Российский политолог В. Гельман строит свою типологизацию политических режимов на двух переменных: наличии или отсутствии электоральной конкуренции (модифицированный критерий Р. Даля) и преобладающем типе институтов - формальном или неформальном (табл. 4).
Таблица 4 - Типология политических режимов В. Гельмана
Электоральная конкуренцияПреобладающий тип институтовНеформальныеФормальныеОтсутствиеАвторитарные режимыТоталитарные режимыНаличиеПосткоммунистические режимыРежимы либеральной демократии
С. Хантингтон обозначает 4 типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура, расовая олигархия. Ещё один подход в типологизации предложил А. Лейпхарт, исходя из соотношения типа избирательной системы и формы правления. Он выделяет четыре типа демократических режимов: президентско-можаритарный; парламентско-можаритарный; парламентско-пропорциональный и президентско-пропорциональный.
В современной политологии при определении политического режима конкурируют два основных подхода:
институциональный, акцентирующий формальные нормы и правила отправления власти институтами государства,
и социологический, опирающийся на анализ средств и способов осуществления реальной публичной власти.
Как показал исторический опыт, более адекватным способом отражения сущности и содержания политического режима оказался социологический подход, ибо он позволяет рассматривать в качестве субъектов власти не только правительства или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие официальным статусом группировки, которые также реально влияют на принятие политических решений. В итоге, политический режим - это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей, среди которых выделим:
институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина;
степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, осуществления контроля;
уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти;
роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.
В современной политологии различаются также понятия «политический режим» и «государственный режим». Если политический режим, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный - есть среда и условия существования политической жизни общества, иными словами является политическим климатом данного общества. Понятие «политический режим» более широкое, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций. Достаточно точное определение политического режима, отражающее противоречивость его содержания, дал известный польский политолог Е. Вятр «Под политическим режимом, - писал он, - я понимаю систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике». В этом определении особо подчеркнуто, что конституционно закрепленные порядки не всегда могут соответствовать конкретному их воплощению в политической жизни. Политический режим есть та реальность, которая совмещает и первое, и второе. Вместе с тем, это понятие отражает реальную картину политической власти в той или иной стране. В то же время, политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов. Например, в СССР система советской власти, установившаяся при В.И. Ленине, трансформировалась сначала в сталинский режим, потом в так называемую «хрущевскую оттепель», и, в конце концов, в режим коллективного руководства при Л.И. Брежневе. Именно политические режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной государственный курс, целенаправленно реализуют конкретную линию поведения государства во внутренней и внешней политике. Как показывает история, наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Она способствует минимизации конфликтов, помогает более конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимно уважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями. В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Это такой тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Политическая режим не зависит напрямую от формы правления или способа территориально-политической организации власти. Он характеризует политическую культуру общества, общую направленность и природу политического процесса. При этом каждый тип политического режима предполагает определенные способы организации государственного управления, установления прерогатив органов государственной власти, форм и степени вовлеченности в политический процесс народных масс.
Итак, каждая страна имеет свои отличные характеристики, но обнаруживаются и общие повторяющиеся черты, которые образуют устойчивые связи. Это позволяет осуществлять классификацию и создать типовые модели политического режима. Они являются своеобразными эталонами, относительно которых будут сопоставляться тестируемые объекты.
Политический режим определяется следующими признаками:
− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;
− степенью реализации политической власти непосредственно народом;
− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;
− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
− типом политического поведения;
− характером политического лидерства;
− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;
− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
− принципами взаимоотношения общества и власти;
− политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
− мерой политического плюрализма, многопартийности;
− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Исходя из этого, основными элементами политического режима являются следующие: политические структуры власти, методы осуществления власти, права и свободы человека, методы выработки политических решений, способы урегулирования конфликтов, плюрализм, партийная система, идеология, формы политического участия, легитимность и структурированность правящей элиты.
Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
В основе политического режима в любом конкретном общественном образовании лежат свойственный ему тип легитимации власти, структура политических институтов, система и место партий, форма и роль государства, определенное сочетание системы партий, способа голосования, методов принятия решений, структуры и роли групп давления. В широком плане в понятие политический режим включают совокупность институциональных, идеологических и социальных элементов, способствующих формированию определенного облика политической власти в данной стране и в данный период. Если категория «форма правления», описывая черты государственной организации только в том виде, как они обозначены в конституции и законах, отражает в большей степени формально-юридическую сторону политической жизни и относительно статична, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти. Политический режим раскрывает вопрос о том, кому принадлежит реальная политическая власть в данном обществе, какими методами она осуществляется, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.
