Метод, способы и принципы управленческого учета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,59 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метод, способы и принципы управленческого учета

Введение

Управленческий учет - подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет представляет собой область знаний, необходимых каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджер несет ответственность за достижение целей, представленных ему администрацией или учредителями предприятия.

Значение управленческого учета заключается в том, что он позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности. Основным критерием деятельности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм.

Основная цель управленческого учета - обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете.

Таким образом, цель исследования - раскрыть содержание основ управленческого учета

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

выделить экономическую сущность учета для управления предприятием;

представить варианты управленческого учета, его основные функции и задачи;

охарактеризовать метод, способы и принципы управленческого учета;

дать сравнительную характеристику финансового, управленческого и налогового видов бухгалтерского учета;

изучить практические возможности внедрения отдельных элементов управленческого учета на предприятии.

Информационная база исследования: Для раскрытия содержания основных понятий изучена учебная литература по данному вопросу, приведены примеры из материалов периодической печати.

управленческий учет прибыль себестоимость

1. Экономическая сущность учета для управления предприятием

Управленческий учет - составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах. Этот момент присутствует в определении понятия «управленческий учет», появившемся в последнее время в переводной и отечественной экономической литературе, а также и в работах по бухгалтерскому учету и использованию его информации в управленческой деятельности.

Другим важнейшим моментом, который отмечается всеми авторами при определении сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведенных расходов.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной практике нет однозначного мнения относительно терминологии, содержания и сущности управленческого учета. Точки зрения отечественных ученых обобщенном виде можно выделить следующие позиции:

. Полное отрицание понятия «управленческий учет». Управленческий учет - есть производственный учет, или учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в системе бухгалтерского учета и нет никаких оснований выделять его в самостоятельный вид учета.

Некоторые ученые (например, Соколов Я.В, Медведев М.Ю.) считают, что управленческий учет как самостоятельная дисциплина не имеет своего предмета, ключевые положения выделены из бухгалтерского учета, а именно из учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, т.е. задачи, которые решаются в управленческом учете вполне выполняются в системе производственного учета.

. Управленческий учет - это подсистема бухгалтерского учета, информация которой в рамках одной организации используется для управления и контроля за ее деятельностью. Многие отечественные ученые-экономисты (М.З. Пизенгольц, М.А. Вахрушина, А.Д. Шеремет и др.) считают обоснованной данную позицию. Так А.Д. Шеремет отмечает, что «управленческий учет - это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации». Признание деление бухгалтерского учета на подсистемы финансового и управленческого обусловлено следующими факторами: совпадение предмета, объектов и основных принципов учета; единые методологическая основа формирования первичной документации при совершении фактов хозяйственной деятельности, разница лишь в группировках, условиях принятия к учету и оценках стоимости (единицы измерения, полнота отражения и т.д.). В образовательном процессе по такому принципу предусмотрено изучение бухгалтерского учета в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а также в программах подготовки профессиональных бухгалтеров, аудиторов.

. Управленческий учет - интегрированная система подготовки информации о затратах и результатах деятельности организации в разрезе прошлого, настоящего и будущего времени в целях управления и решения проблем ее развития (Е.М. Дусаева, Т.П. Карпова, В.Э. Керимов и др.). Так, по мнению Е.М. Дусаевой, в управленческом учете формируется информация как фактического, так и прогнозируемого характера. При этом бухгалтерский управленческий учет представляет собой систему экономической информации о затратах и доходах по различным объектам управления, представленной в различных аналитических группировках и по различным признакам, что позволяет выявить все факторы влияющие на затраты, объемы производства, объемы продаж и прибыль организации, воздействовать на них.

. Управленческий учет - новая комплексная отрасль знаний, объединяющая несколько прикладных экономических наук: планирование, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ и др. (В.Ф. Палий, В.Б. Ивашкевич, О.В. Рыбакова и др.). Как отмечает В.Ф. Палий управленческий учет сложившаяся самостоятельная научная дисциплина, охватывающая задачи текущего оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации по всей структуре управления - от высших до самых низших звеньев.

Следовательно, бухгалтерский управленческий учет - внутренняя информационно-аналитическая система, которая служит для достижения поставленных целей организации и является составной частью системы управления предприятием. Бухгалтерский управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом. В управленческом учете формируется информация для обеспечения требований управления в соответствии со сложившимися условиями внутренней и внешней среды, выполнения функций прогнозирования, планирования, нормирования, организации, мотивации, координации, учета, контроля, анализа, регулирования.

. Варианты управленческого учета, его основные функции и задачи

На предприятиях возможны четыре варианта организации управленческого учета.

