Жанровые особенности региональных средств массовой информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жанровые особенности региональных средств массовой информации















Жанровые особенности региональных средств массовой информации

медиасообщество жанровый региональный пресса

Введение

Развитие региональной прессы одна из самых обсуждаемых тем в медиасообществе России. Еще в 2009 году секретарь Союза журналистов России главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин при содействии Фонда развития информационной политики, Союза Журналистов России, Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, провел исследование «Проблемы развития региональных рынков печатных СМИ». В ходе, которого выявил множество трудностей, мешающих развитию региональных СМИ. Как любого теоретика журналистики его задела степень зависимости регионов от государственных структур. На основе этого и малого медиарынка, Владимир Касютин составил весьма удручающий отчет, который заинтересовал всех неравнодушных. С тех пор тема отсталости региональных СМИ стала предметом полемики, как между теоретиками, так и практиками журналистики. Я также являюсь человеком, которому не безразлична судьба отечественных СМИ.. Цель: изучить жанровые особенности региональной прессы на примере газеты «Слово Нефтяника».

Задачи:

выявить виды жанров их функции и освоить принцип построения текста в каждом из них;

определить роль жанров в журналистском творчестве;

определить какие жанры используются в региональных печатных изданиях;

выявить жанры, которые постоянно используются в газете;

выяснить особенности использования жанров в данном издании;

Метод исследования: анализ.

Объект: газета «Слово Нефтяника».

Предмет: жанровые особенности.

Основной базой по теории журналистских жанров стали книги и учебные пособия следующих авторов:

.Тертычный Ю.В. «Жанры периодической печати»,

.Рогачев В.А. «Концепция городской газеты в системе СМИ Тюменского региона»,

.Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2008.

1. Теоретические изыскания об особенностях жанра в региональной прессе

1.1 Роль жанра в журналистском творчестве

Начиная исследование по особенностям жанрового разнообразия региональных СМИ, хотелось бы для начала обратиться к теоретической стороне вопроса. Именно поэтому в первой главе мы рассмотрим понятие жанра, его функции и предмет отображения, особенности построения текста в том или ином жанре и особенности его восприятия аудиторией. Именно эти факты станут основным фундаментом исследования. Так как невозможно изучить жанровое разнообразие, не углубляясь в само понятие жанр и его основы.

Понятие жанр имеет множество различных трактовок не только в журналистике, но во всех видах творчества. Во французском языке слово жанр или «genre» означает род или вид. Таким образом, в широком смысле жанр это род, тип или вид чего-либо. Именно поэтому во многих учебниках по гуманитарным наукам можно часто встретить такое определение жанра: «Жанр это исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства».

Что естественно правильно, однако нас интересует это определение в контексте журналистского творчества. В связи с этим обратимся за более точным определением к учебному пособию Ю.В. Тертычного «Жанры периодической печати», где он дает наиболее точное определение понятию жанра в журналистском тексте. Согласно первой главе данного пособия: «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками».

Под содержательно-формальными признаками автор подразумевает жанрообразующие факторы, которые определяют рамки того или иного жанра. Основными жанрообразующими факторами в журналистике являются следующие факторы:

Предмет отображения (ситуация, событие, процесс, интерес личности);

Целевая установка (функция) отображения (творческие установки и творческие цели.);

Метод отображения (наиболее подходящий метод исследования предмета);

Именно различия предмета отображения, целевой установки и метода отображения определяют рамки того или иного жанра. А формирование данных рамок происходило постепенно под влиянием общественного заказа. Как только возникала потребность в освещении какого-либо события для простоты восприятия информации аудитории анализировалось то или иное событие с точки зрения предмета отображения, целевой установки и метода отображения через некоторое время те или иные тексты образовывали единую систему со сходными признаками и образовывала жанр. Со временем сложилась система жанров с определенными для каждой системы и типа жанров.

