|
- основные точки маршрута
|
|
- направление движения
|
б) Краткие сведения о
маршруте и его пунктах
Тур «Земля Югорская» -
познавательный, этнографический.
Тип - внутренний.
Возраст туристов - взрослые.
Продолжительность - 3 дня / 2 ноч.
Основными пунктами маршрута
являются: г. Ханты-Мансийск, г. Нефтеюганск и г. Сургут.
1. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск - город с удивительной
историей. Считается, что у него три даты рождения: первая - это 1637 год
(образование Самаровского Яма), вторая - 1931 год (начало строительства
окружного центра Остяко-Вогульска), третья - 1950 год (образование города
Ханты-Мансийска путем слияния поселка Остяко-Вогульска и села Самарово).
Официально же дата рождения города утверждена недавно. Постановлено:
летоисчисление города производить с 1637 года, с момента основания на
территории современного города первого поселения - Самаровского Яма.
Архитектура Ханты-Мансийска
напоминает о суровой природе Севера. Многие здания кажутся выполненными изо
льда. Среди них Театрально-концертный комплекс, производящий впечатление
огромной ледяной фигуры. С другой стороны, встречается множество сооружений в
самых различных архитектурных стилях - от классицизма до неоклассики.
Восстановлена церковь в стиле барокко XVIII века.
По всему городу разбросан парк
«Самаровский чугас» представляющий собой густой зеленый массив. В центре города
лежит парк имени Б. Лосева, или как он еще называется Парк победы. Он интересен
березовой рощей, начинающейся у центрального входа.
В Ханты-Мансийске действует
дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева. С 1950-х по 90-е годы основной
темой его творчества был Север во всем его многообразии. Здесь выставлены
картины, изображающие быт и традиции северных народов, а также величественную
природу этого края.
Галерея-мастерская художника Г.С.
Райшева переносит туристов в мир современного символизма. Север в изображении
Райшева выглядит простым и заманчивым. Вместе с тем художник передает всю
загадочность и самобытность региона.
Основные объекты показа в ходе
обзорной экскурсии по Ханты-Мансийску:
1) Мемориал
в Парке Победы, посвященный воинам округа, погибшим в годы Великой
Отечественной войны. Мемориал был открыт в Ханты-Мансийске накануне 55-летнего
юбилея. Он расположен в самом центре парка Победы. Некогда, в далеких 30-х,
отцы и деды нынешних хантымансийцев «разбили» сквер, посадили белоствольные
березы и назвали садом им. А.С. Пушкина. А в апреле 1970 года Совет офицеров
запаса постановил заложить здесь памятник землякам, не вернувшимся с войны.
Обновленный мемориал, одетый в мрамор и гранит, стал краше и величественнее.
Вдоль аллеи Славы располагаются бюсты Героев Советского Союза. На них - имена
прославленных земляков современных жителей ХМАО.
3) Памятник
учителям и учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны (сквер шк.
№1).
4) Памятник
погибшим в годы сталинских репрессий (ул. Мира).
5) Памятник
студентам и преподавателям педагогического училища, погибшим в годы Великой
Отечественной войны (территория пед. колледжа).
6) Памятник
работникам рыбокомбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны
(территория рыбокомбината).
7) Здание
окружного центра традиционной народной культуры и досуговой деятельности (ул.
К. Маркса, 11).
8) Здание СПТУ-43
(ул. Ленина, 51).
9) Дом П.И.
Лопарева (ул. Кирова, 38).
Посещение Ханты-Мансийска
предусматривает посещение этнографического парка-музея «Торум Маа», который был
основан 30 октября 1987 года по инициативе известных угорских поэтов и
писателей Ювана Шесталова и Еремея Айпина. «Торум Маа» - это музей под открытым
небом, воссоздающий усадьбу народа ханты. По жилым, хозяйственным и культовым
строениям, расположенным на территории музея, можно составить наглядное
представление о всем богатстве и своеобразии духовной культуры и жизненного
уклада обско-угорских народов, владевших тайнами гармоничного сосуществования с
суровым климатом и дикой природой.
Экспозиция музея представлена тремя
тематическими комплексами:
«Летнее стойбище ханты р. Агана»
(летний дом, хозяйственные и охотничьи лабазы, навес-коптильня, хлебная печь,
родильный дом, кострище),
«Зимнее поселение северных манси»
(зимний дом, хозяйственный и охотничий лабазы, хозяйственные постройки для
содержания скота),
«Святилище обских угров» (освященный
лабаз - ура, семь священных идолов, изображающих богатырей - отыров в авторском
исполнении художника Г.С. Райшева).
