Банковская система и ее роль в национальной экономике на примере Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    326,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковская система и ее роль в национальной экономике на примере Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономической политики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: "Банковская система и ее роль в национальной экономике на примере Республики Беларусь"

Студент

ФМк,2 курс, ДМЛ-1 Адамович Вадим Иосифович

Руководитель Яхницкая Наталья Александровна







МИНСК 2012

Реферат

 

Курсовая работа: ___ с., ___ рис., ___ табл., ___ источников.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК, АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ.

Объект исследования - банковская система.

Предмет исследования - особенности функционирования банковской системы, в том числе и на территории Республики Беларусь.

Цель работы: дать определение банковской системе, рассмотреть ее структуру и особенности функционирования в различных странах.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования и разработки: на основе теоретических источников была проведена оценка и анализ современной банковской системы, выявлено существующее на сегодняшний день положение банковского сектора Республики Беларусь и рассмотрены перспективы его развития.

Область возможного практического применения: результаты данной курсовой работы могут быть использованы в качестве дополнительного источника основной информации по теме "Банковская система", а также при изучении курса "микроэкономика" и "макроэкономика".

Содержание

 

Введение

1. Современная банковская система

1.1 Сущность, структура, функции банковской системы

1.2 Центральный банк: история возникновения, основные операции. Роль в экономике

1.3 Коммерческий банк: понятие. Виды, основные банковские операции

2. Особенности функционирования банковской системы

2.1 Банковская система развитой страны

2.2 Особенности становления банковской системы трансформационных стран (на примере Чехии)

3. Особенности банковской системы Республики Беларусь

3.1 Основные проблемы развития банковской системы Республики Беларусь

3.2 Программа развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Современное государство уже немыслимо представить без наличия банковской системы. Банковский сектор - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании экономических отношений в стране. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Поэтому для понимания и анализа экономического состояния любой страны необходимо рассматривать и особенности банковской системы.

Ввиду большого значения банковского сектора в современной экономике понятна актуальность выбранной мною темы "Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности ее развития в Республике Беларусь". Общая цель данной курсовой работы - установить, что такое банковская система, каковы ее функции и структура и какое она место занимает в государстве.

Мною также были поставлены следующие задачи: выявить принципиальные особенности в функционировании центральных и коммерческих банков, рассмотреть банковские системы развитых и развивающихся стран на конкретных примерах и рассмотреть банковскую систему Республики Беларусь, ее особенности и современное положение.

При написании курсовой работы я пользовалась различными источниками, в том числе учебными пособиями белорусских, российских и зарубежных авторов, научными статьями по материалам пособий, белорусскими банковскими вестниками и интернет-источниками. В частности, учебное пособие БГЭУ "Деньги, кредит, банки" под редакцией Г.И. Кравцовой очень помогло в написании первой главы. Для второй главы много материала было взято из книги Эдвина Дж. Долана "Деньги, банки и денежно-кредитная политика", а написание третьей главы во многом опирается на вестники беларусбанка, ассоциации белорусских банков и т.д.

1. Современная банковская система


1.1 Сущность, структура, функции банковской системы


Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. [1]

В широком смысле слова банковская система рассматривается как совокупность функционирующих в данной стране кредитных, расчётных и других отношений, а также форм и видов кредитования, в которых участвуют банки. [2, с.338]

Банковская система активно воздействует на состояние всех секторов экономики, поэтому находится под непосредственным государственным контролем. Регулирование банковской системы производится в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой и государственным бюджетом.

В экономической литературе обычно выделяют следующие виды банковской системы:

по степени централизации управления и характеру банковских операций: централизованная и административная;

по соподчиненности элементов: одноуровневая и двухуровневая.

Централизованная банковская система существовала в условиях командно-административной экономики. Её характерной чертой являлась государственная монополия на банковское дело: государство выступало собственником банков и отвечало по их обязательствам, планировало и жёстко регулировало их деятельность.

Для рыночной же системы характерна децентрализованная система управления и разграничение ответственности между банками и государством по их обязательствам. Здесь функционирует множество банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. Банки проводят свои операции на рыночной основе (в целях получения прибыли), конкурируя друг с другом за клиентов и позиции на финансовых рынках.

Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в неё банки находятся на одной иерархической ступени, между ними не существует разделения функций и отношений соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике.

Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Ее структура может быть представлена как два уровня, верхним из которых является центральный банк, а ниже следует банковский сектор: универсальные коммерческие банки; специализированные коммерческие банки (сберегательные банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, банкирские дома). В такой системе банки разных уровней различаются целями деятельности, выполняемыми функциями и ролью в экономике. [2, с.341]

Как показал анализ закономерностей развития кредитных отношений, центральные и коммерческие банки возникли в разное время и находятся на разных уровнях двухуровневой банковской системы. Поэтому можно говорить о том, что их функции, как и цели, различны.

Тем не менее, можно смело говорить, что основная функция банковской системы - это функция посредничества в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. [3, с.26-27]

банковская операция беларусь сектор

Обобщив, можно отметить, что банковская система выполняет в экономике следующие основные функции:

·              аккумуляция временно свободных денежных средств;

·              предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение;

·              создание кредитных денег;

·              кредитное регулирование;

·              денежная эмиссия;

·              эмиссия (выпуск в обращение) ценных бумаг. [4]

Более подробно на функциях центрального и коммерческого банков я остановлюсь в следующих пунктах данной главы.

