Учет расчетов с финансовыми органами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с финансовыми органами















КУРСОВАЯ РАБОТА

Учет расчетов с финансовыми органами

Введение

Финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований)

Государственный бюджет на всех его уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.

Во всех тонкостях налогового дела приходится разбираться бухгалтеру, который ведет учет расчетов с бюджетом в организации. Он должен знать, как меняются ставки налогов, объекты налогообложения, когда отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства РФ. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому можно сделать вывод, что обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основными задачами учета расчетов с бюджетом является правильный расчет налоговой базы, суммы налогов и своевременное их перечисление в бюджет. Результативное решение перечисленных задач обеспечивает полное и своевременное поступление налогов и сборов в бюджет. Не менее важной задачей является организация оперативного взаимодействия финансовой (бухгалтерской) службы организации с налоговыми органами, которые осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. Речь идет не только о своевременном представлении налоговых деклараций, но и о серьезном подходе к сверке показателей задолженности по отдельным налогам. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированых сумм по этим расчетам не допускается.

1.Общая характеристика расчетов с финансовыми органами, задачи их учета

Значение и задачи учета расчетов с бюджетом

Бюджет - это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджет исполняет следующие функции:

образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

контроль использования бюджетного фонда.

Бюджетные доходы включают в себя налоги (в т.ч. акцизы, таможенные сборы), доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия.

Надлежащим образом организованный аналитический учет расчетов с бюджетом позволяет решать и такую важную задачу как анализ финансового состояния предприятия, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия.

Также важной задачей учета расчетов с бюджетом является организация оперативного взаимодействия финансовой и бухгалтерской служб предприятия с налоговыми органами, которые и осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. В этих целях налоговая инспекция по месту нахождения предприятия открывает на каждое предприятие, организацию, индивидуального предпринимателя лицевой счет, в котором отражается вся информация по начисленным налогам и сборам на основе поданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам и сборам. Также в лицевом счете предприятия отражается информация по всем произведённым налогоплательщикам платежам и состоянию расчетов с бюджетом на каждую конкретную дату. Благодаря наличию в налоговом органе лицевого счета налогоплательщик может по своему письменному заявлению затребовать Справку о состоянии расчетов с бюджетом (Приложение 2). Такие справки довольно часто нужны предприятию для предоставления в соответствующие органы, например, для получения кредитов в банках, субсидий и грантов, по требованию органов исполнительной власти, для участия в аукционах, тендерах и т.д. [12]

Ежегодно налогоплательщик обязан произвести сверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам, для чего по письменному заявлению налогоплательщика налоговый орган составляет Акт сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, который при отсутствии разногласий подписывается представителями налогового органа и налогоплательщика. При наличии разногласий налогоплательщик предоставляет в налоговый орган оправдательные документы, доказывающие его правоту. При несогласии одной из сторон с указанным актом окончательное решение принимается в судебном порядке.

В соответствии с законодательством РФ налогообложение предприятий и организаций предполагает:

·определение размера объекта налогообложения;

·расчет суммы причитающегося с предприятия налога, на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (процентной);

·осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

·составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Многие показатели, используемые при формировании базы налогообложения, в том числе стоимостный объем реализации продукции (товаров, услуг), т.е. выручка, отражаются в системном бухгалтерском учете.

Все операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтерском учете. Порядок учета расчетов организаций регламентируется рядом законодательных и нормативных актов. Налоговый кодекс РФ - единственный законодательный акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых во все уровни государственного бюджета, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Отражение в финансовом учете регулируется:

·Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

·Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

·Планом счетом бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению;

·ПБУ 9/99 «Расходы организации»;

·ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

ПБУ 18/02 используют организации, применяющие общую систему налогообложения. Малые организации имеют право не применять ПБУ 18/02.

Начисление налогов и сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от источников возмещения налогов и сборов). Начисленные налоги и сборы могут:

·включаться в издержки производства и обращения себестоимость, например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, транспортный;

·относиться на счет по учету продаж, например, НДС, акцизы;

·относиться на счет прочих доходов и расходов, например, НДС по продажам основных средств и материалов, налог на имущество организаций;

·относиться на счет прибылей и убытков, например, налог на прибыль, единый налог при УСН, ЕНВД, налог на игорный бизнес;

·удерживаться из доходов физических лиц - НДФЛ.

