Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    152,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края















«Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края»

Содержание

Введение

. Туризм как специфический сектор экономики региона

.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики

.2 Туристский комплекс как объект экономического планирования на международном уровне

.3 Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях

. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края)

.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края

.2 Анализ современного состояния экономического планирования туристской отрасли Приморского края

.3 Предложения по совершенствованию экономического планирования туристской отрасли Приморского края

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Кроме этого, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.

Важнейшей тенденцией в мировом развитии в последние годы стал беспрецедентный рост туризма, который достиг внушительных размеров и оказывает все более значительное воздействие на общую ситуацию в национальной экономике. Туризм выступает как катализатор социально-экономического роста страны в целом и регионов в частности.

Для России региональный подход к развитию туризма имеет особо важное значение вследствие разнообразия ее природно-климатических, экономических и социо-культурных условий. Актуальность темы данной работы состоит в том, что развитие регионального туризма затруднено, прежде всего, в силу недостаточной научно-методической разработанности теории туристского сектора региональной экономики. Спонтанность развития туристского комплекса в структуре региональной экономики и ограниченная реализация потенциала ставят перед научной общественностью проблему разработки системы мер по целенаправленному управлению этим сектором региональной экономики, и прежде всего, по развитию планирования регионального туризма, учитывающего потенциал региона. Приморский край имеет огромный туристско-рекреационный потенциал, который, при грамотном использовании должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона.

Цель данной работы - рассмотреть способы совершенствования экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края.

При этом ставятся следующие задачи:

рассмотреть основные понятия и категории экономики туризма;

проанализировать динамику развития туризма за последнее десятилетие;

рассмотреть особенности экономического планирования туристского комплекса на национальном и региональном уровнях;

проанализировать современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ;

провести анализ современного состояния экономического планирования туристской отрасли Приморского края;

рассмотреть способы совершенствования экономического планирования туристской отрасли Приморского края.

Объектом исследования является туристский сектор экономики региона

(на примере Приморского края).

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе планирования туристского сектора в субъектах Российской Федерации.

В работе используются методы сравнительного, статистического и типологического анализа. Проводится обзор отечественных и зарубежных изданий, посвященных исследуемой тематике.

1. Туризм как специфический сектор экономики региона

.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики

туризм экономический федеральный

Экономика туризма - сектор экономики, занимающийся учетом экономических результатов работы специфического межотраслевого комплекса, осуществляющего формирование и реализацию туристских услуг. В качестве важнейших показателей выступают: количество туристских прибытий, суммы туристских расходов, объемы тур потоков и др.

По мнению Квартальнова В.А. экономика туризма организуется в масштабе отдельных стран (или регионов внутри страны) и всего мира. Экономика туризма позволяет исследовать, с одной стороны - влияние туризма на различные сферы человеческой жизнедеятельности, а с другой стороны - влияние внешних факторов (политических, финансово-экономических, социально-демографических, материально-технических) на развитие туризма [7, с. 145].

Экономика туризма базируется на статистике туризма, которая предоставляет достоверную информацию о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах - отправителях и странах, принимающих туристов, организует специальные исследования туристского рынка и туристской деятельности с использованием арсенала методов математической статистики и статистических обследований с целью получения достоверных результатов о фактах и тенденциях в туристском бизнесе и на туристском рынке.

Для того чтобы грамотно использовать в экономическом анализе данные статистических сборников, необходимо знать дефиниции (содержание основных понятий) в сфере туристской деятельности.

К основным категориям туризма относятся следующие:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - тур операторская и тур агентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный - туризм выездной или въездной;

туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих тур операторскую и тур агентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - тур агент);

заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или тур агента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Биржаков М.Б. отмечает, что туризм - самый динамично развивающийся сектор мировой экономики. К концу ХХ века туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта. В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта, где задействованы огромные массы служащих, основные средства производства, крупные капиталы [1, с. 54].

С начала нового столетия наблюдается значительный рост доходов от туризма в мировой торговле услугами. Согласно данным всемирной торговой организации, рост доходов от туристских услуг по отношению к концу ХХ столетия на 2005 г. составил 54%, при уменьшении доли туризма в числе всех коммерческих услуг почти на 14% [22].

В 2006 г. туризм продолжает быть одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики. По данным ЮНВТО, количество туристов в 2006 г. составило 842 млн. человек (на 5% больше, чем в 2005г. ), а доходы от туризма - 745 млрд.долларов (рост на 9%).

В 2008 г. международная индустрия туризма испытала на себе негативное влияние глобального экономического кризиса. Ежеквартальные данные показывают, что доля международных путешествий была высокой в первые две четверти 2008 г., увеличиваясь в среднем на 20% в течение года. В третьей четверти их рост замедлился, а в последней четверти года показатели снизились на 9%. Экспорт международных путешествий, по оценкам специалистов ЮНВТО, снизился на 18% в первой четверти 2009 г. К концу 2009 г. фактически все регионы были затронуты экономическим кризисом. Всемирная туристская организация в ноябре 2009 г. обнародовала статистические данные по числу туристских прибытий с января по август 2009 г. Их снижение составило 7%.

За первые четыре месяца 2010 г. произошло ожидаемое восстановление показателей международного туризма по прибытию, доходам и расходам в 120 ключевых странах мира. Рост количества международных туристских прибытий в течение апреля 2010 г. оценен в 7%.

Прогноз Всемирной туристской организации показывает, что ожидаемое количество международных туристских прибытий достигнет почти 1,6 млрд. человек к 2020 г. Из общего числа международных прибытий в 2020 г. 1,2 млрд. будут внутри региональными, и 378 млн. туристов будут путешествовать на дальние расстояния [22, с. 33].

По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. сформируются три основных туристских региона: Европа (717 млн. туристов), Восточная Азия и Океания (397 млн.) и Америка (282 млн.). Далее будут следовать Африка, Ближний Восток и Южная Азия. [22, с. 33].

Туризм часто рассматривают с точки зрения его потенциального вклада в экономическое развитие. Широко распространено мнение о том, что туризм помогает преодолеть растущую экономическую пропасть между развитыми и менее развитыми странами и регионами и обеспечивает ускорение экономического и социального развития, в особенности в развивающихся странах. Конечно, туризм содействует экономическому развитию туристских территорий, а экономические выгоды туризма, такие как создание дохода и рабочих мест, официально признанны. Однако на практике существует достаточно много факторов, которые снижают потенциальные выгоды для принимающей страны. Остаются серьезные сомнения насчет того, может ли туризм, без стороннего вмешательства и коренных изменений в мировых политических структурах, на самом деле способствовать установлению более равномерного и справедливого экономического порядка в мире.

