Использование метода проектов на уроках в начальной школе
Министерство образования Пермского края
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Использование метода проектов на уроках в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии
.2 Сущность метода учебного проекта
.3 Классификация учебных проектов
.4 Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СЕРИИ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
.1 Конспект урока по теме «Серебряный век русской поэзии»
.2 Конспект урока по теме «Русский символизм и его истоки»
.3 Конспект урока по теме «Тайны созданных созданий» (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)»
.4 Конспект урока по теме «Открой мои книги…». Творчество А.А. Блока
.5 Конспект урока по теме «Этот мир очарований, этот мир из серебра» (итоговый урок по теме «Символизм»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой работе».
А.Н. Колмогоров
Школа - это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Одна из главнейших задач современной школы - научить детей самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания, и в каком бы объеме ни получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо сформировать и развить у школьников умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения.
Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Это большое подспорье в организации учебных занятий. Безусловно, использование информационных технологий на каждом уроке будет неуместным. Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся.
В настоящее время в школах Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Наиболее уязвимой стороной введения таких стандартов в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно- ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.
В современной школе педагоги уделяют большое внимание использованию на своих уроках проектной деятельности. Данный метод не является открытием нашего времени: он возник еще в начале XX столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов - один из самых современных способов изучения литературы, он способен увлечь и педагога, и учащихся. Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Педагоги, используя на своих уроках метод проектов, положительно отзываются об эффективности применения данной технологии, т.к. даже самые трудные уроки становятся более интересными и занимательными. Многочисленные положительные характеристики применения метода проектов в образовательном процессе повлияли на формирование цели дипломной работы.
Цель: разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов.
Задачи:
1.Изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательном процессе.
2.Рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках в начальной школе.
3.Разработать серию уроков в начальной школе, используя метод проектов.
.Апробировать разработанную серию уроков в образовательном процессе.
.Выявить эффективность применения проектной технологии в начальной школе.
Объект: процесс изучения учебного материала в начальной школе с использованием метода проектов.
Предмет: метод проектов как эффективный способ овладения учебным материалом младшими школьниками.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что автором разработана серия уроков в начальной школе с использованием метода проектов, к каждому уроку созданы мультимедийные презентации, которые впоследствии могут быть использованы другими педагогами при изучении данной темы.
Таким образом, главная цель проектной деятельности - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".
ГЛАВА 1. МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии
Метод проекта зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Основоположником этой школы был Джон Дьюи (1859-1952) [27; 99]. Согласно его воззрениям, ценно то, что полезно людям, что имеет практический результат и направлено на благо всего общества. Обучение в его школе должно было проходить как трудовая и игровая деятельность, в процессе которой ребенку прививается вкус к самообучению и саморазвитию.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в XIX и начале XX века его последователями, в том числе и в России. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому. Наиболее полно и эффективно метод проектов использовал в своей работе А.С. Макаренко.
В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и школ ФЗУ, которые были построены на основе комплексов-проектов. Однако период этой новации был недолгим, так как комплексно-проектные программы значительно сокращали объем знаний по основным предметам. Кроме того, не хватало педагогов, владевших методикой в полной мере. В результате снизился уровень теоретической подготовки учащихся, образовательные учреждения не смогли обеспечить им необходимого объема знаний, выпускники не всегда могли продолжить образование, а преподавателям высшей школы приходилось восполнять упущения школьной программы. Все это, вместе взятое, привело к тому, что метод проектов не получил широкого признания. В 1931г. Постановлением ВКП (б) он был осужден и в отечественной педагогике больше не применялся [15; 237-238].
С середины 90-х годов прошлого века метод проекта вновь приобретает широкую популярность. Процесс модернизации образования, выдвинув на первый план вопросы проектирования содержания и обеспечения компетентностно-ориентированного обучения, потребовал применения соответствующих технологий, в частности, метода проекта [19;5]. Современный проект является элементом научного творчества учащихся, составной частью современных педагогических технологий [7; 39].
В настоящее время педагогика рассматривает проектный метод с двух точек зрения. Первая - определяет метод проекта как дидактический метод обучения, который применяется в учебном процессе наряду с другими дидактическими методами: проблемным изложением материала, наглядным, практическим, частичнопоисковым и т.д. Метод проекта включает в себя совокупность приемов и операций, которые используются для овладения определенной областью теоретических и практических знаний. Он довольно легко адаптируется к особенностям всех учебных заведений, легко встраивается в урок или в систему уроков по теме, то есть несет в себе черты универсальности.
Со второй точки зрения, метод проекта рассматривается как педагогическая технология. Она включает в себя достаточно разнообразные методы, среди которых можно выделить исследовательский, анализ материала учебной и нормативно-справочной литературы, методы сбора и обработки информации, практические и другие. Эти методы входят составной частью в педагогическую технологию, образуя единую систему, направленную на достижение целей обучения [6; 90].
Организованная деятельность учащихся в процессе усвоения теоретических знаний и практических умений посредством метода проекта означает признание того факта, что любое знание усваивается только в процессе собственных действий учащихся. При этом важнейшей составляющей этих действий являются умственные усилия.
Рассматривая метод проекта, следует отметить, что он нацелен на приобретение учащимися новых знаний в процессе учебной деятельности, систематизацию и интеграцию знаний, уже имеющихся, на приобретение опыта решения учебных и профессиональных проблем, что само по себе уже требует разнообразия методических приемов. Владение методом проекта как технологией - показатель высокой квалификации педагога [19; 4-5].
Е.С. Полат определяет метод учебного проекта как систему обучения, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие интеллектуальных и творческих способностей, волевых качеств в процессе создания какого-либо продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, имеющего практическую значимость [25; 182].
Метод проекта позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого характерны пассивность учащегося, стремление педагога дать ему как можно больший набор готовых знаний. Это дидактический инструмент, который создает предпосылки для развития таких качеств, как целеустремленность и самостоятельность, стимулирует любознательность и возлагает на учащихся ответственность за результаты учебной деятельности [26; 5]. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать систему своих знаний. Проектное обучение строится на принципах развития личности обучающегося, когда через осмысление ситуации и формулирование проблемы он организует процесс разрешения проблемы. Таким образом, учебный проект - это и задание для учащихся, которое сформулировано педагогом (или самими учащимися) в виде проблемы, это и целенаправленная деятельность проектантов, это и определенная форма организации учебного процесса во взаимодействии учащихся с педагогом и между членами команды, это и конечный результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы.
