Образовательная роль физической культуры

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образовательная роль физической культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физической культуры







Курсовая работа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Исполнитель: И.В Лавренова

студентка группы ФК - 34

Научный руководитель: М.С. Яворская

преподаватель кафедры ТМФК





Гомель 2013

РЕФЕРАТ

Ключевые слова: воспитание, обучение, человек, деятельность, личность, развитие, лечебная физическая культура, здоровье, оздоровительная физическая культура, теория, методика, физическая культура, организация, основы, здоровье.

Объект исследования: физическая культура

Предмет исследования: теоретико-методические основы физической культуры.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы.

Цель курсовой работы: изучить образовательную роль физической культуры

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть особенности физической культуры.
  • раскрыть общую характеристику физической культуры
  • проанализировать методические основы физической культуры

Выводы: Целенаправленное, организованное физическое воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

Практическая значимость: представленный в курсовом проекте материал в виде текста может быть использован в своей профессиональной деятельности специалистами, практикующими в области ТМФК и других сферах научной деятельности. Он является ценным источником информации для учителей физической культуры.

Содержание

Введение

1. Физическая культура как потребность человека

.1 Возникновение и развитие физической культуры

.2 Определение понятий «физическая культура и «физическое воспитание»

2. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека

.1 Специфические функции частного характера физической культуры

3. Базовая физическая культура

3.1 Профессионально - прикладная физическая культура

. Оздоровительно - реабилитационная физическая культура

.1 Лечебная физическая культура

Заключение

Список использованных источников

Введение

физический культура воспитание образовательный

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.

Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

Целенаправленное, организованное физическое воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

Физическая культура представляет собой социально-педагогический процесс, направленный в конечном итоге на достижение физического совершенства, он объединяет такие основополагающие компоненты, как оздоровительный, при реализации которого оптимизируются формы и функции организма человека, развивающий - повышается уровень физических (двигательных) способностей и качеств, образовательный - расширяется и совершенствуется объем знаний, двигательных навыков и умений.

Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.

Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.

Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия.

Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

Эффективность физической культуры определяется в значительной мере приоритетными подходами к оптимизации составляющих компонентов. Удельный вес (соотношение) оздоровительного и развивающего компонентов в первую очередь должен определяться физическим здоровьем (уровнем соответствия норме показателей функциональных систем организма). При нормальном состоянии функциональных систем организма все три компонента могут быть реализованы в оптимальном объеме.

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.

Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом. Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил человека. Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является рассмотреть общую роль физической культуры.

Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:

1.рассмотреть особенности физической культуры.

.раскрыть общую характеристику физической культуры

.проанализировать методические основы физической культуры

1.Физическая культура как потребность человека

Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.

Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.

Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия.

Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется.

Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

Самовоспитание - это активная творческая деятельность личности, имеющая своей целью совершенствование физических, интеллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных качеств и недостатков. Самовоспитание - это составная часть и результат общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека. В основе его лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности. Но эта потребность возникает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при желании и стремлении к самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и под воздействием целенаправленного воспитания.

Здесь огромную помощь может оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и т.п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах.

Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления желаний и достижения цели.

Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Воспитание - это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.

Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

Нравственное воспитание в области физической культуры направленно на формирование таких качеств как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за своё поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности, и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, требует определенных знаний, как общего, так и конкретного характера.

Спортивная деятельность требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.

.1Возникновение и развитие физической культуры

Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим). другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо. Марксистско-ленинская наука дала также возможность рассматривать происхождение и первоначальное развитие физического воспитания и спорта с материалистических позиций.

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным.

Современная наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота - явление социальнообусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих движений сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу в предварительной подготовке.

Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал силы участников предстоящей охоты, мобилизировал волю охотников.

Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.). Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и др.), а не на модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя.

Физическая культура в Древней Греции развивалась как составная часть античной культуры, начиная с самых ранних периодов ее истории. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны для установления своего господства на Балканском полуострове и в бассейне Эгейского моря. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов.

В древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея», как указывалось выше, подробно описываются различные соревнования атлетов в беге, прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое в связи с какими либо значительными событиями. Не удивительно, что в более позднюю эпоху физическое воспитание, как и соревнования атлетов, приобрело в древнегреческих полисах (городах-государствах) большое государственное значение.

