Роль средств массовой информации в формировании политического сознания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль средств массовой информации в формировании политического сознания














КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Политические процессы в нашей стране на рубеже XX-XXI вв. кардинально изменили облик Российского государства. Пожалуй, не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, ни одного политического института, социальной группы, которых не коснулись бы демократические изменения. Эти изменения отразились на политическом сознании граждан нашей страны.

Понятие информационное общество сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. В последней трети ХХ в. во многих развитых странах произошли глубокие структурные преобразования экономического механизма. Позже, именно они выдвинули на первые позиции новые, наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности. Изменились и технологии передачи и обработки информации в связи с глобальной компьютеризацией и появлением новых, разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет, человечество, практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространства. Совсем недавно оно было доступно лишь высококвалифицированным программистам, теперь же, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления.

Информация, на практике превращается не просто в мощный ресурс, а в ключевой фактор социального прогресса. Стремительное возрастание роли нового, информационного сектора экономики, названного вслед за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг четвертичным, привело к тому, что коммуникация, под которой обычно понимается тип взаимодействия между людьми, социальными общностями и институтами, предполагающий обмен информацией, сегодня охватывает своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организует общественные отношения. Наблюдаемое на рубеже ХХ и ХХI вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались, вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты. Современные технические средства коммуникации, передавая неведомые ранее объемы информации миллионам людей, оказывают существенное воздействие на сферы их труда, быта, досуга, политической жизни, диктуют им образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение.

Следовательно, автору данной курсовой работы, очевидна актуальность данного вопроса, так как общество- это в первую очередь мы с вами, и необходимо четко понимать все процессы, происходящие в этой сфере. В конечном счете, нужно научиться видеть часто ли властвующие структуры переступают грань. Ведь можно сколько угодно думать и оптимистически рассуждать, что по своей объективной природе новые коммуникационные технологии должны способствовать демократизации всех сторон общественной жизни. Однако в силу не менее объективно существующей неравномерности доступа к источникам информации было бы ошибочным отрицать реальную возможность концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или, если угодно, манипулирования им в политических целях. С этой точки зрения феномен коммуникации представляет очевидный интерес в первую очередь для политологов. Однако коммуникация в сфере политики, или политическая коммуникация, подобно любым другим коммуникационным актам, может преследовать три цели: передачу информации, изменение мнения, изменение поведения информируемых, однако ключевым в этом процессе, несомненно, является изменение поведения, поскольку именно оно составляет стержень властно-управленческих отношений в обществе. Соответственно, использование СМК и контроль над содержанием передаваемых сообщений становится в информационном обществе одним из обязательных условий для удержания, осуществления, а в необходимых случаях и завоевания власти. Иное звучание приобретают и такие, казалось бы, достаточно изученные и глубоко разработанные в теоретическом плане вопросы, как связанные с проблемой легитимации этой самой власти. Весьма значительную, если не ключевую роль начинают играть другие факторы. Этими факторами выступают коммуникационные возможности и ресурсы органов государственной власти и управления, политических партий, движений и конкретных политиков, их способность к эффективной коммуникации как к целенаправленному информационному процессу.

Актуальным вопросом на современном этапе остается то, что основная функция института СМИ в России состоит в артикуляции интересов владельцев СМИ и подачи «нужной» информации о текущих событиях, в том числе и о политических. Конечно, до реальной объективности в подаче информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ - информирование.

Однако данная тема автору этой курсовой представляется весьма актуальной и есть необходимость более детального изучения всех вопросов и процессов, происходящих в этой сфере. Ведь ни для кого не является секретом, что регулирующая функция СМИ имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». И вот здесь уже все дело во вкусе и мере творцов.

Этим и объясняется выбор темы курсовой работы « Роль СМИ в формировании политического сознания». Целью исследования является: анализ функций СМИ и их актуальность, степень влияния на общественность в политическом аспекте, выявление роли политического консалтинга через призму СМИ.

Для достижения этой цели были сформулированы и последовательно рассмотрены следующие задачи:

изучить исторические аспекты развития СМИ;

рассмотреть периодическую печать как важное средство формирования общественного мнения;

определить место и роль СМИ в политической жизни общества;

проанализировать политику как общественное явление и ее структуру;

рассмотреть современные политические технологии в России;

понять процессы политического консалтинга и информационного воздействия.

Объектом исследования являются средства массовой информации их функции и значение в политике. Предметом исследования являются СМИ как основной инструмент воздействия на политическое сознание в обществе на современном этапе развития.

Основные методы исследования, используемые в курсовой работе: системно-структурный, сравнительно-правовой метод и др. Структура курсовой работы подчинена решению основных целей и задач и состоит из введения, трех глав, заключения. В исследования и работе над данной курсовой автором были использованы труды следующих авторов: В. В.Ворошилова, Я. Н. Засурского, Т.В. Науменко, Е.П. Прохорова, ученые У. Липпман, М. Маклюен, Л.Л., Реснянской, М.В. Шкондина, Грачева М.Н., Ольшанского Д.В., Почепцова Г.Г., Сулягина Ю.А. ,Герасимовой С.А. и многих других.

Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей является предметом дискуссий до сих пор. Несомненно, сама политика, как и любая сфера человеческой деятельности, также содержит в себе коммуникационное начало, которое проявляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, общения различных субъектов политики - индивидов, социальных общностей и выражающих их интересы институтов по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СМИ

1.1 Основные средства массовой коммуникации

Отличительной чертой современной культуры является развитие процесса массовой коммуникации. Так, американский социолог Д. Хоуланд в одном из первых научных определений коммуникации писал: «Коммуникация - процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. Это механизм, благодаря которому существуют и развиваются отношения между людьми». С развитием информационных технологий принципиально изменились все средства и формы человеческого общения. Благодаря современным компьютерным и спутниковым системам связи сформировалась глобальная информационная среда, оказывающая сегодня решающее влияние на политическую сферу общества. Один из основоположников теории коммуникаций канадский ученый Маршалл Маклюэн (1911-1980) образно сравнивал глобальную информационную среду с центральной нервной системой человечества, благодаря которой все мы можем теперь реагировать на мир как на единое целое.