Существуют основания считать, что многим туристским территориям удалось преодолеть недостаток финансовых ресурсов, обойти экономически невыгодный этап развития туризма (когда требуются все большие инвестиции, а доход еще слишком мал) и ускорить процесс развития туристской инфраструктуры и сооружений с помощью международных финансовых средств и опыта. То есть они постарались привлечь частный иностранный капитал для финансирования развития туристских сооружений, таких как средства размещения, рестораны и средства развлечения. Нет сомнений, что иностранные инвестиции увеличивают дополнительный доход и рост, создают новые рабочие места и привлекают иностранную валюту, но в то же время, к сожалению, создают больше потерь, чем внутренние инвестиции из местных частных и государственных источников. Это конечно происходит потому, что прибыль получает материнская компания, нанимается больше иностранных работников и используется больше импортных товаров для обеспечения туристического бизнеса. Эти факторы в совокупности уменьшают вклад туризма в экономику страны [22, с. 15].

Можаева Н.Г. считает, что с социально-культурной точки зрения туризм привлекает инвестиции в сохранение и развитие культуры, восстановление памятников, возрождает народные промыслы, повышает уровень занятости и, соответственно, уровень жизни местного населения. Но возникают и отрицательные последствия. Местное население может считать несправедливым свое положение обслуживающего персонала. Сезонный характер работы и высокая доля неквалифицированного труда ухудшает структуру занятости. Процесс глобализации, неизбежно затрагивает районы, принимающие иностранных туристов. Соответствие мировым стандартам сервиса оказывается важнее местных особенностей и традиций для решения этих проблем необходимо развивать наравне с туризмом и другие отрасли.

Развитие туризма представляет серьезную угрозу экологической обстановке в регионе. Природные ресурсы быстро истощаются и загрязняются при увеличении туристского потока. Строительство гостиничных комплексов, изменение береговой линии, обустройство пляжей, горнолыжных трасс, организация охоты и рыбалки, мест для пикника наносят непоправимый ущерб природному комплексу региона. Несмотря на это туризм, при правильной организации, может способствовать и восстановлению окружающей среды. Часть средств, поступающих от туристов, должна направляться на создание и финансирование национальных парков и заповедников, очистку воды и уборку туристских территорий. Тем более что поддержание чистой окружающей среды необходимо для функционирования самого туристского комплекса.

В заключение этого вопроса следует отметить, что развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала. Вместе с тем бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определённое сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Поэтому при оптимизации развития этой сферы необходимы учёт мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Требуется осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.

Как мы видим, туризм - это довольно динамично развивающаяся отрасль мировой экономики, которая оказывает как позитивное, так и негативное влияние на экономическое и социо-культурное развитие. Следующая подглава данной работы посвящена рассмотрению туристского комплекса, его специфических особенностей, а также планированию его развития на национальном и региональном уровнях.

.2 Туристский комплекс как объект экономического планирования на международном уровне

В современной экономической литературе традиционно рассматривается понятие туристского комплекса как совокупности элементов: средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

По мнению Л. Воронковой, туристский комплекс представляет собой хозяйственно-организационное и территориальное объединение группы туристских предприятий - гостиниц, ресторанов, турбаз, кемпингов и др. [4, с.46].

Туристский комплекс - чрезвычайно сложное социально-экономическое понятие, ядром которого являются не только туризм как сфера приложения труда и капитала по производству и реализации услуг определенного свойства, но и ряд сопутствующих отраслей, участвующих в межотраслевом разделении труда и повышающих качество, разнообразие услуг, которые предоставляются потребителю.

Туристский комплекс специализируется на обслуживании населения из числа жителей данного и других регионов (внутренние туристы), а также из числа жителей других стран (иностранные туристы).

Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезо экономический и микроэкономический [19, с.31]. Макроэкономический уровень - это Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство культуры РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк, Государственный таможенный комитет РФ. Мезо экономический уровень - это отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти. Микроэкономический уровень - это организации туристского комплекса.

Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.

На микро уровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.

Развитие туристского комплекса региона невозможно без обеспечения определенных социально-экономических условий, которые определяют, с одной стороны, желание и готовность бизнеса развивать туристскую инфраструктуру, с другой стороны, имеют большое воздействие на желание туристов посетить данную территорию, для чего на ней строятся туристские комплексы и объекты.

Планирование развития мест и регионов, учитывающие туристский потенциал, требует разработки стратегий развития туризма и управление этим развитием. Разработка законов, регулирующих отношения участников туристских процессов, приобретает все большую важность, особенно для нашей страны. Часть туриндустрии - научные исследования в сфере туризма. Это экономические, социологические, психологические, культурологические исследования, исследования в области статистики и логистики, в области управления.

Туристское планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях [3,с.178].

На международном уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии и рекламные кампании. В качестве субъектов планирования выступают такие организации, как Всемирная туристская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта и др.

На национальном уровне сущность планирования выражается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния развития туризма, а также формированию инвестиционной политики, туристского законодательства, общей маркетинговой стратегии и рекламной кампании, разработке стратегических и тактических методов реализации туристской политики государства.

Сущность регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона. Под туристским регионом в данном контексте понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта.

Местный уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и иных элементов инфраструктуры туризма. Планирование осуществляется на уровне туристского центра, туристского курорта и туристских аттракторов.

По мнению специалистов ЮНВТО, планирование туризма на национальном и региональном уровнях осуществляет следующие функции:

определение общих задач и направлений развития туризма;

развитие туризма таким образом, чтобы его природные и культурные ресурсы постоянно поддерживались и сохранялись для использования в настоящее время и в будущем.

органичное включение туризма в общую политику и модели развития соответствующей страны или региона и установление тесных взаимосвязей между туризмом и другими секторами экономики;

обеспечение рациональной основы для принятия решений по развитию туризма как государственным, так и частными секторами;

создание возможностей для согласованного развития всех многочисленных элементов сектора туризма;

оптимизация и уравновешивание экономических, экологических и социальных выгод туризма одновременно со справедливым распределением этих выгод среди общества, сведение к минимуму потенциальных проблем, связанных с туризмом;

создание структур, руководящих размещением, выбором типов и степени развития достопримечательностей, объектов, услуг и инфраструктуры в туристских целях;

разработка директив и стандартов, которые взаимно согласуются и дополняют друг друга, с целью подготовки подробных планов развития туризма в конкретных районах, а также с целью надлежащего планирования туристских объектов;

обеспечение основы для эффективного осуществления политики и плана развития туризма и постоянного управления сектором туризма путем создания необходимых организационных и других институциональных структур;

обеспечение основы для эффективной координации деятельности и инвестиций государственного и частного секторов в области развития туризма;

обеспечение ориентиров для постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма.

