Влияние современной индустрии азартных игр на формирование стиля жизни молодежи Санкт-Петербурга
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследований стиля жизни
1.1 Стиль жизни, как характеристика личности
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование стиля жизни
1.3 Нарушения формирования стиля жизни
Глава 2. Особенности азартных игр в формировании стиля жизни
2.1 Психолого-социальные особенности азартных игр
2.2 Механизм влияния азартных игр на формирование стиля жизни
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния азартных игр на
формирование стиля жизни
3.1 Цель, задачи и ход эмпирического исследования
3.2 Результаты эмпирического исследования
3.3 Рекомендации по коррекции влияния азартных игр
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Одной из важнейших характеристик любого общества является то,
как живут люди этого общества: как они питаются, одеваются, чем занимаются.
Многие социальные революции совершались ради улучшения жизни людей, преодоления
неравенства. Однако в любом обществе не только всегда существуют богатые и
бедные, но и проявляются определенные, характерные для них взаимосвязанные
способы поведения. Так, было замечено, что более образованные и зажиточные слои
общества предпочитают шампанское, гольф и оперу, а рабочие - пиво, футбол и
популярную музыку. В последнее время проблема азартных игр приобрела
исключительно большее значение в связи с включением в ее сферу все более
распространяющихся денежных игровых автоматов и повсеместного открытия казино.
Разнообразное, привлекающее внимание своим красивым видом, мелькающими
огоньками, приятными акустическими эффектами оборудование оказывает сильное
суггестивное влияние на многих людей. Имеет немаловажное значение также
кажущаяся легкой возможность выиграть значительную сумму денег в течение очень
короткого времени. Игровые автоматы чрезвычайно широко распространились во многих
странах, успешно вытесняя другие виды развлечений. Так, например, уже в конце
70-х годов в Великобритании, особенно в небольших городах, возникла проблема
низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет
возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Conrad
(1978), количество "проблемных гэмблеров" - аддиктивных игроков,
настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывалась полностью
подчиненной этой страсти, колебалось от 4 до 10 млн. В связи с этим многие
американские исследователи считают азартные игры серьезной социальной
проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется
тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие
эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра
рассматривается как приятное проведение времени
Азартные игры (от франц. hasard - случай, риск) - игры на
деньги или др. "материальный интерес", в к-рых выигрыш зависит гл.
обр. от случая, слепой фортуны. К А.И. относятся: рулетка, кости, лото,
орлянка, ряд карточных игр (к примеру, банк, штос, ландскнехт, очко, или
двадцать одно, и др.) и т.д. В России азартные игры неоднократно подвергались
разного рода запретам. Так, азартные игры в карты, равно как и карточная игра
вообще, появившиеся на Руси предположительно в нач. 17 в., впервые запрещены в
царствование Михаила Федоровича. В "Уложении" Алексея Михайловича
1649 Азартные игры отнесены к "разбойным и татинным делам" и жестоко
карались тюремным заключением, конфискацией имущества, телесными наказаниями и
даже смертью. В дальнейшем гос. политика в отношении А.И. не отличалась
последовательностью.
Актуальность данной темы в том, что зависимость от игры
в последние годы стала одной из серьезных социальных и медицинских проблем и в
российском обществе. Прежде всего, это связано с широким распространением
игровых автоматов и недостаточным государственным контролем данного вида
игорного бизнеса
В детстве игры занимают большую часть времени - и это
нормально: на основе различных игр ребенок учится строить модели будущей
взрослой жизни. Но когда игры, особенно азартные, вторгаются в жизнь взрослых
людей, может сложиться обратная ситуация: карты, рулетка, игровой автомат
постепенно вытеснят жизненную реальность
Сейчас в азартные игры вовлекаются слои населения, различные
по возрастному составу (от подростков до лиц пожилого возраста), материальному
обеспечению, кругу общения, этнической принадлежности и т.д. Этот факт
объясняется широчайшим разнообразием видов и форм азартных игр, рассчитанных на
разные категории населения с различным уровнем дохода и интересами. Кроме того,
в азартную игру способен играть каждый, поскольку в большинстве азартных игр не
требуется особых умений.
Данная проблема стала особенно актуальной в нынешнее время
развитых коммуникаций. С появлением интернета казино стало доступным в каждом
доме, где есть компьютер. Сегодня, чтобы играть в азартные игры можно не
вставать с дивана. Такие интернент-казино привлекательны еще и тем, что в них
отсутствуют ограничения по возрасту, и гарантируется полная анонимность
игроков. Благодаря этому возможность играть в азартные игры имеют и дети,
которым запрещен этот вид занятий в силу возраста, и пожилые люди, не
посещающие игорные клубы по причине нездоровья. С другой стороны стало широко
распространенным участие в некоторых телевизионных лотереях целых семей, когда
создаются условия развития тяги к игре у младших членов семьи.
Играют не только дети. Игр в нашей жизни так много, а сами
они столь разнообразны и увлекательны, что мы просто не в состоянии оставаться
в стороне: играем сами, болеем за других игроков, обсуждаем игровые стратегии,
и наконец, придумываем новые игры. Игры как объект исследования интересуют
психологов, потому что игра выявляет глубокие и неочевидные психологические
стороны человека. К играм неравнодушны солидные бизнесмены: их деловые игры
часто помогают преуспеть в своем деле, а игорный бизнес, как принято считать,
сам по себе сулит немалые доходы. Разумеется, и математики видят в игре не только
развлечение, но и благодатную почву для построения сложных моделей, обобщений и
теорий.
Цель дипломной работы - проанализировать
влияние современной индустрии азартных игр на формирование стиля жизни молодежи
Санкт-Петербурга.
Задачи дипломной работы -
. Изучить теоретические основы исследований стиля жизни
. Проанализировать понятия стиль жизни, рассмотреть его с
позиции характеристики личности.
. Рассмотреть факторы, оказывающие влияние на формирование
стиля жизни.
. Проанализировать нарушения формирования стиля жизни.
. Рассмотреть особенности азартных игр в формировании стиля
жизни
. Психолого-социальные особенности азартных игр, Механизм
влияния азартных игр на формирование стиля жизни
. проанализировать подходы к коррекции зависимости от
азартных игр
. Провести эмпирическое исследование влияния азартных игр на
формирование стиля жизни дать рекомендации по коррекции влияния азартных
Объект исследования - люди, страдающие
зависимостью от азартных игр.
Предмет исследования - молодежь, зависимая от
игр г. Санкт-Петербурга.
Методология исследования: метод снежного кома,
анкетирование.
Дипломная работа состоит из трех частей, двух
теоретических, одной практической, введения, заключения, списка использованной
литературы, приложения.
Практическая значимость работы заключается в том, что
результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при
последующем анализе социального положения молодежи с позиции зависимости от
азартных игр.
В России официальной статистики по лудомании нет. Если судить
по газетным публикациям, только в одной Москве насчитывается не менее 30 тысяч
игровых автоматов, которые регулярно посещают около 500 тысяч граждан. На
пресс-конференции главный психиатр Минздрава России, руководитель Центра
восстановительного лечения и реабилитации стрессовых расстройств Владимир
Волошин утверждал, что по его оценкам около 300 тысяч москвичей страдают
психологической зависимостью от игровых автоматов. К примеру, наркоманией
страдает 150 тысяч жителей страны. По данным зарубежных экспертов от всего
населения страны страдают различной степени выраженности игровой зависимостью
от 1,3 до 1,5%. Согласно данным американской Ассоциации проблем игрового
бизнеса, приблизительно 14% процентов населения России хоть раз попытали удачу
у игрового автомата. Одна десятая от этого количества попадают под категорию
патологических игроков. По приблизительным оценкам они оставляют около 40
процентов от своего бюджета в игорных заведениях. При этом в 2003 году в
Национальный научный центр (ННЦ) наркологии Минздрава России обратилось за
консультацией всего 200 человек, из них в лечебно-реабилитационной программе
осталось всего 50 зависимых с выраженными признаками лудомании.