Таким образом, в структуру современной банковской системы входят центральный банк и кредитные организации. Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

 

.2 Центральный банк: история возникновения, основные операции. Роль в экономике


Основным элементом современной банковской системы любого развитого государства является центральный банк. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, которая вместе с бюджетно-налоговой и ценовой политикой фактически составляет основу всего государственного регулирования экономики. [5, с.259]

Первые центральные банки возникли более трёхсот лет назад, когда насущная необходимость централизации банкнотной эмиссии привела к выделению так называемых "эмиссионных банков", пользовавшихся всеобщим доверием и банкноты которых могли устойчиво выполнять функцию средства обращения и платежа. В результате эти банки утвердились в качестве центров национальных кредитных систем, обеспечивающих регулирование деятельности национальной банковской системы в целом. [2, с.347]

Во всех странах, имеющих банковские системы, центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны. Это и эмиссионный центр и единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты. Также именно центральный банк представляет общегосударственные интересы.

Помимо этого центральные банки, как правило, выступают в роли банкира и финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчёты по поручению правительства, кредитуют государственные программы, размещают государственные облигационные займы и др. Таким образом, в современной экономике центральные банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом. [2, с.349]

В своей деятельности центральные банки определяют конкретные цели и задачи: по поддержанию стабильности национальной денежной единицы и определённого уровня процентных ставок на кредитном рынке, оптимальный объём и структура денежной массы, приоритетные направления кредитования и другие цели. [5, с.265]

Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляются через выполняемые им функции. Реализация центральным банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности - поддержания стабильности национальной валюты, ликвидности и надёжности банковской и платёжной систем.

Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. При этом цели регулирования сводятся в конечном счёте к стабилизации покупательной способности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста, борьбе с инфляцией. [6, с.239]

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - активные и пассивные. Пассивными называют операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными являются операции по размещению банковских ресурсов.

Пассивные операции центрального банка можно разбить на следующие группы:

. Операции по формированию капитала и различного рода резервов. Как и любой банк центральный формирует уставной капитал, размер которого и форма формирования закреплена в национальном законодательстве.

. Эмиссионные операции. Выпуск банкнот в обращение является основной статьей пассива баланса центрального банка и главным источником его средств. Удельный вес этой операции в общей величине пассивов колеблется в пределах 40-90%. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспеченный золотом.

. Депозитные операции отражают обязательства центрального банка к государственным органам страны, а также к отечественным и иностранным банкам. До 40% совокупных пассивов центральных банков формируется посредством размещения депозитов коммерческих банков в форме отчислений согласно нормам обязательных резервных требований.

. Привлеченные кредиты. Эти операции отражают кредитование, осуществляемое МВФ (специальные права заимствования в рамках МВФ), иностранными банками.

Активные операции центрального банка в отличии от коммерческих банков являются первичными по отношению к пассивным. Основными операциями являются:

. Операции с золотом и иностранной валютой. По данным статьям отражается запас монетарного золота страны и валютные резервы. Удельный вес золота значителен в активах центральных банков Франции, Нидерландов. В Германии, Бельгии, Испании он значительно меньше, что обусловлено наличием крупных валютных резервов.

. Учетно-ссудные операции представляют собой операции по кредитованию банковских институтов и государства либо посредством переучета векселей, либо под залог векселей (коммерческих и государственных), государственных облигаций и других ценных бумаг. Во Франции и Японии удельный вес кредитных операций составляет 30-40%, Испании, Бельгии только 5-10%.

. Банковские инвестиции представлены операциями по покупке государственных ценных бумаг. В развитых странах - это единственный способ кредитования правительства. В Японии, Италии и Канаде на эту статью проходиться от 80 до 85% активов. Следует обратить внимание, что в большинстве случаев в портфеле центральных банков государственные ценные бумаги хранятся непродолжительное время и их доля не велика. Основная масса ценных бумаг перепродается на рынке ценных бумаг. Таким образом, с одной стороны достигается сдерживание денежной массы в обращении и, с другой, регулируется ликвидность коммерческих банков. [7, т.12]

Подытожив, получаем, что центральный банк - это главный банк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства, которое регулирует деятельность других составляющих этой системы.

 

.3 Коммерческий банк: понятие. Виды, основные банковские операции


С коммерческими банками, в отличие от центральных, мы встречаемся гараздо чаще в повседневной жизни. Надо нам заплатить за квартиру, сделать денежный перевод или купить валюту, мы идем в банк. Разберемся, что же представляет из себя коммерческий банк.

Коммерческий банк - негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). [8]

Вид коммерческого банка определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков. [7, т.13]

Коммерческие банки можно классифицировать следующим образом.

. По характеру экономической деятельности выделяются эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.

Эмиссионный банк - это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков - банкнот и являющийся центром и регулятором банковской системы (Центральный банк). Коммерческие банки представляют собой кредитные организации, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий и организаций, а также населения. Специализированные банковские учреждения могут заниматься кредитованием какого-либо определенного вида деятельности. К ним можно отнести ипотечные, инвестиционные, сберегательные, отраслевые и прочие банки.

. В зависимости от принадлежности капитала (по форме собственности) выделяют:

государственные банки, когда капитал коммерческого банка принадлежит государству;

акционерные банки, собственный капитал которых формируется за счет продажи акций (наиболее популярны на сегодняшний день);

кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет реализации паев;

муниципальные банки, формируемые за счет муниципальной (городской) собственности или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах;

смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности;

совместные банки, или банки с участием иностранного капитала.

