Анализ банковского менеджмента Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ банковского менеджмента Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219

Содержание

Введение

.        Теоретические основы менеджмента в банках

.1 Сущность банковского менеджмента

.2 Содержание банковского менеджмента

.3 Контроль банковской деятельности

.        Анализ банковского менеджмента Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219

.1 Характеристика деятельности банка

.2 Анализ управления персоналом

.3 Эффективность менеджмента в банке

.        Предложения по основным направлениям совершенствования менеджмента в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В условиях рыночной экономики компания, корпорация, предприятие любой сферы деятельности, в том числе банковской, требует управления. Управление, или менеджмент, предполагает учет колебаний рыночной конъюнктуры, обеспечение конкурентоспособности, стремление к эффективной, рентабельной, социально ориентированной деятельности. Трактовки термина «банковский менеджмент» различны. Чаще всего его понимают как управление банком в условиях рыночной экономики. Научное определение трактует банковский менеджмент как теоретические и методические основы управления конкретной сферой деятельности - банковской деятельностью.

Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы.

Банковская деятельность представляет собой специфичную сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента. Сберегательный банк Российской Федерации, старейший банк страны, является бесспорным лидером российской банковской системы, основой ее стабильности и надежности. Обладая наиболее развитой филиальной сетью, он осуществляет операции на территории всей страны, предоставляет услуги подавляющей части населения России, осуществляет кредитование реального сектора экономики, в том числе инвестиционных проектов, принимает участие в реализации государственных программ.

Управление банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками.

Планирование в банковском менеджменте позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности.

Данная работа является актуальной, так как посвящена проблемам, исследованию перспективных направлений дальнейшего развития менеджмента банков. В современных условиях, когда на рынке капиталов существует конкуренция за привлечение денежных ресурсов и сферу их вложений, проблема управления банком, т.е. выбор и осуществление методов банковского менеджмента чрезвычайно актуальна.

Объектом исследования является Набережночелнинское отделение Сбербанка РФ №8219.

Предмет исследования - банковский менеджмент.

Целью данной работы является рассмотрение менеджмента в банках. Разработка данной цели требует постановки следующих задач:

раскрыть теоретические основы менеджмента в банках;

провести анализ банковского менеджмента Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219;

предложить пути совершенствования менеджмента в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ № 8219.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

.        Теоретические основы менеджмента в банках

.1      Сущность банковского менеджмента

Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Зарубежная экономическая статистика отмечает, что 40% банков терпит банкротство из-за плохого качества управления. Руководитель банка - это не номенклатурная должность, он не столько администратор, сколько банкир в самом прямом смысле этого слова, профессионал, обладающий коммерческими и аналитическими способностями. Во всем мире о банке судят прежде всего по тому, кто его возглавляет, какова личность председателя, его профессиональный и моральный уровень, способность организовать бизнес, его авторитет в мире деловых людей.

Управление банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками [2, С. 28].

Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий период, выработка мер по их реализации. Составные части банковской политики - кредитная, инвестиционная, трастовая политика. Здесь важное значение имеет определение перспектив изменений количественных, качественных и социальных показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его деятельности, выделение приоритетов и выбор методов организации работы. Планирование деятельности банка основывается на глубоком анализе конъюнктуры денежного рынка и возможно самого банка, а также на экономико-математических моделях, используемых для прогнозирования.

При формировании политики необходимо дать оценку положения банка на рынке банковских услуг, проанализировать спрос и предложение на банковские услуги в данном регионе. Необходимо выявить круг реальных и потенциальных клиентов банка независимо от их расположения. В этих целях коммерческий банк может провести анкетирование клиентов. В анкете, разработанной банком для реальных и будущих клиентов, должны быть перечислены различные виды услуг, в которых может нуждаться клиент.

Одновременно банк должен изучать свои возможности с точки зрения объема и структуры кредитных ресурсов, ликвидности баланса, уровня затрат на проведение соответствующих операций, технической оснащенности банка, квалификации кадров. На основе такого анализа банк формирует политику применительно к каждой сфере деятельности. При этом учитываются возможности банков-конкурентов [7, С. 62].

Управление активами - одно из важнейших направлений банковского менеджмента; оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится задача обеспечения прибыльной работы банка при соблюдении ликвидности его баланса. Эта задача выполнима только на основе систематического анализа складывающейся ситуации путем целенаправленных действий, обеспечивающих изменение структуры активов. Известно, что разные активы приносят банку неодинаковую прибыль, имеют разную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяются особенностями задач, решаемых банком в течении соответствующего периода.

Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи [10, С. 33]:

не допускать наличие в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;

изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций; обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых ресурсов».

Специфика понятия «банковский менеджмент» предопределяется следующей спецификой банковской деятельности как вида бизнеса:

фирма - банк;

бизнес-процессы - процессы заключения и выполнения условий банковских сделок;

рынок сбыта - рынок банковских услуг;

персонал фирмы - сотрудники банка;

и т.д.

Задачи банковского менеджмента:

К основным задачам банковского менеджмента можно отнести [8, С. 5]:

. Разработка банковской политики:

постановка главных задач, выделение основной цели существования банка;

разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка;

разработка методологии управления деятельностью банка;

разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка;

стратегия управления персоналом банка:

в области организации работы персонала

в области определения эффективности работы персонала;

в области мотивации персонала в области стимулирования инновационного потенциала предприятия;

в области продвижения персонала

. Банковский маркетинг:

установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;

установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;

внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

. Создание банковских продуктов:

разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов;

. Формирование клиентской базы, обслуживание клиентов и продажа услуг:

укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);

завоевание новых рынков банковских услуг;

повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;

получение прибыли.

