Мировоззренческие установки панк-культуры и специфика их реализации в тексте группы 'Элизиум'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировоззренческие установки панк-культуры и специфика их реализации в тексте группы 'Элизиум'

Введение

Исследованием рока и всех его разновидностей как явления занимались раньше и не перестают заниматься и сегодня. И особенность в том, что это явление не одностороннее в своём содержании. Сами исследователи эстетики рока, в частности русского, не раз замечали в нём одну особенность: фактически равноценными и равнозначными являются музыкальный и поэтический тексты. «Рок как художественный феномен принадлежит как минимум двум видам искусства - музыке и литературе» [1, с. 7].«Литературная составляющая рока, традиционно называемая рок-поэзией, во всех отношениях (теоретически, исторически) входит в систему литературы. Это не означает некого примата или диктата литературы над музыкой в русском роке. Литературная полноценность не означает музыкальной неполноценности. Но нас интересует сейчас именно вербальность рок-текста, системное описание которой возможно только на основе системного же понимания контекстов, в которых рок-песня нашла свое место, - прежде всего, контекстов историко-эстетических и историко-поэтических» [1, с. 7].

Несмотря на всё вышесказанное, стоит отметить, что «…литературность рок-традиции ограничена тем, что рок-песенность не претендует на отождествление с литературой, не позиционируется как ее равноправная альтернатива, как ее инобытие, не старается скрыть свою песенную природу»[1, с. 12]. По этой причине и существует такое понятие, как рок-поэзия.

Особенность состоит в том, что если мы рассматриваем рок-поэзию, то «здесь мы сталкиваемся с «комбинированным авторством», когда у рок-песни как бы два создателя: автор и исполнитель. Понятно, что при непосредственном исполнении песни (а это, напомним, единственная «естественная среда» бытования рок-текста) авторство как бы «смещается», то есть у неискушенного слушателя возникает ощущение, что автор рок-композиции именно исполнитель. К тому же, в роке очень частотным становится отождествление автора и героя (то есть лирического субъекта). Для большинства рядовых поклонников рок-искусства нет различия между героем «сценического мифа», лирическим субъектом и самим певцом (а, отмечалось, текст может и вовсе не принадлежать исполнителю)» [2,с. 25-26]. Немаловажным является и то, что «рок-поэзия - явление звуковое, поэтому при ее анализе мы не можем обратиться к графике и пунктуации, что порой «размывает» границы слова, его смысл, восстановить который порой можно только из контекста» [2с. 28].

Представление о том, что такое рок-поэзия, важно при рассмотрении такого явления, как русский рок. Русским роком называется «рок-музыка из России и/или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки и по сей день существует в России и странах СНГ» [3] . Рок был распространён по всему СССР. Во многих городах существовали коллективы (вокально-инструментальные ансамбли или самодеятельные группы), которые и занимались созданием музыки и продвижением её, так сказать, «в массы». Но позже, ко времени расцвета рока, особенно к 80-м годам, начали формироваться центры рок-движения. Они заметно отличались друг от друга, что было видно и в их стиле, и в особенностях их организации.

«Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград(Санкт Петербург). В 1981 году <#"justify">всевозможные способы творческого самовыражения.

Эти идеи отражают такие высказывания, как «думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает тебе общество, создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью [9, с. 28]. Идеи панка интересны молодому поколению, каждый из которых пытается найти в панке что-то своё, пытается быть личностью, иметь своё независимое мнение. Но при этом «всякий, кто вовлекается в панк-движение, обычно привлечен той или иной формой бунта. Будь то бунт против родителей, власти или всей системы в целом [9, с. 29]. Протест в панке важен, но есть и то, что ставится выше этого. Важнее всего для панков - это брать на себя ответственность, которая заключается в том, чтобы «думать головой, относиться к людям с уважением, не оценивать людей по внешним признакам, поддерживать других в борьбе за право быть самими собой, даже способствовать позитивным переменам в мире [9, с. 29].

Панк имеет свою точку зрения, касающуюся политического строя. Большинство представителей панк-движения придерживаются мнения, что «все правительства нежеланны и не являются необходимостью. Государство не осуществляет никаких функций, которые не в состоянии выполнить само общество» [9, с. 45]. «Что касается выбора политической идеологии, большинство панков придерживаются анархистских взглядов и лишь небольшая часть поддерживает дальнейшее развитие идей капитализма или коммунизма. Это вовсе не означает, что все панки хорошо разбираются в истории и теории анархизма, но большинство из них разделяют убеждения, сформированные на принципах отрицания официального правительства и правителей, и ценят индивидуальную свободу и ответственность» [9, с. 45]. Также панки придерживаются анархистских взгладов, потому что только анархия является единственной формой политической мысли, которая не ищет контроля над личностью с помощью силы.

Как известно, панк-движение появилось в странах с капиталистической и (как считают панки) псевдодемократической идеологией. Именно поэтому капитализм и его проблемы стали первой мишенью политизированных панков. Те, кто придерживается анархистских взглядов, не могут принять капитализм, потому что основой последнего является «обезличивание и эксплуатация людей (а также животных и окружающей среды) ради денег» [9, с. 47]. Несмотря на то, что ряды панков многочисленны, если сравнить их с общим количеством людей, то составлять они будут небольшую часть. Большинство людей анархистских взглядов не придерживаются, потому что кто-то не видит необходимости в том, чтобы менять политический строй настолько коренным образом, а кто-то не считает нужным вообще что-то менять. Поэтому идеи анархизма и не являются настолько массовыми, чтобы они могли что-то изменить. Ведь «пока люди будут верить, что они могут избрать правильных людей, чтобы те возглавляли их, «легенда о демократии», к сожалению, будет продолжать здравствовать. «Легенда о демократии» - это сила, управляющая прогрессивной и левой политикой. Она, конечно, соблазняет мыслью, что где-то существуют хорошие, честные политики, которые могут быть избраны и смогут добиться основополагающих положительных изменений» [9, с. 50].