В число наиболее распространенных средств массовой коммуникации можно отнести печать, радио, телевидение, интернет, реклама, телефон, телеграф, кино, театр, а также митинги, манифестации, избирательные кампании и другие массовые выступления и зрелища. Актуальность изучения места и роли средств массовой информации в обществе стала возрастать в политологической науке с начала XX в. Формирование истинно массовой аудитории и массовых средств передачи информации привело к качественному изменению форм и методов коммуникации. Появилась массовая коммуникация, рассчитанная не только на элиту, но и на все слои общества. Стремительное возрастание роли СМИ привело к тому, что коммуникация, под которой обычно понимается тип взаимодействия между людьми, социальными общностями и институтами, предполагающий обмен информацией, сегодня охватывает своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организует общественные отношения. Наблюдаемое на рубеже XX и XXI вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались, вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты.

Современные средства массовой информации, оказывают существенное воздействие на жизнь социума, диктуют образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение. В настоящее время массовая коммуникация транслирует информацию между социальной и политической системой, а СМИ как средство ее осуществления, становятся важнейшим социально-политическим институтом. Они, во многом, задается русло социальных, политических, экономических и социокультурных изменений в обществе, являясь одним из важнейших посредников в отстаивании интересов населения, инструментом их "просвещения", каналом взаимосвязи с властными институтами. СМИ представляют собой сегодня сложный, многоуровневый, поливариантный многоцелевой социально-политический институт, отличающийся открытостью передачи информации, совокупностью специальных технологий.

Однако если вернуться к предпосылкам появления и развития СМИ, то на современном этапе произошли поистине революционные изменения. На протяжении тысячелетий происходила эволюция средств передачи информации. Длительное время основным средством коммуникации между людьми была устная речь. Первым шагом к письму, вероятно, было узелковое письмо. Это был второй шаг человечества к созданию письменности. Первый алфавит был создан во втором тысячелетии до нашей эры. И вот уже почти три тысячи лет человечество пользуется буквенно-слоговым письмом.

Первым крупнейшим технологическим достижением, имевшим огромное значение для эволюции средств передачи информации, было изобретение в 15 веке печатного станка с использованием подвижных металлических литер. Печатное слово стало первым средством массовой информации. Развитие книгопечатания постепенно привело к появлению газет в конце 16 века. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. В России первая печатная газета появилась в 1703 году (Ведомости), гораздо раньше, чем во Франции и Италии.

С одной стороны, она стала важным явлением национальной культуры, содействовала демократизации языка, осуществляла просветительскую функцию. С другой, - служила целям пропаганды внутренней и внешней политики правительства, монопольно воздействовала на мнения читателей в монархическом духе. Важным этапом в деле коммуникационных новаций стало появление информационных агентств. Позже агентства получили разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их. Первое общероссийское телеграфное агентство было создано в 1894 году. Изобретение радио в 1895 году А. Поповым привело к возможности начала глобального информационного воздействия на огромных расстояниях. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны.

Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Британской вещательной корпорации (Би Би Си) - самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников.

С середины 30-х годов активно начало развиваться телевидение. Хотя массовая телеаудитория еще не сформировалась, на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. По окончанию войны, наиболее активно телевидение стало развиваться в США. К 1980 году телевизоры имели почти 98 % американских семей, и с тех пор эта цифра остается неизменной. В последней трети XX века телевидение превратилось в этих регионах мира в основное средство массовой информации. Через полвека после начала первых регулярных телепередач мировая аудитория телевидения превысила 3 млрд. человек.

Следовательно, делая вывод, отмечаем, что: массовая коммуникация, охватывая всё многообразие социальных связей - межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несёт в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. В данном случае имеют место всесторонние коммуникативные связи и отношения, которые неразрывно связаны с политической и общей культурой общества.

1.2 Периодическая печать важнейшее средство формирования общественного мнения

В процессе развития общества в нем возникают и функционируют множество различных институтов - политических, экономических, правозащитных, образовательных и др. Со временем возникает и такой общественный институт, как средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую, специфичную роль.

Своя роль, предназначение - у газеты. Она возникла как средство удовлетворения потребности людей в общении. Это межличностное - индивидуальное и коллективное - общение.

Пресса - периодическая печать (газеты, журналы), происходит от французского «presse», восходит к латинскому «presssus» - давление (для производства оттиска с набора на бумажный лист необходимо было давление).

Вседоступность газеты, как средства общения, обмена информацией и ее получения обеспечивает ее демократичность, возможность пользования её услугами любого члена общества. А такое специфичное качество газеты, как ее универсальность - стремление отображения в ней всех сторон жизни, интересующих личность и общество, привлекает к ней его граждан. Становясь средством масштабного коллективного общения, газета раскрывает возможность аккумуляции массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Она способствует определению общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений. Вместе с другими СМИ она становится не только средством формирования мнения личности и общественного мнения, но и его выражения.

Велика роль газеты и других средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом.

Газета и другие средства массовой информации - не власть, но сила, иногда очень значительная сила, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности. Ближе к действительности понимание газеты как инструмента, которым пользуются общество и государство. Это место и роль газеты и других СМИ в обществе определяют их отношения с другими социальными институтами - политическими и экономическими, научными, образовательными, правоохранительными и др. История журналистики показывает, что газета, а в современную эпоху и другие средства массовой информации часто становятся центром организации. Образование новой партии, возникновение нового политического движения или иной общественной организации нередко начинается с создания газеты или журнала как средства привлечения, сплочения их сторонников.

Конечно же, всегда любое важное событие, будь то выборы, референдумы, или какое либо другое политическое действо освещается в прессе. И степень воздействия через периодическую печать много выше. Первоначально СМИ отводилась роль только проводника новой политики, средства пропаганды официальной точки зрения, а провозглашенные принципы плюрализма мнений, гласности не могли обеспечить подлинной свободы слова, всестороннего информирования общества. Основным катализатором углубления и расширения перемен в стране, приведшим к радикальной трансформации политической системы, стали СМИ.

Периодическая печать - одно из средств массовой информации и пропаганды, выпускаемая в определенные промежутки времени. Важно отметить еще одну особенность газет - оперативность обнародования общественно значимой информации. Периодическая печать, в частности газетная периодика, - мощное средство идеологического воздействия. Недаром же А. Иголкин считает печать «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной).