При первом варианте управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных отражающих, зеркальных счетов. Первый вариант организации управленческого учета принят во Франции, Бельгии и некоторых африканских и латиноамериканских государствах. Для учета затрат и результатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, а также аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающий финансовый учет с управленческим, ведется в управленческой бухгалтерии, а при втором варианте - в финансовой.

При втором варианте управленческий учет по отношению к финансовому становится автономным и в нем используются три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов. Второй вариант организации управленческого учета распространен в США, Канаде, Германии и во многом совпадает с первым вариантом. При этом варианте учет затрат в разрезе элементов ведется в финансовой бухгалтерии, а в разрезе статей калькуляции - в управленческой.

При третьем варианте управленческий учет не ведется, а учет затрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. При третьем варианте ведение управленческого учета осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учет затрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтерии на основе учета затрат в разрезе экономических элементов. Этот вариант использовался в основном в Германии, Венгрии, Бельгии и не оправдал себя. В настоящее время сфера распространения этого варианта управленческого учета весьма узка.

При четвертом варианте управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат осуществляется в системе финансового учета. Четвертый вариант организации управленческого учета основан на полной интеграции довольно громоздкой системы учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции в общую бухгалтерию. Этот вариант возник на этапе становления промышленного учета и прекратил свое существование с возникновением аналитического управленческого учета.

Следует отметить, что данный вариант организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции до сих пор действует на отечественных предприятиях, хотя и в более усовершенствованном виде.

Объекты управленческого учета - расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия,  результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответственности» и система внутренней отчетности.

Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже:

формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;

планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;

обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

формирование информационной базы для принятия решений;

выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Целями и задачами управленческого учета определяются его функции. Большинство российских авторов сходятся во мнении о функциях управленческого учета. В частности, О.Д. Каверина выделяет следующие функции: обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом; формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия. Т.П. Карпова акцентирует внимание на таких функциях управленческого учета, как обеспечение информацией различных уровней управления, оперативный контроль, перспективное планирование. В свою очередь, западные специалисты (например, Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер) выделяют функции управленческого учета в составе функций бухгалтерии - планирование, контроль, анализ отчетов и консультирование, оставляя для финансового учета налоговые расчеты, составление официальной отчетности, контроль над сохранностью активов, финансовый анализ.

Таким образом, функции управленческого учета можно сгруппировать по следующим направлениям:

обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений предприятия в достижении цели;

перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации, его стратегией и тактикой. Основное его назначение - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

. Метод, способы и принципы управленческого учета

Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учёта в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учёта. Он состоит из следующих элементов:

. Документация - первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учёту достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия.

. Инвентаризация - способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учётных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учётной информации.

. Группировка и оценка, использование контрольных счетов - способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учёта считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

Контрольные счета - составная часть элемента классификации позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном физического и управленческого учёта и позволяет установить полноту и правильность учётных записей Контрольный счет - это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода.

. Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления предприятием. Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит - установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.

. Анализ. В силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учёта взаимодействует практически со всеми остальными составляющими. В сферу изучения попадает как производственная деятельность всего предприятия, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

. Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную ин формацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.

Кроме методов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупность методов статистики, экономического анализа, а также экономико-математические методы.

В управленческом учете может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная, которая в свою очередь может быть учетной и не учетной, т.е. документально обоснованной и не обоснованной. Для принятия оперативных управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования.

К принципам управленческого учета относятся:

. Оперативность представления информации - предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности.

. Конфиденциальность представляемой информации - предполагает обособленное ведение управленческой бухгалтерии.

. Полезность представляемой информации - предполагает применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи, с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач.

. Гибкость системы управленческого учета - означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.

. Прогнозирование системы управленческого учета - означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.

. Экономичность представляемой информации - состоит в том, что управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

. Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей - предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.

. Принцип управления отклонениями - означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.

. Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности - предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.

. Принцип своевременности представления информации - в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.

