Для поддержания непрерывного оперативно-технического управления и контроля работы линейных сооружений первичной сети в эксплуатационно-техническом предприятии организуется диспетчерская служба.
Диспетчерская служба эксплуатационно-технического предприятия, расположенного в зоне деятельности узлового пункта управления (УПУ) первичной сети ВСС РФ, обязана выполнять все распоряжения и команды УПУ, касающиеся оперативно-технического управления первичной сетью.
Численный состав, режим работы и задачи диспетчерской службы эксплуатационно-технического предприятия определены согласно приказу руководителя эксплуатационного предприятия.
Ответственность за организацию и работу диспетчерской службы несет главный инженер эксплуатационно-технического предприятия.
Для оперативного контроля деятельности техперсонала подразделений и руководства аварийно-восстановительными работами используется служебная радиосвязь.
По прибытии ремонтной бригады к месту выполнения работ радиостанция должна быть развернута и проведена проверка связи с диспетчером или дежурным персоналом МТС (УП). После окончания проверки связи радиостанция должна находиться в режиме дежурного приема.
При отсутствии радиосвязи с диспетчером или дежурным персоналом МТС (УП) должна поддерживаться телефонная связь, организованная по специальной цепи, выделенной для этой цели, а в случае повреждения специальной цепи - с ближайшего УП.
Для оперативной связи диспетчера предприятия с дежурным персоналом МТС или УП используется междугородная телефонная связь, а там, где возможно - радиосвязь.
3. Охранно-предупредительная работа, оперативный контроль технического состояния, планово-профилактическое обслуживание ЛКС ВОЛП
Охранно-предупредительная работа проводится с целью недопущения повреждения ЛКС при производстве работ вблизи или в охранной зоне кабеля и организуется в соответствии с "Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578.
С целью предупреждения механических повреждений кабелей и сооружений связи при производстве сторонними организациями и землепользователями работ в охранных зонах линий связи эксплуатационные предприятия связи должны выполнять комплекс мероприятий, включающий:
) предоставление сведений для регистрации трасс кабельных линий передачи в управлениях (отделах) по делам строительства и архитектуры областных (краевых), республиканских, городских и районных администраций и других органах местного самоуправления;
) участие представителей эксплуатационных предприятий связи в работе комиссий по отводу земельных участков в охранных зонах;
) нанесение трасс кабельных линий на предъявленные карты и схемы районных комитетов по земельным ресурсам, всех землепользователей (сельскохозяйственных и промышленных предприятий, учреждений, войсковых частей, частных домовладений и др.) по земельным участкам которых проходят кабельные линии;
) предоставление сведений для нанесения трасс кабельных линий на схемы, планы и паспорта владельцам других подземных, наземных и надземных коммуникаций, с которыми кабельные линии имеют сближения и пересечения;
) представление информации администрации областей (краев), районов о нарушителях "Правил охраны линий и сооружений связи";
) охранно-разъяснительную и рекламно-агитационную работу на предприятиях, в организациях производящих работы в охранных зонах кабельных линий, а также с землепользователями и домовладельцами в местах прохождения кабельных линий по выполнению требований "Правил охраны линий и сооружений связи".
) выдачу проектным, строительным и другим организациям, а также частным лицам технических условий (согласований) на производство земляных работ в охранных зонах кабельных линий;
) контроль за реализацией технических условий при выполнении работ в охранных зонах кабельных линий связи;
) надзор за трассами кабельных линий в соответствии с графиком обходов и объездов, утвержденный руководителем ТУСМ и постоянный контроль за производством земляных работ вблизи или в охранных зонах кабелей.
) при каждом случае нарушения "Правил охраны линий и сооружений связи" принятие мер к прекращению работ и составлению акта для представления в административную комиссию исполнительной власти или следственным органам для привлечения виновных к ответственности.