Главная цель использования метода проекта - формирование у учащихся проектных умений, предполагающих планирование и организацию мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. Основные проектные умения можно сгруппировать следующим образом: мыследеятельностные, коммуникативные, поисковые, экспериментальные, презентационные [22; 42]. Проектные умения учащихся формируются на нескольких уровнях, начиная от самых простых, и усложняются по мере выполнения проектов различного типа. Проектные умения можно рассматривать как набор отдельных элементов учебной деятельности, которые можно формировать и развивать как в рамках проектной деятельности, так и в процессе традиционных занятий с помощью соответствующих методов и приемов обучения [19; 6].
Более подробная характеристика основных проектных умений в зависимости от уровня сформированности предложена в приложении 1.
Метод проектов направлен на то, чтобы формировать у старшеклассников новый тип мышления - интегративное мышление [18; 100].
Таким образом, проектный метод в педагогике 30-х годов рассматривался как альтернатива классно-урочной системе обучения. Современный же проект ничего общего с тем проектом не имеет, а является элементом научного творчества учащихся, составной частью современных педагогических технологий.
1.2 Сущность метода учебного проекта
В современной педагогике укоренились два названия этого метода: метод проекта (Е.С. Полат, И.Д. Чечель) и метод учебного проекта (Н.Ю. Пахомова), предполагающих по сути своей один путь применения - решение учебной проблемы, создание учебного проекта. Чтобы не допускать разночтений, заранее определим основные термины, используемые для характеристики проектной деятельности.
Метод проекта (метод учебного проекта) - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Учебный проект - комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы [19; 3].
В основе проекта лежит идея, суть которой - прагматическая направленность на результат. Чтобы решить проблему, то есть достичь результата, необходимо формировать у учащихся умение самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результат своей деятельности и последствия применения различных вариантов решения.
Основные требования к методу учебного проекта следует определить как сочетание шести букв «П»:
. Проблема - работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Проблема может быть учебная, профессиональная, социальная, она должна быть интересна в исследовательском плане с точки зрения подбора информации, практического использования результата.
. Проектирование - планирование собственной деятельности, а также деятельности команды по разрешению проблемы.
. Поиск - наличие исследовательской работы как непременное условие каждого проекта.
. Продукт - как практический результат работы над проблемой.
. Презентация - обязательное представление результата работы и его защита.
. Портфолио - комплект документов, в котором собраны все рабочие материалы по проектной деятельности (черновики, планы, графики, отчеты и т.п.).
Учебный проект позволяет организовать целенаправленную деятельность учащихся. В процессе такой деятельности актуализируются и систематизируются полученные традиционным путем знания, происходит их ревизия и переосмысление, при этом приобретается личный опыт практического применения знаний и умений, задействуется эмоционально-ценностный аспект обучения, который повышает результативность обучения. Таким образом, создается индивидуальный маршрут познавательной деятельности, когда обучение происходит на собственном опыте в режиме реального времени и приносит удовлетворение учащемуся, который видит результаты собственного труда.
Рассматривая проектную деятельность, можно выделить два плана предъявления проекта: видимый для учащегося и «невидимый» для него. Задумывая проект, преподаватель понимает, с каким материалом придется работать учащимся, какие знания и умения от них потребуются, какие свойства личности могут проявить обучающиеся в процессе работы, то есть в ходе проектной деятельности ставятся и достигаются конкретные педагогические цели и задачи.
Однако в отличие от традиционных уроков эти цели и задачи не сообщаются ученикам. Учащиеся работают с проблемой. Не подозревая того, они актуализируют свои знания, систематизируют их, добывают новые, работая с информацией. При этом преподаватель иногда проводит консультации, иногда необходимы лекции по новому материалу или объяснение непонятных терминов, понятий, закономерностей, иногда составляются и уточняются алгоритмы деятельности. В профессиональном образовании это особенно важно, так как производственная технологическая деятельность обязательно должна выстраиваться с учетом определенных правил, предписаний, инструкций, то есть творчество здесь применимо, но в определенных рамках. Новый материал должен подаваться не заранее, в надежде на то, что, когда он будет необходим, учащиеся им воспользуются, а в минуты наибольшей потребности, только тогда он будет востребован учащимися, незамедлительно применен ими.
Таким образом, выстраивается видимый план учебного проекта, который включает в себя:
тему проекта;
проблему проекта;
цели и задачи проекта;
планирование учащимися своей деятельности на различных этапах;
осуществление практических действий и получение продукта проектной деятельности;
презентацию проекта;
рефлексию собственной деятельности.
Следует отметить, что для педагога важен и «невидимый» план проектной деятельности. Именно здесь дается описание учебного проекта как дидактического средства обучения, здесь конкретизируются педагогические цели, указываются (согласно учебному плану) темы программы, изучаемые посредством проектной деятельности, определяется круг знаний и умений, которые должны быть усвоены в процессе выполнения проекта.
«Невидимый» план рассматривает проект с точки зрения - определения темы учебного курса;
постановки целей и задач обучения, развития, воспитания;
определения необходимого для выполнения проекта уровня общеучебных и предметных (профессиональных) знаний, умений и навыков;
определения нового содержания по предмету, которое должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;
определения прежде незнакомых учащимся специфических умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в процессе проектирования;
материально-технического и информационного обеспечения занятия;
определения организационных форм проведения занятий.
Еще одна особенность метода проектов - совместное обучение учащихся в группе. Несмотря на то, что часть проектов выполняется обучающимися индивидуально, в большинстве проектов используется групповая работа, что дает больший учебно-воспитательный эффект. При этом работа в группе никак не отменяет, но, напротив, усиливает личную заинтересованность учащихся в получении положительного результата, так как здесь есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит от качественной и эффективной деятельности каждого её члена. Внутренняя мотивация способствует самостоятельности и настойчивости в преодолении возникающих в ходе работы сложностей.
На учебный проект можно посмотреть с точки зрения учащихся, они видят в нем возможность самостоятельно (или в группе) выполнить интересную работу, проявляя свои способности, прилагая свои знания, силы, публично показать достигнутый результат. Основной тезис современного понимания метода проекта в данном случае звучит так: «Я знаю, где я могу найти информацию и как применить свои знания». Таким образом, определяется разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Отличительными признаками проектной деятельности являются:
. Значительная активность проектанта и относительная пассивность педагога в процессе работы над проектом [19; 7-9]. И.Д. Чечель считает, что самое сложное для руководителя удержаться от подсказки в том случае, если учащиеся в процессе проектирования «идут не туда» [30; 48].
. Самостоятельность действий учащихся при решении проблемы. У обучающихся должно быть право на ошибку. С этой точки зрения не совсем удачный практический результат проектной деятельности предоставляет педагогу большие возможности для анализа действий ученика, определения уровня теоретических знаний и степени сформированности практических умений.
. Практическое применение имеющихся знаний. Большой объем информации сам по себе может быть бесполезным грузом, если не научить пользоваться этими знаниями [19; 9-10].
