Город юности в 1939-1950-е гг. (Предвоенный, военный и послевоенный период)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    263,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Город юности в 1939-1950-е гг. (Предвоенный, военный и послевоенный период)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кафедра теории и истории культуры





Название: ГОРОД ЮНОСТИ В 1939-1950-е гг.

(ПРЕДВОЕННЫЙ, ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД)


Исполнитель: Чобитько М.Л.

Студентка группы 324







Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ


АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ 1939-1950 гг.

.1 Предвоенный период

.2 Великая отечественная война 1941-1945 гг.

.3 Развитие города в послевоенные годы

ГЛАВА 2. ПРЕДСЕДАТЕЛИ ГОРКОМА ПАРТИИ

ГЛАВА 3. ПРЕДСЕДАТЕЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

АННОТАЦИЯ

Война. 1941-1945 гг. Огромное количество советских людей, в том числе и дальневосточники, были одержимы одной идеей - сделать всевозможное и невозможное для скорейшей победы над грозным врагом. Ответственную и большую работу в обстановке войны провели транспортники Дальнего Востока.

Комсомольск-на-Амуре - центр авиастроительной, судостроительной, металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности. Исторически сложившееся название - город Юности. Комсомольцы и хетагуровки, воины и заключенные - построили здесь, на берегу таежной реки город, который стал для нас символом мужества. Они же возвели здесь заводы, провели железную дорогу, а затем нефтепровод от Сахалина, проложили автомобильные, воздушные трассы и связали свой город со всей страной.

"Вставай, страна огромная..." Когда прозвучали эти слова, Комсомольску-на-Амуре не было и десяти лет, но его вклад в Победу трудно переоценить. "Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей" - это и о Комсомольске, который в годы войны выдал первую амурскую сталь. Отсюда на фронт шли боевые самолеты, подводные лодки и крейсеры, сталь и бензин, машины и оборудование.

Отсюда уходили эшелоны с солдатами - свыше 40 тысяч комсомольчан сражались на фронте. Двенадцать человек получили звание Героя Советского Союза. Прославленный летчик Алексей Маресьев, один из первых строителей города, который перед войной учился в аэроклубе при Комсомольском авиазаводе, вспоминал: "Коллектив строителей Комсомольска был одним из моих воспитателей. Он воспитал во мне, как и в сотнях других юношей и девушек, уменье преодолевать трудности, привил те черты характера, которые очень пригодились в дни Великой Отечественной войны"

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война для комсомольчан, как и для всех советских людей, началась неожиданно. Как и весь советский народ, город Юности внес свою кровавую плату в общую Победу: более пяти тысяч горожан не вернулись с полей Второй Мировой войны. На рабочие места мужчин, ушедших в ряды действующей армии, пришли женщины и подростки. Напряженная производственная программа оборонных предприятий не только выполнялась, но и перевыполнялась. Самолеты Ил-4, построенные комсомольскими авиастроителями, еще в 1941 году бомбили столицу фашисткой Германии Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов Комсомольский-на-Амуре авиационный завод был награжден орденом Ленина. За трудовой вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне более 4 тысяч авиастроителей были награждены орденами и медалями, фронту было сдано 2700 самолетов Ил-4 разных версий.

Несмотря на то, что основные военные события Второй Мировой происходили на суше, свой существенный вклад в победу Красной Армии внесли судостроители: на предприятии изготавливались авиационные бомбы, артиллерийские снаряды калибра 76 миллиметров, комплектующие для миномётов. Лозунг «Все для фронта, все для победы» не был пустым звуком для судостроителей: кроме боеприпасов продолжались строительство, ремонт и модернизация боевых кораблей для Тихоокеанского флота. В первое полугодие 1941 года флоту были сданы 4 эскадренных миноносца проекта «7». 31 декабря 1942 года государственной комиссией в состав Военно-Морского флота СССР был принят крейсер "Калинин", построенный комсомольчанами. Систершип «Калинина» - «Каганович» - вошел в состав Военно-Морского флота 30 декабря 1944 года. Огромный вклад в разгром милитаристской Японии в 1945 году внес паром, построенный на берегах Амура в том же году.  В результате боевых действий в начальном периоде войны Советский Союз лишился части производств, важных для обеспечения обороноспособности страны. Часть их была замещена в Комсомольске-на-Амуре: с 1942 года кораблестроители стали использовать листовую сталь только что запущенного завода "Амурсталь", аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре аккумуляторного завода. Продукция завода «воевала» на боевой технике на советско-германском фронте. В баки советских боевых машин заливалось топливо, изготовленное на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе.