. Управление в области экономики и финансов:

приращение капитала;

управление прибылью и ликвидностью;

максимизация управленческого вознаграждения;

обеспечение стабильности развития банка;

обоснование финансовых решений;

управление издержками банка.

.Информационно аналитическое обеспечение - создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.

.Администрирование - приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

.2 Содержание банковского менеджмента

банковский менеджмент управление персонал

Банк является общественным институтом, который призван тесно увязывать свою деятельность с общим хозяйственным развитием и тем самым укреплять и ресурсную основу дальнейшего расширения собственных операций.

С точки зрения содержания банковский менеджмент подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

Планирование в банковском менеджменте позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности [12, С. 50].

Планирование определяет условия и границы, в которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через сводные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка [14, С. 18]:

перспективных планов, делающих акцепт на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком;

текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

В планах должны найти отражение: содержание стратегических целей и задач банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации; постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

Одним из инструментов, при помощи которых выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются специальные документы, утверждаемые высшим органом, определяющим политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности.

В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по их применению); процедуры учета и отчетности.

Анализ в банковском менеджменте. Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и но отдельным направлениям на основе сравнения фактически доели гнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном направлении. Главными направлениями анализа являются [3, С. 26]:

оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков;

оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденции в развитии составных частей; стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся славкой и др. Анализ осуществляется на основе классификации отдельных статей ресурсов банка, расчета и изучения динамики структурных показателей, их сравнения с показателями других банков. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка, политики управления активами и пассивами;

оценка состояния активов банка: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиции, депозитов), активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности. Анализ осуществляется на основе классификации актинов банка, расчета и изучения динамики структурных показателей: их сравнения с показателями других банков. Результаты анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка, политики управления активами и пассивами;

оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области \ правления ликвидностью;

оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;

анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования;

анализ и оценка конкурентной позиции банка, включающей сравнительный анализ итогов деятельности банка, а также состава и качества предоставляемых им продуктов и услуг с соответствующими показателями банков-конкурентов.

Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала процентной маржи, прибыльности отдельных операции и подразделении, показателей ликвидности и другие. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

Регулирование и контроль в банковском менеджменте. Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковской регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.

Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления [9, С. 39]:

совершенствование организационной структуры банка, в частности создание новых подразделений банков, обеспечиваю и повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);

разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;

принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;

разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);

изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала и т.д.

.3 Контроль банковской деятельности

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутри банковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями Банка России [15, С. 41].

Банковский менеджмент постоянно совершенствуется под влиянием изменяющихся условий, требующих углубления его целевых установок и развития принципов организации управленческой деятельности, новацией в развитии системы управления коммерческой организацией, в том числе и банков, в современных условиях является формирование корпоративного управления.

Применительно к банкам круг заинтересованных в их развитии лиц определен следующим образам, акционеры (собственники), менеджмент, советы директоров, кредиторы, вкладчики.

К числу заинтересованных лиц относится также надзорный орган (Банк России).

Общим интересом для них является стабильное развитие банка. Однако собственники а большей мере, чем другие заинтересованные лица, привержены рискованной политике, нацеленной на получение максимальной прибыли.

И настоящее время основным документом в области международных стандартов корпоративного управления являются Принципы корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Принципы ОЭСР касаются пяти областей управления.

К основным правам акционеров относятся [13, С. 11]:

-право на надежные мелосы регистрации права собственности, отчуждение или передачу акций, получение необходимой информации о корпорации, участие и голосование на общих собраниях акционеров, участие в выборах и долю в прибылях корпорации.

право на участие в принятии решений, касающихся принципиальных изменений в корпорации. В частности, внесено изменение в устав компании, разрешение на выпуск дополнительных акций и др.;

возможность эффективно участвовать в общих собраниях и голосовать на них;

возможность иметь информацию о структуре капитала и механизмах, позволяющих отдельным акционерам получать степень контроля, несоразмерную с принадлежащей им долей акций.

Равное отношение к акционерам.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение акционеров, включая мелких и иностранных инвесторов. У всех акционеров должна быть возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их нрав

Роль заинтересованных лиц.

Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом нрава заинтересованных лиц и поощрять их активное сотрудничество с компанией в создании рабочих мест, повышении благосостояния и обеспечении финансовой стабильности организации.

Раскрытие информации и прозрачность.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение результаты деятельности, собственность и управление компанией.

Существенная информация, подлежащая раскрытию, включает, в частности:

результаты финансовой и операционной деятельности компании;

задачи компании;нковский менеджмент финансовый персонал

собственность на крупные пакеты акций и распределение прав голоса;

список членов правления и главных должностных лиц, а также получаемое ими вознаграждение,

прогнозируемое существование факторов риска;

структуру и политику управления.

Таким образом, главным назначением внутри банковского контроля является зашита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов Банка России и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

.        Анализ банковского менеджмента Сбербанка РТ Набережночелнинского отделения №8219

.1      Характеристика деятельности банка

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками - залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Набережночелнинское отделение Сбербанка России занимает лидирующие позиции в республике Татарстан по объемам жилищного кредитования.

Адрес Набережночелнинского отделения Сбербанка России: Набережные Челны (423800), Новый Город, пр. Беляева, 18.

В 2010 г. Сбербанк России существенно снизил процентные ставки по всем видам кредитов, в том числе жилищным. Сегодня Сбербанк России предлагает населению выгодные схемы кредитования для улучшения жилищных условий. Жилищные кредиты выдаются сроком до 20 лет, взнос собственных средств от 10% от стоимости объекта недвижимости. По кредиту «Молодая семья» (один из супругов до 30 лет) взнос собственных средств от 5% до 10%. Возможно оформление как «ипотечного» кредита под залог приобретаемого жилья, так и без его залога, только под поручительства физических лиц. Одним из преимуществ является возможность досрочного погашения кредита в любых объемах.

