Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,59 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района

ВВЕДЕНИЕ

подростковый девиация поведение

Актуальность исследования. Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе, - кризисное состояние экономики, культуры и образования - катастрофическое, ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Как следствие, отличается целый ряд негативных явлений в детской и подростковой среде. Обозначились тенденции существенных изменений в иерархии нравственных ценностей. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, нормы морали среди большей части девушек и юношей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Существенно возросло число тех, кто считает вполне возможным разговаривать с применением ненормативной лексики, свободно распивать в общественных местах спиртные напитки, иметь добрачные связи, демонстрировать жестокость и агрессию по отношению к слабым и нуждающимся в помощи. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой преступности.

Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив поверхностное и однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения.

Цель работы - исследование особенностей подростковой девиации среди школьников.

Объект исследования - подростки в возрасте от 16 до 17 лет.

Предмет исследования - типичные формы девиантного поведения несовершеннолетних (табакокурение, школьные прогулы, воровство, периодическое употребление алкогольных напитков, наркомания.).

Исходя из цели курсовой работы, определены следующие его задачи:

) изучить понятие девиации;

) систематизировать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения.

) определить виды девиантного поведения, формы выражения;

4) выявить типичные формы подростковых девиаций в школах.

Гипотеза - самой распространенной формой девиации в школьной среде во внеучебной деятельности является употребление спиртных напитков, табакокурение, а в учебе это пропуск занятий.

Основным методом исследования в курсовой работе является: анкетный опрос школьников.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ДЕВИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

подростковый девиация поведение

1.1 Понятие и разновидности девиации

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения (особенно детей и подростков) воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология - чуткий барометр общественной жизни.

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).

Предметом подобных теорий могут быть социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг). Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.

Гилинский Я.И. первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы.

Под девиантным поведением ученый понимает: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).Безусловной заслугой Я.И. Гилинского является правильное определение перспективных направлений развития социологии девиантного поведения. Необходимы, отмечал он, во-первых, дальнейшая фундаментализация, рассмотрение объекта социологии девиантного поведения как момента единого мирового процесса самодвижения материи; изучение социальных девиаций в кризисные периоды, когда от соотношения различных форм негативных и позитивных девиаций зависит будущее. Именно эти направления научного поиска и привлекают внимание. Таким образом мы будем использовать определение девиантного поведения выдвинутое Гилинским.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

Типология социальных отклонений в современном обществе отражает разнообразие этих явлений, дает возможность провести разделительные черты между ними и определить особенности их этиологий, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.

Социальные отклонения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Наиболее распространенным является деление отклонений на разные виды в зависимости от типа нормы, которая нарушается (право, мораль, правила общения и др.). При этом негативные отклонения делятся на преступления, другие правонарушения (административные, гражданские, трудовые, финансовые и т.д.), аморальные поступки и т.д. Практическое значение данной классификации связано с тем, что от нее зависит различие санкций, которые применяются, а также процедуры выявления и наказания виновных.

Классификация социальных отклонений возможна и в зависимости от элементов внутренней структуры. Большинство отклонений - конкретные поступки людей. Если придерживаться характеристики девиантного поведения с помощью четырех элементов (субъект, объект, объективная и субъективная стороны), которая используется в юриспруденции, то к главным типам социальных отклонений следует отнести следующие:

·в зависимости от субъекта поведения можно выделить поведение индивидуума, отклоняющееся от нормы - граждан, должностных лиц; деятельность трудовых коллективов и их органов; а также неформальных социальных групп;

·в зависимости от объекта - девиантное поведение может быть, во-первых, отнесенo к разным сферам общественной жизни; во-вторых, рассмотренo с точки зрения разнообразной социальной направленности (против интересов личности, социальной группы или общества в общем); в-третьих, могут быть выявлены конкретные ценности и интересы, выступающие как непосредственные объекты правонарушений или аморальных поступков (жизни, здоровья, имущества и др.);

·по субъективной стороне можно выделить социальные отклонения, совершающиеся путем деятельности или бездеятельности, содействующие возникновению конкретных вредных последствий или создающие условия для этого и т.д.;

·по субъективной стороне девиантное поведение характеризуется разной мотивацией, разными целями, разной степенью предусмотрения и желания возможных последствий.

Существует еще одна классификация, связанная как с объективной, так и с субъективной стороной социальных отклонений. Они делятся на две группы:

а) поведение, ориентированное на внешнюю среду (экстравертивное). Оно может быть целевым, заранее спланированным или аффективным (например, ссоры в семье);

б) поведение, ориентированное на самого себя (интравертивное) - пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания и другое.

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный.

В рамках рассмотренных видов выделяют следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное. Однако остается неясным, почему же делинквентное поведение выделено в отдельный тип и не является ли оно видом асоциального.

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.

Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. При этом С.А.Беличева различает несоциализированные формы проявления асоциальности, которые выступают в виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества людей, групп или учреждений, и социализированные нарушения, которые могут проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда не совершает краж внутри своей группы). С нашей точки зрения и ту, и другую форму можно считать девиацией поведения.

Поскольку социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм, длительное и общее социальное пренебрежение, всякого социально запущенного можно считать асоциальным, но не всякий, обнаруживающий асоциальное поведение, социально запущен. Таково же соотношение между делинквентностью и социальной запущенностью.