Сегодня музей «Торум Маа» - центр
проведения народных праздников: медвежьих игрищ, вороньих праздников,
выступлений фольклорных ансамблей.
2. Нефтеюганск
Город Нефтеюганск расположен в 250
км к востоку от Ханты-Мансийска, в пределах Среднеобской низменности, на Оби и
её протоке Юганская Обь. Город возник из деревни Усть-Балык, а свое название
получил по расположению при впадении р. Балык в протоку Юганская Обь. Рост
деревни начался в 1960-е годы после открытия в 1961 г. и освоения
Усть-Балыкского месторождения нефти. В 1964 г. был преобразован в поселок
городского типа, а с 1967 года получил статус города с названием Нефтеюганск.
В течение последних десятилетий
город развивался как основная база нефтедобычи Среднего Приобья. Сегодня
Нефтеюганск - центр крупного нефтедобывающего района с развитой промышленной
базой, сетью транспортного, коммунального, торгового и культурно-бытового
обслуживания. Основным предприятием, определяющим экономику города, является
ОАО «Юганскнефтегаз», деятельность которого распространяется на территории трех
регионов: городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, а так же Нефтеюганского района.
Основные объекты показа в ходе
обзорной экскурсии по Нефтеюганску:
1) Скважина
Р-62 - памятник начальным
годам освоения нефтяных богатств юганской земли. Скважина Р-62 - это первый
фонтан нефти, который собой открыл новую страницу в истории развития этой
территории. Бурить скважину Р-62 закончили в сентябре 1961 г. Скважину строила
бригада мастера Лагутина. Будет ли нефть или горизонты окажутся водоносными,
уверенно сказать никто не мог, но вот-вот должен был начать работу XXII съезд
КПСС, и всем хотелось сделать к этому дню настоящий подарок - открыть
месторождение нефти. 10 октября начались испытания на Р-62. С буровой была
установлена круглосуточная связь. Через несколько часов пришла депеша: «На
объекте получена вода с пленкой нефти…». Затем приходит очередное сообщение:
«Идет продувка скважины компрессором». Спустя еще несколько минут сообщение с
Усть-Балыка: «Скважина фонтанирует нефтью, визуально дебит 300 тонн…». Таким
образом, подарок съезду был сделан.
2) «Пятачок» - это часто употребляемое в Нефтеюганске название места в зоне
береговой части города, где высадился первый десант геологов и строителей в
1961 году. Здесь, на высоком берегу Юганской Оби, на небольшом пятачке твердой
земли, окруженном тайгой и болотами, единственном пригодном для строительства
месте началась сборка домов на первой улице поселка. В начале 1960-х годов на
«пятачке» располагался жилой, административный и торговый центр поселка.
Сегодня территория «Пятачка» очень изменилась. В этом районе расположены
культурный центр «Обь», здание ЗАГСа. На набережной отведено место для
строительства историко-архитектурного комплекса «Музей реки Оби», посвященного
истории образования города Нефтеюганска и освоению нефтегазового комплекса.
3) Стела
«Юность» - скульптурное
олицетворение юности города, установлена в честь пятилетия города Нефтеюганска
в 1973 г. Стела представляет собой гранитную девушку с чашей в поднятых руках.
Расположена у дома культуры «Юность».
4) Стела
первой Усть-балыкской нефти -
монумент на правой стороне реки Юганская Обь. Стела посвящена знаменательному
событию, когда 26 мая 1964 года была получена первая усть-балыкская нефть. По
форме стела представляет собой устремленные в небо, окрашенные в белый цвет
тонкие металлические трубы, которые на восьмиметровой высоте разделяются на три
оперенья. Своей формой стела символизирует нефтяной фонтан.
5) Памятник
«Воину-Освободителю» - установленный в
центре города монумент в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.
6) Памятник
Ермаку Тимофеевичу. Представляет
собой мраморную стелу с надписью: «Атаману Сибирского казачьего войска Ермаку
Тимофеевичу от благодарных потомков - казаков и православных прихожан Нефтеюганска».
Памятник установлен на территории Свято-Духовского православного храма в дань
памяти освоения и присоединения земли сибирской к Государству Российскому.