Давайте зададимся вопросом: Почему мы читаем газеты? Американские исследователи Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и К. Ротцолл на основе многочисленных эмпирических исследований мотиваций читателей газет и журналов сделали следующие выводы:

через газету люди отождествляют себя с обществом в целом;

газета помогает человеку не чувствовать себя оторванным от остальных людей, от мира, от местной общественности;

авторитет газеты подкрепляется верой в то, что в отличие от средств распространения информации, полагающихся на мимолетное устное слово, она в какой-то мере отвечает за все напечатанное и ей всегда можно предъявить претензии;

газетная реклама и PR-воздействие удобны людям благодаря непосредственной форме контакта - в отличие от радио или телевидения. В массах глубоко укоренилось мнение, что газетная реклама, например, практически пригодна для немедленного использования. Только вчитайтесь в эти строки. Другое дело, что пресса стремится представить себя выразителем общественного мнения, борется за формирование позиции, якобы выражающей мнение общества.

И все же, резюмируя все вышесказанное, и делая вывод, автору данной работы, стало очевидно, что альтернативная печать необъятна, как необъятны все грани жизни гражданского общества, дробящиеся на миллионы самых разных интересов. Естественным кажется возникновение семейных журналов, детских и подростковых газет, изданий сторонников переименования чего-либо и противников этого. Это нормальная жизнь общества, отражающаяся в многообразной неформальной периодике. В настоящее время столь бурного роста прессы уже не наблюдается, так как общество стабилизируется, да и рыночная конкуренция вносит серьезные коррективы. Выживают лишь экономически самые обеспеченные издания. В этом процессе играет свою роль и борьба за обладание средствами массовой информация - этого мощнейшего оружия воздействия на общественное сознание.

1.3 Радио и телевидение - как основные каналы массовой коммуникации

Революция в науке и технике привела к невиданному в истории человечества информационному взрыву, который иногда называют информационной революцией. Средства массовой коммуникации (СМК) - совокупности технических средств, обеспечивающих передачу информации в рамках определенного социума. К ним относятся: пресса, радио, телевидение. Эта революция, сама была порождена новыми научными идеями, кроме того, эти научные идеи привели к созданию информационной техники - электронно-вычислительных устройств, перерабатывающих информацию, что не только многократно увеличило массу информации, потребляемой обществом, но и изменило формы ее циркуляции в обществе и формы ее восприятия обществом. Например, рассуждая о телевидении, как о средстве массовой коммуникации, Маклюэн называет его «робким гигантом», но не из-за его нейтральной позиции по отношению к событиям и явлениям окружающей действительности, а потому, что люди, им пользующиеся, не понимают действительной силы, его роли как «сообщения», настраивающего на себя и перестраивающего разные стороны человеческой жизни.

В свою очередь изобретение телевидения не может рассматриваться как отдельное событие. Оно явилось результатом длительного процесса исследований и открытий, новых экспериментов и оригинального использования уже приобретенных знаний.

Телевидение - передача изображения двигающихся объектов на расстоянии посредством электрических устройств. Происходит от греческого «tele» - вдаль, далеко и латинского «visio» - видение.

Телевидение как средство массовой коммуникации представляет собой серьезный инструмент социального и политического контроля в структуре любого общества. Американский социолог М. Яновиц подчеркивает, что чем огромнее становится коммуникативная индустрия, чем больше у нее появляется возможностей влиять на общественное мнения, менять у людей политические воззрения, и в свою очередь тем сильнее она от него зависит.

Д. Рисмен показал, например, что именно телевизионный канал и его доминирование в современной цивилизации предопределили смену «главного героя»: лидер производства уступил место лидеру потребления. И конечно, беря во внимание вышеуказанными изменениями, автору этой курсовой становится очевидным, что в связи с этим данная тенденция отражается на модели поведения политиков - они стали актерами, ведь для телевидения главными стали форма и манера подачи материала. Очень точно и показательно по данному поводу высказался М. Маклюэн: «На место политической точки зрения пришла завлекательная политическая жестикуляция. Вместо конечного результата аудитория переключила внимание на процессы, характеризующие политическое действие. В периоды быстрого роста нового четкость очертаний бывает размытой. А размытые контуры как раз и характерны для телевизионного изображения, которое само по себе максимально стимулирует рост и поиски новой завершенности.

Это можно показать на примере с потребительской культурой, давно попавшей под влияние ценностей, типичных для безраздельного господства зрительного восприятия». Даже учитывая тот факт, что телевидение, сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события и явления в динамике, движении, развитии и оказываясь наиболее заразительным средством во все массовой коммуникации, создавая у зрителя «эффект присутствия», оно в свою очередь все же имеет свои объективные недостатки. Оно не столь оперативно, как радио, телесъемка, транспортировка кассет, монтаж требуют времени. Оказывая сильное эмоциональное воздействие, телепрограммы обычно слабо влияют на рациональные стороны психики, тем не менее, в целом достоинства телевидения непросто перевешивают недостатки - они делают его основным средством массовой коммуникации в мире.

Преимущество радиовоздействия заключается в максимальной оперативности, а также технической простоте формирования и распространения информационных сообщений. В связи с этим радио неизбежно опережает все известные средства массовой коммуникации, так как оно выигрывает в оперативности донесения сообщения до аудитории.

Радио - способ передачи, приема и преобразования в звук электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве без проводов. Происходит от латинского «radare» - излучать, испускать лучи.

Однако специфика радио связана с некоторыми недостатками: во первых, радиосообщения воспринимаются исключительно на слух, но результаты экспериментов показывают, что «на слух» человеческий мозг способен воспринять и запомнить не более 20% информации, улавливаются лишь его узловые моменты. Во вторых, к радиопередаче невозможно «возвратиться». Нельзя «переспросить» радиоприемник, если чего недослышал или недопонял. В третьих, очевидным недостатком радио является то, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию - она меняется даже в течении дня. Поэтому на радио редки серийные программы, рассчитанные на длительную и устойчивую коммуникативную связь с одной и той же общностью.