В.М. Синайко, А.М. Кожина, И.В. Романова, Л.М. Гайчук отмечают, что девиации у подростков с антидисциплинарным, антиобщественным, аутоагрессивным поведением имеют склонность к генерализации и могут захватывать все ниши их социального функционирования - семью, школу, группу сверстников.

Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что под девиантным поведением, мы будем понимать - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Социальные отклонения могут быть классифицированы по нескольким основаниям, эти основания мы разобрали выше.

.2 Основные подходы (концепции) к определению девиантного поведения

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании. Почти сто лет научных споров привели к пониманию того, что поведение личности обусловливается, как правило, сочетанием как эндогенных, так и экзогенных факторов. Для понимания позиций исследователей рассмотрим некоторые концепции, по-разному рассматривающие причины девиантности.

Биологическая. В конце XIX в. итальянский врач Ч.Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Криминальный тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. К этим выводам профессор судебной медицины пришел на основе изучения 11 тыс. трупов бывших преступников. Критики теории Ломброзо отмечали, что согласно последней, бороться с преступностью легко: надо взять человека, измерить его, взвесить и ... повесить. У.Х. Шелдон (1940) известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Наиболее склонен к девиации, согласно У.Х Шелдону, мезоморфный тип: тяжелые, мускулистые, атлетические. Биологические концепции, популярные в начале XX в., постепенно вытесняются другими.

Психологические и психиатрические концепции. Акцент делают на личностные факторы, особенно неправильную социализацию в детстве. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. В 1950г. Шуэсслер и Крессли проделали обзор многих работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта и комплекса нельзя объяснить сущность любого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих психологических и социальных факторов.

Социологические концепции. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическая трактовка этого понятия учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на девиантность.

Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией аномии (от греч. anomas - беззаконный, неуправляемый) Э. Дюркгейма ( Самоубийство, 1987г.). Под аномией классик социологии понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Аномия чаще всего происходит в быстро меняющемся обществе, общинах и группах, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее. Главное дело Э. Дюркгейма в общественной жизни - солидарность, а всякие отклонения от нее -проявление социальной дезорганизации. Хотя теория Э. Дюркгейма подвергалась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация - причина девиантного поведения и в наши дни считается общепризнанной.

Р. Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. Он считает, что причина девиации - разрыв между культурными ценностями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения. Возникают девиации. Концепция Р. Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних и тех же весов (Н. Смелзер). В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие люди. Вор, например, не отвергает социально одобряемую цель: достижение материального благополучия.

Конформизм - единственный тип недевиантного поведения. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, рэкет, шантаж). Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства (пример: Умрищев -герой произведения А. Платонова Ювенильное море). Ретритизм наблюдается в случае. когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (пример: бродяги, наркоманы). Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает новую идеалогию.

Существуют глубокие различия между многочисленными теориями девиациями. Новейшие из них делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

Изучение взаимодействия личностного и индивидуального сознания позволяет сегодня показать влияние социальных девиаций на общественное развитие в полном объеме. Этому способствуют и наработки в области западной социальной психологии. Имеется много теорий объясняющих появление и сущность девиаций. Достаточно полное представление о них дает, в частности, работа Н. Смелзера. К сожалению, вне поля зрения американского социолога остался социально-психологический подход, который представляет для нас особый интерес.

Социально-психологический подход наиболее убедительно представлен в концепции социальных отклонений Р. Харре и теории поведения добровольного риска С. Линга. Названные исследования объясняют причины появления девиантного поведения через изучение психологического состояния девианта с учетом изменения его положения в системе социально-политических координат. Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появление девиантного поведения, составить более объективное представление о механизме социальной эволюции, так как пытается объяснить: а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего наблюдателя предстает как акт агрессии; б) почему в современных условиях все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации; в) как отклоняющееся поведение предстает изнутри, не со стороны внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл последний находит в такой нестандартной форме поведения.

Исследования социальных психологов подводят к выводу: девиантное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации - препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых,-от того, каким образом общество стимулирует социльно-инновационные, созидательные действия личности.

Итак, подводя итог можно еще раз отметить, что существует множество различных концепций определяющих девиантное поведение. Каждая из них дает свое толкование девиантному поведению. Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией аномии Э. Дюркгейма. Затем Р. Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. В России длительное время изучение девиации осуществлялось в рамках частнонаучных дисциплин (криминологии, суицитологии, др.). Социологические исследования, ориентированные на изучение девиантного поведения, как социального явления, впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х г.г. У истоков нового направления стояли В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов. Наибольший вклад в развитие внесли В.Н. Кудрявцев и Я.И. Гилинский.

.3 Девиантные явления в жизни подростка

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, Травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность - это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда - семья, ближайшее окружение, но и макросреда - общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса спиртные напитки употребляли примерно 87% в 8 классе, 93% в 9, 97% в 10 классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может быть «впечатан» разными способами одновременно порознь, в сочетаниях. К таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать совсем неосознанно.

Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка:

a)Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряжённых, конфликтных ситуаций.

b)Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение.)Основной мотив пьянства - желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения.)Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте - стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости.

Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно- избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с тенденциями асоциальной деятельности.

Лидирующая часть группы - лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями.

Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Наркотизм (употребление наркотиков)

Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки будущего наркомана.

Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании

·Единичное или редкое употребление наркотиков;

·Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;

·Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции;

·Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;

·Наркомания III стадии - полная психическая и физическая деградация.

Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.

Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах.

Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия у юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых.

Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

Наконец, агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определённого «порядка» в конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей, вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи. В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модные предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом). Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.

Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.

Так называемые половые преступления также имеют место в жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше).

У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально - типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость. В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка.

Нравственно - ценностная ориентация личности подростка - насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер.

К девиантному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего но вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.

Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

Среди подростков, обследованных 57% суицидальных попыток приходится на долю 17- тилетних, 41% - 16 - тилетних, 35% - 15 - тилетних, 26% - 14 - тилетних, 16% - 12-13 - тилетних.

Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер. Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти - не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно - стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них - наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков - правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой - не обнаруживается.

Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

1.4 Личностная характеристика «трудного» подростка

Жизнь подростка можно уместить в треугольник, углами которого будут семья, школа и улица (в самом широком понимании этого слова). С того момента, как ребенок начинает реагировать на социальные воздействия, он становится в какой-то степени зависимым от общества, тянется к нему и болезненно переносит одиночество и отчуждение. Подростки всегда стремятся к общению с окружающими и если у них что то не получается в данном микроклимате, то они находят выход и получают удовлетворение в другой среде. Эта отличительная особенность позволяет на ее основе создать беспрецедентную систему борьбы с противоправным поведением, в частности с имущественными преступлениями.

На возникновение у подростка интереса к той или иной области знания наибольшее влияние оказывает личность преподавателя и качество обучения. Отсутствие внимания на уроках зависит и от других факторов: переутомление, неприятности в семье. Очень часто ребенок оказывается в мире сложных взрослых отношений, которые иной раз его очень больно задевают. Педагог, который не заметил данных переживаний, был резок или несправедлив, становится чужим для подростка, а его предмет - не любимым. Из ложного стыда школьник начинает пропускать не любимый предмет. Его не покидает чувство, что к нему относятся несправедливо, и он сам, того не осознавая, все дальше и дальше уходит от своего коллектива. Оскорбленное самолюбие дополняется чувством обиды, а потом и злости на учителя. Ему начинает казаться, что его не воспринимают как равного члена коллектива, его отвергают.

Раздражительность и недоверчивость его не покидают. Вернуть такого подростка в класс - очень трудно. Догнать своих товарищей он не может (слишком велик разрыв в знаниях и интересах), к их критике невосприимчив и в связи с этим ищет новых знакомых, которые бы разделяли его взгляды и воспринимали его таким, какой он есть. Желанное общество он находит в среде таких же, отстающих и оставивших школу.

«Деятельность» у таких людей самая разнообразная, от простого бесцельного времяпрепровождения с распитием спиртных напитков, а затем и последующих краж.

Эти дети - есть продукт отчуждения от двух коллективов: сначала семьи, потом школа. Непримятые и непонятые, но жаждущие признания, общения, самоутверждения, они быстро попадают под негативное (отрицательное) влияние. Внешкольная среда оказывается для них роковой. Связь с ней у них прочная потому, что оторвавшийся от коллектива подросток, чувствует себя в этой среде равным, и у него нет принципиальных противоречий с теми, кто его окружает.

Но в силу таких психологических особенностей переходного возраста, как недостаток жизненного опыта, отсутствие стойких морально-этических, нравственно-духовных и правовых принципов, склонность к подражанию, неумение правильно (адекватно) оценивать происходящие явления, слабость воли, отсутствие «стержня сознания» и т.д. подростки, попав в неблагоприятные условия жизни и воспитания, в отрицательную среду, оказываются более податливыми к чуждым влияниям, ведомыми. Неосознанно и постепенно негативные правила «игры жизни» укореняются в сознании ребенка, становятся для него нормой. Стираются границы допустимого и запретного. Приобретенные в школьном возрасте чуждые общественным интересам привычки (стереотип поведения), может затем отрицательно сказаться на всем последующем пути жизненном пути человека или по крайней мере потребует больших усилий для его перевоспитания.

При неблагоприятных условиях в семье и отсутствии контроля со стороны школы, когда ребёнок сам определяет, что ему делать и чем заниматься, у него могут выработаться отрицательные черты поведения, от которых в дальнейшем трудно освободиться. Чтобы он включился в здоровую и организованную среду, необходимы, будут специальные меры. Даже в этих случаях ребёнок нередко стремиться вновь, вернуться к прежнему образу жизни: стремление быть независимым, безнадзорным превратиться в потребность. Ребёнок сам находит группу "друзей", нередко отличающихся аморальным поведением. Роль педагога берёт в свои руки вожак группы, авторитет родителей заменяется авторитетом физически наиболее крепких ребят.

Такое окружение по-своему воспитывает нового участника группы: путём материальных подачек, подкупом, запугиванием или даже физическим наказанием. Влияние групп всё больше сказывается на характере и поведении нового участника группы.

Слабый контроль родителей и школы способствует усилению отрицательного влияния "улицы", что приводит к дезорганизации, неустойчивости характера, сопротивлению всякому организованному влиянию. У безнадзорных детей, ставших трудновоспитуемыми, проявления даже имеющихся положительных качеств приобретает отрицательный характер.

Так правдивость превращается в грубую прямоту и упрямство, бестактность.

Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.

Девиантность обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов, которые потом бросают где попало, с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег.

