C
|
C
|
C
|
C7
|
F
|
F
|
C
|
C
|
G7
|
F7
|
C
|
C
|
Из приведенной схемы видно, что
первые четыре такта основаны на тонике, вторые начинаются с субдоминанты и
последний четырехтакт с доминанты. Такое деление по четыре такта не случайно.
Оно основано на том, что поэтический текст блюза всегда трехстрочен по схеме:
ААВ.
Тоническая, субдоминантовая и
доминантовая гармония подчеркивает начало каждой новой строчки.
2. Блюзовый лад
Лады музыки:
Только один блюз имеет
свой собственный лад, а также собственную гармоническую сетку. «Блюзовая гамма»
была получена путем сведения «под одну крышу» важнейших ладовых и интонационных
ингредиентов данного лада. вспомним известную схему блюзового лада, впервые
теоретически сформулированную У. Сарджентом:
Квадратными нотами в ней обозначены
блюзовые тона, т.е. наиболее заметные в блюзовом ладе зоны неустойчивого
интонирования, расположенные в районе III низкой и VII низкой ступеней лада.
Если записать нотами в виде звукоряда c-d-es-e-f-g-a-b-h - (c) получим
следующее:
Блюзовый лад
- родоначальник (прародитель) джаза. Его элементы можно встретить в 99%
джазовых композиций вне зависимости от их характера и стиля произведения. В
основе блюза лежит т.н. блюзовая пентатоника, сама по себе в мелодии (если
пренебречь 12-и тактовой формой) нисколько не отличающаяся от самой обычной
пентатоники. Вот пример простой мелодии на основе пентатоники на основе 12-и
тактов:
Блюзовая пентатоника отличается от
нее тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления
исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и
нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S.
Далее, если подставить на эту
мелодию традиционную гармоническую сетку блюза, вот что получается:
Первые (простонародные) блюзы редко
выходили за рамки трех функций и почти полностью строились из расчета этой
самой пентатоники и могли исполняться в минорных ладах,
Если заменить аккорды в партии левой
руки на минорные-то снова получите блюз, и неважно, в каких ладах они
исполнялись, т. к. функциональности баса было вполне достаточно.
(в данном примере партия баса
движется только по основным и квинтовым тонам, что не совсем музыкально, но
наглядно видно, что блюз состоялся).
3. Блюзовые ноты
Негритянская манера пения отразилась
на образовании так называемых «блюзовых» или «голубых» (blue notes), что в свою очередь
отразилось на мелодике и гармонии джаза и на его необычном оркестровом
звучании. Инструменты, подражая человеческому голосу, также пользуются такими
нефиксированными, детонирующими звуками, которые вносят особое очарование и
характерность в джазовую музыку. Блюзовые ноты - это пониженные III,
VII, а также и V ступени в мажорном звукоряде. Это придает одновременное
звучание мажора и минора, т. к. солирующие инструменты и голоса исполняют
блюзовые ноты на фоне мажорной гармонии ритмической группы. Такое одновременное
звучание мажора и минора является одним из характернейших свойств джазовой
музыки. На форме 12-тактового блюза с блюзовой гармонией и блюзовыми нотами
основано огромное количество джазовых тем. Влияние блюза чувствуется на всех
направлениях джаза всех периодов. Непосредственно на блюзовой форме
основываются такие стили джаза и эстрадной музыки, как «буги-вуги»,
«рок-н-ролл», «ритм-энд-блюз». Размер блюза чаще 4/4, темп произвольный, в
ранних блюзах - большей частью медленный.
. Блюзовая пентатоника
Музыканты всегда, когда речь заходит
о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой
пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим.
В пентатонике, как известно,
содержится 5 нот. Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным
ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада)
мелодия. Мажор внизу и минор вверху - два одноименных лада (пример: Ре мажор и
Ре минор). Для До мажора блюзовая пентатоника - это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb.
Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного
(минорного) блюза.
Древнейший лад (пентатоника),
использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько
внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и
стереотипно отпечатывающийся в психике человека - в джазе оказался жизнестойким
и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит
над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в
мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте,
доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на
структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние
свойства блюзовой пентатоники. Но такая всезвучность присуща только этим пяти
нотам.
Помимо наличия блюзовой пентатноики
вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная
предрасположенность к риффу.
Рифф - ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся
простая мелодическая структура.
В блюзе используется повтор
мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Техника, основанная
на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как
единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по
времени, изменяться интервально или по высоте. Для построения блюза действенным
будет повторить первую фразу на новой гармонии:
Для отражения и систематизации
всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно
даже семи нот. А блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х
блюзовых нот: для До мажора соответственно - F# и Ab.
Чтобы использовать весь набор блюзовых нот - одной пентатоникой не обойтись. Для
использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора,
а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей
пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. Пример для наглядности - в
ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких
пентатоники от звуков A, D и E.