Однако власть всегда эффективно эксплуатирует имеющиеся в ее распоряжении каналы коммуникации. Например, для гитлеровского рейха таким каналом было радио. В качестве примера автор приводит выдержку из книги Герцштейна Р. Э., «Требования контекста накладывали ограничения на содержание радиопередач. Несмотря на свои изысканные вкусы, Геббельс поощрял устремления работников радио без конца передавать немецкую маршевую музыку. Эти агрессивные марши в периоды великих победи надвигавшихся выступлений, видимо, должны были встряхивать наиболее апатичных сограждан, но их полное несоответствие ситуации, сложившейся в Германии после Сталинграда, делало передачи просто бессмысленными».

Уникальность массовых коммуникационных процессов связанна, прежде всего, с пятью техническими свойствами, обеспечиваемыми каналами - средствами массовой коммуникации:

диахроность - возможность устоийивого сохранения передаваемого сообщения во времени;

диатопность - возможность преодоления сообщениями значительных расстояний;

мультиплицирование - возможность многократного воспроизведения содержания сообщения и возможность его тиражирования;

симультанность - возможность одновременно предоставит сообщения для восприятия множества людей;

репликация - возможность саморегуляции средств массовой коммуникации.

Кроме всего прочего, это - общие свойства и не все средства в полной мере соответствуют всем перечисленным возможностям. Прежде всего, технические средства нельзя рассматривать как одинаково эффективные инструменты донесения информации. Смешение всех вышеперечисленных средств массовой информации снижает эффект воздействия, лишая его избирательности и «адресности» до аудитории. Только системный подход, опираясь на три взаимодополняющих ответа, в состоянии дать объемную картину того, что действительно произошло, а, следовательно, выбрать правильную тактику и способ воздействия на политическое сознание массовой аудитории.

Итак, делая вывод, автор добавляет ко всему вышесказанному, что эффективность массовой коммуникации и PR- воздействия никогда нельзя оценить без учета устойчивости «обратной связи» источника с аудиторией. Необходимо знать свою аудиторию, типические черты психики ее представителей, особенности их восприятия, мышления, эмоций, установок, стереотипов, норм, ценностей. Ведь именно инструменты связи аудитории составляют то, что называют «обратной связью». Возможно, мы и не догадываемся, насколько велика роль СМИ в политической жизни общества, в нашем социуме в целом.

1.4 Роль и место СМИ в политической жизни общества

Средства массовой информации являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно массмедиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов. С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения.

Средства массовой коммуникации играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креативную (творящую) функции. Ведь массовые коммуникации выполняют в политике пять основных функций. Главная из них - функция формирования политической массы. В качестве вспомогательных выступают:

интеграционно - коммуникационная;

информационная;

функция организации массового поведения.

В свою очередь массовая коммуникация соединяет людей, предоставляя им одинаковую информацию, прививает нормы, ценности и образцы поведения, приобщая к политической культуре и воспитывая в определенном направлении. На практике именно этими качествами и важна массовая коммуникация в формировании определенного поведения и структурирования сознания граждан в нужном русле. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение.

Немалые заслуги журналистов и отдельных изданий на этом поприще, используя изощренные информационные стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением, СМИ стали важнейшим игроком на политическом и экономическом поле. В глазах общественного мнения они претендовали на статус не «четвертой», а «первой» власти. Но реально они были инструментами более серьезных социальных субъектов - олигархов, финансово-промышленных групп, региональных «баронов» и т.п. На данном этапе модернизации СМИ до реальной объективности в подаче информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ - информирование.

Так как каждый период функционирования СМИ в России характеризовался своими собственными механизмами функционирования и, самое главное, некими идеологическими и пропагандистскими установками, оказывавшими фундаментальное влияние на политический процесс, нельзя не отметить метаморфозу, связанную с ролью журналиста в политической сфере общественной жизни. СМИ и журналисты вынуждены не проводить одну (государственную) позицию по важнейшим социально-политическим вопросам, и выражать интересы собственников крупнейших СМИ, что часто приводило их к взаимной травле и «войне компроматов», что на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране резко снизило уровень доверия общества к СМИ в целом. Однако именно на последнем этапе функционирования СМИ информационная функция стала основной, в наборе политических функций СМИ.

Итак, резюмируя все вышесказанное и делая выводы по первой главе можно сказать, что:

Во первых - СМИ неразрывно связанны с политической и общей культурной жизнью общества и являются важнейшими средствами «обратной связи».

Во вторых - периодическая печать была, есть и будет мощным средством идеологического воздействия, так называемой «четвертой властью».

В третьих - телевидение и радио, как средства массовой коммуникации имеют возможность выбора адресности аудитории и максимальности эффекта воздействия.

В четвертых - Именно на последнем этапе функционирования средств массовой информации информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ.

На современном этапе развития средство массовой информации следует рассматривать как симбиоз медиасообщества с политической властью.

2. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

2.1 Политическая система общества ее сущность и структура

Еще в 430 г. до н.э. политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Феномен политики столь же стар, как и само человеческое общество; можно сказать, что он возник одновременно с тем, как внутренняя организация человечества получила право называться обществом, а не стадом. В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом. Особенно актуально он для нашей страны, переживающих период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, трансформации самой общественно-политической системы. Еще, это наиболее отчетливо наблюдаемая нами сторона общественной жизни, однако эта видимость обманчива, так как скрывает множество менее очевидных фактов и процессов, относящихся к другим подсистемам, но оказывающих и определенное воздействие на политическую сферу. Среди них социально-экономические, культурные, научные, образовательные, национальные, религиозные и другие факторы и явления, составляющие гражданское общество.

Политическая подсистема призвана регулировать (направлять) процесс создания благоприятных условий для эффективного функционирования указанных подсистем ради реализации интересов всех членов общества. Но они не могут функционировать без государства, главная функция которого - контролировать и регулировать их деятельность.

В целом, она представляет собой политическую систему общества (ПСО) - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством. Преобладающей подсистемой ПСО в общественной жизни является ее информационно-коммуникативная и инормативно-регулятивная, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству, а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, ресурсы Интернета, рассчитанные на самую широкую аудиторию.

Ведущим институтом, сосредоточивающим максимальную политическую власть, является государство. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие.

