Метод круговой тренировки в воспитании двигательных способностей юных футболистов на этапе углубленного обучения
Метод круговой тренировки в воспитании двигательных способностей
юных футболистов на этапе углубленного обучения
Введение
Актуальность. Игра в футбол требует проявления силовых способностей: игроки
должны проявлять силовые качества при выполнении движений с мячом и без мяча
(ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Формы тренировок из других видов
спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как у легкой
атлетики и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их
футбольной интерпретации. Специальные методы тренировки, направленные на
развитие физической силы, такие как интервальные тренировки и постоянные
нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими
занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают
внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила опорной
ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара
головой в падении - вот лишь некоторые основные моменты применения силы в
футболе. Кроме того, в футболе постоянно возрастает значение силового
единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне
необходима.
Современная методика подготовки юных
и взрослых футболистов значительно отличается. Особенно для ведения правильного
учебного процесса важно учитывать возрастные особенности детей, подростков и
юношей. Этим во многом обусловлен и методический принцип подхода подготовки
футболистов.
Силовая подготовка - это основной
компонент развития физической подготовки будущих игроков.
И вся методика и обучения по
подготовке силовых качеств требует своего изучения и реализации новых методических
принципов обучения и совершенствования.
Необходим индивидуальный и системный
подход к тренировочным нагрузкам по силовой подготовке, особенно для детей
15-16 лет, учитывая их неодинаковый уровень физической подготовленности.
И чтобы добиться надежности и
стабильности выполнения технических приемов и решений различных игровых
ситуаций, нужна целенаправленная работа по подготовке силовых качеств и
способностей юных футболистов.
Данная работа актуальна, потому что
в ней рассматривается проблема развития силовых способностей у футболистов
15-16 лет, что необходимо для достижения высоких спортивных результатов.
Целью данной работы является воспитание силовых способностей юных
футболистов 15-16 лет с использованием метода круговой тренировки.
Объект исследования - процесс развития силовых качеств юных футболистов 15-16 лет.
Предмет исследования - метод круговой тренировки, как средство воспитания силовых
способностей юных футболистов.
Гипотеза исследования предполагает, что применение метода круговой тренировки в
процессе подготовки юных футболистов позволит повысить показатели силовой
подготовленности и в целом их спортивное мастерство.
Научно-теоретическая
основа работы. Опирается на трудах и
разработках ведущих российских ученых, тренеров по футболу (М.А. Годик, Г.В.
Монаков, И.А. Гуревич, В.В. Петровский).
Практическая значимость заключается в том, что данные выпускной квалификационной работы
можно использовать для проведения тренировочного процесса по развитию
двигательных способностей юных футболистов, а также рекомендовать
соответствующие упражнения и использовать их на примере тренировочного процесса
в ДЮСШ им. Е.Ф. Габышева Усть-Алданского улуса.
Структура выпускной квалификационной
работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций,
списка использованной литературы и приложения. В первой главе были изучены
теоретические основы физической подготовки юных футболистов, их развития и
применения средств и методов развития силовых способностей у футболистов 15-16
лет.
Во второй главе представлены задачи,
методы и организационные особенности проведения исследования, комплексы
упражнений с использованием интервального метода круговой тренировки. В третьей
главе проанализировали результаты проведенного педагогического эксперимента,
сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации.
1. Теоретические аспекты
спортивной подготовки футболистов
1.1 Физическая
подготовка юных спортсменов с учетом возрастных особенностей
Современный футбол - это яркое
«зрелище», в котором органично соединяются высокое исполнительское мастерство
футболистов и бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке
футбольного поля, физическое совершенство игроков и радость, горечь, боль у
многих болельщиков.
Футбол XXI века набирает скорость,
имеют все большую значимость не только в городах, но и в отдаленных селах и
поселках нашей необъятной России.
Футбол - это «атлетичная» игра,
характеризующая активными парными и групповыми единоборствами. И особенно игра
в футбол зависит от самих футболистов, от их физической подготовленности на
различных этапах обучения, а также от различных методов тренировочного процесса
футболистов, от многообразной насыщенной работы тренерского состава.
Попытаемся раскрыть, в чем
заключается значение физической подготовки на этапе углубленного обучения
футболу и какие методы и средства применяются для развития собственно силовых
качеств юных футболистов.
При характеристике процесса
физической подготовки в 15 - 16 лет, можно отметить, что изменения, связанные с
развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного
периода тренировок. Этот возраст также характеризуется интенсивным развитием
мышечной силы. Поэтому нагрузка занятий не должна быть высокой, чтобы не
препятствовать достижению основных целей периода. Акценты и приоритеты остаются
прежними: формирование умение учиться, но на другом функциональном уровне,
когда происходит воздействие на скоростно-силовые качества, не упуская точного
технического исполнения упражнений.
Для возраста 15-16 лет характерна
неравномерность прироста показателей физического развития юношей, и в связи с
этим остановимся на направленности решения задач. Необходимо отметить очень
важный момент: в связи с этим заслуженный тренер В.В. Петровский писал, что,
выполняя в течение длительного времени большой объем беговой работы со
скоростью значительно ниже соревновательной, спортсмен будет приспосабливаться
именно к такой работе и в нужный момент не сможет показать скорость, который
мог бы достичь при другом режиме тренировочной работы [2, с. 31].
