Принципы развития предпринимательства в России
Принципы развития предпринимательства в России
Оглавление
Введение..................................................................................................... 4
Принципы развития
предпринимательства в России,
этапы развития............................................................................................. 7
Основные направления
для создания благоприятной
предпринимательской среды............. 17
Анализ поддержки
предпринимательства........................................... 20
Заключение................................................................................................. 23
Список литературы.................................................................................... 24
Введение
Мировой
опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без
которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет
темпы экономического роста, структуру и качество валового национального
продукта.
Высокий уровень развития
предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно
- конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала
отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в
настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала,
разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих
процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом
способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную
социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и
формирует социальный слой общества.
Развитие предпринимательства
началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который
создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном
секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.
Однако понадобилось еще
около пяти лет, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база
предпринимательства.
Сегодня предпринимательство в
России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и
поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику,
развивается замедленно и противоречиво.
На ранних стадиях развития
рыночных отношений предпринимательство нуждалось в серьезной государственной
поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти,
так и общественный организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации,
агентства, торгово-промышленные палаты).
Для этого необходимо
сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении малого
бизнеса. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы
специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на
региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня.
Государственную поддержку
необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на
создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и
общественной поддержки.
Опыт мирового развития
показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на
оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых
результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Поддержка предпринимательства
является в первую очередь задачей регионов и городов. Получив большую
самостоятельность, регионы вышли из-под опеки центральных органов, потому
задачи социального, экономического и экологического развития территории в
условиях формирующегося рынка полностью легли на администрацию региона и
города.
В своей работе я хочу
рассказать о принципах развития предпринимательства в России, о факторах,
сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания
благоприятной предпринимательской среды.
В современной истории нашей
страны предпринимательство, как самостоятельное социально-экономическое явление
существует более 10 лет.
Началом развития
предпринимательства в нашей стране является 1985 г., когда вышел Закон об
индивидуальной трудовой деятельности.
С признанием индивидуальной
трудовой деятельности, личная собственность, не используемая ранее в интересах
общества, приобрела производственный характер и составляла определенную долю в
производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг около половины
всех работ по ремонту квартир , автомобилей и сложной бытовой техники
выполнялись людьми, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.
Прообразом малых предприятий
у нас стали кооперативы. Число активных кооперативов росло из года в год. Это
подтверждается объемами производства, продажи товаров и оказании услуг
кооперативами. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млн.
руб., в 1989 г. – 40,3 млн. руб. За два года этот объем увеличился в 122 раза,
в том числе в 1989 г. – в 6,6 раза. Кооперация, начав почти с нуля, к концу
1989 г. дала около 4 % всего национального продукта страны.
Кооперативы приняли различные
виды деятельности. Так, на начало 1988 г. 90 % всех кооперативных предприятий и
более 90 % реализованной ими продукции приходилось на производство товаров
народного потребления, бытового обслуживания.
К 1991 г. кооперативы
охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы
по производству продукции производственно-технического назначения,
сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги.
Кооперативный сектор
существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе.
Более 80 % кооперативов было создано при государственных предприятиях, у
которых они арендовали 58 % основных фондов, только 36 % фондов составляли
собственность кооператива.
Развитие кооперативного
движения проходило сложно. Часть кооперативов, по существу, превратилась в
частнопредпринимательские предприятия.
Проблемы наблюдались в
кооперативах, организованных при предприятиях и в их составляющих.
Во-первых, такие
кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они
работали на внутрипотребительские нужды. А ведь именно с развитием кооперации
связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и
услуг. Во-вторых, они были началом перевода безналичных финансовых ресурсов в
наличные.
Анализ развития малых
предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х годов показывает, что в
промышленности предприятия со сравнительно небольшим объемом продукции (до 10
млн. руб. в год) составляли примерно две трети (73,4 %) от общего числа
предприятий, состоящих на самостоятельном балансе.
Вместе с тем их удельный
вес в общем объеме продукции равен лишь 11,3 %.
Для сравнения, в США,
например, в небольших фирмах занято около половины трудовых ресурсов страны.
Более 37 % валового национального продукта производится малым бизнесом.
Таким образом, период с
1985 г. по 1987 г. можно обозначить как первый этап в истории развития
отечественного предпринимательства. Для этого периода характерны деятельность
центров научно-технического творчества, распространение бригадных подрядов,
малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный
характер.
Сфера
деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987 –
1988 г.), когда оно развивалось, в основном, в виде кооперативов.
Количество людей,
принимавших в нем участие, увеличилось, четко выделилось молодое поколение
предпринимателей.
В этот же период
материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по поводу
отвода земель под строительство, отсутствовали свободные ресурсы, не получила
развития рыночная оптовая торговля и т.п.
Все это вынудило
предпринимателей заняться деятельностью, которая требовала крупных материальных
затрат. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов, ими
было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб.
