#"69621.files/image005.jpg" align=left hspace=8
vspace=4>Четвертый этап. В период пребывания
Чечни в составе России (вторая половина XIX в.) царизм проводил политику кнута
и пряника. Государственно мыслящие представители царской администрации
осознавали, что насилием проблему горцев не решить. В 70-90-х гг. наблюдается
ослабление полицейского режима, формируется пророссийская чеченская элита.
Создаются первые русские школы для горцев. Регион постепенно втягивается в
экономическую систему российского капитализма. В Грозном начинается добыча и
переработка нефти, прокладывается железная дорога, формируется национальная
буржуазия. Именно в этот период (годы правления царя реформатора Александра II)
Чечня выдвинула таких духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи,
Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу -
носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период
сложились благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в
рамках начавшейся либерализации российской политической системы в сторону
становления конституционной монархии.
Элитные слои чеченского общества, несмотря на
рецидивы этноцида в отношении чеченцев и ингушей, пытались вписаться в
российское общество и тем самым дать возможность своему народу воспользоваться
плодами русской культуры. Примечателен тот факт, что Чечня после присоединения
к России принимала активное участие почти во всех ее войнах. #"#" target="_new">Чеченский полк входил в состав так называемой Дикой
дивизии, созданной по инициативе младшего брата Николая II - Великого
князя Михаила Александровича. Во время Первой мировой войны полк воевал на
Юго-Восточном фронте русской армии, которым командовал генерал Алексей
Брусилов. Чеченцы отличились не только в знаменитом “брусиловском прорыве”
австро-германской обороны, но и в сражениях в Галиции и Карпатах, в переправах
через Днестр и Прут, в боях у Полянчика, Рыбне, Тышковца, Станиславова, в
районе реки Ломнице и других операциях. Отчаянные вылазки и героические
атаки «орлов Кавказа» по достоинству оценивались командованием русской
армии – ежемесячно от 40 до 150 офицеров и всадников Чеченского полка
награждались боевыми орденами, медалями, почетным оружием, получали новые
звания за храбрость в сражениях. На наградах, которые вручались подданным
нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (святого
Георгия, Святого Владимира, святой Анны и т.д.) были заменены государственным
гербом Российской Империи – двуглавым орлом.
С началом ХХ века в отношениях с горскими народами
царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение и чеченцев
приобретает форму абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период
трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние
российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с
исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т.
Эльдарханов, А. Шерипов, и др. - занимались просветительской работой, подъемом
национального самосознания.
Пятый этап русско-чеченских отношений охватывает советскую эпоху. В
годы революций и гражданской войны (1917 по 1925 г.) в Чечне господствовали
анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло
консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный
национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический
национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный
национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом
попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В
конечном счете, бо́льшая часть населения сделала выбор в пользу советской
власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.
В ходе классовых столкновений
20-х годов Грозный неоднократно переходил из рук в руки. В марте 1918 гг. была
создана Терская Советская республика. Горская АССР была провозглашена в январе
1921 года. С ноября 1922 года некоторое время существовала Чеченская Автономная
область РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области
были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской войны оставили в
чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная память:
участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты… И памятник на
площади Дружбы народов в Грозном – чеченец Асланбек Шерипов, русский
Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев – они сражались вместе.
По пятилетним планам до Великой Отечественной
войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития
культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История
всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в
1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.
#"#" target="_new">Промышленность ЧИ АССР и весь народ республики с огромным
напряжением работали в годы войны для нужд фронта. Чеченцы воевали и в армии, и
в партизанских отрядах. Тысячи из них были награждены орденами и медалями. 36
человек стали Героями Советского Союза.
Упразднение ЧИ АСССР и депортация 1944 года
Казахстан отрицательно сказалась на отношении всего чеченского народа к
властям. Депортация привела к потере почти 40% численности
чеченцев.
После смерти Сталина на волне хрущевской оттепели
было принято решение о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. В 1957 году,
после 13 лет ссылки, вайнахи устремились на Родину. Однако процесс их
возвращения и восстановление республики, протекали болезненно. Реабилитация
носила половинчатый характер. Политическое недоверие к народу, национальным
кадрам сохранилось. Традиции, религия чеченцев и ингушей были под негласным
запретом. Преподавание в вузах, школах велось на русском языке. Сфера
употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня. Родной язык
преподавался как предмет только в сельских школах.
В 60-70-х гг. чеченский национализм выражался в
форме многочисленных коллективных писем, обращений в ЦК КПСС с критикой
действий местных властей в сфере национальной политики. Москва сквозь пальцы
смотрела на преследования тех, кто подписывал эти жалобы. Эпоха этноцида
длилась 30 лет. В результате, морально-психологическая травма, нанесенная
чеченскому народу в этот период, оказалась более разрушительной по своим
последствиям даже по сравнению с неприкрытым геноцидом сталинских времен.
Заключение
Таким образом, истоки современного чеченского
национального движения уходят вглубь веков. Анализ исторического прошлого
чеченцев свидетельствует о том, что они вновь, уже в который раз, попали в
ловушку нерешенных проблем своей трагической истории. К их числу, прежде всего,
относится проблема взаимоотношений России и Чечни. Начиная с 18 в., история
взаимоотношения Чечни и России - это перманентное противостояние, которое с
периодичностью в 40-50 лет выливалось в форму насильственной борьбы. Только за
два столетия здесь имело место 13 частичных, 2-е массовые и одна полная
депортации чеченцев. Вместе с последней чеченской войной начался 17-й по счету,
так сказать добровольный исход чеченцев - в другие регионы России. Республику
покинуло более 700 тысяч граждан.
Военные действия в Чечне, как показал исторический
опыт, длятся от 6 до 25 лет и заканчиваются подавлением чеченцев с огромными
потерями для обеих сторон. Типичной формой завершения конфликта является их
замораживание, т.е. прекращением военных действий без урегулирования
исторического этноконфликта между Россией и Чечней. Присутствующая в народном
сознании (многих поколений чеченцев) идея борьбы за свободу и независимость не
реализуется.
Проблема чеченского этнонационализма - это и
проблема культурологическая. Экономика, материальные и духовные ценности, в
целом культура чеченского народа разрушались с периодичностью в 40-50 лет.
Итогом стала социально-экономическая и культурная отсталость Чечни.
Естественно, все это сказалось на характере чеченского национализма.
Однако современный конфликт в Чечне не был
предопределен. Его спровоцировали те античеченские и антироссийские силы,
которые заинтересованы в перманентной нестабильности в этом регионе России.