Влияние употребления алкоголя на молодежь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    135,7 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние употребления алкоголя на молодежь

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ










"Влияние употребления алкоголя на молодежь"


Выполнили:

студенты 206 группы

Магомедов Евгений

Седова Дарья

Нечеса Кирилл

Преподаватель:

Ковальчук.В.К.


Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I.    Методологическая часть исследования

§1. Обоснование теоретического подхода к исследованию круга неформального общения школьников в возрасте от 14 до 17 лет

§2. Обоснование теоретического подхода к исследованию влияния употребления алкогольных и энергетических напитков на круг неформального общения школьников 14-17 лет

§3. Формулирование гипотез исследования

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

§1. Проверка гипотез-оснований социологического исследования

1.1 Проверка правдоподобности первой гипотезы-основания

.2 Проверка правдоподобности второй гипотезы-основания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой проблемы

Алкоголизм во все времен и эпохи признавался одной из наиболее серьезных и угрожающих проблем человечества, подрывающей социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства.

Проблема потребления алкогольных напитков, всегда остававшаяся необычайно острой для России, становится одной из наиболее актуальных для нашего современного общества. В начале XXI в. Россия по потреблению алкоголя стала занимать лидирующее место в мире при крайне неблагоприятной структуре потребляемых напитков. Потребление алкоголя в расчёте на душу населения - только за 1989 - 2008 гг. увеличился в 1,4 раза и достиг 15 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта), что почти в 2 раза выше признанного Всемирной организацией здравоохранения особо опасного для здоровья людей уровня (8 литров на душу населения).

Но если раньше данная социальная проблема напрямую касалась преимущественно лишь лиц среднего и старшего возраста, то на сегодняшний день можно смело заявить, что пьянство превратилось в настоящее бедствие и среди молодежи. Сегодня по данным медицинской статистики, потребляют алкогольные напитки более половины школьников старших классов, студентов средних профессиональных и высших учебных учреждений. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек - до 12,9 лет.

Угрожающие темпы распространения пьянства в молодежной среде вынуждают нас обратить наиболее пристальное внимание на эту проблему, ставят необходимость выяснить причины и социальные предпосылки этого явления, разрушающего наиболее социально активные слои населения, олицетворяющие собой будущее страны и нации. Выявить структурные взаимосвязи между девиантным поведением молодежи и влиянием социальной среды на формирование пагубных привычек. По возможности точное определение круга причин молодежного алкоголизма позволяет выработать наиболее эффективный комплекс мер, наиболее эффективную программу социальной политики государства, направленную на профилактику, нейтрализацию и предотвращение негативных последствий алкоголизма для индивида и общества, среди которых можно отметить как наиболее яркие: деградация и распад личности, искажение взаимоотношений с другими людьми, разрыв социальных связей. Среди социальных последствий: уверенный рост преступности и смертности, снижение средней продолжительности жизни, без здорового трудоспособного населения падают экономические показатели, замедляется или вовсе останавливается развитие промышленности, падает качество жизни населения, что приводит, в свою очередь, к еще большему увеличению уровня алкоголизма среди всех слоев населения, и молодежи в особенности. Образуется замкнутый круг, когда чем хуже положение общества, вызванное пьянством, тем больше людей пьют. В этом свете наглядно видна и очевидна необычайная важность исследований этой проблемы, вся серьезность возможных последствий.

Пьянство в молодежной среде тесно связанно с их отклоняющимся поведением. Однако следует заметить, что причины употребления и злоупотребления алкоголем зачастую варьируется в зависимости от социального окружения, сформировавшихся представлений о себе и окружающих, собственных, индивидуальных и социальных ожиданий, обстановки в семье, примера родителей, даже настолько преходящих факторов как эмоциональное состояние, настроение и так далее. Причины пьянства могут быть различны, но последствия, приносимые употреблением алкоголя в возрасте наибольшей активности, деятельности, трудоспособности однозначно ведут к печальным результатам. Алкоголь способствует саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей, связывающих ее с миром, потере человеческого облика. Относительно регулярный прием спиртных напитков противоречит моральным и этическим установкам общества, физиологии человеческого организма, законодательству, государственной политике, направленной на воспитание здоровой нации и иным критериям, необходимым для нормального функционирования общества. К сожалению, несмотря на законодательные меры, пропаганде здорового образа жизни и прочих мер для поддержания общества, данная проблема существует и приносит негативные последствия, представляется весьма опасным достаточно терпимое отношение членов общества к данному явлению, как алкоголизм.

Несмотря на то, что проблема алкоголизма в России научно исследуется уже более века, проблема конкретно молодежного алкоголизма еще недостаточно изучена, либо изучена фрагментарно. Таким образом, необходимо более глубокое исследование причин и следствий употребления подростками алкогольных напитков. Неполные знания по данной тематике актуализируют рассматриваемую проблему с научной точки зрения.

Разработанность проблемы

В последние десятилетия повысилась значимость исследований, посвященных проблемам алкоголизма. На этом фоне в научной общественности все чаще стали появляться работы и статьи социологов по данной тематике. Многих социологов, занятых в государственном секторе, также привлекают проблемы борьбы с алкоголизмом.

Исследованием алкоголизации населения долгое время занимались ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Климова С., а также такие ученые, как Бородкин Ю.С., Грекова Т.И., Братусь Б.С., Розовский И. Я., Цапкин В.Н. и другие.

В.И. Добреньков в своем докладе "Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды)" на Втором всероссийском социологическом конгрессе также затрагивал вопрос алкоголизации России. Во многих крупных социологических журналах, как то "Социология", "Социологические исследования", "Социальная реальность", также можно наблюдать статьи по интересующей нас тематике.

Проблема употребления алкогольной продукции широко исследуется на Западе, в том числе активно ведутся разработки методов борьбы с употреблением алкоголя. Так, в 2009 году Всемирной организацией здравоохранения был создан "Рабочий документ по разработке проекта глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя". В документе дается общая характеристика сложившейся на сегодняшний день ситуации в Европе и мире, а также рассматриваются меры и мероприятия, способные предотвратить дальнейшее расширение проблемы и документы, дающие указания по борьбе с ней.

Также Всемирной организацией здравоохранения были подготовлены "Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ" и другие документы, посвященные данной тематике.

Объектом данного исследования является коммуникативное поведение учащейся молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.

Предметом исследования выступает влияние употребления алкогольных напитков на выбор специфического круга общения учащейся молодежи 18-25 лет.

Цель исследования: определить и сравнить характер влияния слабоалкогольных, крепких спиртных и алкогольных напитков на круг общения молодежи среди друзей, коллег, в группах по интересам (спортивные секции, творческие кружки, коллективы самодеятельности и т.п.).

Задачи исследования

Теоретико-методологические задачи:

Обосновать теоретический подход, необходимый для описания и объяснения выбора молодежью конкретной модели коммуникативного поведения среди друзей, коллег, в группах по интересам.

В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить выбор молодежью круга общения среди друзей, коллег и в группах по интересам

Обосновать теоретический подход, необходимый для описания и объяснения социальных и социально-психологических характеристик влияния употребления слабоалкогольных и крепких спиртных напитков на круг общения молодежи среди друзей, коллег и в группах по интересам.

В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить характер влияния употребления слабоалкогольных, крепких спиртных напитков на круг общения молодежи среди друзей, коллег и в группах по интересам.

В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить причинно-следственные связи, использование которых позволит описать и объяснить характер влияния употребления слабоалкогольных, крепких спиртных напитков на круг общения молодежи среди друзей, коллег и в группах по интересам.

Теоретико-методические задачи:

Обосновать систему показателей для оценки состояния употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков и круга их общения среди друзей, коллег, в группах по интересам, характера их взаимосвязи. Обосновать методы измерения показателей для оценки состояния употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков и круга их общения среди друзей, коллег, в группах по интересам, характера их взаимосвязи. В рамках выбранных методов определить инструменты, необходимые для измерения показателей оценки состояния и характера взаимосвязи употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков и круга их общения среди друзей, коллег, в группах по интересам, характера их взаимосвязи.

