Вторичная занятость студента дневного отделения ВУЗА

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вторичная занятость студента дневного отделения ВУЗА















КУРСОВАЯ РАБОТА

«ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое основания изучения трудоустройства

.1 Уточнение и концептуализация основных понятий

.2 Основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи

Глава 2. Возможности вторичной занятости студентов вузов

.1 Отношение студентов к вторичной занятости

.2 Практики вторичной занятости студентов на примере сферы общественного питания

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Молодость - это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации. Расширение свобод выбора в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах наталкивается на реалии свободного рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Высокий уровень образования сам по себе уже не является предпосылкой для успешной самореализации молодого человека. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном российском обществе, наибольшего успеха добивается тот выпускник, который уже имеет опыт профессиональной деятельности. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспектив путем сокращения усилий, затрачиваемых на учебу и получение диплома, перестающего гарантировать доступ к социально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости.

Поэтому на сегодняшний день актуальной становится проблема занятости студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты начинают работать. Такое совмещение нельзя назвать легким, это двойная нагрузка на молодой растущий организм. А это всё может повлиять на жизненную адаптацию студента, его социализацию, возможное изменение ценностных ориентаций. Поэтому следует обращать большое внимание на этот вопрос. Сегодняшняя молодежь - это будущее старшее поколение страны, и от того, в каком направлении она реализует свои силы, энергию и амбиции, будет зависеть будущее страны в целом.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения вуза.

Предметом исследования является вторичная занятость студентов дневного отделения вузов.

Цель курсовой работы - рассмотреть основные практики вторичной занятости студентов дневного отделения вузов.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:

определить основные понятия, используемые в данной курсовой работе;

- выявить основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи;

прояснить отношение студентов к вторичной занятости;

показать практики вторичной занятости студентов на примере сферы общественного питания.

Первая часть работы состоит из теоретической главы, поясняющей основные понятия, здесь же изучаются точки зрения на трудоустройство молодежи разными социологами, рассматриваются мотивы вторичной занятости.

Вторая часть работы включает рассмотрение социологических исследований в рамках затронутой темы, показывает результат исследования занятости студентов, работающих на предприятии общественного питания. Метод, применяемый в исследовании, - полуструктурированное интервью.

Работа состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего 17 наименований источников.

социологический трудоустройство студент

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА

1.1Уточнение и концептуализация основных понятий

В данном параграфе рассматривается вопрос об основных понятиях, затрагивающих тему курсовой работы, а именно что подразумевается под студенческой молодёжью, трудом, вторичной занятостью, рынком труда, рабочей силой.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским, доктором философских наук: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».

Иное и более детализированное определение было дано И.С.Коном: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Традиционно молодёжь определяют как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся прежде всего тем, что она находится на стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, принципиально отличающихся ее от других возрастных групп населения.

Определение возрастных границ понятия «молодежь» связано с установлением низшей границы рабочего возраста, которая в мировой практике колеблется от 12-14 до 16-17 лет, и связана с особенностями социально-экономического развития конкретных стран. Определение верхней границы детерминировано общественными условиями, обеспечивающими социализацию человека в обществе, что выражается в приобретении профессии, завершения периода трудовой адаптации, созданием семьи, рождении детей, приобретении экономической самостоятельности. Традиционно границы понятия «молодежь» находятся в возрастном интервале 16-29 лет.

В данной работе рассматривается понятие «студенческая молодежь», именно молодежь, которая совмещает учебу с работой. В приоритете - студенты вузов, так как их на рынке труда больше, чем рабочей силы взятой из среднего звена. Так как в университете начинают учиться примерно с 17 лет, а заканчивают 5 курс к годам 22-23, этот возрастной отрезок и рассматривается в данной работе. Именно студенты с 17 до 23 лет, учащиеся в высшем общеобразовательном учреждении, в данной работе носят понятие «студенческая молодежь».

Один из актуальных вопросов в работе соприкасается с определением понятия «труд». Поясним, что понятие «труд» и «трудовая деятельность» тождественны. Вот, например, что говорил К.Маркс о труде: «По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их влиять друг на друга для достижения намеченной цели».

А вот как раскрывает понятие труд В.В. Адамчук: «Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным)» . Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары и оказываются услуги, но возникают новые личные потребности с желанием их удовлетворения. Это могут быть как материальные, так и духовные потребности. Под материальными будем считать деньги и последующие с ними действия (покупки, вклады, инвестиции), а под духовными можно принять в первую очередь личностное развитие, карьерный рост, желание изменения социального статуса в обществе (безработный - сотрудник предприятия)

Понятие «труд» соприкасается с понятием «рабочая сила». Без рабочей силы не может быть труда, а, следовательно, и все трудовые отношения. В.А. Гаги рассматривает рабочую силу как «способность к труду, целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование предметов природы в вещь, удовлетворяющую ту или иную потребность человека».

В данной работе нам и нужно выяснить, какие намерения преследует студент от своей трудовой деятельности, какие потребности он хочет удовлетворить и что впоследствии получает. Для этого сначала нужно пояснить, что именно подразумевается под вторичной занятостью.