Многократные повторения материала в
постоянно меняющейся обстановке - обязательное условие прочного его усвоения.
И, учитывая динамику развития
физических качеств юношей по годам, усложнение выполнения делается в сторону
повышения скорости, не меняя целевой направленности. Многие технические
действия на скорости само организуются, но здесь необходимо только постоянное
их исполнение. Необходимо также развивать способность игрока работать
самостоятельно и осознанно, сделать очевидным для учеников, что рост их
результатов зависит от упорных систематических занятий.
Для грамотного планирования процесса
тренировки футболистов в возрасте 15-16 лет, на этапе углубленной подготовки
надо, прежде всего определить характер дальнейшей футбольной подготовки, нужно
найти ответ как соединить все необходимые для футбола качества, чем можно
компенсировать недостатки (к примеру, рост, вес, выносливость и т.д.) как за
счет своих индивидуальных качеств помочь спортсмену найти свое место в игре.
Это этап подготовки характерен специфичностью построения тренировок и самой
игрой и правильным распределением нагрузок, отдыха, повторностью тренировок и
последовательностью занятий. Основная задача этого этапа - создание
необходимого задела стабильности и надежности технического мастерства,
необходимо все выученное и наработанное во время процесса обучения закрепить. В
ряде случаев для усиления эффективности обучения и развития двигательных
качеств занятие с одной направленностью можно повторить 2-3 дня подряд. Так как
объем задач технической подготовки в количественном отношении на предыдущем
этапе был достаточно большим, а также упражнения на том этапе были одноцелевые
и выполнялись в парах, в тройках, без активного сопротивления, то на этом этапе
- должно добавляться конкретное двигательное содержание и сопротивление.
При правильном построении целей
тренировки на этом этапе формируются установки на выполнение целого задания в
различных игровых условиях. А ряд упражнений, используемых в процессе
технической подготовки на начальном этапе, могут не подойти по целям и
интенсивности усилий к будущим тренировочным нагрузкам. Тренировочная нагрузка
на этом этапе определяется самой игрой, необходимой в этом возрасте, ее
длительность и интенсивность на количество скоростной работы тоже должна быть
необходимой для выполнения в этом возрасте. Таким образом, на этом этапе
подготовка происходит осмысленно, и начинают проявляться общие закономерности
по периодам года. Но сознательно не указываются объемы нагрузок, для чего должны
ориентироваться на возраст, квалификацию, текущее состояние игроков, решить
вопрос о количестве необходимой тренировочной работы. Конечно, для этого должны
располагаться информацией о физическом состоянии игроков и их физиологическом
развитии [20, с. 120].
По мере роста тренированности и
повышения функциональных возможностей футболисты должны постепенно самим
переходить на частично контролируемые собою нагрузки.
Если рассматривать два этапа
подготовки, то они теоретически и практически взаимосвязаны и зависят друг от
друга. Но основная идея обеих этапов заключается в том, что техническая
подготовка - это тот стержень, вокруг которого группируются все частные задачи
тренировки. На этих этапах формируется и вырабатывается индивидуальный
технический почерк, который впоследствии практически не меняется. Эти этапы в
основном более значимые, так как объем задач обучения, которые решить игрокам
за этот период, огромен.
В этот период проводятся в неделю до
пяти тренировочных занятий с различными целями. Поэтому подготовка и построение
тренировочного процесса требует организованного и обоснованного подхода, то
есть управления. В любом изучаемом предмете есть некая суть или основа. Важно
не только механически тренировать какое-то качество, а важно видеть всю задачу тренировочной
недели и решать ее целиком, добавляя необходимые детали. Так как на всех этапах
подготовки строительной единицей в фундаменте обучения должен быть микроцикл
(недельный цикл).
Особенностью обучения предыдущего
периода является большое количество соревнований по футболу, а увеличение
объема нагрузки должно сопровождаться адекватным приростом результата. Тогда
период обучения в 15-16 лет предусматривает закрепление всего наработанного
технического потенциала. Это свидетельствует о необходимости постепенного
перехода к тренировкам по программе углубленной специализации - к этапу
углубленной подготовки. И весь микроцикл строится из задач силовой подготовки,
а занятия по подготовке силовых способностей проходят на соответствующем
функциональном уровне. Постепенное повышение общего объема нагрузок
обеспечивает стабильный определенный уровень физической готовности. На этом
этапе еще добавляются занятия с непрерывным бегом. А возможности развития
функциональных систем ограничены генетическими факторами, интенсивное
воздействие на одну из систем может ограничить в дальнейшем их естественное
развитие.
Таким образом, недельные
тренировочные занятия по данному этапу должны быть построены по рациональной
схеме. Решение во время одной тренировки двух задач, одна из которых -
нагрузочного характера, а другая - по силовой и технической подготовке, дают
четкую организационную структуру занятия, как и всего тренировочного процесса в
целом. Задачи нагрузочного характера решаются игрой или игровыми упражнениями,
а задачи силовой подготовки - специализированными упражнениями. Техническая
подготовка должна идти во второй части занятий, добиваясь при этом стабилизации
и надежности выполнения. Это и есть основа, на которой базируются общие
принципы управления тренировкой на этом этапе. А дальше идет этап
совершенствования силовых способностей, который предусматривает
целенаправленное воздействие специальными упражнениями на то или иное качество,
главное - это совершенствование индивидуальных и коллективных игровых задач в целом.