Определить методы формирования выборочной совокупности, которые необходимо применить для обеспечения представительности данных о состоянии и характере взаимосвязи употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков и круга их общения среди друзей, коллег, в группах по интересам.

Определить процедуры, которые необходимо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных.

Аналитические задачи:

Обосновать методы обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении данных для оценки состояния влияния употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков на круг их общения среди друзей, коллег, в группах по интересам.

Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера влияния употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков и круга их общения среди друзей, коллег, в группах по интересам.

Содержательные задачи:

Определить состояние параметров употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков.

Определить состояние параметров выбора молодежью модели коммуникативного поведения в кругу друзей, коллег, в группах по интересам.

Определить характер влияния употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков на круг их общения среди друзей, коллег и в группах по интересам.

Теоретические основы исследования

В качестве теоретических основ данного социологического исследования выступает ряд следующих социологических теорий:

Теория малых групп, предметом которой является место и функции малой группы в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры. Теория малых групп Р. Мертона позволит нам рассмотреть выбор человеком конкретного круга общения в зависимости от степени желания состоять в определенной малой группе.

Теории девиантного (отклоняющегося) поведения, основоположниками которой в равной степени являются Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П.Сорокин и Р.Мертон. В том числе частная теория девиации, теория стигматизации (от греч. stigmo - клеймо), приверженцами которой считаются Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон, где девиантное поведения рассматривается с точки зрения оценки общества. В рамках теории стигматизации особое внимание уделяется "навешиванию ярлыков", сформированных общественным мнением: "отрицательность" поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него; отклонение есть предмет социального определения.

Теория коммуникации, приверженцы теории коммуникации характеризуют общение как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Теория потребностей Маслоу. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

. Физиологические и сексуальные потребности.

. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности.

. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности.

. Потребности в уважении.

. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Теория поведения - бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) Джорджа Герберта Мида. Согласно Дж. Г. Миду, социальное, как исторически, так и логически, предшествует индивидуальному. Поэтому основополагающими факторами формирования сознания являются объективные, внешние факторы, а значит, и поведение индивида так же предопределяется ими. Действия индивида определяются не только индивидом, но и окружающей его средой. Поведение индивида оценивается и характеризуется не им самим, а окружающими его другими индивидами.

Эмпирические основы исследования

Настоящее полевое исследование выступает источником получения основных эмпирических данных по изучаемой проблеме. В связи с этим можно выделить, что:

Эмпирическим объектом исследования выступает учащаяся молодежь в возрасте 16-21 лет.

Методом получения эмпирических данных является анкетный опрос в высших учебных заведениях города Москвы.

Методом формирования выборочной совокупности выступает квотная выборка на основе распределения молодежи по возрастным группам.

Научная новизна исследования

Актуальность полученных нами данных об употреблении молодежью слабых и крепких алкогольных напитков, а также данных о характере влияния рассматриваемого явление на круг общения молодежи среди друзей, коллег и в группах по интересам и соответствие этих данных современной действительности определяют эмпирическую новизну настоящего полевого исследования. Аналитическая новизна исследования заключается в рассмотрении взаимосвязи употребления молодежью слабоалкогольных, крепких спиртных напитков и выборе молодежью модели коммуникативного поведения, проявляющемся в том числе в формировании специфического круга общения среди друзей, одноклассников и в группах по интересам, а также в выяснении факторов, определяющих эту взаимосвязь.

Практическая значимость исследования

Проводимое нами исследование позволит получить самые новые, наиболее соответствующие современной действительности, данные об употреблении молодежью слабых и крепких алкогольных напитков, а также данные о характере влияния исследуемого явление на круг общения молодежи среди друзей, коллег и в группах по интересам. Тем самым полученные нами результаты позволят конкретизировать и сформировать наиболее часто встречающиеся последствия употребления алкоголя в молодежной среде, привлечь внимание общества к существующей проблеме, предоставить эмпирический материал для выработки стратегии борьбы с существующей проблемой.

I.       МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ


§1. Обоснование теоретического подхода к исследованию объекта


Для проведения анализа влияния алкогольных напитков на круг общения молодежи следует выделить несколько теорий.

Для определения круга неформального общении, в первую очередь, должны дать определение понятию школьники в рамках соответствующей теории образования.

И в рамках этой теории мы должны дать определение понятию молодежь.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых

В демографии молодежь - специфическая возрастная когорта которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.

Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-25 лет.

Для определения понятия общение молодежи, мы должны рассмотреть родовое понятие общение, в рамках теории коммуникации.

Приверженцы теории коммуникации характеризуют общение как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения выступают люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

По характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - открытое и закрытое. В отечественной социальной психологии принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.

В итоге общение молодежи представляет собой процесс взаимодействия между индивидами, принадлежащими к категории молодежь, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Так как мы рассматриваем неформальное общение молодежи, нам необходимо дать определение понятию неформальное общение в рамках теории межличностной коммуникации.

Неформальное общение (отношения)- это контакты или взаимоотношения между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируется никаким документом, но только определяется участниками самого взаимодействия.

Неформальное общение происходит между людьми, объединенными общими целями, интересами и ценностями. Данное взаимодействие может происходить только в малых группах.

В рамках теории малых групп нам необходимо дать определение понятиям: малая группа (родовое понятие), друзья, одноклассники, однокурсники, группы по интересам.

В теории малых групп предметом является место и функции малых групп (класс, академическая группа, друзья, семья, группы по интересам) в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры.

Малые группы - небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным непосредственным взаимодействием.

Друзья- индивиды, объединенные общими нормами и правилами поведения, главным критерием объединения является психоэмоциональный и фактор близости.

Однокурсники (одноклассники) - формальная группа, характеризующаяся обучением в одном постоянном учебном коллективе.

Группы по интересам - индивиды, объединенные общими увлечениями и занятиями.

Таким образом, неформальное общение молодежи можно охарактеризовать как контакты или взаимоотношения между индивидами, посещающими учебное заведение - университет, училище, школу заключающиеся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга, порядок и интенсивность которых не регулируется никакими документами, но только определяется участниками самого взаимодействия.

Сущностное определение исходного понятия

Исходя из полученных выше определений, мы можем вывести сущностное определения исходного понятия социологического исследования - круга неформального общения молодежи.

Круг неформального общения молодежи - это такая совокупность индивидов, посещающих учебное заведение и вступающих во взаимодействия друг с другом, где характер данных взаимодействий не регулируется никакими документами, но только определяется участниками самого взаимодействия, а также друзья среди однокурсников(одноклассников) и друзья в группах по интересам выступают непосредственными участниками данного взаимодействия.

Содержательное определение сущностного видового свойства объекта исследования

В предыдущем подразделе нами приведено сущностное определение круга неформального общения молодежи - исходного понятия социологического исследования. Теперь дадим определение видового свойства объекта исследования:

Видовым свойством круга неформального общения молодежи являются такие взаимодействия между индивидами, посещающими учебное заведение, которые не регулируются никакими документами, определяются участниками самого взаимодействия и возникают по поводу общности целей, интересов и ценностей.

Содержательные свойства круга неформального общения молодежи

В связи с тем, что неформальные группы возникают на основе общности целей, интересов и ценностей, мы будем рассматривать в качестве основных критериев объединения в группу именно эти три составляющие:

)общность интересов

)общность ценностей

)общность целей

В нашем исследовании мы изучим более подробно два из трех вышеуказанных критерия, а именно: общность интересов и общность целей.