О понятии "вторичная занятость" россияне узнали еще в СССР, хоть и тогда возможность совместительства работы с учебой была весьма ограничена количеством вакантных мест на рынке труда, командная система управления, как правило, не предоставляла излишеств в свободных вакансиях. Но уже в конце 1980-х годов, когда глубокий кризис советского планового режима урезал доходы большинства россиян, для большей части населения единственным выходом из сформировавшегося кризисного положения стал поиск дополнительного заработка. Под ним я подразумеваю вторичную занятость работающего населения и занятость населения, определяющего свой основной вид занятия как «учащийся».

«Современный экономический словарь» говорит нам, что вторичной называется занятость, носящая характер дополнительного заработка, это может быть работа по совместительству, отличная от основной занятости.

Студенты, прибегая к вторичной занятости, а именно к трудовым отношениям, становятся субъектами рынка труда. Этот рынок О. В. Ромашов, определяет как «действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т.е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу» .

Рынок труда в данной работе изучается как трудовая сфера деятельности студентов, имеющих работу помимо учебы. Исходя из этого он значительно уже, так как здесь рассматривается только та работа, с которой есть возможность совмещения с учебой. Как правило, это работа в сфере услуг, общественного питания.

В этих сферах студенту проще найти работу, здесь не нужны особенные профессиональные навыки, и вечерний график работы удобен учащемуся, а взамен этому можно получить опыт работы, новые знания, и затем, стать более конкурентно способным на рынке труда чем те, кто не имеет опыта работы.

1.2 Основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи

В данном параграфе рассматриваются точки зрения на трудоустройство молодежи разными социологами. Определяется сущность трудоустройства, выявляются основные мотивы студентов, прибегающих к вторичной занятости.

Трудоустройство молодежи можно разделить на два вида вторичной занятости, одна из которых постоянная дополнительная занятость, а вторая временная, носящая периодический характер. К постоянной можно отнести работу в сфере общественного питания, а именно это работа бармена, официанта, помощника официанта, в сфере информационных технологий - оператор входящих вызовов от клиентов, агент продаж услуг или продукции. Также большой перечень работы для студентов имеется в магазинах, особенно в наши дни, когда их количество растет с каждым днём. Это кассиры, продавцы - консультанты, охранники, мерчендайзеры, уборщики зала. Все выше перечисленные должности характерно имеют вечернее рабочее время, что не мешает студенту очного отделения, имеющего в основном дневную занятость в университете, занять свое свободное время вечером работой.

Второй вид вторичной занятости - временная. Эта работа, предполагающая отсутствие профессиональных навыков, периодический труд, с которым сталкивалось большинство студентов: раздача листовок, опрос по анкетам, помощь в реализации маркетинговых акций.

Независимо от того, как работает студент - постоянно или временно - он изменяет способ достижения жизненных целей путем сокращением усилий, затрачиваемых учебу в университете, в пользу получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости. Эту проблему можно рассмотреть через различные парадигмы: функционализма, марксизма, интерпретативного подхода

Функционализм. Основная задача университетского образования - дать студенту знания для дальнейшего получения им опыта в соответствующей отрасли. Таким образом, образование включает индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщает его к культуре данного общества. Тут же возникает социальная селекция - индивиды разводятся по потокам, определяющий их будущий статус. Такая же селекция происходит на рынке труда, за индивидами закрепляются определенные профессиональные обязанности, каждый занят своим делом, труд сам по себе разделяет людей на страты, закрепляя за ними определенные функции.

Здесь можно увидеть связь с теорией разделения общественного труда Эмиля Дюркгейма, в которой говорится, что чем больше развито разделение труда, тем выше уровень общественной солидарности. Теория объясняется тем, что в обществе с высокой степенью разделения труда существует огромное количество профессиональных статусов и соответствующих им ролей. Таким образом, каждый индивид полностью концентрируется на своей узко профессиональной области.

О сущности труда как всякого социального явления делятся Дикарева А.А. , Мирская М.И. Они говорят, что труд выражается в его функциях. Важнейшая их них - создание материальных и духовных благ, общественного богатства. Только в результате труда как процесса взаимодействия человека и природы создаются блага, помогающие в дальнейшем человеку в бытии. Труд в функции создания общественного богатства - это процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В этом процессе человек выступает как субъект целесообразной деятельности, направленной на преобразование объекта - предмета труда, для того чтобы он мог удовлетворить потребности человека.

Марксизм и неомарксизм. Марксисты объясняют поведение людей приоритетно через экономические мотивы - это первичные материальные потребности и интересы для организации трудовой деятельности. Вторичная занятость становится вынужденной формой реализации запасов человеческого капитала, чаще всего представленного запасом профессионально-квалификационных и образовательных ресурсов. Проецируя теорию Маркса на проблему «работающий студент», следует отметить, что ситуация экономического неравенства на молодежном сегменте рынка труда вынуждает студента вступать в сферу вторичной занятости с целью улучшения собственного материального положения. Студенты работают, чтобы учиться, а учатся, чтобы работать.

Происходящие изменения в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, во многом связаны с ухудшением материального благополучия народа и резким на этом фоне обогащением отдельных групп населения. Поэтому сегодня одним из мотивов студенческой занятости становится желание потреблять дорогие, модные товары и услуги. Так, стремясь к престижному потреблению, молодежь сменяет эпизодическую работу во внеучебное время систематической работой вне зависимости от профиля учебы и расписания занятий.

О.В. Ромашов считает, что трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием внутренних и внешних побудительных сил. Под первыми нужно подразумевать потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Под вторыми - материальные интересы, а именно интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Отсюда интерес работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда. Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т.д. Также важнейшими элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и нормы поведения. Ценности - это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности.