В России насчитывается 44 тысячи игровых автоматов и это
количество растёт в геометрической прогрессии. В Москва уже сконцентрировано
более половины всех игровых автоматов - 25 тысяч. Кроме того в России более 350
казино, два десятка касс тотализаторов, чуть более 200 касс букмекерских
контор, примерно 44 тысячи игровых автоматов, несколько всероссийских лотерей.
Азартные игры на бегах и скачках исторически традиционны для России и в этой
сфере игорного бизнеса наблюдается бурный рост.
Ту же картину распространения игорного бизнеса и его роста
можно наблюдать во всех крупных городах России: в Санкт-Петербурге,
Свердловске, Челябинске, Ростове на Дону и других крупных промышленных городах.
Другие самые играющие "в автоматы" регионы -
Ставропольский и Краснодарский края, Московская, Нижегородская, Волгоградская,
Ленинградская, Пермская и Новосибирская области, Удмуртия, Татарстан,
Башкортостан.
В.В. Путин допустил непростительную ошибку, он подписал указ
о передачи функций лицензирования игорного бизнеса Госкомспорту, который стал
торговать этими лицензиями. Так был выпущен игорный бизнес "на вольные
хлеба", как Джин из бутылки. За короткое время игорный бизнес набрал силу
3-х миллиардов в год и теперь обратно его засунуть будет очень и очень сложно.
По данным Министерства по налогам и сборам России, к концу
1998 года в стране насчитывалось чуть более 800 игровых залов (12,5 тысячи
устройств), в 2000-м их число превысило 2100 (32 тысячи автоматов), а к лету
2001-го в стране официально было установлено 35 тысяч аппаратов. Сегодня в
России только игорных заведений более 60 тысяч. Залы с игровыми автоматами
составляют из них более 60%.
По российским стандартам средний процент денежного выигрыша
должен быть не ниже 75% в пользу играющего. Но ни один игровой автомат в
России, в отличие от США, fair play, т.е. честной игры, не гарантирует, все
зависит от хозяина заведения. Возвращаются ли все 75 или только 20%, проверить
не могут ни посетители, ни контролирующие органы - так устроены наши правила.
В России, по оценке Зайцева, врача-психотерапевта, кандидата
медицинских наук, эта цифра может значительно превышать официальные данные и
составлять 3-5% населения, то есть количество "заразившихся" игровым
недугом может достигать 240 тысяч человек только в одном Петербурге и несколько
миллионов человек по всей России. Сегодня в северной столице насчитывается не
менее 5-6 тысяч игровых автоматов.
Глава 1.
Теоретические основы исследований стиля жизни
1.1 Стиль
жизни, как характеристика личности
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук,
прежде всего философии, психологии и социологии.
На данный момент выделяют четыре теории личности:
. Биологизаторская - по данной теории каждая личность
формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и
особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
. Социологизаторская - личность это продукт, который
полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая
наследственность не играет при этом значительной роли.
. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это
совокупность желаний, импульсов, инстинктов.
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а)"Ид" ("оно") - бессознательное
поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не
осознаются.
б)"Эго" ("Я") - это осознание человеком
самого себя, своих желаний и потребностей.
в)"Суперэго" - осознание человеком норм и правил
общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность -
это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и
нормами общества способствует самореализации и развитию личности
Факторы, оказывающие влияние на формирование личности:
) биологическая наследственность;
) физическое окружение;
) культура;
) групповой опыт;
азартная игра стиль жизнь
5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние
этих факторов на личность.
Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть
построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно
построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого
человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами
в человеческую особь, индивида, личность.
"Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается
таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу
социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными
потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе,
пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный
опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то
биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности,
ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые
различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью".
Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной
субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью
создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с
генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он,
во-первых, создает ограничения для социальных общностей, а во-вторых, благодаря
биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов,
характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности
индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение. Некоторые исследователи
придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.
Культура. Определенный культурный опыт является общим для
всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то
или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту,
обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и
вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные
образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам
некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества
предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного
общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих
членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях
мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в
христианской стране.
В последнее время ощутимо востребованной становится категория
"стиль жизни".
"Стиль жизни - это та сторона организации жизни
личности, где личность проявляет себя через выбор, через свое мировоззрение,
свои ценности, идеалы, представления, вкусы и предпочтения, через
самоутверждение. В методологическом плане важно выяснить, в каких пределах
выбора можно говорить о стиле жизни, а в каких - об образе жизни, где между
ними проходит граница, где проявляется свободный выбор личности, а где -
заданное обстоятельствами поведение. Хотя и в самом стиле жизни важно различать
отражение личностной позиции и конформизм, произвол и оптимально выбранный для
данных условий вариант жизнедеятельности и т.п. "
Концепция "стиль жизни" имеет длительную историю
развития в мировой социальной науке. Однако определения понятия стиля жизни
весьма разнообразны. Более того, во многих работах, где речь идет о стиле
жизни, используются разные термины для обозначения самого понятия. Довольно
долго понятие "стиль жизни" употребляли в тесной взаимосвязи с
понятием "образ жизни". Когда и кем впервые был использован термин
"стиль жизни", однозначной информации нет. Но уже более 200 лет назад
французский натуралист и писатель Георг Луи де Буффон (1707-1788) писал, что
"стиль - это сам человек", а за 150 лет до Буффона английский философ
Роберт
Бертон констатировал: "Несомненно, наш стиль выдает
нас". Но, как справедливо отмечает А. Адлер, "до недавнего времени
термин "стиль жизни" использовали в основном поэты, чтобы показать
индивидуальную жизнь, деятельность и смерть как единое целое в тесной связи с
целью жизни данного индивида".
Возможности стилевого разнообразия жизни личности зависят от
уровня ее жизни и демократичности условий существования. Чем выше уровень
жизни, чем демократичнее общество, тем лучшие условия в нем складываются для
развертывания многообразия стилей жизни, являющихся отражением процессов
самоутверждения и самореализации личностей. Хотя эти условия еще не служат
гарантией содержательной наполненности стилей жизни.
"Мы являемся свидетелями распространения примитивных
стилей жизни, которые оказываются результатом агрессивных рекламных атак,
формой, удобной для утверждения потребительства (за которым стоят транснациональные
компании, расширяющие свои рынки). Эти стили жизни не самостоятельны, это
подражание моделям. Модели создаются как виртуальные образы, как бренды. На
модель ориентируются, ее манифестируют в качестве референтного образа
поведения. Он образуется не как результат личностной уникальности - характера,
особенностей внутреннего мира, ценностной системы, а как внешне привлекательный
образ, которому хотела бы соответствовать личность. Причем ее желание тоже, в
принципе, не является ее собственным, оно навязано ей извне - через СМИ,
рекламу. Таким образом, желание казаться кем-то, демонстрация набора
определенных личностных качеств, демонстративное проявление отдельных
внутренних черт, подчиненное конкретному образцу, по сути, являются не
непосредственным индивидуальным поведением, а стилизацией поведения".
Разумеется, можно возразить, утверждая, что в современном
обществе практически все виды поведения личности стилизованы, ведь они все в
большей мере детерминируются модой, а значит, такая позиция ставит под сомнение
существование самого феномена стиля жизни, раз существует только стилизация.
В какой-то степени это так, но люди отличаются именно
степенью стилизации своего поведения. Эта степень раскрывается категориями
"быть" и "казаться". Стилизованным поведением можно назвать
такое поведение личности, в котором преобладает желание казаться кем-то и
которое разворачивается под давлением некой внешней схемы, коей оно должно
соответствовать. В свою очередь, аутентичным поведением является поведение, в
котором личность раскрывает свои внутренние ценности, самореализуется на основе
выработанных ею лично представлений о должном. Это поведение, которое человек
ощущает и переживает как внутреннюю свободу.
"Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических
ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает
способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а
также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения,
выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда
могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный
институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются
от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких
систем комплексов, как "культура предприятия", "культура
школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою
специфику и относится соответственно к институту производства, институту
образования, институту управления. Такие термины, как "армейская
жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают
картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий".
Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой
и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные
различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий,
регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями
между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти
множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но
серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало.
Г. Зиммель рассматривает вопрос стилежизненной дифференциации
в рамках своей "формальной социологии". Критерий образа жизни и его
разнообразные стилевые воплощения служат основанием для выделения групп,
которые он персонифицирует в "социальных типах": аристократ,
авантюрист, нищий, кокетка и др. Он фактически впервые озвучивает проблему
социального характера в связи с системой социальной стратификации, которая
нашла предметное развитие в трудах Э. Фромма, Г. Маркузе, Г. Гейта, и решает ее
в терминах социально типичных стилей жизни. Зиммель доказывает, что
интеллектуализация и рационализация культурной жизни по своим социальным
функциям тождественны "рынковизации" жизни хозяйственной. Поэтому
через функционирование денег и повышение уровня интеллектуальной культуры
создается "объективный стиль жизни", в котором нейтрализуется
первобытная импульсивность мотиваций человеческого поведения.
"В определенной степени в этом направлении двигается и
М. Вебер, для которого стиль жизни становится предметом исследования в связи с
его классовой концепцией. Согласно его концепции, статусные группы
стратифицированы именно по личным принципам потребления благ, выраженным в
образе жизни, в отличие от классов, стратифицированных по уровню экономического
состояния. По мнению Вебера, статусная позиция определяется уровнем социального
уважения и находится в сфере распределения престижа, а статусный престиж
выражается, прежде всего, в том, что от каждого, кто претендует на
принадлежность к данному кругу лиц, ожидают особого образа и стиля жизни".
Роль стиля жизни в статусном престиже заключается в
формировании определенных условностей, или символов, которые должны
демонстрироваться для того, чтобы достичь полной стилизации жизни, создающей
статусную группу и сохраняющей ее.
Таким образом, по отношению к статусной группе определенный
стиль жизни выступает как:
) системообразующее начало;
) символ принадлежности к группе и идентификации с ней;
) элемент, обеспечивающий групповую стабильность в течение
определенного времени;
) фактор отличия от других групп. По отношению ко множеству
индивидуальных практик стиль жизни выступает как то общее и повторяющееся, что
позволяет отнести конкретного агента (семью или человека) к одной из множества
социальных групп.
1.2 Факторы,
оказывающие влияние на формирование стиля жизни
Равный" старт не является гарантией равных возможностей
(шансов) молодых специалистов на рынке труда современной России. Особое
значение в условиях трансформации социально экономического нормативного
пространства приобретают индивидуальные стратегии, то есть серия
последовательных осознанных выборов, совершаемых индивидом, основанных на
соотнесении своих шансов (преимуществ и недостатков формального статуса плюс
индивидуальных возможностей реализации его потенциал) с существующим на данный
момент спросом, а также тактическое реагирование на его изменения. Ульяновский,
российский, отчасти и мировой [3]
<#"670407.files/image001.gif">
Нами были анкетированы следующие возрастные группы:
лет 39 человек
- 8 человек, 20 4 человека
год-6 человек, 22 года - 12 человек
года - 9 человек
года - 11 человек
лет - 11 человек
В азартные игры из это выборки играли все без исключения 100
человек.
Таблица 2. Оценка по пятибалльной шкале пристрастия к
азартным играм
Как видим, большинство опрошенных оценили свое пристрастие к
игре на 2-3 балла. Рассмотрим популярность различных видов азартных игр
(таблица 3).
Таблица 3. Популярность различных видов игр.
Отметим, что наибольшей популярностью пользуются игры в
букмекерских конторах. Потом пальму делят автоматы и карточные игры.
На вопрос "Пропускали ли Вы работу или учебу, чтобы
поиграть в азартные игры" большинство ответило положительно. Были и те кто
ответил "ответить затрудняюсь", но, как мы считаем, это скорее
завуалированное "да" (таблица 4).
Таблица 4. Пропускали ли Вы работу или учебу, чтобы поиграть
в азартные игры
Далее в анкете шел самый важный вопрос: как часто респондент
играет (таблица 5)?
Таблица 5. Частота игр
Как видим, нельзя однозначно выделить один ответ-лидер. По 19
процентов опрошенных играют "каждый день" и почти "каждый
день". Это фактически 38 процентов. Еще 19 процентов играют около 1 раза в
месяц.
Вопрос о роли денег в игре тоже важен. В таблице 6 мы видим
ответ на вопрос об использовании последних денег в игре. Только 14%
использовали в игре последние сбережения.
Таблица 6. Использовали ли последние деньги в игре.
В ответе на вопрос "считаете ли вы себя азартным
человеком" в таблице 7 только 7% опрошенных ответили положительно. Однако
11%, ответивших "затрудняюсь ответить" мы бы тоже причислили к
игроманам.
Таблица 7. Оценка человеком себя как зависимого от игр
человека.
Таблица 8 иллюстрирует ответ на вопрос чем для человека
являются азартные игры.
Таблица 8. Чем для человека являются азартные игры.
Как видим, профессиональных игроков только 3%, для 87% это
интересное времяпрепровождение.
И снова вернемся к финансовой стороне вопроса. В таблице 9
показано распределение ответов на вопрос о том, какую роль играют деньги,
выигранные в играх. Для 37 % это дополнительный заработок.63% отметили
"другие".
Таблица 9. Чем является для Вас выигрыш в азартных играх
Ответ на вопрос о том, играет ли опрашиваемый после запрета
Законом игр? 97% ответили что не играют, только 3% ответили что играют. Не
понятен лишь вопрос о том, что под "разрешенными играми" понимают эти
97%?
Таблица 10. Играете ли Вы в азартные игры после запрета их
Федеральным законом № 244-ФЗ от 29.12.2006
На вопрос "Играют ли Ваши знакомые в азартные игры"
94% ответили положительно.
Таблица 11. Играют ли Ваши знакомые в азартные игры
Таблица 12. Считаете ли Вы участие в азартных играх
криминалом
Не считают пристрастие к играм криминалом 63% опрошенных,
оставшиеся 39% также склоняются к отрицательному ответу.
На вопрос о том, влияло ли пристрастие к играм на отношения с
близкими людьми, 49% и 20% склоняются к отрицательному ответу или ответили
"нет".8% процентов призналось, что влияло и еще 23% также склоняются
к положительному ответу.
Таблица 13. Ответ на вопрос "Пристрастие к азартным
играм когда-либо влияло плохо на Ваши отношения с близкими людьми"
Согласны с утверждением, что молодежь играет в азартные игры,
чтобы показать собственную независимость от общества 6%, еще 26% скорее бы
ответили да чем нет. В корне не согласны с этим утверждением 20%, еще 48% скорее
не согласны (таблица 14).
Таблица 14. Ответы "Согласны ли Вы с утверждением, что
молодежь играет в азартные игры, чтобы показать собственную независимость от
общества"
Таблица 16. Ответ на вопрос "Молодежь увлекается
азартными играми из-за нехватки рискованных ситуаций и эмоций в повседневной
жизни"
Как видно по результатам таблицы 16, опрашиваемые согласны с
тем, что молодежь увлекается азартными играми из-за нехватки рискованных
ситуаций и эмоций в повседневной жизни (48%). Еще 14 ответили "скорее да,
чем нет". Не согласны с этим 38%.
Положительно ответили 38%, еще 24 склоняются к ответу
"да".
% и 10% скорее не согласны или четко ответили
"нет".
Также нами был задан вопрос: "Считаете ли Вы верным то,
что люди, в детстве игравшие в видеоигры, больше подвержены тому, чтобы
увлечься азартными в более зрелом возрасте" (таблица 17)?
Таблица 17. Правда ли то, что люди, в детстве игравшие в
видеоигры, больше подвержены тому, чтобы увлечься азартными в более зрелом
возрасте
Большинство (43%) согласилось с нашим предположением. Еще 16
ответило "скорее да".9% категорически с этим не согласны.
