При написании данной курсовой работы были использованы следующие материалы: в книге Кузнецова В.С., я узнала о патриотических играх, как они развивали у кадетов чувства товарищества, силу воли, физические силы. В работах Ткаченко Н.В., Гриценко В.С., мне понравилось, как он описывает то, как нужно любить родину, что её нужно беречь, защищать. В книге Иванюкова М.И. было изложено, как развивали патриотические чувства в зарубежных странах.
Глава 1. Анимационные мероприятия в военных средних учебных заведениях
1.1 Виды и содержание анимационных мероприятий в военных спецшколах
Самой распространенной ВПИ в России была и остается Зарница.
Это командная игра-соревнование <#"justify">Глава 2. Современная практика анимационных мероприятий в военных спецшколах
2.1 Зарубежный опыт проведения анимационных мероприятий в военных спецшколах
Потребность в патриотическом воспитании была актуальна там, где велись войны, а значит - везде и всегда. Специфика времени и политики не могли не отразиться и на ВПИ. Многое в играх минувших дней может показаться современному цивилизованному человеку диким и варварским, а порой даже бесчеловечным, но История порой жестока, и у каждого времени свои законы и нравы.
Весьма показательны в этом отношении примеры Афин <#"justify">Глава 3. Организация анимационного мероприятия для выпускников спецшколы ВВС №8
3.1 Краткая характеристика места проведения праздника
В ГОУ «Саратовская кадетская школа - интернат» воспитанники обучаются с пятого по одиннадцатый классы. Воспитанники носят кадетскую форму. Обучение и проживание осуществляется полностью за государственный счет.
Учебный план ГОУ «Саратовская кадетская школа - интернат» разработан в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Саратовской области и учебного плана кадетских школ, в соответствии с интересами и потребностями воспитанников, способствуя реализации идеи всестороннего развития личности, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения. Региональный компонент учебного плана представлен курсом «Экономики» в 9, 10, 11 классах. Изучение «Экологии» предусмотрено в курсах географии, биологии, естествознания. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6-7 классах, интегрировано с курсом «Начальная военная подготовка» в 8-11 классах. В связи со спецификой военизированного обучения трудовое обучение заменено начальной военной подготовкой в 6-11 классах.
Во внеурочное время по особому графику проводятся дополнительные занятия по учебным предметам для оказания помощи учащимся, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей одаренных детей.
Используемые педагогические технологии: индивидуально-ориентированная система обучения, развивающее обучение и создание образовательной среды адаптивной школы.
Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса: педсоветы, малые педсоветы, психологическая диагностика, психологическое консультирование.
Внедряются также предметные недели, анкетирование, экскурсионная деятельность, семинары, круглые столы, олимпиады, научно-практические конференции.
Промежуточная аттестация - плановые контрольные работы и зачеты. Итоговые аттестации - экзамены за курс основной школы и экзамены за курс полной средней школы.
Учебное расписание сбалансировано чередованием в нем предметов письменного и устного характера, чередованием сложных и более простых предметов.
Основные предметы чередуются с уроками физкультуры, начальной военной подготовки, изобразительного искусства и музыки с целью обеспечения смены характера деятельности и снятия усталости воспитанников.
В учебно-воспитательной работе школы прослеживается дифференцирование внеурочной работы в зависимости от возраста учащихся, их возрастных, психологических особенностей.
Так, в 5-8 классах больше внимания уделяется формированию общей культуры, а также знаний и навыков безопасного поведения в школе, на дорогах и в общественных местах.
В старших 9-11 классах дается приоритет формированию здорового образа жизни и военно-патриотическому воспитанию, формированию сознательного, законопослушного гражданина России.
Вся система обучения и воспитания в Саратовской кадетской школе-интернате направлена на освоение и соблюдение кадетских традиций, на формирование положительного отношения к учению, как главному условию личного роста. Создаются благоприятные условия для развития личности каждого обучающегося, его мыслительных и творческих возможностей, формируется мотивация к дальнейшему обучению в системе подготовки государственных служащих.
Каждому воспитаннику прививается мысль, что в современных условиях знания стали самым дорогостоящим товаром на рынке труда.
Во всех классах предусмотрен продленный учебный день до 20 часов 30 минут, в ходе которого под руководством воспитателей взводов обеспечивается самоподготовка кадет, повторение учебного материала, консультации, ликвидация академической задолженности, а также работа кружков дополнительного образования и спортивных секций.
Распорядком дня предусмотрены 10-минутные перерывы между уроками, 20-минутные перерывы на прием пищи и 2-х часовая прогулка после обеда перед самоподготовкой.
В Саратовской кадетской школе обеспечивается 5-разовое питание в две смены. Аудиторные занятия проводятся по группам (классам). На занятиях по физкультуре, иностранному языку и начальной военной подготовке классы делятся на подгруппы.