Требовать у водителей землеройных механизмов нарядов на производство соответствующих работ вблизи и охранной зоне линии связи с указанием наличия кабелей в месте земляных работ, а у ответственных лиц (прорабов, мастеров и т.д.) письменного разрешения административно-технических инспекций или соответствующих служб районов и согласованного проекта (чертежа). При отсутствии у водителя наряда на производство земляных работ, а у ответственного лица разрешения (ордера) представителем предприятия связи выдаётся предписание о запрете работ, составляется акт о нарушении Правил в охранной зоне кабеля и подаётся сообщение в административно-техническую инспекцию или соответствующую службу о факте выявленных нарушений;
) обеспечение гласности решений административных комиссий о наложении штрафов, вынесенных народными судами, приговоров о привлечении к уголовной ответственности виновных в нарушении правил охраны линейных сооружений связи, решений арбитражных судов о возмещении виновными лицами ущерба за восстановление поврежденных
линий связи и потери тарифных доходов, не полученных предприятием связи за период прекращения действия связей;
) проведение перечисленных и других организационно-технических мероприятий, оформление актов и материалов при повреждении линии и сооружений связи осуществляется в строгом соответствии с нормативными документами, рекомендациями и указаниями вышестоящих органов.
Оперативный контроль технического состояния ЛКС ВОЛП
Оперативный контроль технического состояния и технический надзор предусматривает:
контроль состояния НРП и НУП по сигналам систем телемеханики, при необходимости, немедленный выезд на трассы кабельных линий для принятия соответствующих мер;
Периодичность и маршруты осмотра трасс кабельных линий в зависимости от их назначения, конкретных условий трасс, времени года, наличия земляных работ и т.д. определяется ТУСМ (ЭТУС). Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности ВОЛП от механических повреждений. Если трасса при движении на транспортном средстве не просматривается, то необходим пеший осмотр;
надзор за производством работ вблизи или в охранных зонах кабелей.
При земляных работах в охранной зоне выезд на трассу производится в зависимости от условий и характера выполняемых работ.
Планово-профилактическое обслуживание ЛКС ВОЛП
Планово-профилактическое обслуживание ЛКС ВОЛП осуществляется периодически в соответствии с планом, утвержденным главным инженером предприятия и включает:
измерение электрических и оптических параметров кабельных линий;
выполнение работ по защите кабелей от механических повреждений;
изготовление предупредительных знаков, замерных столбиков,
шлагбаумов и т.д.;
контроль глубины залегания кабеля и уточнения картограмм. Периодичность контроля глубины залегания кабелей и выбор проверяемых участков трассы устанавливается каждым ТЦМС или, по их поручению, подчиненными предприятиями (ТУСМ, ЭТУС);
подготовка линейно-кабельных сооружений к работе в зимних условиях и в период паводка.
4. Ремонт ЛКС ВОЛП. Виды ремонта, состав работ
линейное кабельное сооружение
Ремонт линейно-кабельных сооружений проводится в целях поддержания или восстановления их первоначальных эксплуатационных характеристик. В соответствии с назначением, характером и объёмом выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий и капитальный.
Текущий ремонт производится эксплуатационным персоналом периодически в зависимости от состояния ЛКС.
Затраты на текущий ремонт производятся в пределах средств, предусматриваемых сметой затрат на производство.
Оперативный контроль качества работ по текущему ремонту осуществляется руководителем ЦЛКС, ЛТЦ.
Приемка законченного текущего ремонта производится по участкам НРП - НРП комиссией, в составе начальника ЦКЛС (ЛТЦ) и представителей ТУСМ (ЭТУС) и оформляется актом, в котором отмечаются объём и качество выполняемых работ (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), недостатки и сроки их устранения, а также оценивается общее состояние линейно-кабельных сооружений на принимаемых участках и даются необходимые рекомендации на следующий ремонтный период.
До начала приемки текущего ремонта комиссии предъявляются утвержденный план текущего ремонта, данные о фактически выполненных объёмах работ и протоколы измерений.
При приемке текущего ремонта комиссия выборочно производит непосредственный осмотр не менее 25 % объёма выполненных работ. При этом не менее 10 % трассы проверяется пешим осмотром.
