Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,35 Мб
  • Опубликовано:
    2014-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

"Черемховский педагогический колледж"







Электронные средства формирования Информационной грамотности у учащихся 5 класса

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050202 - 52 Информатика

Выполнила студентка 5 курса 502 группы

Кишкина Лидия Николаевна

Руководитель Черкасова Жанна Петровна,

преподаватель русского языка и литературы

Рецензент Ильичева Маргарита

Александровна, учитель информатики

МБОУ "СОШ № 7" г. Зима


Черемхово, 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития информационной грамотности через использование электронных средств

.1 Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся

1.2    Общая характеристика электронных средств учебного назначения

1.3 Сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.

Выводы к 1- ой главе

Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности через использование электронных средств

.1 Методика диагностики информационной грамотности учащихся

.2 Апробация электронных средств на уроках информатики в 5-ом классе

.3 Методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса

Выводы ко 2- ой главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

С каждым годом увеличиваются масштабы применения электронной вычислительной техники в образовании, медицине, торговле, производственной сфере и т.п. Информационная компетентность - залог личностного и профессионального успеха современного человека. В условиях информационного общества приоритетное значение приобретает умение человека использовать в любой деятельности современные технические средства, владение информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи информации, ресурсами Интернет.

Вместе с тем, совершенствование системы образования требует от современного учителя информатики компетенций, позволяющих не только понимать закономерности психического развития и социализации личности, но и свободно владеть информационными технологиями. Перед современным учителем стоит непростая задача организации своей профессиональной деятельности в непрерывно изменяющихся условиях таким образом, чтобы она была не только адекватна этому времени, но и обладала опережающим профессиональным опытом, который обеспечивает личную ситуативную адаптацию и социально-профессиональную мобильность человека в социуме.

Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов образования мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников, у учителя информатики должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность: представления о месте и роли информатики в современном мире, основах теории информации; возможностей использования вычислительной техники при реализации содержания и требований школьных программ, создания банка данных педагогической информации; умения работать на компьютере, в локальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций; внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения.

Конечным результатом обучения должны стать представления учеников об информационных основах процессов управления; о методах поиска информации; о принципах кодирования информации; о технологии мультимедиа; о работе электронной почты; об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет; знания способов хранения информации; основных единиц измерения количества информации; общей функциональной схемы компьютера; умения иллюстрировать примерами получение, передачу и обработку информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные; работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами.

Цель работы: исследовать формирование информационной грамотности у учащихся 5-классов посредством использования электронных средств.

Задачи:

1.      Изучить понятие "информационная грамотность" в педагогической, методической и справочной литературе.

2.      Рассмотреть классификацию электронных средств учебного назначения.

.        Выявить сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.

.        Определить уровень информационной грамотности у детей младшего школьного возраста.

.        Составить методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса.

Объект исследования: развитие информационной грамотности детей школьного возраста.

Предмет исследования: электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, обобщение.

Методологической основой стали идеи поэтапного формирования информационной грамотности А.В. Горячева, разработки электронных средств учебного назначения В. И. Батищева, В. Ю. Мишина, О. Ю. Исаковой, В. В. Кручинина, В. А. Стародубцева, А. Ф. Федорова.

База практики: 5 класс МОУ СОШ № 7.

информационный грамотность мультимедийный презентация

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития информационной грамотности через использование электронных средств

1.1     Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся

Важно знать различные подходы, относящиеся к информационной грамотности, поэтому на первом этапе необходимо определиться с терминологией. В словосочетании "Информационная грамотность" две дефиниции - Информация и грамотность.

Что такое информация? Информация представляет собой ресурс, имеющий разные определения в зависимости от формата и среды, использующихся для его пакетирования и передачи, а также в зависимости от области знаний, где дается его дефиниция [10]. Синонимичные термины:

"скрытое" знание;

"пакет" опыта человечества;

источник, способный дать бесчисленное количество данных;

ресурс, имеющий различные форматы, способы пакетирования, передаточную среду и методы доставки;

люди: семья, друзья, педагоги, соученики;

институты, например, специализированные учреждения государственного здравоохранения или социальные учреждения.

Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Информация ставит много проблем перед всеми слоями населения: перед учащимися, рабочими и любыми другими гражданами. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информация, несомненно, является:

важнейшим элементом творчества и новаторства;

основным ресурсом образования и умственной деятельности;

ключевым ресурсом формирования более образованных граждан;

фактором, позволяющим гражданам достигать лучших результатов в научной деятельности, в сфере здоровья, в работе;

важным ресурсом социально-экономического развития.

Что такое грамотность? Основное определение грамотности: "состояние образованности" [13, 46]. Еще одно определение, данное там же: "...образованный, умеющий читать и писать, компетентный в..." [13, 67]. На языке педагогов "базовая грамотность" подразумевает классическую или традиционную грамотность - обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям. Почти во всех общественных формациях грамотность приобретается в среде начального и среднего образования, в первую очередь в государственных и частных школах, но базовой грамотностью можно овладеть также дома или в общественных центрах.

Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована.

Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.

Два последних вида грамотности четко определены А.Ю. Уваровым следующим образом:

Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.

Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений) [27].

Она также поясняет, что "информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески" [22, 78]. Пользователи информации "должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем" [22, 79].

Часто цитируемым и используемым является определение информационной грамотности, принятое И.А. Смольниковой: "Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди это люди, научившиеся учиться" [25, 27]. Они знают, как надо учиться, потому что знают, как организованы знания, как найти информацию и как использовать информацию таким образом, чтобы другие учились у них [25, 27].

Для того чтобы стать информационно грамотным человеком, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний, и включить опыт других в свое образование. Согласно В.Ю. Микрюкова, информационно грамотный человек обладает следующими способностями:

"ведение поиска: способность найти соответствующую информацию, проанализировать ее, рассортировать и отобрать нужное;

интерпретации: способность преобразовать данные и информацию в знание, предвидение и понимание;

генерация новых идей: развитие новых идей/гипотез" [20].

Анализ педагогической, методической и справочной литературы позволил нам определить термин "информационная грамотность" как набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. По мнению А.В. Горячева, иногда вместо термина "информационная грамотность" используют термин "основы информационной деятельности" [9].

Определяя содержание понятия информационная грамотность, важно понимать, что в формирование информационной грамотности делают вклад все школьные предметы. Раскрывая и уточняя формулировки, можно получить следующее определение содержания информационной грамотности.

Информационная грамотность - это:

- умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;

умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;

умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;

умение создавать свои источники информации;

умение использовать современные технологии при работе с информацией;

умение работать с информацией индивидуально и в группе.

.2 Общая характеристика электронных средств учебного назначения

Развитие информационной грамотности, информационной компетентности, связана с повсеместным распространением компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий. Современное состояние общества порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами [3; 5; 8; 12]. Этот список терминов можно продолжить. Классическим аббревиатурой для обозначения термина электронное средство обучения является ЭСО.

Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.

Г.С. Гохберг определяет Электронное издание (ЭИ) как "совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации" [10, 67]. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание и электронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

А.В. Кузин называет основные виды компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО. Это:

сервисные программные средства общего назначения,

программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

электронные тренажеры,

программные средства для математического и имитационного моделирования,

программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

информационно-поисковые справочные системы,

автоматизированные обучающие системы (АОС),

электронные учебники (ЭУ),

экспертные обучающие системы (ЭОС),

интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги) [15].

Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Как правило, задачей обучаемого является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов. Такие программы позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала [15].

Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий. Использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (перерывы в электроснабжении, возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Такие средства позволяют сократить затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса [15].

Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации.

Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ [15].

Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. Н.В. Максимов отмечает у ЭОС способность к приобретению новых знаний, обеспечение ответом на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области [18]. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.

Е.В. Михеева относит Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их [21].

Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты прикладных программ, CALS-системы и т.п.) рассматриваются в составе электронных средств обучения не только как предмет изучения, но и как средство обучения при решении профессионально-ориентированных задач.

Из приведенного списка и последующего описания видно, что указанные средства информатизации образования являются не более чем примером электронных средств обучения или их компонент. Естественно, что существуют и другие средства, которые попадают под приведенное выше определение ОЭИ или ЭСО. По-нашему мнению к ним, например, относится мультимедийная презентация.

.3 Сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности

У термина презентация (от лат. praesento - передаю, вручаю или англ. present - представлять) два значения - широкое и узкое. В широком смысле слова презентация - это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации - это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Далее этот термин будет использоваться в узком смысле этого слова.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения. И.А Смольникова говорит о том, что электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: "электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация - вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений" [25, 23]. Под электронной презентацией традиционно понимают логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Многими методистами, педагогами, предпринимались попытки проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке и выделить некоторые правила их создания.

Например, Т.Е. Соколова считает, что практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации. Если целью электронной презентации является замена одного из названных средств, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает учитель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько перечисленных средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно в частности потому, что не переключает внимание учащегося на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически [26].

Д.Ш. Матрос выделяет положительные и отрицательные стороны в применении презентаций в сравнении с имеющимися средствами обучения. Например, он говорит, что кодоскоп явно проигрывает слайдам по красочности, трудоемкости нанесения информации. Видеофильм равнозначно может быть использован и как самостоятельное средство обучения и как часть презентации. Вместе с тем, в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5 минут). Видеофильм продолжительностью в 20-30 минут лучше включить отдельно, как основную часть сценария видеоурока. Таблицы и схемы в виде плакатов, если используются в единичном или в небольшом количестве, могут быть и предпочтительнее, т.к. внимание учащихся сконцентрировано на данном объекте. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и предпочтение можно отдать презентации.

Учителя на уроках часто раздают задания на карточках, т.е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи - весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером [19].

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное, останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? В.Ю. Микрюков считает, что какой-то материал - да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, делая записи на доске, тоже может выступать только констататором фактов, но внешняя его позиция является активной, он вынужден вести живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую "профессиональную лень" - учитель не импровизирует на уроке, не хочет что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос "можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?" [20, 89].

Таким образом, применение на школьном комбинированном уроке презентации целесообразно с целым рядом оговорок, и не на каждом уроке.