Таким образом, метод проекта определяется как система взглядов, при которых учащиеся приобретают знания в процессе планирования постепенно усложняющихся практических заданий. Главной задачей метода проектов является развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников.
1.3 Классификация учебных проектов
Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации.
Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов:
1. По доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские проекты. Основные требования к таким проектам:
социальная значимость проблемы, четкие цели проектной деятельности, продуманная структура проектной деятельности. При работе над таким проектом необходимо придерживаться логики научного исследования, предполагающей аргументацию актуальности темы, выявление противоречий и осознание проблемы, выдвижение рабочей гипотезы, определение объекта исследования, методов и способов решения проблемы и т.д. [25; 70].
Исследовательский проект по литературе имеет свои особенности. В основе его лежит моделирование событий, фактов жизни писателей, отслеживание истории создания произведений, особенностей восприятия их критиками, читателями вчера и сегодня, сравнение двух или более творческих личностей, то есть углубленное изучение именно литературы. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с текстом, обогащает читательский опыт [10; 36]. Обращение к другим наукам носит вспомогательный характер. Проект по литературе может быть выполнен индивидуально и группой учащихся, оформлен традиционно или с помощью мультимедийных средств. Проводиться исследование может во внеучебное время или на уроке по сценарию преподавателя [11; 182-183].
Творческие проекты представляют творчество как деятельность (следует отметить, что любой проект требует к себе творческого отношения). Структура деятельности здесь только лишь намечается, здесь все работает на четко определенный результат.
Ролевые (игровые) проекты предполагают имитацию социально-деловых отношений. Участники проекта принимают на себя определенные роли, структура тоже только намечается. Во многом успех такого рода проектов зависит от импровизации учащихся в процессе деятельности.
Информационные проекты направлены на сбор и статистическую обработку информации, а результатом проектной деятельности может быть статья, реферат, конференция по рассматриваемой проблеме.
Практико-ориентированные проекты. В них с самого начала определяется результат практической деятельности. Здесь важны поэтапное обсуждение проблемы в команде, анализ и корректировка деятельности, а также внешняя оценка результатов проекта.
2. По предметно-содержательной области:
Монопроекты - выполняются в рамках одного предмета, но с привлечением знаний из других областей.
Межпредметные - проблема, решаемая в процессе их выполнения, находится на стыке нескольких предметов. Эти проекты требуют квалифицированной консультации и координации со стороны нескольких преподавателей, что гораздо сложнее с точки зрения организации проектной деятельности. Как правило, эти проекты и по объему материала, и по объему затрачиваемого на них времени гораздо больше.
Надпредметные - целью таких проектов является организация продуктивной деятельности учащихся в группе, формирование навыков групповой работы. Они применяются в основном в воспитательной работе.
3. По характеру контактов:
Внутренние - в пределах одного образовательного учреждения вне зависимости от того, какое количество предметов предполагается охватить проектом.
Региональные (или муниципальные) - выполняются несколькими образовательными учреждениями области (или города).
Международные - существуют сайты, где учащихся приглашают принять участие в проектах, рассчитанных на работу ребят из разных стран.
4. По количеству участников:
Личностные - такие проекты удобно использовать в качестве зачетных или итоговых работ, так как они показывают знания и умения конкретного учащегося.
Парные и групповые - предполагают более сложную систему оценки, так как необходимо адекватно оценить и отдельных учащихся, и их совместную деятельность.
5. По продолжительности выполнения:
Краткосрочные - продолжительность от одного до нескольких уроков.
Средней продолжительности - срок выполнения такого проекта может быть от недели до месяца, темы более обширные. Этот проект, как правило, внеурочный, и педагог должен предусмотреть для учащихся возможность получить консультации по определенным темам.
Долгосрочные - от месяца до нескольких месяцев; необходимо для большей эффективности процесса разбить проект на отдельные логически завершенные этапы, после выполнения которых учащийся должен обязательно отчитаться [25; 70-79].
Таким образом, разнообразие типов проектной деятельности позволяет выбирать и использовать наиболее подходящий и эффективный проект для той или иной ситуации. В связи с этим метод проектов стал очень широко применяться в образовательном процессе школы.
1.4 Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в строго определенной последовательности ее этапов. Анализируя литературу, посвященную методике формирования и развития проектных умений, можно выделить несколько основных этапов работы:
1. Работа на этапе предпроектной подготовки.
Учебный проект только тогда будет реализован на достаточно высоком уровне, если еще в процессе его проектирования отдельно выделяется этап предпроектной подготовки. Ему, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание.
Этап предпроектной подготовки предполагает подготовку педагогического коллектива к введению в образовательный процесс метода проекта. Следовательно, необходимо предусмотреть технологическое обучение педагогов, проведение дополнительных занятий с учащимися по методологии решения проблем. Это может быть отдельный предмет в рамках регионального компонента, или факультатив, или элективный курс по выбору образовательного учреждения.
Обязательно должен быть продуман способ адаптации метода проекта к особенностям учебного процесса (временные рамки, сочетание с элементами внеурочной деятельности). Следует определить статус проекта в образовательном учреждении, если этот проект выполняет определенные функции. Необходимо разработать требования к содержанию и типам проектов, согласовать соответствующие организационно-методические подходы к порядку осуществления проектной деятельности.
Эффективность работы по методу проекта возможна лишь при согласовании действий практически всех звеньев организационной структуры образовательного учреждения (администрации, методического совета, методических комиссий, преподавателей, мастеров производственного обучения и т.д.). Должна быть предусмотрена возможность привлечения специалистов со стороны в качестве консультантов на тех или иных этапах проекта.
Необходимо четко разграничивать функциональные обязанности всех участников проектного процесса, выработать строгую систему их взаимодействия. Конечно, главную роль играет педагог, ведущий проект. Он обязательно должен готовиться к работе над проектом. Даже апробированный проект должен быть соотнесен с силами и возможностями конкретной группы, возможностям и материальной базы учебного заведения. Необходимо определить временные затраты на проект, уточнить уровень сформированности специфических умений и навыков, которые понадобятся учащимся в процессе проектной деятельности.
Предварительная подготовка учителя к проекту заключается в определении круга учебных проблем, которые можно решать в виде проекта. Следует определить ключевые понятия, содержание, новые формы работы, которые придется осваивать учащимся в процессе выполнения проекта. Кроме того, необходимо провести ревизию материально-технической базы, информационного обеспечения, проверить наличие нормативно-справочной и специальной литературы, учебно-методического обеспечения с целью определения возможности решения проблем. А также разработать (или отобрать) необходимые методические материалы для учащихся по тем или иным аспектам проектной деятельности. Очень важно продумать принципы комплектования групп и организацию работы в них.