В настоящее время в мире существует приблизительно 70 международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами развития туризма [18, с.31].

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - межправительственная организация, в которую в настоящее время входит более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и др.).

ЮНВТО занимается разработкой единой стратегии развития индустрии туризма, что предусматривает:

планирование развития индустрии туризма;

анализ проблем и государственной политики, связанной с географическим распределением туризма и отдыха в странах - членах ЮНВТО;

разработку национальных и региональных планов использования земли;

анализ взаимосвязей развития индустрии туризма и регионального планирования с учетом увязки различных потребностей в ресурсах и интересов всего человечества в целом;

учет экологических последствий развития индустрии туризма; т учет социальных последствий туризма;

разработку общей стратегии и программных мер по осуществлению планов развития туризма.

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ) - международная туристская организация, объединяющая в качестве действительных членов национальные туристские ассоциации и организации, в качестве ассоциированных членов - туристские агентства, гостиницы, транспортные предприятия, учебные заведения.

Основной целью ФУААВ является создание и укрепление национальных ассоциаций турагентств, оказание им юридической, финансовой, профессиональной и материально-технической помощи, максимальная поддержка престижа всех категорий профессий туристского агента на международном уровне в экономической, юридической и социальной областях. Практическая деятельность Федерации заключается в координации деятельности рабочих групп по таким вопросам, как автоматизация, гостиничное хозяйство, транспорт, профессиональная подготовка, юридическая поддержка, страхование туристов и т.д.

Международный туристский альянс (АИТ) - международная туристская организация, действительными членами которой являются национальные автомобильные ассоциации и туристские клубы, объединяющие индивидуальных членов или национальные федерации, состоящие из ассоциаций туристов. Создан в 1919 г.

Цель АИТ - развитие всех видов международного туризма и в первую очередь автотуризма. Члены объединения занимаются организацией семинаров и совещаний по проблемам совершенствования обслуживания автотуристов, упрощения таможенных формальностей, благоустройством дорог и автотрасс, оказанием юридической помощи и страхованием. Альянс публикует различного рода справочную информацию, в том числе- о деятельности клубов-членов; справочники-перечни услуг, предоставляемых клубами иностранным туристам; схемы автомобильных дорог и т.д.

Альянс в настоящее время объединяет более 140 организаций с общим количеством около 60 млн. членов из 84 стран мира.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) - всемирная организация международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция - упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Главная задача IATA - содействовать перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются билетов, путевых листов, документов на багаж и других подобных бумаг.

Международная организация гражданской авиации (ICAO) учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.

Организация ставит перед собой следующие цели:

обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной гражданской авиации во всем мире;

поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств транспорта с учетом охраны окружающей среды;

поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и необходимых условий для нужд международной гражданской авиации;

выполнять на высшем уровне требования пассажиров к авиатранспорту, безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;

поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран;

избегать дискриминации между странами - членами ICAO;

пропагандировать безопасность полетов;

способствовать развитию международной гражданской авиации.

Членами ICAO являются 183 государства (в том числе и Россия).

Международная ассоциация по конгрессам и съездам (ИККА) - международная туристская организация, объединяющая турагентства, конгресс центры, гостиницы и транспортные предприятия. Создана в 1964 г.

Основной целью Ассоциации является развитие конгрессного туризма.

Международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма (ФИЖЕТ) - международная организация, членами которой являются национальные объединения журналистов и писателей, освещающие вопросы туризма в прессе. Создана в 1954 г.

Целью ФИЖЕТ является пропаганда гуманистических принципов международного туризма, развитие дружественных деловых контактов между журналистами и писателями, защита их профессиональных интересов.

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (ПАТА) -неправительственная международная туристская организация, в которую входят более 2200 членов из 34 стран, представляющих национальные правительственные туристские организации, транспортные ; и гостиничные ассоциации, туристские фирмы, а также другие организации, связанные с индустрией туризма. Основана в 1951 г.

Основной целью ПАТА является содействие развитию туризма в Тихоокеанском регионе.

Международное бюро социального туризма (БИТС) - неправительственная международная туристская организация, действительными членами которой являются международные и национальные организации, деятельность которых посвящена социальному туризму. Создано в 1963 г.

Целью БИТС является содействие развитию социального туризма в международном масштабе.

Под социальном туризмом подразумевается туризм с участием общественных слоев населения со скромными доходами.

Национальные ассоциации турагентств существуют более чем в 80 странах мира.

Основные задачи ассоциаций - соблюдение интересов турагентств во взаимоотношениях с правительственными организациями, изучение туристского рынка, обмен опытом и установление деловых контактов.

В зависимости от страны и ее туристского потенциала национальные ассоциации объединяют от 6 до 20 тыс. членов.

Крупнейшими национальными ассоциациями турагентств являются: Американское общество туристских агентов (ACTA), Ассоциация британских туристских агентов (АБТА), Национальный синдикат туристских агентов Франции, Союз канадских туристских ассоциаций (АКТА), Национальная испанская ассоциация, Союз немецких бюро путешествий (ДРВ), Австралийская федерация туристских агентов (АФТА), Японская ассоциация туристских агентов (ДЖАТА).

Российские туристские предприятия также активно сотрудничают с такими международными организациями, как Международная федерация туроператоров (ИФТО), Всемирная ассоциация туристских агентов (ВАТА), Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международная ассоциация экспертов по туризму (АИЕСТ), Международная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ), Международный институт унификации частного права, Европейская туристская комиссия (ЕТК), Объединение европейских туристских фирм-оптовиков (ГОЕТО).

Членство в международных туристских организациях позволяет российским туристским предприятиям проводить наиболее эффективную маркетинговую политику своего тур продукта на внешнем рынке, расширять круг потенциальных контрагентов, обмениваться опытом ведения туристской деятельности с иностранными туристскими предприятиями.

В заключение можно сделать следующие выводы:

туристский комплекс - это чрезвычайно сложное социально-экономическое понятие, ядром которого являются не только туризм как сфера приложения труда и капитала по производству и реализации услуг определенного свойства, но и ряд сопутствующих отраслей, участвующих в межотраслевом разделении труда и повышающих качество, разнообразие услуг, которые предоставляются потребителю. Планирование развития туризма осуществляется на нескольких уровнях: национальном, региональном и местном.

рост значения туризма в деятельности многих государств привел к тому, что ООН, ее специализированные органы, другие международные организации стали все больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Появился целый ряд специализированных международных организаций по туризму.

Далее представляется необходимым провести анализ современного состояния и основных проблем экономического планирования развития туристского комплекса в РФ.