Подростковая девиантность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания. Девиантность не всегда связана с аномалиями характера, однако, при акцентуациях характера имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения. Склонность к девиантности связана как со степенью аномалиями характера (психопатии, акцентуации) так и в ещё большей степени с её типом.

Социальные предпосылки формирования девиантного поведения у подростков можно разделить на три группы:

семейные отношения

личность родителей

ошибки в воспитании

Рассмотрим семейные отношения, как причину возникновения девиантного поведения у подростков.

Многие из отрицательных черт характера и девиантное поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.

Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на отклоняющееся поведение у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей часто предшествуют развитию невроза у детей, а как следствие и отклоняющееся поведение, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании

Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера, когда они излишне "правильно", нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу, формально и негибко относятся к многим проблемам семейной жизни, требующим более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода.

Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми. Девиантное поведение подростков является, как правило, последствием заболевания различного рода неврозами еще в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в семьях со здоровыми детьми. Именно поэтому для детей с девиантным поведением семья является скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности. Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во внутрисемейных отношениях обращает внимание на психологического климата в семье. В ней нет столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов. Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах, постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств (как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: "У нас атмосфера в семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств, откровенности").

Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.

Последнее, на чем мы остановимся,- это неполная семья. Она чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.

Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где дети страдают неврозами и отклоняющимся поведением могут быть сгруппированы следующим образом:

Построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи и использование одного из них в качестве "козла отпущения"; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная изоляция от внешних связей.

Большое влияние на формирование девиантного поведения у подростков оказывает личность родителей.

Чтобы лучше понять, предпосылки формирования девиантного поведения подростков и происхождение семейных конфликтов нужно выделить неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнению с отцами: сензитивность- повышенная эмоциональная чувствительность, склонность "все близко принимать к сердцу", легко расстраиваться и волноваться; аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения; тревожность - склонность к беспокойству; недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная трудносовместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик; доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью (дети, как правило, страдают заиканием и тиками). Тревожность заменяется мнительностью, что создает тревожно-мнительную констелляцию черт характера обоих родителей. Доминантность матерей оборачивается в чем-то контрастной ей зависимостью отцов особенно в отношении женского, идущего от матери влияния или настороженностью, недоверчивостью в контактах. Наконец, гиперсоциализация будет оттенена настойчивостью и упорством, граничащими с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.

Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять столь свойственные родителям, дети которых имеют отклонюящееся поведение, проблемы в области межличностных отношений в семье.

Средний возраст матери у подростка с девиантным поведением составляет 34 года, а отца 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным нарастанием внутренней напряженности, которая, чем меньше проявляется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства. Таким образом, родители "преодолевают" свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у детей, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.

Следующей из социальных предпосылок формирующих девиантное поведение подростков являются ошибки в воспитании.

Основными параметрами неправильного воспитания будут:

Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и т. д.

Непринятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще "не ждали", а также несоответствие его пола ожидаемому родителями. С другой стороны, это непринятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Непринятие - одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежеланной беременностью. Непринятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения к ним матери.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей и подростков.

Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: а) недостаточным учетом ситуации, момента; б) несвоевременным откликом; в) фиксацией проблем, застреванием на них; г) трафаретностью, заданностью, запрограммированностью требований; д) отсутствием альтернатив в решениях; е) предвзятостью суждений; ж) навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическим состоянием родителей. Из характерологических проявлений обращают внимание недостаточный уровень развития воображения; излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера; доминантность и авторитарно-паранойяльный настрой. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутри-личностной напряженности, эгоцентризма и реактивно-защитного отношения к детям.

Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток - недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.

Непоследовательность в обращении с детьми - существенный фактор невротизации, создающий эффект "сшибки" нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.

Итак, семья является социальным институтом, а конкретная семья институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей. Семья играет важную роль в формировании личностных черт и мотивов, руководстве социальным поведением, передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ДЕВИАЦИИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

2.1 Характеристика методов и выборки исследования

Основным методом исследования является опрос - анкетирование.

Опрос - метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистическими закономерностями и формулируются в виде вероятностных утверждений.

К нему прибегают при необходимости выявить состояние общественного мнения касательно каких-то существенных событий в жизни государства и гражданского общества. С помощью опросов собирается информация о мнениях, опенках и предпочтениях опрашиваемых людей.

Из многочисленных методов сбора социологической информации наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Этот метод основывается на высказывании отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнении опрашиваемых.

Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности.

Анкетирование - метод сбора эмпирических данных посредством раздачи специальных опросных листов, самостоятельно заполняемых опрашиваемым по указанным в них правилам. Анкетирование предполагает наличие у социолога заранее составленного вопросника-анкеты. Это один из наиболее распространенных социологических методов, отличающийся от интервьюирования тем, что может быть не только индивидуальным, но и групповым. Достоинство данного метода заключается в том, что он позволяет одновременно опрашивать большое число людей. Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, об интересах и мотивах деятельности опрашиваемых лиц.

