прямые включения.
Объединенный контент ежедневной программы «Россия 24» федерального канала «Россия»(ВГТРК) и информационного канала «Россия 24» позволяет российским телезрителям получать наиболее оперативную информацию. Главное отличие РИК«Россия 24» - это постоянное ежечасовое обновление информации. На канале «Россия 24» освещаются все важнейшие события, произошедшие в мире и в стране за сутки.
Продвижение и реализация национальных интересов - важный аспект в политике российского информационного канала «Россия 24». Генеральный директор государственного медиахолдинга ВГТРК О.Б.Добродеев в интервью газете «Коммерсант» определил сверхзадачу РИК «Россия 24». Он сказал, что круглосуточный информационный канал - это «реализация конституционного права наших сограждан на еще более полное информирование о разных сторонах жизни страны»._
2.2 Роль любительского контента в профессиональной деятельности журналиста
В ходе исследования, проведенного Университетом Кардиффа , было выявлено, что термин «любительский контент» часто трактуется по-разному, что вызывает затруднения. И журналисты, и их аудитория считают, что этот термин неадекватно описывает многие виды материала, от звонков в студию до факсов, подкастов и зрительских репортажей.
Исследование показало, что за термином «любительский контент» скрывается как минимум пять разных видов материала. Эти пять видов представлены в Таблице 2.
Таблица 2:
Виды любительского контента
Тип ЛКОписание и использованиеПримерыНовостной любительский контентВид ЛК, используемый в новостях: изображения, свидетельства очевидцев, «новые» сюжетыЭкстренные выпуски новостей: изображения, аудио и видео, исследования и «наводки» на историиКомментарии телезрителей и радиослушателейВыражение мнения публикиВедение дискуссий на специальных сайтах в Интернете и звонки на радио«Совместный» контентНеновостной контент, произведенный в сотрудничестве между вещательными компаниями и потребителямиЗрительский репортаж, личные биографииИнтерактивная журналистикаСовместное создание новостного контентаИсследования, проводимые зрителями и слушателями, используемые в сюжетах новостейДругой неновостной контентВсе остальные неновостные материалыОбзоры, изображения, не имеющие отношения к новостям, рекомендации
Для канала «Россия 24» важно различать виды ЛК, так как используются они по-разному, обладают разной ценностью, предоставляют различные возможности, и проблемы, которые могут с ними возникать, тоже отличаются. Если канал «Россия 24» будут разграничивать типы ЛК, то сможет использовать его более продуктивно
Каждый из видов ЛК ниже описан более подробно, к каждому даются общие пояснения, касающиеся того, как способствовать его развитию и как с ним стоит обращаться.
Правильная обработка ЛК
Сейчас существует множество возможностей опубликовать свой контент - от социальных сетей и видео-хостингов до личных блогов и печатных СМИ. Если традиционные вещательные компании хотят быть конкурентоспособными по отношению к этим новым платформам и привлекать качественный контент, они должны разделять и обрабатывать материал надлежащим образом. Телезрители и радиослушатели будут делиться своим контентом только в том случае, если будут уверены, что он не будет неправильно отредактирован или использован ненадлежащим образом, и если они будут знать, что их вклад будет оценен вещательными компаниями.
Описание того, как обращаться с каждым из видов контента, дается ниже. Существуют и некоторые общие рекомендации для всех видов ЛК.
Регулирование
Весь получаемый ЛК следует рассматривать и редактировать так же, как любой другой материал, обращая особое внимание на вопросы конфиденциальности, авторского права, защиты детей, убеждаться, что материал никого не оскорбляет, что люди, имеющие к нему отношение, согласны на его публикацию, что материал не выходит за рамки благопристойности и хорошего вкуса.
Согласно результатам исследования журналистов канала «Россия 24», большинство сотрудников осведомлены об этих вопросах и принимают их во внимание в ходе оценки ЛК. Более того, в составе коллектива сотрудников канала «Россия 24»,, что у них есть специальные сотрудники, занимающиеся разбором ЛК.
Регулирование ЛК заключается в удалении или изменении ЛК, не соответствующего описанным выше требованиям. Оно может осуществляться теми, кто делится своим контентом, но обычно проводится специальным человеком, сотрудником канала «Россия 24»,, в чьи обязанности входит следить, чтобы контент был уместным и не был ни в каком смысле оскорбительным или незаконным.
В теле- или радиовещательной компании должен быть специальный менеджер, отвечающий за редактирование любительского контента.
Существуют три способа регулирования ЛК.
Премодерация - это редактирование материала до того, как он попадет в открытый доступ или будет передан в эфир.
Постмодерация - это редактирование материала после того, как он попал в Интернет, и роль редактора сводится к тому, чтобы решить, оставлять ли его в свободном доступе.
«Ответная» редакция - это редакция материала в ответ на заявления потребителя о том, что он является недопустимым.
Особое внимание надо уделять материалу, который был заподозрен в том, что он лоббирует интересы какой-либо группы или организации.
Свод правил, объясняющих, как обращаться с ЛК, должен быть легко доступен. Желающие поделиться своим контентом должны быть осведомлены, что делая это, они соглашаются с этими правилами. Правила должны содержать детальное описание того, кто несет ответственность за материал, будет ли он отредактирован, и если да, то как и почему, и как он будет использоваться. (См Приложение)
В процессе редактирования ЛК вещательные компании не должны искажать смысл или общую направленность контента, а те, кто присылает им свой контент, должны иметь возможность предложить внести какие-то изменения или отказать в выпуске его в эфир.
Маркировка
В упомянутом выше исследовании 10 % тележурналистов признались в том, что не всегда сообщают аудитории, относится ли переданный в эфир материал к ЛК или нет, и кто его автор. Если так происходит, это означает, что его авторы не получат своего признания, а зрители и слушатели не получат всей необходимой информации.