Цель Набережночелнинского отделения №8219 - привлечение денежных средств населения и расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, осуществление полного комплекса банковских услуг для юридических и физических лиц.

Главная задача банка - это забота о своих клиентах, которая выражается в том, что разработанная система кредитования населения обусловлена его целями и направлена, прежде всего, на создание условий для реализации потребностей каждого гражданина в таких вопросах, как приобретение, строительство и реконструкция жилья, обучение, приобретение мебели, бытовой техники и многое другое.

В данной ниже таблице представлены стратегии, для каждой их них указана сокращенная запись параметров, из которых образована стратегия. При этом использованы наиболее значимые факторы.

Таблица 2.1.1.

Стратегии на основе данных SWOT-анализа

стратегии Силы-возможности

стратегии Слабости-возможности

-Расширение масштабов работы с частными лицами и корпоративными клиентами, проведение инновационных решений в данной области, ориентация на мировой опыт работы в данном секторе. - Увеличение величины операций на РЦБ, разработка и осуществление инвестиционных проектов. Профессионализм сотрудников обеспечивает перспективность и эффективность разработки данных направлений. Высокий кредитный рейтинг служит одним из стимулов работы зарубежных инвесторов и банков со Сбербанком.

- Повышение свободы принятия решений на местах в части кредитования физ. лиц, индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса. С этой целью целесообразно использовать информационную базу Сбербанка - Снижение требований к операционно-кассовым работникам, предоставление возможности карьерного роста, в частности, при работе на РЦБ.

стратегии Силы-угозы

стратегии Слабости- угрозы

- Снижение рискованности операций путем использования в работе обширной информационной базы по клиентам, а также опыта сотрудников при экспертных оценках фин. состояния клиентов. Профессионализм и опыт работы помогут снизить негативное влияние возможных экономических кризисов. Целесообразна ориентация на внутренний рынок, развитие экономики страны вне зависимости от зарубежных влияний - Использование главных преимуществ по отношению к региональным конкурентам: опыт работы и высокая репутация.

- Совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости, сохраняя при этом возможность снижения рисков за счет масштабных ресурсов - Путем повышения зарплаты и улучшения социального обеспечения привлечение профессиональных кадров.


Стратегия развития Набережночелнинского отделения №8219 -Концентрированная стратегия роста. Основными стратегическими целями являются:

Укрепление позиции банка как универсального и динамично развивающегося финансового института;

Обеспечение стабильно высоких темпов роста, повышение конкурентоспособности продуктов и эффективное использование ресурсов;

Вхождение в число банков, обеспечивающих на российском рынке всю доступную номенклатуру и объем услуг, предоставляемых частным и корпоративным клиентам;

Долгосрочное партнерское сотрудничество с корпоративными клиентами и частными лицами, индивидуальный подход и неизменно высокий стандарт качества предоставляемых банковских услуг;

Рост доходов от собственных операций на финансовых рынках и в виде комиссионного вознаграждения от продаж как собственных, так и сторонних продуктов и услуг, ориентированных на фондовый рынок.

Для достижения целей Банку следует реализовать следующие задачи:

осуществление мероприятий по оптимизации организационной структуры Банка;

увеличение собственного капитала,

совершенствование корпоративного управления и системы управления рисками,

совершенствование всех видов деятельности,

обеспечение гибкого и оперативного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, ориентированного на наиболее доходные и надежные финансовые инструменты,

формирование устойчивой ресурсной базы,

развитие информационных технологий,

повышение квалификации персонала, совершенствование системы мотивации и стимулирования кадров.

Реализация стратегии приведет к динамичному и стабильному росту всех объемных показателей Набережночелнинского отделения №8219.

.2 Анализ управления персоналом

Экономические методы: Менеджеры Набережночелнинского отделения №8219 Сбербанка РФ развивают социальные выплаты и поддерживают их в оптимальном соотношении с денежными выплатами по труду и по способностям к труду. Особенно важны для них те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья, нормальных жилищных условий. В силу различных условий потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих недостаточно развиты потребности в образовании, небрежное отношение к своему здоровью и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Несет потери не только сам работник, но и фирма.

В Сбербанке разрабатываются и применяются следующие социальные выплаты и льготы, которые включены в коллективный договор и являются предметом обсуждения при заключении контрактов с сотрудниками. Женщинам, имеющим детей до 3 лет, предоставляется оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в размере 80% основного оклада; при рождении ребенка оказывается материальная помощь семье в размере месячного оклада.

В целях обеспечения к моменту выхода на пенсию по старости второй пенсии, сотрудникам банка, достигшим 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин), банк осуществляет ежемесячные взносы в Негосударственный пенсионный фонд.

Для возмещения ритуальных расходов семье в случае смерти работника банка или бывшего работника банка, ушедшего на пенсию из банка, выделяется материальная помощь в размере двух окладов; для похорон близких родственников (детей, родных братьев и сестер) работнику предоставляется трехдневный отпуск с сохранением среднего заработка.

Работникам, впервые вступающим в брак, оказывается материальная помощь в размере месячного оклада и трехдневный отпуск с сохранением заработной платы.

Сотрудникам банка, имеющим 3 и более детей или воспитывающим детей-инвалидов, ежегодно выплачивается по два месячных оклада.

Молодой семье (при возрасте супругов до 30 лет), если один из ее членов проработал в банке не менее 2 лет, предоставляется беспроцентная ссуда сроком на 10 лет в пределах социальной нормы жилищной обеспеченности (до 25 кв.м на человека общей жилой площади).