В отношении к политическому строю и у панков наблюдаются расхождения. Некоторые панки-анархисты «довольствуются своим кругом и отрицают возможность распространения анархии. Эта позиция может быть интерпретирована как концепция «личной» анархии или анархии как «образа жизни». Таким образом, кто-то может считать себя анархистом, но одновременно признавать тот факт, что другие люди не способны управлять собой [9, с. 53]. «Личная» анархия подразумевает, что правительство или некоторые виды принуждения законом необходимы, чтобы охранять общество от убийц и воров. Даже наиболее ярый коммунист или республиканец вряд ли признает, что правительство нужно, чтобы контролировать его самого, утверждая, что оно необходимо для масс» [9, с. 53].

В последнее время все более важным вопросом в анархистском сообществе становится пацифизм, спровоцированный вторжением США в Ирак и поиском способов выражения протеста. Первые анархистские группы приветствовали эту идею, но сейчас, спустя годы, она отрицается многими людьми, которые раньше защищали ее. Панки говорят о том, что «между анархией и пацифизмом нет противоречий. Пацифизм - это не пассивность. Он представляет глубокое изменение в восприятии жизни. Мысль о том, что пацифизм - это пассивность также наивна, как и мысль о том, что анархия - это хаос» [9, с. 54]. А затрагивается тема пацифизма потому, что использование силы для контроля над людьми - это нарушение человеческого достоинства, что для панков является недопустимым.

Но это не единственная (хотя и главная) причина того, что панки-анархисты приветствуют ненасильственные средства. Очевидной является огромная разница в количестве панков и других представителей контркультур и том объеме власти, который они имеют, по сравнению со своими правительствами. При этом они не могут сами свергнуть правительство или ожидать, что обычные люди поддержат их. И хотя пацифизм очень хорошо прижился в панк-движении, стало проходить время, и приверженцы идеи о ненасилии один за другим стали отказываться от тех идей, которых придерживались ранее. А стали они отказываться от пацифизма после многочисленных нападений скинхедов и полиции, пацифизм стал рассматриваться как наивная идея.

Что касается полиции, то не существует темы, которая была бы основой для такого числа песен, протестов и всеобщей антипатии. «Отвращение и ненависть к полиции являются всеобщими во всем спектре молодежных суб- и контркультур. Полиция олицетворяет собой все плохое, что есть во власти» [9, с. 58]. Все панки сходятся во мнении, что полицейские используются государственной властью для устрашения. Именно поэтому в анархическом обществе нет полиции и быть не должно. «Многие люди говорят, что полицейские «просто исполняют свою работу. Однако если выполнение их работы влечет за собой унижение и избиение тех, кто посмел выступить против власти, они не дождутся хорошего отношения от панков» [9, с. 58].

Представители панк-движения выступают против любой дискриминации и ущемления прав и свобод человека. Следствием этого является согласие панков с простой феминистской теорией о том, что «система, поощряющая мужское доминирование, причиняет вред и мужчинам, и женщинам. Эта система - часть другой системы, поощряющей расизм, дискриминацию по классовой принадлежности (classism), сексуальной ориентации (heterosexism) и все виды притеснения». Роль патриархата в обществе заключается в разделении мужчин и женщин в соответствии со стереотипами сильного и слабого. Женщины считаются «другим» и «вторым» полом, а мужчины используются в качестве точки отсчета» [9, с. 62].

Одной из основных идей, которых придерживаются представители рассматриваемого направления, является свобода каждой личности и, как следствие этого, свобода выбора для каждого человека. Также панки затрагивают тему абортов. Большинство участников движения считают, что выбор принадлежит женщине, и считают аборт свободой и неотъемлемым правом. Поэтому не наблюдается особенных разногласий. «Не вступая в медицинские и религиозные споры, окружающие тему абортов, панки уважают право каждой женщины сделать свой собственный выбор в этой ситуации» [9, с. 64].

Свобода выбора будет приветствоваться панками там, где она разумна. Учитывая сегодняшнюю экологическую ситуацию можно смело сказать, что по отношению к природе человек поступает совсем неразумно, делая свой выбор в пользу её постепенного уничтожения. «В ответ на проблемы окружающей среды, панк-сообщество пытается развивать биоцентристскую философию. Этот взгляд включает понимание того, что все в природе взаимосвязано и имеет одинаковую внутреннюю ценность. Над природой не господствуют, а заботятся и уважают ее, что не следует путать с природоохранными взглядами» [9, с. 72]. Идея охраны природы пропитана антропоцентризмом, и поэтому является неприемлемой экологической позицией. Цель сохранения состоит в том, чтобы управлять природой и контролировать ее как часть человеческой экономики, а не жить с ней в гармонии... Деревья являются источником прибыли, а дикая природа служит для привлечения долларов туристов: таким образом, вообще не предполагается, что природа имеет ценность сама по себе.

Так как панки выступают за соблюдение прав и за ненасилие (т. е. пацифизм), не является удивительным то, что они будут выступать и за права любых других живых существ. Панки понимают, что и у животных есть эти права. Ведь если считать, что прав у животных нет, это будет являться дискриминацией по видовому признаку, которая будет стоять в одном ряду с дискриминацией половой или расовой, что является неправильным для панков. «Человек не имеет никакого права издеваться над другими живыми существами и причинять им боль и страдания. Большинство панков поддерживают взгляды, согласно которым, страдание существ является основным аргументом против их использования и причиной признания их законных прав [9, с. 76].

«Даже если бы было доказано, что люди являются «высшими» существами, то они не имеют никакого права использовать в пищу тех, кого считают низшими или проводить на них эксперименты, вне зависимости от того, приносит ли это пользу или нет. По большому счету, человек имеет не больше прав на жизнь и свободу, чем любое другое существо» [9, с. 76].

Концепция прав животных включает в себя не только вегетарианство или веганство, но и отрицательное отношение к вивисекции (экспериментам над животными). «Несмотря на то, что время снова и снова доказывает, что вивисекция - бессмысленная трата времени и денег (и жизней), признание того, что она приносит хоть какую-то пользу человечеству, не является достаточным оправданием для экспериментов (пыток/убийств) над животными» [9, с. 76].