Использование ЛК
В большинстве случаев ЛК должен использоваться для того, для чего его создали. Если канал хочет использовать его в других целях, он должны получить разрешение того, кто предоставил материал. Именно поэтому с каждым, чей ЛК будут использовать, нужно заключать контракт.
Если заранее определить, в каких именно программах и в каких разделах вебсайтов ЛК будет использоваться на регулярной основе, это может упростить процесс использования ЛК, а также будет сигналом того, что компания желает пользоваться таким материалом.
Чтобы привлекать широкий спектр разного материала, теле- и радиовещательные компании должны использовать разные формы ЛК.
Канал «Россия 24» демонстрирует свое положительное отношение к ЛК: комментируя использование ЛК или просто посредством массовой рассылки писем с благодарностями тем, кто прислал свой материал для рассмотрения.
Основные руководящие принципы поиска ЛК
Перед тем как перейти к конкретным указаниям, касающимся видов ЛК, отметим несколько общих правил.
Чтобы получать ЛК, нужно не ждать, пока телезрители и радиослушатели пришлют его, а активно его искать. Чтобы получать наиболее ценный материал, нужно запускать соответствующие проекты. Например, проект «мобильный репортер»
Это также может помочь решить некоторые проблемы, связанные с использованием ЛК.
Если сделать развитие и продвижение ЛК частью культуры компании, можно приучить телезрителей и радиослушателей к тому, чтобы делиться материалом.
Запрашивая у публики контент, нужно давать предельно четкое описание того, что компания желает получить. Больше всего откликов приносят запросы, связанные с конкретными событиями, имеющими значение для региона, сюжетами для новостей или других программ.
Чтобы не давать публике обманчивых обещаний, запрашивать контент нужно только в том случае, если есть временные и человеческие ресурсы для обработки материала.
У публики всегда должна быть возможность поделиться ЛК.
Канал «Россия 24» предоставляет удобные своим зрителям и слушателям прямые способы передачи своего материала на рассмотрение.
Для этого создан простой и запоминающийся адрес электронной почты или номер для MMS сообщений, на которые можно будет слать фотографии, сделанные мобильным телефоном.
Предложено телезрителям добавить эти номер и адрес в свой список контактов.
Если Канал «Россия 24» запрашивает контент, нужно особенно попросить телезрителей и радиослушателей не подвергать себя опасности для его получения.
Тех, кто предоставляет контент, нужно ознакомить с руководствами по развитию навыков .
Чтобы облегчить проверку аутентичности и надежности материала, канал просит участников проекта «Мобильный репортер» тех, кто предоставляет материал , указывать свое имя, какую-то информацию о себе и контактные номера или адреса. Они должны понимать, что им могут позвонить из вещательной компании и уточнить у них детали, касающиеся материала.
Обычно те, кто делится контентом, не думают об оплате. Канал «Россия 24» платит за контент лишь в исключительных случаях - когда он является уникальным или исключительно важным В большинстве случаев тот, кто прислал материал, оставляет за собой авторские права, так что может в дальнейшем отдавать или продавать его другим.
Новостной контент, произведенный телезрителями
Новостной контент, произведенный телезрителями- это любой контент, используемый в новостях, будь то эксклюзивные фотографии или видеозаписи для экстренных выпусков новостей, истории из жизни или инсайдерская информация. Можно различать три типа новостного контента, произведенного телезрителями: фотографии и видеозаписи, свидетельства очевидцев и новостные сюжеты, произведенные телезрителями и радиослушателями
Эксклюзивные фотографии или видеозаписи Эксклюзивные фотографии и видеозаписи - это любые фотографии и видеоролики, которые используются в экстренных выпусках новостей. Это наиболее очевидная форма ЛК, популярная и у публики, и среди журналистов, так как позволяет получить доступ к информации в кратчайшие сроки .
Несмотря на то, что эксклюзивные фотографии и видеоролики легко использовать в практических целях, это не должно влиять на оценку важности новостей. Другими словами, их доступность не должна становиться определяющим фактором в решении вопроса об их использовании.
Эксклюзивные фотографии и видеоролики часто отражают только один взгляд на сюжет новости, поэтому не стоит слишком на них полагаться, это может помешать беспристрастности рассказа.
Любые изображения можно менять только с согласия того, кто их прислал, и они не должны вводить публику в заблуждение.
Редакторы Канала «Россия 24» должны обращать особое внимание и относиться с особой осторожностью к изображениям, в которых используются религиозные символы или съемки с мест трагических происшествий.
Также не стоит использовать изображения, где какие-либо группы лиц или частные лица предстают в стереотипном освещении
Свидетельства очевидцев Ощутимый вес новостям могут придать свидетельства очевидцев, поэтому их необходимо искать и запрашивать у них ЛК. К таким свидетельствам относятся реакция прохожих на событие «из первых рук» и комментарии тех, кто был непосредственно затронут этим событием. И публика, и журналисты ценят свидетельства очевидцев «из первых рук» выше, чем комментарии, которые они дают после.
Очень часто важные свидетельства очевидцев оказываются «погребенными» под шквалом их комментариев. Чтобы упростить работу редакторов, можно просить публику присылать свидетельства и комментарии отдельно.
На сайте проекта «Мобильный репортер» размещена хорошо продуманная форма для комментариев, и это это не только дает возможность читателям комментировать сюжет, но и позволяет очевидцам внести свой вклад. Это также позволяет редакторам Канала «Россия 24» легко «вычислять» свидетелей .
Когда очевидцы будут определены, к ним можно будет обращаться за предоставлением последующего материала. Очевидцы могут поделиться различными материалами: видеозаписями, фотоснимками, дневниковыми записями или дополнительными данными.
Часто вещательные компании тратят много ресурсов на то, чтобы получить у публики комментарии относительно каких-либо событий. Несомненно, важно позволять аудитории выражать свое мнение, но, вероятно, стоит скорее тратить ресурсы на получение свидетельств очевидцев, так как именно этот материал журналисты, телезрители и радиослушатели ценят больше всего .