При текущем ремонте выполняются следующие основные виды работ:
) частичные (одной строительной длины) выноска, замена и углубление подземного кабеля длиной не более 200 м;
) планировка и подсыпка грунта при промоинах, оползнях, обвалах, устройство водоотводов и укрепление верхнего покрова грунта;
) обследование кабельных переходов, частичные выноска и углубление подводных кабелей без привлечения водолазов и специальной землеройной техники;
) замена и ремонт отдельных муфт, восстановление целостности защитных покровов кабеля;
) ремонт заземляющих устройств
) мелкий ремонт кабельных вводов и кабельных переходов через автомобильные и железнодорожные, а также другие коммуникации;
) ремонт и частичная замена устройств по защите кабеля и других линейных сооружений от внешних электромагнитных влияний;
) устройство и ремонт несложных контуров заземлений;
) выполнение несложных работ по защите кабеля и других линейных сооружений от внешних электромагнитных влияний (оконтуровка деревьев и опор, частичная замена и прокладка новых грозозащитных тросов, установка КИП и отдельных устройств электромеханической защиты и т.д.);
) отыскание и устранение отдельных мест негерметичности оболочек кабеля;
) расчистка трассы от кустарника и мелкого леса;
) мелкий ремонт сооружений подземной кабельной канализации (ремонт или замена отдельных люков, крышек, замков, накладок и др.);
) установка и замена замерных столбиков, шлагбаумов, предупредительных и указательных знаков и плакатов по трассе кабеля;
) ремонт и устройство переездов через трассу кабеля;
) уточнение фиксации и глубины залегания кабелей на отдельных участках;
) покраска замерных столбиков, предупредительных и указательных знаков, ящиков, шкафов, кабель-ростов и нанесение соответствующих надписей и обозначений;
) укрепление и замена опор информационных знаков, замена сигнальных фонарей, ламп и другие текущие работы на переходах через водные преграды;
) выполнение отдельных работ по ремонту кабеля и его доведение до норм по электрическим и оптическим параметрам на участке НРП-НРП (НУП-НУП);
) другие работы, не требующие проектно-сметной документации;
) ремонт сооружений ЦЛКС, ЛТЦ, НРП, (покраска дверей, полов, окон, стен, подсыпка грунта обваловки на НРП с частичной одерновкой, устройство и ремонт дорожек к НРП.
Капитальный ремонт производится периодически в зависимости от технического состояния линейных сооружений и планируется в каждом отдельном случае на основании данных контрольных технических осмотров, периодических проверок и дефектных ведомостей.
При капитальном ремонте одновременно выполняются все работы, относящиеся к текущему ремонту.
Капитальный ремонт линейных сооружений производится по отдельным проектам, сметам и нормативам хозяйственным или подрядным способом.
Приемка выполненных работ по плану капитального ремонта производится комиссией, назначаемой руководством предприятия.
При капитальном ремонте выполняются следующие основные виды работ:
) выноска или углубление кабеля (более одной строительной длины) длиной более 200 м;
) подводные, берегоукрепительные и земляные работы на речных переходах и в прибрежных зонах подводных линий передачи;
) подводно-технические работы по обслуживанию и ремонту кабельных речных переходов с привлечением водолазов;
) ремонт кабельной канализации, переустройство кабельных колодцев, устройство компенсаторов для защиты кабелей от сдавливания льдом;
) приведение электрических и оптических характеристик кабеля к установленным нормам на всей длине кабельной магистрали или на секции между оконечным и обслуживаемыми регенерационными пунктами;
) работы на существующих кабельных линиях с целью использования их в более широком спектре частот;
) проведение мероприятий по защите кабеля от различных видов коррозии, ударов молнии, влияния линий электропередачи, электрифицированных железных дорог и радиостанций;
) замена и установка боксов, кабельных ящиков, киосков, шкафов, катушек индуктивности;
) замена кабелей (более строительной длины) и оборудования, несоответствующих предъявляемым к ним требованиям, на новые, повышающие надежность линейных сооружений и улучшающие условия эксплуатации;
) большие объёмы работ по подсыпке грунта в местах промоин, оползней, обвалов и т.д.;
) устройство сложных контуров заземлений;
) большие объёмы работ по перемонтажу муфт и восстановлению целостности защитных покровов кабеля;
) установка над муфтами пассивных контуров (маркеров) в местах выноски замерных столбиков с пахотных земель;
) устройство переходов через реки, автомобильные и железные дороги;
) большие объёмы работ по восстановлению герметичности оболочки кабелей;
16) ремонт сооружений ЦЛКС и ЛТЦ, замена наземных сооружений НРП.