Панк воспринимается как бунтарство с образом жизни, где важными составляющими являются алкоголь и наркотики. Несмотря на то, что сравнительно большая часть представителей панк-движения - это подростки, не все из них выражают свой протест через алкоголь и подобные ему вещи. И на тех, кто не поддаётся «стадному рефлексу», всегда оказывается давление со стороны сверстников. Именно такие «отличающиеся от массы» представители панк-культуры очень активно поддержали новое движение в панке под названием стрэйт-эдж. Суть его, которая доносилась из панк-песен, заключалась в идее о том, что можно хорошо проводить время не употребляя алкоголь и подобные ему вещи. Но такое положение вещей характерно для момента возникновения такого явления, как стрэйт-эдж. «Аудитория, привлеченная к панку средствами массовой информации в середине 80-х, не обращала особого внимания на стрэйт-эдж, в результате чего движение медленно начало терять свою силу на общенациональной сцене» [9, с. 80].

«Если стрэйт-эдж изначально появился, чтобы помочь ребятам думать самостоятельно и быть самими собой, то сегодняшнее стрэйт-эдж движение действительно упустило суть. Стрэйт-эдж панки выглядят скорее как школьные спортивные звезды, а не как обычно представляют себе панков. Многие стрэйт-эджеры отрицают панк из-за его негативного имиджа и сейчас фактически создали свою субкультуру внутри контркультуры. То, что на момент возникновения должно было быть тем, что даст возможность сделать панк лучше и преодолеть давление сверстников, превратилось в сцену самодовольства и ограниченности. Часто стрэйт-эджеры критикуют панков, не являющихся стрэйт-эджерами» [9, с. 81].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что у панк-культуры существует своё мировоззрение, которое отражается в любом самовыражении панков (при написании статей в фэнзинах, сочинении текстов песен). Основные понятия, характеризующие отношения панков к окружающей действительности - это:

. Несогласие с тем режимом власти, который установлен в любой стране. Одни панки считают, что власть необходима только для сохранения порядка в стране (т.е. власть нужна для того, чтобы не совершались убийства и воровство), но при этом выступают против того, чтобы власти злоупотребляли своими возможностями. Другие же никак не принимают любую форму власти, где одни люди контролируют других и ограничивают их в чём-то, и выступают они только за анархию.

. Принцип ненасилия (пацифизма) по отношению ко всем живым существам. Основан он на суждении панков о правах как человека, так и животных. Одним из главных прав является право на жизнь, следовательно, панки выступают против войны.

. Вегетарианство, являющееся следствием принципа пацифизма. Животные имеют права (и право на жизнь в особенности). А у человека нет права лишать жизни другие живые существа.

. Охрана окружающей среды. Все в природе взаимосвязано и имеет одинаковую внутреннюю ценность. Над природой нужно не господствовать, а заботиться и уважать её.

.2 Черты мировоззрения панк-культуры в творчестве группы «Элизиум»

«Элизиум», как и подавляющее большинство панк-групп (независимо от того, из какой страны эта группа), стремятся не оставаться равнодушными к политической ситуации как в своей стране (для «Элизиума» это Россия), так и во всём мире. Более того, они не просто не остаются безразличными, но и выражают своё недовольство в песнях, в которых призывают и всех остальных не мириться с положением вещей, если оно не устраивает. Это отражено, например, в песне «Мир не изменится». Название не является пессимистичным. Из всей песни становится ясным то, что всё, вызывающее протест, останется прежним, если каждый не начнёт что-то предпринимать и стремиться к лучшему:

Но мечты развеются, мир не изменится.

Он бывает к нам жесток, но не просто так.

Мало просто ждать, мечтать и надеяться,

Нужно сделать нам самим, хотя бы первый шаг [10].

В этой песне наибольшую смысловую значимость несут следующие слова:

Ты закрыл глаза, и, закрыв, проиграл войну.

Сто чужих идей не заменят свою одну.

Управляешь только сам ты своей судьбой,

Сделай так, что б этот мир стал твоей мечтой [10].

Здесь показано, что если сам человек не будет бороться за лучшую жизнь, то никто за него это не сделает. Смысл песни не заключается в принципе жизни «каждый сам за себя». На самом деле эти слова несут в себе задачу призвать людей к самостоятельности и независимости.

Но одних только побуждений людей к совершенствованию недостаточно. Именно поэтому в песнях «Элизиума» звучит пояснение причин их недовольства властью и её действиями. В песне «Ради чего» в качестве такого пояснения предлагается следующее:

Каждый верит в незыблемость мира, но это обман,

Твою жизнь оценили давно, что б пополнит карман

Это выгодно тем, кто стоит у руля.

Мы хотели бы верить, что нас защищает закон,

Но политики снова и снова нас ставят на кон.

Пламя новой войны разжигают их жадность и страсть,

А причины все те же, что раньше: их деньги и власть [10].

Как видно, музыканты из группы «Элизиум» не просто недовольны такой ситуацией - они относятся к ней крайне негативно, что выражается в резкой критике действий властей.

Другая не менее важная тема, затрагиваемая огромным количеством панк-коллективов, связана с декларацией принципа пацифизма. Кто-то поёт об отдельных его аспектах (негативные высказывания по поводу войн во всём мире, экспериментов и употребления в пищу животных и др.), а кто-то пытается донести своё мнение по поводу всего вышеперечисленного одновременно.

Группа «Элизиум» в своём творчестве касается только проблемы войн, пытаясь объяснить, что войны мало того, что не приносят никому ничего хорошего, но ещё и наносят огромный ущерб. И если говорить об этом ущербе, то тяжело подсчитать, какое огромное количество материальных средств и природных ресурсов зря потрачено на бесполезную войну, какой огромный урон нанесён природе, и просто невозможно подсчитать цену потерь человеческих жизней.

Для примера следует привести цитаты из некоторых песен. В произведении под названием «Ради чего» говорится:

Этот мир содрогнется от множества взрывов опять.

И кому суждено здесь кого потерять

Решаешь не ты, решаю не я,

Это выгодно тем, кто стоит у руля.

Сколько войн позади, сколько ждет впереди,

Сколько горьких уроков нам нужно пройти.

Сколько жизней отдать, что бы понять,

Что играю в войну можно все проиграть [10].