Так как интерес - это направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, а также форма, в которой индивид (социальная группа) непосредственно осознает свои потребности и выражает их в виде целей, которые он перед собой ставит, то общность интересов группы мы определим как производное от единства и взаимодействия различных интересов участников группы, от степени социальной значимости как совпадающих, так и различающихся интересов.  Нам представляется возможным рассматривать структуру интересов группы в рамках теории потребностей.

Для этого возьмем теорию потребностей Маслоу.

Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

1. Физиологические и сексуальные потребности - в воспроизводстве людей, пище, воде, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе.

. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности. Они выражают потребности не просто в сохранении жизни, но в качестве жизни.

. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

. Потребности в уважении, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ.

. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности, это стремление выразить через активность все, на что способен человек, осуществить себя. Потребности самовыражения многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А.Маслоу называл их основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Мы выделить ряд "отрицательных", характерных для отклоняющегося поведения, мотивационных переменных, общность которых служит впоследствии основой для объединения в неформальную группу:


Таким образом, в нашем исследовании мы считаем приемлемым рассматривать именно переменные общности интересов в качестве основных переменных для объекта исследования.

§2. Обоснование теоретического подхода к исследованию предмета исследования


Для описания и объяснения влияния употребления, алкогольных и энергетических напитков на молодежь нам необходимо на теоретическом уровне дать определение влияния употребления алкогольных напитков. В первую очередь мы будем рассматривать влияние употребления алкоголя на изменение сознание индивида, вследствие которого происходит изменение его поведения.

Теоретическое обоснование:

Для описания и объяснения предмета исследования мы воспользуемся следующими теориями:

1.      Теория стигматизации (от греч. stigmo - клеймо)

С точки зрения теории стигматизации (в рамках теории девиантного поведения) употребление алкоголя молодежью следует рассмотреть в нескольких аспектах: 

)Социальное определение данного явления/поведения. Употребления алкоголя молодежью может оцениваться окружающими положительно, отрицательно либо нейтрально (т.е. восприниматься равнодушно). Любая оценка, так или иначе, отражается на поведении и определении (в т.ч. самоопределении) социального статуса индивида. Если в целом алкоголизм осуждается обществом, то в малых группах данное явление может расцениваться совсем иначе.

)Навешивание ярлыков. Определяется, опять же, оценкой и мнениями окружающих, тем самым, создается стереотипное представление о поведении, личностных характеристиках индивида . Таким образом, индивид начинает сам соотносить себя с созданным общественным мнением стереотипом, начинает соответствовать определенной модели поведения

)Переход от стереотипной модели поведения к стереотипному образу жизни. Всеобщее осуждения алкоголизма и утверждение индивида в статусе алкоголика приведет к закреплению его в данном статусе

Итак, согласно теории стигматизации, поведение индивида определятся и характеризуется не только поступками, совершаемыми индивидом, но и оценкой данного поведения окружающими. Таким образом, поведение индивида может оцениваться как положительное или отрицательное.

2.      Теория поведения - бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) Дж. Герберта Мида

В описании и объяснении предмета исследования мы воспользуемся такими категориями, как сознание и поведение. Сознание индивида определяет его поведение. Само же сознание определяется факторами:

·        субъективными (зависящими исключительно от индивида)

·        объективными (играющими большую роль в формировании сознания)

Согласно Дж. Г. Миду, социальное, как исторически, так и логически, предшествует индивидуальному. Поэтому основополагающими факторами формирования сознания являются объективные, внешние факторы, а значит, и поведение индивида так же предопределяется ими. Действия индивида определяются не только индивидом, но и окружающей его средой. Поведение индивида оценивается и характеризуется не им самим, а окружающими его другими индивидами.

Согласно теории бихевиоризма, поведение состоит из действий, которые строятся из четырех ступеней:

.Импульс - непосредственный чувственный стимул. Может быть вызван как внутренним состоянием индивида (например, потребность организма в очередной дозе алкоголя (особенно при систематическом употреблении)), так и внешней средой (например, нежелание выделяться в пьющей компании).

2.Восприятие - реагирование индивида на импульсы и последующим определением способов их удовлетворения.

Восприятие включает поступающие стимулы, а также порождаемые ими в уме образы.

3.Манипуляция - экспериментальный метод, с помощью которого индивид мысленно проверяет различные гипотезы того, что могло бы быть, если возникшая потребность (импульс) была удовлетворена.

4.Потребление - совершение действия, которое удовлетворяет первоначальный импульс

Сущностное определение исходного понятия

Ранее мы рассмотрели теории, описывающие предмет данного исследование. Теперь дадим сущностное определение влияния употребления алкогольных напитков молодежь. Предмет представляет собой сложное понятие, заключающее в себе ряд простых понятий, поэтому в первую очередь необходимо раскрыть эти простые понятия.

Влияние - то, что произвело значимое однократное изменение в адресате: например, изменение функционального состояния партнера, его сознания или поведения.

Алкоголь - этиловый спирт, этанол; вещество наркотического действия, оказывающее депрессивное воздействие на нервную систему, являющееся значимым компонентом, обуславливающим поведенческие сценарии людей, вызывающий у индивида состояние эйфории, вуалирующий заботы и формирующий сопутствующие иллюзорные представления.

Употребление алкоголя - разовое (случайное) или многократное (систематическое) дозы спиртосодержащих продуктов организмом индивида.

Влияние употребления алкогольных напитков - изменение функционального состояния (сознания) индивида, посредствам получения дозы наркотических веществ угнетающих или стимулирующих центральную нервную систему, обуславливающих поведенческие сценарии людей.

Видовые свойства предмета исследования

Такое изменение функционального состояния индивида выражается в изменении его сознания и поведения.

Обратимся к теории поведения Дж. Г. Мида. Поведение рассматривается Мидом как сложная конструкция, состоящая из действий.

Поведение индивида как состоящей из действий сложной конструкции определяется его сознанием. Как мы ранее определили, влияние употребления алкоголя характеризуется изменением функционального состояния сознания индивида. Непосредственное отражение этого изменения мы можем наблюдать в поведении индивида. Рассмотрим, как изменение функционального состояния сознания индивида вследствие употребления им алкоголя проявляется в его поведении:

"положительные" проявления

"отрицательные" проявления

· Состояние эйфории · Повышение настроения · Возникновение желания общения с окружающими · Снятие обиды · Раскрепощенность · Повышение самооценки · Преодоление комплексов · Смелость

· Понижение настроения · Недовольство окружающими · Появление обиды · Чрезмерная конфликтность · Понижение самооценки · Агрессивность · Проявление несдержанности/хамства


Таким образом, в качестве основных переменных для объекта мы будем рассматривать переменные проявления в поведении индивида изменений функционального состояния его сознания вследствие употребления им алкоголя.

§3. Формулирование гипотез исследования


Как было упомянуто ранее, целью нашего исследования является определение и сравнение характера влияния алкогольных напитков на круг общения молодежи среди друзей, однокурсников и в группах по интересам.

Таким образом, определив соответственно переменные для объекта (круга неформального общения молодежи в возрасте от 18 до 25 лет) и предмета (влияния употребления алкоголя на круг неформального общения молодежи) нашего исследования, мы можем сформулировать 2 гипотезы - основания:

1) Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для возникновения раскрепощенности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет приобрести большее количество друзей;

2) Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления смелости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет выразить свою ненависть по отношению к определенным группам населения.

Формулирование гипотез-следствий

Для определения гипотез-следствий, обратимся к сформулированным ранее гипотезам-основаниям.

I.   Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления чувства раскрепощенности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет приобрести большее количество друзей.

Раскроем особенности поведения индивида, присущие проявлению чувства раскрепощенности:

·        отсутствие боязни новых знакомств

·        общительность

·        желание поделиться интересами

Далее рассмотрим те аспекты, которые характерны для индивида, имеющего большое количество друзей:

·        взаимное доверие, привязанность

·        разнообразие тем для разговора

·        разнообразие способов проведения свободного временя

Исходя из перечисленных выше свойств переменных, мы можем вывести следующие гипотезы-следствия:

1. чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности.

