Анализ формирования и расходования денежных средств в ТФОМС по Чувашской Республике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    220,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ формирования и расходования денежных средств в ТФОМС по Чувашской Республике

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты отчисления в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ

.1 Сущность, значение и роль ТФОМС РФ

.2 Порядок и срок уплаты страховых взносов в ТФОМС РФ

.3 Взыскание недоимки ТФОМС по страховым взносам, пеней и штрафов

. Анализ формирования и расходования денежных средств в ТФОМС по Чувашской Республике

.1 Общая характеристика деятельности и оценка поступления средств ТФОМС Чувашской Республике

.2 Оценка поступления средств в ТФОМС со всех

доходных источников

.3 Оценка расходования денежных средств ТФОМС по Чувашской Республике

. Пути совершенствования ТФОМС по Чувашской Республике

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Медицинское страхование, является, по сути, совершено новым явлением для нашего государства и общества, требует глубокого изучения условий и методов внедрения данной системы в совокупности с другими социально - политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране.

В настоящее время между обществом и медициной складываются новые по своему содержанию социально-экономические взаимосвязи. Наметилась тенденция замены бесплатной медицинской помощи платными услугами.

Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития экономических отношений государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь, что представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования образуется за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем, и характер определяются условиями страхового договора.

Цель курсовой работы - изучение отчислений в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты отчисления в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

провести анализ формирования и расходования денежных средств ТФОМС по Чувашской Республике;

выявить достижения и перспективы ТФОМС.

Объектом исследования курсовой работы выступает ТФОМС по Чувашской Республике.

Предметом исследования курсовой работы выступает отчисления в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Теоретической основой исследования курсовой работы являются научные труды отечественных ученых по вопросам теории и практики развития финансовой системы ТФОМС, официальные статистические данные, программы и другие материалы по финансовой системе ТФОМС.

Курсовая работа состоит из ведения, трех глав, заключения списка литературы.

1. Теоретические аспекты отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования РФ

.1 Сущность, значение и роль ТФОМС

Порядок создания и деятельности ТФОМС регламентируется Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ. Это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, подотчетное органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекции, возглавляемой исполнительным директором.

Состав правления утверждается органами законодательной власти территорий. Председатель избирается правлением. Исполнительный директор назначается администрацией территории. Для выполнения своих задач ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.

Территориальный фонд: аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на ОМС граждан осуществляет финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, заключившими договоры ОМС по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда:

осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС;

предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы ОМС;

разрабатывает правила ОМС граждан на соответствующей территории осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан согласовывает совместно с органами исполнительной власти профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу ОМС населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для её осуществления;

вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по ОМС осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами ОМС предоставляет ФФОМС информацию в пределах своей компетенции проводит разъяснительную работу по вопросам, осуществляет другие мероприятия по организации ОМС граждан. Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление территориального фонда по мере необходимости, но не реже оного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам исполнительной и представительной власти. Отчет о доходах и использовании средств ТФОМС, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется в средствах массовой информации.

1.2 Порядок и срок уплаты страховых взносов в ТФОМС

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды лицами, не производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам регламентированы статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Уплата страховых взносов за 2010-2012 гг. в соответствии с Законом 212-ФЗ, в период с 01.01.2010 до 31.12.2012 плательщиками страховых взносов страховые взносы уплачивались в размере, исходя из стоимости страхового года (ССГ):

ССГ=МРОТ * тариф (%) * 12 мес.

Таблица 1

Тарифы страховых взносов за 2010-2012 гг.

Год

Размер МРОТ

Тариф страховых взносов



ФФОМС

ТФОМС

2010

4330

1,1%

2,0%

2011

4330

3,1%

2,0%

2012

4611

5,1%

0,0%


из них 6% на накопительную часть трудовой пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе.

Уплата страховых взносов начиная с 01.01.2013

В соответствии с законом 212-ФЗ, с 01.01.2013 страховые взносы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования должны уплачиваться в фиксированном размере.