Большая нагрузка возлагается на библиотекаря, заведующих специализированными кабинетами. Это важный источник ресурсного обеспечения, и поэтому работа библиотеки, читального зала, кабинета информатики, лабораторий должна быть спланирована соответствующим образом.
Такая система организационно-методической поддержки проектной деятельности создает реальные предпосылки для ее успешного осуществления и выводит все звенья структуры образовательного учреждения на качественно новый уровень взаимодействия, системообразующим фактором которого является учебный процесс [19; 22-23].
2. Постановка учебной проблемы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Вне зависимости от возраста учащихся, от уровня подготовки обучающихся в процесс проектной деятельности обязательно должен входить такой этап, как проблематизация. Ее следует отнести к специфическому проектному умению, на формирование и развитие которого нацелен учебный процесс [19; 24]. Проблематизация - это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и (или) решения [23; 44]. Проблематизация начинается с очерчивания и обозначения проблемного поля или его части, выделения точек обзора, углов зрения, под которыми может рассматриваться предложенная проблема. Причем вначале проблему берут достаточно серьезную и социально значимую. Затем формулируются в самых общих чертах подпроблемы, задавая только направление поиска, для последующего ее решения.
Проблемное поле - это часть предметной области теоретического или практического знания, в которой имеются не решенные учащимися задачи, непознанные разделы и вопросы.
На этапе проблематизации важно подобрать проблему, которая была бы интересна учащимся. Опыт показывает, что проблема должна лежать в той системе неопределенности, которая, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся некоторого количества знаний по этой проблеме, а с другой - предполагается, что этих знаний недостаточно для решения проблемы, необходимо приобретать новые, систематизировать уже имеющиеся.
Этап постановки учебной проблемы довольно сложен, требует аналитического мышления, поэтому для учащихся, начинающих выполнять проекты, можно сразу определить проблему, требующую решения в проекте. На более высоком уровне обученности проблематизация проходит в совместной с педагогом работе, и только хорошо освоившим проектную деятельность учащимся можно предложить самостоятельно выдвинуть и сформулировать проблему, исходя из наличия противоречий в учебной или производственной деятельности.
Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в каждой группе под разными углами зрения, то проблематизация происходит до распределения учащихся на группы. В этом случае учащиеся сами могут выбрать интересующую их узкую проблему и работать над ней. Если предполагается решение одной и той же проблемы в разных группах, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно. Формулировка проблемы должна быть ясной, конкретной, лаконичной и давать ясное представление о цели поиска ее решения.
Педагог должен всячески приветствовать ситуацию, когда двое учащихся (или две разных группы) пытаются разрешить одну проблему разными методами. Решения могут быть в этом случае диаметрально противоположными, но проект, ни в коем случае, не должен оцениваться терминами «правильно» и «неправильно».
Нужна хорошая мотивация учащихся к проектной деятельности, необходима личная заинтересованность в решении проблемы. Формы и методы мотивации играют значительную роль, и от того, насколько хорошо педагог сработает на этом этапе, зависит успешность проектной деятельности учащихся в целом.
Следует отметить, что мотивация, проблематизация и целеполагание способствуют погружению учащихся в проектную деятельность. Эти этапы не должны быть затянуты во времени, педагог должен учесть все всихолого-педагогические методы воздействия на учащихся, обеспечить интерес к проблеме, способствовать проявлению познавательной активности учащихся [19; 24-26].
3. Определение целей и задач проектной деятельности.
Следующий закономерный шаг деятельности после этапа проблематизации - формулировка целей и задач проекта. Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. В этом случае необходимо обратить внимание на формулировку цели. В любой работе должна быть простая, понятная и привлекательная цель, двигаясь к которой учащийся овладевает определенным учебным содержанием. Цель, так же как и проблема, должна быть значима для учащегося. Тогда можно говорить о личностном присвоении цели. Та цель, которую поставил перед собой учащийся, в корне отличается от той, которую ставит перед ним педагог, какой бы значительной и заманчивой она ни была. Причем крайне важно, чтобы эта цель («Я - цель») предшествовала выполнению того или иного действия, а не наоборот («Сначала сделай, что тебе говорят, потом будешь спрашивать зачем!»).
Задачи (иногда их называют подцелями) помогают ответить на вопрос «Что нужно сделать для достижения обозначенной цели»? Задачи проекта предполагают организацию и проведение определенной работы для поиска способа (или способов) решения проблемы. Формулируются задачи достаточно кратко и конкретно, и эту конкретизацию должны произвести сами учащиеся. В этом случае включается творческое мышление обучающихся, направленное на выполнение работы.
Таким образом, и цели, и задачи проектной деятельности вытекают из проблемы проекта. Если преподаватель и помогает учащимся поставить цели и задачи их будущей проектной деятельности, то он не должен формулировать их жестко. Уточнение и краткая формулировка задач должны быть выполнены самими учащимися. В начале проектной деятельности учащиеся вряд ли смогут сразу самостоятельно сформулировать цели и задачи. Только систематическое использование метода проектов приводит к формированию у ребят этих проектных умений [19; 26-27].
4. Решение проблемы (собственно проектная деятельность).
Деятельность учащихся при выполнении проекта также имеет свои, более мелкие этапы, о которых будет говориться ниже. Однако вне зависимости от этапа можно выделить особенности деятельности учащихся и педагога при решении проблемы.
Учащиеся: 1) ставят цели и задачи проектной деятельности, рассматривают возможные методы решения проблемы, определяют оптимальные; 2) систематизируют имеющиеся знания и получают новые путем самообразования, работы с информацией; 3) формируют и развивают навыки работы в команде; 4) организуют собственную деятельность и деятельность ребят своей команды, занимаются распределением ролей, определением зоны ответственности каждого; 5) занимаются практическим воплощением замысла.
Педагоги: 1) обеспечивают материально-техническое и информационное сопровождение проектной деятельности; 2) консультируют учащихся (по их просьбе); 3) наблюдают за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности команд, взаимоотношениях ребят в малой группе).
5. Достижение результата в процессе работы.
Одно из главных правил проектной деятельности - получение практического результата как предлагаемого способа решения проблемы. В качестве этого результата могут быть представлены: макет или действующая модель какого-либо изделия, реферат по рассматриваемой проблеме, выводы по эксперименту и исследованию, сценарий праздника, анализ социологического опроса, видеофильм, журнал, костюм, мультимедиа, учебное пособие, выставка изделий, газета, web-сайт, справочник, технический проект и т.п.
6. Оформление результата деятельности.
Необходимо обязательно иметь в виду, что определенного вида результат требует соответствующего оформления. Если это технический проект, то должны быть представлены пояснительная записка и чертежи, оформленные в соответствии с правилами оформления технической документации (ГОСТ, ЕСКД); если речь идет о творческих проектах, то оформление может быть более свободным. При оформлении проекта рекомендуется использовать возможности компьютерной техники.