Таблица № 1.
Развитие кооперации в 1988 г. – 1993 г. (на начало
года)
|
1988
|
1989
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
Число
действующих кооперативов, тыс.
|
7,3
|
38,9
|
102,2
|
134,6
|
78,4
|
43,8
|
Численность
работающих, тыс. человек
|
69,7
|
708,2
|
2688
|
3512
|
3665
|
941,0
|
Объем
реализации продукции за год, млн.руб
|
168,2
|
3326
|
24875
|
42801
|
49425
|
183759
|
В
том числе непосредственно населению, млн.руб.
|
1256
|
3404
|
4433
|
9934
|
38440
|
Из таблицы № 1 видно, что
происходит свертывание кооперативного движения. Позднее многие профильные
кооперативы оказались наиболее конкурентно способными, и некоторые из них стали
крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы,
акционерные общества, совместные предприятия.
Кооперативы начали
выполнять важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству
товаров народного потребления и услуг. Однако, реализация этой продукции
сдерживалась тем, что были запрещены многие формы их деятельности и ограничен
доступ к сырью, оборудованию, материалам.
Третьим этапом можно условно
назвать 1989 – 1990 г. Для него характерно принятие законодательных актов,
направленных на активизацию малых предприятий:
Таблица № 2.
Нормативный акт
|
Дата принятия
|
Основное содержание
|
Последствия применения в
экономике
|
Закон СССР «О предприятии в
СССР»
|
4.06.1990
|
Объявлено о равенстве
организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности
|
Рост предприятий различных
форм собственности
|
Постановление совета
Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
|
8.07.1990
|
Определены основные
документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден
двухнедельный срок регистрации, определены льготы малому бизнесу по
налогообложению, амортизации и др.
|
Развитие малого
предпринимательства, основанного на различных формах собственности.
|
Для
четвертого этапа (1991 – 1992 г.г.) характерны коммерциализация и появление
среднего и крупного бизнеса. Именно в это время происходит наиболее быстрый
рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах.
1992 г. – год шоковой
терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста
числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от
общего числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной
инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации
и т.п.), укрепление финансовых институтов.
Осуществленная тогда
либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений
населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою
инвестиционной деятельности, в следствии чего малые предприятия стали заниматься
чисто посреднической деятельностью.
Процесс образования малых
предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г.,
фактически прекратился. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей
Российской Федерации за 1992 г. в России практически не возникло ни единого
малого негосударственного предприятия в производственной сфере.
К пятому этапу развития
малого предпринимательства в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период
широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской
деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого
предпринимательства в сфере услуг, торговли, питания, легкой промышленности,
производящей товары массового потребления. Были заложены основы рыночных
отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их
способности к инвестированию деятельности, к развитию предпринимательства.
В
1993 г. были сделаны самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении
формирования малого предпринимательства как особого сектора экономики России,
т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной
программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по
развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
На основании данных
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержки новых экономических структур, информации Госкомстата Российской
Федерации на начало 1993 г. можно проследить основные тенденции формирования
малого предпринимательства (данные были получены при обследовании 189834 малых
предприятий).см. табл. № 3.
Таблица № 3.
Предприятие
|
%
|
Частные
предприятия
|
27,4
|
Товарищества
|
23,6
|
Кооперативы
|
23,1
|
Государственные и
муниципальные предприятия
|
8,3
|
Акционерные
|
5,2
|
Иные
|
12,2
|
К
числу негативных моментов в развитии малых предприятий этого периода относятся
свертывание в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление
позиций теневой экономики.
Шестой этап начинается с
1995 г. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной
торгово-посреднической деятельности. Малые предприятия прекратили свое
существование.
В экономике прослеживается
тенденция к концентрации и централизации капиталов. Нерентабельные малые
предприятия не выдерживают конкуренции со средними и крупными предприятиями и
свертывают свою деятельность.
На замедление роста малых
предприятий повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе
которой они принимали новые организационные формы или просто ликвидировались.
Таблица № 4.
Динамика развития малых предприятий,
1991 – 1997 г.г.(на конец года)
Год
|
Всего малых предприятий, тыс.
|
Темпы роста числа малых предприятий, %
|
1991
|
268
|
100
|
1992
|
560
|
209
|
1993
|
865
|
154
|
1994
|
896,9
|
104
|
1995
|
877,3
|
98
|
1996
|
829,4
|
95
|
837,9
|
101
|
В
настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства
приходится около 13 % от общей численности экономически активного населения.
Сейчас сектор предпринимательства не в состоянии давать новые рабочие места.
Для этого требуются существенные изменения в политике государства по отношению
к малому предпринимательству.