Социально-психологические методы: Опыт работы по управлению персоналом в Набережночелнинском отделении №8219 показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:

а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

б) развитием демократических начал в управлении;

в) значительная часть коллективов банка является не только наемными работниками, но и акционерами банка, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально - психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Организационные методы: в Набережночелнинском отделении №8219 выделяют следующие формы контроля: аттестация руководителей и специалистов; компьютерное тестирование; принятие работником личного творческого плана и отчет о его выполнении; самоконтроль; внутрибанковский аудит, задачами которого является оценка результатов работы подразделений и проверка качества профессиональной подготовки специалистов.

Опыт Сбербанка в управлении персоналом показал, что самоконтроль является одним из самых эффективных форм контроля, ибо он вовлекает в систему управления персоналом такие черты специалистов, которые невозможно выявить и использовать с помощью других методов. Никто лучше самого работника не знает свои способности и возможности. Следует лишь помочь работнику выявить эти способности. Для этого в коллективе должен работать психолог. Технология организации самоконтроля видится в следующем:

а) с помощью тестов и бесед;

б) доведения до сведения работников критериев оценки их способностей при аттестации;

в) информирование работника о возможных его заработках, при получении определенных результатов в работе.

В Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219 в настоящее время интенсивно развивается:

повышение производительности труда (например, снижение количества времени, затрачиваемого на выполнение какой-либо банковской операции);

применение более эффективных средств и технологий для проведения банковских операций (например, программного и компьютерного обеспечения);

оптимальное использовании имеющихся человеческих и материальных ресурсов;

совершенствование организации труда и подготовки кадров;

освоение новых сегментов рынка;

разработка и внедрение новых видов банковских продуктов;

совершенствование уровня представления и качества банковских услуг и т.д.

На мотивацию сотрудников Сбербанка влияют следующие факторы:

Непосредственно влияют (группа А):

А1: Так как в банке труд изначально носит коллективный характер, то каждый сотрудник осознаёт важность хорошего климата в рабочей группе, также они прекрасно понимают свою зависимость от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа.

А2: Компьютерные технологии постоянно обновляются, новые программы сокращают время многих банковских операций, но вызывают проблему обучения сотрудников старшего возраста.

А3: Степень всех сотрудников банка чрезвычайно высока, вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а их последствия сказываются на банке в целом, поэтому менеджеры банка пытаются стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операций и взвешенном принятии решений, кроме того поощряется принятие положительно результативных решений.

А4: На характер, содержание и качество деятельности работников особое влияние оказывают специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос «Часто ли Вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с Вашей работой?» ответ «достаточно часто» дали каждый третий операционист и руководитель, и каждый пятый специалист отдела. Негативные психические состояния наименее свойственны специалистам (практически никогда их не ощущают 8,33% опрошенных). Причина такого показателя в том, что работа специалиста отдела меньше связана с принятием ответственных решений (по сравнению с руководителями); и в меньшей степени имеет место работа с людьми, с наличными деньгами и т.д. Данные опроса позволяют уточнить причины таких негативных состояний.

Из негативных факторов у специалистов на первом месте (21,22%) - неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года); например, в период сдачи отчётности и подведения финансовых и экономических итогов работа специалистов более интенсивна, чем в течение года. Высокая степень ответственности имеет место в работе каждого пятого руководителя высшего и среднего звена управления. Из общих для всех категорий работников факторов превалируют длительная работа на компьютере, монотонность и др. Операционисты часто работают в режиме сверхурочного времени, типичны и традиционны переработки: «выключить компьютер» можно лишь подведя все итоги, сведя балансы своего участка работы. В некоторые дни, когда банк работает в режиме «аврал», рабочий день может увеличиваться на несколько часов, если это необходимо для заключения операционного дня.

Клиенты нередко в обычных операционистах видят главных исполнителей и инициаторов всех бед. Это выражается и в агрессии по отношению к операционистам, выражении неудовлетворенности их работой, и в негативном настрое в целом. Кроме специфических факторов, связанных с работой, на банковских работников действуют и последствия обычных, общих стрессовых явлений. Это - угроза потерять работу, рост стоимости жизни, правовая и социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране (налеты, грабежи) и т.д. Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость, стремление любым способом снизить травмирующую силу напряженности. Это часто приводит к преждевременному утомлению, снижению внимания, ухудшению показателей самочувствия, активности, и, как следствие, к увеличению числа ошибок, ухудшению качества работы и другим нежелательным явлениям.

Действие специфических факторов, приводящее к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний, отрицательно сказывается на эффективности и надёжности деятельности. Компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний, имеющих место в деятельности персонала коммерческих банков, осуществляется субъектами труда за счёт волевых усилий с подключением резервных возможностей.

Деятельность руководителей высшего и среднего звена управления происходит в экстремальных условиях, характеризующихся постоянным и интенсивным действием специфических факторов. Последние могут представлять потенциальную опасность для управленцев. Негативные функциональные состояния выражены сильно, и работа в этих условиях требует восстановления.

Деятельность специалистов и операционистов, сопряженная с эпизодическим, непостоянным действием специфических факторов, может быть отнесена к особым условиям, после которых необходим отдых.

Косвенно влияют (группа Б):

Б1: Высокая степень заинтересованности всех работников в качественном обслуживании клиентов банка, в повышении конкурентоспособности банка, а, следовательно, и в улучшении своего собственного благосостояния.

Б2: Поддерживаются горизонтальные связи между отделами и подразделениями банка, которые носят как формальный, так и неформальный характер, это восполняет недостаток информации и способствует взаимообогащению знаниями об общей ситуации в банке. Происходит регулярный обмен аналитическими и прогностическими материалами между подразделениями.

