Королевская власть в племени готов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Королевская власть в племени готов

Содержание

Введение

Глава I. Расселение остроготов и вестготов к IV-V вв. н.э

Глава II. Понятие королевской власти

§ 1. Определение понятия «rex»

§ 2. Функции короля в племени готов

§ 3. Способы передачи власти в племени готов

Глава III. Другие органы власти в германском обществе помимо короля

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Произведение Иордана «О происхождениях и деяниях гетов», которое датируется VI веком н.э. является одним из важнейших источников по истории раннего средневековья Европы. Сам Иордан - имеет германское происхождение. Источник включил в себя информацию, которая не дошла до нас в контексте других источников, а также различные саги и предания. Источник несет в себе информацию не только об истории остготов и вестготов, но и о социально-политическом развитии таких народов как гунны, гепиды, вандалы и прочие. Эти сведения имеют огромное значение, так как с помощью них возможно проследить каким образом происходило становление королевской власти в германских племенах. А это очень важно, потому что приводит к появлению новых государственных преобразований и формирования обществ Средневековой Европы.

Рассматривая степень изученности темы моей курсовой работы стоит сказать, что именно вопросом королевской власти в племени готов, русские исследователи практически не занимались. Но зато теме Великого переселения народов в отечественной историографии посвящена масса трудов. В своей курсовой работе я использовала исследования А.И. Неусыхина, Ф.Энгельса, Э.А. Томпсона, Л. Мюссе, Л.Л. Лаврова, В.П. Будановой, а также работу филолога-германиста Л.Н. Соловьевой и труд, написанный совместно А.Р.Корсунским и Р.Гюнтером.

В произведение Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» автор анализирует историю человечества на ранних этапах его развития. Он раскрывает процессы разложения первобытного строя и образования классового общества. В этой книге наше внимание больше всего привлекла 7 глава - «Род у кельтов и германцев» и 8 глава - «Образование государства у германцев». Энгельс показывает переход из античного мира в мир варварства. Но стоит отнестись к данному произведению достаточно критично, так как автор на протяжении этих глав показывает римлян как беспощадных эксплуататоров. Несмотря на это, из данной книги можно почерпнуть информацию по теме моего курсового сочинения. Стоит заметить, что книга опубликована в 1884 году.

Комментарии А.И. Неусыхина к первому изданию Гетики, которые были опубликованы в 1960 году, также помогают реконструировать систему королевского дома у готов. Историк анализирует источник, в некоторых моментах не соглашается с комментариями Е.Ч. Скрижинской, но признает, что данное «создание такого труда является большим научным достижением», так как в западной историографии нет такого издания Иордана.

Монография «Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.)» - это совместный труд профессора Лейпцигского университета Ригобера Гюнтера и профессора Московского университета А.Р. Корсунского. Эта книга посвящена описанию упадка римского общества и развитию германских королевств до середины VI века. Книга имеет 12 глав, каждая из которых посвящена истории одного из германских народов. Мое внимание привлекала 2 глава - «Вестготы и империя. Образование Вестготского королевства в Галлии». Авторы очень подробно описывают миграции готов, разделяют историю данного племени логически на 2 периода - до IV века и после IV века. При этом в каждом периоде подробно дается описание социально- экономической и политической жизни готов. Правда, некоторые выводы не подкреплены ссылками на источники. Авторы отмечают ценность данного труда в использовании новейшей специальной литературы по истории раннего средневековья и данных археологических исследований. Книга была издана в 1984 году.

Кроме работ историков для написания своего курсового сочинения я решила обратиться к мнению филологов. Л.Н.Соловьева в своём учебном пособии «Введение в германскую филологию» посвящает две главы истории великого переселения германцев и образованию варварских королевств. Пусть это и учебное пособие для студентов, учащихся на факультете романо-германской филологии, но автор для написания пользуется источниками, которые не были использованы в моей курсовой работе. Это, например, «Деяния» Аммиана Марцелина, «Война с вандалами» Прокопия Кесарийского, «История франков» Григория Турского. Таким образом, мы можем получить больше информации о германских племенах IV-VI веков н.э.

Исследования Э.А. Томпсона, британского историка, были переведены на русский язык в книге «Римляне и варвары. Падение Западной империи». Каждая глава данной книги - это отдельный очерк по истории определенного государства, которые ранее были опубликованы как отдельные статьи. Общей темой данных очерков были отношения между римлянами и германскими народами преимущественно в IV-VI века н.э., то есть именно в тот период, когда германцы вступили на территорию империи и стали селиться там, а по прошествии некоторого времени и создавать свои независимые государства. Опираясь на раннесредневековые хроники, автор пытается осветить социально-экономические и политические процессы, происходившие на окраинах варварского мира - в Италии, Испании, Норике, Галлии. Именно по такому географическому признаку Томпсон разделил на 4 главы свою книгу. Стоит заметить, что книга увидела свет в 1980 году. На русский язык она была переведена только в 2003 году.

Книга известного французского историка Люсьена Мюссе «Варварские нашествия на Европу: германский натиск» была переведена на русский язык в 2006 году. В ней на основе многочисленных источников анализируются процессы крушения Римской империи и становления варварских королевств. Стоит заметить, что автор уделяет особое внимание географическим, лингвистическим и социальным аспектам завоеваний. Историк рассмотрел отдельно историю каждого народа-завоевателя от его появления до окончательного исчезновения. Мюссе рассматривает подробно проблемы расселения племен и складывания институтов власти, а данный вопрос - центральный в моей курсовой работе. Также в приложении книги представлена хронологическая таблица и исторические карты, посвященные великому переселению народов.

Тезисы доклада В.В.Лаврова на научной конференции в СПбГУ в 2006 году также пригодились для написания моего курсового сочинения. Автор, по моему мнению, делает достаточно «громкие» выводы, говоря о том, что уже к IV веку в племени готов существовала трехступенчатая система власти. Правда он ничего не говорит о том, что именно делали представители власти этой системы. Стоит правда заметить, что Лавров говорит о готах Нижнего Подунавья и основывается на материале «Деяний» Аммиана Марцелина, а данный источник я не рассматривала в своей курсовой работе. С одной стороны мнение автора можно принять к сведению, но с другой стороны я не встречала мнения историков, занимающихся данной проблемой, которые были бы солидарны с точкой зрения Лаврова.