Новостные сюжеты, созданные телезрителями и радиослушателями
Сама аудитория Канала «Россия 24» - неиссякаемый источник как сюжетов новостей, так и новых сторон уже существующих сюжетов.
Она часто имеет доступ к информации, которого не имеют журналисты, а также может освещать события с такой точки зрения, с какой журналисты могут не всегда. Кроме того, использование новостных сюжетов, предложенных публикой, помогает делать новости, соответствующие нуждам и ожиданиям публики.
Чтобы публика почувствовала себя частью процесса создания новостей, важно подчеркивать ее вклад в этот процесс, особенно если сюжеты, предлагаемые ею действительно важны. Также полезно просить публику присылать такие сюжеты и в дальнейшем.
Комментарии телезрителей . Комментарии телезрителей и радиослушателей - это любой ЛК, содержащий их взгляды и мнения (например, звонки в студию и онлайн-дискуссии).
Именно комментарии телезрителей теле- и радиокомпании получают чаще всего, и именно ими они чаще всего пользуются. Их можно использовать в программах или на вебсайтах, а также для того, чтобы внести в новостные сюжеты элементы личного человеческого опыта .
Ниже перечислены плюсы и минусы большого количества комментариев публики, получаемого теле- и радиокомпаниями. Несмотря на то, что очень важно, чтобы публика могла видеть, что ее контент публикуют, и могла выражать свое мнение, «разбор» большого количества комментариев телезрителей и радиослушателей требует привлечения серьезных человеческих и временных ресурсов, а ценность подобного рода комментариев часто весьма сомнительна.
Жалобы и отклики - это тоже вид комментариев телезрителей и радиослушателей. Надлежащее использование такого материала может помочь улучшить работу компании и показать публике, что ее вклад ценен.
Обработка комментариев
Редакторы и сотрудники вещательных компаний могут следить за комментариями и направлять дискуссии или регулировать характер ответов. Разумеется, всегда нужно указывать, какие комментарии оставляют сотрудники телеканала или радиостанции.
Чтобы предотвратить неуместные комментарии, все участники дискуссии должны регистрироваться.
Участники дискуссии должны иметь возможность самостоятельно фильтровать комментарии - для этого необходимо предоставить им возможность сообщать о неуместных комментариях. Отклики публики также можно использовать для идентификации «качественных» комментариев .
Комментарии публики не стоит рассматривать как показатель ее мнения. Такие комментарии, как правило, подвергаются влиянию тех, кто производит ЛК и отражают мнение тех, кто имеет свой взгляд на обсуждаемую проблему. Обычно публика это знает, и поэтому ненадлежащее использование комментариев может отпугнуть других и не дать им прислать свой ЛК .
Характер программ, во время которых можно позвонить в студию, означает, что теле- и радиовещательные компании должны обращать особое внимание на этот жанр. Чтобы убедиться, что звонящие не нарушают закон и не собираются никого оскорблять, им обычно перезванивают и инструктируют их перед выходом в эфир.
Все электронные письма и SMS-сообщения должны быть прочитаны до выпуска в эфир, а ведущие должны знать, как общаться с дозвонившимися и решать проблемы в прямом эфире .
Чтобы показать, что комментарии зрителей и слушателей важны Каналу «Россия 24», можно создать специальные программы или страницы, посвященные комментариям и откликами публики.
Предложения и жалобы обязательно нужно рассматривать, так как это может помочь отвечать интересам зрителей и слушателей. Если на основании жалоб и откликов будут проведены какие-то изменения, нужно рассказать об этом.
Привлечение комментариев Хотя повторяющиеся просьбы присылать любые отклики на какую-либо проблему могут вызвать разнообразные реакции, также они могут создать впечатление, что вещательным компаниям неважно качество этих откликов. Поэтому в долгосрочной перспективе это может уменьшить количество комментариев от зрителей и слушателей.
Просьбы дать комментарий должны быть менее частыми и более конкретными. Можно привлечь более подходящий материал, задав необходимые параметры формы и характера комментариев.
Например, можно спросить, как зрители и слушатели справлялись бы с каким-то определенным событием, а не просто попросить прокомментировать его.
Форма анкеты может помочь структурировать комментарии и с большей долей вероятности привлечет подходящий материал.
Тем, кто присылает свой контент на постоянной основе, можно разослать письма с просьбой прокомментировать то или иное событие или прислать какой-либо новостной материал по этому поводу. Кроме того, желание прокомментировать что-то можно подстегнуть, создав на вебсайте компании возможность «прокомментировать ситуацию».
При звонках в студию звонящие должны обслуживаться по самым низким тарифам, а перед разговором им должны сообщать, сколько им это будет стоить. Несовершеннолетние должны сначала получить разрешение от тех, кто будет оплачивать счет. Если люди будут думать, что Канал «Россия 24» хочет на них нажиться, делиться своим контентом они будут с гораздо меньшей охотой.
Чтобы получить больше комментариев, Канал «Россия 24» предоставляет возможность для того, чтобы люди могли оставить их удобным для них способом - в виде обычного или электронного письма, SMS-сообщения или звонка.
Чтобы улучшить «качество» комментариев, нужно дать краткое руководство относительно того, как составить подходящий комментарий. Нужно сообщать, что комментарий должен отвечать требованием хорошего тона, быть актуальным, вежливым, законным и не должен содержать никакой рекламы.
«Совместный» контент
Обычно новостной контент, произведенный телезрителями и комментарии телезрителей не просто «используются» Каналом «Россия 24». «Совместный» контент - это более разработанная форма ЛК, включающая в себя все виды неновостного контента, созданного телезрителями при поддержки Канала «Россия 24». К нему относится контент, произведенный в рамках региональных мастер-классов или в ходе проектов по созданию «зрительских репортажей». «Совместный» контент - это образ, которым контент производится, а не его содержание.
