Литература французского просвещения о женщине как исторический источник

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Литература французского просвещения о женщине как исторический источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всемирной истории и историографии






КУРСОВАЯ РАБОТА

«Литература французского просвещения о женщине как исторический источник»


Выполнила: студентка 3010 группы

Специальность История (оч.)

Руководитель: к.и.н., доцент

Зав. кафедрой: к.и.н., доцент




КУРГАН, 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика источников

.1 Вольтер Ф.«Философские повести»

.2 Дидро Д. «Монахиня»

.3 Руссо Ж Ж. «Юлия, или Новая Элоиза»

Глава 2. Изображение женщины в произведении Д. Дидро «Монахиня» на примере главной героини - Сюзанны Симонен

.1 Реальный прототип главной героини романа «Монахиня»

.2 Образ Сюзанны Симонен

.3 Отношение настоятельниц, христианок монастырей к Сюзанне

.4 «Монахиня» как первый роман о правах женщины

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

роман женщина дидро вольтер руссо

Актуальность темы. XVIII столетие в истории Европы известно под названием "века Просвещения".В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Кондорсэ, французских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения.

В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений, которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и общественное развитие.

XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого человека.

Положение женщины в обществе, идеал ее красоты были всегда актуальны, так как с течением времени и сменой исторических эпох французской культуры образ женщины под влиянием множества факторов постепенно трансформировался. Но его конкретные особенности каждый раз транслировали неизменные ценности французской культуры, которые никогда не игнорировали художественного осмысления женской красоты и чувственности, опирались на стилистическое обновление образа жизни, моды и стиля и увлекали за собой привычки и вкусы, воплощавшие в себе рост цивилизации, и ее жизненных благ.

Эпоха французской революции, ее грозные бури и события перевернули все прежние нормы и ценности жизни, все представления о красоте и власти, все смыслы социальных и нравственных отношений людей. Эта эпоха лишила женскую красоту привычной атрибутики роскоши и будуарного интерьера, а также восторженного преклонения художников перед естественностью ее природной красоты. Это по-своему придавало ей отрицательно-символический характер, окружив ее бурями социального мира, борьбой и баррикадами.

Историография вопроса. При изучении данной темы историографический обзор делается следующим образом. Все монографии, посвященные изучаемой проблеме, можно условно разделить на две группы: 1) Монографии, посвященные основным идейным течениям эпохи Просвещения; 2) Монографии, посвященные жизни, творчеству, деятельности французских просветителей: Ф. Вольтеру, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо.

К первой группе относятся следующие работы:

- Волгин В.П. «Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке». В монографии широко представлены идейные течения эпохи Просвещения: теории основоположников буржуазной идеологии, экономические теории энциклопедистов, демократические и уравнительные течения. Большое внимание уделено политической литературе накануне революции 1789 г.

- Огурцов А. П. «Философия науки эпохи Просвещения». Книга посвящена изучению философских концепций науки, которые были разработаны в эпоху Просвещения Фонтенелем, Тюрго, Кондорсэ, Вольтером, энциклопедистами и др. На основе анализа обширного историко- философского материала раскрывается своеобразие просветительских представлений о генезисе и прогрессе науки, о структуре научного знания.

Кассирер Э. «Философия Просвещения». В монографии представлен общий очерк основных проблем, поставленных философией эпохи Просвещения, который показывает своеобразную глубину философской мысли, сыгравшей столь важную роль в развитии последующих философских систем. Автор рассматривает формы мышления, свойственные эпохе Просвещения, роль познания природы, психологию и учение о познании, значимость и содержание религиозной идеи. Особые главы посвящены отношению Просвещения к миру истории, обществу.

Кисель М. А. «Французское просвещение и революция». В монографии философия французского Просвещения рассмотрена в ее воздействии на социально-политический кризис общества накануне буржуазной революции и на дальнейшее развитие общества. Выражены основные идеи философов, отображены принципиальные идеи Просвещения.

