Изучение молодёжных групп в американской социологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение молодёжных групп в американской социологии

Оглавление

Введение

Основные понятия

Исследование молодёжных субкультур

Исследование девиантных молодёжных групп

Заключение

Список источников

Введение

Проблема молодёжных групп актуализировалась с начала XX века. В определённый момент, вследствие бурного развития городов, в молодёжной среде стали происходить стремительные изменения. В такой ситуации для молодых людей, в прочем, как и для остальных, остро встала проблема личных отношений со сверстниками и старшим поколением, поиска себя в этом мире, а так же самоидентификации и переживания своего статуса и позиции в обществе, в целом.

Именно поэтому в американской социологии с начала XX веков изучение молодёжи было одним из передовых направлений, не только если его сопоставлять с другими направлениями исследований в США, но и если сравнивать с социологией молодёжи в других странах.

Национальной спецификой американской социологии молодёжи является то, что исследователи приходили к изучению молодёжи не путём теоретического развития (в смысле прихода в это направление из какой-то общей концепции, путём рассуждений «на бумаге»), а исходя из острой потребности, буквально форсировано, решать выше описанные проблемы.

В следствии такого контекста развития американского общества, социологи, специализирующиеся на изучении молодёжи внесли огромный вклад в развитие как не только социологии, но и таких наук как педагогика, психология, антропология, ювенальное право и других.

Цель: Рассмотреть как изучались молодёжные группы в американской социологии.

Задачи:

Определить основные понятия.

Выявить особенности изучения молодёжных субкультур американскими исследователями.

Выяснить специфику изучения молодёжных девиантных групп в США.

Основные понятия

Молодёжь: понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики молодёжи выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей. Молодёжь в 20 в. выступала субъектом-носителем таких личностных параметров как "молодость" и "революционность". Тем не менее, в прикладных исследованиях возрастные характеристики данной группы всё же задаются. Как правило, это от 14 до 30 лет, однако, в ряде специфических исследований, границы этого интервала могут быть другими.

Существуют разные подходы к определению молодёжи как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения:

Под термином молодёжь понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения.

Понятие молодёжь используется в значении молодежной субкультуры, при этом подчеркивается особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими ценностями и образцами поведения.

Социальная сущность молодёжи определяется с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве.

Группа - совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения.

Исследование молодёжных субкультур

Субкультура - система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия.

В конце 40-х - начале 50-х годов - было положено начало исследованиям молодежной субкультуры в рамках социологии. В работах таких авторов, как Ф. Трешер, Л. Олин, Р. Корнхаузер, Е. Фрезер и многих других выделяются ряд основных характеристик молодежного субкультурного феномена и тенденции развития:

формирование «черной» и «белой» моделей молодежной субкультуры по причине традиционной поликультурной основы западного социума;

изначальное наличие криминального направления в появившихся моделях молодежного самоутверждения (байкеры, зутис) в силу изначально конфликтного характера взаимодействия субкультур с господствующей культурной основой;

эпатаж внешним видом и поведением, вызванный, по словам С. Коэна, стремлением к демоне фации ценностей «наоборот».

В 60-х годах социологическая трактовка причин появления молодежной субкультуры на Западе связывается с проблемой кризиса крупного города, негативным отношением молодежи к внутриполитической и внешнеполитической напряженности, ростом молодежной преступности. В этом отношении особенно показательной являегся возникшая теория аффективного контроля В. Калхова, получившая осмысление и дальнейшее развитие в работах Б. Костелло, Л. Смит-Ловин, Л. Томаса, Д. Хэйса. В ее рамках авторы выделяют такие черты молодежного субкультурного феномена, как урбанизированный характер;

обострение культурно-ценностного конфликта с господствующим культурным контекстом в силу отрицательного отношения к мировым событиям (война во Вьетнаме и призыв молодых людей в армию);

контркультурный характер движений битников и хиппи;

центральное место «белой» молодежной субкультуры в силу того, что в го время движение за расширение прав выходцев из колоний находилось только в начальной стадии.

-х годы и 80-е годы - качественно новый виток в исследовании молодежной субкультуры на Западе. Во-первых, ряд авторов, таких как К. Кэнд-лин, К. Лигтлтон, П. Льюис выделяют в отдельную группу субкультуру аф-роамериканской молодежи, как наиболее массовую для представителей депрессивных районов западных городов, подчеркивая ее делинквентный характер.