Из примера следует, что
в гамме До минор (а именно она лежит в мелодии над До мажорными
функциями) все три основные простые пентатоники уже содержатся.
5. Гармония в блюзе
Гармония блюза
четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 - на
субдоминанте и тонике и последние по 2 - на доминанте и тонике в размере 4/4. В
джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» - это
импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы.
Т.е. «квадрат» по продолжительности равен теме и основывается на ее
гармонической схеме. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться
и варьироваться, но ее характерная особенность - переход в пятом такте в
субдоминанту - остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше,
являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в
блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:
Но чаще мелодии блюзовых
тем содержат хроматизмы:
Современная гармония
блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот
тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, которых не было в
традиционном блюзе. В приведенной ниже упрощенной гармонической схеме такого
блюза (стили «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляется второй
характерный для блюза гармонический оборот (в импровизации активнее
используется оборот I-VI 7-IIm (седьмой, восьмой и девятый такты)):
I 7
|
IV7
|
I 7
|
Vm I7
|
IV7
|
IV7
|
I 7
|
IIImb IIIm
|
IIm
|
V 7
|
I7 VI 7
|
IIm V7
|
Примеры схем блюза этого периода:
Схема №1
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
I 7
|
IV7 #IV0
|
I/V
|
Vm I 7
|
IV7
|
IVm
|
IIIm
|
bIII7
|
IIm
|
V7
|
IIIm bIIIm
|
IIm bII7
|
I 7
|
IV7
|
I 7
|
Vm I 7
|
IV7
|
bVII7
|
IM IIm
|
IIIm VI7
|
II7
|
V7
|
I 7
|
bVI7 V7
|
I 7
|
IV7
|
I 7
|
Vm I 7
|
IV7
|
bVII7
|
I 7IVM
|
IIIm bIII7
|
IIm
|
V7
|
IIIm VI7
|
IIm V7
|
I 7
|
IV7
|
I 7
|
Vm I 7
|
IV7
|
#IV0 VII7
|
I7 VII7
|
bVII7 VI7
|
IIm
|
V7 IV7
|
IIIm VI7
|
IIm V7
|
IM
|
VIIm III7
|
VIm II7
|
Vm I 7
|
IV7
|
#IV0
|
IIIm
|
bIIIm bVI7
|
IIm V7
|
bVIm bII7
|
I 7 VI7
|
IIm V7
Схема №2
I 7
|
I 7
|
I 7
|
I 7
|
IV7
|
IV7
|
I 7
|
I 7
|
V7
|
IV7
|
I 7
|
I 7
|
Существуют и минорные блюзы. Но
гармонически они обычно более бедны, чем мажорные. Блюзовые ноты совпадают
здесь с минорной гармонией и поэтому не звучат так характерно, как в мажорном
блюзе (за исключением V пониженной степени). Пример схемы минорного блюза:
Схема №3
I m
|
IVm
|
I m
|
I 7
|
IVm
|
II 0V7
|
I m
|
I m
|
bVI7
|
V7
|
I m VI 0
|
bVI 7 V7
|
Каденция в блюзе представляет собой
два последних такта двенадцатитакта с гармонией: IbIII0| IIm V7 (один из вариантов). В коде
последние два такта обычно играются так:
Схема №4 I I7 IV # IV0 | I/V bII7 I7|
При этом ритмически это выглядит
так:
6. Усложненная блюзовая
гармония
Имея в распоряжении значительное
количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого,
тесного и смешанного расположений, можно рассмотреть несколько усложненных
гармонических схем блюза, где используются эти средства.
А)
I 7
|
VIIm III7
|
VIm
|
Vm bV7
|
IV7
|
IVm bVII7
|
III m VI7
|
bIIIm bVI7
|
IIm
|
V7
|
III7 (+5) VI-9
|
II7 (-5) V+9
|
Б)
I 7
|
VII7 III7
|
VIm
|
Vm bV7
|
IV7
|
IV7 #IV0
|
IIIm
|
bIII7
|
IIm
|
V9
|
IIIm bIII7
|
IIm bII7
|
)
I 6 IV9
|
bVIIm b
III7
|
VIm9 II7
|
Vm I7
|
IV9
|
IVm bVII7
|
III m
|
VI7
|
IIm
|
IIm V7
|
bVI9 V7
|
Г)
I 9
|
IV9
|
I 9
|
Vm bV9
|
IV9 bVII9
|
bIII9 bVI7
|
VI7 bVII7
|
VII7 I 7
|
II0
|
V7
|
I bIII0
|
IIm V7
|
Пример нескольких способов изложения
гармонии блюза для левой руки:
блюз гармония пентатоника лад
7. Ритмическое
оформление гармонии аккомпанемента
Учитывая огромную роль ритма в
джазе, следует отметить, что в большинстве случаев ровные восьмые играются в
джазе почти всегда в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо
ровных восьмых почти всегда играются триоли.