. Сравнительная характеристика финансового, управленческого и налогового видов бухгалтерского учета

Сравнительная характеристика финансового, управленческого и налогового видов бухгалтерского учета представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика финансового, управленческого и налогового видов бухгалтерского учета

Параметры

Финансовый учет

Управленческий учет

Налоговый  учет

Обязательность ведения учета

Обязателен

По решению администрации

Обязателен по объектам, бухгалтерское и налоговое законодательство в отношении которых различно

Цель учета

Формирование отчетности для внешних пользователей информации

Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования, управления и контроля

Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового периода). Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления уплаты в бюджет налога

Пользователи информации

В основном - внешние

В основном - внутренние

В основном - внешние

Нормативное регулирование учета

Четырехуровневая система нормативного регулирования

В основном - отсутствует

Налоговый кодекс РФ

Методы учета

Общепринятые

Любые методы в зависимости от их полезности

Общепринятые и любые другие в зависимости от их полезности

Базисная структура учета

Активы = обязательства + собственный капитал

Отсутствует

Налоговый расчет

Измерители

В основном - стоимостные

Стоимостные, натуральные

В основном - стоимостные

Привязка ко времени

Прошедшее время

Прошедшее и будущее время

Прошедшее время

Периодичность подачи информации

Квартальная, годовая

Немедленная, ежедневная, еженедельная, ежемесячная

Ежемесячная, квартальная, годовая

Сроки предоставления информации

Через 30, 90 дней, после окончания отчетного периода

Немедленно, на следующее утро, через несколько дней после окончания отчетного периода

Через 15, 20, 25, 28, 30 дней, после окончания отчетного периода

Объект отчетности

Предприятие в целом

Отдельные подразделения предприятия

Предприятие в целом - обязательства по налогам и сборам

Степень точности информации

Незначительные отклонения в отчетности

Множество приблизительных оценок

Незначительные отклонения в отчетности

Ответственность за содержание информации

Административная ответственность по закону

Дисциплинарная ответственность

Административная, уголовная ответственность по закону

Степень открытости

Информация является открытой, публичной

Информация носит конфиденциальный характер, является коммерческой тайной предприятия

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной


. Практические возможности внедрения отдельных элементов управленческого учета в ЗАО «Торговый Дом Первомайский»

В системе управления особая роль отводится управленческому учету, функции которого связаны с другими подсистемами управления на примере торговых предприятий.

Подобную систему управления, а именно управленческий учет, применяет, ЗАО «Торговый Дом Первомайский» с годовым товарооборотом свыше одного миллиарда рублей, штатом работников около тысячи человек, ежегодным приростом в последние годы балансовой прибыли на 25%.

Главная задача управленческого учета - обеспечить совместно с другими подсистемами управления рост рентабельности каждого подразделения торгового предприятия. Так, ЗАО «Торговый Дом Первомайский» имеет 45 торговых секций, по каждой секции учитываются по основным статьям доходы и расходы, определяется финансовый результат.

На этапе выбора поставщиков товаров определяются поставщики с наиболее выгодными для торгового предприятия условиями поставки товаров. Так, поставщики товаров предлагают три варианта отпускных оптовых цен и расчетов:

вывоз товаров транспортом торгового предприятия и расчеты за товары по ценам «франко-склад» поставщика;

доставка товаров транспортом поставщика и расчеты отдельно за товары по отпускным ценам поставщика и транспорт;

доставка товаров транспортом поставщика и расчеты за товары по отпускным ценам поставщика, включая расходы по доставке товара.

Наиболее предпочтителен третий вариант цен и расчетов, так как он позволяет отказаться от содержания собственного транспорта и не требует ведения бухгалтерского учета транспортных расходов.

Наравне с управленческим учетом используются такие подсистемы управления предприятием, как прогнозирование и планирование. Их задача состоит в определении ассортимента товаров по каждой торговой секции на основании изучения покупательского спроса, его изменений по сезонам, объемов закупок по сортам, моделям, размерам товаров. С учетом указанных условий с поставщиками заключаются договоры на поставку товаров.

На втором этапе на основе данных управленческого учета для каждой торговой секции разрабатываются бизнес-планы.

Бизнес-планы содержат следующие показатели: основные - объем продаж товаров (товарооборот), численность работников, валовой доход, расходы, прибыль; производные - объем продаж товаров (товарооборот) на 1 м2 торговой площади, на одного работника торгового отдела, секции.

В соответствии с бизнес-планами принимаются решения о нецелесообразности иметь нерентабельные подразделения.

Проекты бизнес-планов разрабатываются с учетом изменившихся условий работы торговых секций по сравнению с предшествующим годом: изменением ассортимента товаров, покупных и продажных цен, величины расходов, размеров торговых площадей и др. Управленческий учет помогает выбрать оптимальные решения в целях увеличения доходов и сокращения расходов. В бухгалтерском учете выручка отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч.50 «Касса» К-т сч.90 «Продажи» - поступление выручки в кассы торговых секций по данным счетчиков кассовых аппаратов;

Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч.90 «Продажи» - выручка по безналичным расчетам на основании расходных документов о продаже товаров организациям.

Обработку данных о доходах (выручке) ведет информационно-вычислительный центр, который ежедневно выдает для контроля оперативную сводку по отделам и секциям, а по отчетным периодам - сводные данные о доходах (выручке) за соответствующий период с начала года.