Особенно при выборе тренировочных нагрузок значима ориентировка на определенные
критерии, которые должны отражать соревновательный уровень. А физическая
нагрузка, как правило, измеряется двумя показателями - объемом и
интенсивностью.
Таким образом, физическую подготовку
в период 15-16 лет следует рассматривать как основу, на которой строится
дальнейшая плановая футбольная работа на последующих этапах обучения [19, с.
57].
1.2 Классификация этапов
подготовки юных футболистов и их задачи
спортсмен футболист круговой
тренировка
Подготовка футболистов - это
длительный процесс обучения футбольной технике, которого можно разделить на 3
этапа:
Первый этап - это когда с помощью
соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и сложных
технических элементов, приемов футбола и освоение широкого арсенала
двигательных навыков.
Второй этап отличается углубленным
обучением технике с применением специальных средств, которые с учетом специфики
футбола должны, максимально приближены к реальным условиям игры. Упражнения,
применяемые в обучении на данном этапе, характеризуются большим количеством
соединений, связок, сопротивлений, быстрой сменой условий и движений, которые
преследуют стабилизацию техники в условиях, близких к соревновательным.
Третий этап - это группы спортивного
совершенствования. В тренировочном процессе решающей становится интенсивность,
основным принципом является методическая связь технической подготовки с
физической и тактической.
Таким образом, футбол, в плане
обучения - сложный вид спорта. А современная методика подготовки крайне
отличается от методики прошлых лет, когда большой объем тренировочной работы
давал необходимый результат [14, с. 107].
Потому что реально повысилась
уровень футбола в развитии спорта. Во-первых, это экономические преобразования
с улучшением увеличением материальной базы, строительством искусственных полей
и площадок. Во-вторых, повышение качественного уровня подготовки и требования к
самим футболистам и их тренерам. И поэтому подготовка по юношескому футболу
требует более тщательной организации и планировании всего многоцелевого
тренировочного процесса. Сейчас невозможно работать на основе устоявшихся
дворовых традиций.
Футбол - это игра с трудной
техникой, она не свойственна людям от природы. Главная характеристика
футболиста - это умение обращаться с мячом ногами. Этим, собственно, и можно
объяснить изначальную характерную сложность всего процесса подготовки
футболистов. Необходимо этот длительный учебный процесс с «трудной техникой»
представить понятным и простым, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного
процесса исходя из самого понятия «процесс» - то есть движение к
последовательным определенным результатам. И здесь важно иметь представление о
многолетней подготовке в целом. А этот многолетний тренировочный процесс
состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:
начальная спортивная подготовка, начальная специализация, углубленная
подготовка, спортивное совершенствование. Если кратко охарактеризовать все
этапы подготовки, то нужно отметить:
на первом этапе средства подготовки
должны охватывать широкий круг упражнений и игр;
на втором и третьем этапах обучения
происходит формирование силовых способностей и футбольного потенциала, с
разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов.
Необходимо приобрести и закрепить навыки для решения технических и двигательных
задач в игре;
задачи четвертого этапа -
совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом,
приобретенным на базе технических и тактических навыков. Это совершенствование
всех качеств и реализация индивидуальных возможностей футболистов в игре. И в
будущем все эти умения и навыки должны использоваться в сложных тренировочных и
соревновательных играх. Принципы многолетней подготовки футболистов во многом
определяется возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанные
границы по годам, то это примерно выглядит так:
Начальная подготовка - 9-12 лет;
Начальная специализация -13-14 лет;
Углубленная подготовка - 15-16 лет;
Спортивное совершенствование - 17-18
лет.
Данная квалификация этапов условна и
необходима для того, чтобы четко разобраться и сориентироваться в качественном
различии целей и задач подготовки футболистов [17, c. 85].
Физическая и техническая подготовка
футболистов (о которых мы ранее говорили) тесно взаимосвязаны единством и
направлением развития. Но ведущая роль в этом единстве принадлежит технической
подготовке. Такая форма связи типична на начальном этапе подготовки, но далее
задачи и цели меняются. Задачи должны быть поставлены грамотно и
целенаправленно. Но если они не конкретны, то их и решить нельзя, все усилия по
подготовке будут затрачены зря.
1.3 Использование метода
круговой тренировки в тренировочном процессе
Круговой метод (тренировка) - это
организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное,
последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических
упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в
особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости
и скоростной силы.
Задача круговой тренировки - достичь
высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата
кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое
выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и
сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие
двигательных качеств в короткое время.
Основной принцип круговой тренировки
заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а
является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных
методов использования физических упражнений.
В круговой тренировке футболисты
разбиты на небольшие группы (на 3-6 человек), занимающиеся переходят от
выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места
выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение
последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким
образом, замыкая круг. Название такой тренировки - «круговая» - чисто условное.