Начисление и уплата фиксированного размера страховых взносов производятся отдельно за каждый календарный год с учетом периода пребывания в статусе плательщика страховых взносов. Для индивидуального предпринимателя, главы кфх - это период со дня государственной регистрации индивидуального предпринимателя по день государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (включительно), для кфх - юридического лица - это период с даты государственной регистрации юридического лица по дату государственной регистрации ликвидации юридического лица (включительно), для адвоката, нотариуса и иного лица, занимающегося в установленном порядке частной практикой - это период, подтвержденный документами соответствующих органов.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) определяется как произведение одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и количества месяцев работы в году.

Тариф страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%.

В случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.

Уплату страховых взносов можно производить ежемесячно или ежеквартально в течение отчетного периода, но не позднее 31 декабря.

В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (Статья 25 Закона № 212-ФЗ).

Рассмотрим структуру страховых взносов за 2010-2012 гг. рис. 1

Рис 1. Структура страховых взносов за 2010-2012 гг.

1.3 Взыскание недоимки ТФОМС по страховым взносам, пеней и штрафов

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г., с измен и дополнениями, вступившими в силу с 0.01.2014 г.) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07. 2009 №212-ФЗ (с изменениями от 03.12.2012 г. вступившими в силу от 01.01.2013 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», к плательщику страховых взносов применяются следующие финансовые санкции:

за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов - штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей;

за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом - штраф в размере 200 рублей;

за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов - штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов, в случае умышленных действий - штраф в размере 40% от неуплаченной суммы страховых взносов;

за отказ или непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов - штраф в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона от 01.01.2013 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Форма решения о взыскании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание страховых взносов со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты. При взыскании средств, находящихся на счетах в иностранной валюте, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов одновременно с поручением органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет плательщика страховых взносов.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

2. Анализ формирования и расходования денежных средств в ТФОМС по Чувашской Республике

.1 Общая характеристика деятельности и оценка поступления средств в ТФОМС Чувашской Республике

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Чувашской Республики.

Территориальный фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Чувашской Республики и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд). Для реализации своих полномочий Территориальный фонд открывает счета, может создавать филиалы и представительства, имеет бланк и печать со своим полным наименованием, иные печати, штампы и бланки, геральдический знак-эмблему.

Официальное наименование - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики; сокращенное наименование - ТФОМС Чувашской Республики.

Местонахождение Территориального фонда и его юридический адрес: 428013, г. Чебоксары, ул. Калинина, дом 66.

Территориальный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики.

Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Чувашской Республики, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Чувашской Республики, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", настоящим Положением, законом Чувашской Республики о бюджете Территориального фонда на очередной финансовый год и плановый период.

Организационная структура ТФОМС по Чувашской Республике представлена на рис. 2

Рис.2. Организационная структура ТФОМС по Чувашской Республике

Основными направлениями деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - ТФОМС Чувашской Республики) в 2012 году являлись:

обеспечение реализации и исполнения на территории Чувашской Республики Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

финансовое обеспечение приоритетного национального проекта «Здоровье»;

финансирование программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики.

В целом доходы бюджета ТФОМС Чувашской Республики в 2012 году составили 7503,8 млн. руб., что составляет 110,2%, от уровня 2011 года и на 3,5% выше годовых назначений.

Сверх годовых бюджетных назначений из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования получено 245,1 млн. рублей, в том числе на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее-ОМС) - 91,8 млн. рублей, на финансирование Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики - 151,3 млн. рублей, на осуществление компенсационных выплат врачам в возрасте до 35 лет, прибывшим или переехавшим в 2011 -

годах на работу в сельский населенный пункт - 2,0 млн. рублей.

В структуре доходов ТФОМС Чувашской Республики за 2012 год 69,2% занимают субвенции Федерального фонда ОМС на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в ОМС, 23,5% - средства, переданные из Федерального фонда ОМС и из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы, 3,8% - безвозмездные поступления на финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье», 1,7% - средства, переданные из Федерального фонда на реализацию программы «Земский доктор», 1,8% - прочие доходы.