Для знакомства индивид должен вступить во взаимодействие с другим индивидом. Когда целью знакомства является приобретение друзей, данные взаимодействия приобретают доверительный характер. Одним из средств преодоления внутренних барьеров к новым знакомствам является употребление алкоголя.

Таким образом, мы считаем, что если представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, то тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности.

2. чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь с целью повышения собственной общительности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором будет обладать большим разнообразием способов проведения свободного времени.

Общительность характеризуется большим числом взаимодействий с окружающими. Тем самым расширяется вариативность проведения индивидом его досуга.

Когда представитель молодежи употребляет алкоголь с целью повышения своей общительности, он стремится вступить в большое количество взаимодействий с окружающими.

3. чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы.

Разговор - одна из наиболее форм общения. Участвуя в разговорах на разные темы, индивид наиболее полно может поделиться своими интересами. Тем самым, если представитель молодежи употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы.

I. Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления смелости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет выразить свою ненависть по отношению к определенным группам населения.

Раскроем характеристики поведения индивида, характерные для проявления чувства смелости:

1)   способность к решительным действиям

2)   уверенность

3)   самонадеянность

4)   дерзость

5)   способность к проявлению чувства превосходства

6)   отсутствие чувства страха перед чем-либо

В свою очередь, ненависть к определенным группам населения может иметь следующие формы проявления:

1)   стремление ввязаться в драку с представителями ненавистных индивиду групп

2)   стремление открыто оскорбить представителей данных групп

3)   стремление к уничтожению предметов и атрибутов, памятников культуры, символики, характерных для представителей ненавистных групп (включая вандализм)

Таким образом, рассмотрев частные характеристики переменных, мы можем сформулировать следующие гипотезы-следствия:

1. чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления дерзости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей в драках с их представителями.

Дерзость - характерная черта агрессивного поведения. Одним из наиболее выраженных и распространенных примеров агрессивного поведения является участие в драках, в том числе массовых. В данном случае употребление представитель молодежи алкоголя выступает в качестве стимулятора для проявления агрессии, в частности, для участия в драках с представителями ненавистных групп.

2. чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для открытого проявления чувства превосходства, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей с помощью открытого оскорбления их представителей.

Представитель молодежи, употребляя алкоголь для проявления чувства ненависти к определенным группам населения, несомненно, выберет такой круг общения, где он сможет выразить свою ненависть.

В таком случае, для преодоления сдерживающих факторов, таких как: влияние контроля родителей и преподавателей, внутренний самоконтроль, боязнь осуждения со стороны сверстников, представитель молодежи употребляет алкоголь, в том числе для проявления и открытого выражения чувства превосходства над определенными группами индивидов. Проявление чувства превосходства, таким образом, выражается в конкретных действиях: употреблении нецензурной лексики в адрес представителей ненавистных групп, вступление с ними в драку и т.п.

3. чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления способности к решительным действиям, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей через уничтожение и порчу предметов и атрибутов, памятников культуры, символики, характерных для представителей ненавистных групп (включая вандализм).

Решительность подразумевает реализацию принятых решений в реальной жизни. В приведенной выше гипотезе мы рассматриваем под реализуемыми действиями уничтожение и порчу предметов и атрибутов, памятников культуры, символики, характерных для представителей ненавистных групп (включая вандализм). В данном случае употребление алкоголя является стимулирующим для принятия решений средством, а также для осуществления соответствующих решениям действий.

Индикаторы показателей

·   боязнь новых знакомств:

- боязнь подойти к незнакомому человеку

- стеснительность или скованность при общении с незнакомыми людьми

-испытывает волнение при разговоре с незнакомыми людьми

-испытывает тревожность при разговоре с незнакомыми людьми

·   проявление общительности

- готовность рассказать о своей личной жизни незнакомому человеку

- стремится вступить в разговор

- легко поддерживает тему разговора

·   выражение желания поделиться интересами

-стремление продемонстрировать атрибутику, соответствующую интересам

-разговоры на интересующие темы

-приглашения на интересующие мероприятия

·   проявление чувства доверия и привязанности

- скучает по друзьям в их отсутствие

- рассказывает личные секреты

- доверяет исполнение важных дел

·   большое разнообразие способов проведения свободного времени

- совместное посещение выставок, концертов

- совместные занятия спортом

- совместные прогулки

·   разнообразие тем для разговоров

- разговоры о спорте

- разговоры о кино

-разговоры о музыке

- обсуждение общих знакомых

·   проявление дерзости

- проявление грубости в разговоре

проявление хамства в разговоре

обращение на "ты" к незнакомому человеку

спрашивает у незнакомого человека о его личных проблемах

·        проявление чувства превосходства

- передразнивание манеры речи

передразнивание движений

передразнивание акцента

демонстрация националистической символики (футболки с надписью "Я русский")

·   проявление способности к решительным действиям

- выступление в роли инициатора драки

- принуждение к курению

- принуждение к выпивке

- принуждение к употреблению наркотиков

- "зацеп" электрички или другого транспорта "на спор", "на слабо".

·   стремление ввязаться в драку

- провоцирующие на драку выкрики

- нанесение ударов

- демонстрация оружия

- демонстрация боевых приемов

·   открытое оскорбление:

- использование неприличных жестов

использование неприятных, оскорбительных кличек

использование нецензурной лексики

·        уничтожение предметов и атрибутов, памятников культуры, символики, характерных для представителей ненавистных групп (включая вандализм)

-графические изображения и надписи на памятниках

надписи в подъездах

демонстративное сжигание флагов и прочей атрибутики

поджигание дверей

разбивание окон

порча памятников

алкогольный напиток молодежь социологический

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ


§1. Проверка гипотез-оснований социологического исследования

Социально-демографические характеристики выборочной совокупности исследования

С помощью анкет было опрошено 156 респондентов 16-21 года.

Опрос проводился в учебное время в период с 15 по 30 апреля 2011 года с 11 до 17 на улицах города Москвы.

В результате опроса и анализа полученных данных, мы получили следующие результаты.

Распределение респондентов по полу:


Распределение респондентов по возрасту:


Для нас являлось важным выявить категорию респондентов, которые употребляют алкоголь, преимущественно находясь в компании друзей. Для этого нами был сформулирован ряд фильтрующих вопросов. Частотное распределение ответов на данные вопросы можно видеть на следующих диаграммах:

ПРОВОДЯ ВРЕМЯ В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ, УПОТРЕБЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ АЛКОГОЛЬ?

1.      Да

2.      Только по особым случаям (праздникам)

.        Нет, никогда


Исходя из данных, полученных при ответе на данный вопрос, можно заключить, что 3/4 респондентов (77,6%) употребляют спиртные напитки, находясь в компании друзей, но при этом половина опрошенных (56,4%) делают это только по особым случаям, а 22,4% никогда не выпивают в компании друзей.

Так как в нашем исследовании мы пытались выявить взаимосвязь между употреблением алкоголя и его влиянием на выбор круга неформального общения, то мы изначально отсеяли ту группу респондентов, которые никогда не употребляли алкогольные напитки, в том числе и в компании друзей, таких оказалось, как было подмечено ранее, 22,4%. В дальнейшем мы проводили анализ, используя только данные, полученных от респондентов, ответивших на данный вопрос (ПРОВОДЯ ВРЕМЯ В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ, УПОТРЕБЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ АЛКОГОЛЬ?) утвердительно.

Далее мы проанализировали ответы еще на пару вопросов и получили следующие данные:

КАК ЧАСТО ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ АЛКОГОЛЬ:

1.      Только по праздникам

2.      Всякий раз, когда появится повод

.        Всякий раз, когда появится желание

.        Другое______________________________________


Из всей массы респондентов, употребляющих алкоголь, 32,7% делают это только по праздникам, в то время как 23,7% выпивают всякий раз, как появится повод, 16,7%- всякий раз, как возникнет желание.