Второй группа монографий, посвященная жизни и деятельности французских просветителей: Ф. Вольтеру, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо является достаточно обширной, но можно выделить следующие работы:

Кузнецов В. H. «Франсуа Мари Вольтер». В книге рассказывается об основных моментах жизни и творчества виднейшего представителя французского Просвещения Ф. М. Вольтера. Автор дает анализ философских воззрений мыслителя, показывая, почему для современников он был общепризнанным королем философов. Особенно подробно автор останавливается на смелой вольтеровской критике феодально-абсолютистского произвола и клерикально-религиозного обскурантизма.

- Шахов А.А. «Вольтер и его время. Философия эпохи Просвещения». В данной монографии рассматривается личность и теоретические воззрения одного из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэта, прозаика, историка и публициста Вольтера. Излагается учение Вольтера о свободной воле, его теория морали, его исследования политических и социальных вопросов, анализируются драматические и эпические произведения Вольтера, его полемические труды по еврейским и христианским древностям; определяется влияние Вольтера на современников. Кроме того, в книге представлена общая характеристика французского общества в середине XVIII века. В приложении содержатся материалы, касающиеся биографии и творчества Ж.-Ж. Руссо.

Кроме этого, деятельность Ф. Вольтера плодотворно исследовали историки: Беркова К. Н., Державин К. Н., Кондорсе Ж. А., Лансон Г., Люблинский В. С. и др.

В изучение деятельности Д. Дидро можно отметить монографию Длугача Т.Б. «Дени Дидро». В книге рассказывается о жизни и творчестве французского философа-материалиста, одного из самых крупных представителей Просвещения, главы энциклопедистов Д. Дидро. В ней рассматриваются взгляды Дидро на природу, познание, общество, его этические и эстетические воззрения.

Также большой вклад в изучение деятельности Д. Дидро внесли А. Акимова, И. К.Луппол, А. Веселовский, Дж. Морлей и др.

При рассмотрении жизни и творчества Ж. Ж. Руссо можно отметить монографию Дворцова А.Т. «Жан Жак Руссо». В книге рассказывается о жизни и деятельности одного из самых ярких представителей французского Просвещения - Ж.Ж.Руссо, оказавшего сильнейшее воздействие на современников и потомков. Рассматриваются его философские и общественно-политические взгляды, педагогические воззрения.

В книге «Ж .Ж. Руссо» серия «Русский путь» выражены идеи Ж. Ж. Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей таких как, А. А. Златопольской, В. И. Герье, В. И. Засулич, М. Н. Розанова, А.С. Алексеева, С. А. Суворова и др.

Также деятельность Ж. Ж. Руссо плодотворно исследовали историки: И. Е.Верцман, Ю. М. Лотман, И. И. Сиволап, С. В. Занин, Д. Морлей, В. Ф. Асмус и др.

Таким образом, историография по изучению эпохи Просвещения, личности и деятельности французских просветителей: Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо очень обширна. Французские философы развивали цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо являются выдающимися личностями, поэтому они приковывают внимание многих исследователей.

Предмет изучения - Произведения Ф.Вольтера «Философские повести»,

Д. Дидро «Монахиня», Ж Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» как исторические источники.

Цель исследования. Используя доступную мне научную литературу и имеющиеся источники проанализировать произведения французских просветителей, как исторический источник.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо: обосновать выбор источников; рассмотреть историю создания источников; определить их группу; проследить, как социальная принадлежность автора повлияла на его позицию; определить реальность отражения исторических событий в источниках, на примере романа Дидро «Монахиня» определить положение женщины в обществе, её образ, и сделать собственные выводы о значение художественной литературы как исторического источника.

Территориальные и хронологические рамки.