Б3: Так как в основе банковской деятельности лежит квалифицированный интеллектуальный труд, то происходит регулярная подготовка персонала.

Сильные стороны превосходят слабые и у Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219 есть хорошие возможности выйти из проблемных ситуаций и улучшить существующие методы управления персоналом.

.3 Эффективность менеджмента в банке

Анализ экономической деятельности Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219. Несмотря на рост конкуренции, высокие темпы развития банковской системы, Сбербанк России продолжает динамично развиваться. Из года в год растет объем привлеченных средств населения, количество предприятий, приходящих на обслуживание. Активно совершенствуя систему управления рисками и наращивая капитал, Банк делает все возможное для снижения рисков клиентов, доверивших ему свои средства.

Структурный анализ баланса. Для того чтобы четко и наглядно представить результаты финансово-хозяйственной деятельности Сбербанка, проведем анализ двух главных финансовых документа любого хозяйствующего субъекта - баланса и отчета о прибылях и убытках - за период с 01.01.2008 по 01.01.2011. Начнем с баланса (приложение 1).

Основные показатели работы банка за последние три года свидетельствуют о значительном росте темпов экономического развития. Как следует из приложения 1, обеспечен также и рост собственных средств. В 2009 г. они, очевидно, снизились на 15%, однако в 2010 г. вновь возросли на 25%.

Главными достижениями банка за последние годы в области активных операций стало сохранение высоких темпов развития кредитования юридических и физических лиц в рублях и в валюте. Так, ссудная задолженность возросла на 34 и 77% в 2009 и 2010 гг. соответственно. Динамика же вложений в ценные бумаги имеет неоднозначный характер: в 2009 г. они не приобретались вообще (операции производились только с ранее приобретенными), а в 2009г. было приобретено ценных бумаг сразу на сумму более 8,5 млн. рублей, затем, в 2010 г. этот показатель сократился до 5,8 млн., т.е. на 32%.

Традиционно основой привлеченных средств банка являются средства физических лиц. В 2009 г. прирост средств, привлеченных от населения, составил 832,1 млн. рублей, или 42,3%, а в 2010 г. 1042 млн. рублей, или 37,3%.

Все активы в зависимости от того, приносят они доход или нет, как правило, делят на две группы: работающие и неработающие. Естественно, банк заинтересован в том, чтобы доля работающих активов стремилась к максимуму. С другой стороны, и структура самих работающих активов должна быть оптимизирована таким образом, чтобы приносить максимальный доход.

Доля работающих активов из года в год увеличивалась: 81%, 85% и 88% в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. При взгляде на структуру этих активов, становится понятным, на какие инструменты извлечения прибыли банк ориентируется прежде всего. Это кредиты. И неудивительно, ведь Сбербанк всегда был крупнейшим кредитором прежде всего населения, а также реального сектора экономики. Ссудная задолженность занимает львиную долю работающих активов: 95,2% - 2008 г., 94,9% - 2009 г. и 96,3% - 2010 г. При этом доля кредитов населению в общем остатке ссудной задолженности составляла 3,82, 5,2 и 6,67% в 2008, 2009 и 2020 гг. соответственно.

В неработающих активах можно выделить такие две статьи, как фонд обязательных резервов и имущество банка. Вместе они составляют 83,8% - в 2008г., 75,7% - в 2009г. и 86,4% - в 2010 г. Следует отметить, что статья имущество банка непрерывно увеличивается из года в год. Это говорит о том, что материально-ресурсная база Набережночелнинского отделения Сбербанка расширяется.

За анализируемые три года необходимо отметить положительную динамику привлечения средств населения в сберегательные сертификаты. Остаток по данной статье пассивов за 2009 год увеличился в 5,2 раза и составил на 01.01.08 г. 8,6 млн. руб. За 2010 год эта статья выросла еще на 1,3%, остаток составил 8,7 млн. руб.

Анализ отчета о прибылях и убытках.

Прибыль банка за последние три года неизменно росла: в 2009 г. она выросла на 26,4 млн. рублей, или на 22,6%, а в 2010 г. - еще на 87 млн. рублей, или на 60,6%.

Анализ рентабельности и прибыли. Рентабельность коммерческого банка - один из основных стоимостных показателей эффективности банковской деятельности. Уровень рентабельности банка характеризуется коэффициентом рентабельности.

Общий уровень рентабельности позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах):

общ = Прибыль/Доходы банка * 100% (1)

Рассчитаем этот показатель для каждого исследуемого года:общ2008 = 117 125 179,81/805 337 267,61*100% = 14,54%общ2009 = 143 559 717,86/1 042 055 472,24*100% = 13,78%общ2010 = 230 539 619,06/1 581 092 618,66*100% = 14,58%

Данный показатель может быть уточнен с помощью ряда коэффициентов, характеризующих степень прибыльности активных и кредитных операций.

Основным показателем доходности банка является показатель, отражающий отдачу собственного капитала:

К1 = Прибыль/Собственные средства*100% (2)

Данный показатель характеризует прибыль, приходящуюся на 1 рубль собственных средств.

К12008 = 117 125 179,81/163 278 724*100% = 71,73%

К12009 = 143 559 717,86/139 353 875*100% = 103,02%

К12010 = 230 539 619,06/204 726 959*100% = 112,61%

Как видим, данный показатель увеличивался из года в год и в 2008 году составлял менее 100%, а в 2010 году - уже 112,61%. Это говорит о росте отдачи собственных средств, что является положительной тенденцией.

