Исследования взаимосвязи координации движений с отдельными показателями умственных способностей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследования взаимосвязи координации движений с отдельными показателями умственных способностей















Контрольная работа

Исследования взаимосвязи координации движений с отдельными показателями умственных способностей

Координация - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio - взаимоупорядочение. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем - за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач.

В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость воспитания этих способностей объясняется четырьмя основными причинами.

.Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

.Только сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

.Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

.Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Воспитание физических и умственных способностей можно представить как систему развития индивидуальных психических и биологических свойств, необходимых для того или иного вида спортивной и трудовой деятельности.

В основе деятельности лежит система физических и умственных действий, обычно тех и других одновременно. Успешное выполнение деятельности определяется комплексом способностей, основу которого составляет целенаправленное и индивидуализированное совершенствование способностей, участвующих в регуляции движений, характерных для техники избранного вида спорта.

Связь между процессом совершенствования спортивной деятельности и развития способностей двусторонняя. Улучшение техники выполнения спортивных действий влияет на степень развития способностей, а высокий уровень способностей становится базой для дальнейшего роста специальной подготовленности.

Анализ деятельности в единоборствах показывает, что в спортивной борьбе весьма широк диапазон физических характеристик движений: скорости, темпа, точности, прилагаемых усилий, амплитуды и др. Именно в движениях спортсмена, его технико-тактическом арсенале проявляется все то лучшее, что присуще борцу - его физические и умственные способности, которые нужны в трудовой деятельности. Многочисленные данные показывают, что между величинами, характеризующими развитость какой-либо функции, проявляемой субъектом в разных условиях, существует достоверная корреляционная связь. Например, выявлены высокие корреляционные связи между максимальной частотой движений в различных суставах. Что касается взаимосвязи быстроты и точности движений, то между ними отмечена обратно пропорциональная зависимость.

В разные возрастные периоды число достоверных корреляционных связей между различными физическими показателями не одинаково. В период полового созревания число значимых межфункциональных связей резко уменьшается, затем вновь возрастает, достигая прежнего уровня или даже превышая его.

Взаимоотношение, удельный вес и информативность остальных физических функций в оценках таких интегральных качеств спортсмена, как ловкость и координированность, до сих пор окончательно не ясны. В литературе имеются лишь общие указания, что, например, ловкость связана с полноценностью восприятия собственных движений, быстротой и точностью реакции. Путем исследования установлено, что ловкость сопровождается и хорошим уровнем других физических способностей.

Высокую значимость интеллектуального звена в уровне подготовленности спортсменов доказывают данные, полученные в исследованиях по умственной работоспособности. Б.Г. Ананьев отмечает, что темп и ритм умственной работы, умение быстро анализировать материал, менять план действий действительно входят в структуру умственных способностей человека. На важность внимания, направленность его объема, устойчивость связей в процессе занятий борьбой указывается во многих работах. Проблема взаимосвязи физического и умственного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения, однако на современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности нельзя отрицать взаимную связь моторного и психического развития. Более того, можно с достаточным основанием утверждать наличие несомненной и действенной связи двигательной функции с психическим развитием человека, так как они - две стороны одного и того же явления. Исследованиями установлено наличие взаимосвязи в развитии физических и умственных способностей, проявляющихся на протяжении всего школьного периода.

В развитии как самих физических и умственных способностей, так и взаимосвязи между ними проявляются общие закономерности онтогенеза - неравномерность и гетерохронность. Таким образом, можно утверждать, что физические способности не только весьма сложно связаны между собой, они находятся в определенных взаимоотношениях с умственными данными и вместе с ними составляют специфическую динамическую структуру, основанную на определенных иерархических отношениях между отдельными качествами и их системами.

Физические и умственные способности формируются и проявляются в условиях как общей, так и специфической спортивной деятельности. Для диагностики способностей в спорте преимущественно используются общие методики, оценивающие проявление неспецифических процессов. Но специфика физической деятельности борца проявляется в том, что мышечные напряжения, разнообразные положения тела и активные действия соперника, использующего различные сковывающие действия (захваты, дожимание), могут также существенным образом влиять на отдельные функции борцов.