Основные объёмы текущего и капитального ремонтов определяются планами работы на год.
На основе годовых планов составляются уточненные квартальные и месячные планы, учитывающие результаты текущих контрольных проверок и технических осмотров.
Годовые, квартальные и месячные планы текущего и капитального ремонтов утверждаются начальником соответствующего эксплуатационного предприятия. В планах должны указываться объёмы ремонтов в физических показателях и конкретные сроки выполнения работ.
Для выполнения работ бригады оснащаются соответствующим транспортом, механизмами, приборами, инструментом и материалами.
Руководитель бригады (ЦКЛС, ЛТЦ) должен ежедневно вести журнал учета выполняемых работ с указанием фамилий исполнителей, вида и объёма выполненных работ, а также использованных материалов.
Конкретный порядок организации и приемки работ при выполнении текущего и капитального ремонтов определяется на местах в соответствии с применяемыми методами обслуживания линейных сооружений, формами организации труда, а также действующими рекомендациями и указаниями.
Для проведения ремонтных и аварийно-восстановительных работ в полевых условиях должна быть применена измерительно-монтажная машина. Машина должна использоваться для измерения кабеля и монтажа муфт.
Для ремонта оптических кабелей в состав оборудования измерительно-монтажной машины должны входить:
измеритель оптической мощности;
измеритель затухания;
рефлектометр оптический;
измеритель коэффициента ошибок полевой;
комплект специального инструмента для разделки и монтажа оптических волокон;
сварочный аппарат для волокон;
источники электроснабжения;
кабельные изделия и материалы;
монтажный инструмент;
радиостанции и аппараты служебной связи.
Литература:
1. Барсков А. Г. Анализаторы SDH идут в массы // Сети и системы связи. - 2001. - № 5 (69). - с. 64-70.
2. Барсков А. Г. Технологии больших городов // Сети и системы связи. - 2002. - № 6 (84). - с. 80-85.
3. Берлин Б. 3. и др. Волоконно-оптические системы связи на ГТС: Справочник. - М.: Радио и связь, 2004. - 172 с.
4. Брукбек П. и др. Высокоскоростные сети связи будущего // Электросвязь. - 2005. - № 10. - с. 45-47.
5. Быковский В. А. и др. Волоконно-оптическая синхронная сеть «Макомнет» // Волоконно-оптическая техника. - 2006. - Вып. 6. - С. 3 - 8.
6. Василевский А. М. и др. Оптическая электроника. - Л.: Энергоатомиздат, 2000. - 176 с.
7. Воронцов А. С, Питерских С. Э. Характеристики и методы испытаний оптических волокон и кабелей. Анализ рекомендаций МСЭ-Т // Электросвязь. - 2002. - № 4. - с. 22-25.
8. Гнелецкий А. А. и др. Система синхронной передачи (SDH) в Днепропетровске // Зв'язок. - 2007. - № 1 (7). - с. 37-39.
9. Голь В. Д., Хмелъов К. П. Волоконно-оптичні системи передавання типу «Сопка-3М» та П-336: Навч. посіб. - К.: КВІУЗ, 2009. - 80 с.
10. Голышко А. В., Дронов Д. В. Мультисервисное решение для московского пользователя // Электросвязь. - 2009. - № 4. - с. 40-43.
11. Голышко А. В. и др. Динамика транспортной сети // Вестник связи. -2001.-№11. - с. 46-50.