. По объему и разнообразию операций банки делятся на универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживающие разнообразных клиентов, и специализированные, которые ориентируются на проведение одной или двух видов операций и обслуживают специфическую клиентуру (ипотечный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита, сберегательный банк).

. По хозяйственному признаку в зависимости от отрасли, которую банки обслуживают в первую очередь, различают промышленные банки, торговые сельскохозяйственные банки.

. По срокам выдаваемых кредитов выделяют банки краткосрочного (выдают кредиты на срок до 3 лет) и долгосрочного кредита (свыше 5 лет

. По размеру выделяют крупные, средние и мелкие банки.

. По наличию филиальной сети различают банки с филиалами и без филиалов.

. По территории банки делятся на местные банки, федеральные, республиканские и международные. [9, т.69]

Далее рассмотрим основные банковские операции. В условиях рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы в соответствии с рисунком А.1 приложения А.

Пассивные операции коммерческого банка (группа 1) - это операции по формированию капитала банка, а также операции по привлечению финансовых ресурсов, необходимых для проведения кредитных и других активных операций. Результатом пассивных операций является формирование собственного и привлеченного капитала.

Основную часть пассива занимает привлеченный капитал. К привлеченным средствам коммерческого банка относятся депозиты (вклады), полученные кредиты, средства мобилизованные посредством эмиссии долговых ценных бумаг банка (облигации, векселя).

Главным источником привлеченных средств являются депозиты. По экономическому содержанию все депозиты можно разделить на следующие группы:

депозиты до востребования;

срочные депозиты;

сберегательные вклады.

Депозиты до востребования (трансакционные депозиты) представлены различными счетами, с которых их владельцы могут получать наличные деньги по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов (расчетные счета предприятий, чековые счета физических лиц, корреспондентские счета банков).

Срочные депозиты - это денежные средства, внесенные вкладчиком на определенный срок. Их характерной особенностью является то, что они не могут использоваться для расчетов, а также устанавливается требование о предварительном уведомлении о досрочном изъятии денег.

Сберегательные вклады - вклады, не имеющие фиксированного срока с начислением установленных процентов. К основным характеристики сберегательных вкладов: отсутствие фиксированного срока хранения; изъятие без предварительного уведомления; возможность использования для осуществления ограниченного перечня платежей. Кроме того, по ним банк начисляет более низкие проценты, чем по срочным депозитам.

Широкое использование в банковской практике получили недепозитные источники формирования привлеченного капитала. Недепозитные источники формирования банковских ресурсов получили название управляемых пассивов, так как основная роль в их формировании в отличии от депозитов принадлежит коммерческому банку. К ним относятся:

получение займов на межбанковском рынке;

учет векселей и получение ссуд у центрального банка;

выпуск банковских векселей, облигаций и нот. [7, т.13.3-4]

Теперь рассмотрим активные операции коммерческих банков, то есть вторую группу. Данные операции означают использование от своего имени собственных и привлеченных средств для получения соответствующего дохода.

Активы коммерческого банка можно разделить на 4 категории:

кассовая наличность и приравненные к ней средства (самые ликвидные неприносящие дохода активы, которые немедленно могут быть использованы для выплаты изымаемых вкладов);

ссуды (самые доходные и рискованные активы, главный источник прибыли коммерческого банка);

инвестиции в ценные бумаги (приносящие доход активы, являющиеся по мере приближения сроков погашения факторами поддержания ликвидности коммерческого банка);

здания и оборудование (активы обеспечивающие функционирование банка).

Применительно к каждому банку структура активных операций различна и определяется политикой коммерческого банка, его склонностью к риску, стремлению получить доход.

Основными видами активных операций являются:

предоставление кредитов юридическим и физическим лицам на определенный срок;

инвестиции в ценные бумаги;

Вспомогательную роль играют такие операции как:

инвестиции в основной капитал банка;

кассовые операции;

инвестиции в недвижимость и долевые ценные бумаги и пр.;

лизинг (долгосрочная аренда [на срок от 6 месяцев до нескольких лет] машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором)

факторинг (это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа). [7, т.13.3-4]

Что касается активно-пасивных операций (группа 3), то к ним относят комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие. [6, с.437]

В итоге получается, что коммерческий банк - кредитное учреждение, основной целью которого является создание прибыли и вся деятельность которого направлена на ее достижение. Этому способствуют операции банков, которые осуществляются как физическими, так и юридическими лицами. В настоящее время в каждой стране функционирует множество коммерческих банков, которые, осуществляя процессы перехода денежных средств от одних лиц другим, благоприятствуют экономическому развитию страны.

2. Особенности функционирования банковской системы


2.1 Банковская система развитой страны


Рассмотрим банковскую систему развитой страны на примере США.

Сложившаяся на сегодняшний день банковская система Соединенных Штатов Америки значительно отличается от структур с аналогичными функциями, существующими в других развитых странах.

Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной резервной системе и принятого Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало. Банковская структура состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода существенно отличалась от ее европейской трактовки. [10]

Банковская система США функционирует в узких рамках разного рода административных инструкций и ограничений. С течением времени инструкции, принимаемые на федеральном уровне, преобретали все возрастающие значение, в то время как роль инструкций, принимаемых и устанавливаемых на уровне штатов, сокращались. В число важнейших федеральных органов регулирующих деятельность банковской системы, входят служба Контролера денежного обращения, Федеральная Резервная Система, и Федеральная корпорация по страхованию депозитов. [11]

Ядром современной централизованной банковской системы США стала Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит:

) из 12 федеральных резервных банков;

) из большого количества банков-членов.

) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов;

) из банкнотной эмиссии;

) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков - членов ФРС.

Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:

) эмиссии банкнот - федеральных резервных билетов;

) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).

Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 году, федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе. Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.

Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Федеральные резервные банки являются банками для банков.

Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает:

) коммерческие банки,

) инвестиционные банки,

) взаимно-сберегательные банки,

) банкирские дома.

Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Рассмотрим деятельность коммерческих банков в США.

Первым коммерческим банком США, получившим чартер (документ на право ведения банковских операций), стал Банк Северной Америки, образовавшийся в Филадельфии в 1781г. Акционерные и коммерческие банки стали финансовыми учреждениями нового типа. Деньги, создаваемые этими банками (банкноты и депозиты), значительно увеличили совокупное предложение денег в стране. Кроме того, эти банки стали новыми источниками кредитов, столь необходимых для растущей экономики.

В 1985 г. В США функционировало более 15 тысяч коммерческих банков. В перечень услуг, оказываемых этими банками своим клиентам, в настоящее время входит, помимо открытия текущих вкладов до востребования и выдачи коммерческих ссуд, целый ряд новых услуг: предоставление ссуд по залог недвижимости, ссуды на потребительские цели, а также инвестирование средств в покупку ценных бумаг самых разных видов, открытие сберегательных и срочных счетов. Так же банки занимаются многими другими видами деятельности, включая сдачу в аренду сейфов для хранения ценностей, обмен иностранной валюты, выпуск кредитных карточек и продажу дорожных чеков (traveler`s checks). Некоторые коммерческие банки производят операции через свои трастовые отделы, осуществляют сделки с ценными бумагами правительства США, сдают в аренду оборудование, гарантирует размещение ценных бумаг корпораций и муниципальных органов, предлагают компьютерные услуги. [11]

Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на:

а) национальные;

б) штатные.

Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.

Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Среди них "Бэнк оф Америка", "Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк", "Чейз Манхэттен банк", "Менюфекчурерс Гановер траст К°", "Морган Гаранта траст KV". Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.

В конце 1994 году насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд. долл., а также 9,3 тыс. штатных банков - членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.

В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть - до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% - это депозиты до востребования и 56% - срочные депозиты.

Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд, меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.

В США сберегательными учреждениями считаются ссудо-сберегательные ассоциации, взаимно-сберегательные банки и кредитные союзы. Сберегательное учреждение - финансовое кредитное учреждение, привлекающие денежные средства населения в виде сберегательных вкладов, по которым выплачиваются проценты.

Главной особенностью американских сберегательных учреждений является специализация на рынке сбережений населения, ориентированном на массовое обслуживание контингента лиц с невысоким и средним уровнем доходов. Депозиты этой категории вкладчиков составляют основу пассивов сберегательной системы. Сберегательное дело является особым сегментом рынка банковских услуг США, границы которого строго определены государственным регулированием.

Что касается инвестиционных банков, то еще в середине XIX в. в банковской системе США возникло особое звено банков, специализировавшихся на размещении и купле-продаже ценных бумаг. До кризиса 1929-1933 гг. грани между инвестиционными и коммерческими банками были стерты. А после кризиса 1929-1933 гг. сферы деятельности коммерческих и инвестиционных банков были юридически (по закону 1933 года) разграничены. В современных условиях инвестиции банков состоят почти на 9/10 из ценных бумаг федерального правительства США, штатов и местных органов власти. Что касается ценных бумаг промышленных и других компаний, то их выпуском и размещением занимаются инвестиционные банки.

В отличие от других развитых стран, США имеют банковскую систему, состоящую из многих тысяч банков. Хотя и в США в XX в. общее число банков резко уменьшилось, тем не менее внешне дело выглядит так, как будто в США существует децентрализованная банковская система.

Одно из проявлений концентрации банков в США - так называемая локальная концентрация, т.е. сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах.

Явное выражение концентрации банков в США - слияние банков. Число этих слияний сильно увеличилось после Первой мировой войны: в 1910-1920 гг. произошли 1523 слияния, охватившие 2968 банков, а в 1921-1931 гг. - 5094 слияния, охватившие 9538 банков.

Особенностью концентрации банков в США, в отличие, например, от Англии, является то, что она выступает по преимуществу в замаскированных формах. Одной из форм скрытой концентрации банков является использование крупными банками ресурсов мелких через систему корреспондентских отношений. Наглядным показателем этого служат межбанковские депозиты. Таким образом, через корреспондентские отношения крупнейшие американские банки увеличивают свои ресурсы.

Важная форма скрытой концентрации банков в США - система банковских групп. Она состоит в объединении многих банков под контролем одной акционерной компании, приобретающей их акции и именуемой обычно "обществом для держания акций" (холдинг-компани). [10]

Банковская система США очень интересная для рассмотрения и анализа, ведь является одной из самых крупных во всем мире. Долгое время американские доллары являются мировой валютой, что показывает большую значимость банковской системы США во все мире.