Спортивная борьба включает в себя три основных специфических положения (стойка, партер, мост), в которых ведется схватка. Хотя борьба и отличается, прежде всего, выраженной переменностью скоростно-силовой работы, часто встречаются в борьбе ситуации, в которых превалируют статические напряжения.

В многочисленных работах указывается, что различные скорости реакции, причем после большой нагрузки, время реакции увеличивается. Статическое усилие оказывает положительное воздействие на функциональное состояние как зрительного, таки двигательного анализатора. Состояние тренированности организма оценивается не по какому-либо абсолютному показателю, а по степени согласованности его различных функциональных систем.

Благодаря концентрации и сосредоточению внимания повышается внутренняя собранность спортсмена, скорость реакции и способность проявить максимальное усилие, и это позволяет нам предположить, что на «мосту» и в партере борцы ведут себя с разной активностью, которая обусловливается их способностью и умением связывать статическое усилие с активностью физических и умственных способностей.

Становление спортивного мастерства у студентов происходит в процессе тренировки, при этом они достигают такого состояния, которое характеризуется повышенной работоспособностью. Следовательно, изучение функций при становлении и развитии спортивного мастерства у студентов определенной специализации и выявления достоверных сдвигов на каждом этапе подготовленности поможет глубже понять механизмы, способствующие и препятствующие развитию специальных качеств. Специфический характер физических нагрузок, применяемых к формированию таких особенностей функций, которые возникают под влиянием данного тренировочного процесса.

Вначале организм приспособительно реагирует на новый двигательный режим всем комплексом составляющих его систем и этого вполне достаточно для первых успехов. Однако в дальнейшем приспособительные сдвиги приобретают ярко выраженную избирательную направленность, обусловленную особенностями вида спорта и сопутствующими ему внешними воздействиями. В зависимости от роли в обеспечении требуемой физической деятельности отдельные функции развиваются в различной степени.

В нашей работе объектом исследования являлись студенты-борцы и поэтому в дальнейшем в основном определяется и уточняется факт воздействия тренировочных занятий по борьбе на развитие физических и умственных способностей и выработку специальных профессиональных качеств.

Спортивная борьба отличается от других видов спорта тем, что деятельность студента-борца происходит в вариативных конфликтных ситуациях. Борец должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также и уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты.

Борьба относится к упражнениям скоростно-силового типа, хотя отдельные приемы требуют мощных и длительных напряжений (перевороты, «мосты» и др.). Физические навыки борца очень разнообразны. В классической борьбе насчитываются около 100 приемов. На каждый прием приходится 1 - 2 защитных и 1 - 3 контратакующих действий. Таким образом, атакуемый борец должен выбирать правильный прием из 400 - 600 возможностей. Это предъявляет повышенные требования к проявлению быстроты мышления борцов.

Многочисленными исследованиями доказано, что основными формами проявления быстроты человека являются: время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта.

Борьба требует непрерывного наблюдения за соперником в постоянно меняющихся ситуациях и быстрого реагирования на них. Реакция борца на внешние раздражители относится к типу сложных реакций. Блудов Ю.М. выявил, что показатели реакции - своеобразные характеристики скорости переработки информации, и они определяют успешность единоборства.

Быстрота двигательной реакции определяется, прежде всего, свойствами анализаторов, динамикой центральных нервных процессов и нервно-мышечных отношений. Скорость осуществления простых и сложных реакций увеличивается и за счет того, что опытный спортсмен реагирует не столько на основное движение соперника, сколько на подготовительное.

Исходя из того, что занятия отдельными видами единоборства вызывают у студентов-борцов повышение возбудимости ЦНС, для определения степени подготовленности борцов необходимо разностороннее изучение динамики времени сенсомоторной реакции. Это мнение находит подтверждение и во многих других работах.

В спортивной борьбе преобладают силовые динамические моменты, требующие больших мышечных напряжений. Борьба требует скоростно-силовых движений при проведении специальных приемов. При этом скорость мышечных сокращений должна сочетаться сих большим напряжением, поскольку это связано с преодолением сопротивления перемещаемой массы тела. Значение массы тела, как собственной, так и противника, настолько велико, что для уравнения шансов на победу для борцов введены весовые категории.

