Обратные вызовы в MIDAS через TSocketConnection
Обратные вызовы в MIDAS через TSocketConnection
Передача сообщений между клиентскими приложениями
Роман Игнатьев (Romkin)
Введение
Обратные вызовы в технологии СОМ – достаточно обычное
дело. Клиент подключается к серверу, и сервер в некоторых случаях извещает
клиента о событиях, происходящих в системе, просто вызывая методы интерфейса
обратного вызова. Однако реализация механизма для TRemoteDataModule, который
обычно применяется на сервере приложений, довольно загадочна. В этой статье как
раз и описывается способ реализации вызовов клиентской части со стороны сервера
приложений.
Все началось с того, что я обновил Delphi с 4 на 5
версию, и при этом обнаружил, что у TSocketConnection появилось свойство
SupportCallbacks. В справочной системе написано, что при установке этого
свойства в True сервер приложений может делать обратные вызовы методов клиента,
и больше практически никаких подробностей. При этом возможность добавить поддержку
обратных вызовов при создании Remote data module отсутствует, и не совсем ясно,
как же реализовывать обратные вызовы клиента в этом случае. С одной стороны,
способность сервера приложений извещать своих клиентов о каких-либо событиях
очень привлекательна, с другой стороны – без этого как-то до сих пор
обходились.
Наконец, глядя в очередной раз на это свойство, я
решил провести некоторые изыскания, результат которых изложен ниже. Хочу сразу
сказать, что все нижеизложенное носит характер простого исследования
возможностей, и практически пока не применяется, так что рекомендую применять
этот способ с осторожностью. Дело в том, что мне хотелось реализовать все как
можно более простым и понятным способом, не отвлекаясь на тонкости реализации
вызовов. В общем, кажется, все работает как надо, но пока этот механизм не
испытан на деле, я не могу поручиться за правильность данного подхода.
Итак, что же мне хотелось сделать. Мне хотелось
сделать механизм, позволяющий серверу приложений посылать сообщения всем
подключенным к нему клиентам, а заодно дать возможность одной клиентской части
вызывать методы других клиентских частей, например, для организации простого
обмена сообщениями. Как видно, вторая задача включает в себя первую, ведь если
сервер приложений знает, как посылать сообщения всем клиентам, достаточно
просто выделить эту процедуру в отдельный метод интерфейса, и любое клиентское
приложение сможет делать то же самое. Поскольку обычно я работаю с серверами
приложений, удаленные модули данных в которых работают по модели Apartment (в
фабрике класса стоит параметр tmApartment), мне хотелось сделать метод,
работающий именно в этой модели. Как будет видно ниже, это связано с некоторыми
сложностями.
После нескольких попыток реализовать обратные вызовы,
написав при этом как можно меньше кода, и при этом еще понять, что же именно
делается, выяснилось следующее:
Писать все пришлось вручную, стандартные механизмы
обратных вызовов заставить работать мне не удалось. Как известно, при
реализации обратного вызова клиентская часть просто неявно создает кокласс для
реализации интерфейса обратного вызова, и передает ссылку на его интерфейс
COM-серверу, который по мере надобности вызывает его методы. Этого же
результата можно добиться, написав объект автоматизации на клиенте и передав
его интерфейс серверу. Ниже так и сделано.
К сожалению, при модели Apartment каждый удаленный
модуль данных работает в своем потоке, а просто так вызвать интерфейс из
другого потока невозможно, и необходимо производить ручной маршалинг или
пользоваться GIT. Такой механизм в COM есть, со способом вызова можно
ознакомиться, например, на #"67227.files/image002.gif">
Рисунок 1.
Проект называется BkServer. Модуль данных называется
rdmMain, и в его интерфейсе объявлены методы, описание которых приведено ниже.
procedure
RegisterCallBack(const BackCallIntf: IDispatch); safecall;
|
В данный метод должен передаваться интерфейс обратного
вызова IBackCall, метод OnCall которого и служит для обеспечения обратного
вызова. Однако параметр объявлен как IDispatch, с другими типами соединение по
сокетам просто не работает.
procedure Broadcast(const
MsgStr: WideString); safecall;
|
Этот метод служит для широковещательной рассылки
сообщений.
В интерфейсе обратного вызова (IBackCall) есть только
один метод:
procedure OnCall(const
MsgStr: WideString); safecall;
|
Этот метод получает сообщение.
Полученные клиентские интерфейсы надо где-то хранить,
причем желательно обеспечить к ним доступ из глобального списка, тогда
сообщение можно передать всем клиентским частям, просто пройдя по этому списку.