Новости о ходе боевых действий весь мир узнавал из передач, транслировавшихся Комсомольским радиоцентром на нескольких иностранных языках. Кроме того, американские самолеты, перегонявшиеся своим ходом в Советский Союз, в качестве ориентира использовали Комсомольский-на-Амуре радиоцентр. После окончания войны работники всех этих предприятий были награждены орденами и медалями.

Целью и главной задачей научной работы является показать решающий вклад г. Комсомольска-на-Амуре в победу во второй мировой войне. Показать стойкость и мужество советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками (на примере комсомольчан).

ГЛАВА 1. КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ В 1939-1950 гг.

.1 Предвоенный период

Летом 1939 г. на строительство «Амурстали» по путевкам ЦК ВЛКСМ прибыли 960 юношей и девушек, 240 рабочих прибыло по оргнабору. Тем не менее, на строительстве завода работало лишь 36% из числа вольнонаёмных лиц. Большую часть строителей завода - 64% составляли военнослужащие Особого военно-строительного корпуса (35%) и заключенные (29%) Нижне-Амурского лагеря НКВД. Однако производительность труда вольнонаемных была самой высокой и составляла 97%. У военных строителей она была 81%, а у заключенных - 69%. В июне 1941 г. строители подвели к строительной площадке железнодорожную ветку. Темпы строительства завода значительно ускорились. Если в 1938 г. строители уложили всего 737 кубометров бутобетона, то в 1939 г. - 2857 кубометров, а в 1940 г. - уже 21,6 тыс. кубометров. Монтаж металлоконструкций в тоннах увеличился за период с 1939 по 1940 гг. в двенадцать с лишним раз.

Не смотря на решение первостепенных задач по строительству промышленных объектов, Абрам Соломонович буквально с первых дней исполнения своих новых служебных полномочий поставил вопрос в городском комитете партии об охране лесных массивов в городе и его окрестностях. В постановлении Комсомольского-на-Амуре горкома партии, в частности, говорилось: «… категорически запретить вырубку и всякого рода повреждения древо-кустарниковых зеленых насаждений, …обеспечить сохранность лесных насаждений, а также проводить посадку деревьев, приступить к строительству и оборудованию естественного парка культуры и отдыха в районе реки Силинки…, на территории города выделить площади для скверов, садов…».

В октябре 1939 г. городская газета опубликовала доклад А.С. Стесина, в котором первый секретарь затронул важнейшую для города задачу. Речь шла об организации животноводческих ферм на предприятиях города. При этом первый секретарь с болью отмечал имевшие место недочеты. Он говорил, что ещё «слабо ведётся борьба за развитие животноводства. С сенокошением дело обстоит у нас плохо. План сенокошения мы ещё не выполнили. Совхоз машиностроительного завода и совхоз Наркомзома РСФСР не подготовились к содержанию скота в зимних условиях… Речь идет о судоремонтном заводе в Амурстальстрое. Наступило время также подумать об организации совхоза и руководителям стройки 126. Все возможности для этого дела есть».

В 1940 году на стапелях судостроительного завода № 199 было заложено три эскадренных миноносца, дал первый металл литейным цех и вступил в строй пятипролетный судомонтажный цех. С его постройкой завод получил производственную базу для трубомедницких и монтажных работ на кораблях.