Около предельные и предельные напряжения борца при осуществлении приемов (например, бросков через спину, прогибом, переворотом в партер) и зашиты от этих приемов вызывают натуживание и задержку дыхания. Однако эти силовые напряжения не оказывают неблагоприятных воздействий на органы из-за своей кратковременности. Так, в бросках, например, задержка дыхания длится 1 - 2 секунды, а во время защиты 2 - 6 секунд.

Наряду с высокой скоростью реакции борцам свойственны и хорошие показатели по максимально быстрому выполнению одиночного движения и его максимальной частоты. Воловик А.И., исследуя скорость движения отдельных частей тела у борца, установил, что в борьбе при опережениях одного борца другим преимущество борца в 4 - 8 сотых секунды может иметь решающее значение. Быстрота одиночного движения имеет особое значение и в других видах единоборств, когда продолжительность движения незначительная и от нее зависит спортивный результат.

Отдельными исследователями выявлена закономерность, которая позволяет по максимальному для данного человека темпу движений в каком-нибудь одном суставе судить о его общей способности выполнять движения с максимальной частотой. Борцу необходимо иметь хорошо развитое качество выносливости, особенно для участия в турнирных соревнованиях, где ему приходится проводить на протяжении нескольких суток (от 2 до 4) подряд по 2 - 4 схватки в день, а в последние дни турнира бороться на фоне утомления. Многие борцы проводят такой турнир в состоянии, ослабленном сгонкой веса. Переменная работа, которую выполняет борец во время схватки, более сложна, чем равномерная, так как предъявляет повышенные требования к организму спортсмена. Переменный режим мышечной деятельности присущ многим видам спорта, однако наибольшее проявление он находит в вольной и классической борьбе. Выражается это постоянным изменением положения спортсменов, резким и многократным изменением темпа схватки, различием структуры двигательных актов.

Борьба как вид единоборства повышает быстроту реакции, внимание, развивает находчивость, мышление, решительность и многие другие качества, необходимые современному специалисту. В книге Мазура А.Г. говорится, что качества борца, воспитываемые на занятиях и соревнованиях по борьбе: сила, выносливость, ловкость, быстрота и смекалка, необходимы каждому человеку. Большое значение имеет классическая борьба для правильного развития опорно-двигательного аппарата, включающего скелет и мышцы.

Для борьбы характерна необходимость сосредоточения внимания на скорости переходов с одного сложного движения на другое и сохранении общего ритма комбинации технических действий. Во многих видах спорта успех спортсмена зависит не только от скорости или точности двигательных реакций, но и от их сочетания в единоборствах. Точность движения является суммарным эффектом их тонкого дифференцирования в пространстве и во времени, и она контролирует и оценивает результаты скоростной работы. Максимальная точность достигается при оптимальной для каждого человека скорости.

Точность движения наряду с координацией сложности двигательных действий является также одним из измерений ловкости. Ловкость в борьбе как способность целесообразно и рационально видоизменять мышечную активность применительно к требованиям динамической ситуации является одним из важнейших факторов достижений. Ловкость человека представляет собой сложное образование. Она зависит от координационных качеств, объема двигательных умений и навыков, от развития вестибулярного аппарата, тонуса мышечной системы и ряда других показателей. Координационные характеристики, вероятно, можно считать ведущим компонентом этого качества образования. Основные задачи воспитания координационных способностей, а вместе с тем и ловкости, можно сформулировать следующим образом: системное расширение двигательного арсенала студента - спортсмена; совершенствование функций анализаторов движений; совершенствование способности регулировать мышечные напряжения в определенных пространственно-временных условиях.