Экономические преобразования,
происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и
разгосударствления, смены централизованных методов управления на рыночные
показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и
способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить
индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого
бизнеса развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако, он должен
быть адаптирован к особенностям российской экономики. В нашей стране
предприятия малого бизнеса целесообразно концентрировать в наиболее необходимых
потребителю сферах: производство продуктов питания, товаров народного
потребления, строительных материалов, бытовое обслуживание, строительство
жилья.
Таблица № 5.
Основные показатели работы промышленных предприятий.
(численность работающих до 200 человек)
Отрасль
|
Кол-во предприятий
|
Удельный вес в общем кол-ве предприятий, %
|
Объем продукции в ценах 1991г., млн. руб.
|
Удельный вес в общем объеме продукции, %
|
Всего в РФ
|
10778
|
48,0
|
56908
|
5,2
|
Электро-
Энергетика
|
51
|
20,0
|
210
|
0,5
|
Топливная промышлен-ность
|
121
|
27,0
|
317
|
0,4
|
Черная металлургия
|
52
|
23,6
|
292
|
0,5
|
Цветная металлургия
|
30
|
12,6
|
550
|
0,8
|
Химическая и нефтехими-ческая промышлен-ность
|
136
|
22,3
|
984
|
1,2
|
Машино-строение
Металлоо-бработка
|
1256
|
25,5
|
3825
|
1,4
|
Лесная и целлюлозно-бумажная
промышлен-ность
|
2066
|
54,0
|
3926
|
6,4
|
Промышлен-ность и строймате-риалы
|
933
|
44,8
|
3195
|
9,5
|
Стекольная промышлен-ность
|
32
|
21,0
|
84
|
1,9
|
Легкая промышлен-ность
|
809
|
36,9
|
3958
|
2,1
|
Пищевая промышлен-ность
|
64,8
|
31424
|
21,5
|
Микробио-логия
|
7
|
15,6
|
37
|
1,7
|
Медицинская промышлен-ность
|
11
|
4,8
|
37
|
0,5
|
Таблица
показывает, что наибольший удельный вес малых предприятий приходится на пищевую
промышленность (64,8%), они обеспечивают производство более, чем одной пятой
совокупного объема производимой продукции. В лесной промышленности они
составляют более половины всех предприятий, хотя объемы производства не
достигают и 7 %. Это объясняется сохранением государственной собственности на
малых предприятиях, выделившихся из состава крупных предприятий.
Анализ показывает, что
предприятия малого бизнеса формируются и развиваются в достаточно сложных
экономических, социальных и политических условиях.
Существенным препятствием
развития малого предпринимательства являются неразвитость сектора частной
собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования,
неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для
финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических
лиц.
Для расширения сферы
предпринимательской деятельности в России требуется существенная
государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в
сфере кредитования и страхования малого предпринимательства, стимулирование его
инвестиционной активности.
Государственная поддержка
малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и
правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие
малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван
негативными тенденциями в экономике.
К ним относятся:
-
отсутствие инфрастуктуры малого
бизнеса;
-
перемещение мелкого и среднего
капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических
операций;
-
недолговечность большинства малых
предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической
ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие
производства;
-
вытеснение большинства малых
предприятий на периферию технического прогресса;
-
уход мелких предприятий в теневую
экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие,
неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.
Можно
выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие
предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:
1.
Большие индустриальные предприятия
могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного
предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей,
оборудования, технологий, кадров и т.д.
2.
Усиление инвестиционной
активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям:
государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ,
финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями,
амортизационные отчисления.
При наличии столь большого
числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать
благоприятным. Причин этому много. Некоторые: 1) каждый из каналов действует
самостоятельно, и они в совокупности представляют единую, скоординированную
систему; 2) имеются большие сложности как при формировании источников
капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.
3.
Составной частью политики
протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения
государства и предпринимателя.
Несовершенство налоговой
системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию
производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства
в зависимости от регионов.
С экономической точки зрения
в науке выделяются четыре группы регионов: 1) регионы с достаточно высоким
уровнем социально-экономического развития; 2) депрессивные регионы; 3) регионы
с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов; 4) регионы
аграрного типа.
Очевидно, для регионов
первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности
конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны
максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для
регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании
максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследую
конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.
Как отрицательный фактор в
развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и
подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей
неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы.
Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации
предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет,
если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной
деятельности.
Исходя из зарубежного опыта
стимулирования предпринимательства, имело бы смысл установить в России
категорию «пионерных» предприятий с предоставлением им «налоговых каникул»
сроком на 5 лет. Статус «пионерных» следует предоставить предприятиям,
выпускающим продукцию ранее не производимую в стране и чрезвычайно дефицитную.
4.
Следующая проблема, с которой
сталкиваются предприниматели, это произвол чиновников.
С ней сталкивается предприниматель с самого начала
деятельности. С момента регистрации. В настоящее время процесс регистрации
малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных
бумаг и значительных затрат. Еще до начала работы предприятия, получения
прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы: внести часть
уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики
и др.