Если при производстве «обычного» ЛК у тех, кто его создал, сохраняются авторские права на него, то при производстве «совместного» контента у Канала «Россия 24» есть возможность убедиться, что материал удовлетворяет их нужды (соответствует по времени, формату, постановочной ценности и т. д.) уже в процессе подготовки оного.
Сами поставщики контента очень ценят опыт, полученный в процессе создания такого «совместного» контента. Он помогает им лучше узнать вещательную компанию и собственное окружение . Кроме того, впоследствии они могут использовать то, чему научились при создании нового контента.
Одно из основных преимуществ «совместного» контента - то, что он дает вещательным компаниям доступ к любительскому материалу, созданному теми, кто обычно не производит ЛК. Для многих маргинальных групп населения «совместный» контент становится одной из немногих возможностей произвести какой-то ЛК. При работе с такими группами населения должны запускаться проекты по совместному производству, чтобы убедиться, что продукция Канала «Россия 24» соответствует нуждам и отражает интересы всех слоев населения.
Так как во время производства «совместного» контента теле- и радиовещательные компании вовлечены в процесс гораздо активнее, чем когда они просто получают ЛК, от них требуется больше работы. Очень важно сотрудничать с другими организациями - университетами, колледжами, местными медиагруппами и СМИ - чтобы не просто помогать создавать ЛК, но и запускать эффективные проекты.
Содействие созданию «совместного» контента сильно отличается от поисков новостного контента, произведенного телезрителями и радиослушателями, и комментариев телезрителей и радиослушателей. Этот процесс требует от вещательных компаний большего погружения и труда, а также более тесных контактов со своей аудиторией.
Интерактивная журналистика
Стоит сделать различие между совместным созданием неновостного контента («совместного» контента) и новостного контента (интерактивная журналистика), так как они создаются совершенно разными способами.
Интерактивная журналистика обычно подразумевает гораздо большее количество участников процесса, которые делятся одним и тем же контентом, этот процесс обычно проходит в режиме онлайн и без перерывов.
Интерактивная журналистика может принимать разные виды, но обычно это понятие означает, что потребители развивают какой-то новостной сюжет или некую идею. Они дают свою профессиональную оценку, свидетельства «из первых рук», предоставляют материалы своих дальнейших исследований на эту тему или комментируют ее. Часто результатом интерактивной журналистики становятся статьи, посвященные какому-то сюжету новостей. Задача интерактивной журналистики - улучшить качество сюжетов новостей, используя знания, умения, опыт и ресурсы аудитории телеканала или радиостанции.
Интерактивная журналистика - наименее исследованная область ЛК, но именно она предлагает наиболее широкие возможности взаимодействия с публикой и получения от нее качественного ЛК . Она высоко ценится журналистами, которые могут использовать навыки и знания аудитории.
Для успеха любого совместного журналистского проекта чрезвычайно важно, чтобы отношения между Интернет-сообществом и вещательными компаниями основывались на взаимном доверии и уважении. Важно, чтобы аудитория могла доверять Каналу «Россия 24» - только тогда у нее будет желание посвятить свое время и силы процессу создания ЛК для новостей. Чтобы это доверие поддержать, проекты интерактивной журналистики должны быть понятными, прозрачными и действительно «совместными».
Канал «Россия 24» должен отвечать на критику тех, с кем они сотрудничают, особенно учитывая тот факт, что люди, вовлеченные в процесс становления интерактивной журналистики, захотят изучить действия теле- и радиовещательных компаний.
Неновостной контент
Неновостной контент - это любые виды ЛК, не имеющие отношения к тому, о чем говорилось ранее. Он включает в себя обзоры, изображения, не предназначенные для выпусков новостей, различные рекомендации и т. п. Наиболее часто получаемый вид неновостного ЛК - это фотографии (например, снимки различных погодных явлений или пейзажей) Неновостной контент ценится теми, кто собирает подобный материал, а также старшими членами аудитории.
Он помогает отвлечься от контента, связанного с новостями, а также предоставляет для программ и Интернет-сайтов контент, обладающий особым «местным» колоритом.
Однако есть категории аудитории, менее заинтересованные в неновостном контенте (особенно это касается молодежи). Иногда такой неновостной контент может рассматриваться как отвлекающий внимание и обладающий меньшей ценностью, чем новостной контент. Важно правильно использовать неновостной контент, чтобы получать от публики позитивную реакцию на него и поощрять ее присылать более качественный материал.
Обработка неновостного контента
Неправильное использование неновостного контента обладает таким же эффектом, как слишком частые просьбы поделиться своими комментариями - у публики может сложиться впечатление, что Каналу «Россия 24» неважно качество материала, который они получают, и это может навредить в долгосрочной перспективе.
Неновостной контент обычно не должен быть использован в выпусках новостей. Многие зрители и слушатели осуждают такое его использование.
На сайте канала «Россия 24» созданы специальные модерируемые разделы, чтобы дать публике возможность поделиться своим неновостным контентом, не затрагивая при этом другие программы.
Неновостной контент может быть полезен для местных вебсайтов, местных радиостанций и прогнозов погоды.
Поиск неновостного контента
Отдельные представители аудитории канала «Россия 24» всегда будут делиться с ними неновостным контентом, независимо от того, делали ли компании такие запросы. Часто такой материал является низкокачественным. Одним из способов повышения качества такого контента является публикация пособий по улучшению навыков (например, фотосъемки) в открытом доступе.
Проблема перехода к мультимедийности принципиально заключается в том, что такой переход сопровождается изменениями традиционных обязанностей журналистов и редакторов в новой структуре, а это, в свою очередь, как любая реорганизация, сопряжено со сложностями управленческого характера - как сделать так, чтобы сотрудники за те же деньги (или почти за те же) выполняли другие задачи, имели другой статус, подчинялись другим руководителям и т.д.