ТФОМС Чувашской Республики осуществляет полномочия администратора доходов бюджета Федерального фонда ОМС по страховым взносам на ОМС неработающего населения. Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является страхователем для неработающих граждан на территории Чувашской Республики и зарегистрировано в этом качестве в ТФОМС Чувашской Республики. Страхователь осуществляет ежемесячное перечисление соответствующих взносов в Федеральный фонд ОМС, представляет ежеквартальные расчеты по установленной форме. Поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2012 году составили 2523,8 млн. руб. или

,1 руб. на 1 неработающее застрахованное лицо, что составило 101,9% от уровня 2011 года.

Администрирование страховых взносов на ОМС работающего населения осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом ОМС от 31.12.2010 ТФОМС Чувашской Республики регулярно получает информацию о регистрации страхователей и уплаченных страховых взносах, а также сведения о задолженности.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Чувашской Республики зарегистрировано 23431 юридических лиц и 55720 предпринимателей.

2.2 Оценка поступления средств в ТФОМС по Чувашской Республике со всех доходных источников

Доходы ТФОМС по ЧР страхования формируются за счет следующих источников:

1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Чувашской Республики ;

) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством;

) прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством. Доходы ТФОМС по Чувашской Республике за 2010 - 2012 года предтавлены в таблице 2 .

Таблица 2

Доходы ТФОМС по Чувашской Республике за 2010-2012 года (млн. руб.)

Наименование показателя

Годы

Отклонение (+,-)


2010

2011

2012

2011г. от 2010г.

2012 г. от 2011 г.

Поступление в том числе :

125524

157817

162621

32293

4804

55772

71809

89293

16037

17484

из республиканского бюджета

69694

85847

73175

16153

-12672


Как свидетельствует данные табл. 2 можно сделать вывод, что бюджет поступления денежных средств в ТФОМС в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось на 32293 млн.рублей ,а в 2012 году поступление денежных средств выросло по сравнению с 2011 годом на 4804 млн.рублей, в том числе:

налоги и страховые взносы в 2011 году по сравнению с 2010 году увеличились на 16037 млн.рублей, а в 2012 по сравнению с 2011 годом возрасло на 17484 млн.рублей;

поступления из республиканского бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 16153 мил.рублей, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом поступления денежных средств уменьшилось на 12672 мнл. рублей.

В течение 2011 года ТФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2010 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2011 году.

Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.

В результате к декабрю 2011 года ТФОМС смог обеспечить расчеты с за фактически отпущенные в 2010 году лекарственные средства отдельным категориям граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей).

Благодаря принятым мерам по укреплению финансовой дисциплины в системе ДЛО совокупная стоимость по выписанным и фактически отпущенным в 2011 году лекарственным средствам уменьшилась на 24 млрд. рублей и составила 50,7 млрд. рублей.

При этом основные параметры и источники финансовых ресурсов, необходимых для завершения расчетов за отпущенные лекарственные средства, были определены заблаговременно, на уровне Федерального закона от 21.07.2007 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Таким образом, в 2012 году расчеты осуществлялись уже в плановом режиме, и к середине июня они также завершены в полном объеме.

Рассмотрев анализ исполнения бюджета обязательного медицинского страхования по доходам за 2010 - 2012 года можно сделать следующие выводы :

в 2010 сумма профицита бюджета составила 6117 млн. рублей , в 2011 и 2012 году наблюдает дефицит бюджета ;

в системе ТФОМС при распределении средств в регионы больше не принимаются субъективные решения, все финансирование осуществляется в строго порядке в соответствии с федеральным законом;

Рассмотрим структуру доходов ТФОМС по Чувашской Республике 2010-2012 г.г. на рис. 3

Рис. 3 Структура доходов ТФОМС по Чувашской Республике за 2010-2012гг.

.3 Оценка расходования денежных средств ТФОМС по Чувашской Республике

Расходование средств ОМС в 2012 году осуществлялось в соответствии с целями, установленными Законом Чувашской Республики от 05.12.2011 №89 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями от 30.07.2012 №44, от 04.12.2012 №80).