Интерпретативный подход. Структура целей и мотивов работающих студентов сегодня такова. На первом месте - необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования. На втором - забота о послевузовском трудоустройстве, желание поработать, чтобы получить опыт в определенной области с намерением и дальше там работать, чтобы было, что показать работодателю и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой должности, познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ и выбрать подходящую. На третьем - стремление не отстать от друзей; желание чем-то занять свое время и голову; недогруженность в процессе учебы; стремление заняться чем-то новым; потребность полнее ощутить связь приложенных усилий с результатом, что далеко не всегда удается в вузе. Но первичным мотивом остается получение дополнительных материальных благ. Здесь стоит упомянуть теорию денег Г.Зиммеля, давшего глубинный анализ института денег как рациональной основы большинства человеческих действий. Согласно его теории, выбор жизненного пути человеком сугубо индивидуален. Традиции, групповые интересы и даже полученное образование не сковывают личность в ее жизненном выборе. Гораздо большее влияние здесь оказывает важнейшая социальная стихия: деньги - «вечный двигатель социальной машины, позволяющий разворачивать ее в разных направлениях».

Однако здесь на микроуровне возможен конфликт. При первичном выходе на рынок труда всё кажется идеалистическим, но в дальнейшем при столкновении с суровыми реалиями рынка труда студент начинает переоценивать взгляд на труд как средство личной самореализации, а сам процесс социализации оказывается нарушенным. Социальные ожидания оказываются неоправданными и приводят к сложному социально-психическому состоянию.

Антропова М.Н. рассуждает о необходимости, о значительной роли труда в жизни современных студентов. Трудовая деятельность студентов приобрела в современном обществе массовый характер. В процессе труда у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и способах ее достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Коммерциализация образования, инфляция - все это превращает выживание современного студента в одну из острейших социальных проблем, и трудовая деятельности выступает одним из элементов защищенности студентов. Также особый интерес представляет влияние вторичной занятости на ценностные ориентации студентов, их социально-профессиональную адаптацию, социализацию и интеграцию в социальную структуру общества. Любопытно, что интересы молодежи поменялись, и сейчас молодежь стремится работать в тех видах деятельности, которые раньше были для нее не очень привлекательными (например финансы, кредитование, торговая деятельность) и потеряла интерес к тем вещам, которым еще недавно представляла интерес (отрасли машиностроения, наука). Из-за этого наблюдается развитие экономических и торговых институтов, но не развиваются точные науки, физические, химические и естественнонаучные отрасли. Современных студентов можно понять - помимо удовлетворения материальных и духовных потребностей есть немаловажный фактор, заставляющий молодежь искать работу не выходя из стен университета. Если раньше каждому выпускнику учреждения профессионального образования гарантировалось трудоустройство по специальности, то сейчас молодые специалисты предоставлены сами себе, и заботиться о своем трудоустройстве кроме как них, никому. Поэтому они начинаются внедряться даже в незнакомую профессию, по ходу изучая её, причем эта деятельность может даже не соответствовать профилю основной подготовки.

При невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы, существенной причиной вторичной занятости молодежи, а особенно подростков, также может быть материальное обеспечение собственных интересов или поддержка семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает.

Итак, в данном параграфе был рассмотрен вопрос о причинных факторах вторичной занятости студентов сквозь призмы трех парадигм: функционального и интерпретативного подхода, марксизма. Первый вобрал в себя идею о пользе разделения труда, которое закрепляет за людьми определенные обязанности, раскрывающие и функции труда. Это распределение создает в обществе большое количество профессиональных статусов, что делает его высокоорганизованным. Еще в XIX веке Эмиль Дюркгейм говорил о том, что чем больше развито разделение труда, тем выше уровень общественной солидарности, или, общественного состояния. О функциональной значимости труда здесь говорят советские социологи Дикарева А. А., Мирская М. И., ставящие главной функцией труда создание материальных и духовных благ, которые в будущем будут помогать человеку в бытии.

Главная идея марксизма - удовлетворение материальных потребностей человека через имеющиеся знания в определенной профессиональной отрасли.О.В. Ромашев отмечает, что трудовое отношение общества переплетается из материальных потребностей и ценностей, явлений, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности.

Интерпретативный подход сочетает в себе три возможных мотива вторичной занятости студентов. Первый заключается в желании иметь свои личные деньги и получение образования, следом идет соответствующий опыт в определенной области, в которой студент хочет работать после получения вузовского образования. И на третьем месте идет желание занять свое свободное время, извлекая из него пользу. Антропова М. Н. представляет влияние вторичной занятости на ценностные ориентации студентов, их социально-профессиональную адаптацию, социализацию и интеграцию в социальную структуру общества. Студент может начать работать в интересующей его области, удовлетворяя при этом свои материальные потребности, занимая свое время полезным делом, приобретая опыт работы. Но в дальнейшем здесь может появиться внутренний конфликт. При идеалистических представлениях о рынке труда, своего места в нем, студент сталкивается с его суровыми реалиями и начинает переоценивать взгляд на труд как средство самореализации. Процесс социализации оказывается нарушенным, так как социальные ожидания оказываются неоправданными и приводят к сложному социально-психическому состоянию.