Неоднократно подчёркивается то, что наибольшие страдания война всегда приносит мирным жителям. К сожалению, только власть способна что-либо решать в вопросах проведения войны. Даже если мирное население будет против войны, это вряд ли на что-то повлияет. Как подтверждение этого - строчки из этой же песни:

О другом у военных болит голова.

Как быстрей и дороже продать твою смерть [10].

Из всего сказанного следует, что не стоит мириться с такой ситуацией, поэтому в своих песнях «Элизиум» призывает людей к миру и гармонии, которые будут приносить счастье. В результате сложившейся в современном мире политической ситуации люди считают счастьем уже сам факт отсутствия войны, а это само по себе не совсем нормально. Мир во всём мире должен быть не радостью и поводом для счастья, а нормой жизни. Несмотря на это, музыканты из группы «Элизиум» продолжают не только бороться за прекращение войн, всячески призывать к этому, но и радоваться миру и доносить эту радость до остальных, показывая прекрасные стороны жизни без войны. Пример этому мы видим в их песне «Планета Земля»:

Я так рад всей нашей планете,

Нужно ли большего чего-то желать?

Солнечный день и счастливые дети -

Вот, что нам нужно понять.

Довольно стрелять, нужно что-то менять.

Нестерпимо видеть боль и слезы.

Я хочу, чтобы планета Земля

Улыбнулась, погрузилась в счастливые грезы.

Больше света, больше добра,

Хочет видеть наша планета Земля [10].

С помощью песен до нас пытаются донести, что быть счастливым легко, ведь можно радоваться абсолютно обычным, но при этом прекрасным вещам, которые мы в повседневной жизни в большинстве случаев даже не замечаем. Об этом можно судить по песне «Мир, а не война!»:

Сколько можно повторять, что счастье -

Это Мир, а не война.

Когда щебечут птицы, когда поет душа,

Когда смеются дети, жизнь хороша.

Что может быть прекрасней, чем миллиарды глаз,

В которых счастье есть, как у меня сейчас?

Мир на планете без боли и слез,

Так должно быть, вот вам наш прогноз [10].

Проблема войн продолжает быть актуальной, но, к сожалению, война является далеко не единственным проявлением грубой силы в нашем мире. Проявление насилия вполне может встречаться и в повседневной жизни. И здесь уже каждый выбирает сам для себя то, как себя вести по отношению к окружающим: с применением грубой силы и оружия или нет. Эта тема затрагивается и в творчестве «Элизиума». В песне «Моё оружие» рассматривается достаточно типичная для современной реальности ситуация. Здесь показывается, как позиционирует себя человек, чувствующий превосходство над всеми остальными за счёт того, что он приобрёл дополнительное преимущество и силу с помощью оружия:

Если у тебя в кармане нож,

То ты, конечно, круче всех,

Ни на кого ты не похож,

Никогда, нигде и ни за что не пропадешь,

Если у тебя в кармане нож.

Если у тебя есть пистолет,

То в ситуации любой

Всегда надежный дашь ответ.

Даже если кто-то вдруг тебе ответит «нет»,

Помни: у тебя есть пистолет [10].

Если человек придерживается пацифистских взглядов, то это в ряде случаев распространяется на отношение ко всем живым существам. Это значит, что пацифист выступает не только за отсутствие войны между людьми, но и за бережное обращение с животными и окружающей средой. На сегодняшний день довольно часто поднимаются вопросы, касающиеся защиты природы. Представители панк-движения не могли оставить это без внимания. Не является исключением и «Элизиум». В песнях этой группы рисуются картины окружающей действительности, нынешнее состояние природы как результат бесчеловечного обращения с ней и безответственного растрачивания природных ресурсов.

Из текстов видно: людей всеми силами пытаются убедить, что сейчас самое время что-то менять, иначе трагических последствий потом вряд ли получится избежать. И нужно не просто перестать по-варварски или безразлично относиться к окружающему миру, а начинать о нём заботиться и беречь его всеми силами. Планета общая, поэтому обязанность каждого человека заключается в том, чтобы не вредить природе и позаботиться о ней так, как это будет в его силах. В песне «Состоянье мира» даётся наставление всем людям:

Есть предел числу ошибок.

Поздно что-то исправлять.

Суть последнего урока

Будет некому понять [10].

Эти слова выражают призыв людей сохранять Землю и беречь её. Нельзя бесконечно совершать ошибки, подвергая планету разрушению, потому что это приносит вред не только экологии и животным, но и человечеству. И в самом конце может оказаться так, что «суть последнего урока будет некому понять» [10], потому что ущерб даже от одной, но очень существенной ошибки человечества может оказаться непоправимым. В этой же песне есть и такие слова:

«Состоянье мира -

Идеальная картина» -

Так когда-то было.

Безрассудность победила [10].

Из-за безрассудности людей страдает не только животный и растительный мир. Все эти действия наносят вред и человечеству. Оставлять подобную ситуацию без решения нельзя, поэтому в своих песнях «Элизиум» говорит о существующих проблемах, чтобы привлечь к этому внимание людей:

Кислоту отравленных дождей,

Черный дым лесных пожаров,

Волны эпидемий

Уже не остановить.

Миру будет легче без людей,

Мы ему чужими стали.

Люди на планете

Больше недостойны жить.

Где тот неба свежий ветер,

Чистота речной волны?

Каждый знал, что мир не вечен,

И мы все обречены... [10]

Не остаётся без внимания панков и проблема глобального потепления как результата неразумной человеческой деятельности. Последствие этого потепления - повышение уровня мирового океана, что влечет за собой нанесение ущерба человечеству. Эта проблема рассматривается в песне «Море наступает». Решения этой проблемы в песне не предлагается, а только описываются последствия, которые могут наступить, если человечество не прекратит совершать те действия, из-за которых всё это происходит. В этой песне мы видим следующее:

Море наступает, год, за годом поглощая сушу,

Я читал в газетах и журналах, радио прослушал.

Если так пойдет, то нам не избежать большой беды,

Нас накроют сотни тонн воды.

Атлантида тает, ледники сползают на равнины,

Огорчатся белые медведи и умрут пингвины.