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни. Было бы большим заблуждением полагать, что любой вопрос жизни общества или хотя бы большая часть таких вопросов нуждаются в политическом урегулировании. Напротив, наибольшую опасность в себе таит именно максимальное расширение проявлений управленческого начала, его воздействие на определенные социальные сферы, которые могут и должны регулироваться изнутри. Абсолютная регламентация жизни общества, говоря без преувеличения, наносит ему непоправимый вред. Наиболее ярким примером, убеждающим в этом, является история тоталитарных режимов XX столетия, придерживавшихся политики предельного урегулирования жизни социума и тотального контроля над ним.

Несомненно, говорить и рассуждать о политике можно сколько угодно долго, но основная мысль заключена, а следующем, ведь мы, же являясь социальным обществом, не можем существовать без какого либо контролирующего и регламентирующего органа. Поэтому взаимодействие человека и политики неизбежно. Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам - приобщености человека к политике, политическому отчуждению человека и полному слиянию человека и политических структур. Вследствие чего, естественно, у каждого человека возникает «определенное» политическое поведении. Политическое поведение и политические действия всегда осуществляются в ограниченной, объективной ситуации и имеют четкий, пространственно-временной контекст. Анализ такой ситуации - это исходный пункт установления цели самого действия и исходный пункт для тех, кто пытается понять эти цели.

Можно с уверенностью сказать что, объективная ситуация влияет на политическое поведение граждан, влияет опосредовано, т.е. объективные условия осознаются и оцениваются субъектом. Поэтому, когда мы говорим о факторах политического поведения, мы говорим именно о том, что осмысливается и лишь, потом превращается (воплощается) в определенные формы политического поведения и действия.

Иными словами, делая вывод, автору, после изучения, прежде всего юридических и правовых аспектов функционирования политической системы, его функций и структуры, становится предельно ясно, что без определенного механизма влияния и манипулирования, через определенные средства, в данном случае СМИ, отлаженная работа государственной машины была бы весьма затруднительна.

Следовательно, в современном российском обществе все больше актуализируется необходимость реализации потенциала СМИ не только как инструмента в сложном механизме политики, но и ее творца (четвертой власти). Влияние политики через СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными инструментами при этом являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, во многом зависят их последующие действия. Тем больше или меньше роль политического сознания в жизни общества.

2.2 Политическое сознание и его роль в жизни общества

Политическое сознание - одно из центральных понятий, входящих в систему координат обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многогранное, неоднородное, пульсирующее, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Если рассмотреть в более обобщенной форме, отражает степень знакомства субъекта с политикой и рационального его к ней отношения. В другом плане, если рассмотреть это понятие в более широком смысле, то политическое сознание это - сознание которое является производным, высшим уровнем и одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом. С политическим поведением - политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения; с политической системой общества - политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, человеческую основу. Еще, можно сказать, что политическое сознание трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего социально-экономических условий бытия людей.

Оно приобрело особую популярность к середине 20-го века, после того, как выявилась ограниченность ортодоксального, бихевиористского течения и обнаружилось, что понимание политического поведения и, шире, динамики политических процессов вообще требует внимания к таким независимым переменным, как политическое сознание и вся психическая сфера субъекта этого поведения. Категория политического сознания оказалась удобной благодаря широте вкладываемого в нее содержания, значительной объяснительной силе, а также тому, что стала своеобразным узловым понятием, аккумулировавшим разрозненные взгляды и данные различных научных дисциплин. Такое синтетическое свойство и позволило понятию политическое сознание стать одним из основополагающих в новой, во многом синтетической по своему происхождению политической науке.

Политическая социология выделяет в политическом сознании иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик демократического, консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного и других типов политического сознания. Можно конечно, при прочих равных условиях, трактовать его, прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшегося вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической деятельности. И выделить при этом, в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказавшие на него значительное влияние.

Целостное, собственно изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектов-носителей, динамики развития политического сознания и основных его функциональных форм. С точки зрения субъекта политического сознания, выделяется массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания.

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно - политических объединений. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами, оно всегда взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания, экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

Особое значение для политической практики имеют индивидуальные и групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и эмоций. Так, к индивидуальным формам относятся: персональный опыт, специфика индивидуализированных чувств, специфичность эмоциональных реакций на внешние вызовы среды, та или иная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти. Эти элементы придают своеобразие любым формам политического поведения индивидов. Велико значение для политики и тех чувств и эмоций, которые опосредуются групповыми формами сознания, т.е. представлениями тех или иных социальных групп, через которые человек реально включается в политические отношения. При этом групповое объединение обладает тем или иным временем своего политического существования, за которое оно формирует привычные для большинства реакции на политические явления.

Политическое сознание выступает на различных уровнях:

. Государственный уровень. На этом уровне осуществляются выработка и обоснование официальной политики, наиболее последовательно защищаются существующие порядки и принципы управления.

. Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность концепций, теорий, идей, парадигм политического характера. На этом уровне формируются политические цели и задачи, определяются пути и методы их достижения, осуществляется контроль над ходом выполнения политических решений и т.д.

. Эмпирический уровень связан с непосредственной политической практикой, участием в политическом процессе различных социальных групп. Эмпирический уровень отражает действительность в форме ощущений, переживаний, представлений.

. Обыденный уровень иногда отождествляют с эмпирическим уровнем, хотя в отличие от эмпирического, данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Обыденный опыт не просто характеризует практический опыт субъекта, он непосредственно связан с возникающими из будничной жизни идеями и взглядами.

Можно выделить следующие функции политического сознания:

. Регулятивная функция. Политическое сознания регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений

. Познавательно - информационная функция. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, получению политической информации.

. Оценочная функция. Именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции.

. Мобилизующая функция. Посредством этой функции политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально - политических интересов.

. Коммуникативная функция. Данная функция обеспечивает взаимодействие субъектов политики с институтами власти.

Формами политического сознания выступают специализированное и массовое политическое сознание.

Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общество о политической действительности.

Исходя из социально-политических потребностей, формируется цель политического сознания, которая заключается в следующем:

. осознать целостность и приоритеты общественных перемен и преобразований на фоне политической культуры общества

. находить тесную связь между политическим сознанием, с одной стороны и общественно - политической практикой, общественным идеалом - с другой. Попытаться дать целостную картину функционирования и развития политического сознания.