Одним из самых последних исследований, посвященных истории великого переселения народов являются работы В.П.Будановой. Одна из них это статья в журнале Средние века (2000г.) - «О некоторых перспективах исследования Великого Переселения народов». В своей статье автор пытается обозначить основные тенденции и направления миграционных процессов эпохи Переселения, рассмотреть формы контактов отдельных племен с Римской империей. Выделяет три этапа Великого Переселения Народов - германский, гуннский и славянский. Буданова показывает, какие этнические пространства существовали в то время, что дает ясно понять место германских племен в рассматриваемой нами эпохе. В конце она делает выводы об исторических итогах Великого переселения народа, где рассматривает тему становления государственности в германских племенах.

Кроме статьи я также использовала монографию В.П. Будановой «Великое переселение народов». Данная работа вышла в 2008 году. Ее структура - это 6 лекций, которые дают информацию об этапах переселения народов. Наше внимание было сосредоточено на первых 5 лекциях. Автор рассказывает ход переселения народов, повествует о социальной и хозяйственной деятельности. В конце каждой лекции приведен список использованной литературы. Стоит сказать, что Буданова пользовались теми источниками и литературой, которые не использовала я в работе, а это очень важно в целом для моей курсовой работы. Также в ее работе встречаются мнения европейских историков.

Объектом исследования являются германские племена IV-V вв. н.э. А именно мы рассмотрим готов, герулов, гепидов, ругов. Информация о гуннах может быть введена в качестве сравнения, так как к V в. гуннский племенной союз представлял собой очень разношёрстную толпу, значительную часть которой - германцы).

Предметом исследования является рассмотрение процесса возникновения и развития форм королевской власти у германских народов.

Цель исследования состоит в выявлении специфики политического развития германских племен в IV-V вв. н.э. на примере племени готов.

Для достижения данной цели курсовой работы нужно решить следующие задачи:

.Рассмотреть территорию расселения племени готов к IV-V вв. н.э.

.Дать определение следующих терминов: «rex», «dux».

.Проанализировать ход передачи королевской власти.

.Выявить функции королевской власти.

.Рассмотреть другие органы власти: старейшины, комиты и т.п.

Курсовая работа написана на материале следующих источников: «О происхождении и деянии гетов» Иордана, «История против язычников» Павла Орозия, и сочинения Корнелия Тацита - «Анналы» и «Германия».

«О происхождении и деянии гетов» Иордана - это основной источник моего курсового сочинения. Место и время написания данного источника достаточно сложно датировать. Мнения историков расходятся - одни утверждают, что Иордан находился в Константинополе, другие склоняются к тому, что он жил в это время в Равенне. Источник был написан примерно в 550-551 гг. Историческая значимость данного произведения заключается в том, что он был написан на основе тех источников, которые не дошли до нас. Это «История готов» Кассиодора, «Византийская история и деяния Аттилы» от Приска, а также труд неизвестного готского историка Аблавия. Иордан излагает в своем произведении историю готов со времени их легендарного переселения из Скандинавии до падения королевства остготов и прекращения королевского рода Амалов. Очевидно, его произведение был государственный заказ, так как целью его было показать как древний и могущественный народ готов уступил превосходящей силе византийского императора. В источнике есть много моментов поистине легендарных и не соответствующих действительности. Например, Иордан преднамеренно удревняет историю готов, говоря о том, что они были предками легендарных амазонок и племени гетов. Это также было целью данного произведения. Кроме этого, на сочинение Иордана нашла отражение греко-латинская историографическая традиция: автор непоследовательно употребляет термин «rex». Он употребляет его к различным племенам, к различным эпохам. Например, говоря о первом правители готов - Бериге- он называет его королем. Хотя в I веке сложно даже говорить о зачатках королевской власти. Логически «Гетику» можно разделить на 3 главы:

.готах, которые со Скандзы переплыли к устьям Вислы, затем передвинулись на юг в Скифию и жили на побережье Черного моря до гуннского нашествия;

.о везеготах, ушедших из Причерноморья за Дунай, затем продвинувшихся на запад - в Италию, Галлию, Испанию;

.об остроготах, также, но позднее, чем везеготы, покинувших Причерноморье и после пребывания в Мезии и Паннонии осевших в Италии.

Правда, автор почему не выдели ни одной из глав. С веками произведение Иордана приобрело новую ценность. При всех его недостатках оно занимает почетное место среди источников своего времени; более того, оно в своем роде уникально и может стоять в одном ряду с другими историческими памятниками VI в. Со страниц произведения выступает то, о чем едва ли помышлял его автор: грандиозная картина становления нового мира, вытесняющего мир старый, картина упорной и длительной борьбы отживающего с нарождающимся.

Также для написания своей курсовой работы я использовала труд Павла Орозия «История против язычников», переведенный на русский язык В.М.Тюленевым в 2001 году. Произведение состоит из 7 книг, наше внимание было уделено 1 книге. Орозий ставил своей целью показать в сравнительно небольшом произведении все человеческое прошлое, при чем не останавливаясь на событиях исключительно римской истории. Датируется сочинение между весной 416, когда Орозий вернулся в Африку из Палестины, и концом осени 417 г., когда он отправился на Менорку. Стоит сказать, что Павел Орозий по происхождению был грек, поэтому его личное отношение врятли могло отразиться в тех моментах, которые посвящены истории готов.

Кроме этого я обратилась к материалу сочинений Корнелия Тацита: «Анналы» и «Германия». Источники написаны в конце I века н.э. «Анналы» охватывают период с 14 по 69 г., и рассказывают о правлении трех принцепсов династии Юлиев-Клавдиев. Произведение это сохранилось неполностью. До нас дошли I-IV и XII-XV книги целиком, V, VI, XI и XVI с пропусками или в отрывках, VII-X неизвестны совсем. Для своей курсовой работы я использовала материал I и II книг, охватывающие события с 14 по 19 гг. н.э. Данный источник является вспомогательным источником моей курсовой работы, и требуется для сопоставления информации данной в «Гетике» по древней истории готов. Все - таки Тацит, писавший в конце I века лучше представлял данный период, чем Иордан, живший в VI и не являвшийся очевидцем тех событий.