Очень много вопросов касающихся несовершенства системы
лицензирования. Четкий порядок отсутствует, что приводит к необоснованному
расширению сферы лицензионных видов деятельности. Сейчас их в России 210!
Для сравнения: Франция – 9 видов, Германия – 16 видов.
Поэтому важно придерживаться концепции, согласно
которой государственная власть должна максимально упростить взаимоотношения
предпринимателя с разрешительной системой.
Государственная политика по поддержке
предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по
его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер , направленному на
становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках
Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим
основным направлениям:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого
предпринимательства;
- развитие системы государственной финансово-кредитной и
инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
- информационное, научно-методическое и кадровое
обеспечение малого предпринимательства;
- создание системы социальной защиты и безопасности в
малом предпринимательстве.
Структура органов государственной поддержки малого
бизнеса на федеральном уровне, сформировавшаяся к настоящему времени, включает
следующие организации:
- Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства;
- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства
и развития конкуренции;
- Агентство по поддержке малого бизнеса;
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере;
- Банк содействия развитию малого бизнеса;
- Торгово-промышленная палата;
- Департамент и отделы федеральных министерств и
ведомств, отделы региональных органов управления, занимающиеся проблемами
поддержки малого предпринимательства.
Сейчас многие местные администрации оказывают
существенную помощь в развитии предпринимательства: выделяются объекты,
помещения, земельные участки, поощряют создание и функционирование общественных
объединений предпринимателей и др.
Например, при Томской областной администрации создан
комитет по поддержке предпринимательства и Государственный фонд развития и
поддержки малого предпринимательства Томской области.
II-й
городской конференцией предпринимателей г. Томска одобрена и принята «Городская
программа поддержки предпринимательства в г. Томске на 2000 – 2001 г.г.».
Также можно просмотреть эффективность поддержки малого
бизнеса в Томской области.
Цель исследования: оценка эффективности.
В качестве исследуемых групп выбраны люди, работающие
в собственном бизнесе (предприниматели – 87 человек), и люди, работающие во
властных структурах (служащие областной и городской администрации – 100
человек).
Гистограмма № 1.
Считаете ли Вы, что
малый бизнес нуждается
в поддержке со стороны различных комитетов по
поддержке бизнеса, частных фондов и бизнес - агентств
Вывод: Большинство респондентов считают, что малый
бизнес нуждается в поддержке.
Гистограмма № 2
В какой именно
поддержке нуждаются предприниматели
Общий вывод: Муниципальная политика в области малого
бизнеса должна осуществляться в различных формах поддержки, содействия,
стимулирования, регулирования деловой активности, направленной на дальнейшее
развитие предпринимательской деятельности на основе всестороннего учета местных
условий, особенностей, и носить при этом комплексный, хорошо сбалансированный и
долговременный характер.
Только такой подход может обеспечить
заинтересованность предпринимателей в расширении своей деятельности, что в свою
очередь, будет вести к повышению уровня благосостояния общества.
В странах со сложившейся
рыночной экономикой предпринимательство пользуется государственной поддержкой,
поскольку оно обеспечивает нормальное функционирование хозяйства, способствует
росту промышленной продукции, совершенствованию технологического процесса,
снижению безработицы.
Тем более, государственная
поддержка предпринимательства нужна нашей стране в условиях трудного перехода
плановой экономики к рыночной, когда предприниматель вступает в конкурентную
борьбу со сложившимися в течение многих лет монопольными структурами,
обладающими большими материальными и финансовыми ресурсами.
Поэтому в России должна быть
создана система государственной поддержки предпринимательства, учитывающая
отечественную специфику и ориентированная, в первую очередь, на содействие
развитию предпринимательства на региональном уровне.
Социологические особенности
российского предпринимательства являются важнейшим фактором реформы методов
оздоровления экономики.
2.
Еженедельник «Наше дела»
спецвыпуск. Томск 1999 г.
3.
«Красное знамя»: газета № 235-236
от 29.09.2000 г.
4.
«Консультант Плюс»: региональный
выпуск.
5.
Предпринимательство на пороге
третьего тысячелетия: Блинов А.О.; Шапкин И.Н. – М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2000
г. – 152 с.
6.
Конституционное право России:
схемы, таблицы, нормативные акты, Севостьянов Н.В., Серия «Учебники и учебные
пособия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 – 320 с.
7.
П. Бунич «Лучше ужасный конец, чем
ужас до конца», ТМ Экспресс, 1993 г. 4 июня
8.
Предприниматель нуждается в
защите: народная трибуна, 1993 г. 1 апреля.
9.
Колов Ю.В.: В условиях
самовыживания, Народная трибуна, 1994 г. 11 марта.
10.
Приложение № 2 к постановлению
Администрации города Томска от 25.09.2000 г. № 575.