В настоящее время, общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исторические закономерности развития государственности позволяют политологам разделить современные политические режимы на демократические и недемократические (авторитарный и тоталитарный). Основанием для такой классификации является положение личности в обществе, характер ее взаимоотношений с государством, тип отношений власти с оппозицией, способы разрешения политических конфликтов. Данная типология политических режимов наглядно показана в Приложении В.
Наиболее распространенная классификация политических режимов строится на характере взаимоотношений властей и подданных. Выделяют три основных формы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эта классификация сложилась в западной политологии исторически и строилась на противопоставлении двух систем - капиталистической и социалистической. Главные различия между ними - в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан. Однако следует помнить, что любая классификация является достаточно условной. Как отмечал Л.Н. Толстой - элементы всех трех режимов встречаются в любом современном обществе.
Основные типы политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм
Понятие «демократия» (от греч. demos - народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа. Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
Основополагающие принципы демократии народовластие, равенство, свобода личности.
Характерные черты демократического режима:
− избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;
− наличие у парламента исключительного права издавать обще государственные законы;
− разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
− многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
− принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
− отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Условия функционирования демократического режима:
− наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
− отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;
− наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
− наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
− гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.
Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юридически институциональному критерию, ее тип определяется отношениями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республике), а также - от избирательного процесса. При президентском правлении глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить.
Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов - макро уровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:
) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсоюзов, групп давления и т.п. (Англия, США);
) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);
) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим - результат творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.
Авторитарный режим (от лат. «autoritas» - власть) - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.
Его характерные черты:
− концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;
− наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь; безраздельное господство исполнительной власти;
− ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций; не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое поведение как отдельных граждан, таки политических организаций строго регламентировано;
− отсутствие огромного репрессивного аппарата; разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
− наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентом и парламентской борьбой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интересов). Вместе с тем парламент превращается в совещательное учреждение при главе государства, значительная часть его назначается;
− режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс;
− личность строго подчинена авторитету.
Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются:
) Централизация власти;
) безапелляционный командный метод руководства,
) безусловное повиновение. Эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом.
Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Так, во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые разработана теоретиками начала XIX века - французскими политическими деятелями и публицистами Ж. де Ментром и Л. де Бональдом.
Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни).
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.
Для тоталитарных режимов характерны следующие признаки:
насильственное политическое господство группы «избранных», возглавляемой лидером;
государство стремится к полному (тотальному) господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности;
абсолютная «правовая», точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;
господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;
монополия на информацию;
государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами
милитаризация общества.
Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный английским писателем и публицистом Дж. Оруэллом в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г, где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы - прототипы этого идеала.
Изучив тоталитарный и авторитарный политические режимы, можно ответить на вопрос, чем отличается авторитарный режим от тоталитарного.
. Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей, например, «третий рейх» намеревался существовать тысячу лет. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель - выполнить конкретную задачу, а именно - вывести страну из исторического тупика. Например, когда в итоге 20-и лет авторитарного режима Пиночета страна была выведена из экономического кризиса, хунта во главе с Пиночетом не препятствовала проведению всеобщих выборов главы государства и парламента.
. Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю. Принцип тоталитарного общества «разрешено то, что приказано властью», а авторитарного - «разрешено то, что не имеет отношения к политике».
. В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей - послушание и скромность («не высовываться»). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей - послушание и профессионализм.
Некоторые политологи, характеризуя современные недемократические режимы, предпочитают говорить о гибридных режимах, сочетающих в себе элементы как демократии, так и авторитаризма. Тем самым подчеркивается, что в современном мире осталось достаточно мало режимов, опирающихся исключительно на силу и авторитарные методы правления. Большинство недемократических режимов стремятся легитимизировать себя в глазах населения с помощью введения отдельных демократических процедур. При этом сами процедуры остаются под контролем правящих элит.
К разновидностям гибридных режимов относятся диктократия и демократура.
Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Такой режим отдает предпочтение политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, например, в Кении и Кот-д'Ивуаре, а также других африканских государствах.