. показать комплексный и всесторонний характер воздействия политического сознания на политическую систему и политическое поведение подрастающего поколения.

Политическое сознание - субъективный образ окружающего «среза» объективной реальности и специфическая система духовных явлений, функционирующая как важная часть жизни социума. Поэтому особого внимания заслуживают методы и способы воздействия на политическое сознание. Решающая роль в этом воздействии отводится СМИ. Анализируя различные приемы пропагандистского воздействия на массовое сознание, можно отметить, что существуют такие приемы как, преднамеренное утаивание СМИ определенной информации, игнорирование какой-либо проблемы, которая реально существует в обществе, но при этом практически не освещается в средствах массовой информации. Распространенным приемом манипулирования сознанием является также лингвистическая ловушка, которая представляет собой информационную перегрузку, то есть сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить граждан возможности адекватно воспринять и усвоить данную информацию.

К числу наиболее эффективных приемов пропагандистского воздействия относятся следующие приемы:

наклейка ярлыков - наделение личности или идеи оскорбительным эпитетом, подрывающим авторитет;

подтасовка карт - искажение действительных фактов, откровенная подтасовка информации, рассчитанная на массовую психологию, считающую, что «нет дыма без огня»;

анонимный авторитет - ссылка на неизвестный авторитет, придающая сообщаемой информации необходимую достоверность и солидность (например, «ученые рекомендуют», или «хорошо информированный источник в правительстве сообщает» и т.д.);

будничный рассказ- освещение политических событий подчеркнуто будничным тоном, без эмоций, как бы мимоходом, создавая представление о данном событии как о чем-то малозначительном;

эмоциональный резонанс - прием, основанный на обращении не к разуму, а к чувствам человека, создание у массовой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации.

Основной целью манипулирования массовым сознанием является принуждение граждан к определенным действиям (или бездействию), иногда даже вопреки их собственным интересам. Итак, согласно подходам, представленным автором в этой главе, можно вывести следующие выводы:

Во первых, влияние политики через СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, а именно препарирование информации, подача ее «нужной аудитории» под «определенным соусом».

Во вторых, анализ механизмов, управляющих функционирование политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Соответственно однозначно, можно понять что, в данном контексте не обойтись без политического PR, а это уже - управление массовыми политическими коммуникациями и необходимость в грамотном политическом консалтинге.

. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ

радио телевидение печать общество

3.1 Особенности стратегии политического консалтинга

Политическое консультирование в России появилось с началом проведения альтернативных выборов на Съезды народных депутатов СССР в 1989 году и РСФСР в 1990 году. Через несколько лет политическое консультирование в России превратилось в весьма доходный бизнес, по традиции в первую очередь связанный с выборами.

Исходя из этого, автор может привести пример суждения, которое можно назвать «аксиомой Бернейза»: «Все действия клиента, которые выходят на публику, нуждаются в совете. Публичная значимость одного действия клиента может быть подпорчена другими, сделанными не в интересах общественности».

Давно уже не является аксиомой, что политика - это прикладная сфера политической психологии. Политическая реклама, имиджмейкинг и собственно политический PR - это прикладные разделы новой науки. Это является осмыслением реалий политического консультирования, а современный политический PR - важнейшая часть более общего и широкого процесса политического консультирования. Это - прежде всего многостороннее политическое консультирование, в основном затрагивающее информационную сферу, и при необходимости решающее самый широкий спектр вопросов.

Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области политического консалтинга, которые готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный заказчик имеет возможность найти исполнителей, соответствующих его запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья. В последний период отчетливо проявляется тенденция успешной конкуренции за получение заказов с крупными консалтинговыми агентствами более мелких региональных консалтинговых структур, распространяющих свою активность на территорию одного или нескольких близлежащих регионов. Острая конкуренция на рынке политического консалтинга сочетается с весьма строго соблюдаемыми договоренностями о его разделе. Совокупность этих признаков характеризует весьма успешно развивающийся рынок услуг политического консалтинга, но развитие бизнеса в этой области далеко не так радужно, как может показаться на первый взгляд.

На рынке политического консалтинга используются как высокоинтеллектуальные технологии работы с избирателями и представителями элит, так и весьма грубые методы ведения избирательных кампаний, характеризующиеся обилием компрометирующих соперников публикаций в средствах массовой информации, административным давлением на оппонентов, прямым подкупом избирателей и нарушениями законов при подсчете их голосов. Такое положение становится возможным вследствие несоблюдения политическими консультантами норм морали и этики по отношению к конкурентам на выборах и к избирателям, происходящего, в свою очередь, вследствие выхода на этот рынок полулегальных и нелегальных структур, борющихся за контроль над собственностью и финансовыми потоками на федеральном и региональном уровнях. Фирмы, профессионально занимающиеся консалтингом в области политики, подошли к необходимости стабильного развития своего бизнеса для успешной конкуренции с аналогичными структурами и получения относительно длительных по времени и высокооплачиваемых заказов. Для этого им необходимо снижать риски ведения дел, планировать и получать достаточно высокие прибыли, привлекать стратегических партнеров, способных оплачивать консалтинговые услуги не периодически, а постоянно, и т.д. Решение этих задач предполагает:

Во первых, повышение эффективности воздействия на избирателей и различные элитные группы применяемых политических технологий, поскольку более успешные фирмы имеют и больше шансов на получение выгодных заказов. Во вторых, выполнение прогнозирования объема рынка и собственной деятельности на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Эти, и некоторые другие проблемы вполне успешно могут решаться с использованием современных методов стратегического прогнозирования и планирования, которые для краткости будем далее называть стратегическим планированием. В результате проведения стратегического планирования с использованием специально организованных экспертиз возникает отсутствующая в большинстве других методик возможность интеграции мнений экспертов различных школ и направлений, экспертов разной политической ориентации. Дело в том, что экспертам задаются очень конкретные вопросы о силе влияния одних элементов на другие, а обобщенные, интегральные оценки проводятся на основе анализа численных значений этих оценок. Самое главное, чтобы эксперт, а в нашем случае профессиональный политконсультант, имел достаточно четкую систему оценивания элементов ситуации и выполнял процедуру оценивания профессионально.