Для исследования мы разработали анкету, состоящую из 37 вопросов из которых 4 открытых, 12 полузакрытых и 12 закрытых вопросов. Мы разбили анкету по блокам. 1блок - это вопросы о ценностных ориентациях школьников, 2 блок - это вопросы связанные с употреблением алкоголя. 3 блок-это вопросы о наркомании, 4 блок вопросов связанные с табакокурением. 5 блок вопросов связанные с воровством. 6 блок вопросов направленные на выявление отношения подростков к школе, и на то, как школа может повлиять на недопущение распространения девиации. 7 блок вопросов- это демографические вопросы. В исследовании выборка - это школы центрального района. Всего 20 школ в Центральном районе. Мы берем 20% от всей генеральной совокупности, так как это наиболее оптимальный вариант, следовательно, нужно опросить 4 школы Центрального района. Случайной выборкой мы выбрали 4 школы центрального района, а именно это Средняя общеобразовательная школа №26 Пионерский проспект, 36 в ней два 11класса. Средняя общеобразовательная школа №12 Пионерский проспект, 15 один 11 класс. Средняя общеобразовательная школа №41 два 11 класса, Кутузова, 4 и Средняя общеобразовательная школа №52 Ушинского, 5 один 11 класс. Получается, приблизительно нужно опросить 130-140 человек, которые учатся в 11 классе.

2.2 Анализ девиантного поведения школьников школ Центрального района

Изначально, мы выявляли не только сущность девиации, но и особенности ценностных ориентаций и нормативных установок школьников. Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально - экономической и духовно - культурной трансформации общества.

Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее нашего общества, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет из себя подрастающее поколение.

Нами было опрошено 135 школьников Центрального района, которые учатся в 11 классе из разных школ, а именно школа №52, №12, №26, №41. Всего в совокупности получилось шесть 11-ых классов. Соответственно возраст респондентов от 16 до 17 лет. В опросе приняли участие 59,3% девушек и 40,7% юношей.

ТАБЛИЦА 1. Какие ценности для студентов являются важными?

Варианты ответовчастотапроцентСемья1923,0%Друзья5742,2%образование2921,5%здоровье3022,2%Материальное положение6548,1%Любовь5137,8%Жизнь2720,0%патриотизм3114,1%развлечения6346,7%ИТОГО372275,6%

Наиболее важными ценностями для студентов являются: материальное положение, развлечения и друзья. Друзья - занимают значительное место в жизни подростка, так как большинство времени они проводят в школе, на улице с друзьями. Семья же уходит на второй план, так как во многих семьях родители работают с утра и до вечера и из-за этого мало уделяют внимания своим детям. Материальное положение также занимает важное место в жизни подростка, так как они считают, что если есть деньги, то ты можешь все и ты прав. Такую жизненную позицию они могли перенять из фильмов, компьютерных игр и книг.

Наименее важными является патриотизм14,1%. Также в этом вопросе был вариант ответа «другое», но школьники не изъявили желания ответить на этот пункт самостоятельно, а выбирали из предложенных вариантов.

Респонденты считают обязательными правилами поведения в обществе - это нормы морали и нравственности, правовые предписания, правила соблюдения общественного порядка.

Не считают обязательными для соблюдения - это правила внутреннего распорядка школы 10,4%.

В анализе, мы использовали таблицу сопряженности, в которой сравнивали: нормы морали и использование нормативной лексики и мы получили следующие результаты. Школьники, которые считают обязательным для выполнения нормы морали, не считают обязательным использование нормативной лексики. Можно сделать вывод, что нормативная лексика в молодежной среде не относится к нормам морали.

Школьники считают недопустимым появляться в общественных местах в нетрезвом состоянии 89,6%. Они могут только считать это, недопустимым, но самим появляться в нетрезвом состоянии. Притом, большая часть опрошенных (60%) употребляют иногда алкогольные напитки. В большинстве случаев употребляют спиртное от одного раза до нескольких раз в неделю. Также 32% употребляют спиртные напитки только по праздникам. Больше половины респондентов 35,6% предпочитают пиво, т.к. это наиболее доступный напиток, который можно приобрести в любом месте, а также наиболее оптимален в ценовой политике для школьника. Также популярны спиртные коктейли т.к. их тоже можно приобрести в любом киоске по оптимальной стоимости. Водка(4%), коньяк (5,2%) и шампанское (27%) наименее предпочтительны школьникам предположительно из-за высокой стоимости и из-за того, что не во всех киосках и магазинах им могут продать данную спиртную продукцию.

ТАБЛИЦА 2. Как часто употребляете спиртные напитки?

Варианты ответовчастотапроцентКаждый день32,2%1 раз в неделю53,7%Несколько раз в неделю1813,3%Несколько раз в месяц2619,3%Только по праздникам5742,2%

Не употребляют вообще спиртные напитки 19,3% опрошенных школьников. Молодежь употребляет спиртные напитки чаще всего за компанию 47,4% , либо для поднятия настроения 43,0%. Это следует из того, что наиболее важными ценностями являются друзья и развлечения. Реже всего из любопытства 2,2%.

47,4% Респондентов, которые употребляют алкогольные напитки за компанию, им нравится учиться в школе. Это может быть обусловлено тем, что в школе они общаются с друзьями, своими сверстниками с которыми потом и распивают спиртные напитки. Это мы проследили из таблицы сопряженности.

,5% респондентов считают, что употребление наркотиков не распространено среди молодежи. Но у студентов есть друзья, которые пробовали (9,6%) и употребляют наркотики (2,2%), их не так много, но они есть.

Респонденты считают, что получают информацию о пагубном влиянии наркотиков чаще всего от СМИ - играет большую роль, ведь молодежь действует «от обратного». Они видят социальную рекламу, направленную на отказ от наркотиков, но они не знают что такое наркотики и почему это плохо. Таким образом, они начинают пробовать наркотики, чтобы самим понять плохо это или хорошо. Далее они получают информацию от своих друзей, так как друзья - это ценность. Наименьшую роль играют родители и педагоги.