Многие авторы обосновано считают, что весь урок не должен быть "завязан" на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Е.В. Михеева советует установить технику таким образом, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классической доской. "Наверное, идеальный вариант - наличие в классе интерактивной доски, но опыт работы с ней еще не слишком большой и не может быть обобщен сегодня" [21, 45].

На школьном уроке целью презентации может быть:

актуализация знаний;

сопровождение объяснения учителем нового материала;

первичное закрепление знаний;

обобщение и систематизация знаний.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле "угадай следующий слайд-ответ" [11].

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие правила все-таки можно выделить [13].

Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы - оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе [16].

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.


Проблема развития информационной грамотности на современном этапе необычайно актуальна. Существует много определений термина. Мы рассмотрели информационную грамотность в трактовке Е.В. Михеевой, И.А. Смольниковой, В.Ю. Микрюковой, А.В. Горячева. На основании сравнения их формулировок вывели собственное определение информационной грамотности как набора умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

средства.

Развитию информационной грамотности способствуют электронные средства обучения, которые в различных научных и учебно-методических изданиях называют по-разному: педагогические программные средства, компьютерные учебные средства, педагогические средства учебного назначения, учебные компьютерные программы. Мы рассмотрели классификации ЭОС в интерпретации И.А Смольниковой, Т.Е. Соколовой, Д.Ш. Матроса, Е.В. Михеевой. Одним из самых современных и часто используемых средств является мультимедийная презентация, которая должна отвечать ряду требований в части поэтапного ее использования и оформления.

Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности через использование электронных средств

.1 Методика диагностики информационной грамотности учащихся

В основу разработанной нами методики диагностики информационной грамотности школьников легло определение А.В. Горячева. Ученикам 5-ого класса было предложено оценить по восьмибальной системе показатели своей информационной грамотности.

Показатели информационной грамотности

Оценка (1 минимум, 8 максимум)


1

2

3

4

5

6

7

8

1. Оцените свое умение определять возможные источники информации, ее поиска и получения









2. Оцените свое умение анализировать полученную информацию с помощью схем, таблиц и т.д.









3. Оцените свое умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи)









4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно









5. Оцените свое умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений









6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.









7. Оцените свое умение создавать свои источники информации









8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией









9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета









10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней









11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально









12. Оцените свое умение работать с информацией в группе










Преобладание оценок соответствует уровням информационной грамотности:

уровень - очень низкий

уровень - низкий

уровень - чуть выше низкого

уровень - чуть ниже среднего

уровень - средний

уровень - чуть выше среднего

уровень - высокий

уровень - очень высокий

В опросе участвовало 32 пятиклассников. Количественные результаты анкетирования приведены в таблице-протоколе № 1

Показатели информационной грамотности

Оценка (1 минимум, 8 максимум)


1

2

3

4

5

6

7

8

1. Оцените свое умение определять возможные источники информации, ее поиска и получения

9 28%

8 25%

10 31%

5 16%





2. Оцените свое умение анализировать полученную информацию с помощью схем, таблиц и т.д.

10 31%

14 44%

7 22%

1 3%





3. Оцените свое умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи)

6 19%

11 34%

6 19%

8 25%

1 3%




4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно

7 22%

6 19%

13 41%

4 13%

2 5%

8 25%

7 22%

10 31%

6 19%

1 3%




6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.

6 19%

9 28%

6 19%

9 28%

2 6%




7. Оцените свое умение создавать свои источники информации

16 50%

5 16%

6 19%

4 13%

2 2%




8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией

17 53%

4 13%

5 16%

5 16%

1 2%




9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета

9 28%

3 9%

6 19%

9 28%

5 16%




10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней

20 62%

6 19%

6 19%






11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально

3 9%

7 22%

12 38%

10 31%





12. Оцените свое умение работать с информацией в группе

5 16%

10 31%

15 47%

2 6%





Общая сумма

126

101

104

67

14




Средний показатель

10

8

9

4

1




% показатель

31

25

28

13

3





уровень - очень низкий - показали 10 человек, что соответствует 31%

уровень - низкий - показали 8 человек, что соответствует 25%

уровень - чуть выше низкого - показали 9 человек, что соответствует 28%

уровень - чуть ниже среднего - показали 4 человека, что соответствует 13%

уровень - средний - показал 1 человек, что соответствует 3%.

, 7, 8 уровни не показал ни один человек.

Количественные результаты по вопросам представлены в графиках в Приложении 1.

.2 Апробация электронных средств на уроках информатики в 5-ом классе

Вторым этапом являлась апробация различных электронных средств обучения на уроках информатики в 5-ом классе. При прохождении тем "Форматирование и редактирование текста", "Поиск информации" мы использовали цветную компьютерную анимацию (Приложение 2), высококачественные графики и таблицы (Приложение 3), видеоряд (Приложение 4), которые позволили представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Данные средства позволили сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что, на наш взгляд, стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

На уроке учебник помог автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь учебный материал переводился в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов, и т.п.

Мы считаем, что #"697000.files/image001.gif">




Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5



Приложение 6


Похожие работы на - Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!