Для понимания причин вторичной занятости наиболее подходящим является интерпретативный подход изучения трудоустройства молодежи, так как он позволяет объединить материальные мотивы трудоустройства с духовными. В совокупности целей трудоустройство соединяет желание иметь личные деньги, получение интересующего образования и опыта, стремление занять свободное время, что характерно сегодня для молодежи. Современный студент должен заблаговременно думать о будущем, накапливать свой профессиональный опыт, чтобы после получения диплома у него было преимущество среди многотысячной аудитории соискателей работы. При этом, учась, он может познакомиться с несколькими видами работ, а потом выбрать себе подходящую. При таком рассмотрении деньги не стоят как главный побудитель вторичной занятости. Существенным остается образование и накопленные навыки, что наиболее ценится работодателем.

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

.1 Отношение студентов к вторичной занятости

В данном параграфе рассматриваются различные исследования, направленные на изучение трудоустройства студентов, совмещающих работу с учебой. Цель изучения - выявить отношение и мотивы студентов к работе через интерпретативный подход изучения трудоустройства, выявить, где преимущественно трудятся студенты, и как это влияет на учёбу.

Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное своё профессиональное определение. Учась уже на определенном факультете, студент может не до конца понимать, чем он будет заниматься в будущем. Это может быть обусловлено разносторонними интересами личности, отсюда непонимание, чем конкретно он хочет заниматься, либо же наоборот, вопрос выбора места работы - в интересной для индивида определенной профессиональной и даже может быть незнакомой сфере, либо выбор работы по специальности.

Далее представлены результаты исследования в 2007 году занятости молодежи по материалам социологических опросов Г.А. Розеватовым и В.П. Букиным.

«В процессе изучения занятости молодежи было опрошено 384 респондента, в том числе 240 студентов. В первую очередь было выявлено отношение респондентов к работе по совместительству. В представленной общей выборке лишь 15 % полагают, что человек не должен быть привязан к одной занятости и совместительство поможет открывать новые перспективы. Для двух трети участников опроса это лишь источник дополнительного заработка, студенты придерживаются такого же мнения. Каждый четвертый опрошенный (из них 14 % студенты) считает, что подобное совмещение мешает добросовестно выполнять работу на основной занятости (в данном случае учёба), но в то же время 28% студентов уверены, что работа по совместительству с учёбой открывает новые перспективы. Таким образом, есть основания полагать, что молодежь, в том числе и студенты, в большей степени благосклонно относятся к совмещению учебы и работы».

В конечном итоге опрос позволил выявить, что 28% опрошенных студентов готовы работать постоянно. Связывают пойти на временную работу с финансовой нуждой 29 %. А два-три раза в год готовы трудиться 15% студентов.

В 2006 и 2011 гг. Социологическим центром мониторинга, развития и диагностики социального развития Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) было проведено социологическое исследование на тему «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области». Метод квотированного анкетирования охватил в 2006 году 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов Ростовской области, а в 2011 году выборка составила уже более 4000 студентов.

В ходе проведенных исследований были затронуты вопросы вторичной занятости студентов, то есть временного или постоянного трудоустройства.

В 2006 году 52,1 % студентов Южного федерального университета имели эпизодическую, временную или постоянную работу, а в 2011 году 46,6 % . Не имели никакой подработки вообще 47,9 % в 2006 г. и 53,3 % в 2011 г.

Что касается распределения ответов студентов на тот же вопрос в соответствии с курсом их обучения, то здесь: в 2006 году 39,4 % первокурсников 60% пятикурсников, а в 2011 году 8,6% первокурсников и 42% пятикурсников имеют постоянную или временную работу. Это может быть объяснено тем, что студенты к окончанию учебы более серьезно задумываются о будущем трудоустройстве, поэтому, еще находясь в стенах учебного заведения, начинают искать работу и накапливать первичный трудовой опыт. Важно и то, что к пятому курсу увеличивается число потребностей, а карманных денег и стипендии не хватает. Также к пятому курсу студенты начинают вступать в брак, а семьи нужно обеспечивать, поэтому работа становится острой необходимостью. Плюс если учитывать тот факт, что основная часть студентов в любом вузе в основном учится на коммерческой основе, то за обучение нужно платить. И нередко истоки этого идут из желания получить независимость студентов от родителей, когда человек решает жить самостоятельно, на собственно заработанные средства.

Большинство студентов заняты в работе, которая не связана с их специальностью. По данным исследования, 2006 и 2011 гг. самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров, это 31.2 % и 24,6 % соответственно годам. Далее идут преимущественно физический и обслуживающий труд, интеллектуальная работа - в них задействовано приблизительно одинаковое число студентов - 20 %. По числу занятых в работе по своей специальности в 2006 г. составило 16,5% студентов от общего числа студентов, совмещающих учебу с работой, в 2011 г. этот показатель вырос до 23%. Если рассмотреть анализ студентов по курсам обучения, то работой по специальности и интеллектуальной работой обладают в большей степени студенты старших курсов, а особенно выпускники (20 % в 2006 г. и 33% в 2011 г.). А занимаются физическим и обслуживающим трудом в основном студенты на начальном этапе обучения в вузе: 15,4 % первокурсников в 2006 г. и 30 % в 2011 г. Лидирующее место занимает торговая сфера у учащихся всех курсов, так как это самая востребованная и повсеместная область занятости, которая не предъявляет особых критериев при устройстве на работу: гибкий график, сравнительно достойная заработная плата, необязательность городской прописки, и т.д.