·Расчеты по начислению налогов являются довольно трудоемкими. Основной признак для построения аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по видам налогов и сборов, могут также использоваться аналитические счета для учета срочной и просроченной задолженности, санкций за нарушение НК РФ. [3]

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной экономики (см. Приложение 1). НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Работник организации является налогоплательщиком, а на организации лежат обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению НДФЛ в бюджет. Налог широко распространен в мире. Он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически всё трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. НДФЛ платят как резиденты (с доходов, полученных от источников в России и за ее пределами), так и нерезиденты (с доходов, полученных от источников в России). Об этом говорится в ст. 208 и ст. 209 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ установлен перечень доходов граждан (не предпринимателей), с которых НДФЛ рассчитывается и платится самостоятельно:

·полученные от других граждан и организаций, которые не являются налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера (в том числе доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества);

·полученные от продажи имущества (квартиры, дачи, машины и т.п.);

·полученные от источников за пределами России, в том числе дивиденды (за исключением российских военнослужащих, проходящих службу за границей);

·налог с которых не был удержан налоговым агентом (например, работник прекратил трудовые отношения с работодателем, а последний доход был выдан в натуральной форме);

·в виде любых выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (казино, игровые автоматы и т.д.) - исходя из сумм таких выигрышей.

За невыполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ в налоговом и уголовном законодательстве установлена ответственность. [1]

Налог на прибыль предприятий и организаций является важным источником формирования федерального и регионального бюджетов. Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в отчетности информации по расчетам по налогу на прибыль установлены ПБУ 18/02. Это ПБУ применяется всеми плательщиками налога на прибыль, за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налогооблагаемой прибыли организаций на основе данных бухгалтерского учета.

Путем определения разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) становится возможным выявление различия налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, и налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. После установления этого различия можно осуществить корректировку величины налога на прибыль, исчисленной от бухгалтерской прибыли, до величины налога на прибыль, которую организация должна уплатить.

Данным ПБУ в учетной практике используется девять показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль и, соответственно, подлежащий уплате налог:

·постоянные разницы, приводящие к образованию постоянного налогового актива или постоянного налогового обязательства;

·временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства;

·условный доход (расход), представляющий собой налог на бухгалтерскую прибыль (убыток);

·текущий налог на прибыль, получаемый алгебраическим сложением (+ или -) определенных перечисленных показателей.

Несомненно, ведение налогового и бухгалтерского учета налога на прибыль является сложным и при большом количестве фактов хозяйственной деятельности трудоемким. Автоматизация учета позволяет преодолеть многие трудности, но при этом возникают такие риски, как сбой в системе автоматической обработки данных, несанкционированный доступ, невозможность быстрой настройки алгоритмов обработки данных из-за изменения законодате6льства и появления новых расходов, изменения учетной политики для целей налогообложения др. [13]

Главное назначение налога на имущество с точки зрения экономики состоит в стимулировании организаций эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости основных фондов и их полной эксплуатации. Для бухгалтера определение налогооблагаемый базы в виде остаточной стоимости основных средств не вызывает затруднений и существенных затрат времени. Налоговая база рассчитывается в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Организации могут «сэкономить» по налогу на имущество, используя ускоренные методы начисления амортизации. Но этот шаг идут немногие, т.к. использование разных метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете ведет к временным разницам и увеличивает работу по ведению налогового учета по налогу на прибыль.

Введение транспортного налога явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Практически любая компания имеет в собственности транспортные средства и становится при этом плательщиком транспортного налога. Для целей налогового учета транспортный налог относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включается в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, для целей бухгалтерского учета включается в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. Налоговая база формируется вне системы налогового учета, расчет налога не является сложным.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов, а также способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки. Земельный налог платят собственники участков, а также те, у кого он находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сам расчет земельного налога несложен. Для этого нужно кадастровую стоимость участка, которая является налоговой базой, умножить на ставку налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком. В случае, когда земельный участок используется в уставной деятельности, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу, если не используется - относятся к прочим расходам.

Много субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, ЕСХН. Бухгалтерский учет расчетов не усложняется и основное время уделяется налоговому учету доходов и расходов, который ведется при УСН и ЕСХН. Несмотря на то, что эти налоговые режимы являются специальными, бухгалтер должен знать терминологию и порядок формирования расходов при уплате налога на прибыль. Эта необходимость связана с тем, что многие статьи глав 26.1 и 26.2 НК РФ имеют ссылку на статьи главы 25 НК РФ.

В идеале, одной системы учета должно быть достаточно для организации. Желательно, чтобы налоговые расчеты строились полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета. Но практика показала, что одна система учета не в силах удовлетворить потребности всех пользователей. Поэтому налоговый учет уже состоялся как самостоятельная система учета и все дискуссии о его необходимости - это сфера обмена мнениями. [9]

2. Экономическая сущность, порядок начисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Синтетический и аналитический учет налога

налог платеж добавленный прибыль

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначается счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На счете 68 открывается субсчет 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Счет 19 имеет субсчета:

.1 - «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;