[5, с. 26]
Выделяют несколько вариантов
круговой тренировки:
По методу длительного непрерывного
упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или
трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой
выносливости.
По методу экстенсивного
интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и
силовой выносливости, скоростно-силовых качеств.
По методу интенсивного интервального
упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной
силы, скоростной и силовой выносливости.
По методу повторного упражнения. Его
предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной
выносливости. [3, с. 126]
Для проведения круговой тренировки
заранее:
составляется комплекс упражнений;
определяют места, на которых будут
выполняться упражнения («станции»);
на первом занятии проводят испытания
на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного
выполнения;
устанавливают систему повышения
нагрузки от занятия к занятию;
на последнем занятии рекомендуется
проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные
результаты с исходными.
В комплексе, направленном на
всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10-12 упражнений, в
комплексе со специальной направленностью - не более 6-8.
Упражнения могут выполняться на
спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием
спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга,
резиновые амортизаторы, блочные устройства).
Для более четкой организации занятий
целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу
или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и
графическим изображением упражнения.
Несмотря на все положительные
стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод,
способный заменить все другие. Она должна применяться с другими
организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях,
занимая в этом случае часть времени (30-35 мин). В круговой тренировке, как
правило, используются 6-12 станций с определенными упражнениями на каждой из
них, на которых футболисты последовательно выполняют предложенную работу. [20,
с. 140]
До начала круговой тренировки
следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее расставлен по
станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по всем станциям и
показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству станций. При
игровых упражнениях можно объединить группы. Нецелесообразно в каждой круговой
тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку
значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится
эффективность воздействия этих упражнений на организм. Освоение упражнений и
порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше
тренировки проходят на хорошем уровне.
2. Методы научного
исследования и особенноcти организации опытно-экспериментальной работы
2.1 Задачи и методы
исследования
В работе были поставлены и решались
следующие задачи:
. Проанализировать специальную
литературу для получения информации о состоянии проблемных вопросов
исследовательской работы.
. Изучить показатели двигательных
способностей футболистов 15-16 лет на этапе углубленного обучения.
. Разработать содержание занятий с
помощью метода круговой
тренировки и экспериментально обосновать их эффективность.
Для выполнения поставленных задач
были использованы следующие методы исследования:
· Изучение и анализ
научно-методической литературы.
· Педагогическое
наблюдение.
· Тестирование.
· Педагогический
эксперимент.
· Методы
математической статистики.
Изучение и анализ
научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы
позволил нам сделать следующие заключения:
«сила» в ее чистом виде в
незначительном степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов
и рассматривается, как «база» для развития воспитания и совершенствования
силовых качеств юных футболистов;
основным методом воспитания силовых
качеств у футболистов является метод повторных усилий. Его суть заключается в
том, что футболисты выполняют упражнение (например: поднятие штанги или
приседание со штангой) с отягощением 60-80% от предельно возможного. Причем
количество повторений одной серии не должно превышать 10-12, а количество серий
- не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот метод
позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц;
для развития силовых качеств у
футболистов 15-16 лет целесообразно использовать метод круговой тренировки,
который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.
Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая
последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений,
воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на
станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст, пола и
подготовленности занимающихся.
Педагогическое наблюдение
проводилось с целью получения информации о ходе учебно-тренировочного процесса
школьников. Наблюдению поверглись поведение учащихся на занятиях, мотивация к
двигательной активности, специфика применяемых средств и методов тренировки.
Тестирование двигательной
подготовленности.
. Удар на дальность по неподвижному
мячу (м).
Удары по мячу на дальность
выполняются правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом.
Дальность полета мяча измеряется от места удара до места первого касания мяча о
землю по коридору шириной 10 метров. В зачет идет - лучшая попытка из двух.
. Подтягивание на перекладине
(кол-во раз).
Подтягивание на перекладине; и.п. -
хват сверху, вис на выпрямленных руках. Подтягивание считается правильным,
когда подбородок находится выше перекладины.
. Прыжок в длину с места с
двух ног (см).
Правила выполнения прыжка в длину с
места с двух ног. Футболист становится за контрольной линией. Сбоку от него: на
полу, наносится 3-метровая шкала с делениями. Измерение проводится по
общепринятым правилам отчета длины прыжка. Выполняется две попытки.
Зачитывается лучший результат.
. Вбрасывание мяча на
дальность (м).
Подготовительной фазой является
замах. Исходное положение - стойка ноги врозь на ширине плеч или в положении
шага. Руки с мячом, несколько согнутые в локтевых суставах, поднимаются вверх -
за голову. В это время туловище отклоняется назад, ноги сгибаются в коленных
суставах, масса тела на сзади стоящей ноге (т.е. при положении шага). Рабочая
фаза бросок начинается с энергичного выпрямления ног, туловища, рук и
завершается кистевым усилием в сторону вбрасывания.
. Отжимание (кол-во раз). Из
упора лежа на полу сгибание и разгибание рук (отжимания от пола).