Следуя логике вышесказанного, автор заключил, что современные западные методики стратегического планирования, новейших методик политического консалтинга адаптированные к российским условиям, могут весьма эффективно использоваться российскими фирмами, специализирующимися в области политического консалтинга.

Во первых, для получения определенных преимуществ на этом рынке, будь то сфера политики, либо сфера бизнеса. Очень часто на этом поприще сталкиваются интересы влиятельных медиаструктур.

Во вторых, для разработки стратегий избирательных кампаний, чтобы быть на шаг впереди, иными словами «держать руку на пульсе».


3.2 Политическая коммуникация как инструмент информационного воздействия

Политологи стали активно разрабатывать теорию политических коммуникаций с середины XX в. Одни теоретики представляют политические коммуникации в широком плане, рассматривая их как "язык политики" (Д. Грабер). Другие, напротив, стараются сузить предмет исследования до особой формы информационно-коммуникационных обменов между властной элитой и массами (К. Дойч). Однако большинство современных политологов рассматривают политические коммуникации как форму осуществления массовых коммуникаций (У. Липпман, П. Лазерсфельд).

Таким образом, на первый план выходит главная функция политической коммуникации, и связана она в основном с задачами интеграции общества притом, что для аудитории наиболее важным выступает ее ориентирующая рекреативная, утилитарная функция, а для социальных институтов - организационная, агитационно-пропагандистская, направляющая и в большей степени воздействующая на сознание масс. В конце концов, СМИ и политика, а вместе они и составляют политическую коммуникацию - это, прежде всего, институты гражданского общества, именно гражданского общества, а не власти и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире).

Этими факторами выступают коммуникационные возможности и ресурсы органов государственной власти и управления, политических партий, движений и конкретных политиков, их способность к эффективной коммуникации как к целенаправленному информационному взаимодействию с управляемым сообществом или избирателями, предполагающему формирование или корректировку общественного мнения. Следовательно, политическую коммуникацию сегодня со всей очевидностью необходимо признать одним из важнейших аспектов легитимации власти, требующим соответствующего изучения, при этом, разумеется, избегая крайностей технологического детерминизма, поскольку, в конечном счете, именно социальные потребности предваряют и часто определяют судьбу технико-технологических инноваций.

Скорее всего, в ближайшем будущем, использование известных политологических концепций для анализа феномена коммуникации в сфере политики будет сочетаться с применением элементов стремительно развивающейся теории коммуникации к изучению политических явлений, с коммуникационным прочтением самой политики. Действительно, информационно-коммуникационные процессы стали составлять ядро современной цивилизации, а в политике информация превратилась в решающий фактор политической власти и управления. Сегодня политики пытаются наладить новые конструктивные механизмы взаимодействия между политической властью и массами, конечно же, в свою очередь преследующие методы определенного воздействия, которые можно развивать в информационном обществе только с помощью информационных технологий, играющих решающую роль в формировании общественного мнения. Ученые обращают особое внимание на ряд новых качеств информации как политического ресурса. Во-первых, в отличие от природных, трудовых и денежных ресурсов, информация не убывает по мере ее использования, поэтому ее политического влияния хватает на любую аудиторию. Во-вторых, информация неотчуждаема, и приобретение новой информации не уменьшает нашей способности приобрести еще столько же. В-третьих, информация мгновенно распространяется в пространстве, и ее одновременно могут потреблять в самых разных сферах политической деятельности.

На данном этапе функционирования средств массовой информации информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ. Также необходимо отметить происходит не только слияние интересов СМИ с политикой, средства массовой информации, взятые вместе как одно целое, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций приобретают особую общественную значимость.

По общему признание политологов, и автор в данном вопросе согласен с этим утверждением, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений, СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям, единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию. Это может быть: сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д.

Американский математик К. Шеннон подчеркивал, что информацией можно назвать лишь такие сообщения, которые могут способствовать разрешению человеком ситуации выбора некоторых альтернатив своего поведения. Другими словами, информацией можно признать лишь те сообщения, которые оказывают влияние на подготовку и принятие решений, при этом любой оценке сообщений предшествует их отбор. Например, из всего массива информации, специально собираемой государственными органами для принятия решений, фактически используется только 5-7%. Но если в вопросе о значении информации политологи достаточно единодушны, то интерпретация термина "коммуникация" вызывает дискуссии. В целом политическую коммуникацию можно определить как науку, изучающую формы и средства информационно-коммуникационных обменов в политике.

Итак, резюмируя все вышеизложенное, согласно подходам, представленным в данной работе, позволяет автору сделать следующие выводы:

Во первых - современный политический консалтинг - это профессиональная деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, партийно-политических, методов реализации лидерства, мобилизации, поддержки, осуществление информационно-пропагандистской, функций кампаний.

Во вторых - средства массовой информации - это составная часть политической системы общества. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, что бы понять и оценить новую роль и систему СМИ в политической жизни и системе нашего общества, понять степень ее влияния на формирования политического сознания у общественности, было затронуто много вопросов, изучено и обработано большое количество информации. Изучив достаточное количество материала, автор может высказать несколько своих суждений.

Если рассматривать роль СМИ в политической жизни нашей страны, необходимо понимать, что вся система массовой коммуникации являлась порождением и продолжением самой системы, с её чрезмерной централизацией, безропотным подчинением центру, командными методами руководства, подавлением инакомыслия и инициативы, догматизмом и угодничеством. Однопартийная система, жёсткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественном труде, канонизация единственной идеологии с её мифами и стереотипами, оторванность от реальности, поиск врага, наклеивание политических ярлыков - всё это решительным образом отразилось на работе СМИ.

Для средств массовой информации времён культа личности и последующего периода характерны политическая нетерпимость, пропаганда единомыслия, оторванность от жизни, попытки нанизать всем и вся "единственно правильное" учение, ложь и полуправда, догматизм мышления, приказной тон, отсутствие критики основ общественных пороков и вместе с тем - отсутствие настоящих дискуссий, столкновения мнений, постоянное запаздывание в информировании населения, неполнота и искажение информации, замалчивание положительных явлений, имевших место в жизни за рубежом. С середины 80-х годов появилось слово "гласность", его не воспринимали как право на собственное мнение, а как инакомыслие. Правду, гласность, как и политический плюрализм, долгое время, да и сегодня ещё пытаются как-то дозировать и ограничивать.

