Глобальные компьютерные сети в информационной модели обучения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,85 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Глобальные компьютерные сети в информационной модели обучения

Глобальные компьютерные сети в информационной модели обучения

А. К. Кувакин

Врач, строитель и программистка спорили о том, чья профессия древнее. Врач заметил: "В Библии сказано, что Бог сотворил Еву из ребра Адама. Такая операция может быть проведена только хирургом, поэтому я по праву могу утверждать, что моя профессия самая древняя в мире". Тут вмешался строитель и сказал: "Но еще раньше в Книге Бытия сказано, что Бог сотворил из хаоса небо и землю. Это было первое и, несомненно, наиболее выдающееся строительство. Поэтому, дорогой доктор, вы не правы. Моя профессия самая древняя в мире". Программистка при этих словах откинулась в кресле и с улыбкой произнесла: "А кто же, по-вашему, сотворил хаос?" [6]

В предлагаемой автором статье рассматриваются глобальные компьютерные сети (Internet) как сложная самоорганизующаяся коммуникативная система, обладающая внезапно появляющимися свойствами. Рассматривается проблема сосуществования "Человека читающего" с "Человеком кликающим (click-щелчок)", проблемы перехода от дисциплинарной к информационной модели обучения и один из способов решения данных проблем - использование объектно-ориентированного подхода и его преимуществ по сравнению с традиционными методами. Автором выделяется проблемное поле для будущего исследования.

Введение

Условия существования человечества в XXI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий. Поэтому формирование перспективной системы образования, соответствующей этой цели, является одной из важнейших проблем развития мирового сообщества.

Одним из принципиальных положений в стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Ее суть заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но, главным образом, в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему.

Будущее развитие человечества (в условия перехода к информационному обществу) характеризуется новыми взаимоотношениями людей и информации, которая становится основным стратегическим ресурсом.

Для современного информационного общества характерно:

неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;

увеличение объемов передаваемой информации;

ускорение обработки информации;

все более полное использование обратных связей;

наглядное отображение используемой информации;

рост технической оснащенности [1].

Основным поставщиком (а как будет показано ниже, правильнее сказать, "генератором" информации) являются глобальные компьютерные сети - Internet.

Internet как область изучения.

Методы изучения глобальных компьютерных сетей

Internet уже сегодня является областью изучения его специалистами из различных областей знаний - программистами, педагогами, психологами и т.д. [1].

Однако многогранное изучение данного явления специалистами разных профессий не гарантирует создания цельной картины, общего подхода к пониманию проблем глобальной компьютерной сети. В результате рождается проблемное поле междисциплинарного исследования, вбирающее в себя различные подходы, языки описания, модели и теории.

Поясним данный тезис с точки зрения "пользователя" глобальных сетей. Под пользователем мы будем понимать неспециалиста в области сетевых технологий, например, ученика, изучающего элементы интерфейса одной из программ для просмотра гипертекстовой информации. "Пользователь" может запросить информацию с любого из доступных серверов; выполнить манипуляции с информацией, интерпретируемой его программой; проследить маршруты своих запросов; выделить участников телекоммуникационного обмена (сервер, клиент). Однако увидеть Internet "вообще" он не может, т.к. в этом качестве Internet является вещью эмпирически ненаблюдаемой. В качестве примера данной проблемы можно указать независимые от пользователя Internet часто возникающие изменения промежуточных объектов для получения информации: изменение схемы маршрутизации, изменение пространства доменных имен и т.п. Следствие данных изменений - ситуации, которые не может предвидеть ни один человек в мире, например, увеличение (уменьшение) времени выполнения запроса, невозможность (возможность) получения требуемой информации. Одна из интересных особенностей современных глобальных сетей - возможность саморегулирования своих механизмов без участия "руководителя".

Пользователь всегда включен в Internet, находится "всегда" внутри Сети, т.е. Сеть является его средой. Избегая философских рассуждений о "вещи в себе", пользователь решает конкретные жизненные задачи, отказавшись от понимания Internet "вообще", т.е. видит Сеть только со стороны своих потребностей.

Аналогично можно взглянуть на Internet глазами специалиста в любой области знаний. Например, для педагога Internet - это всего лишь средство для организации педагогического процесса.

Internet - это сложная, самоорганизующаяся коммуникативная система, обладающая внезапно появляющимися свойствами [1].

Для описания данной системы необходимо использовать нетрадиционные подходы ее изучения. Одним из них становится синергетический подход. За последнее десятилетие экспансия синергетики охватила не только различные области науки, но и проникла в сферы человеческой деятельности, носящие сугубо прикладной характер.

В условиях современного мира, информационной революции и компьютеризации, успехов математического моделирования сложных социоприродных процессов и вычислительного эксперимента неправомерно пользоваться устаревшими методами и моделями.

Синергетика - это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах [1,4].

Синергетика может дать общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных системах.

Самое интересное приложение синергетики для настоящей статьи реализуется сейчас в комплексе наук, называемых когнитивными. Это теория распознавания образов, обучения, коммуникации и параллельных самоорганизующихся вычислений.

С этих позиций оказывается возможным по-новому взглянуть на процессы мышления, восприятия знаний, речи, письма - как на процессы, совершающиеся и "внутри" человеческого мозга и "вовне", в пространстве коммуникации, синергетического взаимодействия головного мозга - со всеми очевидными и неочевидными опосредованиями. Такой контекст наиболее адекватен для дальнейшего рассмотрения проблем самоорганизации глобальной компьютерной сети. С этой точки зрения центральной проблемой познания Internet является проблема познания новых форм диалога и коммуникации.