2.2 Особенности становления банковской системы трансформационных стран (на примере Чехии)


Если говорить о странах с переходной экономикой (а именно о группе стран постсоциалистического лагеря), то стоит отметить, что за последние десять-двадцать лет развитие банковского сектора в этих странах происходило в необычайно сложных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией. Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке. [12]

Рассмотрим банковскую систему трансформационных стран на примере банковской системы Чехии.

Банковская система Чехии построена на общепринятых в большинстве экономически развитых стран основах банковского дела.

Главенствующее положение в чешской банковской системе занимает Чешский национальный банк (ČNB). На эффективность проведения его монетарной политики положительно влияет независимость банка от правительства.

Кроме Чешского национального банка, в Чехии действуют еще 36 местных банков, включая 6 строительных сберегательных касс, а также филиалы 12 иностранных банков и десятки банков с иностранным капиталом, которые предоставляют в Чешской Республике услуги в пределах свободного перемещения в ЕС услуг. [13]

Остановимся непосредственно на особенностях банковской системы, так как ее структура является привычной для большинства стран (двухуровневая централизованная система), банки выполняет уже рассмотренные выше активные и пассивные операции, ставят перед собой цели, схожие с другими банковскими системами и, соответственно выполняют те же самые функции.

В настоящее время в государстве действует закон о банковской тайне. Он гласит, что любые сведения о банковских счетах и их непосредственных владельцах не выдаются никаким властям, включая налоговую службу и полицию. За всю историю существования страны, даже социалистической, не было случая конфискации средств иностранных граждан или применения других дискриминационных мер по отношению к их собственности.

Вместе с тем банки обязаны сообщать министерству финансов о вкладах на сумму более 390 тыс. крон, если клиент не может объяснить происхождение денег. В ближайшее время контроль за оборотом наличных денег планируется усилить.

Национальная валюта Чехии - чешская крона. На всех монетах и купюрах изображена корона.

Первоначально Чехия планировала принять евро как официальную валюту, но в августе 2008 года было заявлено, что этого не стоит ожидать ранее 2015 года. Министр финансов годом позже заявил, что введение евро в 2015 году маловероятно. Сейчас осторожно называется 2019 год, но эта дата также находится под большим сомнением. Законопослушных чешских граждан пугает перспектива резкого роста цен, которое произошло в тех странах, где общеевропейская валюта уже находится в обращении.

В специализированных пунктах и банках Чехии производят обмен валюты. Обменные пункты паспорта не требует и справок об обмене валюты на чешские кроны, соответственно, не выдают. Все пункты обмена валют вывешивают таблички с указанием курса валют и процента комиссионных, взимаемых за услуги, которые могут составлять от 1 до 7 %. Взимание комиссии при обмене валют является особенностью банковской системы Чехии, так как в ряде других стран комиссия не взимается (например, в Польше, России).

Подробнее следует остановиться на операциях с иностранными клиентами. К таким клиентам чешские банки имеют различный подход. Все зависит от того, будут деньги вноситься на счет или браться в долг. В первом случае всегда лояльно относятся к иностранцам. Во втором же есть ряд ограничений, которые в основном зависят от страны происхождения кредитора, его статуса и материальных доходов. Кредиторы из стран ЕС, а также люди, постоянно проживающие на территории Чехии, в банках сталкиваются с меньшими трудностями при оформлении кредитов.

Открыть счет в чешском банке очень просто как гражданам Чехии, так и гражданам других государств. Открыть счет может как юридическое, так и физическое лицо, и такая процедура займет не больше часа. Управлять банковским счетом клиент может из любой страны мира, по почте, по телефону и факсу с использованием кодового слова или кодовой таблицы, а также через Интернет. Однако за наличие счета в банке придется платить каждый месяц от 1,5 до 20 евро в месяц.

Среди самых крупных банков Чехии выделяют Чешский Сбербанк, Ситибанк, Чехословацкий Торговый Банк, Джи-И Мани Бэнк, Коммерческий Банк, Почтовый Сбербанк и Райффайзенбанк. [14, с.40-44]

Таким образом, Чешская банковская система представляет собой стандартную банковскую систему с главным центральным банком и коммерческими банками.

3. Особенности банковской системы Республики Беларусь


3.1 Основные проблемы развития банковской системы Республики Беларусь


Банковская система Республики Беларусь состоит из:

·              Национального банка Республики Беларусь;

·              иных банков.

На 1 января 2012 года банковская система Беларуси включала 31 действующий банк. Доминирующие позиции в ней по-прежнему занимали банки государственной формы собственности. На территории республики находилось 9 представительств иностранных банков. [15]

Банковская система Беларуси активно участвует как в развитии экономики республики, так и всех сфер деятельности государства и гражданского общества. 2011 год был нелегким, особенно его первая половина. Беларусь не изолирована от мировых событий, поэтому кризисные явления, происходящее в мире, затрагивают и республику. Рассмотрим, к каким результатам подошла банковская система РБ к 2012 году.

Банковский сектор в 2011 году столкнулся со многими проблемами. К ним относятся: существенное снижение обменного курса белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, неопределенность на внутреннем рынке, отток средств населения в национальной и иностранной валюте, ужесточение монетарной политики, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов. Указанные факторы значительно усложнили условия деятельности банковского сектора и затруднили соблюдение банками нормативов безопасного функционирования.