Поскольку Древняя Греция не был объединена в одно государство, в каждом полисе было немного, и это заставляло греков заботиться о воспитании и военно-физической подготовке каждого из них. Наибольшее внимание уделялось молодежи, для чего и создаются организованные системы воспитания. Благодаря хорошей физической и волевой подготовке грекам удалось держать в повиновении в несколько раз превышающее их по численности количество рабов. «Мое богатство - мое копье, мой щит, мой славный шлем и крепость моего тела. Благодаря им я имею все, что нужно, и держу в повиновении своих рабов» - приблизительно так звучат слова в одной из песен спартанских воинов.

В период расцвета древнегреческой культуры (5-4 вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были государством прогрессивным, с быстроразвивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранившим традиции родового строя, с ведением натурального хозяйства, с опорой исключительно на военную силу. Этим определялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного родители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномоченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли живых, а слабые подлежали уничтожению.

Иначе выглядела система воспитания в Афинах. Этому городу-государству нужны были не только физически сильные, но и образованные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями других государств. Большое значение в Афинах придавалось и эстетическому воспитанию, пению, музыке.

Что касается других греческих государств, то они, как правило, вступая в союз с Афинами или Спартой, во многом подражали им в воспитании подрастающих поколений. Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина, средства же этого воспитания были однотипными. [1]

Страны Древнего Востока. Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.

Сохранилось очень много памятников с изображениями царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха, не боявшегося опасности.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим. Пользуясь этим, но духовенство связывало физическую культуру с религией, зачастую превращая соревнования в часть религиозных обрядов.[1]

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16- 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась своим совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.[1]

Средние века. Охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры.Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю.
В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было взаимствовано у персов.
Образовавшиеся позднее государства славян и венгров создали физическую культуру соответствующую специфическим чертам этих народов. На их культуру оказало влияние более развитых народов, например для русских княжеств это была Византия, а для венгров и поляков - влияние немцев. В основном это было связано с их экономическими и политическими связями.
Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности.[1]
Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII в. до настоящего времени

Под влиянием идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо в Германии в конце XVIII - начале XIX в. началось буржуазное движение - филантропизм (филантроп - человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Это движение нашло свое выражение в создании школ нового типа - филантропии. Из представителей этого движения, занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе, выдающуюся роль сыграли преподаватели физического воспитания Г. Фит (1763 - 1836) и И. Гутс-Мутс (1759-1839).

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф.Яна) была построена гимнастическая площадка (турн-плац), оборудованная специальными снарядами - турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500 человек.

Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг. Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную.

Педагогическую гимнастику разработал Я. Линг (сын П. Линга). В 40-х гг. XIX в. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока, ввел гимнастические снаряды - гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др.

Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12-18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма. [1]

Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии.

В середине XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название Сокол - символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии М. Тырш. Будучи представителем буржуазной интеллигенции, он стремился к объединению и сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость, так как Чехия в то время находилась под владычеством Австрии.

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.

В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа - снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки атакой в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, кольцах на месте и в каче, на ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, шаре, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями, пиками, цепами, киями, молотами, палицами, лопатами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном), упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча), упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

С конца XIX - начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики. Другими словами, сама гимнастика становится также видом спорта. По существу, мы наблюдаем слияние двух направлений в физической культуре - гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры - гимнастики, спорта и игр.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре - профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 20-е гг. во многих развитых странах начали отстаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. [1]

.2Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «СПОРТ» (sport), происходит от англ. Disport - игра, развлечение
В России <#"justify">Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей - силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2)«физическая подготовка» <#"justify">2. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека

Все элементы природы взаимосвязаны. На человека, который тоже является ее частью, влияют различные факторы, в том числе и вредные. Их воздействие негативно сказывается на здоровье. Чаще всего страдает пищеварительная система. Ритм жизни, в котором мы живем, просто не позволяет нам питаться правильно. Помимо вредных продуктов, существует множество других факторов, имеющих отрицательное воздействие на человеческий организм.