.3 Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях

Важнейшей тенденцией в мировом развитии в последние годы стал беспрецедентный рост туризма, который достиг внушительных размеров и оказывает все более значительное воздействие на общую ситуацию в национальной экономике. Туризм выступает как катализатор социально-экономического роста страны в целом и регионов в частности.

Нормативно-правовую основу организации государственного регулирования туризма составляет Федеральный закон от 03. 05. 2012 № 47-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [17].

В нем отражены принципы государственного регулирования туристской деятельности:

«Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, тур агентов и их объединений».

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма; разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма; стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии; оказания государственных услуг в сфере туризма;

взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма).

В качестве приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности определены внутренний, въездной, самодеятельный и социальный туризм.

На федеральном уровне государственное регулирование туристской деятельности осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, в составе которого две подчинённые организации: Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по делам молодёжи. В регионах РФ регулирование туристской деятельности осуществляют администрации субъектов РФ (в Приморском крае - Администрация Приморского края) и администрации муниципальных образований.

Проблемы развития туризма и создания современного туристского комплекса могут быть решены, при условии осуществления государственной политики реформ и будут включены в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития России.

По прогнозам ЮНВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI в. прогнозируются наивысшие темпы развития туризма, при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9% - доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. чел., 1,9% - доля в мировом потоке туристов)'. Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты [22].

Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных тур продуктов.

По мнению Здорова А.Б. для России региональный подход к развитию туризма имеет особо важное значение вследствие разнообразия ее природно-климатических, экономических и социо-культурных условий. Развитие регионального туризма затруднено, прежде всего, в силу недостаточной научно-методической разработанности теории туристского сектора региональной экономики. Западный инструментарий, основанный на опыте управления туризмом в странах с развитой рыночной экономикой со сложившимися отношениями и традициями, в условиях российской условий не эффективен. Это объясняется тем, что туризм имеет ярко выраженную территориальную привязку, что предопределяет особенности планирования в регионе [6, с.135].

Спонтанность развития туристского комплекса в структуре региональной экономики и ограниченная реализация потенциала, недостатки в законодательной базе, в подготовке кадров, в разработке программного обеспечения ставят перед научной общественностью проблему разработки системы мер по целенаправленному управлению этим сектором региональной экономики, и прежде всего, по развитию планирования регионального туризма, учитывающего потенциал региона.

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких отраслевых проблем, как:

высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);

отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

в качестве приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности определены внутренний, въездной, самодеятельный и социальный туризм;

современное состояние туристского комплекса РФ требует разработки определенной системы мер по развитию планирования регионального туризма;

при осуществлении планирования необходимо учитывать туристско-рекреационный потенциал региона.

Вторая глава данного исследования рассматривает роль туризма в социально-экономическом развитии Приморского края.

2. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края)

.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края

По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно-исторических объектов Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе. В регионе располагаются
184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры, (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 1 океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров.

В городе Владивостоке официально зарегистрировано 42 гостиницы с общим номерным фондом более 4000 единиц.

Через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с широтными ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.

В Приморском крае зарегистрировано более 1100 предприятий общественного питания. Из них: рестораны составляют 7 процента от общего числа, кафе - 23,5 процента, бары - 11 процентов, столовые - 3 процента, закусочные - 55,5 процента.

В Приморском крае 111 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Крупнейшими автоперевозчиками туристов
в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года являются
ООО АТП «Приморье» и ОАО «Приморавтотранс».

В Приморском крае работают 18 консульств зарубежных стран.

Прямое авиасообщение связывает столицу Приморья с городами Японии (Токио), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин, Гонконг, Далянь), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой, Сайгон).

В Приморском крае сконцентрированы уникальные природные богатства, что несомненно увеличивает его туристскую привлекательность.

В Приморском крае расположены 214 памятников природы, 10 горных вершин и структур, являющихся объектами альпинизма и скалолазания;
160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры),
из которых порядка 40 - это объекты спелео туризма. Объекты водного сплава - это 15 рек бассейна Японского моря с суммарной «сплавной» длиной порядка 500 км и 7 рек бассейна реки Уссури с суммарной «сплавной» длиной порядка 400 км.

С целью сохранения природного наследия Приморья в крае создана система особо охраняемых природных территорий (ООПТ).       

В систему ООПТ входят:

государственные природные заповедники. В Приморском крае действует шесть заповедников (больше, чем в любом другом субъекте РФ) суммарной площадью 679423 га (4,1 процента территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га;

государственные природные заказники. В крае действует 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8 процента территории края);

национальные парки федерального значения. В крае функционируют
три национальных парка: «Удэгейская легенда», «Зов тигра», «Земля леопарда»;

природные парки (краевого значения). В крае работает один природный парк - Хасанский природный парк площадью 35 тыс. га;

памятники природы. На территории Приморского края имеется
214 утвержденных памятников природы. Рекомендовано для утверждения
в этом статусе еще 94 объекта. Самый большой памятник природы включает акватории бухт Экспедиции, Новгородской и часть бухты Рейд Паллады;

Ботанический сад-институт ДВО РАН (площадь 178 га, из них
98 процентов - естественные лесные насаждения - эталон природы южного Приморья);

Дендрарий горно-таёжной станции им. акад. В.Л.Комарова ДВО РАН (площадь 50 га).

Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении с регионами российского Дальнего Востока природный экологический туристско-рекреационный потенциал, создающий уникальную возможность для развития в крае системы природно-экологического туризма международного уровня.

Высок потенциал Приморского края и в развитии охотничьего и рыболовного туризма.

Объектами охотничьего туризма являются: копытные - 7 видов животных; пушные звери - 13 видов; полевая дичь - 1 вид; водоплавающая дичь - 3 вида (18 подвидов).

Помимо богатого природного разнообразия Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорты «Шмаковка», на которых в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов. Это курорты: «Садгород», «Амурский залив», «Приморье», «Океанский», «Лазурный», санатории «Сокол», «Экспресс», детский центр отдыха «Океан» и многие другие санаторно-курортные организации и турбазы.

В Приморском крае имеется более двух тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, «парк мегалитов» в окрестностях Уссурийска и на территориях других муниципальных образований, что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма.

Большой потенциал в Приморском крае имеет развитие этнографического (около пяти компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (свыше 15 объектов), событийного и делового видов туризма.

Основными памятниками истории, градостроительства и архитектуры, монументально-изобразительного искусства, которые широко используются
в практике экскурсионной деятельности приморских туристских организаций, являются: памятник В.К.Арсеньеву (г. Арсеньев), Дворец культуры угольщиков, (г. Артем), монумент Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917-1922 годов (г. Владивосток), Военно-морская крепость Владивосток (это уникальный исторический комплекс-памятник фортификационных сооружений мирового значения, не имеющий аналогов в мире).