Определив способ возникновения системы жанров и роль жанрообразующих факторов в их возникновении перечислим все существующие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Информационные жанры в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков, к ним относятся такие жанры как:

заметка;

информационная корреспонденция;

информационный отчет;

информационное интервью;

блиц-опрос;

вопрос - ответ;

репортаж;

некролог.

Заметка представляет собой краткое информационное сообщение, несущие в себе один факт действительности и информацию, нацеленную на удовлетворение минимальных потребностей аудитории.

Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Основное для этого жанра - сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Информационный отчет - причина отнесения типа публикаций, обозначенных как «информационный отчет», к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это - всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Именно в ходе их вырабатывается «продукция» для него.

Информационное интервью - это поверхностная информация, полученная в ходе применения метода интервьюирования к лицу, владеющему какой либо информацией, связанно с конкретным событием без анализа фактов.

Блиц-опрос - в отличие от интервью, цель которого получение ответов на несколько (порой - множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей.

Вопрос-ответ - публикация данного типа возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица.

Репортаж - информационный жанр передающий динамику события, построен на наблюдении и присутствии на месте события журналиста.

Некролог - информационный материал, извещающий аудиторию о смерти людей (прежде всего - известных данной аудитории). Кроме того, некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. В данном разделе будут представлены основные подвиды аналитических жанров.

Аналитический отчет - как известно, цель информационного отчета - известить аудиторию о ходе собрания, конференции и т.д. Цель аналитического отчета заключается в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами существующими в данный момент в жизни города, района, страны. Так же вынести оценку суждениям о результатах собрания и др..

Аналитическая корреспонденция - содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходившего последующим его истолкованием..

Аналитическое интервью - сбор информации в форме беседы, направлено на глубинное изучение ситуации, процесса или события.

Аналитический опрос - журналисты обращаются к этому жанру, когда надо, например, выявить мнение известных артистов по поводу какой-то новой пьесы или мнение писателей по поводу современной художественной литературы и т.д.

Беседа как аналитический жанр может оказаться незаменимой в том случае, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументированного и квалифицированного «препарирования». При этом, чем контрастнее будут позиции собеседников, чем выше будет их стремление «докопаться до истины», тем интереснее может получиться публикация.

Аналитический комментарий - высказывание авторитетной личности по вопросу находящемуся в его ведомстве с последующим глубинным анализом событий, ситуаций и процессов.

Социологическое резюме - представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них).

Анкета - вопросы, нацеленные на выяснение тех или иных сторон явления, которое становится центром внимания анкетируемых. При этом организатора анкетирования (или журналиста) могут интересовать как характеристики самого предмета (т.е. сведения о сущности предмета, его количественных и качественных характеристиках), так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, который они рассматривают.

Мониторинг - определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности..

Рейтинг - цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку.

Рецензия - это жанр основу, которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

Статья - под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.

Журналистское расследование - предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление. Цель журналистского расследования, прежде всего, и заключается в том, чтобы определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.

Обозрение - единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации.

Обзор СМИ - изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме.

Прогноз - всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений. Обычно их высказывают специалисты в той или иной сфере.

Версия - Основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел.Домысел становится неизбежным, когда журналист реконструирует неизвестные детали какого-то в целом достоверно известного события, явления. Этот метод дает аудитории возможность более ярко увидеть событие, о котором сообщает журналист, а сам автор с помощью детализации события получает дополнительный шанс привлечь внимание аудитории к своему выступлению.

Эксперимент - моделирование какой-либо ситуации для сбора информации методом включенного наблюдения для получения эксклюзивной информации.

Письмо - деловая переписка, публицистическое письмо, адресованное непосредственно читателю (адресату). Может быть адресовано группе лиц.

Исповедь - к исповеди как жанру журналистики относятся публикации, предметом которых является внутренний мир авторов этих публикаций. Основным методом, который применяется при подготовке таких публикаций, является самоанализ.