В уменьшение доходов (выручки) на аналитические счета торговых отделов и секций списываются расходы, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу»:

Д-т сч.44 «Расходы на продажу» К-т сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму начисленной заработной платы;

Д-т сч.44 «Расходы на продажу» К-т сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму отчислений от заработной платы по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников;

Д-т сч.44 «Расходы на продажу» К-т сч.02 «Амортизация основных средств» - на сумму амортизационных отчислений от эксплуатации основных средств;

Д-т сч.44 «Расходы на продажу» К-т сч.10 «Материалы» - на сумму использованных упаковочных и других материалов, включая списание изношенной спецодежды и малоценных предметов (инвентаря).

Если возникают расходы в целом по торговым отделам (цеховые расходы, например, по текущему ремонту помещений), то эти расходы распределяются между секциями данного отдела пропорционально суммам заработной платы работников секций. Аналогично поступают и с расходами по управлению всем предприятием. В последнее время отпала необходимость учета расходов по завозу товаров и их распределению между проданными и остатками, так как поставщики стоимость доставки товаров (транспортные расходы) включают в отпускные цены товаров.

Отдел экономического анализа с участием информационно-вычислительного центра осуществляет экономический анализ выполнения каждым подразделением предприятия бизнес-планов.

Анализ фактических доходов и расходов по установленным показателям бизнес-планов ведется с использованием поправочных коэффициентов на цены товаров, трудоемкость обслуживания покупателей, размещение торговых площадей и ряд других особенностей работы торговых отделов и секций. Таким образом, достигается соизмеримость рассчитываемых показателей работы торговых отделов и секций.

Заключение

Все чаще и чаще преуспевают те предприятия, которые способны создать и поддерживать преимущества над своими соперниками. Постоянно повышающаяся планка уровня улучшения качества выпускаемой предприятием продукции определяет в первую очередь и выживаемость, а также конкурентоспособность самого предприятия в самых жестких и ежедневно меняющихся условиях рынка и рыночных отношений. Закономерно желание руководителей не терять контроль над процессами, происходящими в их бизнесе, более того - это насущная необходимость для удержания лидирующих позиций и усиления конкурентоспособности на рынке. Поэтому именно управленческий учет называют сегодня одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих принимать правильные управленческие решения.

Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выявления его функций.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации.

Практическая часть

Вариант 1

Задание I. На основе данных (табл. 1) сгруппируйте затраты на производство по статьям калькуляции и экономическим элементам.

. Перечень элементов затрат и статей расходов

Таблица 1

№ п/п

Наименование расходов

Сумма, руб.

1

Топливо и энергия на технологические цели

15805

2

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

25343

3

Материальные затраты

50289

4

Общехозяйственные расходы

2670

5

Отчисления на социальные нужды

16679

6

Потери от брака

1090

7

Сырье и материалы

21255

8

Возвратные отходы

20760

9

Вспомогательные материалы

4905

10

Амортизация

15468

11

Затраты на оплату труда

30109

12

Покупные изделия, полуфабрикаты

150

13

Общепроизводственные расходы

10083

14

Основная з/плата производственных рабочих

22890

15

Дополнительная з/плата произв. рабочих

1908

16

Прочие затраты

2951

17

Прочие производственные расходы

450

18

Расходы на подготовку и освоение производства

400

19

Отчисления на соц/страх. и обеспечение

9547


Решение:

Таблица 2

Затраты на производство по экономическим элементам

№ п/п

Элементы затрат

Сумма, руб.

1

Материальные затраты

50289

2

Затраты на оплату труда

30109

3

Отчисления на социальные нужды

16679

4

Амортизация

15468

5

Прочие затраты

2951


Итого:

115496


Таблица 3

Затраты на производство по статьям калькуляции

№ п/п

Статья расходов

Сумма, руб.

1

Сырье и материалы

21255

2

Топливо и энергия на технологические цели

15805

3

Вспомогательные материалы

4905

4

Основная з/плата производственных рабочих

22890

5

Дополнительная з/плата произв. рабочих

1908

6

Отчисления на соц/страх. и обеспечение

9547

7

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

25343

8

Общепроизводственные расходы

10083

9

Общехозяйственные расходы

2670

10

Потери от брака

1090


Итого:

115496

Задание II. Произвести деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл. 4.

Таблица 4

Временной период

Объем производства, шт.

Совокупные затраты, д.е.