Этнографический характер тура
подразумевает совершение пешеходной прогулки в Юрты Пунси - комплекс
традиционных хозяйственных и жилых построек, промысловых и культовых объектов
группы юганских хантов, расположенных близ озера Большое Каюково. В
окрестностях озера сегодня проживает несколько семей, ведущих традиционное
хозяйство и сохранивших национальный уклад жизни. В районе озера также
расположено несколько археологических памятников. Наиболее интересный из них -
Каюково 2, городище (укрепленное поселение) эпохи неолита. В культурном слое
памятника хорошо сохранились обугленные остатки деревянных конструкций, что
позволяет реконструировать этот объект с максимальной достоверностью. Сегодня
это почти единственное определенное городище каменного века в Западной Сибири.
Исследования этого памятника дадут важную информацию по истории заселения
Обского Севера. В настоящее время ведутся работы над проектом сохранение
традиционных построек и создания экспозиции этнографического поселения юганских
хантов в окрестностях озера Большое Каюково.
3. Сургут и Сургутский
район
Сургутский район - самый крупный в
Ханты Мансийском округе по численности населения и объему промышленного
производства. Его площадь 105 тысяч квадратных километров. Административный
центр района - город Сургут, один из первых русских городов в Сибири. Основан в
1594 г. на месте остяцкой крепости. Свое название город получил по ближней
протоке Оби Сургунтль-Мухэт, где слово «мухэт» означает «протока», а первая
часть гидронима - это хантыйское личное имя Сургут. В 17-18 вв. Сургут был
одним из центров русской колонизации Западной Сибири. С конца 18 в. стал
уездным городом, а позже - селом. В 1804-1867 гг. угас настолько, что потерял
статуса города. Однако с 1868 г. начинается второй этап развития Сургута, он
снова становится городом. В 1926 г. произошел отток населения из города, и в
связи с малочисленностью он опять был преобразован в посёлок. С открытием в
1950-60-х гг. богатых месторождений нефти и газа Сургут стал в очередной раз
быстро расти и с 1965 г. вновь считается городом.
Сургут - центр Сургутского района
ХМАО. На его территории обнаружено большое количество археологических
памятников; остатки древних крепостей, поселений, захоронений. Наиболее
известным является комплекс памятников в урочище Барсова гора, что в 30
километрах к западу от Сургута. Объекты экскурсионного осмотра в Сургуте:
) Архитектурный памятник - «Дом
купца Клепикова». Дом построен в конце XIX века. Представляет собой купеческую
усадьбу. Реставраторы вернули дому историческую планировку, воссоздали в
первозданном виде дверные и оконные проемы, 70% уникальной деревянной резьбы. В
музее работает экспозиция, в которую вошли более 300 предметов быта сибирского
купечества.
) Памятник основателям города
Сургута
) Памятник А.С. Пушкину
) Мемориал Славы
) Малые скульптурные формы у ГКДЦ
«Строитель»
) Скульптурная композиция «Пегас»
Этнографический характер тура
подразумевает также посещение археологического памятника «Барсова гора»,
расположенного близ Сургута. Здесь найдено множество археологическим
памятников, начиная с эпохи камня и до нового времени, в т.ч. остатки 60
городищ, серии неукрепленных поселений, порядка 2000 жилищ, 5 могильников, а
также святилища древних хантов. На территории памятника туристы смогут
познакомиться с архитектурой северных народов: лабазом как характерным
национальным элементом строительства; печью, вылепленной из глины и др.
объектами историко-культурного наследия.
в) Занимательное
краеведение
ХМАО - край с богатой историей. Он
известен и прославлен многими деятелями культуры - уроженцами округа, среди
которых, в частности, Юван Шесталов и Еремей Айпин.
Юван Николаевич Шесталов (рис. 3) - ровесник мансийской письменности, один из самых ярких
представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик.
Рис. 3. Ю.Н. Шесталов
мансийский туристский автономный
округ
Родился 22 июня 1937 года в деревне
Камрадка Березовского района.
Юван Шесталов первым в истории
своего народа обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний,
легенд, песен. До него никто из писателей не пытался обрабатывать, вводить их в
современный стих. Шесталов поставил перед собой цель вдохнуть в древние легенды
«душу живу», сделать так, чтобы в современной поэме они не выглядели наподобие
застывших музейных этнографических экспонатов, чтобы легенды и песни, не теряя
своей древней, седой истории, звучали современно, помогая познанию бытия,
познанию нравственных, философских, социальных проблем нашего времени.