Территориальные рамки работы ограничены Францией XVIII века. Просвещение стало идейной основой Французской революции XVIII века, направленной против "старого порядка":абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян, революции, выдвинувшей знаменитый лозунг "свободы, равенства и братства". Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с середины XVIII века. Самые ранние произведение Вольтера «Философские повести». Первые произведения в этом жанре написаны в 1747-1748 гг. Ограничиваемся изучением 60- 70-х гг. XVIII века, когда были написаны произведения Дидро и Руссо.

Источники. Основными источниками, которые используются в данной работе, являются «Монахиня» Дидро, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Философские повести» Вольтера. Авторы данных произведений были видными представителями французского Просвещения, крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи. На основании этих произведений можно проследить положение женщины в обществе.

Методологические основы работы. В методологии истории выделяют общенаучные и специально-исторические методы. Общенаучные методы как таковые необходимы на теоретическом уровне исторической науке. Применительно же к конкретным историческим ситуациям их используют с целью разработки специально - исторических методов, для которых они служат логической основой.

Специально - исторические методы исследования представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых исторических объектов. В данной работе целесообразно использовать:

Историко - сравнительный метод, который помогает сопоставить позиции различных авторов и на этой основе сделать выводы по изучению изображении женщины в художественных произведениях.

Историко - системный метод, который связан с попытками изучения углубленного анализа целых общественно-исторических систем, раскрытия механизмов их функционирования и развития, которые представлены в данных источниках.

Ретроспективный метод, который предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины и цели написания произведений Ф.Вольтера «Философские повести», Д. Дидро «Монахиня», Ж. Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

Глава I. Характеристика источников

.1 Вольтер Ф. «Философские повести»

век называют еще "веком Вольтера". Никто из писателей не мог тогда сравниться с Вольтером в известности и влиятельности. «В Вольтере полнее и ярче, чем в ком-нибудь другом из вольнодумцев, выразилась общественная мысль XVIII столетия. Вольтер - всеми признанный вождь французских просветителей, их самый талантливый и мощный представитель». «Вольтер живет, Вольтер продолжает существовать, он бесконечно актуален».

Вольтер , Франсуа-Мари Аруэ Де «родился в семье, принадлежавшей к третьему сословию. В семье его отца были купцы, кожевники, суконщики».

Его произведение «Философские повести» относится к такой группе исторического источника как художественная литература. Жанр «Философской повести» возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра - доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины.

Художественный мир философской повести шокирует, активизирует читательское восприятие, в нем подчеркнуты фантастические, неправдоподобные черты. Это пространство, в котором идет испытание идей; герои - марионетки, воплощающие те или иные позиции в философском споре; обилие событий в философской повести позволяет замаскировать смелость обращения с идеями, сделать для читателя более мягкими, приемлемыми нелицеприятные истины философии.

В создании жанра философской повести у Вольтера были предшественники. Собственно, древний жанр притчи, имеющий две конститутивные черты - иносказание и моральный вывод, уже воспроизводит в свернутом виде будущую философскую повесть <#"justify">В повести «Задиг, или Судьба» 1748 год, которую Вольтер пишет от имени персидского поэта XIII века Саади и посвящает фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур, выведенной под именем султанши Шераа, рассказывается о злоключениях юноши из Вавилона Задига, которого судьба заносит в Египет, Аравию, нередко сталкивает с завистью, интригами, опасностью гибели, но и дарует любовь, а в конечном итоге - царский трон. Столь же большие испытания ждут в жизни и его возлюбленную, а потом жену Астарту и других героев повести.

В повести «Микромегас» 1752 год, читатель встречается с фантастическими существами - уроженцем Сириуса Микромегасом, юношей 450-ти лет и ростом в 120 тысяч футов, и неким уроженцем Сатурна, философом, секретарем сатурнийской академии, уступающим Микромегасу в возрасте и в росте, которые после года пребывания на Юпитере и посещения Марса 5 июля 1737 г. приземлились на северном берегу Балтийского моря и обошли всю Землю за 36 часов. Только с помощью бриллиантов ожерелья Микромегаса, используемых как микроскопы, они смогли сначала различить китов и большие корабли, а потом и людей - этих мельчайших насекомых. Войдя с ними в контакт, они крайне изумились земным порядкам и рассказам об истории землян, наполненной войнами и преступлениями. Микромегас даже хотел раздавить тремя ударами каблука весь этот земной муравейник, но внял совету предоставить уничтожение землян им самим. Попытка Микромегаса образумить землян, написав для них философскую книгу о смысле бытия ни к чему не привела: в парижской Академии наук в ней не разглядели ничего, кроме белой бумаги.