В Приморском крае зарегистрированы 236 туристских организаций,
119 из которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Кроме того, на территории края осуществляют деятельность представительства, филиалы и обособленные подразделения предприятий из г. Москвы, Хабаровского края, Новосибирской и Камчатской областей, Еврейской автономной области. Численность штатных сотрудников туристских предприятий края на 1 июля 2012 года составила 1240 человек, из них:
60 процентов с высшим образованием, 10 процентов с высшим туристским образованием, 55 процентов имеют стаж работы в области туризма более трех лет.

В рамках данной работы нами было проведено маркетинговое исследование рынка туристических услуг Приморского края.

Объект исследования: потребители рынка туристических услуг.

Цель исследования - провести анализ состояния туристической отрасли Приморского края. Анкетировалось проводилось по анкете, разработанной автором данной работы (см. Приложение В).

Для проведения исследования мы пользовались тремя методами: кабинетным (изучение публикаций об отрасли Приморского края в местных СМИ, изучение данных, полученных в результате проведенных исследований рынка туристических услуг), полевым (опрос потребителей рынка туристических услуг Приморского края) и статистическим.

Количество респондентов -120 человек.

Основные результаты исследования.

Как показало исследование, 81.6% выборки (91 человек) пользовались услугами туристических фирм Приморского края, 18.4% (29 человек) - не пользовались.

Мнения респондентов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом. Значительная часть респондентов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли. Однако, большинство респондентов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 1).

Таблица 1. Распределение мнений респондентов относительно факторов, препятствующих развитию туристской отрасли в Приморском крае.

Факторы, препятствующие развитию туристской отрасли в Приморском крае

%

недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае

89

недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края

45

низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность

39

несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма

15

отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае

18


Абсолютное большинство респондентов (100%) считают, что внутренний и въездной туризм в Приморском крае развит слабо.

В таблице 2 представлено распределние мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.

Таблица 2. Распределение мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.

Положительные тенденции в развитии туристической отрасли Приморского края

%

разработка и внедрение федеральных и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края

44

улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса

25

развитие инфраструктуры

56

подготовка высококвалифицированных кадров

7

развитие внутреннего и въездного туризма

5


Мнения респондентов относительно того, что может поспособствовать развитию туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом:

подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства - 35%

повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона - 25%

развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня - 10%

развитие в Приморском крае делового и событийного туризма - 37%

учреждение на территории Приморского края национальных парков - 67%

организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований - 43%

создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края - 23%

развитие инфраструктуры - 77%.

Таким образом, в целом по исследованию рынка туристических услуг Приморского края можно сделать следующие выводы:

внутренний и въездной туризм развит слабо;

существует ряд факторов, препятствующих развитию туристической отрасли Приморского края (недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае; недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края; низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность; несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма; отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае);

несмотря на существующие проблемы в развитии туристической отрасли Приморского края, наметились определенные положительные тенденции, а именно: разработка и внедрение федеральных и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края, улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса, развитие инфраструктуры;

среди мер, которые могут поспособствовать развитию туристической отрасли Приморского края лидируют следующие: развитие в Приморском крае делового и событийного туризма, учреждение на территории Приморского края национальных парков, организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований, создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края.

В заключение можно сделать вывод о том, что Приморский край обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом, способным внести значительный вклад в экономическое и социо-культурное развитие региона при грамотном планировании, в котором будут учтены все особенности и специфика туристских ресурсов Приморского края.

.2 Анализ современного состояния экономического планирования туристской отрасли Приморского края

Основным показателем, влияющим на формирование экономических показателей тур отрасли, является объем тур потока, а также соотношение долей въездного и выездного тур потоков.

По объему международного тур потока Приморский край занимает 4-е место в Российской Федерации [16, с.35].

Данные о развитии международного въездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах позволяют сделать вывод о тенденции увеличения за последние два года объёма туристского потока (далее - тур поток)
и значительном преобладании в структуре тур потока туристов из КНР.

Показатели въездного международного тур потока Приморского края приведены в таблице 1 (см. Приложение А).

В 2011 году на территорию Приморского края въехали
82414 иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 году [16, с. 37]

Данные о развитии международного выездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах приведены в таблице 2 (см. Приложение А)

В 2011 году объем международного выездного тур потока в Приморском крае составил 651371 человек с ростом к 2010 году в 1,3 раза [16, с. 38].

Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития данной сферы экономической активности представлена в виде диаграммы в Приложении Б.

Объем внутреннего тур потока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. тур поездок [16, с.40].

Однако, несмотря на поступательное развитие отрасли туризма, остается ряд нерешенных проблем, среди которых превышение выездного международного тур потока над въездным, нарастание доли «теневой» финансовой и трудовой деятельности в туризме, высокое влияние сезонности на региональную тур деятельность, снижающее устойчивость и эффективность работы тур отрасли края, достижении прироста экономических показателей работы тур предприятий края преимущественно за счет экстенсивных факторов развития.

Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в Приморском крае.

Кроме того, в индустрии Приморья до сих пор не сложилась эффективная система рыночных отношений, туристский бизнес и индустрия гостеприимства существенно отстают от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий [8, с. 996].

Незавершившийся процесс формирования устойчивого развития туризма в Приморском крае подвергся достаточно сильному деструктивному влиянию в результате мирового экономического кризиса 2012 г., имеющего перманентный характер. Очередной спад в российской экономике начался в декабре 2011 г.

Реальные денежные доходы населения России снизились за 5 месяцев 2012 г. на 2,5 % [15, с. 47]. Россия вновь вступила в длительный период, когда доходы многих граждан либо не будут расти, либо будут падать.

Произошедшие изменения в российской экономике и в том числе в региональной экономике Приморского края вызвали обоснованную тревогу участников туристского рынка, заставили пересмотреть стратегию и тактику как отдельных туристских предприятий, так и туристской сферы в целом. К известным макроэкономическим и социально-демографическим проблемам Дальнего Востока добавились новые «факторы риска», усиливающие неопределенность принимаемых управленческих решений, поведения потребителей, финансовой надежности партнеров. Основные проблемы туристского бизнеса, имевшие затяжной системный характер, усугубились дестабилизацией мировой экономики.