.2 - «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

.3 - «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

По дебету счета 19 отражаются по соответствующим субсчетам суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам (товарам), основным средствам, нематериальным активам. Эти суммы налога на практике называются - «Входной НДС», это НДС, выделенный в документах поставщика товаров, работ, услуг. Суммы, принятые в дебет счета 19, корреспондируются с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учет «входного НДС» очень важен для предприятия, поскольку его суммы при расчете НДС, принимаются к вычету, и, тем самым, уменьшают сумму НДС к уплате в бюджет. Для учета «входного НДС» на предприятии ведется «Книга покупок» (Приложение 1), в которой фиксируются все покупки за отчетный период на основании надлежаще оформленных счет-фактур поставщиков товаров (работ, услуг). В Книге покупок по каждой принятой к учету покупке указывается счет-фактура, ее номер и дата, поставщик, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), сумма покупки, сумма покупки без НДС, сумма НДС по соответствующей ставке налога (18%, 10% или без налога). Помимо собственно самих покупок, в Книге покупок восстанавливаются авансы, полученные от покупателя, ранее НДС, по которым был принят к начислению, и в счет этих авансов в отчетном периоде была произведена отгрузка товаров (работ, услуг). Основанием для записи в Книгу покупок сумм по погашению авансов полученных является счет-фактура на аванс, полученный от покупателя при получении от него аванса. Также в книге покупок отражаются суммы по авансам выданным поставщикам и НДС по ним, основанием для записи в Книгу покупок является счет-фактура поставщика на аванс, полученный поставщиком.

В бухгалтерской программе «1С» записи в Книге покупок формируются автоматически при проведении первичных документов (приложение 4) по приобретению товаров и счет-фактур по авансам как полученным, так и выданным. Одновременно с формированием записей в Книге покупок формируются проводки по счетам бухгалтерского учета и суммы НДС по каждой счет-фактуре от поставщика относятся в дебет счета 68, субсчет 68.2 с кредита счета 19. Для учета НДС по авансам используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчета 76АВ - «НДС по авансам полученным» и 76.ВА - «НДС по авансам выданным». При отгрузке товара в счет аванса полученного сумма НДС по этому авансу с кредита счета 76АВ относится в дебет счета 68.2. Сумма НДС по авансу выданному поставщику отражается на дебете счета 68.2 в корреспонденции с кредитом счета 76ВА. При поступлении товаров от поставщика в счет аванса выданного сумма НДС по этому авансу отражается в дебете счета 76ВА с корреспонденцией по кредиту счета 68.2. Таким образом, итог графы «Сумма НДС» Книги покупок представляет собой сумму НДС к вычету за данный отчетный период и равен обороту по дебету счета 68.2 (без учета произведенных платежей НДС в бюджет). Книга покупок формируется в программе «1С» ежемесячно в последний день месяца по окончании операционного дня, то есть после оформления (проведения) всех приходных документов за данный месяц.

При продаже (отгрузке) товаров исчисленная сумма налога (18% от суммы продажи) отражается по дебету счета 90 «Продажи» субсчет 90.3 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту субсчета 68.2, то есть возникает кредиторская задолженность перед бюджетом.

В бухгалтерской программе «1С» при оформлении продажи отгрузочными документами (товарная накладная, счет-фактура) автоматически формируется вышеприведенная бухгалтерская проводка.

Для учета продаж на предприятии ведется Книга продаж (Приложение 5) в которой также автоматически формируются записи по каждой продаже, то есть указывается счет-фактура, ее номер и дата, наименование покупателя, его ИНН, сумма продажи всего, сумма продажи без НДС и сумма исчисленного НДС по соответствующей ставке (18%). Помимо собственно продаж, в Книге продаж отражаются авансы, полученные в отчетном периоде, с указанием НДС по этим авансам. Основанием для принятия к учету (начислению) НДС по авансам полученным, является счет-фактура на аванс, которая оформляется на предприятии и при проведении которой в программе «1С» автоматически формируется бухгалтерская проводка по кредиту счета 68.2 и дебету счета 76АВ «НДС по авансам полученным» на сумму НДС, то есть образуется кредиторская задолженность перед бюджетом. При оформлении документов на отгрузку товаров в счет полученных авансов формируется проводка по дебету счета 68.2 и кредиту счета 76АВ на сумму НДС по произведенной продаже. Эта операция находит свое отражение уже в Книге покупок, что рассмотрено выше.

Также в Книге продаж производятся записи по восстановлению сумм авансов выданных поставщикам, ранее принятых к вычету и отраженных в Книге покупок, при поступлении товаров в счет этих авансов. Эти записи производятся на основании счет-фактур на авансы выданные. При формировании данных записей Книги продаж автоматически производятся бухгалтерские проводки по кредиту счета 68.2 в дебет счета 76ВА, то есть суммы НДС восстанавливаются и подлежат перечислению в бюджет. Итог графы «Сумма НДС» Книги продаж равен кредитовому обороту по счету 68.2. [10]

На основании записей в Книгах покупок и продаж за каждый месяц, программа «1С» позволяет автоматически сформировать Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за отчетный период - квартал (Приложение 6). Эта Декларация состоит из нескольких разделов, и ежеквартально предоставляется налоговому органу в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ООО «Экспотур», являясь предприятием оптовой торговли, предоставляет в составе этой Декларации разделы 1 и 3. В разделе 1 указаны итоговые суммы НДС к перечислению в бюджет или суммы НДС, исчисленной к возмещению из бюджета. В разделе 3 представлены основания, по которым произведены начисления налога и вычеты по нему, с указанием соответствующих сумм.