Следующий вопрос звучал так:

ВЫ НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ:

1.      Из-за семейных проблем

2.      Из-за интереса

.        За компанию

.        Другое_____________________________

Мы получили следующий разброс результатов: большая часть респондентов, почти половина (41%) начали употреблять алкоголь просто за компанию, 20,5%- из-за интереса, лишь 0,6%- из-за проблем в семье. Почти 37,2% школьников выбрали вариант "Другое", это может быть вызвано тем, что либо респондент не желает признавать действительную причину употребления алкоголя, либо просто стремится уйти от ответа на данный вопрос.

Мы предложили школьникам также ответить на вопрос: "ЕСТЬ ЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ?", где получили следующие результаты: 52,6% респондентов ответили, что употребление алкоголя не имеет положительных сторон, в то время как вторая часть респондентов, почти половина (47,4%) ответили на этот вопрос утвердительно. Среди положительных сторон школьники выделили следующее (мы приведем лишь ряд наиболее популярных ответов): употребление алкоголя позволяет почувствовать себя своим в компании, становится веселее, позволяет быть ближе к друзьям.

Таким образом, мы собрали достаточно информации, чтобы перейти к проверке наших основных гипотез, отсеяв ту часть респондентов, которые не удовлетворяли нашей выборочной совокупности.

1.1 Проверка правдоподобности первой гипотезы-основания

В ходе исследования было собрано достаточно информации, чтобы, проанализировав ее, подтвердить или опровергнуть наши гипотезы-основания:

I. Гипотеза-основание: Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления чувства раскрепощенности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет приобрести большее количество друзей

Для данной гипотезы мы сформулировали следующие гипотезы-следствия:

Гипотеза-следствие №1: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности.

Гипотеза-следствие №2: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь с целью повышения собственной общительности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором будет обладать большим разнообразием способов проведения свободного времени.

Гипотеза следствие №3: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы.

Для того чтобы проверить нашу первую гипотезу-основания, должно выполняться четкое условие: все три гипотезы-следствия должны быть подтверждены. В противном случае, наша гипотеза-основания будет не верна. Для проверки гипотезы-следствия необходима определенная взаимосвязь между независимыми и зависимыми показателями. Рассмотрим индикаторы соответствующих показателей и установим наличие или отсутствие подобных взаимосвязей.

Проверка на истинность/ложность гипотезы-следствия №1

Первая гипотеза-следствие гласит: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности.

Проанализируем данные, полученные с помощью анкеты, в которой мы описываем конкретные ситуации возникновения новых знакомств и ситуации, в которых школьник сможет испытывать к друзьям чувства привязанности.

Мы выделили следующий независимый показатель для данной гипотезы - "боязнь новых знакомств". Для этого показателя сформулировали индикаторы:

·          боязнь подойти к незнакомому человеку

·        стеснительность или скованность при общении с незнакомыми людьми

·        испытывает волнение при разговоре с незнакомыми людьми

·        испытывает тревожность при разговоре с незнакомыми людьми

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "боязни новых знакомств"

Рассмотрим частотное распределение для первого индикатора: "боязнь подойти к незнакомому человеку"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: "ПРЕДСТАВЬТЕ СЛЕДУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ: ВЫ НАХОДИТЕСЬ В НЕЗНАКОМОЙ КОМПАНИИ. ВАШЕ ВНИМАНИЕ ПРИВЛЕК КТО-ТО ИЗ ЭТОЙ КОМПАНИИ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ. КАКОВЫ БУДУТ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?" Оно имеет следующий вид:

Варианты ответов:

 Проценты

Буду ждать, когда он сам ко мне подойдет

 12,2

Буду ждать удобного случая, чтобы подойти и познакомиться

66,0

Подойду к нему сразу

21,8


Отсюда видно, что больше половины респондетнов (66%) предпочитают дождаться удобного случая, чтобы познакомиться с незнакомым человеком, лишь 1/5 часть (21,8%) отличаются решительностью, и всего 12,2% вообще не предпримут никаких действий, чтобы познакомиться со сверстником.

В общем можно сделать вывод, что большинство представителей молодежи склонны проявлять инициативу при знакомстве.

Теперь рассмотрим частотное распределение для второго индикатора - "стеснительность или скованность при общении с незнакомыми людьми"

Процентное отношение распределения ответов на вопрос: "КАК ВЫ СЕБЯ ОБЫЧНО ВЕДЕТЕ, РАЗГОВАРИВАЯ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?" имеет следующий вид:

Варианты ответов:

 Проценты

Я сильно смущаюсь

9,6

Сначала испытываю незначительное смущение, но оно быстро проходит

49,4

Мне легко разговаривать с незнакомыми людьми

41,0


Из данной таблицы видно, что значительное большинство (90,4%) фактически не испытывают стеснительности и скованности при общении с незнакомыми людьми, и всего 9,6% школьников сильно смущаются в процессе общения.

На основе полученных значений индикаторов нам необходимо оценить состояние показателя, для оценки которого собственно эти индикаторы были сформулированы.

Оценка значения состояния показателя "боязни новых знакомств"

Для того чтобы оценить значение этого показателя, мы должны провести усреднение значений индикаторов.

Усреднение значения индикаторов мы проводили при помощи программы SPSS. Усреднение приводит к тому, что шкала значений показателя перекодируется в дискретную. Затем мы провели градуирование этих значений при помощи гистограммы. После вычисляем коэффициенты корреляции.

Мы усреднили значения индикаторов "боязнь подойти к незнакомому человеку", "стеснительность или скованность при общении с незнакомыми людьми".

Таким образом, распределение ответов для показателя "боязнь новых знакомств" имеет следующий вид:

Боязнь новых знакомств

Процент

Испытывает в значительной мере Испытывает время от времени Фактически не испытывает

 16,4 47,5 36,1


Таким образом, мы можем наблюдать, что значительное большинство респондентов (83,6%) не часто или редко сталкиваются с проблемами, возникающими при знакомстве, тогда как 16,4% действительно испытывают серьезные трудности во время завязывания контактов с незнакомыми людьми.

Оценка значения состояния показателя "проявление чувства доверия и привязанности "

Далее рассмотрим зависимый показатель "проявление чувства доверия и привязанности". Для этого показателя мы сформулировали следующие индикаторы:

·        скучает по друзьям в их отсутствие

·        рассказывает личные секреты

Процентное отношение распределение ответов на вопрос: "КОГДА ВЫ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НЕ ОБЩАЕТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, СКУЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ПО НИМ?" - выглядит следующим образом:

Варианты ответов:

 Проценты

Да, сильно скучаю

74,4

Не сильно / мне не приходилось расставаться с друзьями на долгое время

21,2

Вообще не скучаю

4,5


Мы можем наблюдать, что почти 3/4 опрошенных респондентов (74,4%) сильно скучаю по своим друзьям.

Далее рассмотрим следующие индикаторы "рассказывает личные секреты", "доверяет исполнение важных дел". Процентное отношение распределение ответов на вопрос "НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ КАЧЕСТВА ВАШИХ ДРУЗЕЙ" имеет следующий вид:

 

Им можно доверить свои секреты и тайны

 Проценты

Очень важно

75,0

Скорее важно

14,7

Скорее не важно

7,7

Не важно

2,6

Они могут выполнить любую мою просьбу

 Проценты

Очень важно

28,8

Скорее важно

41,7

Скорее не важно

24,4

Не важно

5,1


Можно заметить, что для большинства (70,5%) важно, чтобы их друзья были исполнительными и ответственными, а также около 90% считают, что друзьям необходимо уметь хранить секреты и тайны.