Мне показалось удобным сделать класс-оболочку, и вставлять в список ссылку на
класс. В качестве списка используется простой TThreadList, описанный как
глобальная переменная в секции implementation:
var CallbackList: TThreadList;
|
и, соответственно, экземпляр списка создается в секции
initialization модуля и освобождается при завершении работы приложения в секции
finalization. Выбран именно TThreadList (потокобезопасный список), поскольку,
как уже упоминалось, используется модель apartment, и обращения к списку будут
идти из разных потоков.
В секции initialization записано следующее объявление
фабрики класса:
TComponentFactory.Create(ComServer,
TrdmMain, Class_rdmMain, ciMultiInstance, tmApartment);
|
На сервере приложений создается один модуль данных на
каждое соединение, и каждый модуль данных работает в своем потоке.
В CallbackList хранятся ссылки на класс TCallBackStub,
в котором и хранится ссылка на интерфейс клиента:
TCallBackStub =
class(TObject)
private
// Callback-интерфейсы
должны быть disp-интерфейсами.
// Вызовы должны идти
через Invoke
FClientIntf:
IBackCallDisp;
FOwner: TrdmMain;
FCallBackWnd:
HWND;
public
constructor
Create(AOwner: TrdmMain);
destructor
Destroy; override;
procedure
CallOtherClients(const MsgStr: WideString);
function
OnCall(const MsgStr: WideString): BOOL;
property
ClientIntf: IBackCallDisp read FClientIntf write FClientIntf;
property
Owner: TrdmMain read FOwner write FOwner;
end;
|
Экземпляр этого класса создается и уничтожается
rdmMain (в обработчиках OnCreate и OnDestroy). Ссылка на него сохраняется в
переменной TrdmMain.FCallBackStub, при этом класс сразу вставляется в список:
procedure
TrdmMain.RemoteDataModuleCreate(Sender: TObject);
begin
//Сразу делаем оболочку
для callback-интерфейса
FCallbackStub :=
TCallBackStub.Create(Self);
//И сразу регистрируем в
общем списке
CallbackList.Add(FCallBackStub);
end;
procedure
TrdmMain.UnregisterStub;
begin
if
Assigned(FCallbackStub) then
begin
CallbackList.Remove(FCallbackStub);
FCallBackStub.ClientIntf := nil;
FCallBackStub.Free;
FCallBackStub
:= nil;
end;
end;
procedure
TrdmMain.RemoteDataModuleDestroy(Sender: TObject);
begin
UnregisterStub;
end;
|
Назначение полей довольно понятно: в FClientIntf
хранится собственно интерфейс обратного вызова, в FOwner - ссылка на
TRdmMain... А вот третье поле (FCallBackWnd) служит для маршалинга вызовов
между потоками, об этом будет сказано немного ниже. В вызове метода
RegisterCallBack интерфейс просто передается этому классу, где и производится
непосредственный вызов callback-интерфейса (через Invoke):
procedure
TrdmMain.RegisterCallBack(const BackCallIntf: IDispatch);
begin
lock;
try
FCallBackStub.ClientIntf := IBackCallDisp(BackCallIntf);
unlock;
end;
end;
|
Всего этого вполне достаточно для вызовов клиентской
части из удаленного модуля данных, к которому она присоединена. Однако задача
состоит именно в том, чтобы вызывать интерфейсы клиентских частей, работающих с
другими модулями. Это обеспечивается двумя методами класса TCallBackStub:
CallOtherClients и OnCall.
Первый метод довольно прост, и вызывается из процедуры
Broadcast:
procedure
TrdmMain.Broadcast(const MsgStr: WideString);
begin
lock;
try
if
Assigned(FCallbackStub) then //переводим стрелки :)
FCallbackStub.CallOtherClients(MsgStr);
finally
unlock;
end;
end;
procedure
TCallBackStub.CallOtherClients(const MsgStr: WideString);
var
i: Integer;
LastError:
DWORD;
ErrList:
string;
begin
ErrList := '';
with
Callbacklist.LockList do
try
for i := 0 to
Count - 1 do
if Items[i]
<> Self then // для всех, кроме себя
if not
TCallbackStub(Items[i]).OnCall(MsgStr) then
begin
LastError
:= GetLastError;
if
LastError <> ERROR_SUCCESS then
ErrList :=
ErrList + SysErrorMessage(LastError) + #13#10
else
ErrList :=
ErrList + 'Что-то непонятное' + #13#10;
end;
if ErrList
<> '' then
raise
Exception.Create('Возникли ошибки:'#13#10 + ErrList);
finally
Callbacklist.UnlockList;
end;
end;
|
Организуется проход по списку Callbacklist, и для всех
TCallbackStub в списке вызывается метод OnCall. Если вызов не получился,
собираем ошибки и выдаем сообщение. Ошибка может быть системной, как видно
ниже. Я не стал создавать свой класс исключительной ситуации, на клиенте она
все равно будет выглядеть как EOLEException.