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Учебный год делится на четыре учебные четверти, между которыми учащимся предоставляются каникулы (в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - каникулы не менее 8 недель). В период зимних и летних каникул кадеты проходят военно-спортивные сборы на базе детских оздоровительных лагерей Саратовской области.
Полный курс обучения в кадетской школе составляет 7 лет. Кадеты проходят вторую и третью ступени общего образования.
Вторая ступень - основное общее образование (5-9 классы) обеспечивает освоение учениками общеобразовательных программ, становление нравственных норм, склонностей и способностей к социальному самоопределению.
Третья ступень - среднее (полное) общее образование (10-11 классы) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки и обеспечивает формирование целостной мировоззренческой позиции, выбор учащимися вида дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
3.2 Разработка сценария на день встречи выпускников школы №8
Проекционный экран
Проектор
ПК или ноутбук
Звуковоспроизводящее и усиливающее оборудование.
Файл презентации (презентация запускается в отдельном окне, для смены слайдов используйте клавиши курсора "Вправо" и "Влево" или клавиши "PageUp" и "PageDown".Презентация создавалась к вечеру встречи выпускников 2013 года.)
Звучат традиционные фанфары. Свет приглушается. На экране появляется проекция фотоизображений школы разных времён. Фанфары переходят в душевное песнопение под гитару и далее в вальс. На сцене в луче света исполняется танец.
-й куплет песни:
Когда рассвет над окнами встаёт,
Когда луна и солнце пополам,
Неважно, в школу кто сейчас идёт,
А важно, чтоб она всегда была...
Неважно, в школу кто сейчас идёт...
Танец «Вальс»
вед.:
Добрый вечер, дорогие выпускники!
вед.:
Мы рады приветствовать вас на нашем Вечере встречи!
вед.:
И по традиции первым вас приветствует директор школы - _________
Директор школы:
( выступление 1-2 минуты)
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
У порога школы средней
Прозвенел звонок последний.
Все довольны: скоро лето
И экзамен на носу...
А вокруг весна смеется!
Лишь учитель улыбнется -
Он-то знает: это время
Я сквозь годы пронесу.
вед.:
На сцену приглашается самый юный выпуск школы - выпуск …. года!
вед.:
Своих птенцов встречают классные руководители: _____________!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
вед.:
Для вас поёт ____________________! Встречайте!
Выступление солистки вокальной студии
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
Первой фразой "Маша ела кашу"
Открывались новые миры...
Подсчитать бы, сколько съела Маша
Этой самой каши с той поры.
Дважды два - нехитрая наука.
А ведь всем наукам голова!
Всё-то в жизни, вот какая штука,
Начиналось с этих «2х2».
(фонограмма обращения к выпускникам классных руководителей - __)
вед.:
На сцену приглашается выпуск, встречающий свой первый
юбилей!
вед.:
Выпускников …. года встречают классные руководители: ________!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
Когда, расставшись с детства сказкой,
Мы покидали школьный дом,
Глаза, наполненные лаской,
Нам были в жизни маяком.
Когда сбивались мы с дороги
И шли всему наперекор,
В глазах, наполненных тревогой,
Читали мы немой укор.
Десятилетье позади.
В глазах учителя сквозь дали
Вновь радость встречи разгляди.
(фонограмма обращения к выпускникам классных руководителей ___)
вед.:
Встречаем выпуск …. года!
вед.:
Десять лет спустя своих детей встречают: ________!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
вед.:
Для вас поёт ___________________________________.
Песня «Школа» в исполнении участников вокал.студии
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
И вот, как много лет назад,
На класс глядит учитель.
И кажется, что строгий взгляд
Спросил: "Что ж вы молчите?"
И сердце знает, что сказать,
Да все слова - не эти.
Легко с подсказки отвечать, Непросто быть в ответе.
(фонограмма обращения к выпускникам классного руководителя - ___)
вед.:
Выпускников ….года встречает классный руководитель - ___!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
Ах, школьное детство! Вернемся все вместе
Всего лишь на миг в золотые деньки…
Как добрая сказка, как светлая песня,
Живут в вашем сердце и в школе они.
(фонограмма обращения к выпускникам классного руководителя - __)
вед.:
лет спустя выпускников ….года встречает классный руководитель -__!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
вед.:
Д ля вас танцуют ______________________________!
(быстрый танец)
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд...
(фонограмма обращения к выпускникам классного руководителя - ___)
вед.:
Серебряных юбиляров нашего вечера встречает_____________________________!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
Чистые классы пусты и тихи,
Странствует солнечный зайчик по карте.
Белые с досок не стёрты стихи
И разрисованы старые парты...
