Проблема нехватки школ юного арбитра в Республике Татарстан

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема нехватки школ юного арбитра в Республике Татарстан

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Институт вычислительной математики и информационных технологий










Доклад на тему

«Проблема нехватки школ юного арбитра в Республике Татарстан»

Выполнила студентка

первого курса группы 933би1

ИВМИиТ КФУ

Галеева Алия

Введение

Физическая культура и спорт, в равной степени, как и здравоохранение, важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества, которые не только зависят от социальной системы, но и активно воздействуют на различные сферы общественной жизни - политику, экономику, культуру. Спорт является поистине социальным явлением во всем мире. Во всех странах он служит национальной идеей объединения людей, воздействует и влияет на настроение общества. В современных условиях развития спорта в целом существенно возрастают требования к работе судей. Квалифицированное судейство может и должно благотворно влиять на зрелищность матча. В ходе спортивного соревнования все более значимой становится роль спортивного судьи. В проблеме судейства можно выделить несколько аспектов, каждый из которых нуждается в специальном рассмотрении. Это и подготовленность судей, и личность непосредственно самого арбитра, и уровень его физической и психической готовности. Первоочередной проблемой является катастрофическая нехватка арбитров. Для увеличения количества судей и повышения качества судейства необходимо использовать потенциал судейских комитетов региональных Федераций спорта, и создавать «Школы юного арбитра». В программах судейских комитетов должна быть организована целенаправленная подготовка молодых судей по различным направлениям спорта. Другими словами необходимо создать систему профессиональной подготовки судейских кадров.

Кто такой арбитр

Судья, арбитр (от лат. arbiter «третейский судья»), рефери́ (англ. referee, от лат. referō «относить», также «судить») - человек, контролирующий ход спортивного состязания. Судья даёт сигнал к началу и окончанию состязания, контролирует время игры, фиксирует результаты спортсменов. Судья также следит за тем, чтобы во время проведения спортивных состязаний (на ринге, площадке, дистанции, ковре, корте, старте и финише) спортсмены-участники и другие лица (тренеры, зрители и т. д.) соблюдали установленные правила игры (соревнований) и при необходимости назначает наказания за нарушения правил. Без судейства не обходится ни одно серьёзное соревнование, даже, так называемые, бои без правил. Как правило, люди осуществляющие судейство, имеют вторую основную профессию.

Одновременно соревнования могут обслуживать несколько судей, как, например, в футбольном судействе. В этом случае назначается главный судья этапа соревнований, за которым остаётся решающее слово. Для общего руководства большими чемпионатами (олимпиадами, спартакиадами) создаются специальные судейские коллегии, в которые входит главный судья, заместители, главный секретарь и рядовые члены.

Наиболее успешным судьям национальных чемпионатов, международные спортивные федерации присваивают звание «Судья международной категории», что даёт им право обслуживать состязания между национальными сборными на международных соревнованиях.

Таким образом, мы выяснили высокую значимость данного вида профессии, что приводит нас к выводу о необходимости открытия школ юного арбитра в нашем регионе.

Задачи

Прежде всего, для создания школ молодого арбитра, важно поставит ряд задач, которые необходимо выполнить при реализации представленного проекта:

)разработка системы критериев отбора молодых арбитров, для последующего их выдвижения на судейство соревнований с участием детско-юношеских, юниорских и молодёжных команд;

)рекомендации судейскому комитету Федерации спорта России наиболее подготовленных молодых арбитров для включения их в состав судей обслуживающих матчи всероссийских соревнований;

)повышения качества судейства соревнований, проводимых региональными Федерациями спорта;

Для реализации поставленных задач в первую очередь стоит учитывать следующее:

. Обеспечение активного участия в работе «Школы юного арбитра» судейских комитетов региональных Федераций, ДЮСШ и местных коллегий судей.

. Осуществление подготовки материально-технической базы для дальнейшей работы (классы для теоретической подготовки оборудованные видеопроектором, DVD проигрывателем, компьютерами, макетами полей в различных видах спорта, методическими пособиями и другими необходимыми в процессе обучения материалами) совместно со спортивными клубами и администрацией спортсооружений.