Таких понятий, как информация, обмен информацией, хранение информации, уже недостаточно для объяснения процессов, происходящих в сложной системе. В некотором смысле утверждение о том, что Internet служит для "хранения информации", эквивалентно утверждению, что атмосфера служит для "хранения воздуха".

Компьютерная сеть принципиально отличается от книги тем, что она скорее не только источник, получатель, обработчик информации, хранитель печатных знаков, но и генератор новых форм коммуникативной активности человека. Заметим, что понятие "генератор" подразумевает не просто создание форм активности, предлагаемых человеку, а скорее их "диктовку" - получение их априори [1].

"Человек кликающий" как объект исследования

"Человек читающий" в настоящее время сосуществует вместе с "Человеком кликающим", который указывает с помощью манипулятора "мышь" графические и текстовые образы на экране [1].

Заметим, что процесс перехода на новый уровень, задуманный создателями "интуитивного пользовательского интерфейса" как тривиальный, оказывается непростым для бывшего "Человека читающего". Соединить в единую коммуникативную систему - палец на устройстве мышь "Человека кликающего" и курсор на дисплее, наделить эту систему целеполаганием и смыслом - это, в конечном счете, означает создать иной способ фиксации коммуникаций. Тезис, выдвинутый на заре информатизации образования А.П. Ершовым, "от компьютерной грамотности - к информационной культуре общества, которая должна стать важной частью его общей культуры", определяет главную характеристику информационной культуры - умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности [1].

Пока преждевременно говорить, какая культура прогрессивна: является ли новый способ деятельности причиной утраты культуры слова или это наоборот - переход к новым образам. Для автора данной работы гораздо более важно подчеркнуть, что представители данной культуры существуют.

Глубина этой проблемы видна хотя бы в различии, увеличивающемся непонимании между генерацией школьников и студентов после 1980 года рождения и преподавателями. Студент, имеющий в своем распоряжении компьютер, подключенный к Internet, за один вечер работы в Сети может получить специальные знания, которые бы он не получил и за семестр занятий в библиотеке. В результате создается новая схема познания и освоения мира.

Схема "кликанья" кардинальным образом отличается от схемы чтения письма, просмотра телевизора, слушанья и чтения лекций. Чтение ассоциативно связывается с непрерывностью, гладкостью ведения взгляда по листу, умением "держать" длинный текст. Напротив, "кликанье" сопряжено с постоянными отходами, ответвлениями и ассоциируется с сингулярностью в каждой точке, неопределенностью цели, плохой предсказуемостью того, что увидишь после очередного запроса.

В результате этого процесса "Человек кликающий" рождает новые языки, новые знаково-смысловые пространства общения. Читается при этом не текст, а гипертекст и контекст. В связи с этим и рождается новое представление о форме новой коммуникативной сложности.

Использование информационной модели обучения

Не принижая роль традиционных приемов, ориентированных на использование речи в образовательном процессе, следует отметить появление новых методов обучения. Основная причина - рождаются новые языки и схемы понимания и усвоения знаний, менее связанные с говорением, словом, звуком, связанные со зрительным рядом, образом, формой, цветом [2].

Вообще выделяют следующие методические модели использования информационных технологий (ИТ) в учебном процессе [1,3]:

"модель изучения" - модель, предназначенная для изучения компьютера, программных интерфейсов. В данном случае происходит освоение инструмента, орудия труда. Данная модель имеет вспомогательное значение для реализации других моделей;

"модель существования" ориентирована на использование программных сред, реализующих искусственные среды методом моделирования или создания виртуальной реальности;

"модель управления собственной информацией". Обучаемый накапливает некоторые материалы, требующие особого внимания в смысле организации хранения, обновления и т.п.;

"модель управления технологическим процессом". В учебном процессе может использоваться при компьютеризированном управлении физическими или химическими опытами;

"модель творчества". При достаточном овладении компьютером перед обучаемым может быть поставлена задача, требующая нетривиального решения (творческого подхода);

"модель общения". В основном данная модель связана с реализацией проектов взаимодействия между удаленными обучаемыми (или преподавателями);

"модель просмотра" и "модель добывания информации". Данные модели связаны с самостоятельным отысканием материалов с использованием средств Internet, электронных энциклопедий и т.п.;

"модель опосредованного взаимодействия" - непосредственное общение с компьютером участников учебного процесса не требуется, хотя полученная информация и определяет учебную деятельность.

Заметим: важность "модели изучения" при традиционном подходе была настолько велика, что на первых этапах использования ИТ в учебном процессе по сути заменяла все остальные. Изучение курса программирования, курса использования стандартного набора программных средств было единственной целью преподавания информатики.

В настоящее время происходит смещение ориентиров от изучения компьютера как такового к изучению информационных технологий. Интересно, что использование ИТ во всех моделях, кроме "модели изучения", применимо к любому общеобразовательному предмету.

Проблема приоритетного преподавания информатики как основы информатизации общества и достижения нового качества образования связана с изменением модели обучения [1,3]. Наблюдается переход от дисциплинарной модели, которая характеризуется классическими средствами хранения информации (книга и т.п.). Интерпретатором знания в данной модели выступает преподаватель. Напротив, информационная модель характеризуется не средствами хранения информации, а источниками информации (книга, услуги Internet и т.п.). Интерпретатором знаний выступает не преподаватель, а обучаемый (роль преподавателя - координатор учебного процесса).

Дисциплинарная модель обучения

Похожие работы на - Глобальные компьютерные сети в информационной модели обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!