Повышение эффективности функционирования предприятия торговой сферы городского хозяйства, на примере торгового центра 'ЭЛКОВ'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,02 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение эффективности функционирования предприятия торговой сферы городского хозяйства, на примере торгового центра 'ЭЛКОВ'














Тема

Повышение эффективности функционирования предприятия торговой сферы городского хозяйства, на примере торгового центра «ЭЛКОВ»

Оглавление

Введение

. Теоретические основы функционирования торговой сферы городского хозяйства

.1 Место и роль потребительского рынка в городском хозяйстве, особенности его муниципального управления

.2 Особенности функционирования торговой сферы в г. Москве

. Анализ деятельности ООО ТЦ «Элков» как предприятия торговой сферы городского хозяйства

.1 Характеристика деятельности ООО ТЦ «Элков»

.2 Организационно-структурный анализ предприятия

.3 Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

. Предложения по повышению эффективности функционирования предприятия ООО ТЦ «Элков»

.1 Совершенствование маркетинговой модели, как фактор функционирования предприятия ТЦ «Элков»

.2 Расширение спектра оказываемых услуг предприятия

.3 Оценка эффекта от расширения сферы оказываемых услуг и совершенствования маркетинговой модели предприятия

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что изучение экономики города, как системного образования, является исключительно важным и сложным процессом. Городское хозяйство служит основой экономики города, его обеспечивая, определяет социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта. Город, как система, состоит из трех основных подсистем: градообразующего комплекса, градообслуживающего комплекса и населения.

Особое место и роль в системе городского хозяйства принадлежат градообслуживающему комплексу, к которому относятся в основном отрасли сферы нематериального производства, то есть торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура, материально-техническое снабжение.

Московский рынок товаров и услуг - одна из наиболее динамично развивающихся сфер городского хозяйства.

Розничная и оптовая торговля, на сегодняшний день, является одной из перспективных отраслей. В любых экономических условиях оптовая торговля продуктами питания всегда находят свои рынки сбыта. Несмотря на то, что оптовая продажа ряда наименований продуктов, зачастую, сопряжена с рядом препятствий и затруднений, направления развития и укрепления в сфере оптовой торговли все же остаются.

Потребности и предпочтения населения в товарах и услугах многообразны и различны. Именно малые предприятия способны быстро реагировать на изменчивость потребностей покупателя и мобильно удовлетворить его запросы.

Условия современной экономики требуют от малых предприятий повышения эффективности производства или реализации, конкурентоспособности продукции, актуальности услуг на основании введения достижений научно-технического прогресса, наиболее эффективных форм хозяйствования и управления предприятием, преодоление бесхозяйственности, активизации предпринимательской деятельности, повышение инициативы. С помощью экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются управленческие решения, над их выполнением ведется контроль, выводятся способы совершенствования производства или реализации, дается оценка результатам существования предприятия, его подсистем и работников отделов.

Всегда придавалось большое значение экономическому анализу. Анализ позволяет точно найти эффективность как одного малого предприятия или нескольких предприятий, так и в конечном результате, в целом всей экономики. Стоит отметить, что с переходом на рыночный путь развития, с внедрением рыночной экономики, с рождением большого количества самостоятельных независимых малых предприятий и фирм, приобретает еще большую важность экономический анализ.

Тема дипломной работы раскрывается на примере деятельности малого торгового предприятия городского хозяйства, то есть предприятия местного значения и местного подчинения, работающего для удовлетворения потребностей жителей в продовольственных товарах.

Целью дипломной работы является изучение функционирования предприятия городского хозяйства и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·  Изучить теоретические основы функционирования торговой сферы городского хозяйства, выявить особенность ее функционирования в городе Москва;

·        Определить место и роль торгового центра «ЭЛКОВ» в торговой сфере городского хозяйства;

·        Проанализировать сложившуюся систему управления и основные экономические показатели торгового центра «ЭЛКОВ»;

·        Рассмотреть существующие методы повышения эффективности деятельности малых предприятий в системе городского хозяйства;

·        Разработать ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия;

·        Произвести экономическую оценку предлагаемых рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности данного предприятия.

Объектом исследования данной работы выступает Общество с ограниченной ответственностью Торговый центр «ЭЛКОВ».

Предмет исследования выпускной квалификационной работы является хозяйственная деятельность ООО ТЦ «Элков».

Настоящая дипломная работа включает в себя три главы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования. Вторая главе посвящена анализу и дана оценка основных экономических показателей малого предприятия ООО ТЦ «Элков», отображена экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия.