. Привлечение участия слушателей «Школы юного арбитра» в судействе матчей для совершенствования их практической деятельности.

. Ведение учетной документации на каждого молодого арбитра в соответствии с требованиями предъявляемыми субъектами по физической культуре и спорту.

. Привлечение к работе ведущих специалистов, тренеров, судей, а также специалистов в области психологии и физиологии.

. Установка сроков обучения в «Школе юного арбитра»:

) обучение по программе «Юный судья» - пять лет (с 13-14 по 19-20).

) обучение по программе «Судья» - три года (возраст 20-25).

. Выдача дипломов установленных образцов по специальностям «Юный судья» или «Судья» слушателям «Школы юного арбитра» по окончании сроков обучения и успешной сдачи экзаменов по теоретической и практической подготовке.

Общие положения

Слушатель «Школы юного арбитра» - физическое лицо, имеющее возраст от 14 до 25 лет изъявившее желание пройти полный курс обучения по специальности: «Юный судья» или «Судья» и обратившееся с заявлением о зачислении в «Школу арбитра».

Профессиональная деятельность арбитра характеризуется совокупностью качеств человека, отражающих его психологическое, физиологическое, медицинские, профессиональные и другие особенности, которые в совокупности формируют представление о спортивном арбитре на разных стадиях его профессионального становления и реализации.

При подготовке спортивного арбитра принимается во внимание целый комплекс характеристик:

) личная или профессиональная мотивация (самореализация и самоутверждение, профессиональный рост и самосовершенствование, и т.д);

) уровень предварительной подготовленности и квалификации (уровень необходимых знаний, умений и навыков)

) уровень развития функционально важных физиологических функций и физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости).

) состояние индивидуально-психологических функций спортивного арбитра, и прежде всего, профессионально важных качеств, для конкретной деятельности, характеризующих психомоторику, особенности темперамента, эмоционально-волевые особенности личности.

Все представленные качества должны быть учтены при наборе желающих получить образование в школе молодого арбитра.

Уровни требований к подготовке арбитров

.Муниципальный уровень - Первенство, Кубок и всевозможные Турниры муниципального значения: подготовленные арбитры от 15 лет, при условии, что соревнования проводятся среди хоккеистов минимум на 2 года младше. Арбитры должны иметь необходимое представление о правилах игры, методике судейства, применять на практике правила взаимодействия в бригаде с другими арбитрами. Арбитр должен иметь опрятный внешний вид и уметь заполнять протокол игры, проверять технические заявки команд. Выполнение тестовых заданий данного уровня по теоретической, практической и физической подготовке.

.Региональный уровень - Первенство, Кубок и всевозможные Турниры регионального значения: подготовленные арбитры от 16 лет, при условии, что соревнования проводятся среди спортсменов минимум на 2 года младше. Арбитры должны знать правила игры, методику судейства, применять на практике правила взаимодействия в бригаде с другими арбитрами. Арбитр должен уметь заполнять протокол игры, проверять технические заявки команд. Выполнение тестовых заданий данного уровня по теоретической, практической и физической подготовке.

.Всероссийский уровень - зональные и финальные соревнования Всероссийского Турнира, Кубок и Первенство России среди команд Высшей лиги, Спартакиады и Универсиады России: подготовленные арбитры от 18 лет. Арбитры должны в совершенстве знать правила игры, разбираться в сложных игровых ситуациях, знать методику тройного судейства, взаимодействовать в бригаде с другими арбитрами. Выполнение тестовых заданий по теоретической, практической и физической подготовке.

Подготовка судей

спорт арбитр татарстан молодой

Проведение регулярных учебных сборов и семинаров для арбитров любой квалификации 3 раза в сезоне:

·август-октябрь - подготовка к предстоящему сезону, сдача нормативов по физической и теоретической подготовке;

·январь - подведение итогов первой части сезона, корректировка физической и теоретической подготовки судей;

·март - подведение итогов сезона, определение лучших арбитров в соответствии с уровнем требований к подготовке арбитров и участия в судействе игр соответствующего статуса.