Показатель доходности банка К1 зависит от прибыльности активов (К2) и коэффициента достаточности капитала (К3), что выражается формулой:

 т.е. К1 = К2*К3 (3)

Это означает, что доходность банковской деятельности находится в прямой зависимости от работоспособности активов и в обратной от коэффициента достаточности капитала. В связи с этим обстоятельством становится ясно, почему банку выгодно функционировать на грани риска, т.е. с наименьшим обеспечением активов собственным капиталом.

В современных условиях возможности роста К1 за счет уменьшения показателя достаточности капитала ограничены, поскольку рост активов должен подкрепляться расширением ресурсной базы. Но в условиях конкуренции многие банки не имеют возможности довести до оптимального уровня отношение капитала к активам. При этом высокий удельный вес собственных ресурсов банка в структуре пассивов уменьшает общую стоимость ресурсов для банка и, следовательно, увеличивает прибыльность. Поэтому такие банки могут иметь большую прибыль при низкой доходной марже.

Резервом увеличения доходности остается повышение степени прибыльности активов (К2). Данный показатель характеризует рентабельность активных операций и оценивает величину прибыли на 1 рубль активов. Основные направления работы банка по улучшению рентабельности активных операций (К2) можно определить, разложив этот показатель на два сомножителя:

 т.е. К2 = К4*К5 (4)

Прибыльность активов находится в прямой зависимости от доходности активов (К4) и доли прибыли в доходах банка (К5). С помощью анализа динамики каждого из показателей можно выявить, какой из них оказывает большее влияние на прибыльность активов. Коэффициент К4 характеризует деятельность банка с точки зрения эффективности размещения активов, т.е. возможности создавать доход:

К4 = Доходы / Активы = Проц. доходы / Активы + Непроц. доходы / Активы, т.е. К4 = Д1+Д2 (5)

Показатель Д1 оказывает влияние на уровень доходности отдельных операций, структуру кредитного портфеля и долю кредитных активов, приносящих доход в суммарных активах. Рассчитаем эти показатели для рассматриваемого периода:

К42008 = 7,7% + 12,6% = 20,3%

К42009 = 10,9% + 9,6% = 20,5%

К42010 = 9,9% + 8,8% = 18,7%

Как видно, наилучшая отдача активов наблюдалась в 2009 году, причем отдача от операций, приносящих процентный доход, была больше, чем от прочих операций. В 2008 году ситуация обратная, но суммарная отдача лишь на 0,2% ниже. В 2010 году отдача активов снизилась, несмотря на абсолютное увеличение доходов. Главная причина - рост величины неработающих активов, который составил 45,6%, тогда как в 2009 году эта статья даже снизилась на 4,8%. В составе неработающих активов произошло увеличение таких статей, как имущество банка, касса, фонд обязательных резервов.

Коэффициент К5 отражает способность банка контролировать свой расход:

 т.е. К5

= 1 - Р1 - Р2 - Р3 (6)

Из формулы видно, что чем меньше доля каждого фактора в доходах, тем больше К5.

Наибольшее воздействие на снижение доли прибыли в валовом доходе оказывают процентные и непроцентные расходы. Реальный процент сокращения расходов следует искать в уменьшении уровня уплачиваемых процентов за кредитные ресурсы.

Рассчитаем для каждого года показатель К5 (без учета налогов):

К52008 = 1 - 0,60 - 0,25 = 0,15

К52009 = 1 - 0,61 - 0,25 = 0,14

К52010 = 1 - 0,64 - 0,21 = 0,15

Как видим, доля прибыли в доходах отделения от года к году практически не менялась. В 2008 и 2009 годах доля процентных и непроцентных расходов практически не менялась.

В 2010 это соотношение изменилось: доля непроцентных расходов в общем доходе увеличилась до 64% (это связано с увеличением расходов по операциям с иностранной валютой и содержание аппарата, а также с увеличением отчислений в фонды и резервы), а доля процентных расходов упала до 21%.

Однако общее отношение прибыли к доходам осталось на том же уровне, что и в предшествующие годы.

Теперь рассчитаем коэффициент

К2 (К4*К5)

К22008 = 0,030

К22009 = 0,029

К22010 = 0,028

Можно сделать вывод, что активы лучше всего работали в 2008 году, затем рентабельность активов пошла на спад. Всему виной, очевидно, всё то же увеличение доли неработающих активов.

Рентабельность активов не совсем адекватно характеризует деятельность банка, так как не все активы приносят доход. При исключении таких активов получим наиболее реальный результат прибыльности активных операций:

К6 = Прибыль / Активы, приносящие доход (7)

Таким образом, будет определена величина прибыли, приходящейся на 1 рубль доходных активных операций.

К62008 = 0,037

К62009 = 0,033

К62010 = 0,031

Разница между К2 и К6 позволяет судить о потенциальных возможностях повышения рентабельности за счет сокращения числа неработающих активов. В первую очередь это касается иммобилизационных собственных средств. Для банков, использующих в качестве кредитных ресурсов привлеченные средства, абсолютное равенство этих показателей невозможно, поскольку банки обязаны хранить часть привлеченных средств в наиболее ликвидной и, следовательно, не приносящей доход форме. В данном случае имеет место именно такая ситуация.

.        Предложения по основным направлениям совершенствования менеджмента в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219

Исходя из всех отрицательных сторон работы банковского персонала, можно предложить следующее:

. Из-за длительной и монотонной работы на компьютере сотрудники испытывают психологический и физический дискомфорт. Следовательно снижается эффективность их работы, поэтому, чтобы снизить психологическую и физическую нагрузку, возможно введение дополнительного 10-15 минутного перерыва (помимимо обязательного, установленного законом), которым сотрудник сможет распоряжаться по своему усмотрению, а также предоставление какого-либо пространства, где они могли бы отдыхать во время обеденного перерыва (комната отдыха).