Тем не менее, несмотря на успехи, достигнутые в производстве, Абрам Соломонович на сессии городского совета народных депутатов говорил о том, что в городе нет «ни одной хорошей улицы, ни одной хорошей мостовой и дороги ...нет по существу ни одной городской бани. Одна большая баня принадлежит судостроительному заводу… Плохо мы ещё обслуживаем население пошивочными мастерскими, парикмахерскими… в городе мало магазинов и киосков, продающих хлебные и булочные изделия, ...Школ для взрослых в городе мало, а те, которые имеются, грешат большими недочетами».

.2 Великая отечественная война 1941-1945 гг.

июня 1941 года в Комсомольске-на-Амуре был яркий солнечный день. Разгар короткого дальневосточного лета. Многие комсомольчане проводили свой выходной день за городом, другие были дома, когда по радио раздался тревожный голос диктора. А затем с правительственным сообщением ко всем советским людям обратился нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. Война.

Утром следующего дня на стапельной площадке судостроительного завода состоялся митинг. Выступая на митинге, стахановец Смирнов сказал: «В ответ на вероломное нападение гитлеровских захватчиков работники судостроительного завода будут работать столько, сколько потребуется Родине».

Каждый труженик завода думал о том, где его место в навязанной нам войне. По какому пути пойдёт завод во время войны? В телеграмме, направленной Генеральному секретарю ЦК ВКП (б), Председателю Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталину, работники завода заверили партию и правительство, что будут честно и самоотверженно трудиться на своих постах, но если потребуется, все как один готовы сменить станки на винтовки и другое оружие и грудью встать на защиту Родины.

Коллектив завода перестраивался на военный лад. Был установлен 11-часовой рабочий день, отменены всякие отпуска. Работ в выходные дни стала обычным явлением. Это по закону. Фактически же люди по своей воле работали день и ночь, подчас не выходя с завода по нескольку дней. Корабелы жили одним стремлением, одним порывом: «Всё для фронта, всё для победы». На рабочие места мужчин, ушедших в ряды действующей армии, пришли женщины и подростки. Напряженная производственная программа оборонных предприятий не только выполнялась, но и перевыполнялась.

декабря 1941 года завод посетил командующий Дальневосточным фронтом генерал армии И.Р. Апанасенко. Он проверил ход выполнения программы по изготовлению боеприпасов и в итоге приказом по фронту объявил благодарность руководству завода и всему коллективу, работавшему на этом участке.

В 1941 год принят в эксплуатацию кузнечно-прессовый цех завода для изготовления штамповок и поковок, заложенный еще в 1933 году, и заводская лаборатория. Тем самым к началу войны на заводе сложилось самостоятельное производство с полным циклом постройки военных судов на основе передовых технологий.

С началом войны на предприятии изготавливались авиационные бомбы, артиллерийские снаряды калибра 76 миллиметров, комплектующие для миномётов. Лозунг «Все для фронта, все для победы» не был пустым звуком для судостроителей: кроме боеприпасов продолжались строительство, ремонт и модернизация боевых кораблей для Тихоокеанского флота. В первое полугодие 1941 года флоту были сданы 4 эскадренных миноносца проекта «7». 31 декабря 1942 года государственной комиссией в состав Военно-Морского флота СССР был принят крейсер "Калинин", построенный комсомольчанами. С 1942 года кораблестроители стали использовать листовую сталь только что запущенного завода "Амурсталь", аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре аккумуляторного завода. Продукция завода «воевала» на боевой технике на советско-германском фронте. (См. приложение)

Комсомольский на Амуре завод № 126 (авиационный завод) в 1939 г. проводил активные испытания, доводку и усовершенствование самолетов ДБ-3Ф. (См. Приложение) На них стали устанавливать более мощные двигатели, были усилены бронирование и оборонительное вооружение, увеличена бомбовая нагрузка. Полностью изменилась носовая часть фюзеляжа. Существенные изменения коснулись конструкции планера, каркас крыла и фюзеляжа стали более технологичным. Они стали поступать в войска в начале 1940 г. С конца 1940 г. завод начал внедрять в производство модификации ДБ-ЗТ (торпедоносец) (Приложение) и ДБ-ЗПТ (на поплавках).

