Особенности физической подготовки юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    355,7 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности физической подготовки юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом

Санкт-Петербургская Государственная Академия

физической культуры им. П. Ф. Лесгафта

Кафедра ННВС








Дипломная работа

Особенности физической подготовки юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом












Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования

1.1    Особенности бильярда как вида спорта

.2  Влияние занятий бильярдом на физическое состояние спортсменов

.3  Возрастные особенности юношей 16-17 лет

.4  Физическая работоспособность и аэробика

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация эксперимента

.1 Цель исследования

.2 Задачи исследования

.3 Методы и организация исследования

.3.1 Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы

.3.2 Тестирование физической работоспособности

.3.3 Педагогическое наблюдение

.3.4 Педагогический эксперимент

.3.5 Математическая обработка полученной информации

Глава 3. Результаты исследования

.1 Результаты педагогических наблюдений

3.2 Особенности изменения показателей физической работоспособности в экспериментальной и контрольной группах по тесту КОНТРЕКС-2

Выводы

Список используемой литературы

Приложения

бильярд спорт физический юноша

Введение

Бильярд - увлекательная и очень популярная игра, широко распространенная во многих странах мира. После долгого забвения начиная с середины 80-х гг., к радости сотен тысяч почитателей, она вновь популярна в России. Уже организованы и успешно действуют федерации бильярдного спорта России, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. За последние шесть-семь лет проведены интересные турниры, в том числе международные, с участием лучших зарубежных и отечественных мастеров кия. Некоторые наиболее интересные состязания транслировались по центральному телевидению. Существует множество бильярдных игр, очень популярными на Западе, но до этого почти неизвестными в России. Среди них: французская - "Карамболь", американская - "Пул", английская - "Снукер", финская - "Кайза", а также "артистический" бильярд и др.

Новый вид спорта требует новых разработок по тренировке спортсменов. На сегодняшний день большое внимание уделяется технической и тактической подготовке бильярдистов, в то время как физическая подготовка уходит на второй план (Балин И.В.,2004). Поэтому в даннной работе мы хоте ли бы подобрать методы и средства для всестороннего развития юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом.

В последнее время все более популярным становится аэробика. Сейчас насчитывается более 100 ее направлений. Систематические занятия аэробикой развивают силу, гибкость и выносливость; улучшают телосложение, делают человека стройным и подтянутым; создают ощущение физического и психического расслабления; улучшают координацию движения; развивают чувство ритма; способствуют развитию грациозноности, элегантности, свободы движений; повышают физическую работоспособность (Купер К., 1989; Лисицкая Т.С., 1994; Лаврухина Г.М., 2002).

Новизной исследования является то, что мы исследуем влияние занятий аэробикой на физическую подготовленность юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом.

Объектом исследования стал уровень физического развития и физической работоспособности юношей 16-17 лет.

Предмет исследования - особенности организации и методики проведения занятий по аэробике с юношами 16-17 лет.

В работе проанализировано 40 источников литературы.

Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования

1.1 Особенности бильярда как вида спорта

Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия: по утверждению одних. - Индия, по мнению других - Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком (Кокорин С.Я.,1991).

Цивилизация Небесной империи, будучи старше европейской, явилась первооткрывательницей пороха, компаса и многого другого. Но - по странному складу китайского характера - в большинстве своем эти изобретения как бы замерзали на полпути и редко доводились до совершенства, так и "китайский бильярд" до наших времен остался лишь незамысловатой детской игрушкой.

Возможно, что в Европе первые "китайские" бильярды появились в XV-XVI вв. Однако игры по принципу современного бильярда были здесь известны гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре "Balkespieh. популярной в Германии еще в Средние века, использовались длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника. В Англии примерно в те же годы была распространена игра "Pail-Mall". Участники этого состязания на хорошо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь провести их по определенным правилам через ворота (рис. 1). В середине XV в. многие такие игры из "садовых" превратились в "комнатные" (Балин И.В.,2004).

Наибольшее распространение получили две версии возникновения бильярда в Европе. Согласно одной из них - пионерами здесь являются англичане, согласно другой - французы.

Сторонники первой версии приводят обычно сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни 17 февраля 1587 г. Лишенная трона шотландская королева и неудачная претендентка на английский трон упоминает о своем бильярде и просит приготовить для него место в другом помещении (Балин И.В.,2004).

Французы с первенством англичан не соглашаются. Они вспоминают короля Франции Людовика XI (1461 - 1483), который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560-1574), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры.

Позднее, при Людовике XIII, во дворце Фонтенбло был устроен бильярдный зал, сохранившийся до сих пор. В те времена игра проходила на небольших по размерам столах, в которых делалось до 10 луз. В средней части стола возвышались небольшие воротца из железа или китового уса, через которые должны были проходить шары, и небольшая фигурка ("король"). Игроки были вооружены короткими киями, которые по виду напоминали скорее дубинки или палки-молотки. Каждый участник партии стремился "своим" шаром через ворота направить "короля" в лузу (Капралов В.А., 1991).

Вообще первые бильярдные столы отличались несовершенством: борта не были упругими и, следовательно, шары от них не отскакивали; грубыми киями-дубинками невозможно было придавать шару боковое вращение; доска, по которой перекатывались шары, была недостаточно ровной и твердой. В силу этого игра на бильярде в те далекие годы была весьма примитивной.

В дальнейшем начиная с конца XVI столетия происходит усовершенствование бильярда. Дыры-лузы в бортах оборудуются сетчатыми карманами, причем число их последовательно уменьшается. Борты стола научились подбивать шерстью, а позднее окантовывать резиной для лучшего отражения шаров. В связи с этим было признано достаточным иметь на столе 6 луз. Бильярдный стол стали изготовлять более тщательно, причем как доски, так и борты начали обтягивать сукном. Постепенно короткая палка-молоток уступила место длинному кию.

Игра приняла другой характер. Интерес к ней резко возрос. Например, в начале XVII в. среди британцев среднего и высшего слоев общества бильярд так вошел в моду, что не было сколько-нибудь крупного города, где бы ни перекатывали шары как мужчины, так и женщины. В литературе того времени есть упоминания о том, что дамы и девушки, увлекшись, "целые дни проводили с кием в руках".

Владельцы бильярдов сначала с тревогой смотрели на появление длинных киев и долго не хотели допускать игры с ними из-за боязни испортить сукно. Но эти опасения не оправдались. Появились игроки, столь искусно действовавшие кием, что их игра не только вызывала восхищение у окружающих, но и стала предметом всеобщего подражания (Бирн Р,1998).

Во Франции при короле Людовике XIV бильярд среди дворянства, так же как и в Англии, был очень моден. Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Превосходной игрой на бильярде можно было получить доступ к королевскому двору (Балин И.В.,2000).

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х гг. прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними теряла интерес.

Только в 1850 г. хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый "нормальный" борт. Ему соответствуют умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени (Кандрашова М.А.,2001).

В конце прошлого века в России предпринимались попытки создания и использования всевозможных вспомогательных устройств. Так, например, в некоторых бильярдных на столах устанавливались автоматические счетчики сыгранных партнерами очков. А контрольные аппараты профессора В. Недлера препятствовали началу игры без ведома соответствующих лиц. Эти приборы часто выходили из строя и требовали постоянного присмотра. Все они довольно быстро, так же как и передвижные борта Гердерса, вышли из употребления (Балин И.В.,2004).

С середины XVIII в. в связи с ростом популярности бильярда в ряде стран вводятся ограничительные законы, по которым часть прибыли от игровых залов отнималась в доход государства. В какой-то степени эти налоги сдерживали развитие бильярдного спорта.

Первые правила бильярдной игры издал в 1674 г. в городе Лионе француз Этьен Луазон. Трактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. Но уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что бильярдная игра не только "приятна для ума", но и полезна для здоровья.