Наконец, один из самых важных вопросов: Являются ли, по
Вашему мнению, азартные игры частью досуга современной молодежи (таблица 18)?
Таблица 18. Азартные игры являются частью досуга современной
молодежи
% опрошенных согласны с этим.
В заключении анализа рассмотрим поло-возрастную структуру
опрошенных.
Таблица 19. Распределение по полу
В нашем опросе учувствовало 60% женщин и 40% мужчин.
Таблица 20. Семейное положение
Большинство из опрошенных не замужем, то есть имеет свободное
время.
Таблица 21. Политические воззрения
Как видим, мы опрашивали представителе всевозможных
политических течений.
Таблица 22. Предпочтения по времяпрепровождению опрошенных.
Как видим, предпочтение азартным играем отдает одна пятая
респондентов.
Таблица 23. Сфера деятельности
Если говорить о сфере занятости опрошенных, то тут тоже мы
рассматривали занятых во всех сферах общества.
Таблица 24. Образование опрошенных.
Как видим, большинство из опрошенных нами учится, что логично
в этом возрасте.
Итак, основная гипотеза о том, что азартные игры
являются неотъемлемой частью стиля жизни современной молодежи, и ее
представители, так или иначе, сталкиваются с ними, ощущая на себе их влияние
нами подтверждена.
Все сто опрошенных сталкивались с азартными играми, а 89% опрошенных
считают азартные игры частью жизни современных молодых людей.
% из них выбрало азартные игры в качестве отдыха.
3.3
Рекомендации по коррекции влияния азартных игр
"Подходы к терапии зависимого поведения базируются на
постулате, что все аддикции имеют общие психологические механизмы, и коррекция
любой зависимости не может ограничиваться элиминацией данного способа
зависимого поведения". Авторы определяют следующие точки приложения
психотерапии зависимого поведения:
) низкая самооценка;
) плохая переносимость фрустраций;
) слабый контроль над импульсами.
По мнению В.В. Мадорского и В.А. Солдаткина,
"существенной особенностью гемблинга является его малокурабельность -
эффективность лечения даже в современных комплексных вариантах, сочетающих
индивидуальную и групповую психотерапию, психофармакотерапию и меры социальной
реадаптации, составляет, по различным данным, от 5,0 до 30,0%".
"Среди методов психотерапии преимущественно используется
поведенческая терапия - терапия отвращения, имажинальная десенсибилизация",
реструктурирование опыта решения проблемы, тренинг социальных навыков, научение
навыкам предотвращения срывов.
Сторонники поведенческой терапии рассматривают склонность к
азартным играм как усвоенное дезадаптивное поведение, от которого можно отучить
с помощью техник поведенческой терапии, разработанных на основе классической и
оперантной теории научения. Целью поведенческой терапии является коррекция
плохо адаптированных форм поведения, чаще всего с использованием техники,
основанной на теории научения, в частности на классической теории оперантной
обусловленности. При лечении игровой зависимости часто применяемым методом
поведенческой терапии является системная сенсибилизация.
Специалисты, работающие с патологическими игроками,
достаточно часто используют когнитивно - поведенческие методы психотерапии, что
позволяет добиться стойкого улучшения приблизительно в 50,0% случаев.
Методы лечения когнитивно-поведенческой терапии представляют
собой сочетание техник когнитивной и поведенческой терапии, которые нацелены на
изменение когнитивного функционирования и поведения азартных игроков. Целый ряд
исследователей показал эффективность этих методов в лечении лиц, страдающих
зависимостью от азартных игр.
Когнитивная терапия направлена на корректирование когнитивных
ошибок, которое снижает мотивацию к азартной игре. Ученые установили, что после
лечения у азартных игроков усилилось восприятие контроля над проблемой и
улучшилась собственная эффективность. Было также установлено, что когнитивная
терапия эффективна, когда ее проводят в групповом формате.
Когнитивная терапия постулирует, что от понимания индивидом
структуры ситуации зависит его поведение и эмоциональное состояние. Главное в
терапии помочь пациенту распознать ошибочность и безосновательность убеждений,
которые приводят к плохо адаптированному поведению и неприятному
психоэмоциональному состоянию. Имеются сведения и об успешном использовании
аверсивной терапии.
Отечественные ученые В.В. Зайцев и А.Ф. Шайдулина в работе с
пациентами проводят поэтапные психотерапевтические сессии, на которых
последовательно решаются следующие задачи: диагностическая,
психообразовательная, задача создания стратегии контроля над импульсом к игре,
создание поддерживающей семейной среды, решение проблем, созданных в результате
игровой зависимости. В.В. Зайцев (2000) отмечает, что понимание игрового цикла
помогло нам создать эффективную поэтапную когнитивно-поведенческую
психотерапевтическую программу.
Учитывая патогенетический механизм возникновения нехимических
зависимостей, В.А. Лоскутова считает целесообразным комбинированное
использование бихевиорально-когнитивной психотерапии и серотонинергических
препаратов, в частности эсциталопрама (ципралекса).
А.А. Магалиф при лечении больных игровой зависимостью
применяет "Методику виртуального разрушения игрового образа". При
этом, на первом этапе лечения автор использует рациональную позитивную
психотерапию в комбинации с антидепрессантами (флюоксетин, паксил, ципрамил,
саротен), атипичными нейролептиками (эглонил) и транквилизаторами (феназепам).
В.В. Мадорский и В.А. Солдаткин в качестве основополагающего
подхода для работы с пациентами использовали стратегическую семейную терапию Д.
Хейли. Семейная терапия использовалась ими на фоне психофармакотерапии
(клоназепам, антиконвульсанты, СИОЗС, атипичные нейролептики в малых дозах).
По мнению И.Д. Даренского, психотерапия должна проводиться
после медикаментозного устранения аффективных расстройств и астенических
явлений и является полимодальной. Рациональная психотерапия направлена на
раскрытие основных механизмом, ускоряющих рецидив, управляющих и вносящих вклад
в хаотический образ жизни игрока. Целесообразно проведение и гипносуггестивной
психотерапии. Поведенческая психотерапия состоит в применении системной
десенситизации и "скилл-терапии". Завершает курс лечения групповая
психотерапия с клиническими ролевыми играми.
И.В. Лютина и И.Д. Даренский для оценки мотивации пациента на
лечение предлагают до начала основного курса лечения в течение двух недель
выполнять рекомендации врача, которые могут показаться больному вычурными и
обескураживающими: не есть мясо, собирать мусор возле храма или оказывать
бескорыстную помощь детскому дому. При этом больным разъясняют, что подобные
действия помогают научиться владеть эмоциями и сделать их подконтрольными
сознанию. Дальнейшая терапия включает пять ежедневных сеансов формирования
условно-рефлекторного неприятия места, обстановки и других атрибутов, связанных
с игрой.
Некоторые практики считают, что главная задача психотерапии -
определение потребности, которая реализуется посредством зависимости, и поиск
конструктивного варианта ее решения. В качестве одного из методов работы с
подсознанием использовались техники телесно-ориентированной психотерапии.
С точки зрения А.И. Григорьева, зависимая личность требует
непрерывной и интерактивной санации и коррекции, которые могут изменить лишь
вектор и модальность зависимости. Традиционные подходы к рассмотрению
эффективности терапии по продолжительности ремиссии нуждаются в дополнении
оценкой коморбидных психосоматических заболеваний.
Также существует био-психо-социальная синергетическая модель
зависимого поведения требует внедрения мультидисциплинарных бригадных форм
организации психопрофилактики и коррекции. Субъектом профилактической
деятельности должен стать новый класс специалистов-превентологов,
профессионально занимающихся "самосохраняющим" поведением.
Используя метод психодрамы А. Щербаков описывают четыре этапа
психодраматерапии гемблинга:
. Создание личного мифа о собственном болезненном состоянии,
с обозначением Провокатора и Судьбы.
. Работа с генограммой: интрапсихическое дистанцирование от
семейного наследия.
. Разыгрывание истории о собственном Большом марафоне.