I квартал январь февраль март

 5692 5450 5540

 3974850 3815000 3872385

II квартал апрель май июнь

 5734 5677 5230

 4003527 3964950 3707550

III квартал июль август сентябрь

 5620 5429 5470

 3939870 3910180 3837570

IV квартал октябрь ноябрь декабрь

 5984 5843 5560

 4129620 4068570 3932181


Решение:

) Произведем деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл. 4 методом высшей и низшей точек.- объем производства, шт.

СЗ - совокупные затраты, д.е.max  (октябрь) - 5984 шт.

СЗ max (октябрь) - 4129620 д.е.min  (июнь) - 5230 шт.

СЗ min (июнь) - 3707550 д.е.

ΔV = V max - V min = 5984 - 5230 = 754 шт. - разность в уровнях объема производства;

ΔСЗ = СЗ max - СЗ min = 4129620 - 3707550 = 422070 д.е. - разность в уровнях затрат;

Зперем = ΔСЗ / ΔV = 422070 / 754 = 559,77 д.е. - переменные затраты на единицу продукции.

Общая величина переменных расходов:

на минимальный объем производства:

З перем V min  = З перем  * V min  =559,77 * 5230 = 2927621 д.е.

на максимальный объем производства:

З перем V max = З перем * V max = 559,77 * 5984 = 3349691 д.е.

Общая величина постоянных затрат (Зпост) определяется как разность между всеми затратами на максимальный (минимальный) объем производства и переменными затратами.

Зпост  = СЗ.V max - З перем V max = 4129620 - 3349691 = 779929 д.е.

или

Зпост  = СЗ.V min - З перем V min = 3707550 - 2927621 = 779929 д.е.

Следовательно, уравнение затрат примет вид:(x) = a * x + b, (1)

где F (x) - общие затраты;- затраты переменные;- выпуск продукции;- затраты постоянные.(x) = 559,77 * x + 779929

Проверка:

Величина общих затрат:

на минимальный объем производства:

= 559,77 * 5230 + 779929

= 3707550

на максимальный объем производства:

= 559,77 * 5984 + 779929

= 4129620

) Произведем деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл. 4 графическим методом.


Задание III. В организационной структуре предприятия имеются три производственных подразделения (два станочных цеха и один сборочный) и два обслуживающих подразделения (склад и отдел технического обслуживания - ОТО). Общепроизводственные накладные расходы за год составили (тыс.ден.ед.) (табл. 5).

Таблица 5

№ п\п

Наименование показателя

Сумма



1 вариант

 

1.

Заработная плата вспомогательных рабочих:

362

 


в том числе:


 


станочный цех №1

100

99,5

 


сборочный цех

92,5

 


склад

10

 


ОТО

60

 

2.

Затраты на вспомогательные материалы:

253

 


в том числе:


 


станочный цех №1

100

 


станочный цех №2

100

 


сборочный цех

40

 


склад

4

 


ОТО

9

 

3.

Освещение и отопление

50

 

4.

Арендная плата

100

 

5.

Страхование оборудования

15

 

6.

Заработная плата управленческого аппарата

80

 

7.

Амортизация оборудования

150

 

8.

Страхования зданий

25

 


Итого:

1035

 


Имеется также следующая информация (табл. 6):

Таблица 6

Подразделение

Стоимость оборудования, тыс. ден.ед.

Площадь, тыс.ден. ед.

Численность занятых, чел.

Время труда основных производственных рабочих, тыс. час.

Время работы станков, тыс. час.

Станочный цех 1

800

10

30

200

100

Станочный цех 2

500

5

20

150

50

Сборочный цех

100

15

30

200


Склад

50

15

10



ОТО

50

5

10



Итого:

1500

50

100




Из учетных записей отдела технического обслуживания следует, что время, затраченное на работы по техническому обслуживанию, проведенные в других подразделениях, составляет, тыс. час.:

. Станочный цех №1 - 12000;

. Станочный цех №2 - 8000;

. Сборочный цех - 5000;

Итого: 25000.

Данные о стоимости материалов (основных и вспомогательных), выданных производственным цехам, составляют, тыс. ден. ед:

Станочный цех №1 - 400;

Станочный цех №2 - 300;

Итого: 800.

Требуется:

Подготовить Ведомость анализа накладных расходов;

Рассчитать сумму накладных расходов, которую следует отнести на продукт, если известно, что его изготовление требует машинной обработки в станочном цехе №1 в течение 3 час., в станочном цехе №2 - 2 час., ручной обработки в сборочном цехе - 1 час.