Рекомендация (совет) - Публикация текстов, содержащих рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, является ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории..

Пресс-релиз - Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреждений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поставивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаимосвязи между возможным удовлетворением потребностей, которые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.

В силу этого освоение искусства выступления в художественно-публицистических жанрах считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства.

Очерк - соединяет репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета..

Фельетон - это средство осмеяния какого-то зла. Именно в этом качестве оно использовалось соответствующими учредителями СМИ (в лице Агитпропа) на протяжении многих десятков лет.

Памфлет - сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Пародия - создание некой модели явления, ставшего предметом внимания пародиста, имитировать его (явление) в своем произведении под определенным углом зрения. Именно эта имитация может вызвать (или не вызвать) смех у читателя.

Сатирический комментарий - предметом внимания автора сатирического комментария могут стать явления любого рода - не только предметные действия, поступки, но и «информационные явления», например высказывания каких-то людей. Именно суждения представлены сегодня в сатирическом комментарии на страницах многих периодических изданий (как «центральных» - московских, так и региональных, местных).

Житейская история - в житейских историях описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, т.е. все то, что может быть обозначено как «бытие человека».

Легенда - художественно-публицистический жанр, основанный на устном народном творчестве, призванный развлечь и завлечь читателя.

Эпиграф- краткое, афористичное художественное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, формирует установку восприятия последующего материала (или даже номера в целом).

Эпитафия-эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте.

Анекдот- публикация анекдотов в прессе преследует еще и такие важные цели, как оповещение аудитории о существующих стандартах комического, воспитание чувства юмора, с чем тоже нельзя не согласиться.

Шутка- публикация шутки в газетах или журналах чаще всего преследуют две основные задачи. Первая задача заключается в развлечении читателя. Вторая задача подготовки и публикации шутки может быть определена как розыгрыш читателя.

Игра- сюжетом ее может стать интрига, заключенная в каком-то романе, поэме и т.д. Что именно выберет составитель игры в качестве ее предмета, зависит от его фантазии, знаний, способностей, а также от того, насколько то, что он собирается предложить аудитории, окажется, по его прогнозам, интересным для нее. Обратимся к журналистской практике.

Таким образом, освоив все журналистские жанры, их функции и предмет отображения, стала понятна роль жанра в журналистском творчестве. Несмотря на то, что в современной прессе присутствует смесь жанров и многие из них остались не востребованы региональной прессой, все же данная глава является опорной частью всего исследования.

1.2 Жанровые особенности печатных СМИ на Ямале

До недавнего времени региональная печать имела жестко заданную иерархическую структуру. Почти вся она была однородно партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись преимущественно соответствующие партийные и советские органы. Начавшийся процесс реформирования региональной прессы, хотя и привел к заметным структурным и количественным изменениям, в целом все еще нестабилен.

Однако не только региональная пресса имела жестко заданную иерархическую структуру, так можно сказать о прессе Советского Союза в целом. Центральной прессе так же пришлось перестраиваться на новый лад, что не могло не сказаться на изменениям как и структуры так и жанрового разнообразия печатных изданий. С начала 90-х годов со страниц газет исчезли такие художественно-публицистические жанры, как фельетон, памфлет и сатирический рассказ. Так как многие видные авторы, писавшие в данных жанрах, уходили на пенсию, а сменяющим их молодым специалистам не хватало уровня образования и творческого потенциала. Тем не менее, художественно-публицистические жанры продолжают жить на страницах газет в форме очерков, житейских историй, легенд, шуток и анекдотов.

В тоже время информационные и аналитические жанры остаються устойчивой формой для воплощения журналистских произведений.