Усредняя значения зависимого показателя, получаем данные следующего вида:

Проявление чувства доверия и привязанности

Процент

Присутствует в полной мере, является важным Присутствует, но не является обязательным Отсутствует, является не важным

 53,8 31,6 14,6


Затем нам нужно было среди всего массива данных выбрать только ту часть опрошенных, у которых возникают серьезные трудности во время знакомства - таких респондентов, как отмечалось ранее, оказалось 16,4%.

Теперь мы получили новую базу данных. И после этого мы можем проанализировать, есть ли связь между боязнью новых знакомств и выбором такого круга неформального общения, в котором представитель молодежи может испытывать чувство доверия и привязанности по отношению к своим друзьям и знакомым. Посчитав коэффициент корреляции Спирмена, мы получили значение равное -, 185. Мы предполагали, что чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности. Но анализ нам показал, что связь между показателем боязни новых знакомств и проявление чувства доверия и привязанности есть, но она слабая. Коэффициент отрицательный, значит связь между данными переменными обратная. Следовательно, чем меньше представитель молодежи испытывает боязнь при возникновении новых знакомств, тем меньше он испытывает к своим знакомым чувство доверия и привязанности.

Значит гипотеза "чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности" не подтверждается.

Проверка на истинность/ложность гипотезы-следствия №2

Гипотеза-следствие №2: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь с целью повышения собственной общительности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором будет обладать большим разнообразием способов проведения свободного времени.

Мы выделили следующий независимый показатель для данной гипотезы - "проявление общительности". Для этого показателя сформулировали индикаторы:

·   готовность рассказать о своей личной жизни незнакомому человеку

·   стремится вступить в разговор

·   легко поддерживает тему разговора

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "проявление общительности"

Рассмотрим частотное распределение для первого индикатора: "готовность рассказать о своей личной жизни незнакомому человеку"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос "ЕСЛИ НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗАДАСТ ВОПРОСЫ О ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, КАК ВЫ ОТВЕТИТЕ?":

Варианты ответов:

 Проценты

Охотно расскажу

8,9

Расскажу немного и переведу тему разговора

64,1

Не буду рассказывать о своей личной жизни

26,9


Из данной таблицы видно, что лишь 8,9% респондентов готовы рассказать незнакомому человеку о своей личной жизни, в то время как подавляющее большинство (91%) не готовы делиться с посторонними людьми рассказами о своей личной жизни.

Теперь рассмотрим частотное распределение для второго индикатора данного показателя: "стремление вступить в разговор"

Далее приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос "ВЫ НАХОДИТЕСЬ В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ. ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ПОВИСЛО НЕЛОВКОЕ МОЛЧАНИЕ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?":

Варианты ответов:

 Проценты

Прерву молчание, первым начав разговор на новую тему

87,2

Буду молчать до тех пор, пока кто-либо другой не начнет разговор

10,3

Буду продолжать молчать

1,9


Можно заключить, что почти все респонденты, за исключением 12,2% готовы первыми вступить в разговор.

Рассмотрим частотное распределение для третьего индикатора данного показателя: "легко поддерживает тему разговора"

Здесь приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос "ВЫ НАХОДИТЕСЬ В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ. ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТЕМУ РАЗГОВОРА, НАЧАТУЮ ВАШИМ СОБЕСЕДНИКОМ?":

Варианты ответов:

 Проценты

Да, любую тему разговора

51,3

Да, но только если эта тема мне интересна

35,9

Стараюсь поддержать любую тему разговора, чтобы не обидеть собеседника

10,9

Нет, я стараюсь перевести разговор на интересующую меня тему

1,9


Из таблицы видно, что также подавляющему большинству респондентов (87,2%) легко поддерживать тему для разговоров.

Усредняя значения зависимого показателя, получаем данные следующего вида:

Проявление общительности

Процент

В значительной мере, не испытывает трудности при общении Иногда или редко возникают трудности в процессе общения Испытывает серьезные трудности в процессе общения

 39,8 56,3 3,8


Из полученной таблицы можно сделать вывод, что всего лишь 3,8% респондентов испытывают серьезные трудности в процессе общения, в то время как остальная часть опрошенных (96,1%) очень редко испытывают трудности подобного рода.

Далее рассмотрим зависимый показатель: "большое разнообразие способов проведения свободного времени", индикаторами которого являются:

·        совместное посещение выставок, концертов

·        совместные занятия спортом

·        совместные прогулки

Оценка значения состояния показателя "большое разнообразие способов проведения свободного времени"

Процентное отношение распределение ответов на вопрос: " КАК ВЫ ПРОВОДИТЕ ВРЕМЯ С ДРУЗЬЯМИ?" - выглядит следующим образом:

Вместе занимаемся спортом, посещаем спортивные мероприятия

 Проценты

Часто

29,5

Иногда

34,6

Никогда

35,9

Посещаем выставки, концерты, кино

 Проценты

Часто

34,6

Иногда

53,8

Никогда

11,5

Просто гуляем по городу, району

 Проценты

Часто

69,9

Иногда

23,7

Никогда

6,4


По данным, полученным в приведенных выше таблицах, можно заключить, что у подавляющего числа представителей молодежи наблюдается большое разнообразие способов проведения свободного времени, фактически все из них (93,6%) часто гуляют вместе, посещают выставки, концерты и кино (88,4%), а почти треть опрошенных (29,5%) еще и вместе занимаются спортом.

Усредняем значение данного показателя и получаем данные следующего вида:

разнообразие способов проведения свободного времени

Процент

Большое разнообразие способов времяпрепровождения/часто посещают различные мероприятия Время от времени посещают различные мероприятия Фактически не посещают никаких мероприятий (кино, выставки, концерты)

 34,2  62,7 3,2


Затем нам нужно из всего массива данных выбрать только ту часть опрошенных, которые испытывают серьезные трудности в процессе общения - таких респондентов оказалось всего лишь 3,8% и посмотреть насколько разнообразен их досуг, как часто они посещают различные развлекательные мероприятия.

Получим новую базу данных и проанализируем, есть ли связь между этими двумя показателями. Посчитав коэффициент корреляции Спирмена, мы получили значение равное -, 136. Эта цифра нам говорит о том, что связь есть, но она слабая и обратная. Мы предполагали, что чем больше человек испытывает трудности в процессе общения, тем меньше у него разнообразие способов проведения свободного времени. Но анализ нам показал, что чем меньше школьник испытывает трудности при общении, тем больше у него способов проведения свободного времени.

Значит гипотеза "чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь с целью повышения собственной общительности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором будет обладать большим разнообразием способов проведения свободного времени" подтверждается.

Проверка на истинность/ложность гипотезы-следствия №3

Гипотеза следствие №3: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы.

Мы выделили следующий независимый показатель для данной гипотезы - "выражение желания поделиться интересами"

Для этого показателя сформулировали индикаторы:

·        стремление продемонстрировать атрибутику, соответствующую интересам

·        приглашения на интересующие мероприятия

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "выражение желания поделиться интересами"

Рассмотрим частотное распределение для первого индикатора: "стремление продемонстрировать атрибутику, соответствующую интересам"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос "ДОПУСТИМ, ВАШ ДРУГ ДАВНО МЕЧТАЛ О НЕКОТОРОЙ ВЕЩИ, НО ВЫ ПРИОБРЕЛИ ЕЁ ПЕРВЫМ. КАК ПОВЕДЕТЕ СЕБЯ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ?":

Варианты ответов:

Проценты

Обязательно расскажу другу о своем приобретении

25,0

Начну рассказывать, но если увижу негативную реакцию друга, переведу тему разговора

42,9

Не буду рассказывать, чтобы не обидеть друга

32,1


Отсюда видно, что больше половины респондентов (67,9%) все-таки стремятся к тому, чтобы продемонстрировать какую-либо вещь, соответствующую интересам их и их друзей.