Если так пойдет, то нам не избежать большого горя

Нас накроют километры моря [10].

Таким образом, панки в своём творчестве затрагивают насущные проблемы, которые связаны не с их личными интересами, а с теми вопросами, которые касаются большого количества людей в их совокупности или же каждого человека в отдельности, касаются одного отдельного государства или всего мира. «Элизиум», являясь частью панк-движения, вносит свой вклад в общее дело.

. Эстетические приоритеты панк-культуры и их воплощение в тексте группы «Элизиум»

.1 Основные черты эстетики панк-культуры

Панк-культура является одной из составляющих такого явления, как контркультура. Это «понятие появляется в конце 1960-ых годов как попытка понять и описать процессы, которые охватили западное общество. Этим термином изначально обозначили некую равнодействующую всех форм молодежного протеста, выделившуюся « на рубеже 60-70-х годов в особый тип сознания и поведения, мироощущения и образа жизни» [11]. Вскоре после этого понятие контркультуры начинает рассматриваться в более широком смысле. Под контркультурой начинает подразумеваться не только протест против власти и буржуазной культуры, но и против культуры как таковой, которая противостояла всевозможным проявлениям жизни. Получается, что «культура представляет собой упорядочивающее и унифицирующее начало. Она предполагает существование определенных норм, обязательных для всех и, таким образом, подчиняет человека высоким принципам, игнорируя индивидуальность и неповторимость отдельной личности» [11]. Развитие человеческого духа может быть возможным только благодаря постоянному движению, преодолению себя и разрушению отживших форм. «Одной из важнейших функций контркультуры является культурное обновление» [11].

Сама этимология термина "контркультура" уже подразумевает направленность против доминирующей культуры, и, соответственно, против власти, чьи интересы и ценности эта культура отражает, а также протест против конформизма - принятия всякой власти уже только потому, что она власть. В ХХ веке контркультура пытается всеми силами противостоять не только той культуре, которая является господствующей, но и той, которая является массовой, что гораздо сложнее. Массовая культура превращается в инструмент, использующийся для социального контроля, благодаря чему она постепенно отучает мыслить и формирует у людей представления о том, что стоит считать «нормальным», а что нет. Можно говорить о том, что массовая культура формирует определённую идеологию. Массовая культура, развлекает и одновременно с этим предлагает (а, возможно, и внушает) приемлемые и наиболее подходящие образцы поведения, характерные для господствующей культуры. Поэтому получается, что она способствует поддержанию социально-политической системы. «Культура на службе у власти становится идеологией, и "официально направляемое массовое искусство музыки" способствует формированию конформистского общества» [11].

На сегодняшний день всевозможные телеканалы (особенно музыкальные) и остальные средства массовой информации (такие как радиостанции и глянцевые журналы) становятся «главным транслятором молодежной "культуры-идеологии потребления" во всем мире»[11]. Но существуют группы, которые не стремятся к успеху в общепринятом смысле этого слова (а конкретнее - к деньгам, славе, престижу, толпам поклонников и поклонниц), которые разрушают именно такую систему ценностей. В их песнях вполне может и не быть прямого протеста, но они всё равно подрывают основы существования не только массовой, но и господствующей культуры.

Панк-рок является одним из направлений не просто субкультуры, а конкретно контркультуры. Основное различие этих понятий заключается в том, что в контркультуре преобладают «политические формы противостояния над символическими. Также задачей является отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции» [11]. В самом начале панк возник как порыв отчаяния, он был изначально абсолютным отрицанием ценностей и норм, которые господствовали в обществе. А теперь мы можем наблюдать то, что у панк-культуры постепенно сформировалась совокупность собственных ценностей, которые довольно близки «к идеалам контркультуры 1960-х (защита окружающей среды, борьба за права животных и вегетарианство, борьба за права различных меньшинств и т.д.). От выражения протеста и "шоковых ценностей" панк пришел к четко выраженной политической критике и отрицанию доминирующей культуры» [11].

В начале своего существования панк-культура в СССР подавлялась. Так, например, «панков стали вызывать в КГБ, требуя подписку о том, чтобы больше "не сочинять и препятствовать распространению своих песен, порочащих советское государство". Таким образом, в Советском Союзе уже играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ "простого советского человека", часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции, но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т.п.» [11].

То, что во время существования СССР запрещалась панк-культура, вряд ли у кого-то вызовет удивление, ведь тогда вообще подавлялось любое инакомыслие, и тем более - распространение подобных идей. Но сейчас, при законном существовании свободы слова, мысли и многого другого всё равно отрицательные высказывания в адрес власти жёстко пресекаются. И чем сильнее этот запрет и давление, тем масштабнее ответная реакция.

Панк - явление контркультурное. А одной из важнейших функций контркультуры является культурное обновление. Все панк-песни отличаются от тех, которые делаются на продажу, своей необычностью.

Панк-культура является противостоянием массовой культуре, последняя из которых формирует у людей представления о «нормальности» и «ненормальности».

Панк-песни содержат в себе призывы и побуждения, с помощью которых панки пытаются призвать людей к чему-либо и что-либо донести до них.

.2 Особенности эстетики панк-рока в творчестве группы «Элизиум»

Первая особенность характерна в любом случае для всех панк-песен. Они от «массовых» отличаются тематикой песен, которая характеризуется политической или другой направленностью, присущей панк-культуре, а также характерной для панка музыкой, при исполнении которой используются инструменты, не распространённые в большинстве случаев в «массовой» музыкальной индустрии. Различной у панк-песен является степень необычности и текстов, и музыки.

Второй аспект эстетики панк-музыки заключается в том, что в песнях музыканты если не высмеивают, то, по крайней мере, критикуют стереотипы, создаваемые массовой культурой. А именно то, что считается «правильным» и всячески навязывается. Так, например, в песне группы «Элизиум» «Как бы всё» мы можем услышать следующее:

«Как бы всё начав сначала, я всю жизнь переменю:

Я продам свою гитару, усилок свой разобью,

Я найду себе работу, стану я туда ходить -

Буду правильно во всём я жить!» [10]

Здесь делается акцент именно на слово «правильно», то есть так, как навязано обществом.