Однако большинство проблем туристского комплекса Приморского края не имеют прямого отношения к мировому экономическому кризису и их негативный эффект мог быть уменьшен в меж кризисные периоды (с 2003 по 2007 г. и с июля 2009 по декабрь 2012 г.). Причины инерционности инновационных процессов в турбизнесе Приморья связаны с неэффективным руководством туристской сферой, просчетами в выборе приоритетов развития регионального туристского комплекса, с игнорированием программ развития внутреннего туризма. Эти и другие организационно-экономические проблемы требуют детального анализа для поиска стратегии выхода из затянувшейся ситуации стагнации.

В этой связи среди проблем туристского бизнеса Приморского края, имеющих общероссийский характер, следует отметить отмену лицензирования туристской деятельности, что привело к появлению компаний без достаточного опыта работы в условиях растущего спроса и повышения требований к качеству туристского продукта. Государственный контроль деятельности туристских предприятий принял формальный характер, а введение механизма финансовых гарантий в условиях повышенного туристского спроса и несовершенной законодательной базы оказалось недостаточно эффективным.

В 2010-2012 гг. в России и, в частности, в Приморском крае усилилась тенденция значительного завышения стоимости туристских путевок. Туроператоры вслед за авиаперевозчиками неоправданно поднимали цены под предлогом увеличения топливного сбора, взимаемого с авиапассажиров. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба России проводила проверку для установления «ценовых сговоров», однако отсутствие эффективных рычагов государственного регулирования потребительского рынка не позволило нормализовать сложившуюся ситуацию. Следствием «ценового сговора» явилось формирование у части потребителей негативного отношения к организованному туризму и способствовало оттоку клиентов туристских предприятий, переходу их к самостоятельным формам туристской активности.

Влияние региональных социально-экономических проблем Приморского края на туристский бизнес гораздо значительнее общероссийских. Несмотря на то, что за последние годы состояние и перспективы развития туризма в Приморье неоднократно обсуждались на Координационном совете Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края, на научно-практических конференциях различного уровня, развитие туристской деятельности в регионе происходит в условиях отсутствия четко выверенной политики и стратегии развития. Это привело к тому, что на протяжении последнего десятилетия, несмотря на высокий туристский потенциал Приморья, число въезжающих иностранных туристов не превышало 200 тыс. человек ежегодно. Для сравнения по данным Росстата в целом в Россию в 2011-2012 гг. въехало около 46 млн туристов. Таким образом, поток иностранных туристов в Приморский край составляет всего 0,87 % от общероссийского. В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов, прибывающих в Россию, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества предоставляемых услуг. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут предпочтительны при выборе туристских поездок, но в Приморском крае они пока труднореализуемы [16, с. 41].

Финансовые кризисы 2008 и 2012 г. в значительной степени повлияли на внутрифирменные процессы в туризме. Они явились закономерным отражением произошедших изменений на рынке выездного туризма Приморского края в зимний сезон 2008-2009 и 2012 г., когда по данным ряда крупных туроператоров произошло сокращение туристского потока, достигшее как минимум 20 %. Спрос на летние виды отдыха приобрел в 2012 г. по сравнению с 2007 и 2010-2011 гг. отсроченный характер. В этих условиях руководители многих турфирм Приморского края оптимизировали расходы, потребовали от сотрудников большей продуктивности и самоотдачи при снижении затрат на персонал. Менеджеры некоторых направлений в низкий сезон были отправлены в неоплачиваемые отпуска большей продолжительности, чем в предыдущие годы. В связи с явным снижением спроса на отдых и развлечения возросла лояльность персонала турфирм по отношению к клиентам. В наибольшей степени пострадали и еще пострадают турагентства, делавшие ставку на работу с массовыми недорогими турпакетами и не имевшие финансового резерва для «выживания» в условиях ужесточающейся конкуренции.

Таким образом, и макроэкономическое окружение, и внутрифирменные процессы в турбизнесе Приморского края не дают повода для оптимизма. Тем не менее, усиливающееся внимание законодательной и исполнительной власти России к проблемам Дальнего Востока, возможно, в будущем будет способствовать активизации внутренних и даже въездных туристских потоков.

В программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации все больше внимания уделяется вопросам эффективности функционирования туристского комплекса и повышению вклада туристской деятельности в валовой региональный продукт (ВРП).

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все направления туризма, в том числе экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм.

Для обеспечения системного развития указанных направлений необходимо использование программно-целевого метода в решении задач
по стимулированию формирования современной материально-технической базы туризма, разработке и реализации рекламно-информационного обеспечения туристской сферы, развитию международного
и межрегионального сотрудничества в области туризма, совершенствованию региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Постановлением Администрации Приморского края была утверждена Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 гг. [5]. Цель данной программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка Приморского края, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

В программе ставятся следующие задачи:

создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода;

совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества;

реализация кадрового потенциала индустрии туризма;

разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморья как региона, благоприятного для путешествий и отдыха;

активизация конгрессно - выставочной деятельности и MICE-туризма.

Ожидаемые результаты реализации программы:

увеличение туристского потока в 5,6 раза;

увеличение количества занятых в туристско-рекреационной деятельности в 5,7 раза;

увеличение количества койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 3,2 раза;

увеличение объема привлечения инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 3,1 раза;

увеличение коэффициента использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения в 2,4 раза;

увеличение количества занятых в обслуживающих отраслях и сферах деятельности (пропорционально развитию сферы туризма 1:4);

увеличение поступлений в бюджет в 4,9 раза.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года основной целью развития туризма
является формирование современного туристического продукта Приморского края и обеспечение его конкурентоспособности на рынках АТР и Российской Федерации. Наиболее перспективным сегментом туристического рынка является деловой и культурный туризм, так как в наибольшей степени соответствует функции Приморского края и г. Владивостока, позволяет эффективно использовать созданную для саммита АТЭС инфраструктуру, закрепить за Приморским краем статус делового и культурного центра.

В рамках настоящей Государственной программы выделяются следующие подпрограммы:

Подпрограмма № 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края».

Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края планируется осуществить путем создания благоприятных условий для формирования современных туристско-рекреационных кластеров на территории Приморского края и создания благоприятных условий для субъектов туристской индустрии.

Подпрограмма направлена на совершенствование системы регулирования туристской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации, обеспечение конкурентоспособной инфраструктуры туризма в наиболее перспективных для развития внутреннего и въездного туризма районах Приморского края, повышение инвестиционной привлекательности отрасли туризма, содействие реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, равномерное территориально-рекреационное развитие районов Приморского края, создание и реализацию системы мер государственной поддержки субъектов туристской индустрии.

По итогам реализации Государственной программы в 2017 году планируется поддержать не менее 23 туристских комплексов на территории Приморского края.