Необходимо отметить тот факт, что построенные комсомольскими авиастроителями бомбардировщики ДБ-ЗФ, в 1941 году бомбили столицу фашисткой Германии Берлин. До конца войны этот самолет и его модификации на всех фронтах действовали в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. В марте 1942 г. выпускаемый бомбардировщик ДБ-3Ф получил новое название - Ил-4. (См. Приложение)

Уже в первые месяцы войны на заводе вошло в практику создание «фронтовых бригад», задачей которых было решение различных технических проблем, ликвидация «узких мест» на производстве. Трудность заключалась в том, что заводы - поставщики комплектующих деталей находились в состоянии эвакуации, прекратив поставку комплектующих. А предприятие получило задание Государственного комитета обороны на увеличение в три раза выпуска военных самолетов. Директор завода Д.А.Тимофеев принял решение изготовить недостающее оборудование своими силами. Всего в начальный период войны на заводе было изготовлено свыше 100 единиц такого оборудования. Если в первом полугодии 1941 г. авиастроители сдали заказчику 82 самолета, то во втором - 303. В 1942 г. фронт получил от завода 637 самолетов.

Решающим фактором обеспечения суточного графика сдачи готовой продукции стало внедрение разработанной при непосредственном участии директора завода Д.А. Тимофеева поточно-стендовой сборки в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки самолетов. Это способствовало началу ритмичной работы всего завода.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов Комсомольский-на-Амуре авиационный завод был награжден орденом Ленина. Одновременно награды Родины получили 111 рабочих, инженеров и техников.

Завершающим годом строительства завода «Амурсталь» строительства стал военный 1941 г., днем и ночью на всех объектах кипела работа. 15 февраля 1942 г. завод выдал первую плавку - 90 тонн металла. Один из строителей завода сказал на митинге, посвященном его пуску: "Мы не жалеем сил, строим наш завод "Амурсталь". (См. Приложение) Еще напряженнее будем работать дальше, чтобы по-фронтовому, по-военному выполнить задания партии и правительства - скорее дать фронту больше стали, залить ею проклятых гитлеровских кровопийц".

Так начал действовать металлургический завод в составе двух мартеновских печей емкостью 125 тонн каждая, листопрокатного цеха и комплекса других цехов. С завода «Амурсталь» поставляли броню для танков, снаряды и патроны, металл для оборонных заводов. «Только благодаря поставкам проката с завода «Амурсталь» - сообщало руководство иркутского завода тяжелого машиностроения им. В.В.Куйбышева - «наш завод успешно выполнял задания Государственного комитета обороны».

Зимой 1940 г. началось сооружение Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода <#"670196.files/image001.gif">

Завод «Амурсталь»1942 г

Усовершенствованные самолеты ДБ-3Ф, выпускаемые на Комсомольском заводе № 126 (авиационный завод).

 

Модификации ДБ-ЗТ (торпедоносец), выпускаемый на Комсомольском заводе № 126 (авиационный завод).

Дальний бомбардировщик Ил-4

Общий вид прокатного цеха завода 'Амурсталь'.

Стесин А.С. Председатель Горкома Партии

Медков Михаил Григорьевич. Председатель Горкома Партии

Шаталин Григорий Иванович. Председатель Горкома Партии

Романов Василий Тимофеевич. Председатель Горкома Партии

Мельник Д. Н. В ноябре 1940 г. был избран председателем исполкома Комсомольского-на-Амуре городского Совета депутатов трудящихся

Ерёмин Алексей Дмитриевич. Председатель исполкома Комсомольского-на-Амуре городского Совета депутатов.