Бюджет ТФОМС Чувашской Республики по расходам исполнен на 7 459,5 млн. рублей, или на 102,5% к годовым назначениям.

Расходы бюджета ТФОМС на 2010-2012 года (млн.руб.) представлена в таблице 2.

Сведения о расходов бюджета ТФОМс по Чувашской Республике предствалены в табл. 3

Таблица 3

Оценка расходов бюджета ТФОМС по Чувашской Республике за 2010-2012 года

Наименование показателя

Годы

Отклонение (+,-)


2010

2011

2012

2011 г. от 2010 г.

2012 г.от 2011 г.

1

2

3

4

5

6

Расходование в том числе :

119407

158177

168706

38770

10529

субсидии бюджетам на проведение пилотного проекта направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

-

2083

3351

2083

1268

субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

38133

41823

71279

3690

29456

субсидии бюджетам территориальных фондов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)

3210

3403

3539

193

субвенции бюджетам на денежные выплатыучастковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам соответствующих врачей

14624

14964

20997

340

6033

субсидии ОМС на проведение дополнительное диспансеризации работающих граждан

1607

2529

5685

922

3156

на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами

40421

66902

30912

26481

-35990

средства передаваемые бюджету Фонда социального страхования на оказание работающим гражданам первичной медико- санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течении первого года жизни

12934

15144

16661

2210

1517

на финансирование исполнительной дирекции Фонда

118

142

227

24

85

на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда

34

68

528

34

460


Как свидетельствуют данные табл.3 можно сделать следующие выводы:

расходование бюджетных средств с каждым годом возрастает, и это связа с увелечение расходов по статьям , например, финансирование расходов на создание и совершенствование информациооной системы Фонда с 2010 года по 2012 году увеличилась на 400 млн. рублей , и еще значительное расходование средств произошло в территориальном фонде ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сетрам.

Остатки средств на 1 января 2011 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2010 году направлены в бюджет на завершение расчетов в первом квартале 2011 года по заключенным в 2010 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования.

ТФОМС в 2012 году осуществляет финансирование проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование за счет средств в сумме 4000000,0 тыс. рублей, перечисляемых из федерального бюджета, и остатков средств на 1 января 2011 года в сумме 1434280,0 тыс. рублей, образовавшихся в бюджетах Фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в результате неполного использования ассигнований на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, после завершения в первом квартале 2007 года расчетов по дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в 2006 году.

В Бюджете ТФОМС на 2012 год Установлено, что Фонд в 2012 году направляет в бюджет Фонда социального страхования денежные средства в сумме 16661 млн.. рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Рассмотрев исполнение бюджета обязательного медицинского страхования за 2010 - 2012 года можно сделать следующие выводы :

расходы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, составили в сумме 446290 млн. рублей;

осуществляется финансирование пилотного проекта, направленого на повышение качества услуг в сфере здравоохранения в сумме 4 млн. рублей ;

Рассмотрим структуру расходов ТФОМС по Чувашской Республике в 2012 г. на рис. 4

Рис. 4 Структура расходов ТФОМС по Чувашской Республике за 2012 г.

медицинский страховой взнос штраф

3. Пути совершенствования ТФОМС по Чувашской Республике

Здоровье граждан как социально-экономическая категория является важным фактором создания трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