Структура моей курсовой работы построена следующим образом. В первой главе я подробно рассматриваю расселение племени готов к IV-V векам н.э. Вторая глава посвящена понятию королевской власти в племени готов. В первом параграфе дается определению термину «rex». Во втором параграфе внимание уделено функциям, которые выполнял король в племени. В третьем параграфе подробно рассматриваются способы передачи власти у германских племен. В третье главе я уделала внимание тем органам власти, которые были в племени помимо короля. Это старейшины, комиты, вожди и жрецы. В конце работы приведено заключение и список использованной литературы.

королевский власть племя гот

Глава I. Расселение остроготов и вестготов к IV-V вв. н.э

Сочинение Иордана посвящено главным образом истории готов. Но если посмотреть на название «О происхождении и деяниях гетов» возникает вопрос - кто такие геты и каким образом они связаны с готами? В комментариях Е. Ч. Скрижинской отождествление гетов с готами связано с тем, что Иордан стремился преувеличить древность готского племени путем включения в их историю событий из истории фракийского племени гетов. Также Иордан замечает, что не только готы пошли от гетов, но и имеют родственную связь с племенем скифов. Ссылается он в этом на еврейского писателя Иосифа Флавия: «Упоминая лишь о корнях их от Магога, он уверяет, что зовутся они скифами и по племени, и по имени». Сам Иордан прямо в источнике дает понять, что данное утверждение правильное, говоря о том, что Иосиф, «…правдивейший рассказчик анналов, который повсюду блюдет правило истины…». В комментариях к этому факту Е. Ч. Скрижинская также приводит толкование Исидора Севильского, в котором он отождествляет скифов и готов - сами слова не очень отличаются друг от друга стоит только изменить и отбросить букву; а последний слог имени Магог, если его изменить будет указывать на название «гот». Правда сама Скрижинская считает это толкование нелепым и замечает, что Исидор Севильский любил применять способ фонетического сходства в своих работах. Таким образом, именно по этим причинам в моей курсовой работе будет рассматривать местоположение и готов, и гетов.

Примерно во I веке н.э. при короле Бериге племя готов заняли берега р. Вислы. Скрижинская относит время правления Берига к середине I века н.э.. К тому же Тацит в своей «Германии» говорит о племени готонов, которые живут за лугиями, а за готонами «у самого Океана, - ругии и лемовии». Тацит готонами называл племя готов. Как известно, племя лугиев жило на территории между р.Вислой и р.Одер. Таким образом, это подтверждает тот факт, что готы в I веке обосновались на берегах р.Вислы. От этого события историки приняли отсчитывать начало великого переселения народов. Откуда же началось это переселение? Иордан указывает, что племя готов вышло с острова Скандзы, который расположен в «Коданском заливе моря и что берега ее омывает океан». Историк подробно описывает данный остров: его расположение, границы, племена, которые населяют его. Также Иордан замечает, что климат на в данной области очень суровый: «Из за страшного холода там не найти нигде медоносного пчелиного роя». И именно этот факт отложился на характере его обитателей, и также на причине начала переселения народов в другие земли. Сам историк называет Скандзу «мастерской, [изготовляющей] племена», видимо подразумевая, не только то огромное количество племен, населяющих ее, но и также тот факт, что не только вышли из земель этого острова. Буданова В.П. в своей монографии «Великое переселение народов» сообщает, что группа восточных германцев - это племена «переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся междуречье Одера и Вислы». Среди них были готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, руги. Правда она отмечает, что вопрос о том, в какое же время эти племена заселили данную территорию, остается спорным. Но при этом она утверждает, что к началу н.э. они уже размещались в данном регионе.

Готы отправились из Скандзы на трех кораблях, и с этим связывается будущее их разделение на остготов, вестготов и гепидов. При этом последние получили свое название, потому что их корабль пристал в земли Готискандзы (совр. устье р. Вислы) позднее, чем предыдущие. И как замечает Иордан на языке готов «ленивый» произносится как «gepanta». Далее готы переходят на земли племени ульмеругов (обитали на островах в дельте р. Вислы) и вытесняют их оттуда. Примерно в это же время от руки готов пострадало племя вандалов (обитали между р. Вислой и р. Эльбой).

При короле Филимере (он был пятым после Берига королем) готы переселяются в земли Скифии. Готы называли это место Ойум (территория нынешней Украины). Таким образом готы начинаются свое движение на юг к Причерноморью. Расположение Ойума вызвало много точек зрений историков. В любом случае, готам во II веке н.э. удалось перейти р. Днепр и, по мнению Е. Ч. Скрижинской, осели на левом берегу нижнего Днепра. Эта версия, по моему мнению, кажется более правильной, так как эта местность имеет множество мелких озер, образующих обширное болото, а сам Иордан говорит, что «та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами». Здесь они разбивают местное племя спалов и продвигаются в южную часть Скифии, омываемую Понтийским морем (вероятнее они остановились на побережье западнее совр. Крыма).

В III веке происходит важное событие во всей готской истории - разделение готов на остготов и вестготов. От вестготов пошел род Балтов, от остготов - род Амалов.

При короле Остроготе остготы переходят р. Данубий (совр. Дунай) и опустошают Мезию и Фракию.

События конца III века по Иордану дают понять отождествление гетов с готами. В 271 году н.э. племя готов вторгается в Дакию (римская провинция, населенная гетами) и захватывают ее. До I века она носила имя Гетии, после завоевания римлянами она становится их провинцией. При завоевании ее готами она получает название Готии. Е.Ч. Скрижинская замечает, что Орозий пишет в своем сочинении о том, что «недавно геты, те, что теперь зовутся готами». Таким образом, Иордан смешивает оба названия.

В 322 году между римским императором Константином Великим и племенем вестготов был заключен союз. Он имел важность для обеих сторон. Готы должны были за ежегодную плату давать войско римской армии для охраны римских границ. Это было выгодно для императора, так как ему нужны были силы для развития Константинополя. Иордан сообщает, что вестготы направили в ряды римской армии около 40 тысячи своих воинов. Также в римской армии служили и готские короли - Ариарах и Аорих.