Большое внимание здесь уделялось проблемам существования культурных, социальных или этнических меньшинств.

Меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т. е. быть дискриминируемой или равноправной. Э. Гидденс (1989, 245) рассматривает характерные черты дискриминируемой этнической группы или этнического меньшинства.

. Итак, члены группы могут подвергаться дискриминации. Дискриминация - это редукция или полное лишение прав и свобод для определенной группы населения. Дискриминация может проявляться как в бытовой сфере, например, запрещение посещения ресторанов, других общественных мест, так и в производственной сфере: запреты на профессии, труднодоступность образования, невозможность успешной карьеры, что в конечном итоге приводит к снижению материального уровня или даже обнищанию дискриминируемой группы.

. У представителей меньшинства, как правило, развивается чувство коллективной солидарности и единства и даже взаимопомощи в результате пережитых вместе притеснений и пройденных вместе испытаний.

. Меньшинства обычно не только социально отдалены от основного социума (аутсайдеры), но иногда изолированы и физически. Нередко они проживают в компактных поселениях или в определенных городах или регионах страны (обычно не лучших). В меньшинствах, как правило, наблюдается эндогамия, т. е. заключение браков внутри данной группы. Между членами меньшинства и болышинства брак заключается весьма редко.

Термин меньшинство условен, он не всегда отражает реальный количественный состав группы. Группа меньшинства, в таком аспекте, который был представлен выше, не обязательно меньше по количеству членов, чем группа большинства, но она является дискриминируемой и подчиненной с социологической точки зрения. Например, в Южно-Африканской Республике небольшая группа белого населения долгое время доминировала, управляла большой группой черного большинства (которая в этом случае считается этническим меньшинством).

Американский ученый Луис Вирт (1956) (Louis Wirth) дает свое определение меньшинства, особенно подчеркивая отношение к нему основной части населения. Меньшинство - это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования меньшинств - это наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более высокий статус и большие привилегии.

Во-вторых, стало проявляться массовое тиражирование музыкальных стилей посредством расширения медийного пространства молодежной субкультуры. Степень значимости появления особых печатных изданий, музыкальных каналов, обособленных клубов для досуга представителей какого-либо субкультурного течения явилось полем для дискуссий среди таких авторов, как Дж. Гарбер, Т. Джефферсон, Г. Кларк, Ф. Коэн, А. Макробби. Главным выводом данных исследователей стало понимание особой роли расширенного медийного пространства в формировании массовой культуры, основное содержание которой было взято из многочисленных молодежных субкультурных направлений.

В 90-х годах, по мнению таких авторов, как Д. Хэбдидж, К. Гэлдер, С. Майлс, У. Руперт, феномен молодежной субкультуры воспроизводит в несколько измененном виде ранее существовавшие модели самоутверждения и самореализации этой социально-демографической группы. Исследователями Д. Сэренджи, и С. Сгивенсом подчеркивается усилившаяся динамичность в развитии и смене популярности субкультурных течений. Также стала исчезать особая роль «национальных» черт молодежной субкультуры в условиях глобализации современного общества. В 90-х годах усилился интерес к анализу конкретных субкультур молодежи, направляющих развитие данного явления в мире в целом.

Молодежная субкультура - частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.

Исследование девиантных молодёжных групп

молодежь субкультурный феномен шайка

Девиация - поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Накануне мировой войны была проведена серия исследований внутренней структуры и культурных практик урбанистических группировок в Соединенных Штатах. Эти исследования стали частью развития новой школы в урбанистической социологии. В историю социологии эта школа вошла как Чикагская Школа. Подход чикагцев (теория социальной экологии) основывался на применении принципов экологической стабильности в естественном мире к урбанистическому окружению; эта предпосылка исходила из существования определенных условий для урбанистического развития. Урбанистические районы разрастались вокруг важных ресурсов (натуральных или созданных человеком) и по мере того, как город рос, естественное местоположение населения начинало пугать невероятными ритмами роста населения. Постепенно центральные городские пространства начали использоваться только для бизнеса и индустрии, а население начало перемещаться к окраинам. Поскольку такая внутренняя миграция была связана с более широкими условиями иммиграции в Соединенные Штаты, организация внутренних сообществ различных этнических групп становится важным элементом исследований гетто и трущоб, их особого образа жизни. Делинквентная активность была, однако, не единственной активностью банд. Модель социальной экологии была принята теми, кто интересовался «группами подворотен». Исследование Трашера молодежных группировок Чикаго 1927 г. показало, что их члены активно участвуют в различных спортивных состязаниях типа футбола, плавания и атлетики.