В целях дальнейшего функционирования качественной, современной системы здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения, повышение качества жизни населения, создание благоприятных условий для устойчивого демографического развития, формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 октября 2011 г. №444 утверждена государственная программа Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2012-2020 годы включающая в себя следующие подпрограммы: «Инвестиционная программа развития инфраструктуры здравоохранения», «Обеспечение оказания медицинской помощи и предоставления услуг в сфере здравоохранения»; «Обеспечение качественными и безопасными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения»; «Обеспечение здравоохранения кадрами высокой квалификации»; «Приоритетный национальный проект «Здоровье», «Программа <consultantplus://offline/ref=C387C835FC5EAD617A8C7DD4C18EFAC45110D8AF79A494B5186D10B03366E15FCF8B6143DAE3D71544A8D4oBD8M> модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2013 годы»; республиканские целевые программ <consultantplus://offline/ref=C387C835FC5EAD617A8C7DD4C18EFAC45110D8AF78AC96BB1D6D10B03366E15FCF8B6143DAE3D71547AAD2oBDDM>ы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Чувашской Республике (2010-2020 годы)»; «Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2011-2020 годы»; «Дети Чувашии» на 2010 - 2020 годы; Республиканская целевая программа <consultantplus://offline/ref=C387C835FC5EAD617A8C7DD4C18EFAC45110D8AF78AD93B41E6D10B03366E15FCF8B6143DAE3D71547ABD3oBD9M> демографического развития Чувашской Республики на 2011-2020 годы; «Формирование здорового образа жизни у населения Чувашской Республики (2010-2012 годы)»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»; Республиканская целевая программа <consultantplus://offline/ref=C387C835FC5EAD617A8C7DD4C18EFAC45110D8AF78AD93B41E6D10B03366E15FCF8B6143DAE3D71547ABD3oBD9M> улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы.

Высокий уровень заболеваемости трудоспособного населения диктует необходимость проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников организаций. Требуется разработка инновационных технологий в сфере защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов производственной среды.

Сдерживает развитие и то, что современные информационные технологии применяются не на всех этапах оказания медицинской помощи. В настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации.

При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении, а также обеспечение автоматизированными рабочими местами всех медицинских работников отрасли, в том числе экспертно-аналитическими медицинскими системами поддержки врачебных решений.

Кроме того, особого внимания заслуживает необходимость внедрения телемедицинских технологий.

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций, уже сейчас приводящих к необходимости структурной перестройки системы здравоохранения.

Структура Программы охватывает как направления, связанные с обеспечением решения первоочередных проблем профилактики и предотвращения преждевременной смертности и заболеваемости населения, так и направления, обеспечивающие развитие системы охраны здоровья.

Особенно актуальными являются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний в первую очередь тех, которые обусловливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения.

В Чувашской Республике, согласно настоящей Программе, получат дальнейшее развитие доказавшие эффективность международные движения «Регионы - за здоровье» и «Здоровые города».

Мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия на социальные детерминанты здоровья, обозначены в методических документах, разработанных в рамках региональной сети «Здоровые города, районы, поселения Чувашской Республики».

Приоритетом в деятельности системы здравоохранения определены дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи на основе функционирования общеврачебных (семейных) практик, модернизация существующей сети ФАП, домовых хозяйств. Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные медицинские технологии и информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения, формирования у населения приверженности к здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате ДТП определяет необходимость взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики с широким кругом органов и организаций независимо от форм собственности, общественными организациями по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения

В среднесрочном периоде актуальными являются реализация мер, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обусловливают наибольший «вклад» в структуру смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.

Задачи Государственной программы

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи

В направлении решения данной задачи необходимо повышать эффективность первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку.

В связи с этим приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходимы разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

Основными направлениями Государственной программы в сфере профилактики инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику, являются:

снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения.

В результате выполнения этих задач должно быть достигнуто снижение заболеваемости дифтерией, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом В, а также подтверждение статуса Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита.

Основными направлениями Государственной программы в рамках мероприятия по профилактике ВИЧ, вирусных гепатитов В и С являются:

снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С среди населения;

информирование и обучение различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, повышению ответственности за свое здоровье;

пропаганда среди ВИЧ-инфицированных жизненных навыков, препятствующих распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, повышающих качество жизни ВИЧ-инфицированных и препятствующих переходу ВИЧ-инфекции в стадию СПИДа;

изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную как населения в целом, так и ВИЧ-инфицированных, препятствующее распространению инфекции.

В настоящее время наиболее распространенными причинами смертности, заболеваемости и утраты трудоспособности являются неинфекционные заболевания.