Мы имеем дело с обычной реорганизацией, классической для многих видов производств. Аналогично типографские работники устраивали забастовки против внедрения компьютеризированных технологий набора, верстки и печати. Сложность, однако, состоит в том, что журналистика как профессия выполняет еще и общественно полезную функцию. В результате дебаты о реорганизации и перепозиционировании ролей журналистов и редакторов приводят к ценностным конфликтам, непременно выливающимся в дебаты о роли и месте журналистики в обществе.
2.3 Новые параметры условий подготовки и трансляции любительского контента в профессиональной деятельности журналиста
Планирование информационных выпусков - первый этап в создании новостной программы. Этот процесс состоит из выбора событий для освещения в эфире и отбора шеф-редактором (опираясь на мнение директора информационной службы) тем, предложенных продюсерами.
Планирование существует перспективное или долгосрочное (примерно на один - три месяца) и краткосрочное (завтрашний день - на неделю вперед).
Однако наравне с «ангажированными» новостями (например, запланированными визитами глав государств) важной является «оперативка», то есть темы, возникающие по ходу развития событий в стране. Например, случилось неожиданное: взрыв, пожар, теракт, наводнение, смерть известного человека. Тогда отдел планирования и продюсирования начинает работать в режиме оперативного штаба, который координирует работу корреспондентов, обеспечивает отправку дежурных съемочных групп на места событий и сопутствующие подсъемки, организует получение материалов из регионов и т.п.
Одной из важнейших задач редактора, связанных с формированием успешной коммуникации после выхода материала в эфир, по-прежнему остается правка текста. Она предполагает всесторонний анализ содержания и формы материала с целью его правильной оценки и совершенствования. Чтобы добиться максимального эффекта воздействия информационного телепродукта, необходимо ответить на вопрос: что нового и полезного из того или иного сюжета узнает для себя зритель? Для достижения такого уровня следует ознакомиться с материалом с двух позиций: автора и реципиента. Редактор, также выступая в качестве читателя и зрителя, решает, ЧТО и КАК может привлечь зрительское внимание и заставить досмотреть материал до конца.
Другой значительной задачей редактора является подбор видеоматериала, или, как называют его сами журналисты, «картинки». «Высшим пилотажем» новостной тележурналистики считаются кадры, которые говорят сами за себя, - максимальный уровень информативности и простоты понимания для зрителя. Такое видео практически не требует пояснений, что позволяет медиапродукту в кратчайшие сроки передать большее количество информации. Например, кадры с камер наружного наблюдения, запечатлевшие врезающийся в одну из башен-близнецов «Боинг» 11 сентября на Манхэттене, не нуждаются в комментариях
Развитие новых технологий вносит изменения в новостной поток: он становится более насыщенным и разнообразным. Конвергенция в журналистике приводит к появлению новых форм подачи информации, значительно увеличивая их мультимедийную составляющую. Потребности аудитории в новостных материалах растут, вместе с ними растет и конкуренция на рынке контента. Появление новых новостных форматов обусловлено развитием технологий и, в первую очередь, распространением мобильных телефонов. Возможности современных сотовых аппаратов практически безграничны, это дает возможность для развития мультимедийной составляющей новостей. Постоянные изменения создают новую структуру работы с новостями
Для оперативного вещания рабочее место редактора обеспечивается высокоскоростным доступом в Интернет, двумя мониторами, общим телевизором с пакетом спутниковых спортивных каналов. Контент может быть представлен в виде текста, фото- и видеоматериалов..
При работе с любительским контентом редактор должен понимать специфику формата, работать в тандеме с диктором или выполнять его обязанности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что конвергенция в мобильных новостях требует от редактора универсальных навыков: работы с текстом, видео, аудио, фотоиллюстрациями. Здесь важны не только знания определенных программ и способов работы, но и понимание различий между подачей новостей в видеоматериалах, звуковых форматах и др. Опыт канала «Россия 24», что работу с мобильным контентом нельзя распределить по тематическим редакциям.
Для выпуска нового типа новостей необходим универсальный тип журналиста, который может быстро обрабатывать большие объемы информации, осваивать новые темы и специальности в рамках редакторской деятельности, постоянно находиться в информационном поле. Успех конкретного редактора зависит от его личных и профессиональных качеств, а также от работодателя, в чьих интересах быстро и эффективно обучать сотрудников.
Любительский контент перестал быть лишь исследовательской сферой, теперь это индустрия, функционирование в рамках которой требует от создающей компании жесткого соблюдения продакшн-схем, уникальных для каждого типа телеконтента.
Заключение
Качественные изменения современной медийной сферы, предопределенные ее технологическими преобразованиями, такими как компьютеризация, дигитализация, освоение глобальной сети Интернета и др., в настоящее время существенно повысили актуальность этой темы. Этому способствует также интенсивное развитие кабельного, спутникового и интернет-телевидения, а также все расширяющиеся возможности компьютерных коммуникаций и мобильная телефония, которые позволяют говорить о наличии новых масс-медиа.
Их существование признано обществом и де-факто, и де-юре, так как запросы самой широкой аудитории в качественной и оперативной информации во многом способствовали тому, чтобы технические достижения в области связи легли в основу новых информационно-коммуникативных систем. По мнению исследователей, «выжить и процветать смогут только те технические новшества, которые удовлетворяют потребности общества в стабильности, интеграции и эффективном производстве, которые позволяют держать под контролем угрозы этой стабильности, то есть различные конфликты и отклонения от принятых в обществе норм».
Поэтому все чаще они говорят о появлении «новых медиа», которые отличаются от традиционных такими качествами, как, прежде всего, децентрализация. Оно заключается в том, что предложение и выбор медиа больше не определяется исключительно поставщиками информации. Также называется высокая пропускная способность, которая достигается тем, что передача сигналов происходит по кабелю и через спутники. Это позволяет преодолеть жесткие ограничения, которые присущи эфирному вещанию. И, конечно, интерактивность, когда аудитория имеет возможность выбирать информацию и обмениваться ею напрямую. Все это демонстрирует гибкость формы, содержания и использования информации. Формируется современное медийное пространство, которое характеризуется такими специфическими свойствами как гипертекстовость, мультимедийность, симультанность, предоставляя новые возможности для коммуникации журналистики и власти.