Демократура же предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элите. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 1980-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.
Гибридным можно назвать и режим делегативной демократии, описанный Г. О'Доннеллом. Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии, сформулированным Р. Далем. Однако в отличие от представительной демократии при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает.
Таким образом, политический режим - это способ функционирования политической системы общества, который определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношение органов власти к правовым основам их действительности. Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.
Заключение
Политический режим одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государственной власти, способах формирования политических институтов, стиле и методах политического управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
Государственная система обеспечивает не только стабилизацию и формализацию политических отношений, но одновременно является и ареной острой борьбы за власть политических партий и группировок. Государственная политика отражает определенные идеологические ориентиры, связана с теми или иными социальными интересами. Решение задач государственной политики может достигаться совершенно разными методами, на основе тесного взаимодействия с институтами гражданского общества или, напротив, вопреки их влиянию. Для характеристики всех этих аспектов функционирования государственной системы служит понятие «политический режим».
В силу различных проблем, постоянного соперничества политическая ситуация меняется и к власти могут приходить различные политические течения, устанавливающие свой режим, следовательно политические режимы подвижны.
Разновидности политических режимов зависят от:
. Цели и задач, которые ставят господствующие классы и их партии. Политический курс - цель, а политический режим - средство достижения цели.
. Идеологическая направленность господствующего класса.
. Соотношение и острота классовой борьбы.
. Политическое сознание людей и политическая культура: более развитые страны - более демократический режим.
. Установление политических режимов в обществе в зависимости от традиции, моральных принципов и нравственного поведения людей.
. Зависит от типа, форм правления государства, необходимости его функционирования.
Таким образом, установление и функционирование политических режимов зависит от внутренней и внешней политической среды.
В ходе становления и развития различных политических систем оформились 3 основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Демократический политический режим - форма государства, при которой народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Существуют различные концепции демократии: либеральная, коллективистская, плюралистическая, элитарная и др.
Тоталитарный политических режим характеризуется полным подчинением (тотальным контролем) всех сфер жизнедеятельности общества государством.
Авторитарный политический режим предполагает концентрацию всей полноты власти у одного лица или правящей группы. В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме не существует тотального контроля, но реальная оппозиция подавляется.
Признаки авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) Централизация власти; 2) безапелляционный командный метод руководства, 3) безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего.
Выделяют также гибридные политические режимы, заключающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относятся диктократия, демократия, делегативная демократия и др.
Глоссарий
№ п/пПонятиеОпределение1Авторитаризмформа власти, сосредоточенной в руках одного человека или в одном властном органе. Обычно авторитаризм: сочетается с элементами личной диктатуры; характеризуется исключением демократического волеизъявления и его замещением милитаристскими и квази-милитаристскими командными структурами.2Гибридные (переходные) режимыполитические режимы, заключающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относятся диктократия, демократия, делегативная демократия и др.3Демократический режимполитический порядок, для которого характерны: выборность в государственные органы власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их защита и гарантированность; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.4Институциональный (политико-правовой) подход к трактовке политического режимаотождествляет политический режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур.5Политическая властьвласть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается всеобщностью, моно центричностью, общеобязательностью для других видов власти.6Политический режимфункциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе7Признаки авторитаризма отличают его от других типов правления1) Централизация власти; 2) безапелляционный командный метод руководства, 3) безусловное повиновение.8Социологический подход к трактовке политического режимаставит акцент на характере отношений между государством и обществом, которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения. В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.9Тоталитарный режимвид политического режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.
Список использованных источников
1Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Эксмо. - 256 с.
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс) / М.Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
Кравченко В.И. Основы политологии. Учеб. пособие / В.И. Кравченко. - СПб.: СПбГУАП, 2001. - 128 с.
Курьянов М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 80 с.
Макошев А.П. Политическая география и геополитика. Пособие / А.П. Макошев. - Горно-Алтайск: Рио Гагу, 2006. - 103 с.
Политология: конспект лекций / Л.К. Синяков и др. - Минск: БГУИР, 2004. -139 с.
Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2001. - 328 с.
Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А. Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Сахаров Г.В. Политология: курс интенсивной подготовки. Ч. 1, 2. / Г.В. Сахаров. - Витебск: УО ФПБ МИТСО, 2008. - 92 с.; 112 с.