ТАБЛИЦА №3 Из каких источников молодежь получает информацию о пагубном воздействии наркотиков на человека?

Варианты ответовчастотапроцентыОт друзей5440,0%От родителей75,2%От педагогов53,7%Из СМИ6648,9%От тех, кто употребляет или пробовал32,2%

Респонденты считают, что главным мотиватором в употреблении наркотических веществ выступают: любопытство 33,3%, т.к. это, новые ощущения и может - быть даже другая «реальность», за компанию 24,4%, для поднятия настроения 23,0%, Наименьший мотив - проблемы с учебой 6,7%

По мнению наших респондентов, наиболее распространенный вид наркотиков, которые употребляют школьники это план (33,3%) и миксы (23,7%). Это можно объяснить тем, что в настоящее время они широко распространены в обществе и наиболее известны среди молодежи и школьников.

,5% респондентов курят, 37,8%-курят иногда. Большинство курящих - это девушки 34%. Можно предположить, что курят они, так как хотят самоутвердиться в компании своих друзей, показать свою независимость перед мальчиками. Больше половины опрошенных считают, что курение в общественных местах не допустимо. Можно предположить, что это происходит из-за того, что школьники считают, что нужно соблюдать правила общественного порядка в общественных местах.

ТАБЛИЦА 4. Допустимо ли курение в общественных местах

Варианты ответовчастотапроцентыДа2317,0%Нет5339,3%Затрудняюсь ответить5943,7%

Те респонденты, кто курят за неделю выкуривают в среднем 2 пачки сигарет. А те, кто курят редко, в среднем 1 пачку сигарет.

ТАБЛИЦА №5 Из каких источников школьники узнали, что воровать не хорошо и не законно.

Варианты ответовчастотапроцентыОт друзей139,6%Из книг75,2%Из фильмов2014,8%Из СМИ1410,4%От родителей12088,9%От педагогов5137,8%Не знал, что это наказуемо______________

Главным мотивом при совершении краж, как считают опрошенные школьники, является, что необходимы деньги (49,6). При ответе на вопрос «Как вы относитесь к людям, которые совершают кражи?» данные расположились следующим образом. Респонденты безразлично(45,9%) относятся к таким людям, можно предположить, что это из-за того, что школьники думают, что у каждого своя жизнь и кто чем хочет, тем и занимается. Безнравственными людьми их считают лишь 5,2% школьников.

Большинству респондентов нравится учиться в школе 60%, но они не принимают активное участие в жизни класса и школы (55,6), школьникам больше нравится, чтобы их развлекали. Пропускают занятия несколько раз в месяц чаще всего по уважительной причине 36,3%, реже без уважительной причины 33,3%. 9,6% пропускаю занятия каждый день. Опаздывают в средней степени.

ТАБЛИЦА 6. Как часто школьники опаздывают на уроки?

Варианты ответовчастотапроцентыЧасто3123,0%почти всегда1813,3%Иногда3324,4%редко по уважит. причине.2720,0%не опаздываю2619,3%

ТАБЛИЦА 7 После занятий в школе, чем Вы занимаетесь в свободное время:

Варианты ответовчастотапроцентыприхожу домой и готовлю домашнее задание32,2%иду гулять на улицу с друзьями13096,3%помогаю родителям по дому1611,9%Смотрю ТV передачи развлекательного характера или играю в компьютерные игры9368,9%читаю книги1511,1%занимаюсь любимым делом (хобби)5137,8%

По данным таблицы видно, что большинство респондентов идет гулять на улицу с друзьями, это объясняется тем, что друзья являются ценностью, а улица важнее, чем семья.

По данным опроса можно сказать, что в школах проводятся профилактические мероприятия, так ответили 72,6% школьников. Также можно отметить, что профилактические мероприятия проводятся не часто, а один раз в пол года 72,6%. Предположим, что школа не особо заинтересована в профилактике девиантного поведения школьников. Мы предложили респондентам ответить на вопрос «как школа может повлиять на недопущение девиантного поведения?» Данные расположились следующим образом: организовать послеучебный досуг (бесплатные спортивные или туристические кружки, танцевальные секции и т.д.)так ответили 43,0%; ввести новые предметы, дающие точные знания о предписаниях закона 7,4%;

проводить по итогам изучения правовых дисциплин конференции, встречи с государственными уполномоченными органами 4,4%; организовать совместное проведение старшеклассниками и учащимися младших классов лекции о недопустимости и опасности совершения преступлений и правонарушений 14,1%; организовать встречи с представителями правовой системы (инспектора по делам несовершеннолетних, участковыми и т.д.)26,7%; проводить профилактические собрания для школьников с участием наркологов, врачей, психологов и других специалистов так ответили 27,4% респондентов. Из полученных данных видно, что большинство респондентов выбрали организацию послеучебного досуга, это можно интерпретировать так, что различные секции вне школы имеют дополнительную плату, так же в этих секциях школьникам может не понравиться коллектив. А если организовывать послеучебный досуг в школе, т.е. различные кружки, то все ребята будут уже знать друг друга и лояльно относиться ко всем. Второе место по недопущению девиантного поведения занимает проведение профилактических собраний для школьников с участием наркологов, врачей, психологов и других специалистов. Мы думаем, школьникам будет интересно послушать специалистов из разных областей и узнать для себя что-то новое.