Решение:

. Все накладные расходы представлены в табл. 5:

Заработная плата вспомогательных рабочих;

Затраты на вспомогательные материалы:

Освещение и отопление

Арендная плата

Страхование оборудования

Заработная плата управленческого аппарата

Амортизация оборудования

Страхования зданий

. Заработная плата вспомогательных рабочих и Затраты на вспомогательные материалы по условию задания уже распределены между производственными и обслуживающими подразделениями. Соответственно нужно распределить оставшиеся накладные расходы. Распределим их и подготовим Ведомость распределения накладных расходов (табл. 7).

Выбор базы распределения существенно влияет на результаты расчета и соответственно на принятие управленческих решений. В практике российских предприятий встречаются различные показатели, используемые как база распределения накладных расходов.

В данной задаче используем следующие базы распределения: Площадь помещений, Стоимость оборудования, Численность занятых.

Определим Коэффициенты распределения.

База распределения - Площадь помещений, тыс. ден.ед.

Станочный цех 1 - 10/50 = 0,2

Станочный цех 2 - 5/50 = 0,1

Сборочный цех - 15/50 = 0,3

Склад - 15/50 = 0,3

ОТО - 5/50 = 0,1

База распределения - Стоимость оборудования, тыс. ден.ед.

Станочный цех 1 - 800/1500 = 0,54

Станочный цех 2 - 500/1500 = 0,34

Сборочный цех - 100/1500 = 0,06

Склад - 50/1500 = 0,03

ОТО - 50/1500 = 0,03

База распределения - Численность занятых, чел.

Станочный цех 1 - 30/100 = 0,3

Станочный цех 2 - 20/100 = 0,2

Сборочный цех - 30/100 = 0,3

Склад - 10/100 = 0,1

ОТО - 10/100 = 0,1

Таблица 7

Ведомость распределения накладных расходов, тыс.ден.ед.

Статьи расходов

Всего

База распределения

Производственные подразделения

Обслуживающие подразделения




Цех № 1

Цех № 2

Сборочный цех

Склад

ОТО

Освещение и отопление

50

Площадь

0,2 * 50 = 10

0,1 * 50 = 5

0,3 * 50 =  15

0,3 * 50 =  15

0,1 * 50 =  5

Арендная плата

100

Площадь

0,2 * 100 = 20

0,1 * 100 = 10

0,3 * 100 = 30

0,3 * 100 = 30

0,1 * 100 = 10

Страхование оборудования

15

Стоимость оборудования

0,54 * 15 = 8,1

0,34 * 15 = 5,1

0,06 * 15 = 0,9

0,03 * 15 = 0,45

0,03 * 15 = 0,45

Заработная плата управленческого аппарата

80

Численность занятых

0,3 * 80 = 24

0,2 * 80 = 16

0,3 * 80 =  24

0,1 * 80 =  8

0,1 * 80 =  8

Амортизация оборудования

150

Стоимость оборудования

0,54 * 150 = 81

0,34 * 150 = 51

0,06 * 150 = 9

0,03 * 150 = 4,5

0,03 * 150 = 4,5

Страхование зданий

25

Площадь

0,2 * 25 =  5

0,1 * 25 = 2,5

0,3 * 25 =  7,5

0,3 * 25 = 7,5

0,1 * 25 = 2,5

ИТОГО:

420

-

148,1

89,6

86,4

65,45

30,45


Все Общепроизводственные накладные  расходы сведем в табл. 8.

Таблица 8

Общепроизводственные накладные  расходы за год

Статьи расходов

Производственные подразделения

Обслуживающие подразделения


Цех № 1

Цех № 2

Сборочный цех

Склад

ОТО

Заработная плата вспомогательных рабочих

100

99,5

92,5

10

60

Затраты на вспомогательные материалы

100

100

40

4

9

Освещение и отопление

10

5

15

15

5

Арендная плата

20

10

30

30

10

Страхование оборудования

8,1

5,1

0,9

0,45

0,45

Заработная плата управленческого аппарата

24

16

24

8

8

Амортизация оборудования

81

51

9

4,5

4,5

Страхование зданий

5

2,5

7,5

7,5

2,5

ИТОГО:

348,1

289,1

218,9

79,45

99,45


2. Рассчитать сумму накладных расходов, которую следует отнести на продукт, если известно, что его изготовление требует машинной обработки в станочном цехе №1 в течение 3 часов, в станочном цехе №2 - 2 часа, ручной обработки в сборочном цехе - 1 час.

Определим, сколько накладных расходов приходится на 1 час обработки:

В станочном цеху №1: 348100 руб. / 100000 час. = 3,48 руб.

В станочном цеху №2: 289100 руб. / 50000 час. = 5,78 руб.

В сборочном цеху: 218900 руб. / 200000 час. = 1,09 руб.

Итого на продукт следует отнести накладные расходы в следующем размере:

,48 + 5,78 + 1,09 = 10,35 руб.