Вплоть до конца 20-х гг. XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. "Диапазон" их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой, или, как его называют, *кикс". Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно

Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.

В Америке, так же как и в Западной Европе, игра на лузном бильярде стала менее популярной, чем карамболь. После Менго сильнейшим французским игроком стал Мангин. Он был хорошим теоретиком и практиком игры, авторитетным наставником. Мангин своими многочисленными сеансами в Европе (1862-1872) содействовал более широкому распространению бильярда.

С годами все острее ощущалась потребность в развитии соответствующей промышленной базы. В Европе и Америке энтузиастами-предпринимателями в короткое время были созданы десятки бильярдных фабрик. По советам лучших мастеров кия на них совершенствовались технологии, улучшался инвентарь для игры. И, хотя европейские и американские предприятия постоянно конкурировали между собой, их качественные бильярды пользовались все большим спросом. Процветающие в финансовом отношении фабриканты стали учреждать ценные призы для победителей и участников соревнований и этим содействовали не только реализации своих изделий, но и превращению соревнований по бильярду в увлекательные спортивные мероприятия.

В 1873 г. в Нью-Йорке состоялся первый всемирный спортивный турнир по карамболю, победителем которого стал француз Гарнье. Год спустя также в Нью-Йорке проводились бильярдные соревнования на звание "Мастер Америки".

18 апреля 1911 г. в Кельне был учрежден "Союз немецких любителей бильярда". Его основателем и затем многолетним президентом был блестящий организатор и отличный бильярдный специалист Роберт Курт (Бирн Р., 2002).

С 1913 г. в Берлине начал издаваться специальный журнал "Мир бильярда", позднее стала выходить "Бильярдная газета". В них сообщалось о бильярдных новостях в стране и в мире, а также давались советы начинающим спортсменам.

В 1912 г. в Париже было создано "Международное объединение федераций любителей бильярда". Эта ведущая организация всех европейских спортсменов-бильярдистов намечала мировые соревнования, разрабатывала правила их проведения, вела работу по их организации, готовила бильярдных судей, назначала ставки (призовые фонды). К этому времени главными европейскими бильярдными странами стали: Франция, Англия, Германия, Бельгия, Голландия, Швеция, Австрия и за океаном - США.

С началом первой мировой войны в развитии международного бильярда наступил закономерный спад. В последующие два десятилетия, в 20-30-е гг., произошло не только его возрождение, но и рост популярности. Наряду с французскими столами небольших размеров стали изготавливать большие карамбольные, состязания на которых носили профессиональный характер и были интереснее. Появились новые игры, что позволило ввести в практику национальных и международных турниров "карамбольное многоборье". Выросли новые поколения профессионалов высочайшего класса (Капралов В.А.,1991).

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись с этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением. По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

Еще большее распространение бильярд получил при императрице Анне Иоанновне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м гг. прошлого века в русской армии не было аи одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд (Анфимиади Г.И., Железнев В.П., 2002).

На 20-30-е гг. прошлого века приходится начало увлечения "Французской трехшаровой карамбольной партией" в России. Этому способствовала довольно распространенная в то время мода среди состоятельных русских дворян путешествовать по Европе, причем особое значение придавалось пребыванию в Париже. Находясь во Франции, некоторые из таких путешественников становились заядлыми игроками, приобретали там столы, кии, шары. Возвратившись на родину, новоиспеченные поклонники бильярда не только сами с удовольствием играли в карамболь, но и приобщали к нему своих знакомых (Капралов , 1991).

С распространением "французской" игры у нас даже произошла переориентация бильярдного производства.

В игры на традиционном русском бильярде были включены и карамбольные удары. Так появилась интересная и любимая многими отечественными игроками прошлого века партия "Пять шаров с карамболями", в которой французский карамболь удачно сочетается с покладкой шаров в лузы. И хотя "колыбелью, бильярда были Франция и Англия, в дальнейшем именно в нашей стране игра была доведена до совершенства.

В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.

В 30-х гг. XIX в. в России придумали "Малую русскую пирамиду., которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

В середине XVIII столетия в петербургских трактирах собиралась "золотая" молодежь того времени. Судя по некоторым источникам, в жарких схватках за бильярдным столом сходились такие известные исторические личности, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и гвардейский офидер Григорий Григорьевич Орлов.

В середине XIX в. в России издаются первые правила известных в то время игр. В 1834 г. такую книгу руководство подготовил профессиональный петербургский игрок и бильярдный фабрикант М.Н. Ерыкалов (Анфимиади Г.И., Железнев В.П., 2002).

В начале 1906 г. в Париже проходил чемпионат мира с главным призом в 40 тыс. франков.

О масштабах распространения бильярда в Европе можно судить по тому, что к 1910 г. только в одной столице Франции насчитывалось более 20 тыс. бильярдных столов.

В России перед первой мировой войной был организован "Петербургский кружок любителей бильярдной игры", который ежегодно устраивал различные турниры.

В первые годы советской власти бильярд, по существу, оказался в забвении. Но уже через 10-12 лет после революции этим видом спорта снова заинтересовались

В начале 30-х гг. при Комитете по делам физкультуры и спорта создается бильярдная секция. Она проводила бильярдные турниры разного масштаба. Начало массовым соревнованиям было положено в 1935 г., когда в Москве в клубе им. Ф.Э. Дзержинского было разыграно первенство Москвы. Участвовали в нем бильярдные секции Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых. Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино, клуба милиции.

Через два года после окончания войны, в 1947 г., издательство "Физкультура и спорт" выпустило книгу В.И. Гофмейстера "Бильярдный спорт". В ней приводились правила 30 бильярдных игр, объяснялась техника действий кием и рассматривались - с позиций того времени - особенности проведения соревнований и турниров.

В этот период в его развитии установился своеобразный затяжной застой. Порой бильярд даже относили к проявлению буржуазного образа жизни, хотя на деле многие такие теоретики сами не прочь были покатать шары на столах, установленных на личных и правительственных дачах и в резиденциях для руководящей номенклатуры.

Днем возрождения спортивного бильярда можно считать 19 ноября 1988 г. - день создания Московской федерации бильярдного спорта. Вскоре такие же федерации возникли в Санкт-Петербурге и в других городах, а в декабре 1989 г. в Москве прошла учредительная конференция Федерации бильярдного спорта СССР (ФБС СССР).

Позднее ФБС СССР была преобразована в Федерацию бильярдного спорта СНГ, которая является общественной, самодеятельной спортивной организацией, строящей свою работу на принципах самофинансирования. Возродить славные традиции русского бильярда, освоить новые, современные виды згой игры, помочь оздоровить образ жизни нашей молодежи, приобщить к бильярдному спорту инвалидов, научиться и сегодня делать прекрасные столы, кии, тары, которыми славилась Россия в начале века, - это лишь некоторые цели Федерации СНГ.

В конце 1988 г. е Ленинградском окружном Доме офицеров им. СМ. Кирова был сыгран первый в истории отечественного бильярда международный матч.

В мае-июне 1989 г. состоялся первый открытый чемпионат Москвы по одной из самых распространенных у нас - динамичной и интересной игре "Американка". Этот турнир проходил в московском Дворце спорта "Крылья Советов" и фактически стал неофициальным чемпионатом страны. В борьбу вступили 32 лучших игрока из 9 городов, победители или призеры клубных соревнований (Анфимиади Г.И., Железнев В.П., 2002).

Чемпионат Европы по бильярду, проходивший с 6 по 11 августа 1991 г. в помещении Госцирка в городе на Неве оказал большое влияние на популярность бильярда как вида спорта. На арене было установлено семь столов американской фирмы "Брюнсвик" с более широкими лузами и небольшими (62 мм) разноцветными шарами. Соревнования проводились по правилам Европейской федерации лузного бильярда по неизвестным у нас трем играм - "Восьмерка", "Девятка" и "14+1" и др.