В повести «Кандид <#"justify">Для всех этих сочинений присущ одинаковый стиль, который у Вольтера всегда насмешлив, стремителен и по меньшей мере на поверхностный взгляд небрежен. В этих рассказах нет ни одного персонажа, к которому автор отнесся бы вполне серьезно. Все они - или воплощение какой-нибудь идеи, доктрины (Панглос - оптимизма, Мартэн - пессимизма), или фантастические герои. Их можно истязать, жечь, и ни автор, ни читатель не испытают чувства подлинного волнения. Даже рыдания прекрасной Сент-Ив, умирающей от отчаяния - она отдала то, что называет честью, дабы спасти своего возлюбленного, - не исторгают ни у кого слез. Все эти повести Вольтера рассказывают о катастрофах, но их «темп» настолько быстр, что не успеваешь даже погоревать.

Что касается женщин, то Вольтер их уважал не слишком. Если верить ему, они только и мечтают, что о любви красивого, молодого, щедрого человека, но, будучи по натуре продажными и боязливыми, уступают, стремясь разбогатеть или спасти жизнь, и дряхлому инквизитору, и солдату. Они непостоянны и водят мужа за нос; оплакивают его самыми горькими слезами, чтобы заполучить себе нового любовника. За что только Вольтер «не ругал» их. Так например в произведении «Путешествие Сакраментадо», главный герой говорит о том, что как только он увидел решительно все, что на свете было доброго, хорошего и достойного внимания, он решился не покидать больше моих пенатов никогда. Оставалось только жениться, что он вскоре исполнил, и затем, став как следует рогат, доживает теперь на покое свой век в убеждении, что лучшей жизни нельзя было придумать.


Дени Дидро - французский философ-энциклопедист, «происходил из мелкобуржуазной семьи». Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века <#"justify">«Монахиня» была опубликована в 1767 году, сразу после первой

буржуазной революции. Сам Дидро писал в одном письме о своём произведении: « Я не думаю, чтобы когда-нибудь была написана более ужасная сатира против монастырей».

В романе «Монахиня» Дидро проявляет рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. Автор пытается донести до читателя истинную Францию XVIII века, без мишуры и украшений, без попыток сделать ее лучше. «Монахиня» - роман - реальность того времени.

Роман Дени Дидро «Монахиня» поражает своей откровенностью и честностью. Это сейчас, когда кто угодно может говорить что угодно, но тогда, во второй половине XVIII века, роман являлся кричащей сенсацией о разоблачении тайн монастырских стен. Чтобы написать такое произведение и дать ему огласку, нужно было обладать, как мне кажется, крепкой волей и духом.

.3 Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

Жан Жак Руссо - «французский <#"justify">Роман "Юлия, или Новая Элоиза" имеет подзаголовок: "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп". И еще кое-что сказано на титульном листе: "Собраны и изданы Жан-Жаком Руссо". Цель этой нехитрой мистификации - создать иллюзию полной достоверности рассказа. Выдавая себя за издателя, а не за сочинителя, Руссо снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниям, ими он спорит со своими героями, фиксируя их заблуждения вследствие бурных переживаний любви, исправляет их взгляды на вопросы морали, искусства, поэзии. В оболочке мягкой иронии верх объективности: автор якобы не имеет ничего общего с действующими лицами романа, он только наблюдатель, стоящий над ними беспристрастный судья. И в первое время Руссо добился своего: его спрашивали, действительно ли найдены эти письма, быль это иди выдумка, хотя сам же он выдал себя эпиграфом к роману и стиха Петрарки.