. Проработка раннего детского опыта и сегодняшних проблем.
Следует отметить и работу А.Ю. Акопова, в которой автор
описывает разработанный им психотерапевтический метод контраддиктивной
стимуляции (КАС) для лечения больных игровой зависимостью.
В лечении больных игровой зависимостью используются также
психодинамические подходы, основанные на личностных особенностях патологических
гемблеров, связанных с низкой силой эго в сочетании с нарциссизмом. Есть данные
об успехе психоаналитически ориентированной терапии среди 75,0% обратившихся за
лечением игроков.
Однако это цифры основаны лишь на 30-ти участниках оставшихся
в терапии из 80-ти, начинавших лечение на первых этапах.
Высказывается точка зрения, что психоаналитическая терапия
пациентов игровой зависимостью должна быть направлена на выработку способности
контролировать события будущего.
Эффективна групповая психодинамическая психотерапия,
направленная на работу с образами и эмоциями, а также с проблемами общения,
поскольку аддикты обычно испытывают значительные затруднения в этих сферах.
Психотерапевтическая работа - проработка отношения пациентов к деньгам как к
символическому эталону различных аспектов их самооценки (Зайцев В.В., Шайдулина
А.Ф., 2001, 2003; Зайцев В.В., 2003).
По мнению Л. Сонди (2005), в качестве главной неудачи
амбулаторно проводимого психоанализа называется неспособность
"патомана" переносить внутреннее напряжение, а также слишком большая
интенсивность стремления к зависимости. Очевидно, что аналитическое лечение
"патоманов" имеет шансы на успех только тогда, когда оно 1)
проводится в лечебном учреждении под постоянным контролем врачей и 2) когда
лечение поддерживается медикаментами.
В лечении зависимости от игры в США наиболее популярным
является уча-стие в группах взаимопомощи Анонимных Игроков (Gamblers Anonymous
- GA). По данным представителей этого общества, ремиссии достигаются в
70,0-80,0% случаев. Однако эффективность их невысока. Примерно 70,0-90,0%
посетителей групп GA выбывают на первых этапах участия в терапии и лишь 10,0%
становятся активными членами, из них только у 10,0% наблюдается ремиссии в
течение года и более (Brown R.I. F., 1985; Lester D., 1980). Более высокие
результаты (до 55,0%) достигаются при применении комбинированной терапии,
включающей индивидуальную психотерапию, групповую терапию и участие в GA.
Ряд авторов отмечают, что игроки, супруги которых участвовали
в работе групп "Анонимные игроки", более часто отказывались от игры.
По другим данным, участие семейной пары в терапии снижает уровень семейных
разногласий и депрессивных расстройств, однако не оказывает достоверного
влияния на зависимость от игры.
Вместе с тем, практически нет данных исследований,
подтверждающих эффективность программы Анонимных азартных игроков. Проведя
исследование лиц, посещающих группы АИ, установлено, что показатель воздержания
от азартных игр через год составлял 7,5%. По их точке зрения более практично
сочетать его с другими методами лечения.
Т.В. Агибалова в диссертационном исследовании приводит
результаты психотерапевтического лечения больных с игровой зависимостью в
соответствии с четырьмя этапами психотерапевтической программы: первый этап -
создания психотерапевтического альянса, второй этап - переструктурирования
(редукции аффективной симптоматики и "установление контроля" над
симптомами), третий этап - работа с прошлым травматическим опытом пациента,
четвертый этап - достижение автономности (психотерапия "нового
решения").
Автор показывает, что у 60,0% больных игровой зависимостью,
прошедших курс психотерапии (минимум 1-й и 2-й этапы) в комплексе с
медикаментозным лечением, имели место устойчивые ремиссии в течение 12 месяцев.
Положительные эффекты терапии проявлялись: повышением стрессоустойчивости,
улучшением семейных отношений и социального функционирования, причем
большинство связывали этот эффект с прохождением курса психотерапии. Кроме
того, психотерапия способствовала повышению комплекса в медикаментозном
лечении. Те пациенты, которые прошли даже первые два этапа психотерапевтической
программы, принимали поддерживающую медикаментозную терапию в течение 12
месяцев после выписки из стационара, в случае назначения ее врачом.
О.Ж. Бузик в своей работе с пациентами, страдающими игровой
зависимостью, сочетающейся с различными формами химической зависимости
(алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества), применяет разработанный
им метод "психотерапевтического шунтирования". Метод предполагает
воздействие через сохранные функции психического аппарата пациента (либо
мышление, либо чувства, либо поведение) на сниженные (деформированные,
измененные). Другими словами, речь идет о наложении "психотерапевтических шунтов"
(анастомозов) в тех случаях, когда не представляется возможным действовать,
непосредственно обращаясь к чувствам или когнитивной сфере пациента. В работе
метода применяются следующие основные психотерапевтические технические приемы:
оптимизация, поддержка, информирование, обучение, стимуляция, конфронтация,
обесценивание, ятрогенизация, индоктринирование и др.
На базе Московского научно-практического центра наркологии
разработана реабилитационная программа для лиц, страдающих зависимостью от
азартных игр. Программа включает три составляющих: медикаментозную,
психотерапевтическую, социальную. Медикаментозная составляющая присутствует на
всех этапах процесса, но её удельный вес варьирует в зависимости от
психического состояния пациента, уровня и интенсивности проявлений
патологического влечения. Главная цель психотерапевтической и социальной
составляющей - восстановление психического, физического, психологического,
семейного и социального статуса пациента, позволяющего реинтегрироваться в общество
в условии отказа от азартных игр.
Итак, что можно предложить по теме исследования для молодежи,
больной игроманией? Лечебно-реабилитационный процесс состоит из двух этапов.
Первый этап - стационарный (30 дней), после чего больные переводятся на второй
этап - амбулаторный. Организационно психотерапевтическая и социальная
составляющие стационарного этапа строятся из тематических лекций,
самостоятельной работы (заполнение тестов, выполнение психологических заданий),
работы в малых группах и индивидуальных занятий. После стационарного лечения
больные переводятся на амбулаторное лечение для постепенного вхождения в
привычные средовые условия, отход от образа жизни, связанного с длительным
пребыванием в реабилитационном центре, приобретение навыков самостоятельного и
ответственного поведения.
На амбулаторном этапе пациенты два раза в неделю посещают
групповые психотерапевтические занятия, с ними проводится
социально-психологический тренинг. Продолжительность амбулаторного этапа не
менее шести месяцев. Параллельно проводится психотерапевтическая работа с
родственниками, направленная на преодоление созависимости.
Анализ годовых ремиссий показал важную роль
лечебно-реабилитационной программы. У тех пациентов, которые прошли все
реабилитационные этапы (стационарный и амбулаторный), отмечаются более
продолжительные ремиссии (до 40,0%).
Заключение
Проблема игровой зависимости (гемблинга) в современном мире
становится всё более актуальной. В России в последнее время на фоне легализации
и стремительного развития индустрии азартных игр отмечается резкий рост
заболеваемости и болезненности данным заболеванием, являющегося, по современным
данным, частным видом болезни зависимого поведения. Существенной особенностью
гемблинга является его малокурабельность - эффективность лечения, даже в
современных, комплексных вариантах, сочетающих индивидуальную и групповую
психотерапию, психофармакотерапию и меры социальной реадаптации, составляет от
30 до 50 %.
Исследователи гемблинга выдвигали для его объяснения
различные гипотезы:
генетической неполноценности, органического заболевания
головного мозга (по поводу чего предпринимались даже попытки
нейрохирургического лечения), функционирования генератора
патологически усиленного возбуждения в коре головного мозга,
серотониновой, допаминовой, норадреналиновой дисфункции, глубинных
психоаналитических или экзистенциальных проблем, когнитивных ошибок. Авторы
вышеуказанных подходов обычно склонны считать гемблинг болезнью индивидуума (в
зависимости от теоретических воззрений - с преобладанием биологической или
психологической составляющей). Не отрицая важности всех полученных данных,
следует отметить, что уже достаточно давно рядом авторов высказывалось мнение о
том, что в семье больного зависимым поведением его проблема оказывается лишь
частью общесемейных проблем и часто выступает, по сути, фактором аномальной
"стабилизации" внутрисемейных отношений.