На сегодняшний день бильярд снова один из популярных и элитных видов спорта.

.2 Влияние занятий бильярдом на физическое состояние спортсменов

Пожалуй, трудно найти другую игру, где бы так всесторонне проявлялись физические, умственные и интеллектуальные способности личности. Бильярд, прежде всего, - действие. Игрок находится в постоянном движении, проходя вокруг стола за одну партию до 2-3 и более километров. По существу, игра на бильярде - это продолжительный (1-2 часа) полезный моцион без выхода из помещения. В дореволюционное время врачи многим малоподвижным, апатичным больным рекомендовали бильярд как отличное средство поддержания хорошей физической формы.

За последнее время в нашей стране появились обнадеживающие признаки все большего тяготения к здоровому образу жизни, особенно среди молодежи. Распространяются такие сравнительно новые виды спорта, как культуризм, восточные единоборства и т. п. И это вполне объяснимо. Например, правильной, красивой считается осанка человека, у которого прямая спина, не слишком прогибающаяся в области таза, широко, свободно разведенные и слегка опущенные плечи, высоко, но не чрезмерно поднятая голова, втянутый живот. Считается, что именно в таком положении тела кровообращение не затруднено, а дыхание благодаря расправленной грудной клетке свободно.

Однако в действительности из-за недостатка движения и неправильного физического воспитания как среди взрослых, так и среди подростков довольно часто наблюдаются искривление позвоночника и нарушение осанки. Встречаются они даже у спортсменов.

Осанка человека, которая формируется в течение жизни, зависит от физической активности, режима дня и многих других факторов. В бильярдной карамбольной игре часто удары по шару наносятся кием почти вертикально, причем выполнять их приходится, удерживая рукоятку кия (турняк) высоко поднятой выше головы и чуть отведенной назад рукой. Такая поза способствует выпрямлению позвоночника и придает осанке играющего спортивный вид. В то же время легкость и непринужденность движений в разных игровых позах у бильярдного стола оказывают благоприятное воздействие на работу внутренних органов (Балин И.В.,2004).

Исходя из сказанного, бильярдная игра может быть рекомендована как одно из вполне доступных физических упражнений, способствующих поддержанию у спортсмена правильной осанки и хорошей физической формы. При этом игра не требует отменного сердца и легких, которые, наоборот, поддерживаются у играющего в хорошем состоянии. В этом смысле и для многих пожилых разминка вокруг бильярдного стола не может быть заменена никаким другим видом спорта. Следовательно, бильярд есть прежде всего вил физической закалки организма.

Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию движений, быструю реакцию, находчивость - ведь на столе практически никогда точно не повторяется одинаковое расположение шаров. Постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле - это и практический учебник по геометрии и физике. Многое зависит от знания физических свойств шаров при столкновении, от точного расчета и умения дать "своему" шару задуманное вращательное и поступательное движение.

В то же время бильярд - прекрасный способ отдохнуть. Он снимает накопившееся нервное напряжение в первые же минуты. Играющий почти полностью отвлекается от повседневных мелочей и отдается увлекательному состязанию.

Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, и преодолевать сопротивление соперника, причем настоящий профессионал воспринимает выигрыш без какого-либо злорадства и неприличного ликования. Бильярд учит и проигрывать - не впадая в панику или отчаяние и не теряя веры в себя. Настоящий игрок не падает духом и сохраняет хладнокровие в трудные моменты, а если и переживает неудачу, то делает это с достоинством и юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в обычной жизни это и называется честностью и принципиальностью. И, наконец, следует отметить доступность бильярда в любое время года. Занятия им не зависят от погодных условий (Балин И.В.,2004).

1.3 Возрастные особенности юношей 16-17 лет

В ходе индивидуального развития наибольший прирост абсолютной силы у девочек - подростков наблюдается в 12-14 лет. Это наиболее благоприятный возраст для ее развития. Максимальные показатели силы достигаются в 18-20 лет. Относительная сила по мере увеличения веса тела может практически не увеличиваться и даже снижаться. У юношей более быстрый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение веса тела способствуют повышению относительной мышечной силы (Зациорский В.М.,1970).

Скоростно-силовые возможности в наибольшей мере совершенствуются в 10-14 лет. В этот период наиболее растет прыгучесть (Солодков А.С.,1999).

Время простой двигательной реакции руки на световые раздражения у нетренированных лиц составляет, в среднем, 190 мс, у высококвалифицированных спортсменов-120мс, у спортсменок - 140мс (Солодков А.А., Сологуб Е.Б., 2001).

Время двигательной реакции резко сокращается к 12-14 годам. Этот период наиболее благоприятен для развития быстроты. Максимального значения скорость зрительно-двигательных реакций достигает у юношей в 15-16 лет. Быстрота движений растет до 16 лет. У юношей, не занимающихся спортом, она затем снижается, а у спортсменов возрастает и далее. Максимальная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11-16 лет (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991).

Юноши обладают хорошей выносливостью в длительной циклической работе аэробного характера. Другими словами, они имеют высокую общую выносливость. Характерно для них также меньшая концентрация гемоглобина и кислорода в артериальной крови чем у взрослых. Соответственно, более низкими являются анаэробные возможности. Это определяет у них меньшую скорость стайерского бега по сравнению с со взрослыми. (Вейдер Б., 1993).

Менее благоприятная реакция молодого организма на длительные и мощные статические нагрузки, которые вызывают в организме, в частности, сердечно-сосудистой системе, значительные изменения из-за несовершенства моторно-висцеральных рефлексов. Такие нагрузки рекомендуются тщательно дозировать и сочетать с динамическими, особенно у подростков. Наибольшую статическую выносливость у юношей имеют мышцы-сгибатели туловища. При локальной аэробной работе руками (на уровне 80% МПК) юноши и девушки с равными МПК не различаются по выносливости (Сологуб Е.Б., 1987). Максимальных показателей общая выносливость достигает у юношей в возрасте 18-22 лет. Скоростная выносливость - к 16-17 годам. Статическая выносливость к 20-24 годам.

В данном возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризует развитие физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальный уровень артериального давления, насыщение крови кислородом и др.). К 16-17 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции еще не завершен, но энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22-24 ккал/кг в сутки, т.е. как у взрослого человека. К этому времени завершается формирование того соотношения топографии сил различных мышечных групп, которое типично для взрослых людей. Одновременное увеличение максимальных показателей силы (на 1 кг массы тела), скорости движений и других показателей свидетельствуют о том, что развивающейся двигательный аппарат становится все более активным в функциональных различных параметрах. Формирование показателей скорости и силы мышечных сокращений идет не одновременно. Если картина относительных величин сил различных мышечных групп формируется к 17 годам, то скорость мышечных сокращений значительно раньше.

К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействий. К этому времени выносливость одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. По словам Соллогуб Е.Б. (2001г.) сенситивный период выносливости приходится примерно на 15-20 лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях: в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости (Сологуб Е.Б.,1987).

С увеличением возраста повышаются функциональные резервы дыхательной системы. Однако эффективность дыхания в возрасте 16-17 лет еще очень мала. Не смотря на возросший уровень легочной вентиляции, альвеолярный воздух насыщается при вдохе меньше чем, чем у взрослых. Это обусловлено менее глубоким дыхательным объемом, большим относительным объемом вредного пространства, меньшей выносливостью дыхательных мышц, отставанием роста грудной клетки (и соответственно недостаточной величиной ЖЕЛ), незрелостью регуляторных процессов. Таким образом, физическая работоспособность сниженная в период полового созревания постепенно повышается, но не достигает уровня взрослого человека (Солодков А.С., Сологуб   Е.Б., 2001).