Роман Руссо наполнен поучительными афоризмами, и, кроме того, в нем слишком много слез и вздохов, поцелуев и объятий, ненужных жалоб и неуместных сочувствий.

Роман «Юлия, или Новая Элоиза» считается первым «идейным романом» во французской литературе. В образе Юлии Руссо изобразил свой идеал женщины, свои взгляды на её поведение и поступки. Никто до него не мог так точно раскрыть каждую черточку женской души, всю глубину её любящего сердца, её благочестивую натуру, силу её страсти и любви. Автора не волнует изображенная им действительность или правдоподобие образа Юлии, его больше волнует созданный им образ женщины, в который он хотел воплотить все свои желания, мечты и помыслы. И Юлия, на самом деле, воспринимается не как реалистичный образ, а как выдуманная героиня, в которой запечатлелись все положительные качества, присущие настоящей женщине.

Образ Юлии явился протестом против общественной тирании над женщиной. Главная героиня, с нежной и прекрасной душой, живет жизнью сердца и находит счастье только в общении с природой и самой собой. Поэтому недаром её образ настолько трагичен, что не оставлял равнодушным никого.

В целом, роман "Юлия, или Новая Элоиза" выражает чувства и взгляды Руссо, он недаром считал, что главное достоинство и заслуга человека в его способности чувствовать, его сердце - это золото, и если оно мертво, значит и сам человек уже не человек, а машина, которая подчиняется только разуму и холодному рассудку. В наши дни сентиментальность Руссо воспринимается, пожалуй, негативно. Во времена же писателя, подобные взгляды восторженно принимались читателями.. Образ Юлии вдохновлял на подвиги, он как бы открыл путь новой моде - дамы стали носить медальоны с изображением своих любимых и подруг, вдовы - с изображением своих возлюбленных; в общественных местах стали появляться храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия; в театрах стали играть нравоучительные сценки, где дети ухаживали за стариками и животными, где любовь завершалась браком и семейным счастьем. Образ Юлии послужил открытием образа «обыкновенного человека», нового типа женщины, которая ставит добродетель и самопожертвование выше любви, для которой семья и благополучие других выше собственных интересов и желаний.

Глава 2. Изображение женщины в произведении Д. Дидро «Монахиня» на примере главной героини - Сюзанны Симонен.

.1 Реальный прототип главной героини романа «Монахиня»

«Дидро создал книгу- исповедь, где героиня - не исключительная

натура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» -

социально- психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально - абсолютистского общества. Насилие над личностью бедной девушки есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественные страсти, заражая его ложью, лицемерием и неспособностью мыслить».

В начале второй половины восемнадцатого века во Франции, тогда еще вмещающей в себе сотни монастырей, бурлила, среди населения, громкая новость о некой Маргарите Деламар. Женщина была приставлена к высокодуховному, в глазах общества, чину монахини и хотела отречься от него.

Дама эта и стала реальным прототипом героини романа Дидро Сюзанны Симонен.

Маргарита Деламар попала в монастырь по вине собственной матери. После смерти мужа, отца Маргариты, ее родительница жаждала получить в свои руки все то богатство, которое господин Деламар нажил за свой век.

Так или иначе девушка очутилась в святых стенах, будучи совсем юным, малоопытным и совершенно не искушенным созданием. Здесь, в обители ненависти, лжи и лицемерия, Маргарита Деламар провела большую часть жизни, потратив в пустую полвека(60 лет) на то, во что не верила и что призирала .

Ее иск, поданный в суд Франции, в котором женщина просила освободить ее от уз монашества, был отклонен, а лучше сказать, отвергнут. Ведь это дело могло бы служить прецедентом к другим прошениям монахинь об освобождении и их от оков клятвы, данной по глупости, или нерассудительности. Удовлетворение иска могло бы открыть двери монастырей и выпустить оттуда «узников», запрятанных обществом.