Задание IV. На основании полученной информации о затратах в задании II и данных для выполнения задания (табл. 9) постройте график безубыточности производства, определите точку критического объема выпускаемой продукции, укажите области чистых убытков и чистой прибыли. Рассчитайте маржинальный доход.

Таблица 9

Отчет о доходах и расходах

№ п/п

Показатели

Сумма,  тыс. руб.

1

Объем реализованной продукции (5000 тыс. шт.)

5000

2

Совокупные переменные затраты

определить

3

Маржинальный доход

определить

4

Постоянные расходы

определить

5

Чистый доход

определить


Примечание: на горизонтальной оси графика - показатель единиц реализованной продукции, на вертикальной - затраты, доходы.

Решение:

                                                                                          Vреал

Затраты,

млн.руб.,                                                                                                                 Зсов

                                                     Прибыль

,5                                                                                                                                  Зперем

                                                                                    

      Точка критического

                  объема                                           МД

1,7  Убытки

                                                                                                                   Зпост

1772                              5000                                     V, тыс.шт.

Рис. 1. График безубыточности производства

Таблица 10

Отчет о доходах и расходах

№ п/п

Показатели

Сумма,  руб.

Сумма,  тыс.руб.

1

Объем реализованной продукции (5000 тыс. шт.)

5000000

5000,00

2

Совокупные переменные затраты СЗперем (5000 * 559,77)

2798873

2798,87

3

Маржинальный доход = Выручка - СЗперем  (5000000 - 2798873)

2201127

2201,13

4

Постоянные расходы (из задания II)

779929

779,93

5

Чистый доход = МД - Зпост (2201127 - 779929)

1421198

1421,20


Цена за изделие (S) = 5000 : 5000 = 1,0 руб. / шт.

Точка безубыточности (ТБ) производства может быть определена:

ТБ =  =  1772 тыс. шт.

Критический объем реализации = 1772 * 1,0 = 1772 тыс. руб.

Задание V. Используя данные табл. 11, составьте сравнительные отчеты о прибыли за каждый месяц по методу:

полного распределения затрат;

маржинальной калькуляции.

Таблица 11

Исходные данные

январь

февраль

Реализация; тыс. шт.

5200

5800

Производство; тыс. шт.

5600

5500

Цена реализации ед. продукции; руб./тыс.шт.

1000

1000

Прямые производственные расходы на единицу продукции; руб./тыс.шт.

560

560

Общехозяйственные расходы; руб.

804000

804000


Сделайте вывод о том, как метод калькулирования себестоимости продукции влияет на формирование финансового результата.

Составим отчет о прибылях и убытках за январь, февраль по методу учета полных затрат (табл. 12).

Таблица 12

Отчет о прибыли (убытках) при калькулировании себестоимости методом полного распределения затрат

№ п\п

Наименование показателя

Ед. изм.

январь

февраль

1

Остаток готовой продукции на начало периода

шт.  д.е.

- -

400 281428

2

Выручка от продажи

д.е.

5200000

5800000

3

Себестоимость ед. производства

д.е./шт.

703,57

706,18

4

Себестоимость продаж

д.е.

3658564

4095844

5

Прибыль

д.е.

1541436

1704156

6

Остаток готовой продукции на конец периода

шт. д.е.

400 281428

100 70618


Пояснения к табл. 12:

. Выручка от продаж = Реализация * Цена реализации ед. продукции.

. Себестоимость ед. производства = (Прямые производственные расходы на ед. продукции * Производство + Общехозяйственные расходы) : Производство

. Себестоимость продаж = Реализация * Себестоимость ед. производства

. Прибыль = Выручка от продажи - Себестоимость продаж

. Остаток готовой продукции на конец периода, шт. = Производство - Реализация

. Остаток готовой продукции на конец периода, д.е. = Остаток готовой продукции на конец периода, шт. * Себестоимость ед. производства

. Остаток готовой продукции на начало периода февраль, шт. = Остаток готовой продукции на конец периода январь, шт.

. Остаток готовой продукции на начало периода февраль, д.е. = Остаток готовой продукции на конец периода январь, д.е.

. Остаток готовой продукции на конец периода февраль, шт. = Остаток готовой продукции на начало периода февраль + Производство февраль - Реализация февраль

. Остаток готовой продукции на конец периода февраль, д.е. = Остаток готовой продукции на конец периода февраль, шт. * Себестоимость ед. производства февраль

Составим отчет о прибылях и убытках за январь, февраль по методу маржинальной калькуляции (табл. 13).

Таблица 13

Отчет о прибыли (убытках) при калькулировании себестоимости методом «директ-костинг»

№ п\п

Наименование показателя

Ед. изм.