ТАБЛИЦА 8. Сколько денег Вам выделяют родители на карманные расходы?

Варианты ответовчастотапроцентыне выделяют96,7%до 3002820,7%до 5009368,9%до 100053,7%

По таблице мы видим, что большинству школьникам выделяют деньги на карманные расходы до 500 рублей, следовательно, можно предположить, что школьникам достаточно средств для приобретения спиртных напитков. По таблице сопряженности мы также видим данную зависимость, т.е. тем школьникам, которым родители дают до 500 рублей и которые употребляют алкоголь иногда, составляет 57%. То же предположение можно сказать и относительно курения. Те школьники, которые курят и у них есть деньги на карманные расходы до 500 рублей их процент составляет 39%.

При анализе девиаций в школьной среде, мы выяснили, что алкоголизм присутствует. Школьники выпивают в компаниях для поднятия своего настроения. Табакокурение распространенно очень широко, школьники курят сами и у них много курящих друзей. Наркомания выражена слабо, небольшой процент употребляющих наркотические вещества. Школьники безразлично относятся к людям, которые воруют. Респонденты не знают случаи совершения краж среди школьников. Большинству опрошенных нравится учиться в школе, но у них нет особого желания принимать участие в жизни школы и класса. В школах проводятся профилактические мероприятия по борьбе с девиантным поведением. После учебных занятий школьники идут гулять с друзьями, или играют в компьютерные игры, смотрят ТV, некоторые старшеклассники занимаются любимым делом (хобби). Специфические виды девиации заключаются в том, что школьники прогуливают и опаздывают на пары.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в России возросла численность молодежи, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия, к наживе любыми способами, наиболее важными ценностями для студентов являются: друзья, развлечения и любовь. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - получать больше благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция молодежи приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства. Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному развитию общества и государства.

В данном исследовании изучаются девиации в учебе, такие как отклонения от формальных норм, принятых в школе: нарушение дисциплины, пропуски занятий без уважительной причины, опоздания на занятия. Эти отклонения связаны с учебным процессом и характерны только для школьников, и девиации в школьной среде во внеучебной деятельности, такие как алкоголизм, наркомания, табакокурение, воровство. Для определения наличия девиации в молодежной среде должны присутствовать следующие показатели: не соблюдение правил поведения, появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, распивать спиртные напитки и курить в общественных местах. В результате исследования мы получили следующие данные о девиации в школьной среде. Молодежь часто употребляет спиртные напитки в компаниях со своими друзьями. Наиболее распространенный вид алкогольной продукции среди школьников это пиво, так как оно является наиболее доступным. Основным мотивом распития спиртного - это для поднятия своего настроения и за компанию с друзьями. По данным проведенного исследования можно сказать, что наркомания среди школьников выражена очень слабо, может быть из-за возраста респондентов, так как они еще молоды, и не оценивают всю серьезность данного вида девиации, и им не нужны наркотические вещества так как хватает алкогольных напитков и табакокурения. Респонденты хорошо информированы о негативном влиянии наркотических средств на организм человека. Основную информацию они получают от своих друзей и из СМИ. Курение среди студентов выражено в массовых масштабах. Больше половины школьников курят. Больше курят девушки, чем парни. За неделю школьники в среднем выкуривают 2-3 пачки сигарет.

Итак, при анализе девиантного поведения на примере школ Центрального района можно сделать вывод, что девиация в школьной среде присутствует. Она выражается как во внеучебной деятельности, так и в учебной деятельности. К девиациям во внеучебной деятельности относятся: употребление спиртных напитков, табакокурение это наиболее распространенные формы девиации в школьной среде. В учебной деятельности к девиациям относятся: пропуск занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия [Текст] / А.Л. Арефьев. // Социологические исследования. - 2002. - № 8. - С. 97-105.

2. Аменицкий В. Правда о наркомании и наркоманах [Текст] / В. Аменицкий; - М.: Калининград, 2000-280с.

. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь. [Текст] - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета

для школьников

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

Уважаемые школьники! Наше исследование направлено на выявление особенностей социального поведения ШКОЛЬНИКОВ. Ваши искренние ответы имеют важное значение. Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы, отметив любым знаком нужный вариант.

) Укажите, какие ценности для вас являются важными? (не более 5 вариантов)

семья

друзья

образование

здоровье

материальное положение

любовь

жизнь

патриотизм

развлечения

другое_____________

(напишите, что именно?)

)Какие правила поведения (нормы) по вашему мнению, обязательны для соблюдения в обществе? (не более 3 вариантов)

Нормы морали и нравственности

правовые предписания

Правила внутреннего распорядка в школе

Уважительное отношение к лицам старшего поколения

Использование нормативной лексики

Правила соблюдения общественного порядка в общественных местах.

) Как вы считаете, допустимо ли появляться в общественных местах в нетрезвом состоянии?

да

нет

затрудняюсь ответить

4)Употребляете ли Вы алкогольные напитки? (если нет, то переходите к вопросу №7)

да, употребляю

употребляю иногда

нет, не употребляю

)Как часто Вы употребляете алкоголь?