Анализируя ответы на вопрос: «как Вам удается сочетать работу и учёбу?» , можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу. Это доказывается цифрами: в 2006 г. более 80% пятикурсников и 64,3 % первокурсников и в 2011 г. чуть более 50% первокурсников и вновь, более 80% пятикурсников легче совмещают трудовую занятость и учебную деятельность. Вероятно, что у студентов-выпускников больше свободного времени благодаря тому, что на написание выпускной квалификационной работы дается целый семестр, поэтому возможно сочетание работы и учебы без ущерба учебному и научному процессу.

Следующее рассматриваемое исследование носит название «Учебный процесс: проблемы трудовой занятости студентов», оно осуществлялось в 2004 году. Его автор - Елисеева Е.Н., объектом исследования являлась совокупность студентов 2, 3-го и 4-го курсов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление». Всего был обследован 131 студент, что составило 73,6 % от их общего числа. Основной метод исследования - опрос (анкетирование) студентов факультета управления.

В ходе исследования изучались следующие вопросы: структура трудовой занятости студентов, их мотивация к труду, влияние трудовой занятости студентов на их успеваемость в вузе.

Структура трудовой занятости. В процессе исследования мнения студентов о необходимости трудоустройства в процессе обучения разделились: 15,3 % считают, что трудоустройство необходимо, 49,6% отмечают, что оно не обязательно, а 35 % думают, что студентам не нужно трудоустраиваться.

Среди опрошенных студентов (71 % девушек, 29 % юношей) были выделены три группы: работающие студенты - 26,7%; студенты, которые хотели бы работать -64,1 %; студенты, которые не нуждаются в работе - 9,2 %.

На вопрос о способе поиска работы, большинство работающих студентов (62,9%) ответили, что трудоустроились с помощью родственников, друзей и знакомых. Часть студентов (17,1 %) нашли работу путем прямого обращения к работодателю, другие (11,4 %) воспользовались услугами СМИ, а Интернет использовали 2,9 % респондентов.

Доли работающих студентов на 2-м и 3-м курсе примерно равны, а на 4-м курсе этот показатель увеличился в 2,2 раза. Причем следует обратить внимание на характер занятости студентов: на младших курсах преобладает подрабатывание, а на старших - постоянная работа. Днем работает значительная доля студентов - 57,1 %, по вечерам - 48,6 %, а 28,6 % - по ночам (некоторые выбирали по два варианта, например и днем, и вечером).

Сферы деятельности, в которых находят себе работу студенты, различны: по получаемой специальности (в органах государственной и муниципальной власти) работают всего 2,9 %, в коммерческих организациях - 77,1 %, на государственных предприятиях и в организациях -11,4 % и др.

Кем работают студенты, и чем они занимаются? Спектр представленных респондентами профессий достаточно широк: менеджер (10,2 %); продавец-консультант (8%); бухгалтер, предприниматель и строитель (по 5,1 % каждый); гораздо реже были названы такие профессии, как секретарь, администратор, водитель, официант, няня, агент по подписке и т.д.

Итак, только четвертая часть студентов совмещают работу с учебой, хотя желающих работать значительно больше. Доля студентов, имеющих работу, увеличивается на старших курсах и связана в основном с коммерческой деятельностью, а не с получаемой специальностью. График работы студентов чаще всего не связан с расписанием занятий.

Мотивация к труду. Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов показал, что на первом месте стоит необходимость обеспечить свое содержание - это отметили 65,7 % опрошенных, на втором месте - желание получить опыт работы - 48,6 %, на третьем - возможность установления контактов, которые могут пригодиться в будущем, - 40 %.

При этом допускалась возможность отметить несколько причин.

Что касается материальной обеспеченности опрошенных, то студентов, отметивших высокий уровень материальной обеспеченности всего 1,6%, и работающих среди них нет; со средним уровнем обеспеченности (84,7%) работают 19,1 % студентов; с низким уровнем обеспеченности (13,7 %) имеют работу 7,6 %.

Итак, основными мотивами трудовой занятости студентов являются обеспечение собственного содержания, получение опыта работы и установление профессиональных контактов. Среди студентов со средним уровнем обеспеченности работает каждый четвертый, а с низким уровнем доходов - каждый второй.

Также в ходе исследования было выяснено, как влияет трудовая занятость студентов на их успеваемость в вузе. По мнению 57,2 % работающих студентов, занятость никак не повлияла на успеваемость, а 37,2 % отметили, что успеваемость ухудшилась в связи с их трудовой деятельностью.

Проанализировав все три исследования, можно сделать общие выводы.

В исследовании Г.А. Розеватова и В.П.Букина было выявлено, что 28% студентов готовы работать постоянно. О вопросе выборе работы, то тут лишь 11 % студентов согласны работать по специальности, основная часть хотела бы совмещать учебу с работой по дополнительному образованию или увлечению. Связывают решение пойти на эту форму работы с нуждой в деньгах 29 % опрошенных.

Социологический центр мониторинга выявил, что примерно 50% студентов имели эпизодическую или постоянную работу, причем к окончанию обучения число работающих студентов растет. В основном их деятельность связана с работой по специальности, в отличие от студентов младших курсов, и в 2011 таких было почти четверть, тем самым выпускники начинали накапливать свой профессиональный опыт. Самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров - это 24,6 %, а на втором месте обслуживающий и физический труд - 20 %. О вопросе совмещения работы и учебы, то здесь можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу.