Рассмотрим частотное распределение для второго индикатора данного показателя: "приглашения на интересующие мероприятия"

Далее приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос "ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛО КАКОЕ-ТО МЕРОПРИЯТИЕ, НО ВЫ СОМНЕВАЕТЕСЬ, ЗАХОТЯТ ЛИ ПОСЕТИТЬ ЕГО ВАШИ ДРУЗЬЯ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?":

Варианты ответов:

 Проценты

Обязательно уговорю друзей посетить данное мероприятие

71,1

Пойду один

10,9

Не пойду на мероприятие без друзей

17,9


По полученным выше данным, можно заметить, что подавляющее число респондентов, почти 90% все же не пойдут на мероприятие без своих друзей, в то же время 71,1% респондентов обязательно постараются уговорить друзей пойти с ними.

Усредняем значение данного показателя и получаем данные следующего вида:

Желание поделиться интересами

Процент

Всячески стремятся поделиться своими интересами Готовы поделиться, если это будет интересно и другим Предпочитают не делиться своими интересами

53,8 27,8 18,6


Далее рассмотрим явный, зависимый показатель: "разнообразие тем для разговоров", в данном случае индикатор и показатель совпадают.

Оценка значения состояния показателя "разнообразие тем для разговоров"

Здесь приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос "НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ КАЧЕСТВА ВАШИХ ДРУЗЕЙ":

Нам всегда есть о чем поговорить

 Проценты

Очень важно

80,1

Скорее важно

16,7

Скорее не важно

1,2

Не важно

1,9

Можно заключить, что почти для всех респондентов (96,8%) важным является умение просто и свободно общаться со своими друзьями, соответственно разнообразие тем для разговоров обеспечивается здесь как таковое.

Далее мы провели корреляционный анализ между показателями: "выражения желания поделиться интересами" и "разнообразие тем для разговоров", получили коэффициент корреляции Спирмена, равный ,019. Отсюда делаем вывод: Гипотеза "чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы" не подтверждается.

Таким образом, Гипотеза-основание "Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления чувства раскрепощенности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет приобрести большее количество друзей" НЕ подтверждается, так как не подтверждаются гипотезы-следствия "чем в большей степени школьник употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности" и "чем в большей степени школьник употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы".

1.2 Проверка правдоподобности второй гипотезы-основания

II Гипотеза-основание: Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления смелости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет выразить свою ненависть по отношению к определенным группам населения.

Для данной гипотезы мы сформулировали две гипотезы-следствия:

Гипотеза-следствие № 1: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления дерзости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей в драках с их представителями.

Гипотеза следствие № 2: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для открытого проявления чувства превосходства, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей с помощью открытого оскорбления их представителей.

Для проверки гипотезы-основания, нам необходимо проверить истинность или ложность каждой гипотезы-следствия.

Проверка на истинность/ложность гипотезы-следствия №1

Гипотеза-следствие №1: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления дерзости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей в драках с их представителями.

Мы выделили следующий независимый показатель для данной гипотезы "проявление дерзости".

Для этого показателя сформулировали индикаторы:

·    проявление грубости в разговоре

·        обращение на "ты" к незнакомому человеку

·        спрашивает у незнакомого человека о его личных проблемах

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "проявление дерзости"

Рассмотрим частотное распределение для первого индикатора: "проявление грубости в разговоре"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: "ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВИТСЯ, КАК ВЕДЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ПО ОТНОШЕНИЮ К ВАМ, КАК ОН С ВАМИ РАЗГОВАРИВАЕТ, ТО ВЫ" имеет следующий вид:

Варианты ответов

 Проценты

В жесткой форме "поставите его на место"

51,3

Деликатно объясните ему, что Вам это неприятно

36,5

Промолчите и никак не отреагируете

12,2


Из полученных чисел, можно заключить, что большая часть респондентов, а именно 87,8%, если их не устраивает, как ведет себя человек по отношению к ним, не станут молчать, а прямо выразят свое недовольство, в "жесткой форме" так поступят 51,3% опрошенных

Теперь рассмотрим частотное распределение для второго индикатора: "обращение на "ты" к незнакомому человеку"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: "РАЗГОВАРИВАЯ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, БУДЕТЕ ЛИ ВЫ ОБРАЩАТЬСЯ К НЕМУ НА "ТЫ"?":

Варианты ответов:

 Проценты

Да, первым начну обращаться к нему на "ты"

39,7

Да, если он первым обратится на "ты"

39,7

Нет, буду обращаться к незнакомому человеку на "Вы"

20,5


Можно наблюдать, что большинство респондентов (79,4%) все же могут обратиться на "ты" к незнакомому человеку, при этом первыми так поступят 39,7% опрошенных.

Рассмотрим частотное распределение для третьего индикатора: "спрашивает у незнакомого человека о его личных проблемах"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: " В НЕЗНАКОМОЙ КОМПАНИИ ВЫ ВИДИТЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЯВНО ЧЕМ-ТО ОГОРЧЕН. КАКИМИ БУДУТ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?":

Варианты ответов

 Проценты

Подойду к нему и спрошу, чем он огорчен

41,6

Спрошу у друзей, может быть, они знают, чем он огорчен

43,6

Никак не отреагирую

14,7


Наблюдаем, что большая часть опрошенных (58,3%) все-таки не решатся расспрашивать незнакомого человека о его личных проблемах.

Далее усредняем значение данного показателя и получаем данные следующего вида:

Проявление дерзости

Процент

Постоянно прибегают Иногда прибегают Не прибегают вообще

84,8 10,7 4,4


Далее рассмотрим зависимый показатель: "стремление ввязаться в драку".

Для которого мы можем выделить следующие индикаторы:

·        провоцирующие на драку выкрики

·        нанесение ударов

·        демонстрация оружия

·              демонстрация боевых приемов

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "стремление ввязаться в драку"

Рассмотрим частотное распределение сразу для всех индикаторов данного показателя: "провоцирующие на драку выкрики", "нанесение ударов", "демонстрация оружия", "демонстрация боевых приемов"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: "ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ НАХОДИТЕСЬ В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ И МИМО ПРОХОДИТ КРАЙНЕ НЕПРИЯТНЫЙ ВАМ ЧЕЛОВЕК. МЕЖДУ ВАМИ ВОЗНИКАЕТ СЛОВЕСНАЯ ПЕРЕПАЛКА, ГРОЗЯЩАЯ ПЕРЕРАСТИ В ДРАКУ. ПОВЕДЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ":

Первым начну драку и подключу друзей

 Проценты

Да

10,2

Скорее Да, чем Нет

9,0

Скорее НЕТ, чем ДА

31,4

НЕТ

49,4

Вступлю в драку, если её начнут мои друзья

 Проценты

Да

27,5

Скорее Да, чем Нет

34,6

Скорее НЕТ, чем ДА

17,9

НЕТ

19,9

Буду ждать, когда этот человек начнет драку первым

 Проценты

Да

25,0

Скорее Да, чем Нет

25,0

Скорее НЕТ, чем ДА

21,2

НЕТ

28,8

Постараюсь уйти от драки

 Проценты

Да

37,2

Скорее Да, чем Нет

21,8

Скорее НЕТ, чем ДА

15,4

НЕТ

25,6

Из полученных данных можно видеть, что первыми вступят в драку лишь 19,2% респондентов, но если драку начнут их друзья, то подключиться готовы 62,1% опрошенных, при этом половина опрошенных, ровно 50%, будут ждать инициативы с противоположной стороны, постараются уйти от драки при любых обстоятельствах всего 37,2% респондентов.

Усредняем значение данного показателя и получаем данные следующего вида:

Стремление ввязаться в драку

Процент

Выступают инициаторами драки Вступят в драку по необходимости Всеми способами избегают драки

12,0 44,8 43,0


Далее мы провели корреляционный анализ между двумя показателями: стремление ввязаться в драку и проявления дерзости.