 

Кадровый состав Госстройтреста № 36 (Судостроительный)

Год

Военнослужащие

Вольнонаёмные

Заключенные

Военнопленные

Итого

1936

12378

1050

1500

-

14888

1937

10789

3074

995

-

14858

1938

7841

889

ЛПХ 22

-

8730

1.04.1937

7628

1294

267

-

9129

31.12.1940

6983

2387

1644

-

11014

1.07.1941

8606

2064

1580

-

12250

1.01.1942

1694

2046

776

-

5405

1.01.1943

-

2569

-

-

2569

1.01.1945

-

2666

-

-

2666

1.01.1946

-

2049

-

-

2045

1.01.1947

-

1717

-

1932

3649

1.01.1948

-

3182

-

1254

4436

 

Кадровый состав Госстройтреста № 1 (Авиационный)

Год

Военнослужащие

Вольнонаёмные

Заключенные

Военнопленные

Итого

1934*

863

3081

627

-

4571

1.01.1936*

780

2080

496

-

3356

1.01.1937*

-

4814

-

-

4814

1.01.1939*

-

700

-

-

700

1.01.1940

-

1738

-

-

1738

1.01.1942

543

3905

864

-

5312

1.01.1943

-

2564

-

-

2564

1.01.1944

-

2541

-

-

2541

1.01.1945

-

2192

118 (врем)

-

2310

1.01.1946

-

2086

-

1350

3436

1.01.1947

-

1833

-

1637

3570

* - СУ1

Кадровый состав ОСМЧ № 2 (Амурсталь)

Год

Военнослужащие

Вольнонаёмные, ФЗУ, РУ

Мобилизованные ГКО

Освобождённые зк, репатриированные

Эвакуированные

Военнопленные

Итого

1938

-

1239

-

-

-

-

1239

1939

-

1820

-

-

-

-

1820

1941

875

562

-

-

-

-

1437

1942

174

1963

-

-

-

-

2137

1943

-

585

567

977

-

-

2129

1945

-

1771

827

486

136

-

3210

1946

-

2604

188

458

39

341

3630

1947

-

2780

126

254

-

276

3436

1949

-

3806

57

155

242

-

4260

1950

-

3836

21

115

295

-

4267

1951

-

4071

17

101

176

-

4365

1952

-

4109

16

93

146

-

4364

 

Кадровый состав завода № 313 (Амурлитмаш)

Год

Заключенные

Вольнонаёмные

Военнопленные

Спецпоселенцы

Директивники

Мобилизованные ГКО

Итого

1943

561

127

-

5

113

387

1193

1944

1180

749

-

212

16

2164

1945

1354

752

-

-

-

-

2106

1946

1299

991

225

-

-

-

2515

1947

1917

779

301

-

-

-

2997

1948

1638

486

97

-

-

-

2221

1949

1574

492

-

33

-

-

2099

1950

905

355

-

30

-

-

1290

1953

-

1194

-

-

-

-

1194

 

Динамика изменения численности населения г. Комсомольска-на-Амуре

Год

Население

Родилось

Умерло

Естественный прирост

Прибыло

Убыло

Механический прирост

1932

8220

83

104

-21

11032

2747

8285

1933

15000

41

471

-430

 

 

 

1934

15180

312

467

-155

 

 

 

1935

25800

1293

1128

165

 

 

 

1936

39311

1473

1603

-230

 

 

 

1937

67218

3457

2821

636

28492

1665

26827

1938

73762

4271

1671

2600

25610

5392

20218

1939

86844

4004

2052

1952

16159

4725

11434

1940

128000

4581

1937

2644

32998

13669

19328

1941

132000

4577

3245

1332

 

 

 

1942

91395

3887

3985

-98

 

 

 

1943

88600

1797

2942

-1145

 

 

 

1944

87720

1726

2927

-1201

 

 

 

1945

87200

2472

1631

841

2890

21000

-18110

1946

92600

3976

1511

2472

 

 


1947

97100

6540

2097

4443

11755

15339

-3584

1948

108211

5152

1674

3478

12000

9820

2180

1949

114700

6205

1563

4642

 

 

 

1950

129200

5747

1762

3985

 

 

 


Похожие работы на - Город юности в 1939-1950-е гг. (Предвоенный, военный и послевоенный период)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!