Исследование Елисеевой Е.И. показало, что 15% студентов считают трудоустройство необходимым. Четверть опрошенных совмещало учебу с работой. Большинство студентов работают со средним и низким уровнем обеспеченности. В поиске работы больше половины студентов прибегло к помощи родственников и друзей, остальная часть либо напрямую обращаются к работодателям, либо ищут через СМИ или Интернет. Доли работающих студентов на 4 курсе выше в 2,2 раза, чем на 2 и 3 курсах. По получаемой специальности работают всего 2,9 % опрошенных, на первом месте стоит трудоустройство в коммерческих организациях. Основным мотивом занятости является получение денег, следом идут опыт работы и установление полезных контактов в будущем. Вторичная занятость больше половины учащихся не повлияла на успеваемость, ухудшилась учеба почти у 40 %.

2.2 Практики вторичной занятости студентов на примере сферы общественного питания

Для рассмотрения практик вторичной занятости студентов было проведено исследование трудовой занятости персонала ресторана «Gorky bar», находящегося в городе Ижевск. Метод исследования - полуструктурированное интервью. Было опрошено 8 человек, возраст которых от 19 до 25 лет. Из них 3 официанта, 1 администратор, 1 управляющий, 2 бармена и 1 работник кальянной. Часть опрашиваемых сотрудников являются студентами вузов, другие уже окончили учебное заведение, но начинали свою карьеру ещё учась в вузе. Главная цель проведенного интервью - выявить отношение персонала к их совмещению работы и учебы.

Для этого был поставлен ряд задач: выявить мотивы вторичной занятости студентов, материальное положение их семей, и что в конце осталось для них в приоритете: учеба или работа.

Интервью начиналось с выявления мотивов трудовой занятости. Так как респондентами являлись студенты и бывшие выпускники учебного заведения, то здесь наиболее вероятны ответы, связанные с желанием иметь свои личные деньги. Это может аргументироваться нехваткой стипендии или необходимостью платить за учебу. Студенты в силу своей несостоятельности еще сильно зависят от родителей, поэтому работа могла бы обрести им материальную самостоятельность.

Как и ожидалось, основная часть опрошенного персонала сослалась на желание иметь свои личные деньги, при этом несколько людей указали потребность платить за учебу. Также отметили причину трудоустройства в желании улучшить материальное положение своей семьи.

Сложная экономическая ситуация в семье также может заставить учащегося вступить в трудовые отношения. Поэтому следующей задачей стало выявление материального положения семей студентов. Результаты образовали общую картину экономически разноуровневых семей. Они оказались обеспеченными, способными без трудностей купить себе бытовые товары длительного пользования (холодильник,телевизор,мебель); среднеобеспеченными, где в основном денег хватало, но покупка бытовых товаров длительного пользования затруднительна; малообеспеченными, где денег хватало только на покупку продуктов питания и недорогих вещей.

Важным моментом в рассмотрении вопроса о вторичной занятости является успеваемость в университете. Работа может отнимать у студента большое количество времени, от чего становится труднее поддерживать учебную деятельность. Возможно, что рабочая рутина сильно вовлекает студента, и он уже меньше уделяет внимания учебным нагрузкам. С этой проблемой согласились все работники ресторана.

В дальнейшем лишь остается выбирать, что важнее: образование или карьера. Из восьми респондентов три ответило, что учеба всегда будет для них на первом месте. Остальные пять человек выбрали работу, прокомментировав это тем, что заработная плата на нынешней работе не меньше той, которую они бы получали, работая по специальности. Вот такие ответы были даны:

Ольга, официант, 26 лет, по образованию менеджер по туризму: «Я работаю официантом на протяжении 6 лет, и мне нравится моя работа. Если бы я работала менеджером по туризму, я бы зарабатывала раза в два меньше моей сегодняшней зарплаты. При этом мне бы пришлось поначалу работать как новичок, так как опыта работы по специальности у меня нет, и соответственно зарабатывать еще меньше. А так я еще получаю помимо своей заработной платы чаевые, которые составляют неплохую часть от всего моего дохода. И работаю я в дорогом и солидном заведении, где каждый день можно встретить человека с хорошими связями, к которому в случае чего можно обратиться за помощью».

Денис, официант, 23 года, по образованию повар: «По своей специальности я могу работать поваром, барменом, официантом. Я попробовал себя везде и понял, что работа официанта приносит больше денег, поэтому остался работать им. И работа переманила меня, когда я начинал учиться в университете, я не стал продолжать учиться на высшем образовании. Скорее всего это случилось из-за того, что выбранная специальность не была мне настолько интересна, как моя работа».

Андрей, 22 года, бармен: «Для меня работа играет второстепенную роль. Учеба для меня прежде всего. Я стараюсь по возможности больше уделять времени выполнению учебных работ. И если на работе у меня появляется свободное время, а мне очень нужно сделать какое либо задание, я делаю его на работе».

Далее появляется вопрос: «Может ли быть полезно совмещение работы и учебы для студентов?». С одной стороны, работа дает заработок, опыт, знакомства в профессиональной среде. Студент становится самостоятельнее, финансово независимым от родителей, это его выделяет от сверстников. С другой стороны, работа может мешать учебе, портить успеваемость. Респонденты разделились во мнении, но большинство высказалось о том, что такое совмещение несет больше вреда, чем пользу.