Второй взгляд на теорию делинквентной молодежи идет от функционалистской школы социологического анализа. Эта школа связывает делинквентное или девиантное поведение с потерей норм или социального контроля, которые являются результатом разрушения социальной стабильности. Различия между этими подходами (социальной экологией и функционализмом) лежат в объяснении причин социального разрушения. В функционализме эти причины зависят не от моделей натурального (естественного) мира, а заимствованы из понятия аномии Дюркгейма. С помощью последнего объясняется внешнее окружение или ситуация, в которой социальные нормы теряют свою силу и влияние над действиями индивидов. Дюркгейм полагал, что эта дезориентация человека была важным элементом современного общества. Роберт Мертон заимствовал дюркгеймовское понятие аномии для интерпретации девиантного или делинквентного поведения, которое, как он считал, было результатом аномии, возникшей из противоречия между разрушением в современном мире традиционных ценностей, нормами потребительского общества (возросшими потребностями) и существующими возможностями для их реализации.

Начало современного периода исследований шаек, который продолжается до настоящего времени, можно датировать первой половиной 1980-х годов. Можно отметить работы следующих исследователей: Джой и Робинсон, 1980; Р. Хоровиц, 1983; Д. Хаджедорн, 1988; Э. Кэмпбелл, 1984 и 1990; Д.Виджил,1988; М. Харрис, 1988; Р. Хафф, 1989; Д. Фэган, 1989-1990; К. Чин, 1990; Д. Виджил и Джун, 1990; Д. Мур, 1991; Сворт, 1991; Ф. Падилла, 1992; У. Сандерс, 1996; С. Деккер и Ван Уинкл, 1996, С. Венкатеш, 1997.

Необходимо отметить, что в своих работах американские исследователи использовали как эмические (сбор информации из второстепенных источников - полицейских отчетов, хроник судов и т.д.), так и этические (непосредственные интервью с членами шаек) методы, что сыграло немаловажную роль в оценке значимости и ценности результатов проведенных исследований. В настоящей статье мы сделаем обзор наиболее концептуальных работ американских исследователей всех периодов и более подробно остановимся на новейших работах.

Ранние исследования шаек осуществлялись в рамках проблемы социальной дезорганизации в быстрорастущих городских районах (Ф. Трешер. К. Шоу, Г. МакКей, У. Уайт).

В основе работ Фредерика Трэшера лежали теория социальной дезорганизации, а также обыденные представления о жизни в нищих районах. В своем исследовании он пытался объяснить причины существования шаек и выявить их функции. По его мнению, причинами существования делинквентных сообществ является "невозможность обычаев и институтов прямо и эффективно функционировать, направляя и контролируя опыт подростков в условиях дезорганизации семейной жизни, неэффективности школьного образования, формализма и поверхностности религии, коррумпированности и индифферентности местных политиков, низкого уровня и монополии на занятость, безработицы и отсутствия возможностей для благотворного восстановления сил" (10, С. 228).

Трэшер впервые провел классификацию подростковых шаек. Он выделил три типа шаек, различные категории членства, отметил краткость членства в шайках, их нестабильность и открытый характер. По его наблюдениям, делинквентные шайки были основаны на сегрегированности членства: в основном они состояли из людей одной расы и/или национальности, причем, если смешение национальностей допускалось, то смешение рас было абсолютно исключено. Все шайки состояли из молодых людей, принадлежавших к низшим слоям общества.

Шайки сформировали весьма сложную структуру и "традиции", которые живут дольше, чем одно поколение членов: хотя состав шаек меняется, сами по себе они довольно устойчивы. Другой исследователь раннего периода, Уильям Уайт, также считал, что структура шайки вырастает из традиционного сообщества подростков, которое существует длительное время.

Исследование Уайта характеризуется сочетанием методов социальной антропологии и социологии. Используя ситуационный подход к изучению человеческого поведения, рассматривая это поведение как взаимодействие, происходящее между людьми, а не между культурными нормами, он подробно описал процесс личностного взаимодействия членов шайки. Вместе с тем, его книга содержит больше интуитивных догадок, чем теоретических выводов. Теоретики социальной стратификации использовали его материалы в качестве иллюстрации для своих работ.