Если бы модель потоков была tmSingle, в методе OnCall
достаточно было бы просто вызвать соответствующий метод интерфейса
IBackCallDisp, но при создании удаленного модуля данных была выбрана модель
tmApartment, и прямой вызов IBackcallDisp.OnCall немедленно приводит к ошибке,
потоки-то разные. Поэтому приходится делать вызовы интерфейса из его
собственного потока. Для этого используется окно, создаваемое каждым
экземпляром класса TCallBackStub, handle которого и хранится в переменной
FCallBackWnd. Основная идея такая: вместо прямого вызова интерфейса послать
сообщение в окно, и вызвать метод интерфейса в процедуре обработки сообщений
этого окна, которая обработает сообщение в контексте потока, создавшего окно:
function
TCallBackStub.OnCall(const MsgStr: WideString): BOOL;
var
MsgClass:
TMsgClass;
begin
Result := True;
if
Assigned(FClientIntf) and (FCallbackWnd <> 0) then
begin
//MsgClass - это просто
оболочка для сообщения, здесь же можно передавать
//дополнительную
служебную информацию.
MsgClass :=
TMsgClass.Create;
//А вот освобожден объект
будет в обработчике сообщения.
MsgClass.MsgStr :=
MsgStr;
//Синхронизация - послал
и забыл :-)) Выходим сразу.
//При SendMessage
вызвавший клиент будет ждать, пока все остальные клиенты
//обработают сообщение, а
это нежелательно
Result :=
PostMessage(FCallBackWnd, CM_CallbackMessage,
Longint(MsgClass),Longint(Self));
if not Result
then //ну и не надо :)
MsgClass.Free;
end;
end;
|
Что получается: сообщение посылается в очередь каждого
потока, и там сообщения накапливаются. Когда модуль данных освобождается от
текущей обработки данных, а она может быть достаточно долгой, все сообщения в
очереди обрабатываются и передаются на клиентскую часть в порядке поступления.
Побочным эффектом является то, что клиент, вызвавший Broadcast, не ожидает
окончания обработки сообщений всеми другими клиентскими частями, так как
PostMessage возвращает управление немедленно. В итоге получается достаточно
симпатичная система, когда один клиент посылает сообщение всем остальным и тут
же продолжает работу, не ожидая окончания передачи. Остальные же клиенты
получают это сообщение в момент, когда никакой обработки данных не происходит,
возможно – гораздо позже. Класс TMsgClass объявлен в секции implementation
следующим образом:
type
TMsgClass = class(TObject)
public
MsgStr: WideString;
end;
|
и служит просто конвертом для строки сообщения, в
принципе, в него можно добавить любые другие данные. Ссылка на экземпляр этого
класса сохраняется только в параметре wParam сообщения, и теоретически возможна
ситуация, когда сообщение будет послано модулю, который уже уничтожается
(клиент отсоединился). И, естественно, сообщение обработано не будет, и не
будет уничтожен экземпляр класса TMsgClass, что приведет к утечке памяти.
Исходя из этого, при уничтожении класс TCallBackStub выбирает с помощью
PeekMessage все оставшиеся сообщения, и уничтожает MsgClass до уничтожения
окна. FCallbackWnd создается в конструкторе TCallBackStub и уничтожается в
деструкторе:
var
WindowName:
string;
begin
inherited
Create;
Owner :=
AOwner;
//создаем окно синхронизации
WindowName :=
'CallbackWnd' +
IntToStr(InterlockedExchangeAdd(@WindowCounter,1));
FCallbackWnd :=
CreateWindow(CallbackWindowClass.lpszClassName, PChar(WindowName), 0,
0, 0, 0, 0,
0, 0, HInstance, nil);
end;
destructor
TCallBackStub.Destroy;
var
Msg: TMSG;
begin
//Могут остаться сообщения
- удаляем
while PeekMessage(Msg, FCallbackWnd,
CM_CallbackMessage,
CM_CallbackMessage, PM_REMOVE) do
if Msg.wParam
<> 0 then
TMsgClass(Msg.wParam).Free;
DestroyWindow(FCallbackWnd);
inherited;
end;
Разумеется, перед созданием окна нужно объявить и
зарегистрировать его класс, что и сделано в секции implementation модуля.