В третьей главе представлены рекомендации, которые содержат ряд мероприятий, направленных на совершенствование деятельности предприятия потребительского рынка.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения на практике выдвигаемых предложений, после их детального анализа собственниками предприятия, что даст ощутимый экономический эффект, выраженный в увеличении прибыли и повышении рентабельности функционирования.

Глава 1. Теоретические основы функционирования торговой сферы городского хозяйства

.1 Место и роль потребительского рынка в городском хозяйстве, особенности его муниципального управления

Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.

Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЭ относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы:

♦    низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

♦             низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;

♦    снижение управляемости со стороны органов публичной власти процессами реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;

♦    недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.

Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешло в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развитием торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Как отмечалось, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования служат торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет специфику.

Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса.

Общественное питание в 1990-х гг. утратило свои позиции в обслуживании населения. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это относится к общественному питанию, обслуживающему массовые слои населения по месту работы и учебы.

Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.).

Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т. д.

Рис. 1. Типы предприятий общественного питания

Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80%. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.

Рис. 2. Перечень основных видов бытовых услуг

Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.

Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

♦    обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;

♦    защита интересов низкодоходных групп населения;

♦             обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

♦             защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Рис. 3. Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.

Муниципальные органы имеют возможность:

♦       не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

♦             оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;

♦       постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.

Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.

Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

♦    рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

♦             обращаться в суды в защиту прав потребителей;

♦             при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (услуг).

В таблице 4.6.1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.

Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, имеют определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т. п.

Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.

Таблица № 1. Формы и методы воздействия на потребительский рынок различных регулирующих структур

Регулирующие органы

Объекты регулирования

Формы и методы регулирования

Органы местного самоуправления

Объемы производства товаров и услуг. Уровень цен и тарифов. Степень монополизации, развитие конкуренции. Качество товаров и услуг. Уровень доходов населения, доступность товаров и услуг

Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет. Муниципальный заказ на закупки. Приватизация помещений. Финансово-кредитная поддержка. Административные санкции. Ставки арендной платы

Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей

Технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров. Качество товаров и услуг. Степень монополизации и свободы конкуренции

Деловое консультирование. Содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания. Проведение экспертиз. Моральное воздействие. Финансово-кредитная поддержка

Союзы и объединения потребителей

Качество товаров и услуг, защита прав потребителей

Независимая экспертиза. Проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ. Обращения в судебные органы


Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.

В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.

.2 Особенности функционирования торговой сферы в г. Москве.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

В законодательстве многих стран применяется термин «муниципальное хозяйство» подразумевая «городское хозяйство» .

Для того чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, необходимо, прежде всего, установить родовое понятие «хозяйство», чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина «муниципальное хозяйство».

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

Как правило, город - муниципальное образование, задачи управления и развития которого возложены на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства, заключающийся в проблеме правильного определения его объекта, это либо предприятия исключительно муниципальной собственности, либо же все предприятия, функционирующие на территории муниципального образования.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все, хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном подходе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего, в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».

В данном определении присутствует тот критерий, по которому можно развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Цель муниципального управления градообслуживающей сферой заключается в обеспечении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного фонда, надежности и бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.

Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системы управления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемой соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального или федерального) уровня. Например, городской транспорт составляет подсистему системы жизнеобеспечения города и в то же время является подсистемой региональной транспортной системы.

Следует также учитывать в большинстве отраслей городского хозяйства наличие муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть, ответственная за организацию предоставления населению и бизнесу соответствующих муниципальных услуг, должна создавать условия для деятельности субъектов всех форм собственности, используя как правовые, административные, так и финансово-экономические и инновационные методы управления и регулирования. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать:

·  место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами городского хозяйства;

·        место данной подсистемы в отраслевой системе управления;

·        взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно-правовых форм хозяйствования;

·        законодательные, административные, экономические и иные механизмы воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли является - повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам.

Рис. 4. Структура торговой сферы

Выработка наиболее эффективной схемы муниципального регулирования деятельности отдельных подсистем городского хозяйства с учетом перечисленных факторов должна осуществляться в условиях разграничения полномочий и взаимодействия с органами государственной власти, а также взаимодействия с субъектами хозяйствования, населением и различными местными сообществами. Организация эффективного предоставления услуг городского хозяйства со стороны муниципальных и иных служб должна сочетаться с развитием самоуправления граждан по месту жительства. Различные формы самоорганизации населения призваны стать рычагами влияния на принятие решений муниципальными службами и учреждениями.

Похожие работы на - Повышение эффективности функционирования предприятия торговой сферы городского хозяйства, на примере торгового центра 'ЭЛКОВ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!