Хронические неинфекционные заболевания - это ряд хронических заболеваний, включающих сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, хронические обструктивные болезни легких, сахарный диабет II типа. Они характеризуются длительным латентным периодом, продолжительным течением заболевания и общностью факторов риска, носят системный характер, поражают молодое население.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 85% всех смертей населения Чувашской Республики, при этом 52,7% смертей от неинфекционных заболеваний обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний лежит единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Разработка Государственной программы обусловлена необходимостью принятия мер по реализации государственной политики по борьбе с неинфекционными заболеваниями, внедрения в медицинскую практику эффективных методов профилактики, ранней диагностики и адекватного лечения и, как следствие, снижения показателей заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний. Ключевую роль в решении поставленных задач играет развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у населения Чувашской Республики с использованием межведомственного подхода.

Основное содержание мероприятий Государственной программы - действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов риска развития заболеваний, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения (профилактика в рамках популяционной стратегии), выявление и снижение уровней факторов риска развития заболеваний у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии выявления лиц высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными заболеваниями для предупреждения их прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний).

Федеральным законом <garantF1://12091967.346> «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается с 1 апреля 2015 г. финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Государственная программа реализуется в два этапа:

I этап - структурные преобразования, 2013-2015 годы;

II этап - развитие инновационного потенциала в здравоохранении, 2016-2020 годы.

Вместе с тем в основе дальнейшего повышения качества медицинской помощи профилактика развития факторов риска хронических неинфекционных заболеваний за счет приверженности населения к здоровому образу жизни, раннее выявление факторов риска главным образом неинфекционных заболеваний, а также ранняя диагностика и лечение самих заболеваний. Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменения показателей смертности и заболеваемости населения.

Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Необходимость реализации профилактических мер в Чувашии обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний.

Одними из наиболее важных задач в рамках развития медицинской профилактики и диспансеризации населения являются выявление злокачественных новообразований на I-II стадиях заболевания, а также организация дифференцированных скрининговых исследований в республике в зависимости от уровня распространенности туберкулеза.

На I этапе (2013-2015 годы) реализации подпрограммы 1 до 2015 года должно быть осуществлено внедрение федеральных порядков и стандартов медицинской помощи.

На II этапе (2016-2020 годы) будет осуществляться поэтапное внедрение экономически обоснованной саморегулируемой системы управления качеством медицинской помощи.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения совместно с сохранением и укреплением здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни является повышение доступности и качества медицинской помощи за счет повышения эффективности функционирования системы здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для достижения целевых показателей здоровья и деятельности системы здравоохранения, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в республике реализуется стратегия модернизации здравоохранения, направленная, с одной стороны, на улучшение качества и доступности медицинских услуг, с другой - на повышение структурной эффективности деятельности системы здравоохранения.

Реализуются мероприятия по оптимизации сети лечебных учреждений, служб, а также технических, кадровых и технологических ресурсов.

В практике лечебно-профилактических учреждений широко используются принципы государственно-частного партнерства и передачи на аутсорсинг не свойственных медицинскому учреждению функций - организации питания, стирки белья, клининга, обслуживания инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Запланирована апробация названных технологий аутсорсинга в службе скорой медицинской помощи (содержание и ремонт автомобилей).

Развитие современных информационных технологий, сопровождающих управленческий, бухгалтерский и кадровый учет, а также автоматизирующих работу непосредственно медицинского персонала, также способствует эффективному выстраиванию основных производственных процессов.

Запланированы и реализуются как реорганизация маломощных лечебно-профилактических учреждений путем присоединения к крупным больницам, так и создание межрайонных территориальных центров путем слияния нескольких учреждений. Перспективным направлением определена централизация ряда специализированных служб.

В Чувашской Республике осуществляется взаимодействие частной и государственной систем здравоохранения на основе государственно-частного партнерства: в реализации Программы государственных гарантий участвует 7 негосударственных медицинских организаций, в том числе 6 - частной формы собственности и 1 - ОАО «Российский железные дороги».