7. Защита проекта.
Процесс защиты проекта называется презентация. Результатом работы над проектом с точки зрения учебного процесса будет развитие навыков проектной деятельности, овладение умением работать с информацией, формирование практических умений с целью получения конечного продукта и его соответствующего оформления. Насколько успешен достигнутый результат, можно определить только в ходе хорошо организованной презентации. Поэтому педагог должен планировать ход и форму проведения презентации с самого начала работы над проектом.
Так как большая часть работы над проектом производится учащимися самостоятельно, то именно во время презентации можно проследить зарождение и ход развития идеи проекта, выслушать аргументы участников проекта, принимающих определенные решения. Необходимо удостовериться, что они усвоили новые знания, овладели новыми умениями. Об этом на презентации кратко рассказывает каждая команда, предъявляя к тому же рефлексию и самоанализ собственной деятельности. Как результат практического воплощения приобретенных знаний и умений, как иллюстрация решения отдельных задач проекта демонстрируется наглядный материал.
Развитие презентативных умений и навыков является главной задачей этапа презентации.
Результат работы над проектом необходимо публично продемонстрировать, подготовив устное сообщение, в ходе которого четко изложить информацию по результатам проектной деятельности, обратить внимание на различные аспекты деятельности команды, пояснить, какие сложности встретились в работе и как они преодолевались. По окончании выступления учащиеся должны быть готовы к вопросам, которые, возможно, появятся у педагогов и членов других команд.
Подготовка презентации, как правило, занимает значительную часть времени, отведенного на проект. И если помнить, что результатом работы над проектом является определение способа решения проблемы, то на презентации следует предъявить, прежде всего, это решение, а продукт играет вспомогательную роль. Способы презентации могут быть разными: деловая игра, спортивное соревнование, исследовательский отчет, пресс-конференция; реклама, телепередача, отчет об экспедиции, спектакль и т.д..
При подготовке учащихся к презентации следует предложить им несколько правил, расположенных в приложении 2.
Для успешной работы на этом этапе необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, работать с наглядностью, не бояться публичных выступлений, быть внутренне готовыми к возможным вопросам по теме проекта.
8. Этап рефлексии.
После презентации продукта проектной деятельности необходим тщательный совместный с педагогом анализ как качества полученного результата, так и собственной деятельности на всех этапах проектирования. Такая аналитическая работа позволит лучше осознать цели и задачи работы, выявить достоинства и недостатки методов и средств, с помощью которых возможно получение результата. На этом же этапе педагог определяет уровень сформированности и развития основных проектных умений обучающихся. Педагог самым подробным образом анализирует, как учащиеся раскрывают логику проектной деятельности команды, определяет объективные и субъективные причины неудач, оценивает выводы учащихся по проектной деятельности. Все эти оценки выстраиваются на основе наблюдений за работой команд в процессе деятельности и презентационного выступления.
Понимание сути и причин своих ошибок создает у обучающихся мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Рефлексивная деятельность позволяет оценить личный вклад каждого в общее дело и сформировать у ребят адекватную самооценку.
Надо иметь в виду, что на этом этапе педагоги часто допускают ошибку, которая заключается в том, что оценивается сам результат, который отождествляется лишь с выполненным проектом, а не собственно деятельность учащихся по достижению этого результата.
Структурные этапы проекта предполагают необходимость определения целей и задач каждого этапа, рассмотрение особенностей содержания деятельности учащихся и педагога, определение форм учебной работы и методов обучения. Такая предварительная деятельность педагога позволяет еще в процессе подготовки к проектной деятельности определить возможные узкие места.
Особенно тщательного планирования требуют исследовательские проекты. Необходимо, чтобы учащиеся могли определить объект исследования, выдвинуть гипотезу. Практический этап в исследовательской работе включает в себя следующие элементы:
анализ достоверности источников информации и сбор данных;
анализ данных и использование соответствующих методов исследования; - подготовка выводов;
сопоставление выводов с первоначальной гипотезой;
оформление результатов исследования и подготовка итогового отчета.
В таких работах обязательно должен присутствовать обзор литературы, где авторы кратко рассматривают состояние проблемы на сегодняшний день. Здесь необходимо показать, что учащиеся ознакомились с областью своего исследования по нескольким источникам, что ими сделаны определенные выводы о направлении работы других исследователей, что они изучают проблему, либо углубляя ее, либо рассматривая под другим углом зрения. Если работа связана с обработкой большого массива числовой информации, то на защите необходимо представить только самое необходимое и существенное. Вместе с тем некоторые этапы выполнения проекта имеют свою специфику и требуют достаточно серьезной подготовки и определенных умений как со стороны учащихся, так и со стороны педагога [19; 13-19]. Проектная деятельность на различных этапах проектирования с указанием всех характеристик представлена в приложении 3.
Этап оценки результатов деятельности учащихся - это один из самых сложных для педагога этапов проектирования. Ошибочно было бы отождествлять процесс деятельности с результатом. Иногда при неудовлетворительном результате процесс учебной деятельности бывает выстроен достаточно грамотно и хорошо организован. При использовании метода проектов можно рассматривать, по крайней мере, два результата.
Первый (скрытый) - это огромный педагогический эффект от включения учащихся в процесс работы с информацией, формирования знаний и умений и их логического применения, когда речь идет не о знаниях ради знаний, а о знаниях, необходимых для решения практических насущных проблем. Здесь можно говорить о формировании волевых качеств личности, организационных навыков деятельности, развитии внутренней мотивации к обучению, умения делать выбор и осмыслить его последствия. К сожалению, именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке представляется лишь сам проект. Если продукт проектной деятельности красочно оформлен или представляет собой интересное изделие, то об участии каждого и об организации совместной деятельности на защите может быть даже не упомянуто. Поэтому педагог должен тщательно отслеживать процесс проектной деятельности в командах, записывать результаты наблюдений на отдельных этапах работы. Это поможет ему быть более объективным на защите.
Вторая составляющая оценки результата - та видимая часть «айсберга», которая и является продуктом проектной деятельности. Здесь должен оцениваться не объем освоенной информации, а ее применение для достижения результата. Материалы для контроля успешности проектной деятельности учащихся педагог проектирует сам, однако определенные рекомендации ему можно предложить.
При подведении итогов проектной деятельности не всегда подходит пятибалльная шкала оценивания. Чаще всего педагог, комиссия, эксперты отдельно оценивают полученный результат, его оформление и процесс защиты. При этом подходе используются три оценки, а общий результат подсчитывается как среднеарифметическая величина.
Некоторые из педагогов предпочитают выставлять рейтинговую оценку, позволяющую более точно отследить и оценить деятельность на каждом этапе.