Эта история, видимо, потрясла и самого автора романа Дени Дидро. Писатель был бунтарски настроен против насильного служение Богу. И этот роман - его личный, как мне кажется, голос восстания и мятежа против такого поведения церкви.

Героиня романа Сюзанна Симонен, практически, в мелочах копирует судьбу Маргариты Деламар. Единственное отличие - это, что Маргариту в монастырь отправила мать, а Сюзанну - оба родителя.

«Выведя под вымышленным именем Сюзанны Симонен реальную жертву социальной несправедливости и религиозного фанатизма, девушку, насильственно заточенную в монастырь, Дидро выразительными красками нарисовал картину ее трагической судьбы. Роман стал обличением лицемерия и откровенной лжи, невежества, алчности, жестокости, скрывающихся за монастырскими стенами. Издевательства монахинь над бедной девушкой, захотевшей освободиться от ненавистного обета, данного под давлением родных и почти в бессознательном состоянии, доходили до крайней степени бесчеловечности. Ее лишили одежды и обуви, перебили всю ее посуду, забрали из кельи необходимые вещи, оставив только голый тюфяк; ей плевали в лицо и обливали нечистотами, а пол, по которому она ходила босыми ногами, посыпали толченым стеклом. К физическим страданиям добавились нравственные - Сюзанну объявили одержимой и прокляли, с ней никто не разговаривал, ей никто не помогал. В результате этих мучений девушка тяжело болела и только чудом избежала смерти благодаря счастливому вмешательству викария».

Личную судьбу героини Дидро изображает с высоких позиций мыслителя - просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и гуманистической морали. Глубокая прозорливость мыслителя и художественная правда писателя привели Дидро к выводу, что в абсолютистской Франции неосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырвалась из монастырских стен, но нашла вне их, в обществе, лишь свободу быть бесправной. «Художественная воссозданная судьба «монахини поневоле» позволила Дидро с большой впечатляющей силой выступить против мракобесия и фанатизма церковников, показать, что феодально - абсолютистское общество обрекает личность на духовное рабство».

.2 Образ Сюзанны Симонен

Сюзанна - представительница мещанского сословия, наделенная чистотой помыслов и поступков, красочным внутренним миром, как бы иллюстрировала популярную в то время идею, что врожденное нравственное благородство преобладает над благородством происхождения.

Главная героиня романа несмотря на юный возраст является высокоморальной, нравственной, целеустремлённой личностью, готовой на любые жертвы ради свободы. Сюзанна сильная, умная, благочестивая девушка, которая на собственном опыте испытала все тяготы монастырской жизни и увидела, во что превращается человек, лишенный самого важного - права на свободу. Характер Сюзанны представляет собой не олицетворение «вечных» нравственных качеств или идей, как, например, у Вольтера <#"justify">Это кроткая, добрая, не испорченная монашеством, стойкая девушка, которая готова на все, ради того, чтобы не отступать от голоса сердца.

Первые из ее качеств мы встречаем вначале романа, когда девушка, боясь повести себя неправильно, набирается смелости и говорит матери о суженом своей сестры, который уделяет Сюзанне знаки внимания. Это говорит о храбрости, доброте и честности девушки.

Сюзанну восхваляет матушка де Мони: «Дитя мое, среди всех этих девушек, находящихся среди нас, таких послушных, невинных и кротких, нет почти ни одной, да, ни одной, из которой я не могла бы сделать дикого зверя. Странное превращение! И оно происходит тем легче, чем раньше девушка попадет в келью и чем меньше она знает жизнь. Эти слова удивляют вас, сестра Сюзанна? Упаси вас Господь испытать на себе, насколько они правдивы!»