Начисленные суммы НДС к уплате в бюджет и указанные в разделе 1 Декларации перечисляются в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Произведенный платеж оформляется бухгалтерской проводкой с кредита счета 51 «Расчетный счет» в дебет счета 68.2, которая в программе «1С» автоматически формируется при заполнении документа «Выписка банка».

Если сумма предоставленных к вычету сумм НДС превышает суммы начисленного налога, то сумма этого превышения подлежит к возмещению из бюджета. В этом случае налогоплательщик обязан в письменной форме направить в налоговый орган заявление о возмещении из бюджета этой суммы НДС. Налоговый орган проводит камеральную проверку первичных документов налогоплательщика, которые являются основанием для запроса о возмещении сумм НДС из бюджета. При положительном результате камеральной проверки производится перечислении сумм возмещения на расчетный счет налогоплательщика, в трехмесячный срок со дня принятия решения о возмещении НДС из бюджета. Поступление возмещения на расчетный счет оформляется бухгалтерской проводкой по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». [4]

Синтетический и аналитический учет налогов

Синтетический учет - это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация - заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости: от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов: 68 «Расчеты по налогам и сборам» - при производственном использовании; учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) - при использовании на непроизводственные нужды; 91 «Прочие доходы и расходы» - при продаже этого имущества.

Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а по основным средствам и нематериальным активам - учитывают вместе с затрата-ми по их приобретению.

При продаже продукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при продаже «по отгрузке»), или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при продаже «по оплате»). При использовании счета 76 сумма НДС как задолженность перед бюджетом будет начислена после оплаты продукции покупателем (дебет счета 76, кредит счета 68). Погашение задолженности перед бюджетом по НДС отражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учета денежных средств.

При начислении налога на прибыль дебетуют счет 99 «Прибыли и убытки» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Причитающиеся налоговые санкции оформляют такой же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетного счета или других подобных счетов в дебет счета 68.

Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на доходы физических лиц ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».

Начисление налога на доходы физических лиц отражают с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

Дт сч. 70 - Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» - удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам экономического субъекта;

Дт сч. 75-2 - Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» - удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не являются работниками экономического субъекта;

Дт сч. 76 - Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» - удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам.

Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на имущество организации ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Начисленная сумма налога отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства на основе ставок, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Платежи по транспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог».

Аналитический учет - это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» имеет субсчета:

-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования).

-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.

-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» - учитываются уплаченные (при-, читающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - аналитический учет ведется по видам налогов.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению могут быть открыты субсчета:

Субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

Субсчет 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

Субсчет 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации. [6]

3. Экономическая сущность, порядок начисления и уплаты налога на прибыль, синтетический и аналитический учет

Учет расчетов по налогу на прибыль организуется на предприятии в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.

Порядок учета расчетов по налогу на прибыль определяется Правилами Бухгалтерского Учета (ПБУ) 18/02. Данным ПБУ в учетной практике используется девять показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль и, соответственно, подлежащий уплате налог:

· постоянные разницы;

· временные разницы;

· постоянные налоговые обязательства;

· отложенный налог на прибыль;

· отложенные налоговые активы;

· отложенные налоговые обязательства;

· условный доход;

· условный расход;

· текущий налог на прибыль.

Постоянные разницы - это доходы и расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не принимаются во внимание в налоговом учете, то есть не участвуют в формировании налоговой базы. К постоянным разницам относят:

· суммы превышения фактических расходов, отражаемых в бухгалтерском учете, над расходами по нормам, принимаемым для целей налогообложения (по суточным за время нахождения работника в командировке, представительским расходам, по некоторым видам добровольного страхования, процентам по займам и кредитам);

· расходы по безвозмездной передаче имущества;

· убыток, перенесенный на будущее, но который по истечении времени не может быть принят для целей налогообложения;

· некоторые другие виды постоянных разниц, появление которых зависит от специфики предприятия.

По безвозмездно принятому имуществу величина постоянных разниц определяется суммированием стоимости переданного имущества с расходами, связанными с этой передачей.

При определении постоянной разница по убытку, перенесенному на будущее, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 283 НК РФ организации могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму ранее полученного убытка в течение 10 лет, в размере до 30% налоговой базы ежегодно. По истечении 10 лет оставшийся убыток учитывается в качестве постоянной разницы.