Таблица 3.2.анализ внутренней среды по методам управления персоналом в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219


Методы управления персоналом в коммерческом банке

Значимость

Возможности

Оценка

Интегральная оценка

Угрозы

Оценка

Интегральная оценка

Отклонение

Сильные стороны

1. Экономические

5

Повышение мотивации

5

25

Страх сотрудников потерять работу

3

15

10




Улучшение жизни сотрудников

3

15

Рост стоимости жизни

3

15

0


2. Организационные:










2.1 Эффективные формы контроля

5


4

20

Страх работников не оправдать доверие

3

15

5


2.2 Оптимальное использование человеческих ресурсов

4

Повышение ответственности сотрудников

3

12

Перегрузка работников

3

12

0


2.3 Применение новых технологий

5

Универсальность сотрудников

5

25

Угроза «отставания в развитии» персонала старшего возраста

3

15

10


3. Социально-психологические

5

Снижение количества времени затрачиваемого на каждую операцию

5

25

Угроза недооценки каждого сотрудника

1

5

20

ИТОГО




25

11


16

77

33

Слабые стороны

4

Быстрая физическая и психологическая утомляемость

5

20

Снижение работоспособности

5

20

0


2. Неравномерная загруженность рабочего дня

5

Возможность возникновения стрессовых ситуаций

4

20

Ухудшение здоровья сотрудников

4

20

0

ИТОГО




9

40


9

40

0


Для разрешения проблем с клиентами можно создать специальное подразделение, сотрудники которого должны обладать определенными знаниями, навыками и умениями по ведению переговоров с клиентами. Прежде всего, у них должны быть хорошо развиты коммуникативные способности.

. Что касается проблемы развития персонала (квалификация), то в первую очередь необходимо изменить общий подход к организации процесса дополнительного обучения персонала переведя его на строго системную и формализованную основу. Это определяет необходимость разработки и внедрения специальной операционной подсистемы, базовыми элементами которой выступают планирование процесса дополнительной подготовки, непосредственно его организация и контроль фактических результатов.

При этом необходимо определить потребность того или иного сотрудника в дополнительном обучении, подобрать для каждой конкретной категории персонала наиболее рациональную форму и методы обучения, персонифицировать ответственность службы персонала и руководителей линейных подразделений банка за реализацию установленных подсистемой задач в части сроков и общего числа обучаемых. Следует также учитывать реальные возможности банка, прежде всего производственные ( объём текущей загрузки сотрудников) и финансовые ( наличие средств для оплаты обучения).

Можно предложить три формы повышения квалификации сотрудников:

1. Повышение квалификации сотрудника в рамках его прежней профессиональной специализации. Данную форму обучения следует использовать при централизованных изменениях в системах бухгалтерского учёта и налогообложения, при появлении на соответствующих рынках новых технологий обслуживания клиентов, при переходе на новый тип межбанковских коммуникаций и т.п. В этом случае необходима своевременность, предельная корректность и рациональная стоимость обучения. Например, при корректировке налогообложения банковской деятельности, слушателям должны быть чётко изложены лишь чисто практические изменения в механизме исчисления соответствующего налога (в идеальном варианте и возможности по минимизации этих выплат), но никак не теория фискальной системы.

2. Повышение профессиональной квалификации сотрудника путём освоения им знаний и практических навыков работы в смежных с его базовой специализацией областях финансовой деятельности.

3. Стажировка в других кредитных организациях, в том числе зарубежных, как возможность овладеть не столько теоретическими знаниями, сколько практическими навыками. Как самостоятельное направление этой формы обучения выступает стажировка на рабочих местах в других структурных подразделениях самой кредитной организации. Не будучи связана с дополнительными затратами, а также с необходимостью решения проблем чисто организационного характера, она представляется весьма привлекательной. Чтобы помочь банку минимизировать расходы на повышение квалификации и переподготовку персонала и одновременно повысить эффективность внутрибанковской системы обучения можно предложить вариант подготовки сотрудников банка на основе использования возможностей дистанционного обучения.

Регулярность повышения квалификации определяется специализацией и должностным положением конкретного специалиста.

Руководители высшего и среднего звена - раз в три года;

Руководители нижнего звена - раз в пять лет;

Ведущие специалисты линейных подразделений - раз в два года;

Исполнители (за исключением обслуживающего персонала) - раз в шесть лет.

Планы конкретных мероприятий по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219 на 2011 год приведены в приложении Б.

Заключение

Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента.

Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы.

Банковская деятельность представляет собой специфичную сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента. Сберегательный банк Российской Федерации, старейший банк страны, является бесспорным лидером российской банковской системы, основой ее стабильности и надежности. Обладая наиболее развитой филиальной сетью, он осуществляет операции на территории всей страны, предоставляет услуги подавляющей части населения России, осуществляет кредитование реального сектора экономики, в том числе инвестиционных проектов, принимает участие в реализации государственных программ.

Планирование в банковском менеджменте позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности.

Объект курсовой работы - Набережночелнинское отделение Сбербанка России № 8219.

В настоящей работе был проведен анализ менеджмента в банке.

Из-за длительной и монотонной работы на компьютере сотрудники испытывают психологический и физический дискомфорт. Чтобы снизить психологическую и физическую нагрузку, возможно введение дополнительного 10-15 минутного перерыва, которым сотрудник сможет распоряжаться по своему усмотрению.

Для разрешения проблем с клиентами можно создать специальное подразделение, сотрудники которого должны обладать определенными знаниями, навыками и умениями по ведению переговоров с клиентами.

Что касается проблемы развития персонала (квалификация), то в первую очередь необходимо изменить общий подход к организации процесса дополнительного обучения персонала переведя его на строго системную и формализованную основу.