январь

февраль

1

Выручка от продажи

д.е.

5200000

5800000

2

Себестоимость ед. производства (переменные затраты на ед.) (из табл. 10)

д.е.\шт.

560

560

3

Себестоимость продаж (переменные затраты)

д.е.

2912000

3248000

4

Маржинальный доход

д.е.

2288000

2552000

5

Постоянные расходы (из табл. 10)

д.е.

804000

804000

6

Прибыль

д.е.

1484000

1748000


Пояснения к табл. 11:

. Выручка от продаж = Реализация * Цена реализации ед. продукции.

. Себестоимость продаж (переменные затраты) = Реализация * Прямые производственные расходы на единицу продукции

. Маржинальный доход = Выручка от продажи - Себестоимость продаж (переменные затраты)

. Прибыль = Маржинальный доход - Постоянные расходы

Данные о маржинальной прибыли лежат в основе принятия управленческих решений, связанных с сокращением или развитием производства продукции. Если величина дохода, приносимого продуктом, больше чем переменные расходы, это сразу сказывается на величине маржинальной прибыли.

При традиционном методе учёта полных затрат трудно рассчитать влияние на прибыль изменений в выручке, так как постоянные общепроизводственные расходы усреднены (на учётную единицу) и относятся на продукцию.

Задание VI. Определите отклонения по видам затрат в системе «стандарт-кост», если предприятие производит один вид продукции. Исходные данные представлены в табл. 14.

Таблица 14

№ п\п

Наименование показателя

План

Факт

1

Объем продаж, ед.

6000

5000

2

Цена реализации, д.е.

100

110

3

Выручка от продажи, д.е.

600000

550000

4

Материалы, кг: - за ед.; - на выпуск

 5 30000

 5,6 28000

5

Цена на 1кг. материалов, д.е.

4

4,2

6

Прямые расходы на оплату труда, час: - час за 1 ед.; - на выпуск

 8 48000

 9,2 46000

7

Стоимость часа работы, д.е.

3

3,1

8

Переменные накладные расходы, д.е.: - за 1час.; - на выпуск

 2 96000

 1,95 90000

9

Постоянные накладные расходы, д.е.

110000

100000

10

Итого затрат, д.е.

470000

450200

11

Финансовый результат, д.е.

130000

99800


Решение:

Совокупное отклонение по материалам:

НЗ - ФЗ = 5000 * 5 * 4 - 28000 * 4,2 = - 17600 д.е.

Отклонение по цене:

(НЦ - ФК) * КЗ = (4,0 - 4,2) * 28000 = -5600 д.е.

Отклонение по использованию материалов:

(НК - ФК) * НЦ = (5000 * 5 - 28000) * 4 = - 12000 д.е.

Совокупное отклонение по трудозатратам:

НЗ - ФЗ = 5000 * 8 * 3 - 46000 * 3,1 = -22600 д.е.

Отклонение по ставке:

(НС - ФС) * ФЧ = (3 - 3,10) * 46000 = - 4600 д.е.

Отклонение по производительности труда:

(НЧ - ФЧ) * НС = (5000 * 8 - 46000) * 3 = - 18000 д.е.

Совокупное отклонение по переменным расходам:

НР - ФР = 5000 * 8 * 2 - 100000 = -20000 д.е.

Отклонение переменных расходов по затратам:

СНПР - ФПНР = 2 * 46000 - 100000 = -8000 д.е.

Отклонение переменных расходов по эффективности:

(НЧ - ФЧ) * НЧ = (5000 * 8 - 46000) * 2 = -12000 д.е.

Отклонение по постоянным расходам:

СПР - ФПР = 110000 - 100000 = 10000 д.е.

Литература

Бухгалтерский управленческий учёт. // Под ред. П.С. Безруких. - М. - 4-е изд., 2007.

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Финстатинформ, 2004.

Воронова Ю.Д., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2006.

Кольцова Т.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для заочного обучения с применением дистанционных технологий. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005.

Курманова А.Х. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / А.Х. Куранова; Оренбургский государственный университет. - Оренбург, ОГУ, 2010.

Николаева С.А. Управленческий учет. Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. - М.: «ИПБ-БИНФА», 2002.

Пашигорева Г.И., Гуденко Н.И. Современные концепции управленческого учета: теории я и практика: Монография. - Спб.: РИО СПбГУСЭ, 2009.

Волошин Д.А. Проблемы организации систем управленческого учета на производственных предприятиях. // Экономический анализ. Теория и практика. - 2007. - № 23. - Система «Гарант».

Похожие работы на - Метод, способы и принципы управленческого учета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!