Новый всплеск активности шаек был отмечен в середине 1950 - конце 1960-х гг. в ряде крупных городов США: Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, включая пригороды. Этот период характеризовался наибольшим количеством исследований: параллельно со сбором фактов шло развитие теорий делинквентности, прямо связанных с подростковыми шайками. Это в свою очередь определило цели и задачи некоторых важных проектов по исследованию и борьбе с шайками (А. Коэн в Чикаго; Р.Кловард и Л.Олин в Нью-Йорке; У.Миллер в Бостоне; Л. Яблонский в Нью-Йорке; Шорт и Стродбек; Д. Шорт и Х. Маттик в Чикаго) и привело к формированию соответствующей социальной политики.

Изменился этнический состав шаек - если в предыдущие десятилетия большинство уличных шаек состояло из белых, то к 1950-1960-м гг., в крупных городах главная роль перешла к негритянским и испанским (состоявшим из мексиканцев и пуэрториканцев) шайкам (Бостон, Чикаго). В юго-западных городах (Сан-Диего, Лос-Анджелес) доминировали мексиканские шайки, но быстро развивались и негритянские. В Филадельфии и Сан-Франциско преобладали черные шайки.

Самым заметным исследованием этого периода был проект Льюиса Яблонского. Прежде, чем приступить к конкретным исследованиям, Яблонский попытался дать анализ существовавших к тому времени подходов и сформировать некоторые теоретические посылки. Яблонский выстраивает концепцию предгруппы, а именно некоего промежуточного образования между группой и толпой, и определяет шайку как один из видов предгрупп. В своем исследовании Яблонский использовал интервью с подростками, задержанными на месте драки. Шайка, как предгруппа, по мнению Яблонского обладает следующими функциональными характеристиками: подвижность членства (каждый может войти и выйти из шайки когда захочет), ролевая неопределенность (для чего создана шайка, что в ней делать), но первичная функция шайки, по мнению Яблонского, - обеспечивать выход агрессии и враждебности, а также удовлетворять постоянные или сиюминутные эмоциональные нужды ее членов.

Исследователи делинквентных шаек современного периода сосредоточили свое внимание на шайках, организованных по этническому (афро-американские, мексиканские, азиатские и т.п.) и половому (мужские, женские, смешанные) признаку (Р. Хоровиц, Д. Хаджедорн, Э. Кемпбелл, Д. Виджил. Р. Хафф, Д. Фэган, К. Чин, Д. Мур, Ф. Падилла, У. Сандерс, С. Деккер. С. Венкатеш). Они пытаются описать структуру и поведение шаек, а также проанализировать, как шайки сосуществуют с "большим" обществом. По данным ряда исследований шайка действует как организация, подобная семье, во многих случаях обеспечивая элементарные способы выживания. Традиционные институты социального контроля практически не имеют влияния на шайки, поскольку их члены изолированы от основного общества.

Самое длительное полевое исследование шаек провела в Лос-Анджелесе Джоан Мур (1978). Ее работа была результатом взаимного сотрудничества ученых и членов шайки из мексикано-американского сообщества восточного района Лос-Анджелеса. В объяснении процесса формирования и деятельности шаек Мур уделяет особое внимание роли культуры и социального положения мексикано-американцев в культуре и институциональной жизни восточного Лос-Анджелеса. В ее исследовании показывается факт изоляции "баррио" (вид мексиканского сообщества, организованного по семейному типу) от основной жизни Лос-Анджелеса, а в особенности от ее политических и экономических составляющих. В своей ранней работе (1978) Мур, при помощи члена одной из шаек по имени Пинтос, исследовала шайки из трех баррио (Уайт Фенс, Хойо Маравилла и Сан Фернандо).

Мур и ее помощники выделили три четких характеристики мексиканских шаек: 1) формирование по территориальному признаку; 2) наличие в шайке строгих возрастных клик или когорт; 3) драки, как одно из главных занятий членов шаек.

Джеймс Виджил, исследовав мексиканские шайки в конце 1970-х, попытался выделить демографические и социальные условия, которые облегчают вовлечение молодежи в преступную деятельность и определяют стиль жизни шайки, желание принадлежать к ней. По его мнению, члены шайки живут на фоне семейных неурядиц, недостаточных успехов в школе, а также отсутствия склонностей ко многим общепринятым занятиям детства и юности. Большинство поведенческих установок, принятых в шайке для сглаживания личностных и социокультурных различий между ее членами, исходит из первичности групповой солидарности. Эти установки выражены в имидже "чоло" (мексиканцев), частями которого являются одежда, жесты, манеры, язык, походка, клички и "граффити". Несмотря на поверхностность и легкую изменчивость, этот имидж - важный источник групповой идентификации.