Нами были проанализированы 100 человек в возрасте 18-25 лет,
жители Санкт-Петербурга. Выборка осуществлялась методом "снежный
ком".
Метод получения выборки основан на том, что почти каждый
представитель целевой группы может назвать еще одного или нескольких человек,
которые в эту группу входят. Поэтому сначала интервьюеры специальными методами
ищут первых респондентов, а те, в свою очередь, подсказывают, кого еще можно
опросить. В результате число опрошенных растет, как снежный ком. Отличается
достаточно большой свободой по месту проведения. Однако при этом необходимо,
чтобы соблюдались комфортные для респондента условия, обеспечивая интервью требуемой
длительностью.
Достоинства методики
"Снежным комом" опрашиваются, как правило,
труднодостижимые целевые группы, потому что узконаправленный отбор, например,
маршрутным поиском, будет очень трудоемок и затратен.
Достаточно высокая достоверность ответов
Относительно высокая скорость проведения работ.
"Цепочка" или "ком" от одного респондента
не обязательно может быть строгой, она может прерываться или можно искать
респондентов от разных людей, тогда цепочки не будет вообще.
Недостатки методики
В связи с тем, что целевая группа мала или труднодостижима,
этот метод достаточно дорогостоящий
Поиск труднодоступной целевой группы может быть затруднен
Раскручивание "кома" от одного человека может
исказить выборку, т.к. это будут люди с примерно одинаковым уровнем дохода,
похожими потребительскими предпочтениями, они могут быть знакомы между собой и
т.д. Для этого "цепочку" от одного человека ограничивают.
Разработанный опросник приведен в приложении. Основная
гипотеза о том, что азартные игры являются неотъемлемой частью стиля жизни
современной молодежи, и ее представители, так или иначе, сталкиваются с ними,
ощущая на себе их влияние нами подтверждена.
Все сто опрошенных сталкивались с азартными играми, а 89%
опрошенных считают азартные игры частью жизни современных молодых людей.
% из них выбрало азартные игры в качестве отдыха. В
заключении приведены рекомендации по лечению зависимых игроманов.
Лечение бывает разное. К лечению присоединяется психотерапия.
В проведении ее выделяют ряд этапов:
. Построение эффективной структуры семьи.
. Трансформация подсознания пациента.
. Предписание рецидива − психотерапевтический приём,
заключающийся в том, что психотерапевт настаивает на необходимости очередного
срыва, якобы для проверки того, как семья и сам больной с ним справятся, в
расчёте на обратную реакцию членов семьи в виде отказа выполнять это требование
и объединение семьи.
. Купирование рецидива.
. Реабилитационный период.
На первом этапе в качестве основополагающего
психотерапевтического подхода часто используется стратегическая семейная
терапия Джея Хейли. Его целями были восстановление внутрисемейной иерархии,
способности добиваться исполнения предписаний, замена патологических видов
внутрисемейного общения по типу неконгруэнтности и "двойных связок" на
прямое, открытое обсуждение сложных и болезненных вопросов с акцентом не на
существующих проблемах, а на результате, преодоление алекситимии и обучение
членов семьи говорить о чувствах. Важной задачей является начать семейную
терапию как можно раньше после обращения больного за помощью: именно в этот
момент семья оказывалась наиболее пластичной и готовой на самые радикальные
изменения, стремясь освободиться от охватывающей всех членов семьи тоски и
тревоги. Важным требованием является также присутствие на первом сеансе всех
членов семьи и других заинтересованных лиц.
В начале встречи всем членам семьи предлагается изложить свой
взгляд на проблему и пути её решения. Лечение подразумевает отказ от игр на
время лечения.
Таким образом, проведенный анализ литературы показывает
разнонаправленность психотерапевтических методов, применяемых в лечении больных
игровой зависимостью, что свидетельствует о разноречивости взглядов на природу
этой патологии. Все сказанное подчеркивает актуальность дальнейшего изучения
игровой зависимости и поисков подходов к ее лечению.
Нами в работе приведены предложения по лечению зависимой от
азартных игр молодежи.
Азартные игры с появлением их индустрии в современных
условиях стали качественно новым явлением. Существует большое разнообразие игр,
ставших демократичными и доступными практически для каждого человека. Аддикция
к игре начинается тогда, когда после участия в ней человек продолжает с большим
постоянством думать об игре и стремится снова участвовать в ней. В связи с
восторженностью он поначалу рассказывает об этом, приглашает посетить это
действо. Постепенно этот способ проведения времени все более часто повторяется,
становясь не самым лучшим способом проведения времени, предпочитаемым всем
другим, тем самым оказывая на человека деструктивное влияние
Азартная игра - распространенное, социально приемлемое и
легальное занятие в большинстве культур мира. Это может быть игра со ставкой на
что-нибудь ценное (обычно деньги) или на то, что произойдет событие, результат
которого непредсказуем и обусловливается случайностью
Для подавляющего большинства азартная игра - это
рекреационное занятие без неблагоприятных последствий. Однако для значимого
меньшинства она прогрессирует до патологической склонности к азартным играм
Широкий выбор игр, доступных для современного азартного
игрока, в сочетании с отменой государственного регулирования этой сферы бизнеса
в Великобритании, по-видимому, способствует увеличению количества лиц с
патологической склонностью к азартным играм и связанных с нею проблем (Griffiths,
2004). Поскольку это серьезная проблема общественного здравоохранения,
сопровождающаяся высокими показателями распространенности сопутствующих
психических расстройств и громадными личными, семейными и общественными
проблемами, очень важно, чтобы специалисты в области охраны психического
здоровья хорошо знали это расстройство, умели оценивать его и лечить.
Патологическая склонность к азартным играм обычно развивается
в раннем подростковом возрасте у мужчин (позднее у женщин) и имеет хроническое
прогрессирующее течение с чередующимися периодами воздержания от игр и с
рецидивами. В настоящее время склонность к азартным играм больше распространена
среди мужчин, однако распространенность среди представительниц противоположного
пола на подъеме. Женщины обычно начинают увлекаться азартными играми в более
старшем возрасте, чем мужчины, но у них быстрее формируются связанные с ними
проблемы
Итак, основная гипотеза о том, что азартные игры являются
неотъемлемой частью стиля жизни современной молодежи, и ее представители, так
или иначе, сталкиваются с ними, ощущая на себе их влияние нами подтверждена.
Нами были проанализированы 100 человек в возрасте 18-25 лет,
жители Санкт-Петербурга. Выборка осуществлялась методом "снежный
ком".
Метод получения выборки основан на том, что почти каждый
представитель целевой группы может назвать еще одного или нескольких человек,
которые в эту группу входят. Поэтому сначала интервьюеры специальными методами
ищут первых респондентов, а те, в свою очередь, подсказывают, кого еще можно опросить.
В результате число опрошенных растет, как снежный ком. Отличается достаточно
большой свободой по месту проведения. Однако при этом необходимо, чтобы
соблюдались комфортные для респондента условия, обеспечивая интервью требуемой
длительностью.
Все сто опрошенных сталкивались с азартными играми, а 89%
опрошенных считают азартные игры частью жизни современных молодых людей.
% из них выбрало азартные игры в качестве отдыха.
Итак, что можно предложить по теме исследования для молодежи,
больной игроманией? Лечебно-реабилитационный процесс состоит из двух этапов.
Первый этап - стационарный (30 дней), после чего больные переводятся на второй
этап - амбулаторный. Организационно психотерапевтическая и социальная
составляющие стационарного этапа строятся из тематических лекций,
самостоятельной работы (заполнение тестов, выполнение психологических заданий),
работы в малых группах и индивидуальных занятий. После стационарного лечения
больные переводятся на амбулаторное лечение для постепенного вхождения в привычные
средовые условия, отход от образа жизни, связанного с длительным пребыванием в
реабилитационном центре, приобретение навыков самостоятельного и ответственного
поведения.