Этим объясняется тот факт, что сегодня «новые медиа» все глубже проникают в жизнь современного общества, меняют привычный процесс распространения информации и организации коммуникации.
В этих условиях власть все активнее начинает использовать медийные ресурсы, и, прежде всего, сетевые. При этом взаимодействие журналистики и власти в результате развития информационных технологий уже привело к двум ярко выраженным явлениям. СМИ, ставшие по выражению М. МакКомбса «активно вовлеченным фактором», превратились в неотъемлемого актора политического процесса, выстраивая виртуальную реальность политики. Переопределение политики, по мнению многих исследователей, произошло в результате сложного и неоднозначного процесса проникновения политического поля в медийное, в «результате которого и наблюдается перемещение политических смыслов из реальной области в область виртуальную, медийную».
Это позволяет говорить о медиатизации власти в условиях современного медийного пространства как новой парадигме развития отношений журналистики и власти.
В рамках понятия «информационная политика», родившейся сравнительно недавно, в конце ХХ в., здесь отражены два сущностных аспекта: признание информации в качестве важнейшего фактора общественного развития, что поднимает значимость совершенствования журналистской деятельности, а также необходимости управления властью информационными явлениями и процессами.
Зарубежные исследователи Э. Лоув, П. Шампань и др., впервые обосновавшие феномен медиатизации власти, отмечали, что он характеризуется не столько «развитием политических передач», воздействие которых воспринимается как нечто более важное, чем реальная политика, сколько «оформлением политико-журналистского поля», составляющего ядро информационной политики. Это символическое поле - место непрерывной борьбы за право создания реальности, концентрации внимания аудитории на общественно-политической тематике, ее корректировке в «повестке дня», в конечном счете, за власть медийного поля.
Эта особенность медиатизации власти являлась и является актуальнейшей проблемой взаимодействия власти и журналистики, объективным отражением политической системы.
Противоречия общественного бытия как результат взаимодействия противоположных процессов и тенденций осознаются журналистикой как проблемы общественно-политической практики. Общественно-политическая тематика всегда была одной из ведущих предметных областей в журналистике. Собственно, средства массовой информации являлись полем постановки, рефлексии, поиска решений проблем общественно-политической жизни общества. СМИ всегда представлялись как открытый и равнодоступный форум публичной сферы - место взаимодействия общественных и частных интересов.
Совершенно очевидно, что в условиях виртуального пространства общественно-политическая информация, транслируемая сетью, существенно видоизменяется и по форме, и по содержанию. «Новые медиа усиливают создателя информации на процесс коммуникации благодаря способности точно нацеливать сообщения и адаптировать их в соответствии с конкретными интересами и жизненным опытом своей аудитории».
На примере общественно-политической тематики как сетевом контенте явно проявляются те тенденции, которые наиболее ярко выражаются под воздействием новых СМИ. Речь идет о конвергенции, конгломерации, глобализации и демассификации. Исследователи считают, что «их взаимозависимость, взаимопереплетение имеют нелинейный диалектический характер. Ускоряющийся и расширяющийся научно-технический прогресс размывает границы между разными медиа. Гигантские корпорации с диверсионными интересами скупают книжные издательства, газеты, журналы, радио- и телестанции, спутниковые и кабельные службы, провайдеров Интернета. Эта тенденция к конгломерации в глобальном масштабе ускоряется. Две другие (в каком-то примере противоположные) тенденции - продолжающиеся поиски аудитории, одновременно все более расширяющейся и сужающейся по интересам».
Одновременно разрушающаяся монополия власти на общественно-политическую информацию создает ситуацию, которая в разной степени затрагивает как потребителя информации, так и ее создателя - журналиста. Это ставит перед исследователями новые задачи. «Изучая кино как вид искусства, журналистику как ремесло или телевидение как инструмент изменения общества, они исходили из иерархической модели коммуникации, когда информация распространяется в одном направлении - от источника к приемнику, от наделенного знаниями профессионала к податливой аудитории. Интерактивный характер новых СМК на первый план неизбежно выводит пользователя, аудиторию». Для пользователей сети изменяются ее критерии отбора и фиксации. В условиях информационной перегрузки достаточно трудно без профессиональных комментариев выделить общественно значимое явление, которое растворяется в лавине поступающей информации.
Теперь ученым приходится иметь дело с социальными, познавательными и экономическими аспектами коммуникации наряду с традиционными проблемами медиа.
Причем акцент на потребителя информации не умаляет роли профессионального журналиста. Наоборот, востребованность в профессионализме во всех сферах, в данном случае специализирующихся на общественно-политической тематике, существенно возрастает. Более того, с появлением сети журналисты получили совершенно новое средство для реализации своего профессионального предназначения, свободное от ограничений, свойственных традиционным медиа. Интернет, ориентированный на диалоговость, интерактивность, открывший пути развития инновационной журналистики, все больше становится областью смыслового взаимодействия с аудиторией, требует изменения формы и содержания общественно-политической тематики. Журналистский продукт общественно-политической тематики в силу свойства гипертекстовости сети должен быть структурно подобен современной действительности.
Таким образом традиционные медиапредприятия развиваются в соответствии с достижениями информационно-коммуникационных технологий и используют Интернет как площадку для взаимодействия с аудиторией и инструмент для продвижения бизнеса.
Профессиональный журналистский контент, распространяемый в сети медиапредприятиями, остается востребованным среди широкой медиааудитории, однако структура потребления этого контента изменяется в новых условиях под воздействием того фактора, что медиапользователи сегодня не только критически оценивают и анализируют предлагаемую журналистами информацию, но и активно используют мультимедийные технологии для создания собственного контента и обмена им.