В настоящее время Ю. Шесталов живет
в Петербурге, с 1991 года он издает журнал «Стерх». Призвание журнала, по задумке
создателя, - сблизить все народы финно-угорской группы, показывая самобытность
каждого.
Другой не менее известных уроженец
ХМАО - Еремей Данилович Айпин. (рис. 4). Родился в семье охотника-ханты
27 июня 1948 г. в поселке Варьеган Сургутского (Нижневартовского) района ХМАО.
Рис. 4. Е.Д. Айпин
Публиковался в журналах «Октябрь»,
«Нева», «Юность», «Урал», «Сибирские огни»; в газетах «Литературная Россия»,
«Московские новости» и др. Отдельные его повести переведены на английский,
венгерский, испанский, японский языки.
Ханты-Мансийский автономный округ -
историческое место проживания народа манси.
Краткий разговорник
манси:
Oс Ёмас Улум! - До Свидания!
Пуссын Ёмассыг Вос Oлы! - Все
Хорошо!
Кантлын Мaныл Пoйтэн - Извините!
А-А - Да.ти - Нет.
Ёмасяквeг Тэпъялэн! - Приятного
Аппетита!
Пумасипа! - Спасибо!
Нан Мaньси Лaтныл Потыртэгын? - Вы
говорите на мансийском языке?
Энциклопедия быта манси:
Национальный костюм: традиционная женская одежда манси представлена платьем, распашным
сатиновым или суконным халатом, шубой. Национальный мужской костюм составляет
рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна или оленьих шкур (малица,
гусь).
Кухня: традиционные блюда манси готовились из вяленой, сушёной, жареной
на костре, мороженой рыбы и мяса.
Поселения и жилища: манси вели полуосёдлый образ жизни, переезжая в разные сезоны
года с одного промыслового участка на другой. Поселения были постоянные
(зимние) и сезонные (на местах промысла). Традиционное жилище летом -
конические берестяные чумы или четырехугольные шалаши из жердей, крытых
берестой, зимой - прямоугольные срубные дома, у оленеводов - крытые шкурами
чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей,
обмазанных глиной. Для выпечки хлеба вдали от жилищ строили глиняные печи.
Традиции манси
Занятия и промыслы: традиционные занятия манси - охота. На Оби и в низовьях Северной
Сюсьвы, в верховьях Лозьвы, Ляпина и Северной Сосьвы распространено
оленеводство. Оно было заимствовано у ненцев в XIII-XIV веках. У некоторых
групп манси развито земледелие и скотоводство, а также разведение домашней
птицы. Манси передвигались на лодках (иногда с берестяным верхом), лыжах,
нартах (в собачьей и оленьей упряжке), а в отдельных районах - на санях или
особых конных нартах.
Семьи манси: семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из
одной пары). Форма брака в основном патрилокальная, когда жена уходила в группу
мужа. Сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (какое-то время
муж мог жить в семье жены).
Праздники и обряды
манси:
Наиболее известным празднеством у
манси, как и у хантов, является медвежий праздник. Многие современные торжества
приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее
значителен Урине хотэл эква - Вороний день, отмечающийся на Благовещение (7
апреля). Считается, что в этот день ворона приносит весну, выступает
покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к
воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь, детей.
В конце мая - начале июня манси
отмечают дни рыбаков, проводят соревнования на лодках, разжигание костра,
жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в
какое время появится рыба и в каких местах её лучше ловить.
С охотничьим промыслом, особенно с
началом пушной охоты, связаны осенние праздники манси, в первую очередь, Покров
(14 октября). У оленеводов наиболее почитаем, Ильин день (2 августа),
совпадающий с окончанием линьки у оленей.
Мифы и предания манси:
Мифологическая картина делит мир
манси на три яруса. На верхнем ярусе располагается Торум, олицетворение неба,
первопричина добра. На среднем ярусе - земле живут люди. Нижний ярус -
подземный мир тёмных и злых сил.
Фольклор манси:
Откуда северное сияние
пошло?
Мансийская легенда
Давно-давно, когда ещё олени с
людьми не дружили, когда ханты и манси не ездили, не летали, а по лесам и
болотам ходили, себе пищу добывали и мудрые древние старики говаривали: «Не
пойдёшь - не пожуёшь, не походишь - не поешь», - в вершине речки Найденной
располагалось стойбище древних манси. В стойбище у всех были дети, только одной
семье духи не послали детей. Долго муж с женой просили духов, чтобы послали им
дитя.