Тестирование:
Б.А. (дальность полета мяча после
удара (м)) 51, (подтягивание на перекладине (кол-во раз)) 16, (прыжок в длину с
места (см)) 231, (вбрасывание мяча на дальность (м)) 16, (сгибание разгибание
рук (отжимание от пола) (кол-во раз)) 40; Б.А. (дальность полета мяча после
удара (м)) 49, (подтягивание на перекладине (кол-во раз)) 16, (прыжок в длину с
места (см)) 229, (вбрасывание мяча на дальность (м)) 18, (сгибание разгибание
рук (отжимание от пола) (кол-во раз)) 25; Б.В. (дальность полета мяча после
удара (м)) 47, (подтягивание на перекладине (кол-во раз)) 15, (прыжок в длину с
места (см)) 227, (вбрасывание мяча на дальность (м)) 25, (сгибание разгибание
рук (отжимание от пола) (кол-во раз)) 25.
Математико-статистические
методы исследования
Все полученные результаты
исследований подвергались математической обработке. Вычислялись: средняя
арифметическая (Х) и стандартное отклонение (σ).
Среднее арифметическое значение
(среднее значение):
где n - объем выборки, х1, х2,…
ахn - результаты измерений;
Стандартное отклонение
.3 Организация
исследования
Экспериментальной площадкой для
исследования явилась ДЮСШ им. Е.Ф. Габышева Усть-Алданского улуса. Были
образованы две группы по 10 человек в каждой, в контрольной группе и
экспериментальной группе.
Эксперимент продолжался с 29 июня
2009 г. по 10 августа 2010 г.
На первом этапе (с 29 июня по 27
июля 2009 года) нами были проведены изучение и анализ научно - методической
литературы, разработаны и отобраны специальные контрольные упражнения и
осуществлены ознакомление и подбор групп по проведению эксперимента. Задачи
первого этапа:
знакомство с группой мальчиков,
занимающихся на этапе углубленного обучения в возрасте 15-16 лет;
организация первичных собеседований
с детьми, с их родителями и тренерским составом;
проведение антропометрических
исследований и тестирований по физическому и техническому качеству их развития;
первичное собеседование проведено с
мальчиками, занимающимися в группах углубленного обучения по футболу. Нами
организованы вводные и тематические беседы.
На втором этапе (с 23 февраля по 20
марта 2010 года) разработаны конкретные задачи воспитания силовых способностей
на этапе углубленного обучения в возрасте 15-16 лет, в следующем порядке:
укрепление и осознание здорового
образа жизни, который должен содействовать правильному физическому развитию и
подготовленности;
развитие собственно силовых
способностей, выносливости и повышение скоростно-силовых качеств;
обучение самостоятельности,
стабильности и надежности выполнения технических приемов в игровых ситуациях;
использование различных
тренировочных средств по решению ситуаций различными способами и многократными
приемами;
выполнение нормативных требований по
физической и силовой подготовке футболистов данного периода.
Недельный микроцикл на этом этапе
(15-16 лет) строится из задач технической и физической подготовки (см. табл. 6,
7, 8).
На этой стадии подготовки нам было
необходимо пересмотреть направленность тренировок. К 15-16 годам точность
стереотипов почти должен достигать уровня взрослого футболиста. В первой части
учебно-тренировочного занятия мы давали игру, упражнения общую физическую
подготовку, целенаправленную работу на быстроту и т.д. а, во второй части занятия
- на фоне утомления повторяли модель по технической подготовке.
Таким образом, при организации
учебно-тренировочных занятий мы учитывали некоторые отличия планирования и
построения недельного цикла тренировок, их особенности:
последовательность тренировочных
средств, позволяющих сохранить надежность и стабильность технических приемов;
планирование осуществить так, чтобы
накопленный футбольный
потенциал переложить на соответствующий уровень функциональной
подготовки;
проведение работы над техникой игры
в футбол;
режим выполнения упражнений должен
соответствовать игре.
Третий этап исследования проведен (с
1 июля по 10 августа 2010 года) и продолжен педагогический эксперимент.
Произведено обобщение полученных материалов обследования: статистическая
обработка полученного материала, дополнение практических рекомендаций.
Таблица 1. Тесты и контрольные
нормативы для оценки силовой и скоростно-силовой подготовленности юношей 15-16
лет из экспериментальной и контрольной группы
№№
|
Контрольные упражнения (тесты)
|
Оценки
|
|
|
отлично
|
хорошо
|
удовлетворит
|
Дальность полета мяча после удара мяча (м)
|
50
|
45
|
35
|
2
|
Подтягивание на перекладине (кол-во раз)
|
16
|
14
|
13
|
3
|
Прыжок в длину с места (см)
|
240
|
220
|
200
|
4
|
Вбрасывание мяча на дальность (м)
|
25
|
20
|
15
|
Таблица 2. Общий показатель тестов
экспериментальной и контрольной группы для занятий футболом
|
Контрольные тесты
|
Дальность полета мяча после удара
|
Подтягивание на перекладине
|
Прыжок в длину с места
|
Вбрасывание мяча на дальность
|
Сгибание и разгибание рук
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Контрольная
|
43±0.4
|
12±0.2
|
217±0.5
|
9±0.9
|
10±0.7
|
2
|
Экспериментальная
|
43±0.10
|
13±0.5
|
220±0.8
|
11±0.11
|
17±0.17
|
3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы по воспитанию силовых способностей
3.1 Методика проведения
занятий с использованием кругового метода тренировки
На протяжении всего
исследовательского срока тренировки велись с обеими группами. Нами разработан
примерный комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с
использованием интервального метода, для футболистов в возрасте 15-16 лет из
контрольной группы.