Интеракционистский подход в исследовании мексиканских шаек одним из первых применил Уильям Сандерс, который в качестве основных источников информации о шайках использовал не только полицейские отчеты, но и интервью с членами шаек. По мнению Сандерса, исследование шаек должно основываться на интеракционистском подходе И. Гофмана, который состоит в изучении ситуации на уровне взаимодействия и анализе наличия характерных особенностей насилия, - "сталкиваясь лицом к лицу с актами насилия, мы должны искать причины в контексте конкретных социальных ситуаций".

Значительное место в исследованиях американских ученых занимает проблема делинквентных шаек афро-американского происхождения ("негритянские" шайки), которая стоит в США достаточно остро. Наркотики играют важную роль в деятельности "черных" шаек; основной проблемой, затрагиваемой в исследованиях, является их делинквентная активность - "войны" между шайками за территории, где продается наркотик крэк. По мере того, как проблема "перемещается" из гетто в центральные районы, в борьбу с ней вовлекаются дополнительные отряды полиции. В т.н. "городе в городе" (негритянском районе) страх перед молодежной преступностью изменил всю повседневную жизнь. Изменилось традиционно негативное отношение к полиции, существовавшее в негритянских сообществах, меры по предотвращению молодежной преступности стали получать поддержку. Это связано с усилением агрессивности со стороны молодежи.

Как отмечают исследователи (в частности Карл Тейлор), особенностью возникновения негритянских шаек является афроамериканская культура. Частью культуры негритянского низшего класса и необходимым условием для выживания в гетто является широкая сеть человеческих отношений. Шайки - это элементарная форма и способ выживания, средство обучения защите своих личных интересов, один из жизненных стилей, которому молодежь из гетто должна следовать для того, чтобы выжить.

Одно из первых исследований юго-восточноазиатских шаек было проведено Уильямом Сандерсом в Сан-Диего. Он наблюдал за деятельностью полиции, а также проводил интервью с сотрудниками полиции и задержанными членами шаек. Сандерс отмечает, что этнический состав юго-восточноазиатских шаек очень трудно дифференцировать, поскольку материалы полиции и судов не всегда четко разделяют их по этническому признаку, а соперничающие шайки идентифицируют их как "похожих на китайцев". Однако сами они всегда отличают себя от других, нередко используя в названиях своих шаек слово "восточный" (9, С. 158). Юго-восточноазиатские шайки имеют репутацию "крутых" и боятся ее потерять. Существует множество стереотипов о сплоченности членов шаек и хороших бойцовских качествах, приобретенных во вьетнамской войне. Во многом эти стереотипы основаны на случаях, когда члены вьетнамской шайки, совершая грабежи, пытали своих жертв, а также с особой жестокостью совершали убийства членов конкурирующих шаек и устраивали перестрелки в общественных местах. Их действия, по мнению Сандерса, хотя и являются насильственными, но не выходят за рамки традиционных.

Особенностью отношений между этими шайками являются межэтнические конфликты, причины которых нужно искать в истории происхождения шаек. Молодежь из юго-восточной Азии, осевшая в Сан-Диего, преследовалась как мексиканскими, так и негритянскими шайками, которые были не только источником гонений, но и служили ролевой моделью для юго-восточноазиатской молодежи.

Работа Мартина Санчеса-Янковского (1991) является, пожалуй, одним из наиболее значительных полевых исследований шаек различного этнического происхождения. В течение 10 лет он проводил этнографическое исследование 37 случайно выбранных шаек: мексиканцев, доминиканцев, пуэрториканцев, выходцев из Центральной Америки, афро-американцев и ирландцев в Нью-Йорке, Бостоне и Лос-Анджелесе с использованием эмических методов. Результаты данного исследования радикально отличаются от полученных его предшественниками. Хотя Янковский называет членов шайки "девиантами-индивидуалистами", он рассматривает шайки как "формально-рациональные" организации с жесткой организационной и ролевой структурой, правилами, регулирующими деятельность членов, системой наказаний за нарушение таких правил, идеологией, четко определенными средствами добычи законных и незаконных средств. Его наблюдения показали, что шайки функционируют как своего рода частные власти, часто выполняя функции присмотра за благосостоянием сообщества, выходцами из которого они являются.