Постоянное налоговое обязательство - это налог на прибыль по постоянной разнице. Сумма этого обязательства определяется умножением величины постоянной разницы на ставку налога на прибыль и учитывается на счете 99 «Прибыли и убытки» субсчет 99.2 «Налог на прибыль» субсубсчет 99.2.3 «Постоянное налоговое обязательство».

Временные разницы - это доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль или убыток в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в других отчетных периодах.

Временные разницы, в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль, делятся на два вида:

· вычитаемые;

· налогооблагаемые.

Вычитаемые временные разницы - это доходы и расходы, уменьшающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в следующих отчетных периодах. Вычитаемые временные разницы образуются в следующих случаях:

· при использовании различных методов амортизации по амортизируемым активам в бухгалтерском и налоговом учете;

· при разных способах признания коммерческих и управленческих расходов;

· при наличии убытка, перенесенного на будущее;

· по кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) в организациях, признающих доходы и расходы кассовым методом. [14]

При использовании различных методов начисления амортизации по амортизируемым активам вычитаемая временная разница возникает в том случае, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете превышает сумму амортизации, исчисленную в налоговом учете.

Вычитаемая временная разница вследствие применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в бухгалтерском и налоговом учете возникает в том случае, если в бухгалтерском учете эти расходы списываются сразу, а в налоговом учете - постепенно.

По убытку, перенесенному на будущее, вычитаемая временная разница определяется вычитанием из всей суммы убытка суммы убытка, принятой для уменьшения налоговой базы.

Налогооблагаемые временные разницы - это доходы и расходы, увеличивающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые временные разницы возникают, например, при использовании различных способов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, когда сумма амортизации в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом учете.

Отложенный налог на прибыль формируется на базе временных разниц и представляет собой суммы, которые увеличивают или уменьшают налог на прибыль, подлежащий уплате в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете 09 «Отложенные налоговые активы». По дебету счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода отчетного периода. По кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода.

При выбытии соответствующих активов отложенные налоговые активы по ним также должны списываться.

Отложенные налоговые обязательства - это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль в последующие отчетные периоды. Они признаются в том отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы.

Величина отложенных налоговых обязательств определяется умножением суммы налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на установленную ставку налога на прибыль.

Для синтетического учета отложенных налоговых обязательств используется счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Возникновение отложенных налоговых обязательств оформляется отражением соответствующих сумм по дебету счета 68, субсчет «расчеты по налогу на прибыль» и кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». [5]

Аналитический учет отложенных налоговых обязательств осуществляется по видам активов и обязательств, по которым возникла налогооблагаемая временная разница.

По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц в последующих отчетных периодах соответственно уменьшаются или погашаются отложенные налоговые обязательства. По данным операциям дебетуется счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» и кредитуется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Если некоторые активы, по которым возникли налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства, в организацию не поступают, то увеличения налогооблагаемой прибыли в отчетном и последующих отчетных периодах не происходит. Отложенное налоговое обязательство по таким активам списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Условный расход или условный доход - это сумма налога на прибыль или убытки, исчисляемой по бухгалтерской прибыли или убытку (то есть определяемые по данным бухгалтерского учета). Величину условного дохода или расхода определяют умножением суммы бухгалтерской прибыли или убытка на ставку налога на прибыль.

Сумму начисленного условного расхода по налогу на прибыль отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условные расходы», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Сумма начисленного условного дохода отражается по дебету счета 68 и кредиту счета 99, субсчет «Условные доходы».

Текущий налог на прибыль - это налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде. Исчисляют его исходя из величины условного расхода, скорректированного на суммы постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств отчетного периода.

Текущий налоговый убыток - это налог на прибыль, исчисляемый исходя из условного дохода и указанных корректирующих величин.

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе как внеоборотные активы и долгосрочные обязательства и представляются в «свернутом виде», то есть с указанием в балансе только их сальдо.

Наряду с отражением в балансе отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства указываются в «Отчете о прибылях и убытках». В этом отчете также содержатся данные о постоянных налоговых обязательствах.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль на предприятии ООО «Экспотур» ведется в программе «1С», которая позволяет автоматически формировать бухгалтерские проводки по формированию налогооблагаемой базы.

Наличие в программе «1С» опции «Налоговый учет» позволяет вести в автоматическом режиме учет постоянных и временных разниц и на основе его рассчитывать сумму текущего налога на прибыль. Также автоматически формируется на основе налогового учета «Декларация по налогу на прибыль» (приложение 7), которая представляется в налоговый орган ежеквартально до 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В настоящее время ставка налога на прибыль составляет 20% налогооблагаемой базы, в том числе 2,0% подлежит перечислению в Федеральный бюджет, а 18,0% в бюджет субъекта Российской Федерации.