Подпрограмма № 2 «Повышение качества туристских услуг»

Подпрограмма направлена на совершенствование региональной нормативной правовой базы туризма, обеспечение повышения качества туристского и гостиничного обслуживания, включая мероприятия по повышению квалификации персонала в сфере туризма, проведение обучающих семинаров, конференций, выставок, круглых столов и мероприятия по повышению безопасности туризма.

По итогам реализации подпрограммы планируется повышение объема платных туристских услуг, оказанных населению, до 17447,29 млн. рублей в 2017 году.

Подпрограмма № 3 «Продвижение туристского продукта Приморского края на российском и мировом туристских рынках»

Подпрограмма направлена на продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Приморского края на туристские рынки и развитие индустрии делового туризма, включая активизацию конгрессно-выставочной деятельности и MICE-туризма.

Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств бюджета Приморского края с привлечением федерального бюджета и внебюджетных источников.

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

туризм в Приморском крае имеет объективные возможности для развития, обусловленные благоприятным геополитическим положением, относительно развитой туристской инфраструктурой, значительным природно-рекреационным потенциалом, туристской привлекательностью региона, сформировавшейся системой подготовки кадров и др., и, при условии преодоления существующих негативных факторов, может стать одной из точек экономического роста региона;

несмотря на определенные положительные сдвиги в развитии туристского комплекса региона, существует целый ряд проблем, требующих разрешения. К таким проблемам относятся ослабление государственного контроля туристской деятельности, неэффективное руководство туристской сферой, игнорирование программ развития внутреннего туризма, низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Приморского края и др.

В следующей погдглаве данной работы рассматриваются предложения по совершенствованию планирования туристской отрасли Приморского края.

.3 Предложения по совершенствованию экономического планирования туристской отрасли Приморского края

Приморский край является одним из регионов России, где туристский сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики.

В настоящее время программа развития туризма в регионе должна преследовать цель воспроизводства человеческого потенциала и повышения качества жизни, а, значит, должна учитывать потребности населения в туристско-рекреационных услугах.

Следует отметить, что строительство туристских объектов и комплексов должно быть направлено на удовлетворение туристско-рекреационных потребностей и повышение качества жизни как туристов, так и местного населения. Не существует такого туристского продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации туристской деятельности и создании туристского продукта на определенной территории. Именно выявление, знание и использование туристских мотивов и интересов, а также ориентация на определение рыночных потребностей должны стать основой для строительства туристских объектов и комплексов, обеспечивающих создание таких видов тур продукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристские мотивы и потребности как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских учреждений и организаций.

Первоочередными задачами в сфере туризма потребители из числа населения Приморского края считают восстановление лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, курортов и т.п.) и развитие заповедных и парковых зон [9, с. 177].

Одной из важных задач по достижению цели устойчивого развития туризма в регионе является создание адекватной материально-технической базы, создание которой невозможно без инвестиций в этой сфере.

Романова Г.М. в своей статье «Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон» предлагает следующую стратегию планирования развития туристской отрасли [13, с. 285].

Для обеспечения комплексного и устойчивого развития региона за счет развития индустрии туризма необходимо разработать стратегию планирования и прогнозировании его развития. Для разработки стратегии управления и планирования сферы туризма также необходимо провести оценку показателей спроса и предложения туристских услуг. Необходимо оценить объем совокупного туристского спроса по различным социальным группам населения и по отдельным территориям и объем совокупного предложения, которые характеризуются такими показателями, как оборот, численность занятых, доходы от реализации туристских услуг и доходы от реализации товаров и услуг в сопряженных с туризмом отраслях. На основе этих оценок необходимо разработать стратегию развития туристско-рекреационного региона, ориентированную на определенных потребителей.

Следующим этапом должны стать разработка и оценка альтернативных способов достижения цели.

Для предотвращения негативного влияния внешних факторов на процесс планирования целесообразно начинать с маркетинговой оценки территории. Проведение опросов и социологических исследований позволяет выявить положительные и отрицательные воздействия индустрии туризма на территорию региона и отношение к этому населения.

Следующим этапом программно-целевого развития должно стать точное определение целей, задач и последствий для окружающей среды организации на территории расширенной туристской инфраструктуры. Затем необходимо определить непосредственно места размещения, питания и посещения туристов. После этого предлагается провести анализ выполнимости проекта с подсчетом экономической эффективности развития туризма.

На протяжении всего процесса реализации программных предложений

должна активно осуществляться деятельность по организации детальной проработки планировочной структуры каждой туристской зоны; по созданию бизнес-планов и проектной документации для конкретных туристских объектов; по формированию маркетинг-программ, обеспечивающих продвижение на рынке всех видов туристской деятельности.

Для реализации описанной стратегии планирования развития туризма в регионе и продвижения регионального тур продукта на рынки туристских услуг предлагается создать Региональный центр планирования развития туризма (РЦПТ), в обязанности которого будет входить:

ведение статистической и информационно-аналитической деятельности с целью определения тенденций развития туристско-рекреационного комплекса региона и составление кадастра туристских ресурсов;

получение информации о тенденциях туристского рынка;

предоставление информационных услуг региональным властям для проведения оценки эффективности развития туризма;

обеспечение проведения социологических опросов среди туристов;

продвижение туристского региона на мировые рынки;

анализ и составление бизнес-планов отдельных мероприятий и объектов туристской инфраструктуры и проведение тендеров;

разработка нового тур продукта и предложений по его внедрению и продвижению;

разработка рынков специализированного туризма (конгрессного, оздоровительного, приключенческого, экологического и т.д.).

Это должна быть крупная специализированная организация, способная взять на себя функции по координации всех перечисленных направлений деятельности.

Технической и информационной основой осуществления работы центра должна стать компьютерная сеть единого регионального управленческого органа. Дополненная специальным программным обеспечением, она даст возможность собирать, систематизировать и в режиме реального времени передавать информацию об экономической конъюнктуре предприятиям туристского комплекса.

Такая оперативная информация, доступная населению, всем хозяйственным субъектам, явится дополнительным стимулом для привлечения денежных ресурсов, наглядно укажет путь к сокращению затрат, к снижению цен на туристско-рекреационные услуги региона.

В заключение можно сделать следующие выводы:

проблемы, препятствующие развитию туристской отрасли Приморского края, должны решаться при постоянном взаимодействии национального и регионального уровней;

при планировании развития туристского комплекса следует учитывать специфику региона;

планирование должно включать в себя следующие этапы: разработка стратегии планирования, разработка и оценка альтернативных способов достижения цели, определение целей, задач и последствий для окружающей среды, проведение анализа выполнимости проекта с подсчетом экономической эффективности развития туризма;

при грамотной стратегии этот сектор экономики Приморского края должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона.