Далее мы видим ещё один стереотип. Говорится о том, каким нужно быть, чтобы тебя принимало общество:

«Рокнролл к чертям пошлю, я смогу его забыть.

Стану я танцором диско, будут все меня любить.

И дурные все привычк, я смогу в себе убить.

Хорошо тогда мне будет жить!» [10]

И, как итог всего сказанного в песне, в следующих словах отражается отношение к таким переменам:

«Вот довольна, будет мама,

И, наверно, счастлив я,

И отстанут старые друзья!» [10]

Такое искусственное и иллюзорное счастье музыкантов не устраивает, и именно поэтому эта тема затрагивается в песне.

Не осталась без внимания «Элизиума» темя того, что довольно большая часть современной молодёжи посещение клубов считает обязательной и неотъемлемой частью своей жизни. В песне «Ска для кислотных девочек» показана типичная любительница клубной жизни, о которой говорится «ты любишь тусовки» и « звёзды встречаешь под кислотой ди-джеев» [10]. Это, конечно же, не является у клубной молодёжи единственной целью в жизни, но желанию «жить напоказ» придаётся с их стороны слишком большое значение.

Панки всегда призывали людей быть самим собой и говорить то, что ты думаешь, а не прятаться за масками. В творчестве «Элизиума» затрагивается и эта тема, актуальная, к сожалению, во все времена. В песне «О, мой Шекспир» мы видим:

«О, мой Шекспир, ты был прав: мы все, как один, актеры.

В сумраке темных кулис маски сброшены вниз.

С горькой усмешкой и болью в глазах

Мы смотрим на мир, себя потеряв» [10].

Третьей особенностью панк-культуры, как отмечалось выше, является то, что в песнях музыканты регулярно побуждают слушателей к действию, к тому, чтобы не мириться с нынешним положением вещей, чтобы делать себя и свою жизнь лучше. Призывы к действию затрагивают самые разные сферы жизни.

Название песни «Что сделал ты для своей мечты?» говорит само за себя, и в песне мы видим следующее:

«Я выбираю этот путь, бросаясь с головой в борьбу.

Я делаю свой первый шаг, не испугавшись темноты,

Я принимаю этот бой.

Что сделал ты для своей мечты?» [10]

Становится понятно: всего можно достичь. Музыканты на собственном примере показывают, что они не только могут к чему-то стремиться, но и чего-то добиваться. И с помощью заданный после этого вопрос «Что сделал ты?» стремятся побудить всех и каждого к действию.

Также песни «Элизиума» призывают людей активизировать свои действия, направленные на сохранение мира, ведь «сколько можно повторять, что счастье - это мир, а не война» [10] (слова из песни «Мир, а не война!»). Призывы эти заключаются в следующих строках:

«Что нам мешает забыть про обиды,

Что заставляет нас враждовать?

Вместе границы стереть мы смогли бы,

Вот, что нам нужно понять.

Довольно стрелять, нужно что-то менять» [10].

(из песни «Планета Земля»)

Побуждения у «Элизиума» бывают как направленные на какое-либо определённое действие, так и довольно-таки абстрактные, не содержащие в себе указание на что-то конкретное. Такие слова каждый может проецировать на себя и, таким образом, понимать песню по-своему - песня при этом становится универсальной. К таким словам относятся, например, те, которые звучат в песне «Мир не изменится»:

«Мало просто ждать, мечтать и надеяться,

Нужно сделать нам самим хотя бы первый шаг» [10].

Также в этом плане можно обратить внимание на строчки из песни «Взлетная полоса»:

Ты думал всем мечтам конец, но все же оглянись,

Перед тобой огромный мир: вся жизнь.

Но страх уйми, открой глаза, поверь в себя, очнись.

Перед тобой огромный мир: вся жизнь» [10].

Но чаще встречаются в песнях призывы-советы, которые музыканты пытаются донести до людей для того, чтобы мир стал лучше. А лучше он станет, когда каждый человек начнёт стремиться к добру. И это мы видим на примере песен группы «Элизиум», одной из которых является песня «Другие грани понимания свободы»:

«Давай зажги добра огни,

Свободы факел вверх взметни,

Будь впереди идущим!

Будь верным самому себе!

Свободным будь! Будь искренней!

Используй свободу

Во благо мира и людей!» [10]

Не менее значимой в этом смысле является песня «Улыбайте Друг Другу Лица»:

«Двадцать четыре часа в сутки,

Попробуй не хмуриться ни минутки.

Свой новый день с утра,

Начни с улыбки.

Ты можешь многое поверь,

Начни с попытки» [10].

Название заключает в себе смысл не меньший, чем вся песня. Ведь в русском языке существует только возвратная форма глагола «улыбаться», обозначающая действие, направленное на самого себя. Неологизм «улыбать» является переходным, соответственно, употребляя его, можно сказать «улыбать друг друга», ведь именно это нужно донести до каждого с помощью этой песни. Нам всем пытаются сказать, что «улыбать» можно не только самого себя, но и доставлять радость и счастье тому, кого «улыбаешь» ты.

Так как текст группы «Элизиум» является частью панк-культуры, сверхважной в нем является тема свободы. Для представителей данного музыкального коллектива свобода заключается не столько во вседозволенности, сколько просто в отсутствии границ. В их песнях мы обнаруживаем следующие подтверждения этому:

(«В предвкушении лета»)

«Вместе границы стереть мы смогли бы

Чтобы не было границ,

кто-то круглой сделал Землю.

Я её такой приемлю» [10].

(«Планета Земля»)

«Нам нужны моря и океаны,

Стены и преграды не нужны» [10]

(«Моря и океаны»)

Так как представители панк-движения (и не только они) считают свободу неотъемлемым правом любого человека, поэтому именно тема свободы является излюбленной для многих музыкантов.

Названные нами основные особенности эстетики панк-культуры характерны для большинства песен различных панк-коллективов и для «Элизиума», в частности. Но, как нам кажется, на тематическом уровне текст «Элизиума» все же в известной степени отличается от текста большинства панк-команд.