Эффективность управления организацией.

За анализируемые три года необходимо отметить положительную динамику привлечения средств населения в сберегательные сертификаты. Остаток по данной статье пассивов за 2009год увеличился в 5,2 раза и составил на 01.01.08 г. 8,6 млн.руб. За 2010 год эта статья выросла еще на 1,3%, остаток составил 8,7 млн.руб.

Таким образом, Набережночелнинское ОСБ РФ №8219 по роду своей деятельности и видам совершаемых операций все более превращается в универсальный коммерческий банк. И соответственно динамично развивается по всем направлениям деятельности, обеспечивая клиентам широкий спектр услуг с использованием современных банковских технологий, экономическую безопасность вверенных ими средств, качественное и своевременное выполнение поручений клиентов, а также проведение эффективной экономической политики, способствующей повышению доходности и снижению риска совершаемых операций.

Список использованной литературы

1.      Белашев П.К. Банковский менеджмент. - М.: Наука, 2007.- 612 с.

2.      Дуров В.С. Менеджмент в банке. - Спб: Питер, 2009.- 422 с.

.        Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.

.        Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 667 с.

.        Левина Л.Н. Банковская деятельность. - М.: Наука, 2011.- 592 с.

.        Малахова Н.Г., Деньги, кредит, банки. - М.: ПРИОР, 2007. - 97 с.

.        Максютов А.А. Банковский менеджмент. - М.: Альфа Пресс, 2007. - 357 с.

.        Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 399 с.

.        Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Безделов Д.А. Банковский менеджмент: управление персоналом. - М.: Экзамен, 2008. - 448 с.

.        Организация комплексного обслуживания клиентов // Московские банки и бизнес: пути сотрудничества.- М.: МБС, 2010. - 60 с.

.        Пупликов С.И. Банковский менеджмент. - Минск.: Высшая школа, 2009. - 351с.

.        Русанов Ю. Ю. Управление рисками в банке // Финансы и кредит. - 2010. - №5. - 157 с.

.        Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 605 с.

.        Управление персоналом: вопросы безопасности // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. - 2010.- №2. -85 с.

.        Хабаров В.И. Попова Н.Ю. Банковский менеджмент. / В.И.Хабаров, Н.Ю.Попова. - М.: МФПА, 2009. - 165 с.

Приложения

Приложение А

Баланс Набережночелнинского ОСБ РФ №8219

№ п/п

Показатели

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

1

Денежные средства

55 353 103,39

44 001 452,99

86 978 364,61

2

Средства в кредитных организациях

52 660 498,52

38 647 595,03

311 427,34

3

Расчеты с филиалами

487 723 486,17

537 937 600,90

654 401 087,23

4

Ссудная и приравненная к ней задолженность

3 055 615 060,01

4 102 456 054,69

7 348 829 842,33


В том числе: кредиты, предоставленные физическим лицам

116 703 716,69

213 187 484,22

484 015 459,23

5

Просроченная задолженность (включая проценты)

155 875,36

277 727,84

362 275,17

6

Ценные бумаги, приобретенные для продажи

0

8 591 836,56

5 822 662,55

7

Операции с приобретенными ценными бумагами

3 000 299,50

860,69

1 550,51

8

Операции с выпущенными ценными бумагами

10 511 744,94

19 752 880,45

17 501 462,78

9

Расчеты с дебиторами и кредиторами

6 720 877,01

2 748 417,42

5 231 803,50

10

Основные средства и нематериальные активы

244 360 050,92

248 021 414,34

362 129 626,21

11

Расходы будущих периодов

20 635,81

19 098,47

58 895,10

12

Прочие активы

47 564 047,65

70 889 569,65

80 869 655,98


БАЛАНС

3 963 685 679,28

5 073 344 509,03

8 562 498 753,31


Приложение Б

Планы конкретных мероприятий по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219 на 2011 год

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Планируемые затраты (руб.)

Источники финансовых затрат

Результаты

Контроль







сущность

фформа

периодич-ность

отдел, должность

обустройство комнаты отдыха

10.05.11-10.06.11

«ПСК «Хти Дизайн» организация, реализующая дизайн и проектирование помещений. Ямашева бульвар, 12А - 2/ 1 этаж <http://hit-dizain.nabchel.ru>30000Прибыль банкаОбустроенное помещение с мягкой мебелью для отдыха сотрудников во время перерывовнаблюдение, проверка сроков выполнения, отслеживание расходования выделенных средств.текущий28 днейотдел хозяйственной деят-ти; бухгалтерия; экономический отдел (анализ расходов)








предоставление бесплатных обедов

10.05.11-10.12.11

Кафе «Быль»

60000

Прибыль

Повышение мотивации сотрудников банка

Проверка наличия талонов на бесплатные обеды у всех сотрудников

текущий

224 дня

бухгалтерия

повышение квалификации сотрудников в возрасте 30-40 лет - компьютерные курсы

15.05.11-28.05.11 и 1.06.11-15.06.11

Образовательный центр «Сократ»

45000

Прибыль

сотрудники владеющие новой компьютерной программой

посещение хотя бы нескольких занятий руководителями отделов, сотрудники должны получить диплом

текущий и заключительный

28 дней

руководители линейных подразделений банка, отдел кадров

интенсивные курсы английского языка (по желанию)

19.05.11-19.08.11

Школа «Breetanica»

15000

Прибыль

сотрудники владеющие разговор. английским и банковской терминологией на англ.яз.

диплом или сертификат

заключительный

84 дня

отдел кадров


Похожие работы на - Анализ банковского менеджмента Набережночелнинского отделения Сбербанка РФ №8219

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!