В 376 году вестготы со своим предводителем Фритингером обратились к императору Валенту по причине притеснения их гуннами. Они просили для расселения территории Фракии или Мезии. Также они обещали принять христианство. Но свое обещании они не сдержали, к тому же начали проводить грабительскую политику по отношению к римлянам. Все это приводит к столкновению, которое в истории получило название Готской войны. Самая ожесточенная битва этой войны - это битва при Андрианополе (совр. г. Эдирне в Турции) в 378 году. В ней вестготы одержали победу над римским войском. До 382 года готы продолжали разорять римскую империю, пока император Феодосий Великий и король готов Атанарих заключили мирный договор, по которому готы получили земли для расселения и ежегодные выплаты, а римские границы охранялись вестготами.

В V веке вестготы продолжают совершать набеги на римскую империю. Римский император Гонорий пытался откупиться от готов контрибуцией, но последних это не устраивало: помимо контрибуции, они требовали новых земель для расселения. Гонорий отказал им в этом. В ответ на это вестготы идут на Рим, но Иордан замечает, что «…они, по приказу Алариха, только грабят, но не поджигают, как в обычае у варваров, и вовсе не допускают совершать какое-либо надругательство над святыми местами». После этого вестготы отправляются грабить таким же способом Кампанию и Луканию и предполагали, осев на о.Сицилия перебраться в Африку, но смерть Алариха помешала в осуществлении этих планов.

Приемнику Алариха - Атаульфу также не удалось осесть на берегах Южной Италии, поэтому он со своим народом удалился в Южную Галлию (совр. юг Франции). Следующие готские короли, находясь на службе у римского императора Гонория, охраняли границы империи от вандалов, аланов и других племен. За хорошую службу при короле Валии в 418 году вестготы получают статус федератов и обширные земли для поселения в Аквитании. Это был важный этап в формировании независимого вестготского королевства с центром в Тулузе. Вестготы продолжают укреплять статус своего королевства. При Теодорихе II была покорена большая часть Иберийского полуострова (совр.Пиринейский п-ов).

В это же время начинает формировать государство остготов. К 454 году в состав остготского королевства вошли следующие земли: Паннония, Иллирия, Далмация и Италия.

У вестготов при царствовании короля Евриха (466-485) Тулузское государство уже занимали следующие земли: Южная и Средняя Галлия (от р.Луара на севере и р.Рона на востоке), практически всю Иберию(только северо- запад находился под властью свевов). Таким образом, это было самое могущественное варварское государство того периода.

Остоготы, при короле Теодорихе, пытаются стать единовластными правителями всей Италии. И им это удается. В 493 году, при штурме Равенны Одоакр и Теодорих подписывают мирный договор, по которому правят империей вместе. Но вскоре Теодорих убивает Одоакра и становится единовластным правителем всей Италии, а также Норика, Реции и Тироля.

После смерти Теодориха государство остготов теряет свое могущество. Падение его связано с Юстинианом, который используя кризис в правлении остготского королевства и незаконное завоевание власти Теодахадой, пошел борьбой против готов. Их земли привлекали Византию. Война длилась более 20 лет, остготы постепенно теряли свои земли и в 554 году легендарное остготское государство исчезает с карты ранней Средневековой Европы.

Таким образом, небольшое племя готов, вышедшее из Скандзы на 3 кораблях в I веке н.э., в течение столетий укрепляло силы и могущество и к V веку было самым сильным государством того времени. Причиной такого могущества стоит считать мудрую политику готских королей. И именно кризис наследования престола привел к падению остготского государства. Поэтому в следующих главах мы рассмотрим специфику политического развития племени готов в IV-V веках н.э. (период их могущества).

Глава II. Понятие королевской власти

§1. Определение понятия «rex»

Для того, чтобы понять каким же образом происходило управление племенем готов, нужно разобраться в политической структуре, какие органы власти существовали в тот момент. В курсовой работе за 2 курс я занималась изучением специфики социально-политического развития германских племен в I веке н.э. Я пришла к выводу, что институт королевской власти в тот период не существовал. Присутствие в произведениях К.Тацита терминов «dux» и «rex» объясняется тем, что автор, таким образом, пытается выделить из обычных вождей более знатных. Также «rex» выделялся среди своих соплеменников имущественным положением. Но в тот период «rex» не смог укрепить свою власть в племени, правда, зачатки данного процесса начались именно в то время. Иордан же в Гетике главного в племени называет термином «rex». Причем нередко он употребляет его к деятелям разного уровня и разных исторических эпох. Например, царь персов Кир в латинском тексте назван как «rex Persarum»(король персов), царь фригов Приам носит титул «Frygum regi»(король фригов). При короле готов Танаузисе на реке Фазис сошлись готы и египтяне под предводительством царя египетского Весозиса. У Иордана он назван как «Aegyptiorum rex» (король египтян). Король гуннов Аттила также носит имя «rex Attila». Единственные, к кому Иордан не употребляет термины «rex» и «dux» - это римские императоры. Император Валент носит имя «Valens imperator». Сестра императора Валентиниана Гонория названа в оригинале как «Honoriam Valentiniani principis germanam». Императоры Галл и Волузиан несмотря на то, что правили они всего лишь два года также носят титулы «Gallus et Volusianus imperatores». Таким образом, можно сделать вывод о том, что Иордан четко разделяет термины «император» и «король». Стоит разобраться в причинах непоследовательности употребления термина «rex» для обозначения главы управления в разных по своей структуре племенах. Возможно, это связано с влиянием греко-римской историографической традицией. Например, когда Иордан ведет повествование о противостоянии греков и персов, он ссылается на свидетельство римского историка Помпея Трога. Видимо это и отразилось на контаминации титула «rex». А.И.Неусыхин, комментируя первое издание Гетики, отмечает, что эти колебания Иордана по поводу терминологии объясняются тем, что « с одной стороны, незавершенностью самого процесса образования новых племенных объединений из нескольких прежних, более мелких племен, а с другой - процесса перестановок внутри племенных союзов в результате их передвижений, постоянных войн, отщепления одной ветви того или иного племени от другой и т. д.».