Вновь облетела листва с тополей,
Время без школы стремительно мчится -
Школьное детство с годами милей,
Как бы хотелось к нему возвратиться...
(фонограмма обращения к выпускникам классных руководителей - _______)
вед.:
летний выпуск ….года встречают классные руководители -________!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
Аплодисменты выпуску года!
вед.:
Для вас поёт _______________________________________________!
Песня «Не повторяется такое никогда»
(гаснет свет, показ видеоблока овыпуске …. года)
На фоне музыки
Родные классы, окна, стены
И милый старенький звонок,
Зовущий нас на перемены
И возвращавший на урок.
Неразрешимая загадка -
Урок без края, без конца...
И чей-то нос, разбитый в схватке
Вот здесь, у школьного крыльца...
Нет, времени того не скроешь,
Хоть год и месяц позабыт,
И всё же иногда порою
О прошлом сердце защемит...
вед.:
Встречаем тех, кто стоял у истоков - самый первый выпуск школы -
выпуск …. года!
вед.:
Дорогие выпускники! Вас встречают_______________________________________!
(выход выпуска, короткое выступление со словами благодарности и воспоминаниями)
вед.:
Аплодисменты выпуску …. года!
На фоне музыки
вед.:
Пусть годы стремительно мчатся и дерзко
Как воды бушующих рек -
вед.:
Но пристанью детства,
Но пристанью сердца
Останется школа навек!
вед.:Удачи вам, дорогие выпускники!
вед.:До новых встреч!
3.3. Монтажный план
Основные действия по сценариюТанцевальные действия, выход выпускниковСценография СветЗвук № 1 ВальсВедущие находятся по краям сцены Приглушенный свет направлен на середину сценыNatKingCole - Illusion №2Выход выпускников и классного руководителяВедущие находятся по краям сцены Свет включенВо время выхода Группа «Арамис» Школьница№3Нет Ведущий приветствуют вокалистку, она стоит по середине Основной свет выключен, прожектора светят на вокалисткуЮля Началова - «Ах, школа, школа»№ 4Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включен Во время выхода играет пес ня Ультрамарин «Мой выпускной »№ 5 Выход директора школыНет Свет включенНет № 6Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включен Во время выхода играет песня Татьяна Овсиенко «Школьная пора»№ 7Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включен Во время выхода играет песня Татьяна Буланова «Последний звонок»№ 8 Нет Ведущий приветствуют вокалистку, она стоит по середине Основной свет выключен, прожектора светят на вокалисткуПесня Группа пламя «детский последний звонок»№9Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включенВо время выхода играет песня Алсу «Последний звонок»№10Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включенВо время выхода играет песня Сёстры Роуз «Школьные годы»№11 Быстрый танецВедущие находятся по краям сцены Свет включен№11Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включенВо время выхода играет песня Павла Школа№12Выход выпускников и классного руководителя Ведущие находятся по краям сцены Свет включенво время выхода играет песня Блестящие «Одноклассники»№13Нет Ведущие находятся в середине сцены Свет включенМелодия Группа «Любовные истории» «Школа»
Экономический расчет: Проекционный экран (на прокат) 1000 рублей
Проектор (на прокат) 1000 рублей
ПК или ноутбук 0 рублей
Ведущие 0 рублей
Вокалистка 2000 рублей
Танцевальная группа 2500 рублей
Украшение зала 1500
Итого: 6000 рублей
Заключение.
Указ Президента РФ 1997 года придал Дню военно-воздушных сил официальный статус всероссийского праздника. Правда, праздничные мероприятия, приуроченные к данному Дню, проводятся в День воздушного флота России.
Главная цель современных ВПИ пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов так видит будущее ВПИ (и подобных мероприятий) в России:
Каждый молодой человек должен быть мужчиной, защитником, борцом. Эти качества очень пригодятся в жизни. Военные сборы, могли бы стать обязательной частью образовательной программы по военно-патриотическому воспитанию для школ, ПТУ и техникумов.
Помимо этих, несомненно, важных государственных задач, увлекающиеся ВПИ получат от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретут полезные знания, опыт и конечно новые знакомства.
Потребность в патриотическом воспитании была актуальна там, где велись войны, а значит - везде и всегда. Специфика времени и политики не могли не отразиться и на ВПИ. Многое в играх минувших дней может показаться современному цивилизованному человеку диким и варварским, а порой даже бесчеловечным, но История порой жестока, и у каждого времени свои законы и нравы.
Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Особо стоит отметить направление Я и моё Отечество, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, парад знаменных групп, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии, военно-спортивная игра Зарница в начальных классах, выпуск Боевых листков и различные беседы. Все это в игровой форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.
Список используемой литературы
1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
. «Патриот отечества» №9,2004 г.
. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
. Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август 2005г.
. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006 г.
. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.