В регионах информационные жанры, так же, по-прежнему составляют главный пласт журналистского материала, в тоже время соперничают с многочисленными аналитическими материалами. Художественно-публицистический жанр, несмотря на исчезновение памфлета и фельетона, можно встретить в виде очерка, который практический слился с таким жанром как репортаж. Печатные издания, освещающие досуговую сферу, публикуют легенды, игры, житейские истории и анекдоты. Сегодня наблюдается большой прогресс в развитии жанрового разнообразия в региональной прессе. Вместе с развитием города и появлением огромного количества конкурентно-способных изданий старейшим изданиям необходимо быть всегда в курсе актуальных тенденций. Именно поэтому «Северная вахта» и «Слово нефтяника» регулярно печатают материалы, присланные в редакцию, активно привлекают к работе молодежь и активно используют возможности внештатных корреспондентов,многие из которых не имеют журналистского образования, в связи, с чем наблюдается тенденция как полного, так и частичного смешения жанров или полное нарушение их законов. Однако это не мешает данным публикациям привлекать читательский интерес. В результате сегодня это две самые яркие газеты на ямальском рынке печати и основные конкуренты друг друга.

2. Палитра жанров в печатном издании «Слово Нефтяника»

.1 Разнообразие жанров в газете «Слова нефтяника» и их роль в формировании облика газеты

Для анализа газеты «Слово Нефтяника» на предмет жанрового разнообразия взяты номера 10 (от 8 марта 2013 года) и 11 (15 марта 2013). Оба номера посвящены праздничным дням, потому на первой полосе размещены материалы посвященные праздникам. В номере от 8 марта 2013 на первой полосе размещены поздравления с Международным женским днем от редакции газеты и первых лиц города Ноябрьска. А первую полосу номера от 15 марта 2013 украшает эпиграф посвященный Масленице. Содержание следующих полос представлено в таблице:

Таблица

№ газетыИнформационные жанрыАналитические жанрыХудожественно-публиц. жанры№10 (1935), 8 марта 2013ИнтервьюСтатьяПутевой очеркПознавательно - тематическое интервьюОтчетРецензияВопрос - ответПортретный очерк (метод интервью)АнонсИнтервью - портретКорреспонденция№ 11 (1936), 15 марта 2013КорреспонденцияКорреспонденцияЭпиграфОтчетсэлементамипресс - конференцииСтатьяЗаметкаКомментарийОтчетИсповедьТематическое интервьюПисьмоПутевой очеркАнонсРецензияОбзорЭпитафия

В данном номере преимущественно представлены информационные жанры. Такие как информационное интервью, познавательно - тематическое интервью, отчет, вопрос - ответ, анонсы и информационная корреспонденция.

Публикация "Проекты превращаются в дела" в жанре информационное интервью размещена на 3 странице в постоянной рубрике "Диалог". В рамках данного материала, ноябрьский представитель "Молодежного правительства" Кирилл Николаеврассказал подробности работы.

О принадлежности данного материала к жанру информационное интервью говорит:

Предмет отображения: процесс (работа Молодежного правительства)

Целевая установка: узнать подробности работы Молодежного

правительства из первых уст и дать представление о работе

правительства всем заинтересованным лицам;

Метод отображения: интервьюирование;

Таким образом, в основе публикации информирование читателя,

получение информации из первых уст путем метода сбора

информации - интервьюирования. Отсюда следуют, что это

действительно - информационное интервью.

Отчет представлен публикацией об открытии нового участка

трубопровода в г Ноябрьске.

Предмет отображения: событие (открытие нового участка трубопровода);

Целевая установка: информирование об том всех заинтересованных лиц;

Метод отображения: фактографический (фиксация наиболее зримых и очевидных черт события);

Данные характеристики с уверенностью позволяют отнести публикацию к жанру отчета.

Вопрос - ответ самый распознаваемый жанр. Как правило, представлен письмом читателя и ответом на него специалиста. В данном номере это письмо школьника желающего стать полицейским. На его вопрос отвечает представитель полиции города Ноябрьска.

Анонсы представлены короткими заметками, сообщающими о значимых событиях городской жизни.