Для этого на каждого учащегося (или команду) составляется индивидуальная карта, в которой отмечаются основные этапы проектной деятельности и максимально возможное количество баллов, которое можно получить на каждом этапе (Приложение 4). После её заполнения рассчитывается среднеарифметическая величина, но уже из расчета баллов, которые в свою очередь переводятся в отметку.
Общий рейтинг в этом случае определяется суммированием оценки за отдельные этапы, а оценка по пятибалльной шкале определяется следующим образом:
- 100 баллов «5»;
- 85 баллов «4»;
- 70 баллов «З»;
менее 50 баллов «2».
Предлагаемые способы оценивания проектной деятельности не являются обязательными, а только рекомендуемыми. С течением времени, если преподаватель или мастер производственного обучения прочно внедрит в практику своей работы проекты по определенным учебным или производственным проблемам, ему, возможно, придется разрабатывать критерии более конкретные, отражающие особенности его проектов, но в начале работы вполне можно воспользоваться приведенными рекомендациями.
«Двойка» за проект - это ЧП. Повторить проектирование для отдельных учащихся невозможно, нет времени. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать во внеучебное время, опираясь на свои силы, меньше рассчитывал на консультации педагога. Проект текущий можно заменить дифференцированным зачетом с оценкой. Но в любом случае, вместе с учащимся надо разобраться и тщательно проанализировать причины создавшейся ситуации [19; 33-37].
Таким образом, разделение проектной деятельности на различные этапы позволяет наиболее эффективно выполнить работу на каждом из них, благотворно влияя на весь процесс выполнения проекта в целом. В процессе выполнения проектного задания учащимися учитель занимает позицию руководителя и организатора самостоятельной работы учеников, а также является консультантом и, по просьбе детей, помогает им разрешить возникающие затруднения. Главной же задачей педагога в использовании на уроках метода проектов является грамотная организация всех этапов деятельности учащихся по подготовке к созданию различного рода проектов.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СЕРИИ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.
В настоящее время метод проектов стал широко применяться на уроках литературы. В процессе такого труда повышается уровень интеллектуальной активности ребят, качество знаний, интерес к литературе, приобретаются навыки исследовательской работы, растет коммуникативная компетентность. Педагога же увлекает партнерский процесс поиска нового, движение к истине, погружение в любимый материал, ему доставляет радость общение с увлеченными детьми, гармония бесконфликтной педагогики.
В связи с многочисленными положительными характеристиками применения метода проектов в образовательном процессе автором работы было принято следующее решение: разработать серию уроков литературы по теме «Символизм» с использованием данной технологии. Метод проектов был выбран неслучайно. Уроки литературы, особенно по теме «Символизм», кажутся учащимся очень трудными для восприятия, поэтому ученики не проявляют на уроках своей активности и не развивают свои способности. Это связано с тем, что нужно изучить историческую эпоху, в которую возник символизм; рассмотреть отражение этого направления в литературе, живописи и музыке, а также познакомиться с творчеством многих поэтов-символистов. Так как учащимся предстоит освоить большой объем материала, работа по изучению данной темы была разделена на определенные этапы, которые впоследствии легли в основу проекта по литературе «Художественный мир эпохи символизма».
Проект по литературе
Тема проекта: Художественный мир эпохи символизма.
Цель проекта: всестороннее раскрытие культуры эпохи символизма.
Задачи проекта:
1.Изучить теоретический материал по теме «Символизм».
2.Подобрать дополнительный материал, касающийся творчества поэтов, художников и композиторов эпохи символизма.
.Рассмотреть, как отразилась эпоха символизма в литературе, живописи и музыке.
.Изучить творчество поэтов-символистов, проанализировать их стихотворения.
.Оформить в группах презентации по определенным темам.
.Представить презентации, созданные в группах.
.Обозначить общее влияние эпохи символизма на культурное и литературное развитие рубежа XIX - XX веков.
Продукт проектной деятельности: созданные в группах презентации на определенные темы под общим названием «Художественный мир эпохи символизма».
Основные характеристики проекта:
1.По доминирующей в проекте деятельности - информационный, т.к. направлен на сбор и статистическую обработку информации.
2.По предметно-содержательной области - монопроект, т.к. выполняется в рамках одного предмета, но с привлечением знаний из других областей.
.По характеру контактов - внутренний, т.к. реализуется в пределах одного образовательного учреждения.
.По количеству участников - групповой, т.к. предполагает выполнение работы в группах.
.По продолжительности выполнения - краткосрочный, т.к. занимает пять уроков.
Условия апробации проекта по литературе
«Художественный мир эпохи символизма»
Тема «Поэзия «серебряного века» изучается в полном объеме в старших классах средней общеобразовательной школы. Изучение учебного материала проходит блоком, который включает в себя следующие подтемы:
1.Литературные направления (символизм, акмеизм, реализм, футуризм).
2.Творчество поэтов - «старших» символистов.
.Творчество поэтов - «младосимволистов».
.А.А.Блок. Очерк жизни и творчества.
.Заключительный урок по теме «Символизм».
Тема «Символизм» предполагает овладение учащимися большим объемом учебного материала, так как нужно ознакомиться со всеми подтемами, данными выше. В связи с этим изучение темы «Символизм» становится для обучающихся очень трудным этапом знакомства с литературой XIX-XX веков. Для повышения эффективности овладения учебным материалом по теме «Символизм» во время преддипломной практики на базе ГБОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» автором дипломной работы была разработана серия уроков литературы с использованием метода проектов. Данная технология была выбрана потому, что проектная методика не только дает возможность учащимся шире и глубже изучить тему, значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Эта методика позволяет эффективнее реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные.
Проект под названием «Художественный мир эпохи символизма» был апробирован на преддипломной практике в группе Д-11. Студенты данной группы проявляли малую активность и самостоятельность на других проведенных уроках литературы. Эта причина также повлияла на решение использовать при изучении темы «Символизм» метод проектов, чтобы повысить интерес студентов к содержанию учебного материала и научить их организовывать свою самостоятельную работу и работу в группах.
Проект, состоящий из пяти уроков, был разработан и апробирован в рамках реализации стандартов третьего поколения. На первом уроке прошло знакомство с поэзией серебряного века, были определены особенности основных художественных направлений этого периода. Второй урок литературы был посвящен изучению символизма как литературного направления и его отражения в живописи и музыке. Учащиеся познакомились с творчеством художников и музыкантов эпохи символизма. На третьем и четвертом уроках прошло знакомство с творчеством «старших» символистов и поэтов-«младосимволистов»; также был проведен анализ стихотворений, с помощью которого были определены основные признаки творчества поэтов-символистов. Пятый урок являлся итоговым в изучении темы «Символизм» и самой проектной деятельности. На нем студенты показывали свои презентации, созданные в группах. Первая группа рассказала о понятии «символизм» и его основных характеристиках. Учащиеся второй группы познакомили с творчеством художников и музыкантов, о которых не говорилось на уроке. Учащиеся третьей группы подготовили сообщение о творчестве «старших» символистов, а учащиеся четвертой группы представили произведения «младосимволистов». К каждому уроку педагогом были созданы мультимедийные презентации для повышения интереса к изучению учебного материала. По окончании итогового урока среди студентов был проведен опрос по проектной деятельности, необходимый для определения эффективности применения метода проекта при изучении учебного материала по теме «Символизм».