Координация движений специфична для физических действий в каждом виде спорта. Точность, интенсивность, надежность управления движениями и физическими действиями зависят от уровня развития и особенностей функционирования многих физических и умственных способностей. Вместе с изменением структуры движений и ее временных и координационных показателей изменяется и степень усилия и внимания, которые по Бутенко Б.И. являются неотчуждаемыми компонентами всякого мышечного движения. Волевого усилия требует и произвольное внимание, направленное на то, чтобы сосредоточиться на избранном объекте. В процессе схватки от борца требуется устойчивое интенсивное внимание, полное сосредоточение на сопернике и его действиях. Борец должен отличаться стойким вниманием, способностью мгновенно доводить его до требуемой интенсивности и быстро переключать на новые объекты. У борцов свойства внимания изучены недостаточно, хотя большую значимость их в борьбе подчеркивали многие авторы. От способности мобилизовать свое внимание во многом зависит и продуктивность интеллектуальной деятельности, а виды спортивного единоборства требуют особо большой интеллектуальной активности. Мышление борца направлено на разгадывание тактики соперника и в то же время на решение собственных тактических задач. Оно носит наглядно - действенный характер и опирается на глубокое знание техники и тактики борьбы. Большое значение имеют такие качества мышления, как быстрота, сообразительность и гибкость распознания ситуации, находчивость и решительность в быстром принятии решения для действий, умение сравнивать, анализировать, синтезировать и обобщать. Гибкость мышления - одно из качеств спортсмена, всегда отличающее его от других. Все это, в конечном счете, определяется высокой подвижностью и пластичностью центрально-нервных процессов, а также высокой степенью развития различных двигательных и умственных способностей.

Таким образом, можно утверждать, что занятия спортивной борьбой оказывают существенное влияние на уровень функционирования многих физических и умственных способностей и могут служить базой для дальнейшего роста специальной подготовленности.

Очевидно, что мы не можем дотронуться до мозга и тренировать его. Однако разные участки мозга тесно связаны с различными частями тела. И отсюда следует, что тренируя разные части тела, мы активизируем и тренируем новые участки своего мозга.

Для обеспечения высокой умственной активности нужно практиковать комплексный подход.

. Энергичные движения являются стимулом для активного кровообращения и обеспечивают приток кислорода в мозг.

. Питательные вещества создают основу для надёжного информационного обмена между клетками серого вещества.

. Мыслительные процессы, анализ и синтез информации, обеспечивают постоянное увеличение количества соединений между нервными клетками.

Упражнять способности мозга можно, действуя в двух направлениях: напряжение и расслабление, как мышечное, так и умственное.

. Напрягаемся:

упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совокупной работы левого и правого полушарий головного мозга;

при помощи нейробики человек ломает свои стереотипные взгляды на мир;

упражнения на движение превращают мозг в работоспособный орган;

тренинги интеллекта поднимут творческие способности на новый уровень.

. Расслабляемся:

для интеллектуального здоровья просто необходимо настроиться на позитивное восприятие окружающего мира;

сопротивление стрессу и напряжению приведёт к повышению концентрации внимания;

процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

Тренировка координации считается одной из своеобразных форм движения (нейробика). Среди множества положительных аспектов этих упражнений выделяют и целенаправленное повышение работоспособности головного мозга. Одновременная работа и правого, и левого полушарий достигается при помощи упражнений, которые построены на движениях, связанных с перекрещиванием рук и ног. Выполнение этих упражнений приводит к расслаблению внимания, которое, в свою очередь, помогает добиться наивысшего пика работоспособности.


Заключение

координация двигательный умственный борьба

В наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним. Но, как я старался показать, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека.

«Всю мою жизнь, - писал И.П. Павлов, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками».

Многие считают, что поддерживать высокую умственную работоспособность помогает специальная «гимнастика мозга». Речь идет о так называемой стойке на голове. Это упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечнокаменной болезни.


Список использованной литературы

1.Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. В.И. Козлова. - М.: ФиС, 1978. - 684 с.

.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. - 123 с.

.Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев..Здоровья, 1987. - 217 с.

.Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:3 нание, 1987. - 285 с.

.Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. - 243 с.

.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 347 с.

.Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт, 1993. - 175 с.

.Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Л.М. Волковой, П.В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998.-153 с.

.Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под. ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики, 1999. - 436 с.

Похожие работы на - Исследования взаимосвязи координации движений с отдельными показателями умственных способностей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!