Исчисленная к уплате сумма налога перечисляется в бюджет, что оформляется бухгалтерской проводкой по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет 68.4 «Расчеты по налогу на прибыль». [7]

4. Порядок расчета и бухгалтерский учет налога на имущество

Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организуется на предприятии в соответствии с требованиями главы 30 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со статьями 374-376 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Виды налога на имущество:

·юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

·физических лиц

Плательщиками налога являются:

·юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан,

·индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан.

·юридические лица-нерезиденты Республики Казахстан по объектам обложения, находящимся на территории Республики Казахстан.

·не являются плательщиками налога на имущество - плательщики единого земельного налога в пределах установленных нормативов потребности, религиозные объединения и прочие.

Объект обложения налогом на имущество и налоговой базы:

Объект налогообложения - являются здания, сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей (далее - здания), находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость.

Налоговая база - среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.

Ставки исчисления налога на имущество:

Исчисление налога производится самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе по следующим ставкам:

·1,5% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения применяют юридические лица, работающие по общеустановленному режиму

·0,5% применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, работающие на основе упрощенной декларации, по объектам обложения, переданным в пользование или аренду исчисляется налог поставке 1%.

·0,1% применяют некоммерческие организации и организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере и т.д.

·По объектам налогообложения, приобретенным в течение налогового периода, текущие платежи по налогу на имущество определяются путем применения налоговой ставки к налоговой базе на момент приобретения объектов налогообложения

Налоговым периодом считается календарный год

Расчет и налоговая декларация подаются:

Расчет сумм текущих платежей по налогу на имущество

·представляется не позднее 15 февраля отчетного налогового периода.

·Вновь созданные налогоплательщики представляют расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем постановки в налоговых органах на регистрационный учет.

·По объектам налогообложения, переданным в пользование или в аренду, представляют расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем передачи объектов в пользование или в аренду.

·При изменении налоговых обязательств по налогу на имущество в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам обложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.

Декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Не признаются объектами налогообложения:

земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. [15]

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. [11]

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно и отражается в «Декларации по налогу на имущество» (Приложение 5), которая представляется в налоговый орган до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки (2,2%) и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой исчисленной налога, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.

В программе «1С» среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества на 1 число каждого месяца формируется автоматически при использовании опций «Начисление амортизации» и «Закрытие месяца», также автоматически формируется «Декларация по налогу на имущество».

Начисленный налог на имущество отражается на кредите 68, субсчет 68.8 «Расчеты по налогу на имущество» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество отражается в бухгалтерском учете по дебету субсчета 68.8 и кредиту счета 51 «Расчетные счета». [8]

5. Порядок расчета подоходного налога с физических лиц и его бухгалтерский учет

НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Начисление НДФЛ оформляется бухгалтерской проводкой по дебету счета 70 и кредиту счета 68, субсчет 68.1 «Налог на доходы физических лиц», то есть начисленный НДФЛ удерживается из заработной платы конкретного работника.

Работник предприятия является налогоплательщиком, а на предприятии лежат обязанности налогового агента, то есть предприятие удерживает из доходов работника НДФЛ и перечисляет его в бюджет.

В соответствии с действующим законодательством работникам предоставляются стандартные вычеты по НДФЛ, на сумму которых уменьшается ежемесячная налогооблагаемая база по конкретному сотруднику.

Также налогоплательщикам по определенным критериям предоставляются социальные и имущественные вычеты по расходам на благотворительную деятельность, на лечение налогоплательщика и членов его семьи в медицинских учреждениях, на обучение налогоплательщика и членов его семьи в учебных заведениях, на строительство и приобретение жилья.

Синтетический учет НДФЛ ведется на счете 68, субсчет 68.1 «НДФЛ», который при платеже в бюджет дебетуется в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Аналитический учет НДФЛ ведется на предприятии в разрезе сотрудников, для чего на каждого работника заполняется личная карточка, в которую помимо анкетных данных заносятся данные о статусе, о форме оплаты труда, размере заработной платы и премий, о видах предоставляемых вычетов. Такая карточка ведется в электронном виде в программе «1С», и на основании данных этой карточки и результатов расчета заработной платы формируется справка формы «2-НДФЛ» (Приложение 3) и автоматически производится начисление и удержание налога на доходы физических лиц. В справке формы «2-НДФЛ» отражаются следующие данные: данные о налоговом агенте, данные о физическом лице - получателе доходов, помесячно суммы доходов по видам, помесячно суммы предоставленных вычетов по видам, а также сводные данные по полученным доходам, облагаемой сумме доходов, по суммам налога начисленного и удержанного.

Перечисление суммы налога на доходы физических лиц отражается в бухгалтерском учете по дебету субсчета 68.1 и кредиту счета 51 «Расчетные счета». [9]

6. Расчет местных налогов и их синтетический и аналитический учет

Земельный налог

Делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 20, 23 и др. К-т сч. 68 - начислен налог;

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.