Занятия по силовой подготовке с
футболистами из контрольной группы нами проведены 2 раза в неделю.
Примерный план
учебно-тренировочного занятия.
Продолжительность занятий - 80
минут. Подготовительная часть - 20 минут. Основная часть - 45 минут.
Заключительная часть - 15 минут.. Подготовительная часть.
легкий бег 2-3 мин.
ходьба на носках по 20-30 шагов
каждой ногой, затем на наружном своде стопы - по 20-30 шагов.
ходьба с подскоками на левой и
правой ноге с перекатом с пятки на носок по 20-30 раз. Повторить 2-3 раза.
бег на прямых ногах по 15-20 шагов
каждой ногой. Отталкиваться быстро и упруго. Повторить 2-3 раза.
передвижение (прыжки) приставными
шагами правым (левым) боком. Повторить 3-5 раз по 4 шага каждым боком с
активным движением локтями со стороны - вверх.
ходьба с скрестными движениями
прямых рук перед грудью 25-30 раз.
передвижение (бег) скрестными шагами
левым (правым) боком по 15-20 шагов. Повторить по 2 раза.
ходьба с высоким подниманием колена
к груди, руки скрестно к
плечам. Выполнить по 20-30 раз каждой ногой.
ходьба с наклонами вперед, руки вниз
к поднятому носку по 20-30 раз.
Семенящий бег 10-15 м, затем бег с
высоким подниманием бедра. Повторить по 2-3 раза.
стоя в наклоне, руки на коленях -
выполнять круговые движения коленями внутрь, наружу, сгибание и разгибание ног
в коленях по 12-16 раз.. Основная часть.
Основная часть занятия проводилась с
использованием интервального метода. Интервальный метод предусматривал
повторную работу в режиме максимальной интенсивности со строго дозированными и
заранее запланированными интервалами отдыха, которые регулируют степень
воздействия упражнений на организм футболистов.
Каждое упражнение выполнялось в
течение 15 сек., через 15 сек. отдыха и повторялось не менее 8-12 раз.
Комплекс 1.
из упора лежа на полу - сгибание и
разгибание рук (отжимания от пола).
приседания на всей стопе с выносом
рук вперед, выпрямиться с подъемом на носки, отводя руки назад.
сидя на полу, руки в упоре сзади -
поднимание прямых ног примерно до прямого угла с полом и опусканием ног в
исходное положение.
лежа на животе, руки вверху (на
полу) - поднимание прямых рук и ног, прогибая спину.
лежа на спине - одновременное
сгибание ног и туловища в положение «седа в группировку», коснуться руками
голеней.
прыжки через скакалку или на месте
без скакалки (минимум 30
прыжков).. Заключительная часть.
В заключительной части занятия нами
включены упражнения на растягивание и расслабление мышц:
встать на колени и сесть на пятки,
т.е. на согнутые под себя ноги (стопы вместе). При ощущении сильного напряжения
слегка наклониться вперед и опереться на руки возле коленей. Для усиления
растяжки передней поверхности бедра медленно отклоняться назад и опереться на
руки сзади;
медленный наклон вперед в положении
стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, шея и руки расслаблены.
А также нами разработан примерный
комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с
использованием метода круговой тренировки, для футболистов 15-16 лет из
экспериментальной группы.
Продолжительность занятия - 80
минут.
Подготовительная часть - 20 минут.
Основная часть - 45 минут.
Заключительная часть - 15 минут.. Подготовительная
часть.
) Построение.
) Физическая подготовка:
ходьба спортивная, ходьба различными
способами (приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким
поднятием бедра). Бег по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением
препятствий.
II. Основная часть.
Тренировочные задания для развития
силовых способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные
задания состоят из упражнений на 10 «станциях», выполняемых в предельном темпе,
время работы - 10-15 с, отдыха - 45 с, величина отягощений от 5 до 40 кг.
Комплекс 1.
«станция» - исходное положение:
выпад правой ногой вперед, штанга (40 кг) на плечах - прыжки со сменой ног;
«станция» - толчки штанги (30 кг) от
груди вверх;
«станция» - бег на месте,
преодолевая сопротивление резинового
амортизатора, прикрепленного к поясу и неподвижной опоре;
«станция» - броски набивного мяча (5
кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы;
«станция» - выпрыгивание вверх из
глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);
«станция» - штанга (15 кг) за
головой на плечах: толчки вверх;
«станция» - подъем штанги (25 кг) на
грудь;
«станция» - прыжки толчком двух ног
через барьеры (высота - 65 см);
«станция» - броски набивного мяча (5
кг) в стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы;
«станция» - прыжки боком через
гимнастическую скамейку толчком двух ног с продвижением вперед;
Комплекс 2.