Основным мотивом вторичной занятости студентов является желание иметь свои собственные деньги. Так студент становится самостоятельнее, организованнее, менее зависимым от родителей. Также мотивами выступают желание материально помочь своей семье и необходимость платить за обучение. Через них можно увидеть стремление студента повзрослеть, принять на себя некоторые обязательства.

Материальное положение семей рабочих студентов при этом разноуровневое. Это означает, что желание студентов работать возникает не только в малообеспеченных семьях. Наоборот, в представленном интервью было выявлено, что основная часть персонала выросла в обеспеченных семьях, в меньшинстве, а точнее, только один работник из малообеспеченной семьи. Таким образом, можно сказать о том, что причины вторичной занятости не всегда закладываются из материальной необеспеченности семьи.

При совмещении нескольких занятостей, как правило, в конце выбирают какую-то одну. Так и здесь важно, куда стремится потом студент: окончить университет и работать по специальности или работать дальше в сфере вторичной занятости. Большинство в данном интервьюировании выбрало работу. Некоторые респонденты ссылаются на то, что работа по специальности приносила бы им не больше дохода, чем нынешняя работа, и это основной аргумент, встречающийся в ответах. Работа по совместительству может отнять желание учится, работать по специальности.

Таким образом, можно сделать вывод об отношении персонала об их совмещении работы с учебой. Выявлено, что часть из них не одобряют такое совмещение, потому что это плохо влияет на успеваемость в вузе.

Вот так аргументировал свою позицию бармен Геннадий, студент 5 курса: «Я не считаю, что работа может быть полезна студенту дневного отделения, я в этом году выпускаюсь и так получилось, что из-за нехватки времени и сил, единственный в группе не защитил с первого раза свою выпускную квалификационную работу. К тому же к последнему году обучения у меня накопилось немало долгов с прошлых сессий, мне понадобилось много времени для того, чтобы найти преподавателей и заново сдать то, что когда то давно проходил».

Карина, официант, студентка 1 курса: «Действительно, находясь на работе 3-4 дня в неделю трудно успевать делать все домашние задания, а так как мой рабочий график начинается в вечернее время, а заканчивается глубоко за полночь, не хватает времени на сон. Иногда даже приходится просыпать первые пары в университете. Поэтому в свои выходные дни я стараюсь выполнять по максимуму домашние задания и раньше ложится спать».

Другая часть одобряет наличие вторичной занятости у студентов, объясняя это приобретением самостоятельности:

Администратор ресторана Юлия, согласившаяся о пользе совмещения работы и учебы, прокомментировал свой ответ так: «Хоть мне и приходилось ночами не спать, я нисколько не жалею, что пошла работать. Да, было трудно, но зато я не просила денег у родителей, могла без разрешения покупать всё, на что хватит заработанных денег, а самое главное это то, что в глазах родителей я стала взрослой, самостоятельной девушкой. Кроме того, я нашла свое любимое дело и точно знаю, чем хочу заниматься в будущем, и что мне для этого нужно сделать».

Управляющая ресторана ответила, что работа помогает человеку понять, хочет ли он работать по своей будущей специальности. «Нужно перепробовать многое в этом мире, пока молодой и не найдешь своего места в жизни», - ответила она. На данный момент ей 26 лет, по образованию она специалист по рекламе, окончила Удмуртский государственный университет. С четвертого курса начала совмещать учебную деятельность с работой официанта в клубе. «Основная причина, почему я начала работать, это желание иметь свои собственные деньги. Через друзей я нашла себе работу. Поначалу я была официанткой, затем барменом. Я поняла, что возможность карьеры начала меня отнимать от учебы, что лучше я прорвусь здесь, раз у меня это получается, чем буду работать по своей специальности в сфере рекламы, не имея опыта работы. И я начала двигаться вверх по служебной лестнице. Из бармена я переросла в старшего бармена, а затем мне предложили место администратора. И так, набравшись опыта, я работала в разных заведениях одного известного ресторанного холдинга. В конце я получила должность управляющего ресторана, где сейчас и работаю. Я нисколько не жалею о своем выборе и считаю, что нужно совмещать работу и учебу - так лучше поймешь, где ты больше себя реализуешь и каких целей достигнешь».

Вторичная занятость помогла понять, чем человек хочет заниматься в жизни:

Кристина, администратор, 24 года, по образованию инженер по безопасности: «Свою карьеру я начала с работы официантом, администратором я работаю 2 года. За это время я поняла, что учусь на не интересующей меня профессии, но учёбу я не бросила. Недавно я получила диплом, но работать по специальности у меня нет желания. Я успела полюбить свою нынешнюю работу и решила двигаться в том же направлении».

Кроме того, одному из сотрудников ресторана, работа помогла поднять уровень обеспеченности семьи:

Геннадий, 22 года, бармен: «Все деньги расходовались на продукты и покупку необходимых недорогих вещей, поэтому я начал подрабатывать барменом в клубах, и сейчас я уже имею пятилетний опыт работы барменом, получил из этого знания и умение готовить разного рода коктейли, очень хорошо разбираюсь в крепком алкоголе. Помимо всех этих вещей, я существенно поднял бюджет своей семьи, так как сам начал платить за мою учебу в вузе. Это очень нам помогло».