Одно из центральных мест в творчестве данной группы занимает тема космоса. «Слово «космос» на языке «Элизиума» означает почти то же самое, что гармония и свобода. Свобода творчества и музыки, которую они несут людям», - считает Н. Митина. В альбоме с названием «Космос» эта тема является организующей. В песне «Ослепительный мир» говорится о восхищении космосом:

«Опять стартуют караваны ракет,

В далекий космос к неизвестным мирам,

А я восторженно стою на Земле,

Хотя душой уже там

И я не знаю, что туда нас влечет:

Открытий жажда или блеск дальних звезд?» [10]

В песне «Солнце» сам космос не упоминается, но там идёт речь о небесных светилах, которые являются частью космоса:

«Солнце - шарик пунцовый


звёзды ходят кругами» [10].

Песня «Космос» передает восторг перед далёкими непознанными мирами:

«Манят нас вперед с тобою

не открытые планеты,

Развлекают вечерами

Огнеигривые кометы» [10].

Музыканты восхищаются прекрасным космосом, что видно из слов:

«Здесь мне все давно знакомо

Там за жизнь идет минута» [10].

Также тему космоса (на уровне его отдельных составляющих) можно увидеть в песне «Обратная сторона Луны»:

«Я бессонными ночами, размышляю о Луне

Космонавты, луноходы,

Лунной пыли пешеходы

С точки зрения науки объяснили все вполне.

Но меня волнует все же,

Любопытство сердце гложет:

Что там все-таки творится на обратной стороне?» [10]

Космос, как нечто прекрасное, но в то же время недостижимое, идеализируется, является темой постоянных размышлений и фантазий:

«На обратной стороне, может быть, шумит листвою

Лес, который мы с тобою не видали и во сне.

На обратной стороне, может быть, бушуют краски,

Что не в жизни и не в сказке не увидеть мне» [10].

Для группы «Элизиум» очень важными составляющими представлений о гармони являются мир и порядок, именно поэтому так часто образ космоса в их текстах предстает воплощением этих качеств: ощущать себя в космосе - значит ощущать себя в состоянии гармонии. Стремление достичь подобного состояния находит воплощение в песне «На Марс»:

«Нас ждёт

Бесконечность космических дней,

Космических трасс.

Ах, хоть бы на Марс нам попасть поскорей!

Скорей бы на Марс!» [10]

Космос доставляет удовольствие и создаёт умиротворение даже при созерцании его. В песне «Звездная колыбельная» нам показано именно такой тип взаимоотношений человека с космосом:

«Я на крыше поселился

И за небом наблюдаю,

Через телескоп старинный

Свои будни убиваю.

Вот ракеты мчатся в космос,

Пропадая во вселенной,

Лишь украдкой дремлет солнце,

Ему с утра ползти по небу» [10].

Представители панк-движения очень часто подчёркивают необходимость свободы для человека (вообще любой свободы). Немаловажной отличительной чертой панк-культуры является стремление к гармонии (как в мире, так и в самом человеке). Музыканты из «Элизиума» нашли для себя космос как то, что воплощает в себе и то и другое, именно поэтому этот образ занимает значительное место в их творчестве.

Вторым по порядку, но никак не по значению, является в песнях «Элизиума» образ так называемого колеса Сансары. Для панк-группы это не просто нехарактерная, но и абсолютно новая тема для творчества. Для традиционного славянского мировоззрения и религии тип отношения к жизни и смерти, представленный в этих песнях, объединенных этим образом, является необычным.

В песнях этой тематической группы нет таких слов, как «в этой жизни» или «после смерти» - очевидно, что здесь идет речь о переходе жизни из одного состояния в другое. В песне «Колесо Сансары» прямо говорится:

«Я отправляюсь туда, куда летят поезда

Электрическим током пою в проводах,

Гулким эхом лавины бушую в горах

Звонким щебетом птиц людей бужу поутру,

Словно лето последний день,

Я уйду не заметно в тень,

Чтобы снова попасть туда,

Где, наверное, ждут меня» [10].

В песне «Словно Будда» можно услышать:
«Но всё же я уйду туда,

где отсутствуют года,

где нет слов «беда» и «горе»

Я стану Небом и Землёй,

Стану Солнцем и Луной

Я стану сушей и водой,

Стану птицей и змеёй,

Стану светом, стану тенью» [10].

Последние три строчки являются наиболее интересными. В них не просто описан переход в другое состояние (о чём выше говорится в этом же тексте), но и перечисляются пары понятий или явлений, являющихся противоположными по отношению друг к другу (внутри самой пары). Весь мир состоит из противоположностей, и сохранение баланса между ними является неотъемлемой частью гармонии.

Далее в песне «Словно Будда» мы можем наблюдать связь между двумя «эксклюзивными» темами, которые и отличают текст «Элизиума» от текста большинства других панк-групп: темы космоса и колеса Сансары:

«Как одинокая звезда,

буду я светить всегда

тем, кто ищет просветленья» [10].

Смерть здесь показана не как конец жизни, а как переходное состояние, как дверь из одного пространства в другое. Соответственно, смерть не выступает чем-то разрушающим, а даже наоборот: она является звеном гармоничной цепи перехода из одного состояния в другое. А раз присутствует гармония, то всё происходит согласно законам космоса.

В текстах песен группы «Элизиум» присутствует также и любовная тематика. Хотя стоит отметить, что теме любви у «Элизиума» отведено место гораздо меньшее, чем какой бы то ни было другой. Реализация этой темы часто связана с мотивами одиночества, разочарования, обиды, грусти, тоски.

Например, в песне «Слезы-зеркала» мы наблюдаем присутствие мотива тоски:

«Целый день сидит без дела

И тоскует по тебе

Слезы льет одна девчонка,

Вспоминая о тебе» [10].

Тексты песен «Любовь казалась счастьем», «Ярко горят» содержат в себе мотив разочарования:

«Нам с тобой любовь казалась счастьем,

Неподвластным и обидам, и ненастьям.

Все исчезло, не оставив ничего взамен,

Кроме боли и страданий от твоих измен» [10].

«Мы вечно жить мечтали,

жаль, мы тогда не знали:

Все в мире сохнет, как цветы» [10].