И вот, когда их жизнь шла к
старости, как день к вечеру, у них родилась дочка. Стали думать родители, как
назвать её.
Выбрать бы имя такое, чтобы принесло
оно ей счастье, - вслух размышляла мать. - Вечериною назвать, что ли? Однако
вечер - пора отдыха, сна, как бы наша дочь не выросла ленивой да сонливой.
Не бойся, мать, - сказал отец. -
Утро зарождается вечером. Назовём Вечериною, может, увидит дочь в жизни своей
свет утренней зари с вечера.
Ты, отец, в сказки ударился, -
возразила мать.
Сказки наши тоже вечером у ярких
костров зарождаются, - ответил отец. - А после сказок сны красивые снятся, в
руках и ногах силы прибавляется, плечи становятся крепкими, спина меньше гнётся
к земле. Пусть Вечерина будет для людей сказкой вечерней с горячим живым огнём
в сердце, пусть согревает людские сердца своим теплом.
Мать согласилась. Взяла свою малютку
и понесла к костру, чтобы показать её всем.
Старая мудрая женщина дольше всех
смотрела на девочку, а потом сказала:
Люди мои, эта девочка не похожа на
тех детей, которых я видела. На её лице, как на небе, сходятся две зари -
вечерняя и утренняя. Она нам всем принесёт много радости.
Манси, обрадованные словами мудрой
женщины, оживились, стали петь и плясать вокруг костра. Только Комполэн -
Болотный Дух рассердился, побежал по болотам и борам с диким криком и визгом.
На деревья налетал - деревья ломались и со стоном валились мёртвыми на землю.
Птицы испугались - разлетелись в разные стороны. Звери убежали в разные
урманы1, рыбы на дно речки легли.
Всех распугал Комполэн - Болотный
Дух: не выносил он, когда люди радовались.
Костёр погас - погасла и радость у
людей. Тяжело стало жить. Ходили манси с утра до вечера по лесам и урманам,
искали зверя, да мало находили. Уж Вечерина выросла, на охоту стала ходить, а
охота всё ещё была бедной и неудачливой.
Как-то Вечерина возвращалась с охоты
и наткнулась в лесу на маленького, слабенького оленёнка. Он лежал с вытянутыми
ногами и откинутой головой, как сломанная веточка в засуху. Вечерина поняла,
что мать оленёнка где-то погибла. Взяла его девушка и понесла домой. Долго шла,
сама очень устала. Тяжело было идти с живым грузом, но радостно.
Идёт и шепчет:
Живи, олешек, живи. Вот принесу
домой - ухой напою, и ты поправишься.
Уха заменила оленёнку молоко, он
стал подниматься на ноги и есть сочную траву. А когда совсем окреп, Вечерина
стала водить его на самые лучшие кормовые места. Пасёт целый день, а вечером
разведёт дымокур, сядет сама на пенёк, а олешек уляжется у её ног. Вечерина
поёт ему тихие колыбельные песни. Дымокур комаров отгоняет, ласковая песня сон
навевает. Оленёнок глаза закрывает. А Вечерина гладит тёплой ладонью бугорочки
у него на голове и поёт о том. Чему научила её старшая мать - Земля, и о том,
что младшая мать, качая её, напевала:
Баю-баюшки-баю,
Песню тихую пою.
Спи, олешек милый,
Набирайся силы.
Будут сильны ножки,
Отрастут и рожки.
Как сосны, ветвисты,
Как солнце, лучисты:
Опусти ресницы -
Сон тебе приснится,
Лесом к людям идёшь -
Солнце на ногах несёшь.
Пусть растут рога
Не от зла, а от добра.
Уж оленёнок крепко спал, а Вечерина
Всё пела и пела. Берёзки в полусне ей подпевали, золотистые сосны тихо
подыгрывали. Только беспокойные осиновые листочки дрожали и тихо друг другу
шептали:
Ой, не услышал бы злой Дух Комполэн эти
песни.
Подслушал их шёпот Филин и громко
пробухал:
Бу-бу-бу! Не бойтесь злодея:
ласточки ему уши заткнули, землёй законопатили.
Спит олешек, спит земля, и облака
давно легли на тёмные бока. Ветер задремал в лесу под деревьями. Только
ветерочки над оленёнком, над Вечериной тихо летают - слушают песню. Потом взяли
ветерочки в свои ладошки тихую песню да дым от дымокура и разнесли по лесам,
раздали зверям.