В результате общения с трудоустроенными студентами, можно увидеть, что кому-то вторичная занятость помогла определить себя в жизни, выстроить карьерную лестницу, начавшуюся с работы официантки и на данный момент иметь статус управленца. Некоторым помогла улучшить состояние семьи, возможность оплатить учебу. С работой приобретается самостоятельность, возможность не зависеть от родителей, удовлетворение своих материальных и духовных потребностей в самоуважении. Кто-то же остался при мнении, что работа негативно влияет на успеваемость в университете, влияет на здоровье учащегося, что студенты не высыпаются, иногда приходится просыпать занятия. Работа вовлекает студента в рабочую рутину забот, обязанностей, хлопот. Так, времени и сил на учебную деятельность становится меньше, может перестать интересовать учебный процесс, и обратно в него включится уже сложнее. Вторичная занятость нередко «уводит» студента от его первоначальной цели - работать в области по специальности. В таком случае изменяются ценностные ориентации человека, университетское образование перестает быть значимым. Вот такие обобщения можно сделать об отношении студентов к вторичной занятости, как у любого явления имеющей как хорошие, так и плохие стороны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была исследована вторичная занятость студентов дневного отделения вуза. В ходе изучения были исследованы первичные мотивы трудовой занятости студентов, студенты из каких семей идут на совмещение деятельностей, как это повлияло на их учебу.

В теоретической части работы был выявлен наиболее подходящий подход к изучению трудоустройства, так как он объединяет материальные мотивы вторичной занятости с духовными. В рамках интерпретативного подхода существует несколько причин, почему молодежь начинает вступать в трудовые отношения. Это может исходить из желания нарастить свой профессиональный опыт, повысить свою конкурентоспособность, или просто дать начало вхождению на рынок труда, познакомится с его особенностями. Также молодой человек, наполненный амбициями, может просто поменять свой статус, и быть не просто студентом, а начинающим полноценным сотрудником, имеющим свои обязанности, несущего ответственность. Тем самым он уже становится не таким, как все. Он становится на ступень выше в иерархии социальных статусов. На деле он уже менее зависимый от родителей, а больше социально адаптированный и самостоятельный. Также мотивировать учащего образовательного учреждения может желание занять свое время. Как правило, студент дневного отделения не занят вечером в университете, а значит, может провести свободное вечернее время, извлекая из него пользу.

Практическая часть работы показала, что примерная треть студентов в рассматриваемых исследованиях имели работу. В основном идут работать студенты из семей со средним или низким уровнем обеспеченности. К последним курсам учебы доля работающих студентов растет, это связано с желанием начать приобретать опыт в стенах университета и появлением большего внеучебного времени. Но мало тех, кто идет работать по специальности. Самое распространенное место труда это сфера продаж, услуг и работа, связанная с физическим трудом. Это легко обьяснить характером работы, не требующего специальных профессиональных навыков. И найти работу в этих сферах проще, так как досуг и товарные отношения сегодня везде развиваются.

Исследование персонала ресторана позволило сделать выводы об его отношении к вторичной занятости студентов. Здесь основным мотивом занятости было желание иметь свои собственные деньги, но также фигурировала необходимость платить за учебу и улучшение материальных условий семьи. При совмещении работы и учебы, многие впоследствии выбирали начатую карьеру в сфере общественного питания, в основном рабочий персонал работает не по специальности в дипломе. Отсюда можно сделать вывод, что студент работать теряет интерес к работе по специальности. Многим вторичная занятость помогла в дальнейшем сделать себе хорошую карьеру в данной области. Не смотря на то, что у студентов бывают проблемы в учебе по причине нехватки времени на нее и сильной занятостью на работе, они не бросают свою трудовую деятельность.

Исследование показало, что работающий студент - новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям рынка труда, активный субъект трансформации нашего общества. Работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, поскольку расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт. Если студент трудится по той специальности, по которой он собирается работать после окончания вуза, то он тем самым приобретает опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм. Если же нет, то впоследствии он может выбрать, какая работа ему более интересна, чем он хочет заниматься в будущем. Но нужно не забывать обеспечивать условия для полноценной учебы, минимизировать неблагоприятное влияние внешних материальных обстоятельств на студента, планировать меры по поддержки студенчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Адамчук В.В. Экономика и социология труда . - М., 2000. С. 180

2.Антропова М.Н. // Вестник КемГУ.-2010.- №3

.Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1992

.Ворона М. А. СОЦИС. - 2008. - №8..

.Гага В.А. экономика и социология труда: социально трудовые отношения // Томский госуниверситет. - - 2008. - №8.

.Генкин Б.М. Экономика и социология труда, - М.,2005

.Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда. - М., 1989.

.Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. - 2006. - № 4.

.Иванов К.А., СОЦИС. - 2008. - №8.

.Каутский К.К. Экономическое учение Карла Маркса. -М,2001.

.Кокин Ю.П.. Экономика труда. М.: Финстаинформ, 1999.

. Лисовский В.Т. Социология молодежи, -Спб.,1996.

.Розеватов Г.А., Букин В.П. Нестандартная занятость в современных условиях: молодежный аспект // Вестник Поволжской Академии Государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007, № 13

.Ромашов О. В. Социология труда . - М., 2003.

.Рязанцев С.А. Проблемы вторичной занятости студенческой молодежи. - М.,2006.

. Стародубцева Е.К, Современный экономический словарь, -М.,2000.

Похожие работы на - Вторичная занятость студента дневного отделения ВУЗА

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!