Несмотря на изменения макроэкономической среды функционирования банков, в целом в 2011 году была обеспечена устойчивость банковского сектора.

Зарегистрированный уставной фонд банков за 2011 год увеличился на Br 15, 6 трлн, достигнув в итоге Br 27,6 трлн. В 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50%. На 01.01.2012 доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков составила 14,5%.

Объем нормативного капитала банков на 1 января 2012 года составил $37,4 трлн увеличившись за год на 112%, что значительно превышает прогнозировавшийся Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год пророст данного показателя на 15-21%. Вместе с тем в эквиваленте евро нормативный капитал банковского сектора снизился с 4,4 млрд евро на начало года до 3,5 млрд евро на конец года.

Активы банковского сектора за рассматриваемый период удвоились (прирост составил 103,4%), достигнув к 1 января 2012 года объема в Br 259,4 трлн. Однако в эквиваленте долларов США активы банковского сектора снизились с $42,5 млрд на начало года до $31,1 млрд на конец года. В результате ускоренного роста рублевого эквивалента активов банков в иностранной валюте доля активов в иностранной валюте в активах банковского сектора за год возросла с 30 до 47,7%

Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, по банковскому сектору на 01.01.2012 составила 4,16%. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год, данный показатель должен сложиться на уровне, не превышающем 8%.

Важным итогом прошедшего года можно считать восстановление доверия вкладчиков после оттока депозитов физических лиц, который случился в первом квартале по депозитам в национальной валюте и длился в течение в течение первого полугодия по депозитам в иностранной валюте. За год депозиты физических лиц в национальной валюте выросли на 41,2%, а в иностранной валюте выросли во втором полугодии на 20,8%.

Кредитование банками секторов экономики за 2011 год выросло с 88807,3 до Br 147 867 млрд, или на 66,5%.

Как показывает мировой опыт, привлечение в страну зарубежных инвестиций оказывает положительное влияние на экономику. Рациональное использование иностранных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, развитию регионов и др. Кроме того. Привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета. В Республике Беларусь улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций уделяется большое внимание.

Хотя и существует некоторая осторожность у зарубежных инвесторов касательно не столько банковской сферы, сколько экономики страны в целом, все же инвестиции осуществляются. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за январь - ноябрь 2011 года прямые иностранные инвестиции в банковский сектор составили $379,9 млн.

Дл повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 предусмотрена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами, стандартами. Хотя главное, конечно же, это стабильная и предсказуемая макроэкономическая ситуация в стране.

Что касается валютного рынка, то также можно отметить работу Национального банка, направленную на стабилизацию белорусского рубля. Сложная экономическая ситуация в стране в 2011 году характеризовалась внешнеторговым дефицитом, наличием инфляционных и девальвационных ожиданий, в связи с чем в области валютного регулирования был принят ряд мер, направленных на предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, а также на снижение спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования. Среди них увеличение диапазона изменений стоимостной корзины и ее центрального значения, указ Президента по отмене льгот, расширение перечня валют. Подлежащих обязательной продаже.

Сегодняшняя ситуация дает основания полагать, что вышеуказанные мероприятия позволили добиться улучшения ситуации на валютном рынке. дальнейшее обеспечение стабильности национальной валюты будет во многом определяться сохранением жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики и ее согласованностью, а также интенсивностью и результативностью макроэкономических преобразований.

Принимаемые Национальным банком меры в области процентной политики были направлены на ограничение эмиссии и повышения уровня процентных ставок в экономике для снижения инфляционных разрывов. Предполагается, что ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20-23% годовых.

Сопоставляя фактические и прогнозные макропруденциальные показатели деятельности банков, предусмотренные Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год, следует отметить, что банковский сектор в целом обеспечил выполнение в национальной валюте прогнозных значений и показателей, непосредственно относящихся к устойчивости банковского сектора. [16, с.5-7]

3.2 Программа развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 гг.


Существенную роль в экономическом развитии страны в настоящий момент предстоит сыграть банковскому сектору. Важно обеспечить его развитие темпами, опережающими темпы развития экономики.

Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

Национальный банк будет и в дальнейшем обеспечивать устойчивость национальной валюты как важнейшее условие эффективного функционирования банковской системы и стабильного роста экономики в целом. В 2011-2015 гг. сохранится режим привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют в рамках горизонтального коридора.

Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики. Национальный банк будет стремиться обеспечивать ставку однорублевого межбанковского кредита (операционный ориентир) на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования.

Дальнейшее совершенствование системы регулирования банковских операций будет направлено на формирование условий для внедрения и развития передовых технологий и современных банковских продуктов на основе:

расширения прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных актах;

развития институтов обеспечения прав банков как кредиторов;

повышения информированности клиентов банков о стоимости и содержании предоставляемых им услуг.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. В целях развития жилищного кредитования предусматривается:

совершенствование института ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях;

разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг.

В рамках развития рыночных принципов ожидается снижения роли банков в кредитовании государственных программ в силу развития инфраструктуры финансового рынка и создания специализированных финансовых организаций.

Развитие платежной системы будет нацелено на обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, совершенствование работы с электронными платежами, увеличения безналичных расчетов в розничном товарообороте, развитие дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, телебанк, sms-банкинг, мобильный банкинг). Коэффициент доступности расчетов будет обеспечиваться на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени.