Заключение

Туризм часто рассматривают с точки зрения его потенциального вклада в экономическое развитие. С социально-культурной точки зрения туризм привлекает инвестиции в сохранение и развитие культуры, восстановление памятников, возрождает народные промыслы, повышает уровень занятости и, соответственно, уровень жизни местного населения.

Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала. Вместе с тем бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определённое сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда.

Туристское планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях.

Сущность регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

современное состояние туристского комплекса РФ требует разработки определенной системы мер по развитию планирования регионального туризма;

при осуществлении планирования необходимо учитывать туристско-рекреационный потенциал региона;

Приморский край обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом, способным внести значительный вклад в экономическое и социо-культурное развитие региона при грамотном планировании, в котором будут учтены все особенности и специфика туристских ресурсов Приморского края;

несмотря на определенные положительные сдвиги в развитии туристского комплекса региона, существует целый ряд проблем, требующих разрешения. К таким проблемам относятся ослабление государственного контроля туристской деятельности, неэффективное руководство туристской сферой, игнорирование программ развития внутреннего туризма, низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Приморского края и др.;

проблемы, препятствующие развитию туристской отрасли Приморского края, должны решаться при постоянном взаимодействии национального и регионального уровней;

планирование должно включать в себя следующие этапы: разработка стратегии планирования, разработка и оценка альтернативных способов достижения цели, определение целей, задач и последствий для окружающей среды, проведение анализа выполнимости проекта с подсчетом экономической эффективности развития туризма;

при грамотной стратегии этот сектор экономики Приморского края должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона.

планирование регионального туризма на современном этапе необходимо развивать комплексно, сочетая цели туристской отрасли и интересы населения региона с ориентацией на устойчивое развитие. Развитие туризма по предложенной технологии планирования позволит совершенствовать туристский сектор в рамках существующей организационной структуры управления. Предложенные система контроля программы реализации регионального плана и мониторинга развития туризма, обеспечат гарантии устойчивого развития туристского сектора экономики региона.

Список литературы

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. - СПб.: Изд. Дом «Герда», 2006. - 512 с.

. Биржаков М.Б. Экономика туристской отрасли. Краткий курс лекций. - СПб.: Невский фонд, 2010. - 255 с.

. Богданов Е.И., Кострюкова О.Н., Орловская В.П., Фенин П.М. Планирование на предприятии туризма. - СПб. Издательский дом "Бизнес-пресса", 2009.-288 с.

. Воронкова Л.П. Туризм, гостеприимство, сервис. - М.: Аспект Пресс,2009. С.46.

. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 396-па).

6. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.

. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 320 с.

. Косолапов А.Б., Лозовская С.А., Плоткина Н.П., Назаренко Н.М. Туристский бизнес Приморского края в условиях мирового экономического кризиса//Фундаментальные исследования. - 2012. - №11 (часть 4). - стр. 995-998.

. Мартышенко Н.С., Шевченко Ю.А. Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае // Российское предпринимательство. - 2011. - № 8 Вып. 2 (190). - c. 176-180.

. Международные туристские организации: Справочник. Москва: Международные отношения, 2010. С.254.

. Можаева Н. Г., Богинская Е. В. Туризм: учебник для студентов системы СПО / под ред. проф. А. А. Скамницкого. - М.: Гардарики, 2007, с.24-25.

. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А. Папирян. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 208 с.

. Романова Г. М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №5.

. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 160 с.

. Социально-экономическое положение России - январь-май 2012г. - М.: Росстат, 2012. -268с.

. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Стат.сб. - Владивосток: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2012. - 140с.

. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» от 03.05.2012 г. № 47-ФЗ.

. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. -2-е изд. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС,2005. - С.31.

. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп.- М.: Изд-во РДЛ, 2010. - 480 с.

20. Sharma K. Tourism and Economic Development. - New Delhi : Sarup & Sons, 2004.

. Vision 2020 Tourism, World Tourism Organization, Spain, 1999. - V.3. - 83p.

22 . www.wto.org

Приложение А

Таблица 1. Объем и структура международного въездного турпотока Приморского края

Страны мира

Годы


2006

2007

2008

2009

2010

2011

КНР

74530

50349

49647

38102

43671

60985

Япония

7073

5529

4814

3496

4167

3188

Республика Корея

8316

6991

7808

4935

8123

7578

КНДР

2

24

2

6

11

18

США

1874

2484

1775

2456

4272

3730

Канада

644

492

505

528

1686

1812

Австралия

430

321

385

298

698

1246

Великобритания

501

461

737

366

791

805

Тайвань

208

586

112

108

184

339

Другие страны

5213

1145

1394

2657

4168

2713

Итого

98791

68382

67179

52952

67771

82414


Таблица 2. Объем и структура международного выездного турпотока Приморского края

Страны мира

Годы


2006

2007

2008

2009

2010

2011

КНР

768733

934192

1138867

351637

444301

581658

Япония

10271

9619

10939

4988

3210

2093

Республика Корея

11050

10165

13739

22618

32614

37117

Вьетнам

1622

1931

3163

2964

2402

3740

Индонезия

157

457

450

444

444

592

Таиланд

884

7205

11452

2978

7207

22840

Другие страны

509

432

575

427

611

3331

Итого

793226

964001

1179185

386056

490789

651371



Приложение Б

Рисунок 1. Темп прироста по въезду иностранных граждан, 2011год

Рисунок 2. Доля иностранных граждан с целью туризма (въезд), за 1 полугодие 2012 года

Приложение В

Маркетинговое исследование «Состояние туристической отрасли Приморского края и тенденции ее развития».

Цель анкетирования: узнать мнение респондентов о состоянии туристической отрасли в Приморском крае.

Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты, выбирая один из предложенных вариантов ответа.

. Укажите Ваш пол

мужчина             женщина

. Укажите Ваш возраст

20-30          31 - 40      41 - 55

. Пользовались ли Вы услугами турфирм Приморского края?

да      нет

. Считаете ли Вы, что внутренний и въездной туризм в Приморском крае достаточно развит?

да      нет

. Что, по Вашему мнению, препятствует стабильному развитию туристической отрасли Приморского края? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае

недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края

низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность

несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма

отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае

. Какие положительные тенденции в развитии туристической отрасли Приморского края Вы можете отметить? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

разработка и внедрение федеральных и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края

улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса

развитие инфраструктуры

подготовка высококвалифицированных кадров

развитие внутреннего и въездного туризма

. Что из ниже перечисленного может, по Вашему мнению, поспособствовать развитию туристической отрасли Приморского края? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства

повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона

развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня

развитие в Приморском крае делового и событийного туризма

учреждение на территории Приморского края национальных парков

организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований

создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края

Похожие работы на - Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!