Урок №1. "Серебряный век русской поэзии"
Цели урока:
1.Обучающие:
- дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже XIX-XX веков;
познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями,
расширить представление учащихся о творчестве А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, В. Маяковского.
2. Развивающие:
- развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения;
развивать устную речь учащихся, их словарный запас.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны;
формировать эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование: афиша, вывеска с названием кафе, скатерти, цветы, мультимедийный проектор, презентация, репродукции картин художников-модернистов, плакаты с высказываниями модернистов, портреты поэтов, задания для групп, опорные конспекты.
Ход урока:. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к серебряному веку русской поэзии. Запишите тему сегодняшнего урока в опорный конспект. (Приложение 7). (Слайд 1).
II. Изучение нового материала.
Учитель: Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже XIX и XX веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. (Слайды 2-14). И это время получило название серебряный век русской поэзии. (Слайд 15).
Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм (от франц. модерн - новый, современный). (Слайд 16). Термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в "Кафе поэтов" и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.
Ребята, ваша задача дополнить недостающие фразы в опорных конспектах, которые вам были даны.
Модернизм включал в себя 4 основные направления: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. (Слайд 17). Сейчас мы познакомимся с художественными особенностями каждого из направлений.
.Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). (Слайд 18).
Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.
Поль Верлен, французский символист, утверждал: "Музыка превыше всего" (Слайд 19), и символисты использовали звукопись для создания своих символов [28; 35-36].
Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. (Слайд 20).
А. Блок.
г. [5; 99].
Учитель: Какие образы-символы вы увидели?
Ученик: Ночь, улица, фонарь, аптека, свет, вода.
Учитель: Какие ассоциации у вас возникли?
Ученик: После прочтения этого стихотворения возникает ассоциация с малой родиной, тем местом, где ничего не изменяется в течение долгого времени. Кажется, что уже ничего уже и не изменится.
Учитель: Какие звуки создают настроение стиха?
Ученик: В стихотворении часто повторяются такие звуки, как [л], [р], [с], [ч]. Они создают определенную тишину в стихотворении, показывают внутреннее состояние лирического героя.
Учитель: Второе направление - это акмеизм.
Акмеизм (от греч. «акме» - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) - литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.
Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту [28; 36-37]. (Слайд 21).
Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитано поэзией.
В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни. (Слайд 22).
А. Ахматова.
г. [29; 205].
Учитель: Кому посвящено это стихотворение?
Ученик: Это стихотворение посвящено известному поэту А.С. Пушкину.
Учитель: Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?
Ученик: Воспоминания Анны Ахматовой об Александре Пушкине очень теплые. Она указывает на те предметы, которые его окружали; рассказывает, где он бывал, что делал, чем интересовался.
Учитель: А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? Попробуйте найти ответ в ваших опорных конспектах.
Ученик: Символисты считали целью искусства постижение мира через символы. Акмеизм был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.
Учитель: Третьим направлением модернизма является имажинизм - течение в русской литературе 20-х г.г. XX века [21; 376]. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. (Слайд 23). "Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы".
Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными, мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру… (Слайд 24).
С. Есенин.
г. [3; 343-344].
Учитель: Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
Ученик: Дорога, кусты рябин, изба, холод.
Учитель: Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
Ученик: Для создания образов автор использует эпитеты (о красном вечере, пахучий мякиш, осенний холод, желтоволосый отрок), олицетворения (задумалась дорога, изба жует, холод крадется), метафоры (челюстью порога, мякиш тишины, овсяный двор).
Учитель: Четвертым направлением модернизма, с которым мы сегодня познакомимся, является футуризм. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. «будущее»). Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века [21; 1266]. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое. (Слайд 25).
Вот вам один из примеров стихотворений этого направления.
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? (Слайд 26).
В. Маяковский.
г. [14; 102].
Учитель: Кто автор этого стихотворения?
Ученик: В.В. Маяковский.
Учитель: Как вы определили, что это Маяковский?
Ученик: Стихотворение-вызов имеет своеобразную форму стихосложения, новые образы-метафоры.
III. Проверка заполнения опорного конспекта.
Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 27).
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
IV. Организация групповой работы.
А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. (Слайд 28). На выполнение работы вам дается 10 минут.
(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин).
Задание 1 группе
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру». (Слайд 29).
А. Ахматова.
г. [2; 20].
Вопросы для анализа:
. О чем это стихотворение?
. Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
. Как глаголы помогают нам понять их чувства?
. Как вы понимаете последние слова героя?
Задание 2 группе
СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты. (Слайд 30).
А. Блок.
октября 1902 [16; 164].
Вопросы для анализа:
. О чем это стихотворение?
. Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
. Попытайтесь «прочитать» его образы.
. Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
5.В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
Задание 3 группе
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (Слайд 31).
С. Есенин.
г. [16; 163].
Вопросы для анализа:
1. О чем это произведение?
. Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения?
. Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
. Каким настроением овеяно стихотворение?
Задание 4 группе
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит
чтоб обязательно была звезда!
клянется
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! (Слайд 32).
В. Маяковский.
г. [ 20; 493].
Вопросы для анализа:
. К кому обращено? Как поэт относится к адресату?
. Какой эпизод является кульминационным?
. Как создается напряжение в стихе? Как передать его в чтении?
. Каковы особенности композиции? Одинакова ли интонация в начале и в конце стихотворения?
V. Представление ответов учащихся.I. Оценка работы в группе.
Учитель: Вам были даны бланки для самооценки. (Приложение 8). Сейчас на них вы должны записать номер группы и поставить оценки за анализ стихотворения, за ответ-выступление, а также за участие всей группы в выполнении работы.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку?
VII. Домашнее задание.
Выбранные учителем ученики готовят информацию о Ф. Ницше, Вл. Соловьеве, связи символизма с живописью.
Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.
Спасибо вам большое за сегодняшнее занятие! Желаю вам дальнейших успехов в изучении данной темы. До свидания!
Урок №2. Русский символизм и его истоки
Цели урока:
1. Обучающие:
- закрепить понятие «Серебряный век»;
дать понятие о символизме;
кратко охарактеризовать труды основоположников русского символизма;
выявить истоки русского символизма;
показать связь символизма с другими видами искусства.