Неизбежно напрашивается вопрос: а кто является арбитром, кто определит, какие мысли идут на пользу страны, на пользу народа, а какие нет? Ведь у нас накоплен огромный опыт ограничений и запрещений, осуществляемых тем же административно-бюрократическим аппаратом, именно от имени народа ради чистоты идей и принципов.

Основными критериями работы СМИ сегодня должны выступать: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации. Сегодня в стране, право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица.

В последнее время СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации "белых пятен" в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям. Можно говорить также о том, что и государственная политика, и законодательство в области СМИ сегодня претерпевают существенные преобразования. "Этот важный аспект, существенный для укрепления демократического характера СМИ, объясняется происходящими в мире стремительными геополитическими изменениями. Тут и возрастающий интерес к информации как таковой, и всеобщее движение в сторону демократизации общества, и давление со стороны международного сообщества, и непреодолимое воздействие новых информационных технологий. Какая бы обстановка ни складывалась в конкретном государстве, правовые и политические вопросы в области СМИ все больше и больше становятся там предметом интенсивного обсуждения".

Хотелось бы выделить несколько важных, на взгляд автора умозаключений: Во первых - в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Во вторых - периодическая пресса, на взгляд автора, не утратила своих позиций, не имея возможности конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития.

К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Хотелось бы отметить, что газета - зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Еще это - синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению, содержанию информацию. Важно отметить еще одну особенность газет - оперативность обнародования общественно значимой информации.

В третьих - политика все больше строится на управлении человеческим сознанием. Соответственно, она приобретает все более сложно организованной деятельности, требующей усилий не одного человека, а больших команд, состоящих из специальных консультантов. Поэтому политический консалтинг все больше становится стержнем политического процесса. В силу же того, что стержнем политической деятельности все больше становятся информационно-виртуальные усилия, центральная функция такого консалтинга - организация и управление присутствием политика в информационных потоках.

Итак, подчеркивая все вышеизложенное, можно заключить, что в последнее время СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации "белых пятен" в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - <#"justify">Список использованной учебной литературы и источников

.Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер.- Смоленск: Авва, 1996. - С. 235-236.

2.Грачев M.H. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н.Грачев. - М.: Прометей, 2004.

.Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. - М.: НОУ МЭЛИ, 1999. - 168 с. - 10,5 п.л.

.Дилигенский Г.Г. Политика и общественное мнение / Социологический калейдоскоп. - М., 2003

.Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург: УрО РАН, 2006.

.Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. - М., 2001.

.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М.: Аспект-Пресс- 2002.

.Иванов B.H., Назаров M.M. Информационное потребление и политические ориентации / В.Н. Иванов, М Амелин B.H. Социология политики I В.Н.Амелин. -M., 2007.

.Ирхин Ю.В. Политология [Текст]: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. -М.: Юристъ, 2009.

.Кириллова Н.Б. Медиа среда россиийской модернизации М., 2005.

.Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / под общ. Ред. С.Д. Резника.- Изд. 6-е,испр. И доп.- М.: Академический Проект, 2009.- 511с.-(Gaudeamus).

.Культурология и теория коммуникации : элементарный курс : учеб пособие / С.А. Герасимова.-М. : Гардарики,2007.- 173С.

.Культурология и теория коммуникации : элементарный курс : учеб пособие / С.А. Герасимова.-М. : Гардарики,2007.- 173С.

.М. Назаров // Социологические исследования. -2010. -№7. -С.84.

.Матвейчев О.А. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции. - Институт учебника «Пайдейя», 1999. - С. 22-23.

.Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. - СПб.: Питер, 2006.

.Панарин И.Н. "СМИ, пропаганда и информационные войны": Поколение; Москва; 2012]

.Политический PR/ Ольшанский. - Спб. : Питер, 2003. - 544с.:(Серия «Маркетинг для профессионалов»).

.Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998. 353с.

.Прохоров Е.П. Свобода СМИ в журналистской деятельности. - М.: 2001.

.Связи с общественностью: теория и практика: учебник / А,Н. Чумиков, М.П. Бочаров - 6-е издание.- М.: Издательство « Дело» АНХ, 2010. - 560с.

.Ситников А. П .,Морозова Е.Г.Предисловие к русскому изданию// Справочник по политическому консультированию/ Под ред. Проф. Девида Д. Перлматтера: Пер. с англ.- М.: Консалтинговая группа(ИМИДЖ-Контакт).,ИНФРА- М., 2002.-С. VIII-IХ.

.Сулягин Ю. А., Петров В.В. Реклама. - Учебник. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003 г. 383с.

.Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика/Пер. с англ./Общ.ред. и вступ. Ст. Е.М. Пеньковой. - М.:1989.

.Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 1902

.Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия, Исследование опыта Запада. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. - С. 28

.Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.

.Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2002.

Статьи из газет и журналов

.Горохов В.М. Оптимизация взаимодействия государственной службы со средствами массовой информации // Ежегодник96. Государственная служба России. - М., 1997.

2.Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. -#"justify">.Землянова Л.М. Инфраструктура электронной демократии / Л.М.Землянова // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. -1997. -№ 3

.Кириллова Н.Б. Медиа среда россиийской модернизации М., 2005.

.М. Назаров // Социологические исследования. -2010. -№7. -С.84.

.Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации / М. Маклюэн // Отечественные Записки. -2003. -№4(12).

.Маклюэн М. телевидение. Робкий гигант// Телевидение вчера, сегодня, завтра. - Вып. 7. М.: Радио, 1987. - С. 168, 175,176.

.Миронов С. Информационная культура предполагает ответственность

.Миронов С. Информационная культура предполагает ответственность СМИ»//«Деловая пресса № 23-24

.Никифоров И.В. Информационная политика субъектов Федерации и периодическая печать в условиях реформирования российского общества в 90-е годы XX века (на материалах Нижнего Поволжья) - Саратов, 2004.

.Панарин И.Н. Информационная война и Россия. - М.: 2000.

.Система средств массовой информации / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2001.

.СМИ// Деловая пресса № 23-24 (438-439) от 20.06.2008

.Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А.И.Соловьев // Полис. -2002. -№3

Похожие работы на - Роль средств массовой информации в формировании политического сознания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!