Отдельного внимания заслуживают сравнительные исследования шаек в гендерном аспекте. Авторы делают попытки объяснить причины появления женских негритянских шаек, а также их отличия от мужских. По мнению американских аналитиков, доля женских шаек достаточно невелика и они не играют значительной роли, однако они не менее опасны, чем мужские. В районах гетто женщины социализируются так же, как и мужчины, и для удовлетворения психологических потребности в самоутверждении и идентификации с какой-либо группой они объединяются в шайки. Однако между женскими и мужскими криминальными субкультурами существуют определенные отличия, которые определяются семейной структурой, культурой воспитания и более волюнтаристской природой женских группировок. Увеличение числа женских групп связывается исследователями с ростом числа распавшихся семей, где контроль за девушками ослаблен.

По мнению Энн Кэмпбэлл, женские шайки возникают в силу тех же структурных причин, что и мужские: институциональная дезорганизация в городе, семье, школе, безработица. Они являются своеобразным ответом на условия жизни молодых женщин в нищих сообществах, поэтому поиск индивидуальных патологий не является плодотворным для объяснения причин вступления в шайку. Наиболее патологические члены шайки находятся не в ее ядре, а на обочине.

В своем исследовании Кэмпбэлл выделила три вида шаек. Шайки, в которые входят только мужчины, шайки в которые входят только женщины, и смешанные шайки. Причем в смешанных шайках роль женщин является весьма весомой в обеспечении криминальной деятельности (они прячут оружие, обеспечивают алиби, сами совершают преступления вместе с мужчинами). Объединение в т.н. "женские шайки", по мнению Кэмпбэлл, происходит по многим причинам - от желания самоутвердиться (причем самой для себя, а не в глазах других), до необходимости выживания в соответствующих районах американских городов, где вхождение в шайку - залог того, что ты доживешь до следующего утра. Используя этический метод сбора информации о шайках (включенное наблюдение), Кэмбэлл предоставляет нам уникальную информацию о женских шайках, которые, как правило, еще более закрыты, чем мужские. Вместе с тем, многообразие шаек, по ее мнению, не позволяет применять данные, полученные при исследовании определенного числа шаек, глобально. В целом, в отличие от ученых Великобритании и Франции, основное внимание уделявших классовым аспектам формирования шаек, американские исследователи основное внимание всегда уделяли этническим аспектам.

Заключение

Исследования молодёжи в США появились и развивались как реакция на изменения происходящих в Американском обществе на протяжении века. Американские социологи в своих исследованиях шли от конкретных социальных проблем, что заставляло их постоянно экспериментировать с измерительными процедурами, совершенствовать и адаптировать методики к разным возрастным и социокультурным группам населения, ведь во многих направлениях в рамках социологии молодёжи они были пионерами.

В результате, на сегодняшний день, мы имеем богатое наследие в виде социологического материала, теорий, типологий социальных групп и процессов, а так же эмпирического материала по проблемам молодёжи. Все эти достижения американской социологии очень важны для любого человека, чья деятельность связана с молодёжью, будь то учёный, специалист по работе с населением или же управленец.

Список источников

1.Группа. [Электронный ресурс] // Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: (дата обращения: 23.04.12).

.Девиация. [Электронный ресурс] // Ю. Волков, И. Мостовая. Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге, 1998 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: (дата обращения: 28.05.12).

.Исследование молодежных шаек в американской социологии. [Электронный ресурс] // Совет по международным исследованиям и обменам. Режим доступа: (дата обращения: 28.05.12).

.Молодёжные субкультуры. [Электронный ресурс] // Allbest.ru. Режим доступа: (дата обращения 30.05.12).

.Молодёжь. [Электронный ресурс] // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: (дата обращения: 23.04.12).

.Молодёжь. [Электронный ресурс] // Терминологический ювенологический словарь, 2005 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: (дата обращения: 23.04.12).

.Скорнякова А.А. Феномен молодёжной субкультуры в западной социологии во второй половине XX - начале XXI столелий. [Электронный ресурс]. [Автореферат] // Электронный архив УрФУ. Екатеринбург., 2012. Режим доступа: (дата обращения 30.05.12).

.Субкультура. [Электронный ресурс] // Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: (дата обращения 30.05.12).

.Хилари Пилкингтон. Молодежь России и ее культура. [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский центр Регион. Режим доступа: (дата обращения: 28.05.12).

.Эркки Асп. Введение в социологию. [Электронный ресурс] // Библиотека "Полка букиниста". Режим доступа: (дата обращения 30.05.12).

Похожие работы на - Изучение молодёжных групп в американской социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!