Сюзанна выступает в повести не только как реальная конкретная личность, но и как обобщенное выражение естественных устремлений человека, свойственных самой его природе. Чтобы подчеркнуть это природное начало, заложенное в Сюзанне, Дидро каждое столкновение ее с враждебной средой сопровождает точной регистрацией физического состояния героини. Все поведение Сюзанны предстает именно как цепь физиологических реакций на «раздражение» внешней среды. Вот как, например, Дидро описывает состояние Сюзанны после обряда пострижения: «О боже, что со мной будет?.. Когда я произнесла мысленно эти слова, силы вдруг оставили меня, и я без сознания упала на подушку. Этот обморок сменился ознобом, мои колени колотились одно о другое, зубы громко стучали. За ознобом последовал страшный жар, в голове у меня помутилось». Таким образом, автор показывает, что протест Сюзанны - это голос самой природы и что заключение человека в монастырь враждебно самой природе человека.

В Сюзанне подчеркнуты значимые для просветителей положительные черты: природные дарования (красота, музыкальность); врожденная нравственная чистота и свободолюбие. Таким образом, естественная природа человека во всем её богатстве противопоставляется социальной системе.

Дидро не приписывает ей собственных мыслей просветителя о религии и свободе, обществе и церкви. Вывод о неразумии и бесчеловечности мира приходит сам собой в зависимости от жизненных ситуаций, в которых она оказывается.

.3 Отношение настоятельниц, христианок монастырей к Сюзанне

Сюзанна в разное время находится под началом трех настоятельниц, и противоестественность монашества наглядно подтверждается поведением каждой из них.

Первая настоятельница девушки госпожа де Мони была добра и справедлива к своим послушницам и даже не допускала, мыли об экзекуции. Она была страстной приверженкой христианской веры. По словам Сюзанны её единственным недостатком была «любовь к добродетели, благочестию, искренности, кротости, дарованиям и к честности она проявляла совершенно открыто, хотя и знала, что те, кто не мог претендовать на эти качества, тем самым были унижены ещё сильнее».

Вторая настоятельница сестра Кристина была «мелочной, ограниченной и суеверной. Она увлекалась новыми течениями, совещалась с янсенистами и иезуитами». Эта женщина была психически неадекватна - получала удовольствие от избиения и издевательства над монахинями, чьи мысли отличались от её религиозных воззрений. Это яркий пример того, когда устав используют в собственных целях для реализации собственных порочных идей замаскированных святыми намерениями.

Третья настоятельница была неплохой женщиной, но в силу обстоятельств, которые навсегда оторвали её от общества, не смогла справиться с неизменными слабостями человеческой сущности и занималась растлением невинных, ни о чем не подозревающих девушек.

С чувством крайнего отвращения Дидро выводит в этом романе христианок, жестоких и распущенных; он показывает, что в монастырях течет жизнь, полная отнюдь не христианской любви и сострадания к ближнему, а ненависти и злобы. «Там, где принимаются мрачные обеты, противоречащие естественным влечениям природы, где господствует религиозный фанатизм, убеждает Дидро, там появляется зло и ханжество и человек становится несчастен».

На примере женских образов Денни Дидро показал, во что превращается человек насильственно лишенный удовлетворения первостепенных потребностей, доказав, что вытеснение неприемлемых для человека переживаний, чувств и влечений - является основным источником возникновения психических аномалий. По мнению Дидро человек - это социальное существо, которое должно развиваться в обществе и составлять с ним единое целое. Лозунговые слова Дидро: «Человек создан для общества». Просветитель твердо уверен в том, что тяжела изоляция человека от человека. Он говорит о том, что если поместить человека в дремучий лес, он превратится в дикого зверя. Но монастырь - хуже дремучего леса, ибо с ним связано представление о рабстве, от которого нельзя избавиться и единственная желание монахинь заключается в надежде расторгнуть свой обет.

2.4«Монахиня» как первый роман о правах женщины

В романе видно, как ущемляются права человека…женщины. Сейчас это кажется вопиющей несправедливостью. Но тогда это считалось нормой. И вот что ужасает - до того, как началась революция, люди терпели.