Термин «rex» в поздней античности имел тираническую окраску. Действительно, во время постоянных войн король должен был быть диктатором. Причиной этого было то, что он должен был дать отпор завоевателям и сохранить независимость своего государства. В Гетике есть пример, где короля гуннов - Аттилу, император Валентиниан называет тираном: «Благоразумно будет с вашей стороны, храбрейшие из племен, [согласиться] соединить наши усилия против тирана, посягающего на весь мир». Далее Иордан дает небольшую характеристику Аттиле, с помощью которой можно выделить черты тиранической власти: «жажда порабощения вселенной», своевластие («что бы ни совершил это и считает законным»), беззаконие («Он презирает право и божеский закон»). Таким образом, Иордан сближается королевскую власть с тиранической. Причиной этому является римская культурно-историческая традиция. Также интересно определение еще одного термина, выражающего верховную власть - это принцепс (princeps). Его Иордан употребляет по отношению в римским императорам, к предводителям квадов и свевов, которые не имеют королевской власти. Таким образом в Гетике принципатус имеет 2 значения:

.Императорская власть. Назвать определенных глав Римской Империи просто «императорами» нельзя. Нужно выделить их в сравнении с другими властителями. Поэтому в современной историографии их принято называть «главными среди главных». Такими, судя Гетике, были Галлиен, Маркиан. Кроме римлян, таким титулом обладал и легендарный король готов Филимер. Это, пожалуй, единственный представитель готов, который так назван у Иордана.

.Легитимная власть. В племенах свебов и квадов отсутствовали «короли», поэтому их предводителей Иордан называет принципсами. Также, если рассматривать древнюю историю гетов, легендарных представительниц племени- амазонок- Лампето и Марпезия носят титул «princeps».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отношении глав племен Иордан употребляет все же термин «rex», но в отношении некоторых может быть употреблен термин «princeps» - если автор пытается выделить правителя за какие либо заслуги перед племенем, либо если в племени отсутствует лицо, исполняющее обязанности короля (в данном случае, это пример с племенем квадов и свевов либо древняя история племени гетов, когда еще не был сформирован институт королевской власти). Относительно готов, мы практически не находим примеров, когда король носил еще и титул принципса.

§ 2. Функции короля в племени готов

Как мы уже рассмотрели в первом параграфе главой племени могли быть - король и принцепс. Теперь стоит рассмотреть, какие же функции они совершали в племени, которые оказывали действия на организацию германского общества.

Несомненно главной и основной функцией короля было управление племенем. Легендарный король готов Филимер, сын Гадарига «правил всего только пятый после Берига». По отношению к римским императорам Иордан также употребляет данный термин: «…в правление императора Домициана…». Король гуннов Аттила, для того чтобы укрепить свою власть в племени, умерщвляет своего брата Бледу, «повелевавший значительной частью гуннов». Также Иордан упоминает еще об одном интереснейшем факте - когда король готов Винитарий был убит Баламбером, последний взяв в жены Вадамерку начал властвовать над племенем готов, но при этом «готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и решению гуннов». То есть в каждом племени был собственный «царек», который подчинялся единому королю (данный вопрос мы рассмотрим в 3 главе работы). Здесь же нас интересует то, что, несмотря на положение управляющего (а мы привели много примеров) - будь то римский император, король готов, вождь гуннов или «царек» готов, - Иордан употребляет одно слово, обозначающее его действия - «правит» либо производные от него. По истине, именно это было самой главной функцией любого управляющего племенем.

Следующей функцией короля было охрана подвластных ему земель. После смерти Танаузиса во главе государства были избраны женщины - Лампето и Марпезия. В их функции входило защищать свои владения и опустошать чужие. Для этого они кинули жребий, по которому Лампето «осталась охранять родные границы», а Марпезия «покорила войной различные племена, а иные присоединила, заключая мир».

Таким образом, выявляется еще одна функция короля - покорение либо присоединение других территорий. Во время похорон Аттилы, гуннские всадники вспоминали его такими речами: «Ты, который с неслыханным дотоле могуществом один овладел скифским и германским царствами». Охрана своих территорий и присоединение новых земель - это обязательная составляющая часть Великого переселения народов. Действительно, только сильный король мог противостоять нападению других племен и сохранить независимость подвластных ему территорий. Сохранение и присоединение - это две функции, которые, по моему мнению, нельзя разделять. Ни один король не мог проводить свою политику с курсом только сохранения своих территорий, так как со временем государство разрастается и чувствуется нехватка территорий для комфортного проживания. Также ни один король не мог проводить политику лишь присоединения территорий, так как, присоединив территорий сегодня, завтра они могут быть уже подвержены нападению соседних племен, в особенности в эпоху Великого Переселения Народов, когда массы народностей меняли свое место обитания.

Также в источнике есть два интереснейших случая, когда король усыновлял. Причем усыновлял не в том значении, которое мы знаем: он освобождал пленника и заключил с ним военный союз. Тиудимер, король готов, «пленника своего усыновил и отпустил вместе с соплеменниками в Свавию». Похожая ситуация произошла и с Теодерихом: император Зинон «усыновил его по оружию и на государственные средства устроил ему триумф в столице, а также сделал его ординарным консулом». Этот ритуал был не случайным, а так называем дипломатическим инструментам в руках германских правителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Иордан сближает готских королей с римскими императорами, а также с гуннскими и гето-фракийскими царями. Функции их практически идентичны, хотя по статусу готские короли значительно уступают римским императорам. Это действие автора понятно - в течение всего повествования Иордан пытается возвеличить готов, в начале «удревняет» их происхождение путем сопоставление генеалогических данных легендарных амазонок, гетов и самих готов; далее пытается сопоставить римлян и готов и показать, что готы мало в чем уступали римлянам. Но несмотря ни на что, данные источника помогают реконструировать механизм королевской власти в готском племени, показывают, что король того периода обладает некой самостоятельностью, но при этом в источнике есть упоминания и о других органах власти.

§3. Способы передачи власти в племени готов

Во втором параграфе второй главы мы уже затронули этот вопрос, рассматривая функции короля. Там он выполнял такую функцию как «усыновление». Действительно, король мог сделать данную процедуру. В итоге при таком действии «усыновленный пленник» получал либо свободу, либо какую-нибудь должность, как это было с королем Теодерихом (император Зинон сделал его ординарным консулом). Но этот случай единичный. Например, римские императоры такой процедурой пользовались намного чаще. Гораздо чаще в германских племенах власти передавали либо через наследование, либо через избрание, либо попросту захватывали власть. Рассмотрим каждый способ более подробно.