В результате мы получили коэффициент корреляции Спирмена, равный 0,189. Эта цифра показывает, что между стремлением ввязаться в драку и проявлением дерзости существует связь, но она слабая.

Мы предполагали, чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления дерзости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей в драках с их представителями.

Данная гипотеза-следствие подтверждается.

Проверка на истинность/ложность гипотезы-следствия №2

Гипотезу-следствие №2: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для открытого проявления чувства превосходства, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей с помощью открытого оскорбления их представителей.

Мы выделили следующий независимый показатель для данной гипотезы "проявление чувства превосходства".

Для этого показателя сформулировали индикаторы:

·        передразнивание манеры речи

·        передразнивание движений

·        передразнивание акцента

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "проявление чувства превосходства"

Рассмотрим частотное распределение сразу для всех индикаторов данного показателя: "передразнивание манеры речи", "передразнивание движений", "передразнивание акцента".

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: "ЕСЛИ ВАМ НЕПРИЯТЕН ЧЕЛОВЕК (ОН РАЗДРАЖАЕТ ВАС, ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ К НЕМУ НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА), КАК ВЫ БУДЕТЕ ПРОЯВЛЯТЬ СВОЮ НЕПРИЯЗНЬ К НЕМУ?":

Буду передразнивать его манеру речи, акцент, движения и прочее

 Проценты

Да

12,2

Скорее Да, чем Нет

14,1

Скорее НЕТ, чем ДА

38,5

НЕТ

35,3

Итак, мы можем заметить, что четверть респондентов (26,3%) будут открыто выражать свою неприязнь, используя при этом передразнивание манеры речи, движений или акцента своего оппонента, в то время как 73,8% постараются вообще не демонстрировать свою неприязнь.

Далее рассмотрим зависимый показатель: "открытое оскорбление".

Для которого мы можем выделить следующие индикаторы:

·      использование неприличных жестов

·        использование неприятных, оскорбительных кличек

·        использование нецензурной лексики

Оценка значения состояния индикаторов для показателя "открытое оскорбление"

Рассмотрим частотное распределение сразу для всех индикаторов данного показателя: "использование неприличных жестов", "использование неприятных, оскорбительных кличек", "использование нецензурной лексики"

Приведем процентное отношение распределения ответов на вопрос: "ЕСЛИ ВАМ НЕПРИЯТЕН ЧЕЛОВЕК (ОН РАЗДРАЖАЕТ ВАС, ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ К НЕМУ НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА), КАК ВЫ БУДЕТЕ ПРОЯВЛЯТЬ СВОЮ НЕПРИЯЗНЬ К НЕМУ?":

Буду использовать нецензурную лексику и оскорбительные клички в разговоре с ним

 Проценты

Да

12,2

Скорее Да, чем Нет

14,7

Скорее НЕТ, чем ДА

23,7

НЕТ

49,4

Буду использовать нецензурную лексику и оскорбительные клички, обсуждая этого человека с друзьями

Проценты

Да

10,2

Скорее Да, чем Нет

21,8

Скорее НЕТ, чем ДА

28,2

НЕТ

39,7

Увидев этого человека, буду показывать ему неприличные жесты

 Проценты

Да

7,1

Скорее Да, чем Нет

8,3

Скорее НЕТ, чем ДА

19,9

НЕТ

64,7


Можно заметить, что к открытому оскорблению прибегнут в целом лишь четверть опрошенных, при этом 26,9% респондентов будут использовать нецензурную лексику и оскорбительные клички в разговоре с неприятным им человеком, 15,4% увидев этого человека, будут показывать ему неприличные жесты, а 30% будут использовать нецензурную лексику и оскорбительные клички, обсуждая этого человека с друзьями, больше половины респондентов вообще предпочтут не прибегать к оскорблениям.

Усредняем значение данного показателя и получаем данные следующего вида:

Процент

Прибегают к открытому оскорблению Редко прибегают к открытому оскорблению Предпочитают не прибегать к открытому оскорблению

10,1 7,6 82,3

 

Проведя корреляционный анализ между показателями: проявление чувства превосходства и открытое оскорбление, получили коэффициент корреляции Спирмена равный 0,239, следовательно, зависимость между этими переменными есть, а именно: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для открытого проявления чувства превосходства, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей с помощью открытого оскорбления их представителей. Можно сделать вывод о том, что данная гипотеза-следствие подтверждается.

Так как обе гипотезы-следствия второй гипотезы-основания подтвердились, можно сделать вывод, что эта гипотеза основание "Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления смелости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет выразить свою ненависть по отношению к определенным группам населения" является правдоподобной.

Таким образом, проведя оценку значения состояния индикаторов, а на их основе оценку значения состояния показателей, мы проверили на истинность/ложность наши гипотезы-следствия, проверив тем самым на правдоподобность наши гипотезы-основания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами была проделана работа, по выявлению зависимости между употреблением алкоголя и его влиянием на выбор круга неформального общения молодежи. В ходе исследования нами были выдвинуты и проверены следующие гипотезы:

I. Гипотеза-основание: Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления чувства раскрепощенности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет приобрести большее количество друзей

Для данной гипотезы мы сформулировали следующие гипотезы-следствия:

Гипотеза-следствие №1: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для подавления боязни новых знакомств, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет испытывать к знакомым (друзьям) чувства доверия и привязанности.

Гипотеза-следствие №2: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь с целью повышения собственной общительности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором будет обладать большим разнообразием способов проведения свободного времени.

Гипотеза следствие №3: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для того, чтобы поделиться своими интересами, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет участвовать в разговорах на разные темы.

Для проверки гипотезы-основания, нам было необходимо проверить истинность или ложность каждой гипотезы-следствия.

На том основании, что гипотеза - следствия №1 и №2 первой гипотезы-основания не подтвердились, можно сказать, что данная гипотеза-основание: " Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления чувства раскрепощенности, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет приобрести большее количество друзей" не подтвердилась.

II Гипотеза-основание: Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления смелости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет выразить свою ненависть по отношению к определенным группам населения.

Для данной гипотезы мы сформулировали две гипотезы-следствия:

Гипотеза-следствие № 1: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления дерзости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей в драках с их представителями.

Гипотеза следствие № 2: чем в большей степени представитель молодежи употребляет алкоголь для открытого проявления чувства превосходства, тем с большей вероятностью он выберет такой круг общения, в котором сможет проявить ненависть к определенным группам людей с помощью открытого оскорбления их представителей.

Для проверки гипотезы-основания, нам также было необходимо проверить истинность или ложность каждой гипотезы-следствия.

Так как обе гипотезы-следствия II гипотезы-основания подтвердились, можно сделать вывод, что эта гипотеза основание: " Чем чаще представитель молодежи употребляет алкоголь для проявления смелости, тем с большей вероятностью он выберет такой круг неформального общения, в котором сможет выразить свою ненависть по отношению к определенным группам населения" является верной.

БИБЛИОГРАФИЯ

Аверин Ю. П. Теоритическое построение количественного социологического исследования / Учебное пособие: Изд-во: КДУ, 2009

Бородкин Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика. Л.: "Наука", 1987.

Братусь Б. С. Аномалии личности.- М., 2008.

Климова С. Алкоголизм: Обыденные теории. Социальная реальность, 2007, №2.

Кравченко А.И. Краткий социологический словарь - Москва: Проспект. 2011.

Медков В.М. Демография: Учебник. 2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 683 с. (Высшее образование)

Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Научная конференция "Ломоносовские чтения - 2003": Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова: Сб. науч. докл./ Ред. коллег.: В.И. Добреньков и др. - М.: МАКС Пресс, 2003.

Похожие работы на - Влияние употребления алкоголя на молодежь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!