Мотив одиночества (сопряженный, однако, с мотивом надежды) явно присутствует в песне, которая называется «Дождь»:

Ты у окна стоишь одна

И молча ждешь чего-то [10].

В произведении «Любовь и слезы» комплекс мотивов, характерный для любовной тематики у «Элизиума», усиливается - чувства человека на момент расставания вызывают сопоставление с адскими муками:

«Стоп! Хватит! Довольно! Ад где-то рядом.

Я очарован твоим навеки прощальным взглядом» [10].

Но не всё так пессимистично, как может показаться на первый взгляд. Есть у «Элизиума» и песни о любви, которые наполнены положительными эмоциями. Различие заключается в том, что в вышеперечисленных песнях поётся о неразделённой любви, о той, которая не была взаимной с самого начала, или о той, которая просто прошла. А в тех песнях, которые приведены в качестве примеров ниже, речь идёт о любви взаимной. Например, в песне «Обратная Сторона Луны» можно увидеть следующие рассуждения:

«Я обратной стороною,

Щедро поделюсь с тобою.

Что б она принадлежала,

Только нам вдвоем с тобой» [10].

Песни о любви могут быть и такого характера, как песня «Дремлют улицы в жёлтых огнях»:

«Ты с улыбкой рукой мне взмахнешь,

Знаю я, что ты меня ждешь.

Где мы будем с тобой одни

Бесконечно тратить дни.

Мы сожжем любовь дотла,

Чтобы ярче звезд была.

Под сиянием новых звезд и комет

Проведем сотни сказочных лет» [10].

Стоит отметить, что панк-группы создают свои песни не только с той целью, чтобы люди слушали её у себя, приходили на концерты и получали от этого эстетическое удовольствие. Не менее значимым для них является тот смысловой посыл, который содержится в их тексте, те результаты, к которым этот message приведет в жизни тех, кто смог и захотел его услышать.

Заключение

В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

В первой части данного научного проекта рассматривались мировоззренческие установки панк-культуры и специфика их реализации в тексте группы «Элизиум». В этом разделе необходимо выделить следующее:

Большинство панк-песен содержат в себе негативное высказывания по поводу политической или экологической ситуации в мире, взаимоотношения человека с обществом, со всеми живыми существами.

Все вышеуказанные высказывания, содержащиеся в текстах песен, схожи между собой. Имеется в виду то, что не наблюдается ситуации, где панк-песни содержали бы в себе разное отношение к какому-либо одному явлению (то есть недопустим тот факт, что одни панк-группы восхваляют отсутствие власти над людьми, а другие стараются донести до людей мысль о том, что нет ничего лучше, чем диктатура).

Панк-рок со времён своего появления, когда тексты песен выражали лишь протест, эволюционировал и на данный момент представляет собой не только протест, но и призыв.

«Элизиум» является панк-группой, в творчестве которой воплотились практически все особенности мировоззрения панк-культуры.

Во второй части данной курсовой работы мы рассмотрели эстетические приоритеты панк-культуры и их воплощение в тексте группы «Элизиум». В данном разделе стоит принять во внимание следующее:

В текстах песен группы «Элизиум» рассматриваются вопросы, которые характерны для творчества большинства панк-коллективов.

Тексты песен содержат глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Такие тексты абсолютно не воспринимаются как приказ, не заставляют подчиняться и слушаться, а наоборот, подбадривают слушателя и побуждают его к действию.

Кроме основных тем, которые отражают мировоззренческие установки панк-культуры, в текстах песен часто затрагивается любовная тематика.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Элизиум» - это панк-группа, творчество которой повлияло на развитие и усовершенствование панк-рока. Этот коллектив также внес свой весомый вклад в панк-культуру, поспособствовал её обновлению. Возможно, именно поэтому, если когда-либо идеи, которые отражены в текстах песен, распространятся за пределы творчества одной этой группы, то «Элизиум» будет считаться основателем нового стиля панк-рока, который совмещает в себе бунтарство и гармонию, а также воспринимает космос как воплощение порядка.

панк культура песня

Список использованных источников:

Свиридов, С. В. , Русский рок в контексте авторской песенности / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст : Сб. науч. тр. / под ред. М. Б. Ворошоловой, Ю. В. Доманского, А. П. Чудинова. - Тверь; Екатеринбург, 2007. - Вып. 9. - 276 с.

Гавриков, В. П., рок-искусство в контексте исторической поэтики / В. П. Гавриков // Русская рок-поэзия: текст и контекст : Сб. науч. тр. / под ред. М. Б. Ворошоловой, Ю. В. Доманского, А. П. Чудинова. - Тверь; Екатеринбург, 2007. - Вып. 9. - 276 с.

Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Русский рок. - Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/>. - Дата доступа: 11.03.2011.

Козлов, В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо / В. Козлов. Санкт-Петербург: Амфора, 2009. 352 с. - (Серия «Sub[культура]»).

Козлов, А. Рок: истоки и развитие/ А. Козлов., 3-е издание, электронное

Луркморье [Электронный ресурс] / DIY. - Режим доступа: lurkmore.ru/DIY <http://lurkmore.ru/DIY>. - Дата доступа: 11.03.2011.[Электронный ресурс] / Панк-манифест. - Режим доступа: www.antipunk.com/article/pank_manifest. - Дата доступа: 11.03.2011.

Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] /Элизиум (группа). - Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EB%FB>. - Дата доступа: 11.03.2011.

Крейг ОХара, «Философия панка: больше, чем шум»/ Перевод осуществлен по изданию OHara C. The philosophy of punk: More than noise. London; San Francisco; Edinburgh: AK Press, 1999

Официальный фан-сайт группы «Элизиум» [Электронный ресурс] / Тексты и аккорды.- Режим доступа: <http://www.kosmos-rock.com/old/accords.php>. - Дата доступа: 11.03.2011.

Protest [Электронный ресурс] / Аксютина О. - Власть и контркультура в 1980-е 1990-е годы (Панк как этика и эстетика противостояния)/ Режим доступа: <http://protest.anarhist.org/> . - Дата доступа: 11.03.2011.

Похожие работы на - Мировоззренческие установки панк-культуры и специфика их реализации в тексте группы 'Элизиум'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!