Способ наследования власти. Когда читаешь источник, кажется, что именно этот способ должен быть основным, так как Иордан пытается показать древность рода готов и именно способ наследования должен быть обязательной составляющей частью. Показать так называемые наследственно-династические отношения в германском обществе. На самом деле, в источнике чаще опускается, каким же образом власть была передана: «Они счастливо и мирно жили в своей стране до тех пор, пока жив был вышеупомянутый их Острогота. После его смерти Книва, разделив войско на две части…».

Теперь рассмотрим случаи, где Иордан четко говорит о наследование власти в германских племенах. Когда умер король Гунимунд (сын короля Германариха) «наследовал ему сын его Торисмуд». В этом отрывке показан случай передачи власти от отца к сыну.

Также власть могли передать по старшинству, то есть от старшего брата к младшему. После смерти Торисмунда (сына Теодериха I, погибшего на Каталунских полях) власть передалась по старшинству - его брату Теодериху II. А уже после смерти Теодериха II власть была передана «с жадной поспешностью» его брату - Евриху. Таким образом, мы показали еще один способ передачи власти: если в семье было более одного брата, то после смерти первого власть передавалась следующему по старшинству. Если же и второй умирал - то власть передавалась третьему. Здесь мы видим схожую систему передачи власти с лествичным правом Древней Руси. В этом Иордан пытается показать преемственность, непрерывность королевской власти. Также в источнике есть указание на то, что король мог оставить после себя приемника. Это тоже можно отнести к способу наследования власти. Когда король остроготов Видимер «отошел от дел человеческих; преемником он оставил одноименного с собой сына Видимера». Единственное, что не вполне ясно каким же образом происходил процесс назначения приемника? Либо как в первом случае - это была простая передача власти от умершего отца к сыну, либо же здесь была практика публичного провозглашения наследника. Публичное провозглашение кроме случая с Видимером также встречается у Иордана. Интересен фрагмент назначения королем в остготском королевстве в Италии незадолго до смерти Теодориха: «Когда он достиг старости и осознал, что через короткое время уйдет с этого света, он созвал готов - комитов и старейшин своего племени - и поставил королем Аталариха, сына дочери своей Амаласвенты, мальчика, едва достигшего десяти лет, но уже потерявшего отца своего, Евтариха». Сам Иордан говорит о том, что эти слова Теодориха звучали как завещание. Но здесь стоит обратить внимание на тот факт, что данная процедура происходила уже в VI веке н.э. (526г.), а это уже выходит за рамки рассматриваемого нами периода. К тому же, уже к этому времени институт королевской власти остготского дома окреп и приобрел черты института позднеримского общества, где данная процедура была привычной составляющей передачи власти.

Способ передачи власти через избрание королем. Этот способ древний и встречается еще в произведении Корнелия Тацита. Можно привести пример о выборах Италика королем херусков: «Обращаясь к народу, он постоянно напоминал, что не ворвался силою к не желавшим его, но призван ими, так как превосходит всех знатностью; пусть они испытают его доблесть на деле… В ответ на это толпа шумно выражала ему одобрение». Здесь Италик, показывая знатность своего родства, пытается получить поддержку у херусков. Словом «толпа» у Тацита, видимо, названо народное собрание, так как в итоге Италик получил власть и отправился на борьбу с врагами.

Интересный фрагмент назначения королем в племени свавов. Они были покорены везеготами, но правитель у них был свой, который подчинялся всем приказаниям короля везеготов. Когда их правитель был умерщвлен, жрецы свавов отправляются к королю везеготов Теодориху с просьбой самостоятельно выбрать главу племени. Получив положительный ответ, «свавы выбрали себе царьком Римисмунда». Отсюда можно сделать вывод о том, что в покоренных территориях племени везеготов существовал свой институт управленцев, который подчинялся главному королю. Также в избрании большую роль играли жрецы, выступавшие как послы от покоренного народа к королю покорившего народа, и быстрее всего жрецы также избирали короля. Сама формулировка Иордана о том, что «свавы выбрали» говорит, о существовании Народного Собрания в племени свавов.

У Иордана также есть момент, где короля избирает войско, а не Народное Собрание или жрецы. Теодахад, получив власть короля остроготов, пренебрежительно относя к своей двоюродной сестре, заточив, а потом и убив ее. Этим он вызвал гнев Юстиниана Великого, императора Византийского, который повел войска против остроготов во главе с Велезарием. Увидев мощь противника, Теодахад просит принять его на службу к императору. Тогда в войске Теодахада поднимается мятеж и «оно криком требует свергнуть Теодахада с престола и поставить королем вождя их Витигеса, который был теодахадовым оруженосцем». Таким образом, Витигес получает власть в итоге восстания недовольных правлением Теодаха. Данный случай также единичный, и к тому же выходит за рамки, рассматриваемого нами периода (сер. VI века н.э.)

Если следовать комментариям Скрижинской, то первым королем, избранным готами был Аларих. Причиной этого было то, что дети императора Феодосия - Аркадий и Гонорий - грабили государство, поэтому готы «… опасаясь, как бы … не ослабела их сила, избрали себе королем Алариха». Готы избрали короля сами, и видимо здесь также под словом «готы» употребляется Народное Собрание.

Таким образом, способом избрания королей готы пользовались по причине отсутствия родственников, когда нельзя было передать власть по способу наследования; либо когда племя было недовольно существующим порядком (как в случае с Витегесом и с Аларихом). Избирался король чаще Народным Собранием, названное у Иордана общим именем племени. При избрание Иордан уделяет внимание положению избиравшегося - Витигес - оруженосец Теодахада, Аларих - из древнего воинствующего рода Балтов. Это было важной составляющей, так как король являлся главным защитником племени. Способ получения власти через ее захват. Способом захвата власти германцы пользовались намного реже, чем способом наследования. В источнике Иордан упоминает о таком случае в племени вандалов, когда Гелимер нарушил наследственную передачу власти и «сам же, как тиран, преждевременно захватил власть». Здесь захват королевской власти расценивается как проявление тирании. Иордан, таким образом, придерживается римской традиции употребления термина «тиран». Также Иордан умело разделяет захват и от овладения власти. Последнее осуществляется легитимным путем и возможным применением силы. В источнике упоминается такой случай, когда Торисмунд, после смерти Теодериха своего отца, спрашивает у патриция Аэция, что ему теперь делать и тот дает ему дельный совет: «возвращаться на свои места и овладеть королевской властью, оставленной отцом». То есть здесь власть не передалась по наследству: Торисмунд не был провозглашен приемником, также здесь не идет речи о выборности Торисмунда. В данном случае, Торисмунд получил власть, но должен ею еще и овладеть, так как братья его могут начать расхищать королевство.