Это позволит не только оптимизировать количество материально-технических и кадровых ресурсов, но и обеспечить качество предоставляемых медицинских услуг, в том числе диагностических, в условиях необходимости обязательного исполнения федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка»

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения. Развитие человеческого потенциала в значительной степени связано с актуализацией и повышением внимания государства к вопросам заботы о здоровье детей.

В Чувашии разработаны и реализуются республиканская целевая программа <garantF1://17522311.0> «Дети Чувашии» на 2010-2020 годы, утвержденная постановлением <garantF1://17522311.0> Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. №108, Республиканская целевая программа <garantF1://17527732.1000> демографического развития Чувашской Республики на 2011-2020 годы, принятая постановлением <garantF1://17527732.0> Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. №270, направленные на предупреждение, раннее выявление и лечение заболеваний у детей, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, получили дальнейшее развитие учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальная инфраструктура, ориентированная на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Основной целью государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения является развитие взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения. Необходимо развивать вхождение в систему ОМС медицинских организаций, использование концессионных соглашений, а также привлечение управляющих компаний в целях управления отдельными видами медицинских организаций по различным аналитическим признакам.

Основным критерием отбора медицинских организаций, управление которыми будет осуществляться по данной модели, должен быть низкий инвестиционный и квалификационный «порог чувствительности». Речь идет об организациях, оказывающих первичную медико-санитарную и санаторно-курортную помощь.

В качестве одной из мер повышения доступности медицинской помощи застрахованным гражданам рассматривается включение в систему обязательного медицинского страхования медицинских организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой. Застрахованное лицо вправе выбрать медицинскую организацию и страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, размещенный в обязательном порядке на официальном сайте ТФОМС Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и дополнительно опубликованный иными способами, а также врача для получения первичной медико-санитарной помощи.

В целях создания конкурентных условий участники обязательного медицинского страхования (страховые медицинские организации и медицинские организации) обеспечивают размещение необходимой информации на собственных официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публикуют ее в иных средствах массовой информации.

В целях обеспечения реализации прав застрахованных граждан страховые медицинские организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Целью медицинского страхования в области здравоохранения на период 2013-2020 гг. в Чувашской Республике является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение ее эффективности. Важнейшая задача - модернизация системы обязательного медицинского страхования, в том числе:

реализация одноканальной модели финансирования медицинской помощи в системе ОМС;

введение эффективных способов оплаты медицинской помощи, учитывающих качество и объемы ее оказания;

создание системы управления качеством медицинской помощи;

обеспечение условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в системе обязательного медицинского страхования.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам планируется обеспечить создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Выполнение конкурентных условий предполагает деятельность на равных началах в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций всех форм собственности.

Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, ФФОМС, предоставленных бюджету ТФОМС Чувашской Республики на ее реализацию, средств бюджета ТФОМС Чувашской Республики и иных источников финансирования.

Заключение

Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.

Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством РФ, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.

Средства ФОМС составляют существенную часть источников финансирования здравоохранения. Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров.

Финансовые ресурсы, предназначенные для ОМС, направляются в федеральный внебюджетный Фонд обязательного медицинского страхования, который предназначен для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных и региональных бюджетов.

В настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения.

Предусматривается реализация следующих мероприятий: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Целью медицинского страхования в области здравоохранения на период 2013-2020 гг. в Чувашской Республике является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение ее эффективности. Важнейшая задача - модернизация системы обязательного медицинского страхования, в том числе:

реализация одноканальной модели финансирования медицинской помощи в системе ОМС;

введение эффективных способов оплаты медицинской помощи, учитывающих качество и объемы ее оказания;

создание системы управления качеством медицинской помощи;

обеспечение условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в системе обязательного медицинского страхования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г// Российская газета . - 2010. - №237.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм. 27.07.2011 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №12 .- Ст. 2110.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм. 27.07.2012 г.// Собрание законодательства РФ. - 2012 - №24.- Ст. 1210.

.   Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. №165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2010г.

