции, связанные с поступлением денег, а по кредиту - с расходованием наличных денег.

Когда в разрешенных законом случаях предприятие производит операции в иностранной валюте, то должны быть открыты субсчета для обособленного учета денежных средств в валюте; эти средства и операции с ними учитываются в рублях и параллельно в валюте.

Пересчет стоимости денежных знаков в кассе в рубли должен производиться на дату совершения операции и дату составления

отчетности. Пересчет может также осуществляться по мере изменения курса валюты.

Для составления бухгалтерской отчетности пересчет валютных денежных средств в рубли производится по курсу последней по времени котировки в отчетном периоде.

Курсовые разницы подлежат записи в финансовые результаты деятельности предприятия. Они могут зачисляться по мере принятия к бухгалтерскому учету, либо единовременно в конце отчетного периода. Операции по поступлению наличных денег в кассу на счетах бухгалтерского учета отражаются так:

дебетуется счет 50 «Касса»

кредитуется счет-источник:

Расчетный счет

Расчеты с подотчетными лицами

Реализация товаров, услуг

Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами

Все операции по дебету счета «Касса» при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета учитываются ведомости № 1 на основе проверенных отчетов кассира за один или несколько дней с группировкой по корреспондирующим счетам.

Выдача наличных денег - кредит счета «Касса».

Все такие операции при журнально-ордерной форме учета отражаются в журнале-ордере № 1; записи также производятся на основании отчетов кассира с соответствующей группировкой.

По окончании месяца в журнале-ордере подсчитываются обороты и выводятся сальдо на начало следующего месяца. Сальдо сверяются с остатком кассовой книги и Главной книги.

Д 50 - К 51 - получены с расчетного счета деньги в кассу;

Д 50 - К 71 - внесен остаток аванса подотчетным лицом;

Д 50 - К 90/1 - отражена выручка от продажи товаров;

Д 60 - К 50 - погашена задолженность;

Д 71 - К 50 - выдано под отчет;

Д 70 - К 50 - выдана заработная плата работникам предприятия.

Операции, связанные с валютой, агентство не имеет.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Агентство недвижимости не является исключением.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитываются на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Д 51 - К 50 - поступили деньги на расчетный счет из кассы предприятия;

Д 51 - К 76 - поступили деньги на расчетный счет от дебиторов;

Д 51 - К 90/1 - поступила выручка на расчетный счет;

Д 50 - К 51 - сняты деньги с расчетного счета;

Д 70 - К 51 - перечислена заработная плата.

Документальное оформление получение и сдачи наличных денежных средств в банк отражено в приложениях № № 5, 6.

Документальное оформление получения денежной наличности на выплату заработной платы представлено расходным кассовым ордером по унифицированной форме № КО-2, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. (Приложение № 7). Выдача заработной платы осуществляется на основании платежной ведомости.

.3 Организация работы на контрольно-кассовой машине

При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки должны вести книгу кассира-операциониста, в которой фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста.

Статьей 7 Закона № 54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. При этом в полномочия налоговиков, согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, входит:

контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

3. Проверка кассовой работы

экономический кассовый деньги учет

В ходе проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматриваются:

. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. При этом рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка). В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.

. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк по данным проверяющего с записями в кассовой книге. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения.

. Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег.

. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются: договор, копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.

. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме, и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности.

. Целевое использование наличных денег, полученных в банке в соответствии с целями, указанными в чеках, а также при необходимости другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций.

Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех экземплярах. Справка подписывается руководителем, бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с решением о принятии мер по результатам проверки.

В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, неоприходования в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представления с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности.

По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с п. 9 указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных, платежей». На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших нарушения, налагаются административные штрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляются в Федеральный бюджет.

С отменой Положения Банка России от 5 января 1998 года № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» уходят в прошлое и проверки банками юридических лиц на предмет соблюдения Порядка ведения кассовых операций.

Заключение

При прохождении практики, по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», я ознакомилась с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями бухгалтерского подразделения, документами, составила краткую экономико-организационную характеристику предприятия.

У меня сформировались навыки профессиональных знаний и умений, самостоятельной работы в области кассовых операций предприятия.

Я приобрела практический опыт на основе изучения деятельности агентства недвижимости и оформила отчет, который включил в себя:

описания кассовых операций;

первичные документы.

По каждой теме рабочей программы мной описаны теоретические методики ведения кассовых операций, которые закреплены примерами.

В отчете перечислена первичная документация, используемая при учете кассовых операций, которая является приложением к данному отчету.

В данном отчете проанализированы сущность и основные принципы ведения кассовых операций предприятия, что может служить пособием для освоения данного материала, а также подготовкой к практической деятельности на предприятии.

Список используемой литературы

. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 9 мая 2005 г.)

. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30.06.2006)

. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ

. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке.

. Положение Центробанка РФ от 05.01.1998 г. № 14п «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

. Приказ Минфина России от 15.01.1997 № 2 «Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами».

. Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

. Положение ЦБР от 9 октября 2002 года № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации» (с изменениями от 1.06.2004)

. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40.

. Бородина В.В. «Все о кассовых операциях: практическое пособие». Книжный мир. 2005. - 142 с.

. Галицкий В.Ю. «Все о кассовых операциях». ГроссМедиа 2006 г. - 160 с.

. Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии.
Эффективное пособие по бухгалтерскому учёту. Москва, «КНОРУС»,
Новосибирск, «ЭКОР», 2001. - 797 с.
. Гуккаев В.Б. «Контрольно-кассовые машины и бланки строгой
отчётности». - М.: ЗАО «Издательский Дом «главбух». - 2002. - 208 с.
. «Документальное оформление кассовых операций». - М.: Бератор-Пресс, 2002. - 112 с.
. Журавлев В.Н. «Кассовые операции». Налог-инфо, 2007 г. - 116 с.

. «Кассовые операции и ККМ». Книга сервис, 2005 г. - 272 с.

. «Кассовые операции». М.: Статус-Кво, 2005 г. - 156 с.

. Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. - М.: Финансы и
статистика, 2000. - 720 с.
. Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии, 1998, № 2, 196 с.

. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.:Инфра-М. 2005. - 717 с.

. Мякота В., Рудяк Ю., Кузнецов В. «Кассовые операции». 2007 г. - 304 с.

. Нестеров В.И. «Учет и ведение кассовых операций». ДИС. 2005 г. - 160 с.

. Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов / Предисловие и составление А.С. Бакаева. - М.: Бухгалтерский учет, 2004 г. - 125 с.

. Новый реестр контрольно-кассовой техники / В.В. Васильева. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007 г. - 128 с.

. Соколов Ю.А. «Кассовые операции». 2-е изд., перераб. и доп. Альфа-Пресс, 2003 г. - 116 с.

Похожие работы на - Учет движения денег на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!