После революции была создана «Декларация прав человека и гражданина», которую утвердили 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации был сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека было направлено против деспотизма и сословного строя. Что же касается женских прав, об этом позаботились гораздо позже.

Роман «Монахиня» - это пример того, как ущемлялись в обществе права женщины. Если не было должной материальной опоры у юной девушки, ее никто не брал замуж. Более того, ее отправляли в монастырь и запирали там, словно в тюрьме. Не говоря уже, о правах духовных. Дети не должны искупать грехи своих родителей.

Заключение

Художественная литература является одним из самых спорных исторических источников. В ней сливаются воедино реальная действительность и вымысел, поскольку вымысел необходим автору для обобщения изображаемого и для его оценки. Автору позволено менять действительность, например, идеализировать каких - то героев, искажать факты, додумывать ход исторического события. Таким образом, автор воспроизводя жизнь, интерпретирует ее, оценивает, пропускает через свое субъективное восприятие.

Рассмотренные мною произведения Ф.Вольтера «Философские повести», Д. Дидро «Монахиня», Ж Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» отличаются своей уникальностью, жанром, стилем написания.

Но изучать их как исторический источник нужно очень осторожно, грамотно определять что конкретно в этих произведениях можно использовать в историческом построении, а что нет.

На изучение вопроса достоверности оказывает влияние социальная принадлежность автора. Данные французские просветители являлись современниками описываемых событий. Большое значение имеет к какому жанру относятся данные произведения. Жанр «Философской повести» возник из элементов эссе, памфлета и романа. «Монахиня» - социально - психологический роман, который написан в эпистолярном жанре. «Юлия, или Новая Элоиза» - роман в письмах <#"justify">Дидро заставляет переживать читателя те же чувства, что и героиня романа - страх, отчаянье, горе, радость, боль… Личная судьба героини изображается с высокой позиции мыслителя - просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и гуманистической морали. Сюзанна Симонен вырвалась из монастырских стен, но нашла вне их оков, лишь свободу быть бесправной. Художественно воссозданная судьба «монахини поневоле» позволила Дидро с большой впечатляющей силой выступить против мракобесия и фанатизма церковников, показать, что феодально-абсолютистское общество обрекает личность на духовное рабство.

Список используемых источников и литературы.

Источники:

1)Вольтер Ф. «Философские повести». -М.: «Художественная литература», 1978.

2)Дидро Д. «Монахиня». - М.: «Советская Россия», 1984.

)Руссо Ж. Ж. ««Юлия, или Новая Элоиза». - М.: «Художественная литература», 1968.

Литература:

)Дворцов А.Т. «Жан Жак Руссо». - М.: «Наука», 1980. - 112с.

) Волгин В.П. «Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке». - М.: «Академия наук СССР», 1958. - 203с.

) Огурцов А. П. « Философия науки эпохи Просвещения». - М.: «Наука», 1993. - 213с.

) Кассирер Э. «Философия Просвещения». - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004, 400 с.

) Розанов М. Н. «Ж.-Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX в». М., «Мысль», 1910, 204 с.

) Момджнян Х.Н. «Французское просвещение XVIII века: очерки». М.: «Мысль», 1983.

) Кузнецов В. H. «Франсуа Мари Вольтер». М., «Мысль»,1978, 223с.

) Занадворова Т. Л. «Жан Жак Руссо», М., «Наука», 1972, 140-151 с.

9) Басин Е.Я. «Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско- эстетической мысли», «Издательский центр научных и учебных программ», 1999, 240 с.

) Киссель М. А., Соловьев Э. Ю., Ойзерман Т. И. «Французское Просвещение и революция». М., «Наука», 1989, 272 с.

) Хоркхаймер М., Адорно Т. В. «Диалектика просвещения. Философские фрагменты». М., «Наука», 1997, 16-60 с.

Похожие работы на - Литература французского просвещения о женщине как исторический источник

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!