Основными целями развития информационных технологий в банковской системе будут повышение качества и увеличение количества банковских услуг, обеспечение их доступности независимо от территориальной принадлежности клиентов, а также повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования информационных систем.

Приоритетным направлением развития системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках останется дальнейшее ее сближение с международными принципами, правилами и стандартами.

Эффективному функционированию банковского сектора будет содействовать совершенствование профессионального образования кадров. Профессиональная подготовка специалистов банковской сферы должна быть тесно увязана с требованиями, предъявляемыми к современным финансовым институтам европейского уровня.

Решение задач по развитию банковской системы будет обеспечиваться с учетом широкого международного сотрудничества. Развитие отношений с группой организации Всемирного банка и ЕБРР будет способствовать привлечению финансовых ресурсов для нужд макробизнеса, малого и среднего бизнеса, что является одним из приоритетов кредитования на предстоящие 5 лет. В рамках Единого экономического пространства следует ожидать снятия ограничений по трансграничному перемещению капитала, повышения доступа иностранных поставщиков банковских услуг на рынок страны и, как следствие, повышения конкуренции среди банков.

С учетом указанных условий ожидаются следующие направления развития банковского сектора в 2011-2015 гг.

В условиях роста конкуренции банкам необходимо предпринимать меры по снижению управленческих и организационных издержек. Ожидается, что банки будут переходить на одноуровневую систему управления региональной структурой, осуществлять централизацию бухгалтерского учета, кадровой и правовой работы, преобразование филиалов и отделений в расчетно-кассовые центры и центры по оказанию банковских услуг. Также ожидается снижение концентрации посредством укрупнения и консолидации средних и небольших банков.

Ожидается дальнейшее привлечение иностранного капитала в уставные фонды банков. Имеются условия для увеличения его доли в банковском секторе как минимум до 50%. В том числе через создание новых банков. Соответственно, снизится участие государства в акционерном капитале банков. Значительное привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор обеспечит трансферт современных банковских технологий на отечественный рынок, расширит инвестиционные возможности банков.

Важным направлением развития банковского сектора должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развития института доверительного управления имуществом.

Развитие новых сфер банковского бизнеса определяется также сроками создания в стране регионального (международного) финансового центра, который обеспечит более активное и целенаправленное привлечения иностранных инвестиций в виде финансовых ресурсов и технологий.

В нынешней пятилетке ожидается качественно новое развитие экономики на основе создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения ее инвестиционной привлекательности, что предусмотрено Директивой №4 и Программой на 2011-2015 гг. Со своей стороны банки должны максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций в экономику. Дальнейшая активизация роли банков в наращивании экономического потенциала страны путем расширения финансового посредничества предполагает в течение 5 лет привлечь до $30 млрд от нерезидентов.

Ожидается, что за 2011-2015 гг. на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал. Объем активов банков может увеличиться в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП. В случае интенсификации процессов качественных структурных изменений в экономике, развития эффективного финансового рынка рост активов банковской системы может быть значительно выше (см. Приложение Б, рисунок Б.1).

Либерализация финансового рынка, формирование рыночной институциональной среды с развитыми финансовыми активами, снятие ограничений по трансграничному перемещению капитала позволят банкам в последующем активно выходить на национальные или международные рынки и предлагать широкий спектр банковских услуг, адекватный услугам европейских банков.

Сохранится важная роль внутреннего финансового рынка в активных операциях банков. Банковский сектор останется важнейшим элементом финансового рынка, обеспечивающим потребности быстро растущей экономики Беларуси необходимыми финансовыми ресурсами.

Ожидается, что требования банков к экономике за 2011-2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП. В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП) (см. Приложение Б, рисунок Б.2).

Несмотря на расширение финансового посредничества за счет операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, важное место в активных операциях банков будет занимать кредитование. Наряду с существующими направлениями кредитной поддержки экспортно-ориентированных производств и инвестиционного кредитования в качестве приоритетных следует рассматривать финансирование проектов, направленных на изменение технологических основ производства, выпуск инновационной продукции, научно-исследовательские и конструкторско-технологические разработки, а также кредитование малого и среднего бизнеса. Банковское кредитование населения должно быть синхронизировано со сберегательным процессом. Развитие жилищного кредитования и диверсификация его форм на основе ипотеки должны сопровождаться внедрением строительных сбережений.

Ожидается, что объем банковских услуг возрастет как минимум в 3,5 раза. Развитие рынка розничных банковских услуг, а также повышение спроса на различные их виды будут осуществляться по мере экономического роста страны и благосостояния населения. Банки с учетом сложившейся клиентской базы и инфраструктуры самостоятельно определят стратегические направления совершенствования данного сегмента банковского рынка. В качестве основных направлений рассматриваются такие, как развитие дистанционного обслуживания клиентов; повышение качества услуг посредством их модификации и освоения новых сегментов рынка, включая ипотечное кредитование, операции с ценными бумагами, драгоценными металлами, камнями и другие.

Повышению качества услуг будут способствовать внедрение корпоративных систем управления качеством, поддержание имиджа банка.

Развитие банковского сектора страны должно осуществляться одновременно с повышением устойчивого его функционирования. Быстрое наращивание активов банковской системой не должно сопровождаться ухудшением их качества. По итогам пятилетки доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не должна превышать 4%.