1.4 Физическая работоспособность и аэробика

Одним из объективных критериев здоровья человека является уровень физической работоспособности. Высокая работоспособность служит показателем стабильного здоровья. Как правило, высокая работоспособность связана с более высокой двигательной активностью и более низкой заболеваемостью (Пирогова А.Е., Иващенко Л.Я., 1986).

Физическая работоспособность - комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и многим другим (Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П., 2002).

Основной смысл работоспособности сводится к потенциальной возможности человека выполнять максимум физического усилия. Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечно -сосудистой и дыхательных систем. Исходя из этого определения, можно сказать, что физические возможности организма - это тот уровень физической работоспособности, который может быть достигнут без перенапряжения и истощения механизмов адаптации (Селуянов В.Н.,2001).

Результаты ранних исследований (Зимкин Н.В., 1956; Шолих М.М., 1966; Зациорский В.М., 1967; Мюльберг И., Ериаков А.Н.,1985) свидетельствуют, что занятия физкультурой и спортом оказывали благоприятное воздействие, способствовали снижению заболеваемости, увеличению продолжительности жизни, улучшению показателей естественного иммунитета. Однако в работах, проведенных позже, было показано, что занятия могут оказывать угнетающее действие на систему иммунитета (Суздальский Р.С, Левандо В.А., 1998), если вызывают утомление. При умеренном объеме физических нагрузок показатели иммунитета повышаются - чем больше интенсивность физических упражнений, тем ниже может быть иммунологическая реактивность организма. Вместе с тем, минимальные по энерготратам физические нагрузки оставляют стабильными показатели иммунитета и способствуют стимулирующему влиянию на иммунную систему.

Уровень физической работоспособности характеризуется одним из таких понятий как тренировочный эффект (Пирогова А.Е., Иващенко Л.Я., 1986). Оздоровительные занятия должны вызывать отставленный тренировочный эффект, который и является показателем улучшения работоспособности человека (Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П., 2002).

Как известно из различных источников, различают срочные тренировочные эффекты и отставленные тренировочные эффекты. Срочные тренировочные эффекты происходят непосредственно сразу после окончания физической нагрузки. Отставленные тренировочные эффекты наблюдаются через некоторое время после окончания нагрузки или под воздействием регулярной тренировки (Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П., 2002).

При правильной организации занятий, отставленные тренировочные эффекты должны непременно приводить к улучшению состояния здоровья в этом смысл и цель оздоровительных занятий.

В оздоровительных занятиях применяются нагрузки, не превышающие функциональные возможности организма, но достаточно интенсивные, чтобы вызвать оздоровительный эффект. Эффективность оздоровительных занятий определяется их периодичностью, длительностью, интенсивностью и характером используемых средств, режимом труда и отдыха (Пирогова А.Е., Иващенко Л.Я., 1986).

Опыт, накопленный специалистами по теории и методике физического воспитания, свидетельствует о том, что тренировочный эффект определяется уровнем функционирования механизмов преобразования энергии в организме (Мюльберг И., Ериаков А.Н.,1985).

Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физических занятий связывают с применением упражнений умеренной интенсивности (Купер К., 1979). Занятия в аэробном режиме усиливают синтез белковых структур, от которых зависит аэробная производительность, повышают устойчивость к утомлению (следовательно, повышают работоспособность), в меньшей степени приводят к увеличению силы, а так же к увеличению энергетических резервов организма. Эти изменения являются проявлением долговременной адаптации к аэробным занятиям (Пирогова А.Е., Иващенко Л.Я., 1986).

В связи с этим, широкое распространение получили рекомендации к использованию с оздоровительной целью циклических упражнений (бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба и др.), вовлекающих в работу 1/5 - 1/2 мышечного массива.

Исследования последнего времени, согласно которым было доказано, что тренировка в аэробном режиме не исключает возможности инфаркта миокарда при непривычных нагрузках скоростного и скоростно-силового аппарата (Трофимова Л.П.,1969) послужили аргументом в пользу точки зрения, обосновывающей необходимость использования в тренировочных занятиях упражнений большей мощности, стимулирующих анаэробные источники энергообеспечения.

Вопрос об использовании смешанных аэробно - анаэробных нагрузок в практике оздоровительных тренировок остается дискуссионным, но приобретает чрезвычайную актуальность в связи с данными об особой роли гликолиза в защите миокарда от гипоксии (Меерсон Ф.В., 1978).

Исследования Ф. Мавровуниотиса (2000) показали, что постепенно нарастающие нагрузки умеренной продолжительнсти вызывают положительные изменения в фиброзном механизме крови, защищая, таким образом, от опасности развития ишемической болезни сердца. Поэтому такие нагрузки могут быть предложены широким слоям населения. В работе Ф. Мавровуниотиса (2000) отмечено, что физическая нагрузка, особенно умеренной силы, приводит к острым и хроническим изменениям в крови, некоторые из этих изменений полезны для здоровья и физической результативности. Это касается как количества, так и функционирования форменных элементов крови, величины и состава плазмы крови, вязкости, фибринозной деятельности и реологии крови (Муравов И.В. и др., 1973).

Регулирующий эффект аэробных упражнений выражается прежде всего в (экономизации деятельности организма (снижении основного обмена, т.е. энергозатрат). Это обеспечивается совершенствованием окислительных процессов (увеличением числа митохондрий, повышением эффекта окислительных реакций в различных органах и системах), регуляцией обмена веществ во всех звеньях - от поступления до утилизации и выведении продуктов питания, снижением реактивности тканей на действие гормонов и нейромедиаторов, снижение тонуса парасимпатической нервной системы.

Считается так же, что этот вид тренировки, понижает уровень холестерина и улучшает соотношение липопротеидов высокой и низкой плотности в крови.

Аэробные упражнения, выполняемы с мощностью до аэробного порога, используют в качестве энергетического субстрата в основном жиры, и, главным образом, внутримышечные жиры (Мякинченко Б.Б, Шестаков М.П., 2002).

Если упражнения выполняются продолжительное время (больше часа), то усиливается продукция гормона кальцитонина, который препятствует выходу кальция из костей, тем самым обеспечивая профилактику остеопороза. Кроме того, отмечаются еще некоторые другие положительные аспекты влияния аэробных упражнений на организм, в частности повышение иммунологической реактивности при небольших величинах нагрузок.

Поскольку повышение аэробных и анаэробных источников энергообмена достигается использованием циклических и ациклических физических упражнений, развивающих такие двигательные качества как общая, скоростная, скоростно-силовая выносливость, целесообразно определить их рациональные соотношения в оздоровительной тренировке для лиц различного возраста и состояния.

В литературе по этому поводу представлены разноречивые данные. Большинство авторов рекомендуют преимущественное (до 90-100%) использование в программах оздоровительной тренировки упражнений на выносливость (Хедман Р., 1980). И только в ряде исследований (Пирогова А.Е., Иващенко Л.Я., 1986) подчеркивается необходимость применения в определенных соотношениях различных физических упражнений 40-50 % -для развития общей выносливости, 24-40 % - скоростной и скоростно-силовой выносливости, 20-30% - гибкости и быстроты.

В.М. Зациорский (1966) считает целесообразным в занятиях оздоровительной направленности использовать 3 группы упражнений: на выносливость, силу и гибкость, а в силовых упражнениях отдавать предпочтение тем, которые способствуют развитию наиболее крупных мышц тела - живота, разгибателей спины, нижних и верхних конечностей. Однако и те, и другие указания даны без учета возраста и уровня физического состояния.