2. Развивающие:
- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, сравнение;
воспитывать толерантное отношение детей друг к другу во время работы в группе.
Оборудование: сборники поэтов Серебряного века, раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов-символистов, презентация, включающая в себя репродукции картин «Неизвестная» И. Крамского, «Демон», «Царевна-лебедь» М. Врубеля, портреты поэтов-символистов, диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8).
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией Серебряного века.
II.Повторение понятия «Серебряный век».
Учитель: Давайте вспомним, какой смысл имеет выражение «Серебряный век»?
Ученик: Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, «Золотого века».
Учитель: Какие направления включает в себя модернизм?
Ученик: Символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.
Учитель: Назовите основные принципы каждого из направлений.
Ученик: Символисты считали целью искусства постижение мира через символы. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности.
Учитель: Я хотела бы зачитать вам небольшое стихотворение. Послушайте его, пожалуйста.
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я -
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глаза.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
А. Ахматова.
г. (Слайд 1). [3; 218].
К какому направлению модернизма мы отнесем это стихотворение? Объясните, почему вы сделали такой вывод.
Ученик: Это стихотворение относится к акмеизму, т.к. в нем воспета любовь, ясность и красота. Также в нем показана ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира.
Учитель: Верно. Как вы помните, Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей (Слайд 2). Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.
III.Изучение символизма как литературного направления.
Учитель: Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Откройте тетради и запишите тему урока «Русский символизм и его истоки». (Слайд 3).
Этой теме мы посвятим несколько уроков. Символизм мы будем изучать с помощью метода проектов. Этот метод подразумевает под собой самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков по изучаемой теме посредством выполнения практических заданий - проектов. Наш проект будет называться «Художественный мир эпохи символизма». Весь класс будет разделен на 4 группы. В конце изучения темы «Символизм» группы должны будут представить на уроке презентации по определенной теме. Основой для вашей работы послужит материал, изучаемый на уроках, а также дополнительный материал, найденный вами в различных источниках. Непосредственно перед самим созданием презентаций, мы с вами обговорим то, что должно включаться в содержание презентации.
А сейчас давайте перейдем к изучению темы «Символизм». Познакомившись с творчеством поэтов, художников и композиторов эпохи символизма, мы должны будем создать модель символизма.
Посмотрите внимательно на термин «символизм». Как вы думаете, от какого слова образовалось название этого направления?
Ученик: От слова «символ».
Учитель: Как вы понимаете, что обозначает это слово?
Ученик: Символ - многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления.
Учитель: Дадим точное определение символа: «Символ - это предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого - либо образа, понятия, идеи» (Слайд 4) [21; 1057]. Запишите это определение у себя в тетрадях.
А для того, чтобы понять, что такое символизм, кто такие символисты, каковы были их программы, манифесты (обращения общественных организаций, политических партий или литературных групп, имеющие программный характер) мы обратимся к статьям символистов. Каждой группе даны манифесты различных символистов. Сейчас вам нужно прочитать содержимое статьи и выделить основные идеи, принципы, провозглашенные некоторыми символистами (Слайд 5).
. Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 год) [17; 69].
Ответ: «Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»
. К.Д. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» (1900 год).
Ответ: «Основные черты символической поэзии: особый язык, богатый интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение… трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая произведения, идет от абстрактного к конкретному, от идеи к образу, от картины к душе её, от образов к скрытой в них духовной идеальности» (тайные строки…)
. В.Я. Брюсов «Ключи тайн» (1903 год).
Ответ: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создание искусства - это приотворенные двери в Вечность»
. А. Белый «Символизм как миропонимание».
Ответ: «Символ пробуждает музыку души. Задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа, вследствие чего оно кричит, заявляет, приглашает задуматься …»
Учитель: Молодцы, ребята. Вы верно определили основные принципы символизма.
Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.
Давайте составим схему (Слайд 6):
Символисты:
«старшие» «младшие»
-х годов 1900-х годов
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый,
З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт И. Анненский, В. Иванов
Не принимали действительности Принимали реальность через
и обращались к запредельному миру в преодоление разрыва между ней
мистических переживаниях и запредельным
Учитель: Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами?
Ученик: Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.
Учитель: Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма. Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина?
Ученик: Декадентство - это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
Учитель: Декадентское мироощущение было свойственно на разных этапах почти всем символистам. Ещё раз посмотрите на схему, обратите внимание на связь символизма с декадентством. Как вы считаете, принимали ли символисты окружающий их мир? Какую особенность символизма в связи с этим вы бы выделили?
Ученик: Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.
Учитель: Молодцы. Чтобы понять точку зрения символистов, нам нужно выяснить, что же повлияло на них, каковы источники символизма. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий - от взглядов Платона, высшей сферой жизни для которого была область идей, до Ф. Ницше и Вл. Соловьёва. Послушаем сообщение о философии Ф. Ницше (Слайд 7).
(Сообщение ученика о философии Ф. Ницше).
Ученик: Немецкий философ Ф. Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.
Учитель: Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва (Слайд 8).
(Сообщение ученика о Владимире Соловьеве).
Ученик: Владимир Соловьёв (16.01.1853 - 31.07.1900) - поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897-1899), «Оправдание добра» (1897- 1899), «Духовные основы жизни» (1882- 1884) и т.д. Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам - материальному и идеальному. По Соловьёву, добро, истина и красота - три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство. Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».
Учитель: Хорошо. Чтобы подтвердить мнение о воздействии данных философов на творчество поэтов-символистов, проведём небольшой литературный опыт. Перед вами два текста стихотворений Владимира Соловьёва и З. Гиппиус. Я прочту вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…» Послушайте его.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В. Соловьев (Слайд 9).
г. [24; 290].
Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?
Ученик: Да.
Учитель: Разграничим их. Каков первый мир? Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт? Запишите данные определения в столбик.
Ученик: Это мир реальный.
Видимое
Отблеск, тени
Слышишь
Житейский шум трескучий
Отблеск искажённый
Чуешь
Целый свет
Учитель: Каков второй мир? Что говорится о нём? Запишите определения во второй столбик.
Ученик: Мир идеальный
Незримое
Торжествующие созвучия
одно
Только то
Учитель: Сделайте вывод об отношении Владимира Соловьёва к этим мирам.
Ученик: Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный - это нечто высшее и таинственное.
Учитель: Сравним с этим стихотворением второе, написанное З. Гиппиус. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мне мило отвлеченное…».
Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю...
Я всё уединенное,
Неявное люблю.
Я - раб моих таинственных,
Необычайных снов...
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов...
В. Соловьев (Слайд 10).
г. [20; 425].
Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.
Ученик: Да, в стихотворении З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
Учитель: Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно? Какому миру отдаётся предпочтение?