Одновременно для адекватного покрытия рисков банкам следует обеспечить прирост нормативного капитала, соответствующий увеличению активных операций. С учетом прогнозных параметров развития банковского сектора за 2011-2015 гг. нормативный капитал должен увеличиться в 2,2 - 2,4 раза до уровня не менее 12% ВВП.

Важнейшее значение в деятельности банков будет играть формирование, внедрение и развитие системы управления рисками. Одновременно необходимо совершенствовать корпоративное управление в банках. Важным инструментом в формировании высокоэффективного и оперативного риск-менеджмента должно стать создание автоматизированных систем управления рисками.

Осуществление комплексных преобразований внутренних систем управления и контроля позволит банкам обеспечивать устойчивое функционирование и поддерживать высокую степень доверия со стороны клиентов и партнеров.

Дальнейшее повышение устойчивости банковского сектора связано с развитием системы саморегулирования банковской деятельности, что предусматривает значительное усиление роли рыночной дисциплины банков.

Ожидается, что практическая деятельность Ассоциации белорусских банков будет значительно расширена, в том числе в части оказания банкам методической и методологической помощи, формирования профессиональных стандартов банковской деятельности, создания системы внесудебного разрешения споров, участия в реализации программ повышения финансовой грамотности населения.

По итогам 2011-2015 гг. банковский сектор Беларуси по своему развитию вплотную приблизится к показателям банковских секторов стран Центральной и Восточной Европы, как показано в нижеприведенной таблице. Будет обеспечена его стабильность. Банки будут эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворять быстро растущий спрос экономики на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста. [17, с.8-11]

Таблица - Прогноз важнейших показателей банковского сектора на 2011-2015 гг.

Показатели

Прогноз

Активы банков рост, в разах в % к ВВП

2,3 - 3,3 85 - 105

Требования банков к экономике рост, в разах в % к ВВП

2,7 - 3,7 70 - 90

Нормативный капитал рост, в разах в % к ВВП

2,2 - 2,4 не менее 12

Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску на конец периода, в %

Не более 4

Широкая денежная масса рост, в разах

2,9 - 3,3

Международные резервные активы рост, в разах

Не менее чем в 2 раза

Стоимость корзины иностранных валют ежегодное изменение, в %

Не более +-10

Ставка рефинансирования на конец периода в % годовых

6 - 8

Справочно: ВВП в сопоставимых ценах рост, в разах

1,62 - 1,68

Индекс потребительских цен декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г. в %

105 - 106


Примечание - Источник: [17, с.11, таблица 2]

Развитие банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 гг. согласовано с утвержденной Программой социально-экономического развития на данный период, которая направлена на положительный рост экономики и уровня жизни в стране.

Заключение


Банковская система играет одну из определяющих ролей в национальной экономике. В настоящее время уже немыслимо существование развитого государства без существования развитого банковского сектора.

Центральный и коммерческие банки осуществляют эмиссию ценных бумаг и денег, кредитное регулирование, аккумуляцию временно свободных денежных средств и так далее. Тем не менее, их функции и цели отличаются. Центральный банк - это главный банк страны, "банк банков", "регулятор" денежно-кредитной системы. Банк коммерческий - кредитное учреждение, основной целью которого является создание прибыли и вся деятельность которого направлена на ее достижение. Вместе, являясь частями банковской системы, они регулируют обращение всех денежных средств в стране.

Банковские системы разных стран отличаются между собой. Например, банковская система Англии характеризуется устойчивыми традициями, а также сложившимся правовым регламентированием. Для банковской системы Швейцарии характерным является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний.

Банковская система США функционирует в узких рамках разного рода административных инструкций и ограничений и состоит из Федеральной резервной системы, коммерческих банков, среди которых сберегательные учреждения и инвестиционные банки. Банковская система Чехии построена на общепринятых основах банковского дела с главным национальным банком и коммерческими банками. Отличаясь по структуре, проведению операций и другим пунктам, они все равно являются центрами соответствующей денежно-кредитной политики страны.

Что касается банковского сектора Республики Беларусь, он активно участвует как в развитии экономики республики, так и всех сфер деятельности государства и гражданского общества. К 2015 году планируется приравнять показатели банковского сектора Республики Беларусь к общеевропейским. В частности, планируется снижение ставки рефинансирования до уровня 6-8 %, повышение активов банков в 2-3 раза и рост денежной массы примерно в 3 раза. Банковский сектор Республики Беларусь играет большую роль в развитии экономики страны и ее приближении к уровню развитых стран.

Таким образом, банковский сектор может во многом говорить о положении страны в целом, уровне ее развития и возможности совершенствования. Поэтому не только для экономиста, но и для простого гражданина важно понимать действия, происходящие в банковском секторе его страны и трезво оценивать существующие положение данной системы.

Список использованных источников


1.      По мат-м уч. пособия для вузов Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Д. Андросовой " Финансы. Денежное обращение. Кредит" Е.Ф. Жукова, Л.М. Максимовой, А.В. Печниковой и др. "Банки". [Электронный ресурс]. Режим доступа: <#"697396.files/image001.gif">

Рисунок А.1 - Группы операций коммерческого банка


Приложение Б

 

Рисунок Б.1 - Активы банков к ВВП к 2015 г.

Примечание - Источник: [17, с.10]

Рисунок Б.2 - Требования банков к экономике к ВВП к 2015г.

Примечание - Источник: [17, с.10]

Похожие работы на - Банковская система и ее роль в национальной экономике на примере Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!