При оценке эффективности оздоровительных занятий Е.Г. Миллером (2000), по его полученным данным, только занятия на повышение аэробной выносливости приносят радикальные положительные морфофункциональные изменения (он сравнивал с занятиями атлетической гимнастикой, ритмической гимнастикой, общей физической подготовкой). Эти данные позволяют считать, что основу оздоровительных занятий у людей среднего возраста должны составлять циклические упражнения на выносливость, повышающие аэробные способности и уровень физического состояния и снижающие факторы риска инфаркта миокарда. Ациклические же упражнения, направленные на увеличение гибкости и подвижности в суставах и укрепление мышечного корсета, могут использоваться только лишь в дополнение для профилактики возрастных дегенеративных изменений двигательного аппарата (Миллер Е.Г., 2000).

В.П.Суслов (1997) в своей работе предлагает классификацию зон нагрузки, которые соответствуют различным проявлениям выносливости.

Причем проявление общей выносливости он связывает с зоной, когда пульс при нагрузке не превышает 145 уд/мин. Он так же рекомендует для воспитания общей выносливости применять методы непрерывного экстенсивного упражнения, как в равномерном, так и в вариативном режиме, игровой метод и круговую тренировку для лиц различного уровня подготовленности. По мнению Суслова В.П., не следует использовать интервальную тренировку, особенно анаэробной направленности, рекомендуемую отдельными авторами как метод повышения аэробных возможностей организма в связи с их временной активизацией в интервалах отдыха между упражнениями, с целью повышения общей выносливости. Хотя такие рекомендации "кочуют" последние 30 лет из одних учебников в другие. По мнению Е.Г. Миллера (1991) оптимальная продолжительность аэробного занятия должен составлять от 30 до 75 минут в одном занятии при трехразовых занятиях в неделю. При анализе эргометрических и метаболических параметров физической работоспособности: наименьшие величины наблюдаются при 2 кратных занятиях, большие - при 3-5 кратных. Это отчетливо проявляется в изменении показателей МПК и аэробной метаболической емкости. Условные обозначения: VCh max - максимальное потребление кислорода (или МПК); МЕТ - энергетический эквивалент работы - показатель отношения энергетической стоимости нагрузки к интенсивности основного обмена; Wmax - максимально переносимая мощность нагрузки; АМЕ-аэробная компонента физической работоспособности.

Таблица 1 Эффективность режимов тренировки с различной кратностью занятий по показателям физической работоспособности и подготовленности Занимающихся

Показатели

2-х кратные занятия, прирост

3-х кратные занятия, прирост

5-ти кратные занятия, прирост

Wmax, ВТ/КГ

10,6

11,28

11,79

VO2 max, мл/мин-кг

12,68

16,66

19,76

ОМЕ, кДж/кг

30,89

36,29

51,3

АМЕ, кДж/кг

21,42

38,09

49,0

Гибкость, см

16,66

40

70,15

Быстрота, см

-7,7

-24,7

-31,3

Динамическая сила, см

25,71

37,05

32,32

Скоростная выносливость, число повторений

23,08

25,7

36,05

Скоростно-силовая выносливость, число повторений

37,5

63,07

41,67

При оценке двигательных качеств в условиях различной кратности занятий достоверные различия между значениями первичных и повторных изменений были отмечены только в группе лиц, занимающихся 3-5 раз в неделю. Наибольшее увеличение быстроты и гибкости наблюдалось при 5 кратных, а скоростной, скоростно-силовой выносливости и динамической силы - практически одинаково при 3 и 5 кратных занятиях. Результаты проведенных исследований позволяют отметить, что для совершенствования физического состояния целесообразны 3 и 5 кратные занятия в неделю. Для поддержания высокого физического состояния на достигнутом уровне достаточны 2 кратные занятия, поскольку эта кратность занятий при отсутствии существенных изменений в двигательной функции обеспечивает достоверные изменения гемо и кардиодинамики (Пирогова А.Е., Иващенко Л.Я., 1986).

Мощность нагрузки в оздоровительных занятиях не должна превышать 80% МПК. Наиболее рациональной является интенсивность 60-70% МПК. Об этом свидетельствуют данные специального эксперимента (Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., 1986) по изучению переносимости предельных по длительности физических нагрузок, соответствующих по мощности различным значениям МПК (55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 90% МПК). При сравнительном анализе реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, энергетического обеспечения работы, субъективной переносимости нагрузок было установлено (Алексеев В.М., Коц Я.М., 1981), что наиболее благоприятный характер наблюдается при работе, равной 60-70% МПК (Е.А.Пирогова, Л.Я.Иващенко, 1986). Выполнение нагрузок такой мощности, независимо от уровня физического состояния обследуемых и возраста, вызывает адекватную интенсификацию циркуляторного аппарата, соответствующую заданной интенсивности нагрузки и более позднее появление признаков утомления. Период максимальной производительности сердца при этом в 3 и более раз длиннее, чем при нагрузках большей интенсивности. С повышением мощности нагрузок возрастает напряженность реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наиболее стремительная интенсификация реакции сердечно-сосудистой системы и рост энерготрат, обуславливающих прекращение работы через 8-11 минут после ее начала, наблюдается при нагрузках мощности 90-95%МПК (Сорокин А.П. и др., 1977).

При работе такой мощности у 33,3% обследуемых, даже с уровнем физического состояния выше среднего и высоким отмечаются признаки гипоксии миокарда, а у 50% вопреки ожидаемому повышению наблюдается уменьшение сердечного выброса, ударного объема крови, максимального потребления кислорода в пересчете на единицу массы тела сравнительно с нагрузками меньшей интенсивности. В 66% случаев выполнение таких нагрузок сопровождается возникновением нарушений - боль в области сердца, за грудиной, головная боль, отдышка, тошнота. У лиц с физическим состоянием выше среднего наблюдается дискомфорт уже при нагрузках 85% МПК. Напряжения мощности 90-95% МПК доступны для использования лицам с высоким уровнем физического состояния и большим стажем занятий и противопоказаны лицам с низким уровнем физических возможностей. Следует особо подчеркнуть, что при этом имеет немаловажное значение длительность нагрузок. В условиях нагрузок, мощность которых превышает порог анаэробного обмена, на определенных этапах работы наступают изменения в деятельности функциональных систем, характерных для максимальных напряжений. При стандартных нагрузках предельные значения физиологических параметров наблюдаются раньше у лиц с более низким физическим состоянием (Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., 1986).

Нагрузки мощностью ниже порога анаэробного обмена могут выполняться длительное время (более 60 минут), а прекращение работы связано с утомлением опорно-двигательного аппарата. В условиях таких нагрузок работа в основном осуществляется за счет аэробных источников энергообеспечения. Об этом свидетельствует незначительное содержание лактата в крови (до 20 мг%), значения неметаболического "излишка" СОг (0,12л /мин), дыхательного коэффициента (0,83) и кислородного долга (1-5% от кислородного запроса) (Сорокин А.П. и др., 1977).

При нагрузках, равных порогу анаэробного обмена или превышающих его, после появления устойчивого состояния через определенное время (по мере продолжения работы) показатели сердечно - сосудистой и дыхательной систем повышаются и вновь стабилизируются. В течение всего времени работы наблюдается несколько фаз (а конкретно - 4) повышения и стабилизации.

При упражнениях, мощность которых превышала порог анаэробного обмена более чем на 30%, предельная длительность работы составляла 2-15 минут, а устойчивое состояние либо не наблюдалось, либо характеризовалось наличием всего 2 коротких фаз. По сравнению с предыдущим наблюдалась более раннее появление устойчивого состояния и наступления дискоординации в w деятельности сердечно сосудистой, дыхательной и двигательной системы. Поэтому такие нагрузки можно применять только интервальным методом (Коц Я.М., 1981).

Дозирование величины нагрузки с помощью абсолютных и относительных значений числа повторений чаще используется в занятиях урочного типа. При этом в большинстве рекомендаций выбор абсолютных величин числа повторений физических упражнений эмпирический. Число повторений одних и тех же упражнений по данным различных авторов колеблется в диапазоне от 6 до 20 раз (Шолих ММ, 1966; Гуревич А.А, 1980).