Условно все вредные факторы, влияющие на здоровье человека можно разделить на те, воздействие которых неизбежно, и те, которые можно исключить из своей жизни. Чтобы не быть голословной, приведу примеры, которые показывают влияние вредных факторов на здоровье человека в быту.
Спиртное и переедание. Очень часто после праздников, обычно сопровождающихся застольями с употреблением большого количества тяжелой пищи и спиртных напитков, мы чувствуем себя не особо хорошо.
Такие погрешности в питании, разумеется, оказывают негативное влияние на пищеварительную систему. Переедание и алкоголь задерживают расщепление жировых отложений, что отражается и на фигуре. В результате попадания спирта, а также продуктов его расщепления, в кишечник, из-за нарушения микрофлоры у нас появляются дополнительные проблемы, как, например, боль в животе. Съеденная накануне жирная, острая пища плохо переваривается желудком, что приводит к чувству тяжести, дискомфорту, расстройству и тошноте. При постоянном нарушении принципов правильного питания у вас со временем неизбежно появятся проблемы со здоровьем.
Курение. К распространенным негативным факторам относится и курение. Эта вредная привычка нарушает работу не только органов дыхания, гортани и легочной системы, но также и вызывает заболевания желудка (гастрит, язва), кишечника, отрицательно воздействует на сердечнососудистую систему, печень и почки. Яд от никотина отравляет весь наш организм, что ослабляет иммунную систему и вызывает большую склонность к различным болезням, чем у некурящих людей.
В организме заядлого курильщика постепенно накапливаются канцерогенные вещества и тяжелые металлы, вызывая необратимые изменения во всех органах и системах. Известно, что очень часто люди, страдающие табачной зависимостью, умирают от инсульта, инфаркта миокарда и рака легких.
Малоподвижный образ жизни. В современном мире многие страдают от последствий гиподинамии. А ведь движение всегда было залогом крепкого здоровья. Регулярные спортивные нагрузки стимулируют все системы организма, включая пищеварительную. У физически активного человека практически не бывает метеоризма, запоров и подобных проблем, связанных с застойными явлениями и гнилостными процессами в кишечнике.
Кофемания. Многие по утрам привыкли выпивать чашечку кофе. Это помогает взбодриться и быстро настроиться на рабочий лад. Кофе не представляет опасности для организма только в том случае, если человек ограничивается одной чашкой в день. Злоупотребляя им, мы нагружаем сердце и подвергаем опасности наше здоровье.
Злоупотребление лечением. Большой вред организму наносит регулярное применение лекарственных препаратов, которые могут вызвать даже привыкание. Обезболивающие средства, ферменты, помогающие желудку переваривать тяжелую пищу есть в каждой домашней аптечке, но без них можно было бы вполне обойтись, если бы человек следил за тем, что и в каких объемах он ест, как все пережевывает, какой образ жизни ведет. Все системы организма находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Медикаменты разрушают микрофлору желудка и кишечника и оказывают негативное воздействие на слизистые. Круг замыкается, и мы снова тянемся за таблетками.
Все эти факторы вредные для здоровья человека, воздействуют на организм, постепенно ухудшая его состояние. А ведь многие люди не интересуются тем, как они могли бы сохранить здоровье и продлить себе жизнь, и поступают так абсолютно напрасно... Если вы хотите вести здоровый образ жизни, факторы влияющие на здоровье должны быть вами учтены! Не будьте равнодушными к себе, ведите здоровый образ жизни! [16]

2.1Специфические функции частного характера физической культуры

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, которые вытекают из сущности физической культуры и отражают ее структуру.

Под специфическими функциями понимают те, которые позволяют удовлетворять потребности человека в двигательной активности, оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни. Л.П. Матвеев (1983) выделяет следующие специфические функции:

образовательные функции - наиболее полно выражены при использовании достижений физической культуры в общей системе об-20 разования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизическом развитии и укреплении здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, при создании основы для здорового образа жизни, при сдерживании процессов инволюции т.п.

прикладные функции призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда гипокинезии и гиподинамии).

спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей.

рекреативные и оздоовительно-реабилитационные функции, которые выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.

Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования. [7]

3. Базовая физическая культура

Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для из бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физическое воспитание. Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Основным видом базовой физической культуры является школьная физическая культура, формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся.

В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся. В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.

Итак, в базовой физической культуре выделяют основные виды (разновидности) физической культуры: - это «школьная физическая культура» и «базовый спорт». [5]

.1 Профессионально-прикладная физическая культура

Профессионально-прикладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. Видами этого направления являются:

профессионально-прикладная физическая подготовка (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека).

производственная физическая культура призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культуры могут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.[12]

4.Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановлений функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомлений и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни.
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловлено улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других - за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.[11]
В оздоровительно - реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.
Оздоровительно - реабилитационное направление представлено в основном тремя формами:
группы ЛФК при диспансерах, больницах;
группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурных спортивных базах и т.д.
самостоятельные занятии.