Процедура обработки сообщений окна вызывает метод OnCall интерфейса при
получении сообщения CM_CallbackMessage:
var
CM_CallbackMessage:
Cardinal;
function CallbackWndProc(Window:
HWND; Message: Cardinal;
wParam,
lParam: Longint): Longint; stdcall;
begin
if Message =
CM_CallbackMessage then
with
TCallbackStub(lParam) do
begin
Result := 0;
try
if wParam
<> 0 then
with
TMsgClass(wParam) do
begin
Owner.lock;
try
//Непосредственный
вызов интерфейса клиента
if Assigned(ClientIntf) then
ClientIntf.OnCall(MsgStr);
finally
Owner.unlock;
end;
end;
except
end;
if wParam
<> 0 then // сообщение отработано - уничтожаем
TMsgClass(wParam).Free;
end
else
Result :=
DefWindowProc(Window, Message, wParam, lParam);
end;
|
Номер сообщению CM_CallbackMessage присваивается
вызовом
RegisterWindowMessage('bkServer Callback
SyncMessage');
|
также в секции инициализации.
Вот, собственно, и все - обратный вызов осуществляется
из нужного потока. Теперь можно приступать к реализации клиентской части.
Клиентская часть
Состоит из одной формы, просто чтобы попробовать
механизм передачи сообщений. На этапе разработки форма выглядит следующим
образом (Рисунок 2):
Рисунок 2
Здесь присутствует TSocketConnection (scMain), которая
соединяется с сервером BkServer. Кнопка "Соединиться" (btnConnect)
предназначена для установки соединения, кнопка "Послать" (btnSend) –
для отправки сообщения, записанного в окне редактирования (eMessage) остальным
клиентским частям.
Код клиентской части довольно короток:
procedure
TfrmClient.btnConnectClick(Sender: TObject);
begin
with scMain do
Connected :=
not Connected;
end;
var
AServer:
IrdmMainDisp;
begin
if not
scMain.Connected then
raise
Exception.Create('Нет соединения');
AServer :=
IrdmMainDisp(scMain.GetServer);
AServer.Broadcast(eMessage.Text);
end;
procedure
TfrmClient.scMainAfterConnect(Sender: TObject);
var
AServer:
IrdmMainDisp;
begin
FCallBack :=
TBackCall.Create;
AServer :=
IrdmMainDisp(scMain.GetServer);
AServer.RegisterCallBack(FCallBack);
lConnect.Caption
:= 'Соединение установлено';
btnConnect.Caption
:= 'Отключиться';
end;
procedure
TfrmClient.scMainAfterDisconnect(Sender: TObject);
begin
FCallBack :=
nil;
lConnect.Caption
:= 'Нет соединения';
btnConnect.Caption := 'Соединиться';
end;
|
Фактически все управляется scMain, обработчиками
OnAfterConnect (регистрирующим callback-интерфейс) и OnAfterDisconnect
(производящим обратное действие). Разумеется, библиотека типов сервера
подключена к проекту, но не через Import Type Library. Дело в том, что в
проекте присутствует ActiveX Object TBackCall, который реализует интерфейс
IBackCall, описанный в библиотеке типов сервера. Сделать такой объект очень
просто: надо просто выбрать New -> Automation Object и в диалоге ввести имя
BackCall (можно и другое, это не принципиально), выбрать ckSingle, и нажать ОК.
В получившейся библиотеке типов сразу удалить интерфейс IBackCall, и на вкладке
uses библиотеки типов подключить библиотеку типов сервера (есть локальное
меню). После этого на вкладке Implements кокласса выбрать из списка интерфейс
IBackCall. После обновления в модуле будет создан заглушка для метода OnCall, а
в каталоге проекта клиента организуется файл импорта библиотеки типов сервера
BkServer_TLB.pas, который остается только подключить к проекту и прописать в
секциях uses модулей главной формы и СОМ-объекта. Метод OnCall я реализовал
простейшим образом:
procedure
TBackCall.OnCall(const MsgStr: WideString);
begin
ShowMessage(MsgStr);
end;
|
После компиляции приложение можно запустить в
двух-трех экземплярах и проверить его работоспособность. Необходимо учитывать,
что сообщения получают все клиенты, кроме пославшего его.
Таким образом, получилось хоть и минимальное, но
работоспособное приложение с обратными вызовами и передачей сообщений между
клиентскими частями. Хотя практически все реализовано вручную, без
использования готовых методик COM, мне этот способ кажется наиболее
предпочтительным, я просто реализовал обратные вызовы и маршалинг так, как мне
хотелось. В результате вся реализация достаточно понятна и позволяет
программировать вызовы так, как хочется.
Хотя мои друзья обозвали этот способ маршалинга
вызовов "хакерским", мне все равно хотелось бы выразить им глубокую
признательность за советы и терпение, с каким они отвечали на мои вопросы ;-)).
ПРИМЕЧАНИЕ
Исполняемые модули были созданы в
Delphi5 SP1. Для работы приложения, естественно, необходимо запустить Borland
Socket Server, который входит в поставку Delphi.
|
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.rsdn.ru/