И потянулись звери к дымокуру и
Вечерине. Первыми пришли олени, за ними лоси. Медведь пришёл, нос свой к
дымокуру повернул.
Много дней Вечерина у дымокура
зверей принимала, от комаров их охраняла да песни им пела. Уж олешек окреп,
повеселел, с оленятами да лосями бегал, резвился, бодался - свои силы пробовал.
Долго ли, коротко ли это тянулось,
только то время прошло. Оленёнка корма выкормили, воды отпоили, дожди обмыли,
снега отбелили, а ветры смелости научили. Стал он взрослым, сильным, красивым.
В стаде не шёл, а белым чистым облаком плыл.
Теперь он не только сам вечерами к
дымокуру приходил, но и многих друзей приводил. А Вечерина целыми днями сухие
пни да грибы древесные собирала, много дымокуров раскладывала, тихой, сердечной
песней всех убаюкивала.
Прошло лето, наступила осень,
закружились белые комары-снежинки. Холодно стало на сердце у Вечерины. Думала:
уйдут от неё друзья-олени. Кому она станет колыбельные песни петь? Умный Белый
Олень понял её, подошёл, прикоснулся тёплыми губами к её рукам и щекам, словно
молвил: «Мы с тобой будем, сестра моя, только позови».
Обрадовалась Вечерина, поблагодарила
Белого Оленя, потом надела на него сбрую, расшитую узорами, украсила рога
яркими лентами, села на лёгкие нарточки, взяла резной хорей (длинный шест,
которым управляют оленями) в руки. Оттолкнулся Белый Олень от земли своими
лёгкими сильными ногами и взвился высоко-высоко в небо. И поплыл по поднебесью
птицей парящей, легонько касаясь неба ветвями украшенных рогов, - полосы в небе
от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них - и
ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким живым разноцветьем северного сияния.
Переливчатое многоцветье красок
объяло ледяную мансийскую землю, проникло в избушки сквозь маленькие оконца,
обтянутыми матовыми мансийскими пузырями вместо стёкол, осветило тёмные углы
низеньких избушек, озарило радостью тоскующие по свету лица манси. Захлестнуло
радостью их сердца и позвало под цветное небо, в трескучий мороз.
Выбежали манси на улицу, увидели под
радужным небом Вечерину и её Белого Оленя. А те медленно плыли под полыхающими
полосами, легко касаясь их, как струн древнего санквалтапа (струнного
музыкального инструмента), рождая цветную музыку. Музыка половодьем разливалась
по небу, скатывалась на землю и радовала манси.
С тех давних-давних пор в морозные
ночи, когда загорается северное небо разноцветным сиянием, у манси наступает
праздник: выходят они на улицу танцевать, с ними невидимо кружится и Вечерина.
Библиография
1. Барсова гора: 110
лет археологических исследований. Сургут, 2002.
2. Горшков С.В.,
Попов Н.Н. К вопросу о начале археологического изучения Барсовой горы //
Барсова гора: 110 лет археологических исследований / под ред. А.Я. Труфанова,
Ю.П. Чемякина. Сургут, 2002.
. Жемчужина
Приобья: Сургутский район. Сургут, 1996
. Кокосов Н.М.
Ханты-Мансийский национальный округ: (Очерк природы и хоз-ва). - Свердловск,
1956.
. Леонов С.
Наследие Югры // Наше наследие. 2007. №83-84. С. 31-33.
. Морозов В.В.,
Шатунов Н.В. Археологическое наследие Сургутского района: к истории научного
исследования // Барсова гора: 110 лет археологических исследований / под ред. А.Я.
Труфанова, Ю.П. Чемякина. Сургут, 2002.
. Народы Сибири:
Этнограф. очерк. М.; Л., 1956.
. Показаньев Ф.Я.
Город древний, город славный. Сургут, 1994.
. Поляков С.
Страна под названием Север // Первое сентября. 2000. №10.
. Регионы России.
Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник.
М.: Госкомстат России, 2003.
. Сокровища
Барсовой горы. Буклет. Сургут, 1993.
. Сургут:
история, факты // Краеведческий календарь: памятные даты Сургута на 2004 г.
Сургут, 2003.
. Информационно-просветительский
портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]: Режим
доступа: www.kultura.eduhmao.ru
. Финно-угорский
культурный центр Российской Федерации наследия [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://www.finnougoria.ru.
. Центр охраны
культурного наследия [Электронный ресурс]: Режим доступа:
www.iknugra.ru/unique-cultural-heritage/yuilsky-jail.html.