Налог на рекламу

Делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - начислен налог;

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.

Характерными особенностями системы местного налогообложения являются:

преобладание в местном налогообложении прямых налогов;

отсутствие ограничений при обложении местными налогами;

отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и федеральной налоговой службы РФ;

плательщиками местных налогов выступают физические лица, либо одновременно и юридические и физические лица;

невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.

Для физических лиц учет налога на имущество рассматривается на материалах налоговых органов. Для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу планом счетов предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет активно-пассивный, по дебету счета отражается задолженность предприятия перед бюджетом, по кредиту - бюджета перед предприятием. Как правило, счет имеет кредитовое сальдо.

Плательщиками земельного налога и арендной платы за землю являются организации всех организационно-правовых форм, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России. В соответствии с Законом «О плате за землю» значительной части организаций и граждан предоставлены льготы по взиманию платы за землю. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Не позднее 1 августа государственные налоговые инспекции должны вручить гражданам извещения об уплате налога. Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной плате за землю ведут на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчет по земельному налогу». Исчисленная сумма налога или арендной платы ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета денежных текущих затрат или других счетов (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др.). Перечисленные суммы налога или арендной платы списывают в дебет счета 68 с кредита счетов учета денежных средств. Налог на рекламу. Плательщиком данного налога является организация-рекламодатель. Объектом налогообложения является стоимость услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), включая работы, осуществляемые рекламодателями самостоятельно. Обложению налогом подлежат все фактически произведенные рекламодателем расходы на рекламу (не только в пределах норматива, но и превышающие его). Ставка налога на рекламу устанавливается местными органами власти в размере, не превышающем 5\% от суммы расходов на рекламу. [2]

Выводы и предложения

Государственный бюджет на всех его уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.

Во всех тонкостях налогового дела приходится разбираться бухгалтеру, который ведет учет расчетов с бюджетом в организации. Он должен знать, как меняются ставки налогов, объекты налогообложения, когда отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства РФ. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому можно сделать вывод, что обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основными задачами учета расчетов с бюджетом является правильный расчет налоговой базы, суммы налогов и своевременное их перечисление в бюджет. Результативное решение перечисленных задач обеспечивает полное и своевременное поступление налогов и сборов в бюджет. Не менее важной задачей является организация оперативного взаимодействия финансовой (бухгалтерской) службы организации с налоговыми органами, которые осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. Речь идет не только о своевременном представлении налоговых деклараций, но и о серьезном подходе к сверке показателей задолженности по отдельным налогам.

В соответствии с законодательством РФ налогообложение предприятий и организаций предполагает:

− определение размера объекта налогообложения;

− расчет суммы причитающегося с предприятия налога, на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (процентной);

− осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

− составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Многие показатели, используемые при формировании базы налогообложения, в том числе стоимостный объем реализации продукции (товаров, услуг), т.е. выручка, отражаются в системном бухгалтерском учете.

Все операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтерском учете. Порядок учета расчетов организаций регламентируется рядом законодательных и нормативных актов. Налоговый кодекс РФ - единственный законодательный акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых во все уровни государственного бюджета, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Отражение в финансовом учете регулируется:

− Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

− Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

− Планом счетом бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению;

− ПБУ 9/99 «Расходы организации»;

− ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

ПБУ 18/02 используют организации, применяющие общую систему налогообложения. Малые организации имеют право не применять ПБУ 18/02. Начисление налогов и сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от источников возмещения налогов и сборов). Начисленные налоги и сборы могут:

− включаться в издержки производства и обращения себестоимость, например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, транспортный;

− относиться на счет по учету продаж, например, НДС, акцизы;

− относиться на счет прочих доходов и расходов, например, НДС по продажам основных средств и материалов, налог на имущество организаций;

− относиться на счет прибылей и убытков, например, налог на прибыль, единый налог при УСН, ЕНВД, налог на игорный бизнес;

− удерживаться из доходов физических лиц - НДФЛ.

Расчеты по начислению налогов являются довольно трудоемкими. Основной признак для построения аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по видам налогов и сборов, могут также использоваться аналитические счета для учета срочной и просроченной задолженности, санкций за нарушение НК РФ.

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной экономики. НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Работник организации является налогоплательщиком, а на организации лежат обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению НДФЛ в бюджет. Налог широко распространен в мире. Он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически всё трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

Налог на прибыль предприятий и организаций является важным источником формирования федерального и регионального бюджетов. Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в отчетности информации по расчетам по налогу на прибыль установлены ПБУ 18/02. Это ПБУ применяется всеми плательщиками налога на прибыль, за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налогооблагаемой прибыли организаций на основе данных бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 246 НК РФ, плательщиками налога на прибыль являются:

1.российские организации;

2.иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы из источников в РФ.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчетным периодом может быть месяц или квартал. В течении всего отчетного периода налогоплательщики рассчитывают авансовые платежи.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отечный период.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого произошло исчисление налога.