В итоге мы рассмотрели различные способы передачи власти в королевстве готов. Иордану известна передача власти по «праву наследования» причем есть 2 способа - «от отца к сыну» и « по старшинству», процедура передачи власти в народном собрании, а также получение власти путем узурпации. Также автор противопоставляет «право наследования» узурпации, рассматривая последнее как нарушение законного порядка передачи и получения власти в германском обществе.

Глава III. Другие органы власти в германском обществе помимо короля

Неоднократно в первых двух главах я отмечала, что помимо короля в германском обществе существовали и другие органы власти. В первом параграфе второй главе мы уже рассмотрели принципсов и пришли к выводу, что это практически те же короли, только выделяемые за какие-либо заслуги в сравнении с другими королями. В этой главе мы рассмотрим такие институты как институт жрецов, вождей и старейшин.

Тему жрецов мы уже затрагивали в третьем параграфе 2 главы. Жрецы свавов отправляются к Теодериху, прося у него самим избрать правителя в своем племени. Иордан пишет, что «он принял их с подобающей их жреческому сану почтительностью». Таким образом можно сделать вывод о том, что жрецов чтили и уважали в германском обществе. Также здесь мы видим функцию жрецов: были связующим звеном между завоеванным племенем (свавов) и завоевательским племенем (везеготы), так называемые дипломанты.

Также в источнике есть упоминание о таком готе как Дикиней. Скрижинская в комментариях пишет о том, что он «верховный жрец и помощник вождя гето-дакийского военно-племенного союза Бурвисты». В самом же источнике он назван как «советник». Если верить Скрижинской, то получается что у жрецов был верховный жрец, а также они он являлся помощник вождя, то есть управленцем. Кроме этого в источнике написано, что по приказу Дикинея готы разорили земли германцев. Также он проводил просветительскую миссию, заставлял жить по собственным законам, которые якобы были записаны (этот вопрос был рассмотрен во 2 главе работы).

Можно сделать вывод, что помимо короля в племени готов существовал также институт жречества. Как показывает источник¸ жрец был не один (в источнике сказано о существовании такого титула как верховный жрец). Также жрец в племени исполнял следующие функции:

.Управленческая - являлся помощник вождя

.Дипломатическая - устанавливал взаимоотношения с другими племенами, либо были связующим звеном между завоевателем и подчиненным племенем.

.Просветительская - обучал готов таким наукам как этика, философия, а также заставлял жить их по писанным законам.

Наряду с институтом «rex» Иордан говорит о существовании института вождей. При этом если мы вспомним Тацита, где эти института могли существовать одновременно, здесь уже фигура вождей появляется тогда, когда короля в племени нет. «…вожди, которые возглавляли их вместо королей - а именно Фритигерн, Алатей и Сафрак». Интересно при каких обстоятельствах правили эти вожди. Иордан говорит о том, что племени готов пришлось тогда нелегко: голод, нужда, поэтому вожди просят римских полководцев открыть им рынки, иначе готы погибли бы с голоду.

Рассмотрим теперь еще один случай упоминания вождя в Гетике. Про короля остроготов Винитария сказано о том, что он «удержал все знаки своего господствования» (в это время остроготы находились под властью гуннов). Скрижинская поясняем нам, что Винитарий правил теми остроготами, которые после гуннского нашествия оставалась на территории Нижнего Днепра и при этом он подчинялся гуннам и сохранил все полномочия вождя («principatus sui insignia retinente»).

Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что упоминаний о существовании вождей в племени готов к III-V веках встречается не много. Они играли важную роль либо на случай войны, при этом если только племя не имели своего короля - 1 пример нам отчетливо показывает, что у племени готов не было одного единого короля, в связи с этим была разруха и голод, и чтобы хоть как-нибудь выйти из данного положения, у готов появляется 3 вождя, которые идут на компромисс с римскими полководцами. Также если племя находится под властью другого племени, как это было в остроготами, которые были подвластны племени гуннов, то король остроготов автоматически видимо становится их вождем. То есть он становится вождем племени остроготов в составе племени гуннов. Рискну предположить, что если бы остроготы не находились под гнетом гуннского племени, то Винитарий носил бы просто титул короля остроготов. Кроме этого, в работе Л.Мюссе есть также упоминание о существовании в племени готов дуксов и комитов. Правда не совсем понятны их функции, просто сказано о том, что король Еврих их назначал, «не делая различий между готами и римлянами».

Теперь рассмотрим институт старейшин в племени готов. Иордан упоминает их практически в самом конце своего произведения. Было это связано с тем, что король готов Теодорих уже был стар и он решил оставить после себя приемника: «Когда он достиг старости и осознал, что через короткое время уйдет с этого света, он созвал готов - комитов и старейшин своего племени - и поставил королем Аталариха». Здесь мы видим, что король сам не принимал решение о становление приемника после своей смерти, а руководствовался и поддержкой и старейшин племени и комитов (представители дружин варварских королей). Зададимся вопросом: А сколько же старейшин могло быть в племени готов? Данной цифры, к сожалению, в источнике нет, но Иордан приводит количество старейшин в племени антов (возможно, примерно такое же количество было и в племени готов). Король готов Винитарий, наступая на племя антов «распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения…». Таким образом можно сделать вывод, что племени был достаточно большой институт старейшин. Рискну предположить, что при таком количестве были старшие старейшины, мнение которых было очень важно для короля. Главной их функцией в племени - это помощь королю в решении важных вопросов, а самое главное - проведение процедуры выборов короля, так как в в большинстве случай в источник не указано каким же образом происходила передачи власти. Король умирал, либо его убивали на поле боя. Естественно, он даже не предполагал выбрать сам себе приемника и назначить его. Видимо после его смерти совет старейшин и проводил данную процедуру.