Казань растит собственных арбитров

Последний тур российской футбольной Премьер-лиги лишний раз дал понять, что судья является одним из самых обсуждаемых персонажей у болельщиков. Увы, в последнее время слишком часто представители этой профессии, пусть даже ненамеренно, стали допускать ошибки, которые влияют на исходы матчей. Чтобы повысить квалификацию «спортивных Фемид», а также увеличить их количество, шесть лет назад в Казани было решено создать «Школу молодого арбитра».

В столице Татарстана проводилось много городских и республиканских соревнований, однако арбитров явно не хватало. В основном, судили тренеры. Сначала у судей не было даже помещения: сборы проводились в здании Федерации футбола Татарстана, только года четыре назад арбитры смогли обосновались на стадионе «Рубин».

Занятия «Школы молодого арбитра» проходят в осенне-зимний период обычно раз в неделю. За это время слушатели курсов получают теоретические знания.

Поначалу казанская школа молодого арбитра не принимает никаких нормативов. Для зачисления необходима медицинская справка, подтверждающая хорошее здоровье, так как судейская деятельность сопровождается большими нагрузками. Востребованы ребята, которые стремятся стать судьями. В первую очередь, проводится проверка его способности. Бывает, что человек прозанимается пять лет, а обслуживать матчи психологически не готов, потому что на поле все начинают изливать душу. Бывает, отсудив две игры, молодые арбитры, не выдерживая давления, бросают начатое дело. Только приступив к обслуживанию матчей КФК (коллективы физкультуры), судьи начинают сдавать нормативы.

Руководитель «Школы молодого арбитра» в Казани, Виталий Никитин считает, что «прозанимавшись два-три месяца, человек не сможет сразу со свистком судить на поле. Чтобы почувствовать себя арбитром, сначала он становится линейным судьей товарищеских матчей. Когда назначаю ребят на неофициальные матчи, я на первых порах обязательно сам присутствую, подсказывая им по ходу встречи. В таких случаях главным судьей является опытный арбитр, который всегда готов подсказать. Допустим, двое новичков работают «на линии», а двое обсуждают со мной ошибки своих коллег. Конечно, ключевой вопрос - определение и фиксация положения «вне игры». Сейчас у каждого из них есть обучающие диски, по которым можно научиться работать с флажком даже в домашних условиях. После каждой пройденной темы в «Школе молодого арбитра» проводятся контрольные работы в виде ребусов и вопросников, чтобы закрепить материал. Общие экзамены бывают перед началом сезона, когда Федерация футбола Татарстана проводит семинары для тренеров, судей и инспекторов. В основном, все сдают, хотя бы удовлетворительно. По крайней мере, никого не отстраняем от судейства, так как мы не располагаем большим количеством судей, чтобы ими разбрасываться».

Несмотря на то, что казанская «ШМА» ежегодно выпускает молодых специалистов, им до уровня Профессиональной футбольной лиги, а тем более Премьер-лиги, очень сложно дойти из-за маленькой квоты. Дело в том, что пять лет назад сократили до 450 судей на все профессиональные футбольные дивизионы России. Тем не менее, наш молодой арбитр Михаил Небогатиков «вошел» во второй дивизион. Ринат Ибрагимов также начал обслуживать матчи второго дивизиона.

Вывод

Наблюдая за футбольными, хоккейными, баскетбольными и другими матчами, мы порой забываем, что судьи - такие же его участники, как и сами спортсмены. И хотя профессии «арбитр» в России, пока, официально не существует, судьи должны быть подготовлены к игре ничуть не хуже чем команды, чьи матчи они обслуживают. Как нельзя заиграть в футбол на высоком уровне, начав им заниматься в 20 лет, так и весьма затруднительно стать, арбитром высокой квалификации, взяв в руки свисток в зрелом возрасте. Мировая практика подготовки судей беспристрастна: чем раньше арбитр начинает судить, тем больше у него шансов достичь вершин в судейском деле.

Вопрос подготовки арбитров высокой квалификации в Татарстане стоит достаточно остро. Сегодня матчи Российской Премьер - лиги судьи из нашей республики не обслуживают.

Для судейства матчей Чемпионата РТ, который и по организации, и по уровню мастерства команд в последние годы вышел на более высокий уровень, квалифицированные арбитры тоже не будут лишними.

Похожие работы на - Проблема нехватки школ юного арбитра в Республике Татарстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!