Информационная корреспонденция помогает пересказать читателю, какое-либо интересное событие, ничего не упустив из виду. В данном номере корреспонденция представлена материалом о годовщине кожно-венерологического диспансера.

Предмет отображения: событие (годовщина);

Целевая установка: придать огласке событие и поздравить коллектив;

Метод отображения: фактографический;

Объем текста небольшой. Выявление связей не происходит и главная цель информирование об очевидном, то жанром данного текста является именно информационная корреспонденция.

Аналитические жанры встречаются всего три раза в виде: статьи,(Рис. 5) рецензии (Рис. 6)и портретного интервью. (Рис 7)

Художественно -публицистические жанры представлены путевым очерком с выраженным репортажным началом. (Рис.8)

Достаточно любопытно, что номер посвященный Международному женскому дню получился информационным. Данный ход не лишен практического смысла. В праздники читатели менее склонны читать аналитику так, как для её восприятия необходимо переосмысление и некая погруженность в проблему. Информационные же жанры пользуются популярностью так, как несут в себе функцию удовлетворение потребности в информации. Представление актуальных фактов либо общеизвестных, либо лежащих на поверхности. Редакция газеты отлично осведомлена об этом нюансе и потому своевременно меняет концепцию номера.

Номер посвященный славянскому празднику "Масленица" немного нарушает традицию легкого наполнения праздничных номеров. Месяц март в городе выдался достаточно богатым на события во всех сферах жизни общества. Именно мартовский номер положил начало богатому разнообразию жанров в номерах газеты "Слово Нефтяника".

Сложно сказать какие жанры составляют большинство в данном номере. Так как аналитические жанры фактический сравнялись по количеству упоминания на полосах газеты. Так же путевой очерк занимающий постоянную рубрику "Из журналистского блокнота" дополнили еще одним художественно публицистическим жанром эпиграфом.

Именно с несколько пространного рассуждения о "Масленице" начинается номер. Эпиграф как правило предваряет все другие материалы, создает настроение всего номера, представлен в виде маленького текста в свободной художественной форме, не несет никаких документальных фактов.

Мартовский номер помимо стандартных аналитических жанров пополнился редкими видами публикаций:

Комментарий (три публикации в рубрике "Консультация" на такие темы как: наследственные заболевания новорожденных, претензии покупателей, рассуждениях о запрете конины;

Письмо (от читательницы газеты о равнодушие);

Исповедь (бабушки разыскивающей своего внука);

Версия (разработка версии о том, как было

совершено преступление);

Обзор (новинок кинопроката);

В последующих весенний номерах наблюдается все большее разнообразие жанров, контент газеты пополняется различными смесями жанра в которых все сложнее узнать традиционные жанры.

Наглядно с публикациями можно ознакомиться в приложении:

Информационные жанры (№10 (1935), 8 марта 2013) - Рис. 1.

Информационные жанры (№ 11 (1936), 15 марта 2013) - Рис. 2.

Аналитические жанры (№10 (1935), 8 марта 2013) - Рис. 3.

Аналитические жанры (№ 11 (1936), 15 марта 2013) - Рис 4.

Художественно-публицистические жанры (№10 (1935), 8 марта 2013) - Рис.5.

Художественно-публицистические жанры (№ 11 (1936), 15 марта 2013) - Рис. 6.

Заключение

В ходе исследования стало понятно, что жанровое разнообразие печатного издания, будь то регион или центр, зависит от богатства картины событий населённого пункта. Как правило, в провинциальных городах событий меньше чем крупных городах.



Список использованной литературы

. Тертычный А.А. Жанры Периодической Печати. //Учебное пособие -М.: Аспект Пресс, 2000

. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С.177. с. 139.

. Рогачев В.А. Концепция городской газеты в системе СМИ Тюменского региона // Информационное пространство Тюменской области. Выпуск 1. Тюмень, 2002. С. 20-28.

. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.1.Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.-С.46-47.

Похожие работы на - Жанровые особенности региональных средств массовой информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!