Регуляция величины нагрузки осуществляется за счет разных показателей, например: повышения темпа выполнения упражнений, увеличением количества повторений каждого упражнения в пределах отведенного на занятие времени, включение усложненных упражнений.

Регламентация нагрузок с учетом уровня максимального потребления кислорода (МПК) или максимальной работоспособности весьма затруднительна в условиях использования массовых форм физической культуры, поэтому в практике нагрузку чаще дозируют по ЧСС.

Линейная зависимость между мощностью нагрузки и сдвигами, возникающими под ее влиянием в различных системах организма (Карпман В.Л. и др., 1974), явилось основой использования ЧСС для оценки интенсивности физической нагрузки, как в спортивной практике так и в практике оздоровительной физкультуры (Коц Я.М., 1981). При этом суждения различных авторов, таких как А.С. Солодков и Е.Б. Сологуб (2001), а так же Е.А. Пироговой и Л.Я.Иващенко (1986) об информативности ЧСС неоднозначны. Если одни (Амосов Н.М., Бендет Я.А.,1984) считают целесообразным для оценки уровня нагрузки учета абсолютных значений ЧСС, то другие (Коц Я.М., 1981) указывают на большую точность относительных значений этого параметра -процентное соотношение ЧСС к исходному (ЧСС, % исх.) или максимальной величине (ЧСС, %макс).

Авторами установлено (Коц Я.М., 1981), что относительные показателя ЧСС нивелируют возрастные и индивидуальные различия и с высокой точностью характеризуют уровень нагрузки у лиц различного возраста и физического состояния.

Положительное влияние аэробных упражнений на организм человека

Занятия аэробными упражнениями оказывают следующие положительные влияния на организм человека (Мякинченко Е.Б., Шестаков М.Л., 2002):

      незначительное повышение объема полостей сердца (делятация), гипертрофия мышечных стенок вместе с улучшением процессов ионного обмена и повышением плотности митохондрий улучшает сократимость (увеличивает ударный объем) миокарда, повышает максимальный сердечный выброс и устойчивость работы сердца при длительной мышечной нагрузке (увеличивает производительность сердца);

      наблюдается увеличение просвета коронарных сосудов и плотности капилляров вместе со снижением реактивности миокарда на действие стрессоров;

      в сосудистой системе имеет место увеличение просвета и эластичности магистральных и периферических сосудов;

      в сосудистой системе увеличение плотности капилляров улучшает обеспечение тканей кислородом, гормонами и питательными веществами;

      немного увеличивается общий объем циркулирующей крови, гемоглобина и эритроцитов, улучшается кислородтранспортная функция крови;

      увеличивается плотность митохондрий и капилляров мышц, концентрация миоглобина, запасов гликогена в мышцах, происходит незначительная гипертрофия мышечных волокон, увеличивается выносливость мышц при выполнении работы аэробного характера;

      в эндокринной системе человека под воздействием аэробных упражнений незначительно увеличивается вес и функциональная мощность некоторых желез, повышают способность желез поддерживать высокую функциональную активность в течение длительного времени, изменяют чувствительность тканей к гормонам, что способствует улучшению регуляции функций организма и обменных процессов.

Отрицательное влияние аэробных упражнений

Отрицательное влияние аэробных упражнений на организм связано, как правило, с нарушением общих принципов физической подготовки (постепенности увеличения нагрузки, выбора вида упражнений без учета индивидуальных особенностей и т.д.) (Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., 1986). По мнению А.А. Виру (1986), особенно опасны перегрузки для женщин старше 30 лет.

Неправильная аэробная тренировка (заключающаяся в несоблюдении пульсовых режимов для конкретного возраста; превышении нагрузочных резервов человека с определенным уровнем подготовленности) может вызвать отклонения в состоянии сердечно - сосудистой системы. Примером такого заболевания можно смело назвать дистрофию миокарда или заболевания опорно-двигательного аппарата, которые выражаются в болях в коленях, позвоночнике, связках и некоторых мышцах, в воспалении надкостницы (Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П., 2002).

Чрезмерная физическая нагрузка, по мнению Ф. Мавровуниотиса (2000), приводит к увеличению свертываемости крови. Умеренная физическая нагрузка (слабой и средней интенсивности) считается более подходящей по сравнению с интенсивной, потому что запускает в действие систему, находящую и рассасывающую тромбы.

Занятия же в аэробно-анаэробном режиме (ЧСС 165-175 уд/мин) и интенсивные анаэробные упражнения допустимы лишь для молодых и здоровых женщин (Виру А.А., 1987).

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация эксперимента

2.1 Цель исследования

Гипотезой исследования стало предположение о том, что дополнительные занятия аэробикой юношами 16-17 лет позволяют увеличить их физическую работоспособность и компенсировать недостаточность физической нагрузки.

Целью данного исследования является определение эффективности влияния занятий аэробикой физическое развитие физическую работоспособность юношей 16-17 лет.

2.2 Задачи исследования

1. Определить уровень физического развития и физической работоспособности юношей 16-17 лет

2. Разработать наиболее целесообразную структуру и содержание занятий по аэробике для юношей исследуемого возрастного периода.

3. Изучить и сравнить влияние аэробики на уровень физического развития и физической работоспособности юношей 16-17лет.

2.3 Методы и организация исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы;

2. Тестирование уровня физического развития и физической подготовленности;

3. Педагогическое наблюдение;

4. Педагогический эксперимент;

5. Методы математической статистики.

.3.1 Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы

Для написания данной работы анализировались и обобщались литературные источники по следующим темам:

1. возрастные особенности юношей 16-17 лет;

2. особенности влияния бильярда на физическое состояние спортсменов;

3. влияние аэробики на физическую работоспособность занимающихся;

4. методическая литература по проведению исследования эффективности занятий.

Всего было проанализировано 40 источников литературы

2.3.2 Тестирование физической работоспособности

Для определения уровня физического развития в литературе существуют различные методики - метод антропометрических измерений, коррекции индексов (Карпман В.Л., 1980).

В данной работе мы использовали метод антропометрических измерений. Антропометрические измерения - это средние величины признаков физического развития, полученные путем статистической обработки большого числа однородного по составу контингента людей (по полу, возрасту, занятию и т.п.) (Карпман В.Л., 1980).

Для анализа уровня физической работоспособности мы использовали систему КОНТРЕКС-2. С помощью этой методики можно определить не только уровень физической работоспособности, по и структуру физической подготовленности (Душанин С.А., 1980).

Система бальной оценки физического состояния КОНТРЭКС-2 состоит из 11 показателей, которые оцениваются следующим образом:

1.Возраст.

.Масса тела. Норма - 30 баллов, за каждый килограмм сверх нормы минус 5 баллов.

50 + (рост - 150) х 0,75 + возраст - 21

+ (рост- 150) х 0,32 + возраст- 21 (женщины)

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5=25 баллов.

3.      Артериальное давление.

АДс = 109 + 0,5 х возраст н- 0,1 х масса тела (мужчины)

АДц = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела.

АДс = 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела (женщины)

АДд = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела.

4.Пульс в покое.

5.Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными ногами в коленях выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки и сохранение позы не менее 2 сек. Тест проводится 3 раза и учитывается лучшая попытка.

6.      Быстрота. Оценивается "эстафетным" тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Линейка 40 см параллельно ладони на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка на уровне нижнего края ладони. После команды "Внимание" в течение 5 сек. отпускается линейка. Испытуемый задерживает линейку сжиманием кисти в кулак. Измеряется расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки. Три раза тестирование, учитывается лучший результат.

7.Динамическая сила. Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. Испытуемый стоит боком к стене со шкалой от 0 до 100 см. Не отрывая пяток, касается рукой (кончики пальцев) стены, затем отходит на 15-30 см от стены и прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами, касаясь активной рукой измерительной шкалы. Разница между 1-м и 2-м показателем характеризует высоту прыжка. Их 3-х попыток засчитывается лучшая.