Данным ПБУ в учетной практике используется девять показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль и, соответственно, подлежащий уплате налог:

− постоянные разницы, приводящие к образованию постоянного налогового актива или постоянного налогового обязательства;

− временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства;

− условный доход (расход), представляющий собой налог на бухгалтерскую прибыль (убыток);

− текущий налог на прибыль, получаемый алгебраическим сложением (+ или -) определенных перечисленных показателей.

Несомненно, ведение налогового и бухгалтерского учета налога на прибыль является сложным и при большом количестве фактов хозяйственной деятельности трудоемким. Автоматизация учета позволяет преодолеть многие трудности, но при этом возникают такие риски, как сбой в системе автоматической обработки данных, несанкционированный доступ, невозможность быстрой настройки алгоритмов обработки данных из-за изменения законодате6льства и появления новых расходов, изменения учетной политики для целей налогообложения др.

Главное назначение налога на имущество с точки зрения экономики состоит в стимулировании организаций эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости основных фондов и их полной эксплуатации. Для бухгалтера определение налогооблагаемый базы в виде остаточной стоимости основных средств не вызывает затруднений и существенных затрат времени. Налоговая база рассчитывается в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учет-ной политике организации. Организации могут «сэкономить» по налогу на имущество, используя ускоренные методы начисления амортизации. Но этот шаг идут немногие, т.к. использование разных метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете ведет к временным разницам и увеличивает работу по ведению налогового учета по налогу на прибыль.

Введение транспортного налога явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Практически любая компания имеет в собственности транспортные средства и становится при этом плательщиком транспортного налога. Для целей налогового учета транспортный налог относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включается в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, для целей бухгалтерского учета включается в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. Налоговая база формируется вне системы налогового учета, расчет налога не является сложным.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации (Приложение 7). Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов, а также способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки. Земельный налог платят собственники участков, а также те, у кого он находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сам расчет земельного налога несложен. Для этого нужно кадастровую стоимость участка, которая является налоговой базой, умножить на ставку налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком. В случае, когда земельный участок используется в уставной деятельности, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу, если не используется - относятся к прочим расходам.

Много субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, ЕСХН. Бухгалтерский учет расчетов не усложняется и основное время уделяется налоговому учету доходов и расходов, который ведется при УСН и ЕСХН. Несмотря на то, что эти налоговые режимы являются специальными, бухгалтер должен знать терминологию и порядок формирования расходов при уплате налога на прибыль. Эта необходимость связана с тем, что многие статьи глав 26.1 и 26.2 НК РФ имеют ссылку на статьи главы 25 НК РФ.

Путем совершенствования учета расчетов с бюджетом является максимальное уменьшение корректировки налогооблагаемой базой при налоге на прибыль. Это положение применимо для ситуаций, когда нерационально использовать разные методы учета расходовв бухгалтерском и налоговом учете, т.к. существенно повышается трудоемкость, а экономия на уплате налога незначительна.

В идеале, одной системы учета должно быть достаточно для организации. Желательно, чтобы налоговые расчеты строились полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета. Но практика показала, что одна система учета не в силах удовлетворить потребности всех пользователей. Поэтому налоговый учет уже состоялся как самостоятельная система учета и все дискуссии о его необходимости - это сфера обмена мнениями.

Список используемой литературы

1.Салина, Л. Земельный налог [Электронный ресурс] / Л. Салина // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №11.

2.Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учет» - 2009 г.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации

4.Бабаева Ю.А. Бухгалтерский учет. - М.: «Юнити», 2002.

5.Лишиленко А.В. «Бухгалтерский учет» - 2011

6.Лытнева Н.А. «Бухгалтерский учет» - 2006.

8.Бухучет и налогообложение для малых предприятий: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

9.Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009

10.Налогообложение/ Меpкулова Т.А. УлГТУ, 2005

11.Теоретические основы налогообложения: Уч. пособие / Хантаева Н.Л. - Улан-Удэ.: Издательство ВСГТУ, 2006.

12.Кожинов В.Я., Москва, 2006 г., Изд: ЭкзаменФинансовый учет Управленческий учет Финансовая отчетность: Учебник, 2005

13.Муравицкая Н.К. Лукьяненко Г.И., Бухгалтерский учет: Финансовый учет Управленческий учет Финансовая отчетность, 2005.

14.Кислов Д.В., Офисные расходы: бухгалтерский учет и налоговый учет: практ пособие - (Практическая бухгалтерия), Омега-Л, 2008

15.М.В. Акулич, Налоговый учет и отчетность, Питер 2009.

Похожие работы на - Учет расчетов с финансовыми органами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!