Запись восьмыми является условной.
Такой же условной является и запись пунктирным ритмом.
Пунктирный ритм также играется
триолями. Следовательно, следующий рисунок, написанный ровными восьмыми или
пунктирным ритмом, следует играть так:
Синкопы и слабые триольные восьмые
мелодического рисунка следует акцентировать.
В приведенном выше примере Видна
характерная особенность ритмического оформление последних двух тактов схемы.
Это пример типичного блюзового каданса.
Заключение
Блюз - уникальное явление мировой музыкальной культуры. По
совокупности качеств он не имеет аналогов не только в истории музыки XX века,
но и в истории музыки вообще. Возникнув во второй половине XIX века как
афроамериканский фольклорный жанр, он очень быстро превратился сначала в
общеамериканский, а затем и в интернациональный культурный феномен. На его базе
началась ассимиляция неакадемических культур самых разных народов мира и
фактически возникла современная неакадемическая музыка как качественно новое
явление, подобного которому еще не знала мировая музыкальная культура. Эта
музыка и по своим нормативам, и по самому духу оказалась антиподом
академической музыке. Однако ее антиподность обладает способностью
взаимодействия с «классикой», способностью взаимообмена различных элементов с
ней.
Для блюза характерны метафоричность
образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и
синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая
тембровая окраска звучания голоса или инструмента.
Исследуя особенности и выразительное
значение блюза можно выделить следующее:
· Блюз состоит из 12
тактов - форма:
· Только блюз имеет
свой собственный лад и гармоническую сетку.
· «Blue notes» - пониженные III, V и VII ступени мажорной гаммы
· Наиболее
характерные гармонические переходы - четвертый / пятый, восьмой / девятый, а
также девятый / десятый (в раннем блюзе) такты.
· Немаловажную
выразительную роль играет также свойственное только джазу ритмическая
интерпретация восьмых нот. Для блюза ритмически особенно выделено оформление
каденций.
Гармоническая блюзовая схема может
бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность - переход
в пятом такте в субдоминанту - остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже
говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы,
построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной
гармонии. Блюзовая пентатоника отличается от простой пентатоники тем, что
находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей.
Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на
всех трех функциях блюза T.D.S.
Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная
принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно усложнять
блюзовую гармонию, используя схемы блюза, где используются эти средства.
Блюз открыл в музыке особую
выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту. Этот важнейший
пласт современной культуры проложил в искусстве новые пути, выражающие на языке
звуков некоторые фундаментально важные духовные устремления нашей эпохи.
Список литературы
1. Баташев А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский
джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О.
Медведева. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 80 - 95.
. Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Сов. Композитор, 1984. - 311
с., нот., нот. ил., 8 л. ил.
. Медведев А. Время зрелости // Советский джаз. Проблемы. События.
Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. - М.: Сов.
композитор, 1987. - С. 29 - 47.
. Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. -
Искусство. - М.: ГМПИ, 1984. - 66 с.
. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с
англ. М.Н. Рудковской и В.А. Ерохина; Вступ. Статья В.А. Ерохина; Общ. ред. и
коммент. В.Ю. Озерова. - М.: Музыка, 1987. - 297 с
. Чугунов Ю. Гармония в джазе: Учеб. пособие для ф-п. - М.: Сов.
Композитор, 1980. - 152с
. Фейертаг В. Джаз // Музыка. Большой энциклопедический словарь /
Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - С.
170
. Озеров, В.Ю. Комментарии. Литература. Указатель терминов и
понятий. Указатель имён / В.Ю. Озеров // Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный
язык. Эстетика. - М.: Музыка, 1987. - с. 218.
. Конен, В.Д. Пути американской музыки. Очерки по истории
музыкальной культуры США / В.Д. Конен. - 3-е изд. - М.: Сов. композитор, 1977.
- с. 43.
. Конен, В.Д. Рождение джаза / В.Д. Конен. - 2- е изд. - М.: Сов.
композитор, 1990. - 319 с.
. Коллиер, Д. Становление джаза / Д. Коллиер. - М.: Радуга, 1984.
- 390 с.
. Минх, Н. Джаз / Н. Минх // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. -
М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т.2. - С. 211-219.
. Овчинников, Е.В. История джаза: учеб. пособие / Е.В. Овчинников.
- М.: Музыка, 1994. - Вып. 1. - 240 с.
. Озеров, В.Ю. Джаз. США: учеб.-справ. пособие / В.Ю. Озеров. -
М.: ГМПИ, 1990. - 159 с.
Похожие работы на - Блюзовый лад в гармонии
|