В.В. Лавров в своем докладе на научной конференции в СПбГУ утверждает, что племени готов к IV веку сложилась трехступенчатая система власти: «Высшая власть была представлена королём, по отношению к которому употребляются термины rex, basileuv. Ниже его по статусу были предводители отдельных племён, которые в латинских источниках обозначаются терминами regulus, subregulus, в греческих basilivsko . Наконец, низший слой представителей власти составляли optimates, primores, вероятно лица, принадлежавшие к знатным готским родам, но не обладавшие до определённых моментов самостоятельными властными полномочиями». Историк в качестве источника опирается на «Деяния» Аммиана Марцелина. Данное произведение я не рассматривала в качестве источника своей курсовой работы, поэтому с одной стороны можно согласиться с таким «громким» выводом исследователя. Но с другой стороны, автор не дает ответы на такие вопросы: какие функции выполняли предводители отдельных племен? Если низший слой власти был, то почему он не обладал долгое время самостоятельными властными полномочиями. Да и к тому же, практически все историки, которые занимаются данными периодом, сходятся во мнении, что система власти в племени готов сложилась только в концу V века. Мнение Лаврова стоит учитывать, но не полностью на него опираться.

Интересно представляет двор Теодориха Л.Мюссе. «Теодорих правил готами через посредство comites Gothorum (комитов готов), одновременно гражданских и военных чинов, которым его приказы напрямую доставляли специальные посредники». Также он говорит о том, что при дворе короля были и военачальники, которые были надежными проводниками его политики. Кроме этого Л.Н. Соловьева в своем учебном пособии «Введение в германскую филологию» замечает, что разложение родового строя в племени германцев завершается после падения Рима. Создавалась необходимость создавать вместо римских органов управления свои. По этой причине и происходило создание королевской власти в германских племенах. Ф. Энгельс описывает этот исторический процесс так: «Органы родовой организации управления должны были ... превратиться в государственные органы, и, притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области внутри и вовне требовала усиления его власти. Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось». Таким образом, мы видим, что к концу V века король в племени готов сумел укрепить свои позиции. Присутствует определенная иерархия должностей. Поэтому можно утверждать, что к этому периоду королевский дом укрепил свои позиции.

Заключение

Познакомившись с материалами источников и научной литературой, посвященной моей теме, можно сделать несколько выводов. На протяжении II-V веков германские племена пытались укрепить свои позиции на территории современной Европы. Происходило постоянное завоевание новых территорий, укрепление военно-племенных союзов, и в итоге только лишь к V веку мы можем говорить о том, что все-таки некоторым германским народам удалось создать свои королевства. Возможно, этот процесс шел бы быстрее, если бы не постоянные набеги племен друг на друга. Например, итоги нашествия гуннов оказались очень серьезными для племени готов и в политическом развитии отбросили последних на несколько веков назад. В связи с этим В.П. Буданова делает вывод, что государственность «варварских королевств» так и не сложилась. Королевство везеготов по ее мнению, не смогло преодолеть важнейший исторический рубеж, отделяющий варварство от цивилизации. Единственным «варварским королевством» V века, который «подошел вплотную к порогу средневековой цивилизации оказались франки». Это все подтверждает, что в рассматриваемый нами период королевская власть в германских племенах еще не полностью укрепилась.

Правда на протяжении веков в германских племенах постепенно складывалась государственность. Главой племени был король. Он обладал определенными функциями, его власть передавалась различными способами - по наследству, через процесс избрания или захвата. Законодательной и исполнительной власти как таковой еще не существовало. В источнике, конечно, сказано, что король жил по своим законам, но нет ни слова, о том, что именно представляли собой эти законы. Хотя Корсунский А.Р. утверждает, что к 475 г. король уже «обладал высшей военной, административной, законодательной и судебной властью». Правда данные слова он не подтверждает материалом источников. К тому же он заявляет, что вплоть до VI века вестготские короли ни одеждой, ни убранством своей резиденции не отличались от прочих готов.

Также помимо короля в обществе того времени были старейшины, комиты, вожди и жрецы. Причем эти военные вожди и комиты были помощниками короля во время войны, а также являлись главой племени, если король в этом племени отсутствовал. Именно поэтому нельзя сказать, что в IV-V веках германские племена подчинялись только королю. Но в тоже время происходило укрепление королевской власти. К тому же падение Римской империи было неким толчком к созданию своего самостоятельного государства. И именно только на рубеже V-VI веков можно сказать, что некоторых германские племена создали все -таки свои государства и власть короля в них была укреплена.

Список источников и литературы

Источники:

.Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вст. ст., пер. и прим. Е.Ч.Скржинской. 2-е изд. СПб., 1997.

.Орозий Павел. История против язычников. Книги I-III / Пер. В. М. Тюленева. СПб., 2001.

.Тацит К. Анналы / Пер. с лат. А.С.Бобович // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. I: Анналы. Малые произведения / Под общ. ред. С.Л. Утченко Л., 1969.

.Тацит К. О происхождении германцев и местоположении Германии / Пер. с лат. А.С.Бобович // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. I: Анналы. Малые произведения / Под общ. ред. С.Л. Утченко Л., 1969.

Научная литература:

.Буданова В.П. Великое переселение народов. М., 2008.

.Буданова В.П. О некоторых перспективах исследования Великого Переселения народов // Средние века., М., 2000, Вып. 61.

.Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств (до середины VIв.) / Пер. с нем. (Введение, главы 1, 4-6, 8, 9, 11) М.И. Левиной; под ред. Л.Т. Мильской. М., 1984.

4.Лавров В.В. О характере власти у готов в IV веке н.э. / Тезисы Докладов научной конференции в СПбГУ. 2006.// <http://centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1996-11/lavrov.htm>

.Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск / Пер. с фр. А.П. Саниной. СПб., 2006.

.Неусыхин А.И. Комментарий к первому изданию «Getica» // Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вст. ст., пер. и прим. Е.Ч.Скржинской. 2-е изд. СПб., 1997.

.Соловьева Л.Н. Древние германцы и их языки // Введение в германскую филологию.// <http://www.philology.ru/linguistics3/solovyeva-80.htm>

.Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной империи / Пер. с англ. Т.О. Пономаревой; под ред. М.Е. Килуновской. СПб., 2003.

.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21.

Похожие работы на - Королевская власть в племени готов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!