8.Скоростная выносливость, Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 сек.

9.Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (в данном тесте у девушек в упоре на коленях).

10.Общая выносливость оценивается по результату 10-минутного бега на возможно большее расстояние.

11.    Восстанавливаемость пульса. После 5 минут отдыха, сидя измерить пульс за 1 мин., затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 с и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс. Соответствие исход ной величине (до нагрузки) - норма.

Таблица 2. Нормативы двигательных тестов дли оценки основных физических качеств.

Возраст

Гибкость, см

Быстрота, см

Динамич. сила, см

Скоростная выносливость

Скоростно-силовая выноси.

Общая 10-мни. бег

Восстанавливаемость пульса

1

2

3

4

5

6

7

8

16

10

15

41

15

21

2065

8.43

17

10

15

40

15

20

2010

8.56


2.3.3 Педагогическое наблюдение

Педагогические наблюдения проводились на занятиях по бильярду в клубах "Лидер" и "ЛДМ"

Объектом педагогических наблюдений были - продолжительность занятия, особенности физической нагрузки в процессе урока, а так же состояние занимающихся до занятия, в процессе и после его окончания. Всего проанализировано 5 уроков.

2.3.4 Педагогический эксперимент

Основным методом в нашем исследовании является педагогический эксперимент с целью оценки влияния аэробики и на физическое развитие и физическую работоспособность. Для педагогического эксперимента было отобрано типологическим методом (Петров П.К., 2000) 2 группы по 10 юношей в возрасте 16-17 лет.

Эксперимент проводился с 10 октября 2004 года по 14 апреля 2005 года в клубе "Лидер".

Занятия проводились 3 раза в неделю по 75 минут, всего проведено 80 занятий.

Педагогический эксперимент проводился с целью сравнения влияний дополнительных занятий аэробикой на уровень физического развития и физической работоспособности юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом.

2.3.5 Математическая обработка полученной информации

Для обработки полученных результатов и определения достоверности значений использовался метод математической статистики по t - критерию Стьюдента для независимых выборок, процентные соотношения, расчет средних арифметических. Вычислялись следующие показатели:

Средние арифметические признаков Х=

Стандартные ошибки средних арифметических Sх=

Коэффициент вариации V= 100%,

где Sх - среднее квадратическое отклонение

Глава 3. Результаты исследования

3.1 Результаты педагогических наблюдений

На первом этапе мы провели педагогические наблюдения на уроке бильярда в клубах "Лидер" и "ЛДМ".

Эти наблюдения проводились за особенностями двигательной активности и нагрузкой на уроках бильярда. Было проведено 5 наблюдений, в которых приняло участие 20 юношей. Педагогические наблюдения позволили выявить следующую структуру урока рис 2.

Рис 2 Структура урока бильярда

Из педагогического наблюдения мы выявили, что физическая нагрузка во время занятия происходит лишь на отдельные мышечные группы. Отсутствуют аэробные упражнения. Для более гармоничного развития спортсменов нами предложено включить с системы подготовки дополнительные занятия по аэробике.

На основании изучения литературных данных (Дембо А.Г., 1980; Дибнер Г.Д., 1983; Амосов Н.М., 1984; Солодков А.С., Сологуб Е.Б, 2001 и др.) и проведения предварительных исследований, была разработана следующая структура занятий по аэробике.

В основу составления структуры занятий были положены общие данные по физиологии, психологии, педагогике, теории и методике оздоровительной физической культуры, описанные в литературном обзоре. Из этих данных следует, что:

1.   В возрастной группе 16-17 лет период врабатывания несколько короче, чем в более поздние возрастные периоды. Следовательно, разминка должна занимать меньше времени и в нее надо включить упражнения для концентрации внимания, простые по координации; в темпе, не превышающем 120 уд/мин в течение 5 минут (Крючек Е.С., 1999; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

2.   Энергоресурсов в этом возрастном периоде много, поэтому на аэробном пике в основной части занятия, пульс может быть равен 180 уд/мин (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

3.   В этом возрасте необходимо развивать основную физическую работоспособность и уровень физических качеств. Поэтому в занятие обязательно должны быть включены упражнения на активную и пассивную гибкость, укрепление основных мышечных групп при помощи силовых упражнений (Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., 1986).

Таблица 3 Длительность частей, ЧСС, предложенными Е.С. Крючек(1999).


Рекомендуемые величины (по Крючек Е.С)

Части урока

Длительность, мин

Темп, уд/мин

1.Разминка

5.

60-90

2.Аэробная часть

20-40

90

Разминка

3-10

90-120

Аэробный пик

20

120-130

Заминка

2-3

90-120

Снижение нагрузки

2

90

Калистеника

5-10

90-120

3.Заминка

2-5

60-90


При этом возможны любые виды аэробных упражнений. Посещая тренажерный зал или фитнесс центр, это могут быть как степ-аэробика, вело-аэробика, беговая дорожка и др.

Для изучения влияния занятий аэробикой по предложенной методике был проведен эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на базе.

В проведении эксперимента учувствовало 20 юношей в возрасте 16-17 лет. Было создано 2 группы. Одна (экспериментальная), занималась по предложенной нами методике в дополнительные дни после урока бильярда, другая (контрольная) состояла из юношей посещающих тренажерный зал по желанию и занимающихся самостоятельно. Эксперимент длился 6 месяцев. В начале и в конце эксперимента замерялись данные физической работоспособности по тесту Контрекс-2.

.2 Особенности изменения показателей физической работоспособности в экспериментальной и контрольной группах по тесту КОНТРЕКС-2

Данные исходного тестирования физической работоспособности представлены в приложении 1,2., а данные тестирования после эксперимента в приложении 3,4.

В таблице 4 показаны средние результаты для экспериментальной и контрольной группы.

Таблица 4. Показатели исходного тестирования в экспериментальной и контрольной группах (КОНТРЕКС-2)

№ п/п

показатели

(х) экспериментальная

(х) контрольная

1

возраст

16

16

2

вес

58

3

артериальное давление

115/75

116/77

4

пульс в покое

63

61

5

гибкость

12

10

6

быстрота

16

15

7

динамическая сила

34

36

8

скоростная выносливость

10

11

9

скоростно-силовая выносливость

16

18

10

общая выносливость

1980

1940

11

восстанавливаемость пульса

9,55

10,2


Сравнивая полученные результаты, мы видим, что обе группы по уровню физической работоспособности практически не различаются, т.е. идентичны. Данные исходного тестирования по системе КОНТРЕКС-2 в обеих группах отразили низкий уровень физической работоспособности. Особенно удовлетворительными оказались показатели динамической силы (34 при норме 41), скоростной выносливости (10,5 при норме 15) и общей выносливости (1960 при норме 2065).

Показатели физической работоспособности в экспериментальной группе до и после эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5. Показатели физической работоспособности до и после эксперимента, в экспериментальной группе (КОНТРЕКС-2)


до эксперимента

после эксперимента

p

показатели

x±Sx

V%

x±Sx

V%


артериальное давление

115/75 +0,3

3

120/79+0,4

5

<0,05

пульс в покое

63+1,5

2,6

59+0,8

2,1

<0,05

гибкость

12+0,6

5,8

18+1,2

4,6

<0,05

быстрота

16+0.4

1,8

14+0,6

3

<0,05

динамическая сила

34+1

8,5

37+1,2

2

<0,05

скоростная выносливость

10+0,1

2,4

12+0,3

2,8

<0,05

скоростно-силовая выносливость

16+ 1,2

4

17+0,7

3,6

<0,05

общая выносливость

1980+0,4

8

2040+0,2

7

<0,05

восстанавливаемость пульса

9,55+1,6

3,4

8,56+0,4

2,9

<0,05


Из таблицы 5 мы видим, что после 6-ти месяцев занятий в экспериментальной группе все показатели улучшились, изменения достоверны. Особенно улучшились данные по динамической силе, скоростной выносливости и общей выносливости.