5.      О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 в ред. от 24.07.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2011г.

.        О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон РФ от 21.07. 2007 г. №184-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2011 г.

.        О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон РФ от 23.11. 2007 г. №265-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2011 г.

.        Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год: Федеральный закон РФ от 27.12.2009 г. №372-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2011 г.

.        Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год: Федеральный закон РФ от 04.10.2010 г. г. №256-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2011 г.

10.    Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107289>: Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.01.2011г.

.        Анисимов В.И. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС/ В.И. Анисимов// Российский Экономический журнал. 2009. - №3. - С.26 - 32.

.        Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию / В.Г. Бутова // Финансы. - 2009. - №1. - С.38-51.

.        Бородин А.Ф. О медицинском страховании в России / А.Ф. Бородин // Финансы. - 2009. - №12. - С. 42-52.

.        Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования / И.А. Гехт // Здравоохранение РФ. - 2012. - №4. - С. 54-59.

.        Гришин В.В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования / В.В. Гришин // Здравоохрание РФ. - 2009. - №4. - С. 47-51.

.        Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование. Первые шаги/ В.В. Гришин // Экономика и жизнь. - 2012. - №41. - С. 14.

.        Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития / В.В. Гришин // Экономика и жизнь. - 2011. - №3. - С. 15.

.        Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. - М.: "Анкил", 2011. - С.60

.        Загородников С.В. Финансы и кредит: учеб. пособие / С.В. Загородников.- 2-е изд., - Москва: Издательство «ОМЕГА - Л», 2012 .- 143 с.

.        Мамедов А.А. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности (проблемы и перспективы).- М.: ИД «Юриспруденция».- 2011.- С. 15-19.

.        Маршалова А.С., Улавнова Н.К. Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинского страхования / А.С. Маршалова, Н.К. Улавнова//. Регион. - 2012. - №2. -С. 107-118.

.        Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. учебник - 5 изд., исп. и доп. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2011.- 308 с.

.        Стародубцев В.И., Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России / В.И. Стародубцев, Е.Н. Савельева. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 189 с.

.        Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации

.        Чулюков Ю.В. Обязательное медицинское страхование в России: прогноз на 2011-2012 годы / Ю.В. Чулюков // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2010. - №6. - С. 34-51.

.        Янина И.А. Программа модернизации здравоохранения РФ: проблемы и пути решения / И.А. Янина // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2009. - №3. - С. 22-36.

Приложение 1

Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Система состоит из следующих элементов:

Число организаций 2000

1. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

90

2. Филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 170

3. Страховые медицинские организации

355

4. Лечебно-профилактические учреждения, участвующие в программе обязательного медицинского страхования, включая следующие организации

8 242

4.1. Больницы

6 649

4.2. Амбулаторно-поликлинические учреждения

2 500

4.3. Стоматологические учреждения

710

 
Приложение 2

Динамика численности страховых медицинских организаций, принимающих участие в программе обязательного медицинского страхования за 2008-2013 гг.

Число страховых медицинских организаций


2008

2009

2010

2011

2012

2013

Чувашская Республика

536

538

461

415

378

355


Динамика численности лечебно-профилактических учреждений, принимающих участие в программе обязательного медицинского страхования за 2011-2013 гг.

Число лечебно-профилактических учреждений, участвующих в программе обязательного медицинского страхования


2011

2012

2013

Чувашская Республика

8210

8236

8242


Приложение 3

Объем и структура источников поступлений денежных средств в территориальные фонды обязательного медицинского страхования Чувашской Республики

Источники поступлений денежных средств

2012


Сумма (млн. руб.)

%

Страховые взносы за работающее население

62.4

61.7%

Страховые платежи из бюджета за неработающее население

24.5

24.3%

Поступления от инвестиций

1.4

Штрафы и другие финансовые санкции

5.1

5.0%

Прочие поступления, включая субсидии Федерального фонда ОМС и банковские кредиты

7.8

7.7%

ИТОГО

101.2

100%

Похожие работы на - Анализ формирования и расходования денежных средств в ТФОМС по Чувашской Республике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!