Тренировочные задания для развития
силовых способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные
задания состоят из упражнений на 11 «станциях», время работы и отдыха - 30 с,
количество повторений 50-75% от максимально возможного:
«станция» - толчки штанги (20 кг)
вверх из положения лежа на спине;
«станция» - приседания со штангой
(30 кг) на плечах;
«станция» - подъем штанги (25 кг) на
грудь;
«станция» - ходьба в глубоком
приседе с отягощением 20 кг;
«станция» - поднимание и опускание
туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;
«станция» - сгибание и разгибание
рук в упоре лежа;
«станция» - разгибание туловища,
лежа лицом вниз на гимнастической скамейке, ноги закреплены;
«станция» - имитация ведения мяча с
блином от штанги (5 кг);
«станция» - имитация бега,
преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного на поясе
футболиста и на неподвижной опоре;
«станция» - повороты туловища на 90°
со штангой (30 кг) на плечах;
«станция» - приседания в выпаде
одной ногой вперед, другая на
скамейке.
Комплекс 3 (комплекс упражнений на
укрепление основных мышечных групп). Упражнения выполняются с использованием
скамейки по круговому методу. Количество станций - 9. Количество повторений
каждого упражнения примерно 8-12 раз. Отдых перед очередной станицей от 1 до 3
минут.
«станция» - сгибание и разгибание
рук в упоре лежа. Выполняется
упражнение в различных вариантах: ноги на полу (обычное отжимание); ноги на
скамейке; руки на скамейке;
«станция» - сгибание - разгибание
рук в упоре сзади на скамейке.
«станция» - поднимание верхней части
туловища.
Лежа на полу, ногти (голени) на
скамейке под прямым углом. Поднимать верхнюю часть туловища, касаясь руками
скамейки, справа, по центру и слева от ног.
«станция» - поднимание таза и
согнутых ног. Лежа на скамейке и держась за нее руками за головой, поднимать
согнутые ноги к голове, напрягая мышцы брюшного пресса. Обращать внимание на
медленное опускание ног до касания скамейки. При подъеме ног делать выдох, при
опускании - вдох.
«станция» - приседания в выпаде
одной ногой вперед, другая на
скамейке. Стоя, одна нога опирается носком на скамью, другая в выпаде впереди.
Выполняются все приседания подхода на выдвинутой вперед ноге. Плечи держать
прямо.
«станция» - поднимание таза и одной
ноги вверх. Упор сидя, сзади на полу с опорой ног (пяток) на скамейку. Переход
в упор лежа, сзади с отведением головы назад и выпрямлением туловища.
«станция» - поднимание верхней части
туловища в положении лежа на бедрах. Лежа вдоль скамейки на бедрах, прямые руки
касаются пола. Поджимание прямых рук за голову и верхней части туловища вверх.
«станция» - поднимание ног. В
положении лежа на груди вдоль скамейки и держась за нее руками,
поднимать слегка согнутые ноги назад.
«станция» - наклоны вперед. Сидя на
краю скамейки, ноги врозь. Выполнить наклон вперед к правой ноге. Держать 15
секунд. Затем к левой ноге и посредине. Держать 15 секунд в каждом положении.
III. Заключительная часть.
Медленный бег, ходьба. Упражнения на
восстановление дыхания, расслабление.
.2 Оценка уровня силовой
подготовки
Контрольные упражнения для оценки
уровня силовой подготовки футболистов 15-16 лет из экспериментальной и
контрольной групп:
. Удар на дальность по неподвижному
мячу (м).
Удары по мячу на дальность
выполняются правой или левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым
способом. Дальность полета мяча измеряется от места удара до места первого касания
мяча о землю по коридору шириной 10 метров. В зачет идет - лучшая попытка из
двух.
. Подтягивание на перекладине
(количество раз).
Подтягивание на перекладине; и.п. -
хват сверху, вис на выпрямленных руках. Подтягивание считается правильным,
когда подбородок находится выше перекладины.
. Прыжок в длину с места с двух ног
(см). Правила выполнения прыжка в длину с места с двух ног. Футболист
становится за контрольной линией. Сбоку от него: на полу, наносится 3-метровая
шкала с делениями. Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины
прыжка. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат.
. Вбрасывание мяча на дальность (м).
Подготовительной фазой является замах. Исходное положение - стойка ноги врозь
на ширине плеч или в положении шага. Руки с мячом, несколько согнутые в
локтевых суставах, поднимаются вверх - за голову. В это время туловище
отклоняется назад, ноги сгибаются в коленных суставах, масса тела на сзади
стоящей ноге (т.е. при положении шага). Рабочая фаза - бросок начинается с
энергичного выпрямления ног, туловища, рук и завершается кистевым усилием в
сторону вбрасывания.
. Отжимание (количество раз). Из
упора лежа на полу - сгибание и разгибание рук (отжимания от пола). Тесты и
контрольные нормативы по оценке уровня силовой подготовленности футболистов
15-16 лет из экспериментальной группы и контрольной группы нами приведены в
таблице 1.
.3 Обсуждение
результатов педагогического эксперимента
В процессе выполнения нами
проведенного исследования выпускной квалификационной работы определены основные
показатели силовой подготовки у юношей 15-16 лет для занятий футболом на начале
эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Полученные результаты занесены в
таблицы, вместе с процентным соотношением и средним показателем выполняемых
упражнений.
Данные результаты тестирования
приведены в таблицах (см. табл. 2-7).