Современная ЛФК включает довольно обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения с лечебно восстановительной направленностью.), специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций и форм организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Определились также режимы нагрузок - так называемые « двигательные режимы», характерные для ЛФК (в частности, « щадящий» «тонизирующий» и «тренирующий») и типичные организационно-методические формы ее применения (индивидуальные сеансы- процедуры, занятия индивидуальные и групповые).
Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.
Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавание легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использований упражнений, желательно разнообразных.
Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.
Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно - сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.
Оздоровительная - реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства.
В последние десятилетие форсировано разрабатываются и другие компоненты оздоровительно-реабилитационной физической культуры. К ней может быть отнесен, в частности ряд факторов спортивно-реабилитационного характера - факторы восстановительной двигательной активности в системе мер « спортивной реабилитации». Они органически входят в общую систему факторов подготовки спортсмена, где играют существенную роль в восстановление функциональных и адаптационных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.
В целом значимость оздоровительно - реабилитационной физической культуры в вязи с обостряющимися последствиями гиподинамии и стрессовыми факторами современных условиях жизни, несомненно, возрастает. Вместе с тем физическая культура находит все более широкое и глубокое отражение в специализированных отраслях науки, а наука все органичнее внедряется в физкультурную практику. [13]

.1 Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) - это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным таким средством (и это отличает ЛФК от других методов лечения) являются физические упражнения - стимулятор жизненных функций организма.
Лечебная физкультура - это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств:

1.консервативного,

2.хирургического,

.медикаментозного,

.физиотерапевтического,

.лечебного питания и др.

Существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре как методу функциональной терапии.
Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физкультуру можно назвать методом патогенетической терапии.
ЛФК предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. В процессе занятий больной приобретает навыки в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, физических упражнений - с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать занятия лечебной физической культурой лечебно-педагогическим процессом.
ЛФК использует те же принципы применения физических упражнений, что и физическая культура для здорового человека, а именно: принципы всестороннего воздействия, прикладности и оздоровительной направленности. По своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью советской системы физического воспитания. [15]

Заключение

Физическая культура вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности. Физкультура развивает моральные и нравственные начала человека, т.е. в отличие от спорта, достигается не только физическое совершенствование, но в значительной степени развиваются психические и нравственные качества. Физкультура формирует здоровый образ жизни <#"justify">Физкультурная деятельность является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого.

Таким образом, только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической.

Физкультурная деятельность не должна ограничиваться только развитием и формированием телесных характеристик человека, а должна определяться и находиться в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью.

В ней представлен различный (по объему и интенсивности) уровень двигательной деятельности: от оптимального (в физкультурно- образовательной) и наивысшего (в физкультурно-спортивной) до небольшого (в физкультурно-рекреационной) и малого (в физкультурно-реабилитационной).

На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальным и социально-психологическим компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, отношений и т.п.

Это и определяет роль физической культуры человека, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу и т.п., в целом на его мироощущение и мировоззрение.

Список использованных источников

1 Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебник для ин-ов физ. культ / А.А. Гужаловский // ФиС, 2005. - С. 6-33

Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры. / Под редакцией Л.П. Матвеева // Физкультура и спорт, 2003.

Белорусова, В.В. Физическое образование. / В.В. Белорусова // Логос, 2003.

Пермяков, Е.С. Физкультура и спорт. / Е.С. Пермяков // Физкультура и спорт, 2000

Ращупкин, Г.В. Физическая культура. / Г.В. Ращупкин // Спб: Нева, 2004

Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения. / В.В. Давыдов // - М, 1986

Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. / И.В. Еркомайшвили // Екатеринбург 2004

Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. / В.А. Эпифанов // - 2006

Пельменев, В.К., Конеева, Е.В. История физической культуры. / В.К. Пельменев; Е.В. Конеева // Учебное пособие - Калининград: Изд-во КГУ, 2000

Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. / Б.Р Голощапов // Издательство: "Академия" 2001

Селуянов, В.Н. «Технология оздоровительной физической культуры». / В.Н. Селуянов. // - М.:СпортАкадемПресс, 2001

Селуянов, В.Н. «Формирование профессионального теоретического мышления специалистов физического воспитания». / В.Н. Селуянов. // Москва 1996.

Шестакова, Т.Н., Логвина, Т.Ю. Оздоровительная и лечебная физкультура для дошкольников. / Т.Н. Шестакова, Т.Ю. Логвина // - Мн. - 2000

Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре. / Л.Д. Глазырина // - Мн. - 2000

Фурманов, А.Г. Лечебная физкультура. / А.Г. Фурманов // - Мн. - 2003

Джейкобс, Э. Дж. До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни. / Э.Дж. Джейкобс // - 2007

Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни. / И.И. Соковня-Семенова. // - М.: Сфера, 2003 с. 321

Похожие работы на - Образовательная роль физической культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!