Мы провели предварительное и повторное исследование по окончании 6-ти месяцев для изучения уровня физической работоспособности так же и в контрольной группе. Показатели представлены в таблице 6.

Таблица 6. Показатели физической работоспособности в контрольной группе (КОНТРЕКС-2)


Из таблицы мы видим, что достоверные изменения при Р<0,05 произошли практически во всех тестах, кроме АД, пульса в покое и теста на скоростно-силовую выносливость. Сравнительный анализ достоверности изменений показателей по КОНТРЕКС-2 обеих групп представлен в таблице.

Таблица 7. Сравнительный анализ показателей обеих групп (КОНТРЕКС-2)

показатели

экспериментальная

контрольная

артериальное давление

<0,05

>0,05

пульс в покое

<0,05

>0,05

гибкость

<0,05

<0,05

быстрота

<0,05

<0,05

динамическая сила

<0,05

<0,05

скоростная выносливость

<0,05

<0,05

скоростно-силовая выносливость

<0,05

>0,05

общая выносливость

<0,05

<0,05

восстанавливаемость пульса

<0,05

<0,05

Из таблицы 7 мы видим, что занятия аэробикой и посещение тренажерного зала положительно влияют на физическую работоспособность юношей 16-17 лет. Уже после шести месяцев занятий изменились показатели по всем тестам. Достоверность изменений в экспериментальной группе, обнаружена по всем тестам системы оценивания КОНТРЕКС-2. Наиболее существенными были изменения по тестам общая выносливость, восстанавливаемость пульса и динамическая сила.

В контрольной группе не достоверными оказались изменения по измерениям артериального давления, пульса в покое и скоростно-силовой выносливости. Это говорит о том, что занятия аэробикой оказывают более сильное влияние на развитие кардиосистемы физической работоспособности.

Занятия аэробикой оказались более эффективным средством, при оценке уровня физического развития и физической работоспособности у юношей 16-17 лет.

Выводы

1. В результате исследования выявлен низкий уровень физической работоспособности у юношей 16-17 лет по системе КОНТРЕКС-2.

2. Экспериментально подтверждено что занятия аэробикой и посещение тренажерного зала являются эффективным средством для повышения физической работоспособности юношей 16-17 лет. После 6-ти месяцев регулярных занятий обе группы улучшили результаты.

3. Занятия по аэробике являются эффективным средством для повышения уровня физического развития и физической работоспособности юношей 16-17 лет. Все изучаемые показатели через 6 месяцев регулярных занятий достоверно улучшились.

4. Сравнительный анализ обеих групп выявил большую эффективность аэробики для физического развития и физической работоспособности.

Список литературы

1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце.-2-е изд, -Киев: Здоровье, 1984.-232 с.

2. Андресян К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф.дис... канд.пед.наук /К.Б.Андресян. -М.:РГАФК- 1996-23 с.

3. Анфимиади Г.И., Железнев В.П. Русский бильярд: к вершинам мастерства.- Ростов н/Д.: Феникт, 2002.- 155 с.

4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/Под ред. Е.Б. Мякиченко, М.П. Шестакова.-М.: СпортАкадемПроесс, 2002.- 304 с.

5. Балин И.В. В мире бильярда.- СПб.: Золотой век, 2000.- 480 с.

6. Балин И.В. В мире бильярда: Полное руководство для желающих научится играть на бильярде/И.В. Балин.- М.:АСТ, 2004.- 414 с.

7. Бирн Р. Бильярд для всех: Пул и Карамболь.- М.: Гранд, 2002.- 391с.

8. Вейдер Б. Система строительства тела/Вейдер Б.- М.: Физкультура и спорт, 1993,- 63с.

9. Виру А.А. Кому полезна ритмическая гимнастика?//Здоровье.- М.: Медицина, 1986.- №3.- С.26-27.

10.Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья/Душанин С.А., Иващенко Л.Я., Пирогова Е.А.- Киев: Здоров'я, 1980. - 31 с.

11.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- Изд. 2-е.,- М.: Физкультура и спорт, 1970,- 140с.

12.Зациорский В.М. Исследования взаимосвязи между физическими качествами/Зациорский В.М., Кулик Н.Г., Смирнов Ю.И./ Теория и практика физической культуры,- 1969, №1,- 16с.

13.Зимкин Н.В., Физиология человека. - М., ФИС, 1975.

14.Капралов В.А. Сорок девять и карамболь. Бильярдный спорт.- М.: АПС, 1991.- 326 с.

15.Капралов В.А. Снукер//Спортивные игры, 1991, №7.

16.Капралов В.А. Спортивный бильярд.-М., 1999.-88 с.

17.Кокорин С.Я. Бильярд.- Л.: Лениздата, 1991.- 126 с.

18.Коц. Я.М. Спортивная физиология /Я.М.Коц. - М.: ФиС, 1986 -208 с.

19.Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие,- Москва: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-34 с.

20.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия/Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 244 с.

21.Лаврухина Г.М. Фитнесс: Учебное пособие/ Лаврухина Г.М, СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта,- СПб.: 2002,- 42с.

22.Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы,- М.: Просвещение-Владос, 1994,- 96с.

23.Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М., ФИС, 1991

24.Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта.- Киев: Здоров’я, 1973.

25.Мюльберг И., Ериаков А.Н., Методологические аспекты применения комбинированных упражнений в тренировке. - Алма-Ата, 1985.

26.Мякиченко Е.Б. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике: Аэробика/Мякиченко Е.Б., Ивлиев М.П., Шестаков М.П., Максимова Е.Д., Григоренко А., Лиин И.-М., 1999.-247 с.

27.Основы математической стаститики: Учебное пособие для ин-тов физ.куль/Под ред. В.С. Иванова.- М.: Фис, 1990.-176 с.

28.Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Влияние физических упражнений на работоспособность.- Киев: Здоровье, 1986.- 152 с.

29.Русский бильярд/Сост.Кандрашова М.А..- М.:Рече 2001.- 384 с.

30.Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физкультуры,- М.: СпортАкадемПресс, 2001,- 172с.

31.Симонич В. Артистический бильярд//Наука и жизнь, 1990, №3.

32.Симонич В. Карамболь//Наука и жизнь, 1990.-№1.

33.Сологуб Е.Б. Физиологические основы спортивной тренировки: Лекция,- Л.: ГДОИДК, 1987. -26 с.

34.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры,- М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 518 с.

35.Солодков А.С. Физиология спорта/Солодков А.С., Сологуб Е.Б.,- СПб: 1999,- 231с.

36.Сорокин Л.Ф. Кроссовые типы уроков в занятиях групп здоровья.-Материалы международного совещания.- Киев, 1977.-С.266-270.

37.Трофимова Л.П., Исследование применения подвижных игр в занятиях групп здоровья. - Тарту, 1969. - 21 с.

38.Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности /Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов.- М, 1991.- 98 с.

39.Хедман Р. Спортивная физиолония.-М.: Фис, 1980.- 149 с.

40.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология /А.Г.Хрипкова. - М.: ФиС, 1987.-208с.

Приложение 1


Показатели тестирования по КОНТРЕКС-2 в экспериментальной группе


Приложение 2

Показатели тестирования по КОНТРЕКС-2 в контрольной группе


Приложение 3

Показатели тестирования по КОНТРЕКС-2 в экспериментальной группе


Приложение 4

Показатели тестирования по КОНТРЕКС-2 в контрольной группе

Похожие работы на - Особенности физической подготовки юношей 16-17 лет, занимающихся бильярдом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!