Любительский контент, распространяемый в Интернете в блогах, социальных медиа и различных интерактивных информационных порталах, построенных на основе блогов, виртуальных сообществ, обмене фото- или видеофайлами и пр., обретает все большую популярность и значение как для самих пользователей Интернета, так и профессиональных журналистов, которые нередко обращаются к этим материалам как источникам информации. В кризисных ситуациях, таких как, например, природные катаклизмы или террористические события, любительский контент, распространяемый в Интернете очевидцами, часто обладает большей оперативностью, информативностью и детализацией, чем материалы профессиональных СМИ. Одновременно с этим в погоне за скоростью распространения информации и вследствие определенной субъективности любительский контент может часто содержать неэтичные, непроверенные или даже недостоверные данные, в чем нередко выражается непрофессионализм гражданских журналистов.
Таким образом, любительский контент на сегодняшний день не представляет собой абсолютной замены профессиональному журналистскому контенту в Интернете, но дополняет и расширяет его, стимулируя вовлечение более широкого числа участников в процесс интерактивной коммуникации и обмена информацией.
Эволюция блогосферы и включение блогеров в основные медиапроцессы явилась одним из наиболее прогрессивных и одновременно с тем неоднозначных феноменов современной медиаиндустрии. Потенциал блогов как уникальных гиперлокальных источников информации огромен и чрезвычайно важен для профессиональной медиасреды. В то же время блогосфера, а вслед за ней и социальные медиа и виртуальные игры, часто даже более комплексно чем традиционные СМИ, реализуют такие ключевые медиафункции, как рекреация и активное вовлечение медиапользователя.
В этой постоянно развивающейся интегрированной коммуникационной медиакультуре Интернет-пользователи получают неограниченный доступ к механизмам интерактивного взаимодействия с медиаканалами и друг другом и возможность оказывать реальное влияние на развитие инфраструктуры СМИ. Новая медиааудитория становится не только гиперактивным информационным пользователем, но и непосредственным участником ключевых ме-диапроцессов, что превращает журналиста из «лектора-монополиста» на ме-диарынке в собеседника и партнера. Таким образом, модифицируются ключевые медиамодели: от «проталкивания» и «навязывания» (т.н. «push media») к опциям добровольного получения и «вытаскивания» релевантного контента медиааудиторией (т.н. «pull media»).
Одновременно с этим экспертам следует работать над формированием ем единых подходов к изучению новых СМИ, их систематизацией и классификацией, а также унифицированным глоссарием терминов и научных определений.
Список источников и литературы
1.Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. - 392 с.
.Анненкова И. В. Неизгнанная мысль. Филология П. М. Бицилли. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. - 148 с.
.Анненкова И. В. Язык СМИ и политика в риторическом аспекте (на материале предвыборных кампаний 2007-2008 гг.) // Язык СМИ и политика: коллективная монография / Под ред. Г. Я. Солганика. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. - С. 162-168.
.Апджон Р., Раффин X. Интернет для журналиста (#"justify">.Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин B.JI. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М.: Издание Союза журналистов России, 2004. Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
.Волковский Н.Л. История информационных войн. М.: Полигон, 2003.
.Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества: ожидания российских регионов/под ред. Ершовой T.B. М.: ПРИОР, 2004.
8.Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания : дис. … канд. филол. наук / Гарматин Алексей Алексеевич ; [Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2005. - 179 с. ; Оглавление; Введение; Заключение [Электронный ресурс]. - URL: <#"justify">Приложение
О «Мобильном репортере»
Ты стал свидетелем экстраординарного события? Это может быть уникальное природное явление или дорожно-транспортное происшествие, чрезвычайная ситуация любого масштаба или смешные и странные случаи из жизни, проделки детей или наблюдения за НЛО, явление в искусстве, не вписывающееся в рамки обычного, или свидетельство безумств спортивных фанатов, а также многое другое. Смело снимай заинтересовавшее тебя событие на мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамеру - на все, что есть под рукой. А поделиться этим с другими поможет «Мобильный репортер». Для этого здесь есть все необходимое:
чтобы быстро загрузить видео или фото, достаточно одного клика;
чтобы прокомментировать понравившиеся материалы, нужно только знать алфавит;
чтобы сайт не превратился в склад унылого видео, здесь есть опытные, но чуткие модераторы.
Мы уверены, что взгляд на одно и то же явление под разными углами помогает глубже и яснее понять происходящее. И это не всегда имеет отношение к новостям. Для этого мы проводим специальные конкурсы. Возможно, мы попросим тебя снять отравляющий природу завод по соседству. А возможно, девушку в красивом купальнике.
Кстати, твои фото и видео могут увидеть миллионы телезрителей. Лучшие ролики попадают в эфир телеканалов ВГТРК. Вместе «Мобильный репортер» и телевидение могут отразить событие гораздо полнее, чем поодиночке. Поэтому делись своими историями, своим мнением, своими взглядами и будь частью большой Истории.
Библия мобильного репортера
Ежедневно ты становишься свидетелем событий, которые происходят рядом. Некоторые из них «цепляют», поражают тебя, другие - веселят, третьи - пугают. Ежедневно ты реагируешь на происходящее вокруг тебя, высказываешься, споришь, доказываешь. И ежедневно «Мобильный репортер» помогает тебе поделиться со всеми своими съемками и своим мнением.
Чтобы делать это с большим комфортом, нужно следовать нескольким кратким заповедям:
. Ты должен быть старше 14 лет. У тебя должен быть паспорт.
. Фото и видео, которые ты публикуешь, должны принадлежать только тебе. Присвоение чужих материалов - грех!
. Мы за правду. Не надо приукрашивать свой материал с помощью графических и видеоредакторов. Монтировать - можно, а приукрашивать - не надо.
. Спам - зло. Повторяющиеся загрузки сразу отправляются в урну.
. Мы вне политики. Все свои политические пристрастия ты оставляешь за рамками сайта.
. Ты сам решаешь, что достойно быть опубликованным на сайте. Если только это не вступает в противоречие с заповедью 8.