На амбулаторном этапе пациенты два раза в неделю посещают
групповые психотерапевтические занятия, с ними проводится
социально-психологический тренинг. Продолжительность амбулаторного этапа не
менее шести месяцев. Параллельно проводится психотерапевтическая работа с
родственниками, направленная на преодоление созависимости.
Анализ годовых ремиссий показал важную роль
лечебно-реабилитационной программы. У тех пациентов, которые прошли все
реабилитационные этапы (стационарный и амбулаторный), отмечаются более
продолжительные ремиссии (до 40,0%).
Многие, зная об игровой болезни, все же играют, но далеко не
все приобретают эту зависимость. В отличие от других наркоманий, только
небольшой процент из числа играющих приобретают патологическую зависимость.
Статистика свидетельствует, что в любой стране этот процент остается постоянным
и составляет около 3,7% населения.
Игра вызывает ту же эйфорию и не меньшие
эмоционально-химические изменения в организме игрока, чем при других
наркоманиях.
Игроманами не рождаются, игроманами становятся. У каждого
человека присутствует ядро аддиктивных процессов, которое проявляется в таких
мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе.
Базовые ценности личности формируют костяк его стиля и
стратегий поведения. Они проявляют себя в ряде маркеров, доступных наблюдению и
анализу. Стилевой профиль жизненных и трудовых стратегий помогает
"графически" очертить внешние проявления целостности отдельных групп,
объединенных некими общими для них "императивами бытия".
Лица, участвующие в азартных играх, сравнительно часто
злоупотребляют алкоголем, а также прибегают к употреблению наркотических
препаратов, т.е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для
них достаточно типичны также резкое нарушение межличностных отношений, семейные
конфликты, разводы, безответственность, нарушение трудовой и производственной
дисциплины
Игра часто сопровождалась употреблением алкоголя в
сравнительно небольших дозах
Вначале играли "для интереса", "не на
деньги", потом - на небольшие суммы, в дальнейшем ставки могли становиться
более высокими, однако не доходили до размеров, угрожающих материальному
благополучию. Постепенно этот стиль жизни становился привычным, вечерняя игра
была интереснее просмотра фильма, театральной постановки.
Будущие пациенты с детства отличаются экстравертированностью,
фантазиями о своем превосходстве и везении, неспособностью к стойкому волевому
усилию. Их не интересует учеба, выполнять какие-либо обязанности по дому для
них унизительно. Для больных мужского пола в подростковом возрасте характерен
выраженный эмансипационный конфликт с родителями, а в дальнейшем -
оппозиционный настрой по отношению к авторитетным фигурам
Одно из самых серьезных заблуждений игроков - считать
вероятностную азартную игру способом зарабатывания денег.
В американской классификации психических расстройств (DSM-IV,
1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более
пунктов из раздела А и пункта раздела Б.
Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил
Ц.П. Короленко.
Патологическим игрокам свойственны когнитивные искажения.
Магическое мышление игрока может проявляться в определённых ритуалах, которые
необходимо провести, чтобы выиграть; наличии любимого стола или автомата.
Гемблеры считают простейшую игру на игровом автомате игрой, требующей навыков.
Верят в удачу, в "систему", разработанную ими самими или
позаимствованную у кого-либо.
Молодежь, активно играющая в азартные игры, подвергается
таким опасностям как сбивания ритма жизни, потери чувства реальности, контроля
над собой и своими поступками. То есть это все влечет за собой, например,
потерю работоспособности, интереса к другим видам деятельности, развивается
мысль о том, что деньги, и в принципе все остальное - легкодоступно и
получаемо, человек уже не тратит столько времени, сколько нужно учебу и работу.
Существуют три элемента, свойственные всем игрокам. Первый
касается средовых детерминант. Сфера распространения патологического гемблинга
неразрывно связана с количеством доступных игровых заведений. Роль второго
элемента играет классическое и оперантное обусловливание. Выигрыши,
представленные различными переменными, продуцируют состояния волнения,
описываемые как эквивалент состояния, вызванного химическим препаратом.
Повторные соединения классически обусловливают активацию стимула, связанную с
гемблинг-средой. Игровые стимулы выявляют побуждение играть, а затем появляется
устойчивый паттерн гемблинга. Волнение может испытываться в предвкушении игры,
в течение игры или в ответ на предъявление гемблинг-ситуаций или
гемблинг-стимулов. Этот процесс обусловливания может быть использован для
объяснения гемблинга как аддикции, созданной влиянием позитивного и негативного
обусловливания, толерантности. Ранние и повторные выигрыши имеют результатом
иррациональные убеждения, что азартная игра - эффективный источник дохода. Эти
схемы формируют иллюзии контроля, ошибочную перцепцию, суеверное мышление и
неверное понимание вероятности. Подкрепляющие свойства азартной игры и
иррациональные когнитивные схемы объединяются, усиливая паттерн гемблинга.
Когда гемблеры проигрывают, они пытаются возместить потери дальнейшей игрой,
которая завершается накоплением долгов. Несмотря на то, что действительность
подтверждает, что гемблинг ведет их к финансовым проблемам, они иррационально
верят, что азартная игра решит их проблемы. Вышеназванные процессы свойственны
всем игрокам.
Вывод, который можно сделать - азартные игры могут привести к
тотальной потере чувства ответственности даже боязнь лишения свободы не может
остановить влияние азартных игр.
Игровую зависимость как заболевание можно поставить в один
ряд с такими тяжелыми проблемами человека, как алкоголизм и наркомания. В
качестве лечения болезни, врачи выбирают в основном психологические тренинги.
Список
литературы
1. Балтинфо,
"Дезертира из Горелова на побег толкнули долги" // URL:
http://www.baltinfo.ru/2009/07/10/Dezertira-iz-Gorelova-na-pobeg-tolknuli-dolgi-94098
[17.05.2012]
2. Бузик,
О.Ж. Комплексная программа лечения пациентов с игровой зависимостью //
Современные принципы терапии и реабилитации психических больных: Материалы
Российской конференции. М., 2006. - 323 с.
. Бухановский,
А.О. Факторы предрасположения к патологическому гемблингу / А.О. Бухановский,
В.А. Солдаткин, И.В. Баранова // Журн. неврологии и психиатрии им.С. С.
Корсакова. - 2008. - Т. 108, N 10. - С. 20-25.
. Егоров,
А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
. Егоров,
А.Ю. Патологическое влечение к азартной игре как модель нехимической
зависимости / А.Ю. Егоров // Журн. неврологии и психиатрии им.С. С. Корсакова.
- 2006. - Т.106, N 5. - С. 63-70.
. Ениколопов,
С.Н. Психологические проблемы патологического влечения к азартным играм / С.Н.
Ениколопов, Д.А. Умняшкина // Вопросы психологии. - 2007. - N 3. - С. 82-99.
7. Зайцев, В.В.
<http://weblib.omsk-osma.ru/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLORTERMS=0&S21STR=%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%92.%D0%92.>
<http://weblib.omsk-osma.ru/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21COLORTERMS=0&S21STR=>Патологическая
склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии] / В.В.
Зайцев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - С. 52-58.
. Игромания. Мифы и
реальность [Материалы конференции] // Наркология. - 2004. - № 4. - С. 13-19.
. Ильенков, Э.В.
Философия и культура. М., 1991. С. 122
. Бухановский, А.О.,
Мадорский В.В., Солдаткин В.А., http://www.madorsky.ru/img/67/67. pdf
<http://www.madorsky.ru/img/67/67.pdf>
. Кекелидзе, З.И.
Особенности формирования патологического влечения к азартным играм / З.И.
Кекелидзе, Н.В. Шемчук // Рос. психиатр. журн. - 2008. - №3. - С.24-28.
. Короленко, Ц.П.,
Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. / Ц.П. Короленко. - Новосибирск:
ОЛСИБ, 2001. - 207 с.
. Короленко, Ц.П.
Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития //
Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С.8. - 36
. Кравченко, А.И.
Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко. - М.:
ПЕРСЭ; Логос, 2002. - 640 с.
. Либерман, Л.
Осторожно: игровая наркомания / Л. Либерман // Воспитание школьников. - 2003. -
N5. - С. 64
. Малыгин, В.Л.
Особенности психических нарушений у лиц с патологической зависимостью от игры /
В.Л. Малыгин, Б.Д. Цыганков // Журнал неврологии и психиатрии им.С. С.
Корсакова. - 2006. - №5. - С.63
. Малыгин, В.Л.
Патологическая зависимость от азартной игры: психопатологическая структура
игрового цикла / В.Л. Малыгин, Е.В. Чугаевская, Г.С. Хвостиков // Журнал
неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. - 2010. - Т.110, N 5, вып.2. - С.
83-87.
. Меценцева, Е.
Гендерная проблематика в экономической теории. Введение в гендерные
исследования часть 1/Под редакцией Ирины Жеребкиной. Харьков ХЦГИ, Спб Изд-во
"Алетейя", 2001. - 344 с.
. Микиртумов, Б. Е
<http://weblib.omsk-osma.ru/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLORTERMS=0&S21STR=%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D0%91.%D0%95>
<http://weblib.omsk-osma.ru/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21COLORTERMS=0&S21STR=>
Возможное применение лингвистических подходов к анализу переживаний
"игры" в психопатологической структуре бреда / Б. Е Микиртумов, А.Б.
Ильичев // Журнал неврологии и психиатрии им.С. С. Корсакова. - 2001. - № 5. -
С.64-66.
. Мудрин, А.В.
Социализация человека. / А.В. Мудрин. - М., 2004. - 255 с.
. Омельченко, Е.
Стилевые профили трудовых стратегий молодых специалистов и специалисток в
фокусе гендерных различий // Социологические исследования. 2004. - № 11, С.
36-44
. "Опыт
амбулаторного лечения игровой зависимости", А.А. Магалиф, А.Ю. Магалиф,
Москва. 2006 // http://www.magalif.ru/? an=opit_abliz
<http://www.magalif.ru/?an=opit_abliz>
. Панченко, С.
Становление и развитие понятия "стиль жизни" в западной социологии //
Социология: теория, методы, маркетинг, 2006. №1. С.182-255
. Психология игры и
азарта // http://naitysebya. narod.ru/n-patal.html,
. Психотерапевтический
метод Контраддиктивной стимуляции (КАС) // http://www.antmed.ru/index.
php/akopov-therapy/79-therapygamedependence1
<http://www.antmed.ru/index.php/akopov-therapy/79-therapygamedependence1>
. Сизоненко, Е.В.,
Психотерапия пациентов с зависимостью от азартных игр // Е.В. Сизоненок,
Агибалова Т.В. Современные принципы терапии и реабилитации психических больных:
Материалы Российской конференции.М., 2006. - 544 с.
. Солдаткин, В.А. Концепции
происхождения зависимого поведения (на модели патологического гемблинга) / В.А.
Солдаткин // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2008. - №3. - С.4-12
. Старшенбаум Г.В.
Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр
<http://cogito-centre.com/>, 2006. - 368 c.
. Игромания Есть ли у
вас проблемы с азартными играми?". - // http://www.f-dv.ru/? p=8.
. Шемчук, Н.В.
Факторы, влияющие на возникновение и формирование патологического влечения к
азартным играм / Н.В. Шемчук // Неврологический вестник. - 2008. - №2. - С.65 -
67. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.infamed.com/nb/2_2008_65-67.
pdf <http://www.infamed.com/nb/2_2008_65-67.pdf>. - Основано на мверсии,
датир.: 16 окт. 2010.
. Шульга, Н.
Эвристический потенциал категории "стиль жизни личности" //
Социология: теория, методы, маркетинг, 2006. №1. С. 177
. Blaszczynski A. P. с
соавт., 1991; McConaghy N., Armstrong M. S., Blaszczynski A., et al., 1983.
. Bujold A., Ladouceur
R., Sylvain C., et al., 1994; Sylvian C., Ladouceur R., Boisvert J. M., 1997;
Даренский И.Д., 2005
. Barker J. C., Miller
М., 1966; Seager С.Р., 1970; Koller К.М., 1972 и др.
Приложения
Приложение 1.
Анкета
* Обязательно
. Играли ли Вы когда-нибудь в азартные игры? * Если ответ
"Нет", то переходите к вопросу 11.
Да
Нет
. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале насколько сильно
Ваше пристрастие к азартным играм? Где "5" - очень сильное,
"4" - сильное, "3" - умеренное, "2" - практически
неощутимое, "1" - безразличное.
1
. Какой вид азартных игр Вы предпочитаете? Можно отметить
несколько вариантов ответа.
Рулетка
Карточные игры
Автоматы
Букмекерские конторы
Настольные игры
Другое
. Пропускали ли Вы работу или учебу, чтобы поиграть в
азартные игры?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
. Как часто Вы играете в азартные игры?
Несколько раз в год
Реже 1 раза в месяц
Около 1 раза в месяц
Несколько раз в месяц
Несколько раз в неделю
Практически каждый день
Каждый день
. Использовали ли Вы для участия в азартных играх свои
последние деньги?
Да
Нет
. Считаете ли себя зависимым человеком от азартных игр?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
. Чем для Вас являются азартные игры?
Способ проведения досуга
Основной вид деятельности
Другое
. Чем является для Вас выигрыш в азартных играх?
Основная прибыль
Дополнительный заработок
Другое
. Играете ли Вы в азартные игры после запрета их Федеральным
законом № 244-ФЗ от 29.12.2006?
Да
Нет
. Играют ли Ваши знакомые в азартные игры? *
Нет
Затрудняюсь ответить
. Считаете ли Вы участие в азартных играх криминалом? *
Да
Скорей да, чем нет
Скорей нет, чем да
Нет
. Пристрастие к азартным играм когда-либо влияло плохо на
Ваши отношения с близкими людьми? *
Да
Скорей да, чем нет
Скорей нет, чем да
Нет
. Согласны ли Вы с утверждением, что молодежь играет в
азартные игры, чтобы показать собственную независимость от общества? *
Да
Скорее, да
Скорее, нет
Нет
. Согласны ли Вы с утверждением, что молодежь увлекается
азартными играми из-за нехватки рискованных ситуаций и эмоций в повседневной
жизни? *
Да
Скорее, да
Скорее, нет
Нет
. Верно ли утверждение, что молодежь, чувствуя какое-то
недовольство собой, пытается выразиться в игре, где, при удачном раскладе,
может стать победителями? *
Да
Скорее, да
Скорее, нет
Нет
. Считаете ли Вы верным то, что люди, в детстве игравшие в
видеоигры, больше подвержены тому, чтобы увлечься азартными в более зрелом
возрасте? *
Да
Скорее, да
Скорее, нет
Нет
. Являются ли, по Вашему мнению, азартные игры частью досуга
современной молодежи? *
Да
Нет
. Укажите, пожалуйста, Ваш уровень образования *
Неоконченное среднее
Среднее, в том числе среднее специальное
Неполное высшее
Высшее
Ученая степень
. К какой сфере деятельности Вы себя относите? *
Административная
Техническая
Сфера культуры и спорта
Социальная
. Как Вы предпочитаете проводить свободное время? *
Азартные игры
Активный отдых, спорт
Кино, концерты, шоу
Отдых на природе, пикник, туризм
Посещение ресторанов, баров, кафе, клубов
Проведение свободного времени с семьей
Театр, музеи, выставки
Чтение газет, журналов, книг
Общественная деятельность
Самообразование
Другое
. Каких политических взглядов Вы придерживаетесь? *
Либеральных
Консервативных
Социалистических
Индифферентных
Другое
. Укажите, пожалуйста, Ваш пол *
Мужской
Женский
. Семейное положение: *
Состою в "гражданском браке"
Холост/Не замужем
Разведен/-а
Вдовец/-а
. Укажите, пожалуйста, свой возраст *_____________________