Для определения уровня силовой
подготовки юношей 15-16 лет нами использовались следующие тесты: дальность
полета мяча после удара ногой, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с
места, вбрасывание мяча на дальность, отжимание. Результаты тестирования
занесены в таблицы.
В исследовании приняло участие 20
юношей, из них 10 включены в экспериментальную группу, 10 - в контрольную. Из
школ с. Борогонцы, Мюрюнской средней общеобразовательных школ №1, №2 и
Мюрюнской юношейской гимназии «Уолан». Юные спортсмены занимаются с футболом
уже несколько лет, участвовали во многих чемпионатах и турнирах Республики,
есть даже чемпионы Республики Саха (Якутия) и призеры Дальневосточного округа
по футболу и мини-футболу. В данный момент по рейтингу Республики по футболу
среди юношей Усть-Алданская сборная команда находится на 3 месте после команд
городов Якутска и Нерюнгри. А вот в проекте Всероссийского турнира «Мини-футбол
в школах» по Республике Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №1,
находится на 1 месте по набранным очкам с 2007 по 2011 г.
Рис. 1. Средние
арифметические показатели результатов по тесту «Дальность полета мяча после удара»
(в метрах)
Показатели теста 1
(дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по
сравнению с исходным данными увеличились на 13%, что на 5% выше, чем в
контрольной группе, и составили 99% от нормы.
Рис. 2. Средние
арифметические показатели результатов по тесту 2 «Подтягивание на перекладине»
(количество раз)
Теста 2 (подтягивание на
перекладине) на 15%, что на 5% выше, чем в контрольной группе и составили 98%
от нормы.
Средние арифметические
показатели результатов по тесту 3
«Прыжок в длину с места»
(в сантиметрах)
Теста 3 (прыжок в длину
с места) на 5%, что на 2% выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от
нормы.
Показатель среднего
арифметического показателя результатов по тесту 4 «Вбрасывание мяча на
дальность» (в метрах).
Теста 4 (вбрасывание
мяча на дальность) 2% и составили 98% от нормы.
Средние арифметические
показатели результатов по тесту 5
«Сгибание и разгибание
рук» (отжимания от пола) (кол-во раз)
Теста 5 (сгибание и
разгибание рук, отжимание от пола) на 1% и составили 99% от нормы.
Выводы
1. Целью проведению
экспериментальной и контрольной группы были проведены контрольные тесты на базе
ДЮСШ им. Е.Ф. Габышева Усть-Алданского улуса. Были задействованы ученики МСОШ
№-1, МСОШ №-2 и Мюрюнской гимназии «Уолан».
. Нами изучена динамика
развития силовой подготовки футболистов 15-16 лет. На начальном этапе
исследования все показатели тестов почти одинаковые и ниже нормы в контрольной
группе по тесту 1 - на 15%; тесту 2 - на 24%; тесту 3 - на 10%; в
экспериментальной группе - по тесту 1 - на 16%; тесту 2 - на 27% и тесту 3 - на
9%.
. Разработано содержание
занятий по развитию силовых способностей у футболистов 15-16 лет с
использованием метода круговой тренировки.
. Нами выявлена
эффективность экспериментальной программы по развитию силовых способностей у футболистов
15-16 лет. Через 2 недели показатели в обеих группах выросли по сравнению с
исходными показателями в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча
после удара ногой) - на 2%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) - на 4%;
теста 3 (прыжок в длину с места) - на 1%. В экспериментальной группе по тесту 1
- на 6%; тесту 2 ~ на 8%; тесту 3 - на 1%.
При истечении 6 недель
показатели в обеих группах по сравнению с исходными показателями выросли еще
больше. В контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара
ногой) - на 8%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) - на 10%; тесту 3 (прыжок
в длину с места) 3%, экспериментальной группе по тесту 1 - на 13%; тесту 2 - на
15%; тесту 3 - на 5%.
Практические
рекомендации
Для развития современного
футбола характерно постоянное повышение требований к всесторонней физической
подготовленности футболистов. Первостепенное значение приобретают изучение
физической и силовой подготовки юных футболистов, разработка эффективной
методики подготовки, подбор методов тренировки. Универсальных методик
подготовки и универсальных методов, средств, способных резко улучшить
подготовку футболистов в 15-16 лет, нет. В самом футболе невозможно добиться
конечного результата, воздействуя на одно какое-то качество. Поэтому нужен
системный подход к тренировочным процессам, к тренировочным программам развития
юных футболистов, нужны постоянный поиск индивидуальной работы и усилие
тренеров.
На основании результатов
проведенных экспериментальных исследований и анализа научно-методических данных
мы предлагаем следующие практические рекомендации:
. Для развития силовой
подготовки юных футболистов можно использовать следующие упражнения:
упражнения со штангой,
гирями и другими отягощениями;
упражнения по
перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на
перекладине, приседания);
прыжковые упражнения с
продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах).
. Для широкой разработки
метода круговой тренировки при подготовке юных футболистов следует учитывать
методику таких известных специалистов - ученых, как И.А. Гуревич, М.А. Годик и
др. Данную методику можно широко применять в целях привлечения к футболу детей
в юном возрасте и дальнейшего повышения прироста их мастерства.