каждый день

один раз в неделю

несколько раз в неделю

несколько раз в месяц

только по праздникам

другое____________________

6) Какие спиртные напитки Вы употребляете чаще всего? (выберите только один)

пиво

вино, шампанское, мартини

водка

коньяк

спиртные коктейли

другое____________________

) Что в наибольшей степени подталкивает школьников к употреблению алкоголя?

любопытство

за компанию

проблемы в семье

проблемы с учебой

для поднятия настроения

другое___________________

) Считаете ли вы, что употребление наркотиков широко распространено среди школьников?

да

нет

затрудняюсь ответить

) Среди ваших друзей есть те, кто пробовал наркотики?

да

нет

) Среди ваших друзей есть те, кто постоянно употребляет наркотики?

да

нет

11)Употребляете ли Вы наркотические вещества? (если нет, переходите к вопросу № 13)

да, употребляю

)Как часто употребляете наркотики?

каждый день

несколько раз в неделю

один раз в неделю

несколько раз в месяц

-другое___________________

) Что на Ваш взгляд в наибольшей степени подталкивает школьников к употреблению наркотиков?

любопытство

за компанию

проблемы в семье

проблемы с учебой

для поднятия настроения

другое___________________

) Как Вы думаете, какие наркотики употребляют школьники наиболее часто? (выберите только 1 вариант ответа)

героин

гашиш

план

экстези

клей

миксы

другое____________________________

) Как вы считаете, из каких источников школьники получает информацию о пагубном воздействии наркотиков на человека?

от друзей

от родителей

от педагогов

из средств массовой информации

от тех, кто употребляет или пробовал наркотические вещества.

другое_________________

) Как вы считаете, допустимо ли курение в общественных местах?

да

нет

затрудняюсь ответить

) Курите ли вы?

да, курю

курю иногда

нет, не курю ( переходите к вопросу № 20)

) Сколько пачек сигарет, Вы выкуриваете за неделю? ___________________________________________

19) Откуда вы впервые узнали о том, что воровать это не хорошо, это незаконно и карается наказанием? (возможны несколько вариантов ответов)

- от друзей

из книг

из фильмов

из СМИ

от родителей

от педагогов

- не знал, что это наказуемо и незаконно

20) Почему, на Ваш взгляд, несовершеннолетний совершает кражи (грабежи, разбой)?

просто так, «от ничего делать», интересно и рискованно, как в кино

нужны деньги, взять негде

заставили взрослые

хотелось есть (пить и др.)

не знает, что это наказуемо, думает ему простят из-за малого возраста

21) Как Вы относитесь к людям, которые воруют?

нормально, они такие же люди, как мы.

безразлично, так как воровать - это личное дело каждого.

отрицательно, считаю, что они не могут быть членами общества.

затрудняюсь ответить.

считаю их невежественными и безнравственными людьми, которым родители не привили чувства ответственности за свои поступки

22) Есть ли у Вас друзья, которые воруют?

да

нет

) Были ли Вы в ситуации, когда у Вас что-то своровали?

да

нет

) Знаете ли Вы случаи совершения кражи среди школьников?

да

- нет

- затрудняюсь ответить.

) Нравится ли вам учиться в школе?

да

нет

да

нет, мне это не интересно

- мне нравится, чтобы меня развлекали, а не самому придумывать и участвовать, потому не участвую

) Часто ли вы пропускаете занятия?

вообще не пропускаю

пропускаю несколько раз в месяц по уважительной причине

пропускаю несколько раз в месяц без уважительной причины

пропускаю несколько раз в неделю

пропускаю каждый день

другое__________________________________

) Как часто вы опаздываете на уроки?

часто

почти всегда опаздываю

иногда

редко по уважительной причине

никогда

29) После учебных занятий, чем Вы занимаетесь в свободное время? (возможно несколько вариантов ответов)

прихожу домой и готовлю домашнее задание, чтобы завтра достойно ответить на уроках

иду гулять на улицу с друзьями (без конкретной цели)

помогаю родителям по дому

смотрю телевизионные передачи развлекательного характера или играю в компьютерные игры

читаю книги

занимаюсь любимым делом (хобби) - музыка, танцы, спортивные тренировки и др.

- другое___________________________

30) Проводятся ли в Вашей школе профилактические мероприятия по недопущению распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения, краж ?

да

нет

31) Как часто в Вашей школе проводятся профилактические мероприятия?

каждую неделю

1 раз в месяц

1 раз в пол года

никогда не проводят

32)Как школа может повлиять на недопущение распространения наркомании, табакокурения, алкоголизма, краж.? (несколько вариантов ответа)

организовать послеучебный досуг (бесплатные спортивные или туристические кружки, танцевальные секции и т.д.)

ввести новые предметы, дающие точные знания о предписаниях закона

проводить по итогам изучения правовых дисциплин конференции, встречи с государственными уполномоченными органами

организовать совместное проведение старшеклассниками и учащимися младших классов лекции о недопустимости и опасности совершения преступлений и правонарушений,

организовать встречи с представителями правовой системы (инспектора по делам несовершеннолетних, участковыми и т.д.)

проводить профилактические собрания для школьников с участием наркологов, врачей, психологов и других специалистов.

другое________________________________________

33)Сколько денег Вам выделяют родители на карманные расходы в неделю?

не выделяют вообще

до 100 рублей

до 300 рублей

до 500 рублей

до 1000 рублей

более 1000 рублей

34) Ваш пол

мужской

женский

Спасибо за участие в опросе.

Похожие работы на - Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!