. Мы чтим закон. То, что ты загружаешь на сайт, не является порнографией, не способствует разжиганию религиозной, расовой или межнациональной розни, не является пропагандой употребления наркотиков и вообще никоим образом не противоречит законодательству Российской Федерации.
9. Враг не дремлет. Если ты заметил на сайте материалы, которые не отвечают заявленным выше правилам, немедленно сообщи об этом по адресу reporter@mreporter.ru <mailto:reporter@mreporter.ru>. Если материал будет признан нарушающим настоящие заповеди, он будет удален, а его автор - наказан (вплоть до бана).
. Мы за краткость - сестру таланта. Одно короткое зажигательное видео лучше двух длинных и унылых. Одна хорошая фотография лучше, чем пять плохих. Аминь.
Взаимоотношения авторов с проектом «Мобильный репортер» и использование фото и видеоматериалов, опубликованных на сайте, регулирует Лицензионное соглашение <http://mreporter.ru/agreement>.
Правила проекта
Проект «Мобильный репортер» создан для публикации фото- и видеороликов самого разного жанра. Если репортаж покажется редакции важным и (или) интересным, он может быть опубликован на сайте Россия 24.Ru, а также в эфире телеканалов ВГТРК.
Публиковать репортажи могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация дает также массу других преимуществ: возможность комментирования репортажей; обмен личными сообщениями с участниками проекта; уведомления о новых комментариях к твоим репортажам и т.п.
При регистрации обязательно укажи свой действующий e-mail и телефон: на e-mail будет выслана информация для подтверждения регистрации, а телефон необходим, чтобы оперативно связаться с тобой в случае публикации материала на телевидении! Если ты не желаешь, чтобы эти данные показывались кому-либо, кроме администраторов проекта, отметь пункт «Скрыть профиль» при регистрации или в разделе «Мой профиль».
При пользовании сайтом «Мобильный репортер» пользователь соглашается с Лицензионным соглашением.
Модераторы проекта имеют право редактировать и удалять любые репортажи. При этом объяснение модератором тех или иных своих действий является актом его доброй воли и не является его обязанностью.
Удаление некорректных сообщений происходит без уведомления нарушителя.
Администрация проекта вправе изменять и дополнять настоящие Правила.
На сайте запрещается: употреблять нецензурные и грубые выражения, а также заменять их символами в названиях и текстах репортажей и комментариях к ним; размещать информацию скабрезного и порнографического содержания; разжигать межнациональную и религиозную рознь; пропагандировать изготовление и употребление наркотических веществ; совершать любые действия, противоречащие законодательству Российской Федерации; размещать информацию рекламного характера.
Вопросы модераторам сайта можно задать по адресу: reporter@mreporter.ru <mailto:reporter@mreporter.ru>
Пользовательское соглашение
. Предмет Соглашения
.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее - «Соглашение») является договором, заключаемым между Вами, как физическим лицом (далее - «Автор»), и ООО «Мобильный репортер» (далее - «Администратор») о предоставлении Автором Администратору права использования любым существующим или могущем возникнуть в будущем способом без ограничения по территории использования на срок действия авторского права, информации и результатов интеллектуальной деятельности, включая, но, не ограничиваясь, литературными, музыкальными, аудиовизуальными произведениями и фонограммами, произведениями графики и дизайна, фотографическими произведениями, программами для ЭВМ (далее - «Материалы»), размещенных Автором на Интернет-сайте MREPORTER.RU. Указанные Материалы и права на них передаются Автором Администратору на безвозмездной основе.
.2. Настоящее Соглашение начинает действовать с момента принятия его Автором, а именно устанавливая на страницах: http://mreporter.ru/signup и http://mreporter.ru/reports/create пометку рядом с надписью «Я ознакомился с Соглашением и полностью согласен с его условиями», заполняя все обязательные поля html-формы и направляя Материалы в адрес Администратора, Автор тем самым принимает на себя условия настоящего Соглашения. Если Вы не принимаете условий данного Соглашения, то не совершайте вышеуказанных действий.
. Гарантии, ограничения и ответственность Сторон
.1. Автор, принимая условия настоящего Соглашения, подтверждает и гарантирует следующее:
.1.1. Автор является правоспособным, дееспособным и в праве заключать настоящее Соглашение.
.1.2. Наличие у Автора передаваемых по настоящему Соглашению прав на Материалы, а также права на сублицензию (передачу третьим лицам) указанных прав.
.1.3. Вся информация, указанная Автором в html-форме, является подлинной. Ответственность за указание недостоверной, ложной, ошибочной информации лежит на Авторе.
.1.4. На момент заключения настоящего Соглашения не существует никаких прав, обременений и требований третьих лиц в отношении Материалов.
.1.5 Заключение настоящего Соглашения и исполнение всех обязанностей по нему не противоречит никаким другим обязательствам, взятым на себя Автором.
.2. Принимая условия настоящего Соглашения, Автор подтверждает свое согласие на обработку предоставленных Администратор его персональных данных. Обработка персональных данных Автора осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администратор гарантирует конфиденциальность информации, указанной Автором в html-форме. Указанная информация не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
.3. Стороны признают, что Администратор и Автор заключают настоящее Соглашение, полагаясь на безусловную действительность и истинность гарантий, данных в настоящем разделе Соглашения. Администратор вправе расторгнуть настоящее Соглашение и/или потребовать возмещения ему убытков Автором, включая упущенную выгоду, если какое-либо из положений 2.1.1 - 2.1.5 настоящего раздела полностью или частично окажется неверным, ложным или ошибочным.
.4. В случае предъявления Администратор каких-либо претензий и/или требований от третьих лиц по поводу использования Материалов, размещенных Авторов, Автор принимает на себя обязательства самостоятельно и за свой счет урегулировать такие претензии и/или требования.
. Применяемое законодательство
.1. Если не оговорено иное, при заключении настоящего Соглашения применяется законодательство Российской Федерации, международные договоры и соглашения, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности.