Единоборства как средство сохранения здоровья детей 10-12 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    128,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Единоборства как средство сохранения здоровья детей 10-12 лет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет физической культуры

Кафедра теории методики физического воспитания и гимнастики

Специальность- 050720.65- физическая культура


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: ЕДИНОБОРСТВА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

Работу выполнил: Студент 351 группы

Вагин Максим Павлович

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент, Кенарева Людмила Фёдоровна

Кафедра теории методики физического воспитания и гимнастики

Зав. Кафедрой: Доктор педагогических наук, доцент Шлыков Юрий Павлович


Петрозаводск 2013г.

Содержание

Введение

Глава 1. История возникновения единоборств в разных странах

.1.1 Самбо

.1.2   Дзюдо

.1.3   Джиу-джитсу

.1.4 Ушу

.2      Влияние единоборств на организм занимающихся

.2.1 Влияние занятий единоборствами на нервную систему

.2.2 Оздоровление организма по средствам занятий единоборствами

Глава 2. Развитие физических качеств при занятиях единоборствами

.1 Развитие силы

.2 Развитие выносливости

.3 Развитие скоростной выносливости

.4 Развитие ловкости

.5      Развитие гибкости

Глава 3. Влияние учебно-тренировочных занятий в спортивной школе на организм занимающихся

.1 История МОУ ДОД ДЮСШ №5

.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения

.1.2 Состав обучающихся

.1.3 Результаты образовательной деятельности

.1.4 Состояние здоровья детей, меры по охране и укреплению здоровья

.1.5 Достижения учащихся школы

.2 Анализ и обработка результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Физическое воспитание современной школы не предусматривает в своей программе занятия единоборствами. Дети имеют возможность заниматься ими только в специально оборудованных залах, которых не так много. Единоборства в современной жизни очень быстро развиваются. Этому способствует уровень жизни, появление новых талантливых специалистов (тренеров, спортивных педагогов, инструкторов). Актуальность выбранной темы заключается в том, что сохранение здоровья детей является одной из главных проблем современного общества, а занятия единоборствами, оказывают положительное влияние на здоровье занимающихся, отлично развивают скелетную мускулатуру, положительно влияют на нервную систему и общий тонус организма.

Единоборства зародились очень давно, более 4 тысяч лет назад. В древности они являлись одним из средств выживания. Наибольший рассвет они получили в Древней Греции, где единоборства стали существовать как самостоятельный вид деятельности. Единоборства сочетают в себе гимнастические упражнения, дыхательные упражнения, легкоатлетические упражнения и многие другие. Сегодня единоборства это многообразие видов боевых дисциплин, от восточной гимнастики (Ушу) до универсального каратэ, получившего широкое распространение в последнее время.

Но независимо от их популярности в современном обществе, здесь присутствует ряд проблем. Это проблемы здорового образа жизни, недостаточное количество хорошо оборудованных залов и инвентаря, а также неправильное представление современных людей о боевых искусствах. Единоборства - это спорт, основанный на том, чтобы победить соперника психологическим, техническим, физическим преимуществом. Многие считают, что изучение единоборств - это сухая отработка приемов, но это далеко не так. Занятия единоборствами - это духовное развитие, дисциплинированность во всех её проявлениях, воспитание чувства товарищества, отличное средство против стресса, формирование морально-волевых качеств, самоконтроль, уверенность в своих силах, хороший пример подрастающему поколению, возможность защитить себя и свою семью в опасной ситуации.

Объект: Объектом нашего педагогического исследования является процесс оздоровления организма по средствам занятий единоборствами.

Предмет: Виды единоборств влияющие на здоровье занимающихся.

Цель: Выявить влияние занятий единоборствами на здоровье ребёнка.

Гипотеза: Предполагается, что систематические занятия единоборствами с раннего возраста, оказывают положительное влияние на здоровье занимающихся.

Задачи:

·        Изучить научно-методическую и педагогическую литературу по теме.

·        Изучить влияние единоборств на здоровье человека, по средствам проведения педагогического эксперимента.

·        Изучить работу детско-юношеской спортивной школы № 5 города Петрозаводска.

Методы исследования:

·        Анализ научно-методической и педагогической литературы.

·        Метод наблюдения.

·        Педагогический эксперимент.

·        Метод математической обработки результатов.

Глава 1. История возникновения единоборств в разных странах

Слово «Единоборства» уходит своими корнями в Древний Мир. Единоборства зародились более 4 тысяч лет назад. В древности это являлось одним из средств выживания. Наибольший рассвет они получили в Древней Греции, где единоборства стали существовать как самостоятельный вид. В каждой стране они назывались по-разному. В Японии - это Дзюдо (Гибкий путь), в Китае - Ушу и множество его разновидностей, в Греции - это Греко-Римская борьба (классическая борьба). В России, совместив в себе всё лучшее из национальных видов борьбы народов СССР, развивается молодая, но очень популярная борьба Самбо - «самозащита без оружия». Остановимся поподробнее на некоторых из них.

.1.1 Самбо

Одним из создателей борьбы самбо называют В.А.Спиридонова (1883-1943) - офицера, участника русско-японской войны. Он в 1922-1933 гг. разработал на практике и зафиксировал в трёх опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского Джиу-джитсу, Английского и Французского бокса, а также «бытовой драки». Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Свою систему автор назвал сначала «Сам», потом «Самоз» и, наконец, самозащита без оружия - «Самбо». Спиридонов создал и чисто спортивный вариант своей системы по которому проводились закрытые соревнования.

На тренировках и соревнованиях самбисты одеты в куртку «самбовку». Она отличается от крутки для Дзюдо отверстиями в которые продевается пояс, спортивные трусы и специальную обувь - «борцовки». Все приёмы и технические элементы получили русские названия, а судья во время схватки использует свисток, а не японские команды. [21]

.1.2 Дзюдо

Дзюдо возникло на базе Джиу-джитсу. Уходит корнями в китайскую борьбу Кумиуту, что в переводе означает «голыми руками». Отцом современного Дзюдо считается профессор Дзигаро Кано, родившийся в 1860 г. В г. Микагэ на Японских островах. Еще в студенческие годы он серьёзно задумывался над возможностью достижения гармонии тела и духа. Не отличавшийся идеальными физическими данными, Кано в короткий срок сумел освоить сложную технику многочисленных приёмов Дзю-Дзюцу. Выбрав из них наиболее эффективные и исключив опасные захваты и удары, он создал новую систему физического совершенствования тела и духа - Дзюдо. «Дзю» - значит мягкий, гибкий, «до» - путь, познание. Окончив в 1882 г. Университет, Кано открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзюдо - Кодокан (дом постижения пути). В 1909 г. Дзигаро Кано стал первым в Японии членом Междунароного Олимпийского комитета. В 1911 г. он основал Японскую спортивную ассоциацию, став её президентом. Профессор Кано закончил базирование техники дзюдо в 1887 г., а сформированная система была завершена к 1922 г. - 40-летниму юбилею школы Кодокан. К этому времени профессору исполнилось 62 года. В 1883 г. Кано ввел разрядную систему, а в 1900 г. - судейские правила. Первым из русских пропагандистов дзюдо был Василий Ощепков. После русско-японской войны с группой подростков он был направлен царским правительством в Японию учиться японскому языку. В 1911 г. он, выдержав вступительные испытания, поступил в школу Кодокан, продолжая учиться в языковой школе. В 1913 г. Ощепков успешно сдает выпускные экзамены в Кодокане и ему присваивают 1-й дан. В 1917 г., ему присваивают 2-й дан, и в этом же году он возвращается в Россию. В то время он был первым и единственным иностранцем, окончившим Кодокан. В 1917 г. во Владивостоке Ощепков организовал в любительский кружок изучения спортивного дзюдо, который просуществовал до 1920 г..

В настоящее время соревнования по борьбе дзюдо проводятся на площадке с мягким покрытием (татами), размером 10х10 метров. Соревнования проводятся по весовым категориям и абсолютном весе. Спортсмены выступают босиком в специальном костюме, соответствующем форме для занятий дзюдо - кимоно, состоящем из куртки, брюк и пояса. Правила запрещают болевые и удушающие приемы в стойке - они используются только в борьбе на коленях - партере, обычно следуя после броска. Запрещены также болевые приёмы на ноги. [17]

.1.3 Джиу-джитсу

Джиу-джитсу представляет собой старую японскую систему физического развития. В процессе её развития создался целый цикл характерных приёмов, дающих возможность знающему их физически слабому человеку с успехом не только сопротивляться, но и брать перевес над более сильным и физически развитым противником. Следы существования этих приёмов в Японии можно найти уже в конце 14-го века. К концу 19-го столетия эта система самозащиты настолько перегрузилась массой показных и условных приёмов, что практическое применение их в жизни стало практически не возможным и сделалось, главным образом, достоянием «арены» и японских преподавателей, державших в тайне свои «особые приёмы».

В 1882 году японским профессором и основателем института «Кодокан» Дзигоро Кано, была проделана систематизация этих приёмов и оставлены только приёмы, имеющие жизненный характер. Но и в данном своём виде это ценный труд слишком громоздок, и малоприменим в жизненной обстановке. Необходимо было его упростить, положив в основу всей системы особенности тела человека и минимум затраты времени на изучение. На современном этапе существования Джиу-джитсу, это единоборство культивируется в Бразилии, а настоящее признание Джиу-джитсу получило благодаря клану семьи Грейси. В частности её основатель Карлос Грэйси, является основателем новой спортивной борьбы Джиу-джитсу, какой мы ее видим в наше время. Основные технические действия современного Джиу-джитсу происходят главным образом в партере (борьба на коленях), где главной задачей является проведение либо болевого приёма либо удушающего приёма.

.1.4 Ушу

Первоначально понятие «Ушу» обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в Ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем или кулачным искусством. Естественно, в реальных сражениях Цюаньшу могло играть лишь вспомогательную роль, так как эффективность защиты с его помощью от меча или копья была весьма проблематичной. Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались ещё в эпоху Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.) - это алебарды и клевцы, мечи и копья трезубцы и кинжалы. В эпоху Чжоу (XI-III века до н.э.) главной ударной силой в бою была колесница, поэтому бой с неё можно было вести лишь длинным оружием. Это оружие было эффективным на протяжении многих столетий - его стали вращать, наносить удары древком в падении и в прыжках. В последствии приёмы с клевцом вошли в программу боевой подготовки монахов Шаолиньского монастыря.

За последние сто лет самым массовым движением в Ушу стало Тайцзи-Цюань - это такой вид спорта, в котором физиологические и физкультурные нормы способствуют укреплению здоровья, это эффективное средство лечения болезней, укрепления здоровья, профилактики заболеваний и долголетия. Он широко практикуется в больницах, санаториях и стал одним из основных методов комплексного лечения, а также для профилактики заболеваний.

.2 Влияние единоборств на организм занимающихся

.2.1 Влияние занятий единоборствами на нервную систему

Единоборства сочетают в себе гимнастические, легкоатлетические упражнения, упражнения релаксирующего характера. Все наши рассуждения, мы будем основывать одной из разновидностей ушу, китайском единоборстве тайцзи-цюань. Начнём с одного из важнейших аспектов обучения единоборствами - нервной системы. Психологическая подготовка очень важна даже при начальной стадии развития единоборств. Важно знать какие сигналы идут в головной мозг, и почему мы делаем те или иные действия.

И так, тайцзи-цюань является действенным средством для закалки нервной системы и повышения работоспособности органов чувств. Во время тренировок необходимо настроиться на этический лад и сосредоточиться, отбросить посторонние мысли и «усилием воли» успокоиться. Таким образом, управляя сознанием, сосредоточиться на движении; Усилием воли укрепить способность управления телом, направить свой разум на укрепление силы. Нервные клетки головного мозга следует привести в активное состояние, что должно обеспечить тонус всем частям тела и привести в порядок обмен веществ, после чего появляется возможность для усиленной циркуляции энергии и крови. Отсюда эффект укрепления здоровья и нервной системы. На тренировках, во время выполнения упражнений, глаза должны следить за руками, а в момент остановок - смотреть прямо перед собой. Издавна умелое обращение со зрительным аппаратом на тренировках помогало сохранить остроту зрения. Выполнение упражнения туй-шоу (толкающие руки) с использованием толчков, качаний, защиты или нападений повышая чувствительность кожи, улучшает осязание.

На примере тайцзи-цюань мы увидели важность внутреннего равновесия и спокойствия при занятиях единоборствами.

.2.2 Оздоровление организма по средствам занятий единоборствами

Эту часть нашего исследования мы также раскроем на примере тайцзи-цюань. Благодаря тайцзи-цюань, укрепляются мышцы, и улучшается подвижность суставов. В дугообразных и спиралеобразных движениях участвуют все части тела, что, естественно, способствует наращиванию мышечной массы и укреплению мышечных волокон. Длительные тренировки способствуют пропорциональному развитию телосложения, тело становится гибким и упругим, резко улучшается способность сокращения мышц. Вместе с тем, благодаря движению в форме спиралей, улучшается гибкость и подвижность суставов, это способствует их укреплению, как и скелета в целом. Регулярные систематические тренировки эффективно лечат артрит и оказывают профилактическое воздействие в отношении слабости мышц ног у пожилых людей, вялости ступней и колен, закостенелости и неподвижности суставов, физической недостаточности и других старческих недугов.

В целях лучшего изучения приёмов и упражнений единоборств обучающийся должен ознакомиться с элементарными основами анатомии и физиологии человека.

Человеческий организм представляет собой функциональное единое целое, включающим в себя большое количество органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь образованы из клеток, однородных по своей деятельности и форме.

Организм человека состоит из следующих видов тканей:

·        Эпителиальная (кожные покровы, слизистые оболочки)

·        Соединительная (кровь, связки, хрящи, кости)

·        Мышечная (скелетные мышцы, сердечная мышца)

·        Нервная (образует серое вещество головного и спинного мозга, нервы)

Органы, выполняющие определённую работу в организме человека, образуют системы:

.        Центральная нервная система (регуляция и интеграция всех жизненных функций организма)

.        Система органов дыхания (обеспечение организма кислородом, необходимым для всех биохимических процессов, выделение углекислого газа)

.        Система органов кровообращения (обеспечение транспорта питательных веществ в клетку и освобождение ее от продуктов жизнедеятельности)

.        Система органов кроветворения (обеспечение постоянства состава крови)

.        Система органов пищеварения (потребление, переработка и усвоение питательных веществ, выделение продуктов жизнедеятельности)

.        Выделительная система (выделение продуктов жизнедеятельности, очистка организма)

.        Репродуктивная система (воспроизводство организма)

.        Эндокринная система (регуляция биоритма жизни и основных процессов обмена веществ, поддержание постоянства внутренней среды)

.        Костно-мышечная система (обеспечение структурности, функций передвижения и выполнения работ)

.        Лимфатическая система (осуществление очищения организма, обезвреживание чужеродных агентов)

.        Иммунная система (обеспечение защиты организма от вредных и чужеродных факторов)

.        Периферическая нервная система (обеспечение протекания процессов возбуждения и торможения, проведение команд ЦНС до рабочих органов)

Так как нервную систему мы уже рассмотрели, проанализируем влияние единоборств (на примере тайцзи-цюань) на внутренние органы.

Тайцзи-цюань за последние сто лет постепенно развиваясь, стало широко распространено как в Китае, так и во всем мире. Это течение стало самым массовым движением в Ушу. Как показывает практика, тайцзи-цюань - это такой вид спорта, в котором физиологические и физкультурные нормы способствуют укреплению здоровья. Тайцзи-цюань считается благоприятной лечебно-оздоровительной гимнастикой не только в Китае, но и за рубежом. И всё же, почему тайцзи-цюань укрепляет здоровье (по средствам укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем). На тренировках необходимо соблюдать принцип “любое движение без управления - не движение”. Это касается движения всего тела. Так как в тайцзи-цюань движения медленны и плавны, то проработка каждого сустава и мышцы тела способствует равномерной циркуляции крови, улучшает питание сердца, повышает работоспособность кровеносных сосудов, замедляет сердцебиение и увеличивает силу сердечной мышцы, уменьшает застой крови в организме и предотвращает атеросклероз.

Брюшное дыхание укрепляет дыхательную систему организма. В тайцзи-цюань применяется брюшное или внутреннее дыхание - так, «Жизненная энергия» направляется вниз. Естественные и скоординированные движения постепенно приводят к тому, что дыхание становится “глубоким, продолжительным, тонким, неторопливым, равномерным и мягким”. Это сохраняет эластичность лёгких, развивает дыхательные мышцы, увеличивает объём лёгких и великолепно улучшает такие функции лёгких, как вентиляция и кислородный обмен.

Тайцзи-цюань стимулирует функции пищеварения. В процессе дыхания - тайцзи-цюань приводит к тому, что покой правит движением, и когда движение становиться подобно покою, покой постепенно превращается в движение. Медленные и равномерные движения всего тела, находятся в гармонии с физиологией человека. Тайцзи-цюань подходит не только молодым людям, но и пожилым, женщинам, работникам умственного труда и даже больным и хилым. Упорно тренируюясь тайцзи-цюань, можно вылечить целый ряд болезней: неврастению, невралгию, гипертонию, болезни сердца, желудочно-кишечные заболевания, болезни лёгких и почек. А также ревматизм ног, травмы поясницы, артрит, сахарный диабет, сперматорею, внутренний геморрой и другие хронические заболевания.

В местечке Лньян провинции Хэнань доктор Ти Вэйцзан провел исследование сорока одного человека различных профессий в возрасте от 31 до 72 лет, занимающихся этим замечательным стилем. Проследим только один показатель исследования - давление. До занятий ушу, у четырёх человек из сорока одного было пониженное давление, у тридцати семи - повышенное, составляющее в среднем 150,3 на 99,6 мм. ртутного столба. Через три месяца регулярных занятий у двадцати девяти человек, что составляет 78,4% от тридцати семи человек, давление снизилось, а средний показатель давления у всех тридцати семи человек составил 143,1 на 94,8 мм. ртутного столба. У трех из четырёх исследуемых имеющих пониженный уровень давления, этот показатель пришёл в норму, уменьшились головокружения, слабость и другие симптомы болезни. Даже один этот факт ярко свидетельствует о лечебных свойствах, и как следствие сохранение здоровья гимнастикой тайцзи-цюань. [14]

Глава 2. Развитие физических качеств при занятиях единоборствами

.1 Развитие силы

При занятиях единоборствами силу можно развивать разными способами, с помощью отягощений или через игры.

Организм не каждого от рождения наделён физической силой. Однако каждый способен натренировать мышцы своего тела, сделать их более мощными и выносливыми. Для развития силы применяют упражнения с отягощениями и статические упражнения. Самый распространённый метод распределения нагрузки: по мере увеличения веса, которым нагружают мышцы, уменьшается количество повторений упражнения. Чтобы укрепить мышцы рук (бицепсы), принимают положение стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены вдоль туловища (локти направлены не в стороны а назад), одновременно или попеременно ритмично поднимают предплечья с гантелями к плечам и опускают, следя за правильностью дыхания. Плечи и локти должны находиться в неизменном положении вдоль тела, работают только предплечья. Упражнение можно выполнять и со штангой.

Для развития трицепса, из того же исходного положения, прямую руку с гантелей поднимают вверх, плечо располагается параллельно линии тела (локоть около головы). Предплечье опускается за голову до полного сгиба в локтевом суставе и возвращается в исходное положение. Делается несколько повторений на одну, а затем на другую руку.

Хорошо развивают мышцы рук поднятия и опускания рук с гантелями или гирями через стороны. В исходном положении стоя, ноги на ширине плеч, руки с весом опущены вдоль тела, при этом пальцы кистей рук, сжатые в кулаки касаются бёдер, локти направлены назад. Медленно разводят руки в стороны, поднимая чуть выше уровня головы. При этом кисти с гантелями могут быть фиксированы, а можно постепенно поворачивать кисти таким образом, чтобы большие пальцы были направлены к полу, а мизинцы к потолку. Необходимо следить за тем, чтобы во время движения руки находились в одной плоскости с телом, а не отклонялись вперёд или назад. При сгибаниях и разгибаниях рук в упоре лёжа ( с упором на ладони, на кулаки, на расставленные пальцы, на обе или только одну руку) и подтягиваниях на турнике ( с хватом сверху или снизу) в работе участвуют мышцы сгибатели и разгибатели, а нагрузкой служит собственный вес тела занимающегося. Существенно увеличить нагрузку можно используя вес партнёра, например, при приседаниях у шведской стенки при прорабатывании мышц ног. Для укрепления мышц спины следует выполнять плавные подъёмы верхней части туловища и выпрямленных ног с оттянутыми носками в положении лёжа на животе с грузом (гирей или штангой) на плечах или в области шеи или с гантелями в вытянутых вперёд руках. Груз может располагаться и на ногах, например, это может быть набивной мяч. Также, для развития мышц спины можно использовать перекладину, гиперэкстензию, различные вариации работы с гантелями.

Мышцы ног станут гораздо сильнее, если периодически выполнять приседания и выпады с отягощением (штанга за плечами, гантели в руках, в качестве нагрузки может выступать партнёр по занятиям). Силовые упражнения не обязательно должны быть динамическими. Хорошего результата можно добиться, используя для развития силы и выносливости статические упражнения. Суть такого рода упражнений состоит в том, что на мышцы воздействует не количество повторений, а длительное напряжение. Человек просто принимает такое положение, когда определённая группа мышц оказывается задействованной, и фиксирует это положение в момент наивысшего напряжения мышц, стараясь как можно дольше удержаться в этой позе. Статические упражнения можно выполнять с отягощением или без. Например, вместо нескольких десятков повторений подъёмов и опусканий верхней части тела, при прорабатывании мышц брюшного пресса, достаточно неподвижно замереть в крайней верхней точке, когда сокращены мышцы живота, и продержаться, что называется, до отказа. При этом должны быть постоянно напряжены именно мышцы брюшного пресса, а не шейные или спинные мышцы.

Под специальной силой в единоборствах понимают способность получать оцениваемый результат деятельности с наименьшим напряжением мышц или суммарной затратой энергии.

Как правило, результат деятельности достигается не только за счёт мышечной силы спортсмена, но и за счёт применения следующих сил: так, например, если атакующий для выполнения движения (удара, броска) использует вес собственного тела, вес противника, направление движения его усилия, усилие развиваемое собственными мышцами, то сила прилагаемая нападающим соответственно может возрасти в три или четыре раза.

Однако при встречах бойцов равных по мастерству в использовании «дополнительных» сил, решающим может оказаться сила собственных мышц.

Для специальной физической подготовки в различных видах единоборств можно подбирать и составлять упражнения, сориентированные на развитие того или иного качества.

Для развития силы, как физического качества, так и способностей применять силу в единоборствах, можно рекомендовать преподавателям и спортсменам специальные упражнения игрового характера, «условно» направленные на развитие силы, которые могут служить одновременно и отличным средством повышения эмоционального характера тренировочного процесса.[6]

Подвижные игры - это смешанная (циклическая и ациклическая) деятельность. Она имеет преимущественно динамический, скоростно-силовой характер. Выполнение таких действий, как перемещение по ковру, проведение разнообразных бросков и ударов, а также защитных действий, требуют значительного развития такого физического качества, как сила.

В играх, в основном способствующих развитию силы, спортсмены преодолевают сопротивление противника, а также собственного веса. В таких играх используются предметы (пояса, куртки, макеты оружия, набивные мячи, канаты и др.), либо партнёры по тренировкам. Многие из этих игр, можно проводить в виде контрольных упражнений. Эмоциональный фон приёма подобных контрольных нормативов заставляют играющих проявлять максимальные усилия для достижения победы. Некоторые из игр для развития силы: «Атлеты», «Борьба ногами», «Борьба коленями», «Борьба руками», «Борьба пальцами», «Перетягивание пояса», «Перетяжки парами», «Палка рычаг», «Борьба за территорию», «Конный бой», «Пятнашки с обхватом». [16]

.2 Развитие выносливости

Выносливость - это специфическая способность организма противостоять утомлению. Она характеризуется выполнением движений на протяжении определённого периода времени без снижения их темпа и эффективности.

Эффективность деятельности организма снижают два основных фактора - физическое и нервное утомление. Кроме того, выносливость напрямую зависит от степени развитости сердечнососудистой и дыхательной систем.

Выносливость также характеризуют аэробная и анаэробная производительности организма.

Развитие аэробной выносливости.

Аэробная выносливость эффективно тренируется общеразвивающими упражнениями, такими как бег, плавание, а также спортивными играми.

Кроссовая подготовка должна в обязательном порядке входить в тренировочную программу спортсмена и составлять от 15 до 30 минут в течение одной тренировки общефизической направленности. При этом следует уделять внимание не только бегу как таковому, а кроссу по пересечённой местности, бегу в рваном темпе с короткими ускорениями. Целесообразно при кроссовой подготовке использовать разного рода утяжелители на ногах и поясе.

Также хорошим упражнением для развития аэробной производительности является работа со скакалкой. Прыжки на скакалке, как правило включаются в разминочную часть занятия, но этому упражнению может посвящаться и дополнительное время в конце тренировки.

Для спортсменов высокой квалификации имеет смысл посвящать кроссовой подготовке отдельные занятия, доводя общую продолжительность каждого из них до 70 - 90 минут (сюда входит не только бег, но и другие общеразвивающие упражнения).

Развитие анаэробной выносливости.

В ходе поединка, спортсмен выполняет активную работу в рваном ритме, которая чередуются достаточно продолжительными (по 1 минуте) периодами отдыха. Таким образом, анаэробная производительность организма приобретает важнейшее значение для бойца.

Методы развития анаэробной выносливости крайне разнообразны и отличаются характером воздействия на тренируемую способность. В любом случае упражнение, направленное на развитие анаэробной производительности, выполняется на протяжении от одной до четырёх минут.

Наиболее распространённым методом развития анаэробной производительности с помощью общих средств является проведение круговой тренировки. При этом каждое упражнение выполняется с собственным весом в максимальном темпе, например:

·        Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от пола;

·        Подтягивания на перекладине;

·        Подъём туловища и ног в положении лёжа на спине;

·        Прогибы в пояснице в положении лёжа на животе;

·        Выпрыгивания из положения приседа;

Количество повторений в каждом упражнении - 10 - 12. Выполняется 2 - 4 серии по трём указанным комплексам в каждой.

Паузы между комплексами в одной серии составляют 10 - 15 секунд, а между сериями - от одной до трёх минут и заполняются дыхательными упражнениями и встряхивающими движениями конечностей. При этом необходимо стремиться постоянно, уменьшать время, необходимое для выполнения каждой серии.

.3 Развитие скоростной выносливости

Скоростная выносливость - это разновидность специальной выносливости, которая характеризуется способностью человека на протяжении относительно продолжительного времени выполнять движения в максимальном темпе, без снижения эффективности работы. Скоростная выносливость проявляется при необходимости выполнить комбинацию атакующих или защитных действий. Она определяется анаэробной производительностью организма и развивается в ходе выполнения упражнений указанной направленности при кратковременных ускорениях.

.4 Развитие ловкости

Ловкость - это способность правильно координировать свои движения при решении новых, необычных двигательных задач, правильно оценивать складывающиеся условия и своевременно реагировать на них наиболее целесообразными действиями. Ловкость измеряется временем, потраченным на решение двигательных задач. Основным условием при этом является оценка обстановки, выбор правильного действия и координация различных движений.

Для развития ловкости, применяют различные упражнения, в полной мере задействующие в своей работе анализаторы, повышая их способность точно дифференцировать внешние раздражители.

Специальная ловкость - это способность эффективно вести поединок, используя наименьшее количество приёмов. Наличие у спортсмена «коронных» приёмов, свидетельствует об определённой степени развития специальной ловкости. [22]

.5 Развитие гибкости

Под гибкостью понимают способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. В практике часто определяют гибкость способностью человека достичь определённого положения (например, выполнить продольный или поперечный шпагат, способность встать из стойки на гимнастический или борцовский мост, коснуться лбом коленей при выпрямленных ногах).

Для развития гибкости используются упражнения, при выполнении которых возможны движения со значительной амплитудой в соответствующих суставах. Особенность занятий по развитию и поддержанию оптимального состояния гибкости состоит в том, что упражнения выполняются сериями, при достаточном количестве повторений, до 30 - 40 раз.

Под специально-подготовительными упражнениями для развития гибкости следует понимать элементы технических действий, типичных для приёмов изучаемого вида единоборства и в то же время требующих значительного проявления гибкости.

Упражнения для развития и совершенствования гибкости удобно проводить, используя игровые эстафеты. Можно подобрать соответствующие игры для целенаправленного, зачастую локального, воздействия на отдельные суставы, связки, мышечные группы. Такие игры должны создавать условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

Играм, направленным на развитие гибкости следует предварять соответствующую игровую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.

Игровые упражнения для развития гибкости: «Дотянись до флажка», «Метание набивного мяча», «Мост-перекидка», «Самые гибкие», «Эстафета с гимнастическим мостом».

Упражнения для мышц шеи выполняются в медленном темпе. Это могут быть наклоны головы вперёд, назад, к левому и правому плечу, повороты влево и вправо, круговые движения головой, накаты вперёд и назад находясь в борцовском мосту с опорой на голову и руки. Растяжку всех мышц ног проводят, делая пружинящие движения в положении продольного или поперечного шпагата с опорой на руки.

Для разминки коленных суставов принимают положение стоя, ноги вместе, опираются руками в полусогнутые колени и совершают вращательные движения по часовой стрелке и в обратном направлении сомкнутыми коленями.

Упражнения на голеностопные суставы включают в себя подъёмы на носки; перекаты с носка на пятку и обратно. Выполняют также вращения ступней: в положении стоя на одной ноге, держась рукой за опору, приподнять другую ногу и делать медленные вращения в голеностопном суставе; стоя на опорной ноге, вторую отставить в сторону и поставить на носок, делать вращения пяткой, не отрывая от пола ногу.

Гибкость - это тайное и мощное оружие борца, которое может дать неожиданный перевес в схватке с противником. Дело в том, что на первом месте в подготовке бойца обычно стоят овладение приёмами нападения и защиты, психологическая подготовка, развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей. Всё это безусловно необходимо. А развитию гибкости, тренера зачастую уделяют недостаточно времени. Именно поэтому, это физическое качество является в определённом смысле скрытым резервом, при этом составляя необходимый компонент хорошей физической формы и отличного здоровья.

Гибкость обеспечивает необходимую подвижность всех частей тела. Недостаточная подвижность просто-напросто лишает бойца возможности выполнять определённые движения, а все прочие будут выполняться с ограничением амплитуды, силы и скорости. Иными словами - более гибкий боец владеет более широким арсеналом приёмов и использует их с большей эффективностью. Гибкость защищает спортсмена от травм и болезней, улучшает его осанку и координацию движений…[3]

Механизм такого благотворного воздействия прост: в «раскованных» и «раскрепощённых» органах исчезают застойные зоны, к ним направляется приток свежей крови, они лучше выполняют свои функции, лучше расслабляются и восстанавливаются. В общем смысле гибкий спортсмен представляет из себя хорошо отлаженную машину, а его коллега с «забитыми» и затвердевшими мышцами походит на плохо смазанный, застопорившийся механизм. Есть небезосновательное мнение, что от общей степени гибкости тела зависят и ясность работы головы человека, и его творческий потенциал. Ведь мозг в таком разгружается от обработки лишних сигналов о неполадках в работе внутренних систем организма.

Говоря о гибкости, обычно имеют в виду подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий. Но дело не только в геометрических параметрах опорно-двигательного аппарата, важен также тонус мышц, общее функциональное состояние организма. Гибкость сильно меняется в течение дня в зависимости от внутреннего состояния (усталость, утомление, выполнение разминки) и внешних условий (температура воздуха).

Гибкость подразделяют на пассивную, активную и специальную. Пассивная гибкость подразумевает, что движения происходят за счёт внешних сил - веса спортивных снарядов, собственного веса спортсмена или воздействий партнёра по тренировке. Активной гибкости соответствуют движения в результате тяговой работы собственных мышц. Специальная гибкость обеспечивает проведение конкретных атакующих и защитных приёмов, например удара ногой в прыжке по верхнему уровню.

Растяжение позвоночника выполняется не только в спортивных, но и в лечебных медицинских целях. Вспомним хотя бы радикулит, который часто лечат с помощью так называемой «вытяжки». А у кого больше всего страдает позвоночник? Именно у спортсменов, которые перегружают себя силовыми тренировками (при этом, порой, не уделяя гибкости должного внимания). От постоянной работы с тяжестями позвонки «прессуются» и появляются болевые ощущения в отделах позвоночника из-за остеохондроза. Известно также что, что у борцов основная доля нагрузки приходится на спину. Поэтому в любом случае гибкость позвоночника и его релаксация просто необходимы борцу.

Перекладина позволяет выполнять висы, которые являются классическим примером пассивного растяжения тела. Выполнять висы возможно вверх и вниз головой, с обязательной подстраховкой партнёром по команде.

Шведская стенка - один из лучших тренажёров для развития гибкости, она подходит человеку любого роста и комплекции. Очень жаль, что часто её не устанавливают в залах, предельно насыщая всё пространство силовыми тренажёрами. Большинство гимнастических снарядов также позволяют отлично развивать гибкость, ловкость, координацию и другие важные для борца качества.

Конечно, к развитию гибкости относятся и обычные разминочные упражнения, и разновидность фитнеса - стречинг ( от англ. Stretch - тянуть), и гимнастика йогов, и лечебно-оздоровительная физкультура. Но там стоят несколько другие цели. Имеются две методики развития гибкости: многократные кратковременные растягивания нужных мышечных групп, или постоянное длительное напряжение. Последний метод более эффективен, но связан с неприятными ощущениями. К этому надо быть готовым и относиться совершенно спокойно. Считается, что развитие гибкости происходит значительно медленнее, чем наращивание мышечной массы, и что быстрое развитие силовых качеств снижает исходный уровень гибкости. Поэтому предлагается не спешить, а действовать медленно, но верно, как и во всяком серьёзном деле. Гибкость нужна не только для подготовки к конкретному соревнованию, она необходима спортсмену всегда.

Глава 3. Влияние тренировочных занятий в ДЮСШ на организм занимающихся

3.1    История МОУ ДОД ДЮСШ №5

.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №5» открыто 1 января 1977 года в перспективном микрорайоне в центре г.Петрозаводска. ДЮСШ №5 располагается по адресу: пер. Студенческий д.7, в нетиповом двухэтажном здании, принадлежащем мэрии Петрозаводского городского округа и используемом учреждением на правах оперативного управления. Учредителем является Администрация Петрозаводского городского округа.

В Школе имеются:

·        административные помещения (кабинет директора, заместителей директора по УВР и методический кабинет);

·        два спортивных зала для проведения учебно-тренировочных занятий по киокусинкай и самбо-дзюдо;

·        гостиница на 12 мест для проживания иногородних и спортсменов.

В сравнительной и непосредственной близости со школой располагаются образовательные учреждения:

·        ПетрГУ

·        КГПА

·        Педагогический колледж

·        Техникумы: кооперативный, железнодорожный, машиностроительный, строительный, автотранспортный, городского хозяйства

·        ПУ №12 и №14

·        Общеобразовательные школы: № 6, 9, 10, 14, 17, 18, 38, 40.

ДЮСШ осуществляет свою деятельность в соответствии с конвенцией о правах ребенка, Законами РФ и РК «Об образовании», ФЗ «О физической культуре и спорте», Законом РК «О физической культуре и спорте», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №233, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, Уставом школы, утвержденным постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 09.04.2009 г. №966, лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной 28 декабря 2007 г.

В 2009 году Школа прошла аккредитацию, установлен государственный статус типового образовательного учреждения дополнительного образования детей, реализующего образовательные программы физкультурно-спортивной направленности, присвоена высшая категория.

Основной целью Учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности, а также оказание услуг в области физической культуры и спорта в интересах личности, общества, государства.

На основании анализа работы Школы за прошедший учебный год педагогический коллектив выдвинул следующие задачи:

·        создание постоянно развивающейся среды, обеспечивающей благоприятное развитие личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

·        укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, воспитание сознательного отношения к учебно-тренировочным занятиям;

·        повышение качества учебно-тренировочных занятий и воспитательной работы с учащимися;

·        подготовка высококвалифицированных спортсменов, участие их в республиканских, всероссийских и международных соревнованиях;

·        совершенствование системы проведения спортивно-массовых мероприятий со школьниками;

·        подготовка физкультурного актива: инструкторов и судей по спорту;

·        повышение профессионального уровня педагогических работников;

·        улучшение материальной базы Школы.

В ДЮСШ №5 открыто 7 отделений: самбо, дзюдо, бокс, киокусинкай, ушу, вольная борьба, тхэквондо.

Спортивные единоборства имеют свой особый статус. Наряду с общеизвестными показателями эффективности спортивной подготовки - оздоровлением, развитием физических качеств, морально-волевым совершенствованием, развиваются и совершенствуются специальные, прикладные навыки, способные оказать помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Отсюда особое отношение к видам единоборств у занимающихся, их родителей, общества. Выпускники ДЮСШ №5 востребованы в органах правопорядка, силовых структурах разной направленности, военных организациях.

.1.2 Состав обучающихся

В ДЮСШ №5 открыто 7 отделений: самбо, дзюдо, бокс, киокусинкай, ушу, вольная борьба, тхэквондо.

Многолетняя спортивная подготовка учащихся осуществляется на этапах:

·        начальной подготовки (НП)

·        спортивно- оздоровительном (СО)

·        учебно-тренировочном

·        совершенствования спортивного мастерства (СС)

Спортивно-оздоровительный этап обучения носит ознакомительный характер, главной задачей которого является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям в избранном виде спорта и всестороннее, гармоническое физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся.

На этапе начальной подготовки происходит освоение технических элементов и формирование навыков.

На учебно-тренировочном этапе продолжается углубленное обучение в избранном виде спорта, расширяется арсенал технико-тактических навыков и приемов.

На этапе совершенствования спортивного мастерства занимаются спортсмены, достигшие высоких стабильных результатов.

.1.3 Результаты образовательной деятельности

Каждый учебный год начинается с приема контрольных нормативов среди новичков и учебно-тренировочных групп. Школа проводит Первенство ДЮСШ №5 по ОФП и «Осенний кросс». Цели и задачи: оценка таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, координация движений. Тренер производит анализ состояния физической подготовленности, выявляя слабые стороны в развитии физических качеств, определяет системы мер по их улучшению. Протоколы сдаются в учебную часть. В середине учебного года (декабрь-январь) проводится аттестация воспитанников по специальной физической подготовке (СФП). На каждом отделении. Каждое соревнование для новичков («Открытый ринг», «Открытый ковер» и т.п.) является оценкой технико-тактической подготовки и основанием для присвоения юношеских разрядов на этапе начальной подготовки.

В мае-июне Школа проводит Первенство ДЮСШ по ОФП и «Весенний кросс». Цели и задачи: принять контрольно-переводные нормативы; определить перевод на следующий этап подготовки; выполнить сравнительный анализ по развитию физических качеств.

На учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования осуществляется систематический контроль функционального состояния здоровья, наблюдение спортивного врача, обязательная диспансеризация, более глубокий и объемный анализ уровня развития физических качеств, специальной физической и технико-тактической подготовки (анализ индивидуальных особенностей в технике выполнения различных приемов и комбинаций у отдельных спортсменов, выявление ошибок в тактических действиях борцов и т.п.). Тренер имеет индивидуальную карту на каждого спортсмена, составляет индивидуальный план подготовки, позволяющий анализировать выполнение личных индивидуальных планов тренировки и определять задачи на следующий цикл подготовки.

Такой постоянный контроль над всесторонней подготовкой борца позволяет создавать модели тренировочных занятий для избирательного совершенствования общей и специальной физической подготовки спортсмена.

.1.4 Состояние здоровья детей, меры по охране и креплению здоровья

Здоровье - важнейшая жизненная ценность. Сохранение и укрепление здоровья детей - приоритетная задача тренерско-преподавательского состава и администрации Школы. Организуя работу учебных групп, тренеры-преподаватели выстраивают образовательную среду таким образом, чтобы она способствовала укреплению здоровья учащихся. Правильное методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса, учет специфичности всей нагрузки и отдельных упражнений, подбор соответствующего спортивного инвентаря и оснащения мест занятий, организация своевременной страховки и самостраховки - главные направления деятельности педагога дополнительного образования.

С этой целью тренеры-преподаватели:

·        следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований;

·        проводят инструктаж по технике безопасности;

·        воспитывают ответственное отношение к здоровью.

В ДЮСШ №5 врачом школы и специалистами врачебно-физкультурного диспансера осуществляется медицинский контроль спортивной подготовки учащихся. Он направлен на решение двух основных задач:

) общий контроль за состоянием здоровья спортсменов,

) контроль за функциональным состоянием спортсменов, в связи с прогрессивным увеличением тренировочной нагрузки.

Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят один раз в год и два раза в год осмотр спортивного врача. Перед соревнованиями обязательный осмотр спортивного врача и специалистов.

Специалистами врачебно-физкультурного диспансера ведется постоянный контроль над членами сборных команд по видам спорта. Ведущие спортсмены используют в своей подготовке рекомендации по профилактике травматизма, сбалансированному питанию, лечебному и восстановительному массажу. Данные медицинского контроля анализируются и служат основанием для разработки перспективного планирования учебно-тренировочной подготовки.

единоборство здоровье дети ловкость

3.1.5 Достижения учащихся школы

За время существования школы, её воспитанники добились больших успехов, не только в спортивной, но и социальной, политической, а также научной сфере деятельности. Отделение борьбы самбо и дзюдо, с момента его образования и по сей день, находится под чутким руководством заслуженного тренера России, профессора технических наук, Шегельмана Ильи Романовича. Под своим началом, он по крупицам создал «кузницу» карельских борцов, и по сей день, ведёт успешную тренерскую работу, являясь главным наставником сборной команды Карелии по самбо и дзюдо. Наиболее известными его воспитанниками являются Заслуженный мастер спорта, чемпион России, призёр и чемпион мира по самбо, победитель открытого чемпионата Финляндии по дзюдо, Антипов Максим Леонидович, и Мастер спорта международного класса, четырехкратный чемпион России и двукратный чемпион Мира, чемпион Европы, Камилов Сергей Сергеевич. Они стали не просто учениками великого тренера, но вместе с ним передают накопленный опыт младшему поколению. Благодаря совместным усилиям, тренерского штаба сборной команды Республики Карелия по боевому самбо, в 2007 году, на чемпионате России среди юниоров, проходившем в г. Петрозаводске, завоевали четыре золотых медали и одну бронзовую. Чемпионами в своих весовых категориях стали: Горячих Рудольф, Мамедов Эмиль, Мурадов Рашад, Асрян Артуш, бронзовым призёром стал Порваль Роман. В том же 2007 году, воспитанник Ильи Романовича Шегельмана, Мастер спорта России по самбо Мамедов Эльвин успешно выступив на Первенстве России по дзюдо, был включён в состав сборной России по дзюдо. В 2013 году, он же, завоевал бронзовую медаль на этапе Кубка мира по боевому самбо.

.2      Анализ и обработка результатов исследования

Занятия спортивными и боевыми единоборствами в нашей стране за последнее время обрели широкую популярность. Они положительно влияют на здоровье занимающихся, отлично развивают скелетную мускулатуру, поддерживают общий тонус организма. Единоборства - это спорт, основанный на том чтобы победить соперника психологическим, техническим, тактическим и физическим преимуществом. Многие считают, что изучение боевых искусств - это сухая отработка приёмов, но это далеко не так. Занятия единоборствами - это духовное развитие, дисциплинированность во всех её проявлениях, воспитание чувства товарищества, отличное средство против стресса, формирование морально-волевых качеств, самоконтроль, уверенность в своих силах, хороший пример подрастающему поколению, возможность защитить себя и свою семью в опасной ситуации.

База исследования: МОУ ДОД ДЮСШ №5, отделение борьбы самбо и дзюдо, тренировочная группа начальной подготовки, возраст занимающихся 10-12 лет.

Сроки проведения педагогического эксперимента: 3 месяца.

Ход эксперимента: Эксперимент состоял из трёх этапов, каждый из которых решал поставленные задачи.

На первом этапе я изучил листки здоровья занимающихся, и выяснили, сколько реципиентов имеют основную группу здоровья, имеющиеся отклонения и травмы. Данные для работы, мы получили у тренера спортивной группы (таблица 1). Также были проведены контрольные тесты: были взяты показатели пульса перед нагрузкой, сразу после нагрузки, и через 10 минут после нагрузки большой интенсивности. Контроль проводился в начале эксперимента (таблица 2). С помощью данного теста было заметно, что вначале эксперимента показатели пульса перед нагрузкой очень высокие, частота сердечных сокращений намного выше нормы. Также на этом этапе я замерил жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Данный тест я проводил с помощью специального прибора, спирометра (таблица 4). И провёл тесты на определение уровня физической подготовленности занимающихся, которые включают в себя: комплекс упражнений, который по моей просьбе был включён в подготовительную часть занятия. Разработанный мной комплекс, включал в себя:

·        Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в упоре лёжа, на количество раз за 60 секунд.

·        Выпрыгивания вверх прогнувшись из положения приседа, подсчёт количества раз за 30 секунд.

·        Ускорения (выполнение броска «через бедро» на скорость), подсчёт количества раз за 40 секунд.

Второй этап - это наблюдение за тренировочным процессом. На данном этапе я наблюдал за ходом тренировки, анализировал выбор упражнений тренера, как юные единоборцы переносят нагрузку.

Дети занимаются три раза в неделю, тренировка длится 90 минут. При наблюдении за ходом занятия, мы увидели, что во время тренировки, тренер уделяет много времени отработке самостраховки, выполнению акробатических элементов и специальной подготовке спортсменов в вводной части занятия. В основной части, идёт процесс обучения основным техническим действиям и приёмам. Так же, уделяется достаточно времени на отработку заданных тренером технических действий без сопротивления и при небольшом сопротивлении партнёра, и проводятся тренировочные схватки со сменой партнёров. В заключительной части подводятся итоги занятия, даются индивидуальные задания, выполняются упражнения для расслабления мышечных групп, которые наиболее сильно подверглись нагрузке.

На третьем этапе протекания педагогического эксперимента, были проведены повторные тесты и сравнительный анализ начальных и конечных данных. Также, был проведён замер показателей пульса перед нагрузкой, сразу после нагрузки и спустя 10 минут после нагрузки (таблица 5). По полученным данным, было видно, что процент восстановившихся детей после нагрузки увеличился. Пульс после нагрузки соответствовал норме. Полученные данные обработаны и представлены в виде диаграммы (рисунок 2). Так же я замерил показатели жизненной ёмкости лёгких (таблица 4). Полученные данные в процентном соотношении представлены в виде диаграммы (рисунок 1). Второй сбор данных показал, что уровень физической подготовленности занимающихся заметно повысился. Этому во многом поспособствовала усиленная подготовка к первенству республики Карелия по самбо. На основе этого, можно сделать вывод о том, что тактически грамотное построение тренировочного процесса тренером, совместно с систематическим посещением занимающимися тренировочных занятий, выводят спортсмена на более высокий уровень.

Таблица 1

Лист здоровья

Год рождения

Группа здоровья

Отклонения в здоровье

1

2003

подготовительная

сколеоз

2

2000

основная


3

2003

основная


4

2001

подготовительная


5

2001

основная

плоскостопие

6

2002

основная


7

2003

подготовительная


8

2003

основная


9

2001

подготовительная


10

2001

основная

бронхиальная астма

11

2001

основная


12

2001

подготовительная


13

2002

основная


14

2002

основная

плоскостопие


В нашем эксперименте принимали участие 14 реципиентов. Возрастной диапазон испытуемых от 10 до 12 лет, из них 35% имеют подготовительную группу здоровья. У двух детей плоскостопие, у одного сколеоз, а у одного бронхиальная астма.

Таблица 2

Показатели пульса (первый сбор данных)

Год рождения

Пульс перед занятием

Пульс после нагрузки

Через 10 минут

1

2003

93

98

98

2

2000

76

91

76

3

2003

87

106

81

4

2001

81

85

81

5

2001

81

93

87

6

2002

93

128

90

7

2003

73

100

75

8

2003

112

98

76

9

2001

71

75

80

10

2001

93

101

91

11

2001

98

101

83

2001

91

103

93

13

2002

96

89

98

14

2000

75

72

91


На начальном этапе эксперимента, после нагрузки, пульс восстановился у 7 занимающихся, что составляет 50% от общего числа занимающихся. Пульс пришёл в норму у реципиентов под номерами: 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11. У всех детей показатели пульса соответствуют возрастным показателям. Сравнительный анализ данных мы брали из медицинских источников.

Таблица 3

Уровень физической подготовленности (первый сбор данных)

Год рождения

Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа за 60 секунд (количество раз)

Прыжки вверх из положения глубокого приседа за 30 секунд (количество раз)

Бросок через бедро за 40 секунд (количество раз)

1

2003

44

10

16

2

2000

36

8

18

3

2003

38

12

14

4

2001

47

7

20

5

2001

47

9

13

6

2002

34

10

18

7

2003

48

11

18

8

2003

40

13

15

9

2001

48

9

17

10

2001

35

5

14

11

2001

40

14

19

12

2001

28

8

15

13

2002

44

14

12

14

2000

49

12

17


Показатели физического развития брались в середине вводной части занятия, после того как дети выполнили общую разминку.

Бросок через бедро за 40 секунд, на количество раз. Был выбран именно этот технический приём, потому что ребята его часто выполняют по заданию тренера, этот бросок разучивается в первый год обучения, наиболее прост в исполнении и подходит для исполнения его в высоком темпе. По данным первой пробы, уровень физического развития респондентов соответствует их возрасту, и даже несколько выше средних показателей их возрастной категории.

Таблица 4

Сравнительный анализ ЖЕЛ

Год рождения

ЖЕЛ (первый сбор данных)

ЖЕЛ (второй сбор данных)

1

2003

1.4

1.6

2

2000

1.5

1.7

3

2003

1.8

1.9

4

2001

1.5

1.8

5

2001

1.0

1.5

6

2002

1.7

1.8

7

2003

1.5

1.5

8

2003

1.7

1.5

9

2001

1.8

1.8

10

2001

2.7

3.0

11

2001

1.5

1.6

12

2001

1.4

1.5

13

2002

1.5

1.7

14

2000

2.0

2.1


В начале эксперимента, из 14 респондентов только у 6 испытуемых показатели ЖЕЛ соответствуют норме. Это испытуемые под номерами 3, 6, 8, 9, 10, 14.

В конце эксперимента, из 14 респондентов, у 10 испытуемых показатели ЖЕЛ соответствуют норме. Это испытуемые под номерами 1, 2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 14. Данные по определению уровня ЖЕЛ мы взяли из медицинских источников.

Рисунок 1


В начале эксперимента у 6 респондентов показатели ЖЕЛ соответствовали норме, что составляет 43 % от общей массы занимающихся. При сборе вторичных данных мы увидели, что количество детей, у которых показатели ЖЕЛ соответствуют норме, стало 10, что составляет 74% от общей массы занимающихся.

Таблица 5

Показатели пульса (второй сбор данных)

Год рождения

Пульс перед нагрузкой

Пульс после нагрузки

Через 10 минут

1

2003

69

130

67

2

2000

65

126

60

3

2003

71

114

84

4

2001

69

127

75

5

2001

80

108

76

6

2002

70

119

68

7

2003

69

117

67

8

2003

78

114

84

9

2001

96

119

88

10

2001

68

120

65

11

2001

66

120

64

12

2001

71

114

108

13

2002

72

123

96

14

2000

54

168

54


В конце эксперимента количество детей, у которых пульс восстановился через 10 минут, равно 9, что в процентном соотношении составляет 64% от общей массы занимающихся. В целом процент полностью восстановившихся детей, через 10 минут после нагрузки вырос на 14%.

Таблица 6

Уровень физической подготовленности (второй сбор данных)

Год рождения

Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа за 60 секунд (количество раз)

Прыжки вверх из положения глубокого приседа за 30 секунд (количество раз)

Бросок через бедро за 40 секунд (количество раз)

1

2003

62

14

19

2

2000

60

10

22

3

2003

61

14

18

4

2001

74

10

23

5

2001

58

12

18

6

2002

54

12

21

7

2003

67

14

20

8

2003

55

15

17

9

2001

71

11

19

10

2001

51

9

18

11

2001

58

16

22

12

2001

47

10

18

13

2002

59

15

15

14

2000

63

14

21


Показатели физической подготовленности респондентов заметно выросли по сравнению с начальным сбором данных. Об этом свидетельствует каждый описанный мной норматив. По этим данных можно сказать, что ребята стали быстрее, сильнее, выносливее.

Рисунок 2

Показатели восстановления пульса


По показателям восстановления пульса при первичном сборе данных, мы наблюдаем, что у 50% занимающихся пульс восстанавливается после нагрузки. По итогам вторичного сбора данных процент восстановившихся детей увеличился до 64%. За время эксперимента процент восстановившихся детей вырос на 13%.

Рисунок 3

Анализ уровня физической подготовленности


Изменения показателей физической подготовленности респондентов были следующие. Средние показатели сгибаний рук в локтевых суставах в упоре лёжа возросли на 18,72 единиц. Среднее количество выполненных бросков через бедро за 40 секунд возросло на 3,21 единицы. Среднее количество прыжков «вверх прогнувшись», из положения глубокого приседа возросло на 2,43 единицы.

В результате проделанной нами работы, проанализировав полученные данные, мы можем утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью.

Заключение

Проведённое мной исследование позволило заключить, что занятия единоборствами, это не просто постоянная отработка приёмов, но и всесторонне гармоничное развитие личности. По средствам тренировок происходит оздоровление занимающихся, повышение их физической формы, закаливание характера, приобретение умений и навыков, которые в будущем могут обезопасить себя и своих близких.

За время выполнение данной работы, были решены все поставленные задачи. Была изучена необходимая литература, показано влияние занятий боевыми искусствами на здоровье, на нервную систему. Описано, каким образом единоборства способствуют развитию физических качеств. Доказано, что единоборства положительно влияют на организм занимающихся в практической части.

В главе 1, была поставлена задача рассказать историю некоторых видов единоборств, а также благотворное влияние единоборств на организм занимающихся. Здесь я рассмотрел процессы, происходящие в центральной нервной системе в момент выполнения двигательного действия, как работают мышечные группы при выполнении упражнений.

В главе 2, мы обосновали, как происходит развитие физических качеств при занятиях единоборствами. Показали некоторые способы наиболее эффективного развития физических качеств у детей по средствам занятий единоборствами.

Глава 3 - это практическая часть, в ней мы провели ряд контрольных тестов, выявили, каким образом единоборства влияют на развитие жизненной ёмкости лёгких, на экономичность работы сердечной мышцы, как вырос уровень подготовленности занимающихся за время проведения эксперимента. Также, рассказали о базе эксперимента, обработали все полученные данные и представили их в виде таблиц и графиков.

Список литературы

1.      Андреев В.М. «Борьба самбо»/В.М. Андреев, Е.М. Чумаков.- М., Фис, 1967 год.

.        Гулевич Д.И. «Борьба самбо»/Д.И. Гулевич, Г.Н. Звягинцев.- Москва, Воениздат., 1968 год

.        Игуменов В.М. «Основы методики обучения в спортивной борьбе». Методическая разработка / В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев.- Москва, 1968 год.

.        Игуменов В.М. «Спортивная борьба: учебник для студентов и учащихся факультетов физического воспитания педагогических учебных заведений» / В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев.- Москва: Просвещение, 1993 год.

.        Ионов С.Ф. «Организация и судейство соревнований по борьбе самбо» / С.Ф. Ионов, И.Л. Ципурский.- М., ФиС., 1083 год.

.        Лукашов М.Н. «10 тысяч путей к победе» / М.Н. Лукашов.- М., Молодая гвардия, 1982 год.

.        Лукашов М.Н. «Родословная самбо»/ М.Н. Лукашов.- М., ФиС., 1986 год.

.        Лесгафт П.Ф. «Собрание педагогических сочинений», Т1 руководство по физическому образованию детей школьного возраста/ П.Ф. Лесгафт.- М., ФиС., 1952 год.

.        Ознобишин Н.Н. «Искусство рукопашного боя»/ Ознобишин Н.Н.- М., 1930 год.

.        Чумаков Е.М. «Объем технико-тактических действий для изучения в секциях, коллективами физической культуры и ДЮСШ. Методические рекомендации»/ Е,М, Чумаков, С.Ф. Ионов. Комитет по ФиС при СМ СССР. М., 1983 год.

.        Рудман Д.Л. «САМБО - техника борьбы лёжа. Нападение»/ Д.Л. Рудман.- М., ФиС, 1982 год.

.        Рудман Д.Л. «Техника борьбы лёжа. Защита»/ Д.Л. Рудман.- М., ФиС, 1983 год.

.        Симкин Н.Н. «Ближний бой./ Н.Н. Симкин.- М., ФиС, 1944 год.

.        Спиридонов В.А. «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу»/ В.А. Спиридонов.- Издание военной типографии управления делами Наркомвоенмора и РВС СССР, 1927 год.

.        Спиридонов В.А. «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания»/ В.А. Спиридонов.- Военный вестник, 1928 год.

.        Спиридонов В.А., «Самозащита без оружия. 3-е издание, переработанное»/ В.А. Спиридонов.- М., ЦС «Динамо» 1933 год.

.        Купцова А.П., Спортивная борьба . Учебник для ИФК под общей редакцией/ А.П. Купцова.- М., ФиС., 1978 год.

.        Станков А.Г., «Индивидуализация подготовки борцов»/ А.Г. Станков, В.П. Климин, И.А. Пиеменский.- М., ФиС, 1984 год.

.        Харлампиев А.А., «Борьба самбо. Учебное пособие»/ А.А. Харлампиев.- М., Воениздат, 1952 год.

.        Харлампиев А.А., «Борьба самбо. Учебное пособие»/ А.А. Харлампиев.- М., Воениздат, 1952 год.

.        Чумаков Е.М., «Сто уроков САМБО»/ Е.М. Чумаков.- М.: «ФИР-ПРЕСС», 2005 год.

.        Чумаков Е.М., «Моделирование спортивной деятельности борца. Методическая разработка»/ Е.М. Чумаков, И.В. Шашурин.- Москва, 1986 год.

.        Чумаков Е.М., «Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста. Методические рекомендации»/ Е.М. Чумаков, С.Ф. Ионов, Москва, 1986.

.        Чумаков Е.М., «Справочник. Борьба самбо»/ Чумаков Е.М., М. ФиС., 1985 год.

Приложение 1

Примерное содержание учебно-тренировочных занятий

Часть урока

Содержание

Дозировка

Вводная часть

Построение

30 сек.


Сообщение задач занятия

1 мин.


Лёгкий бег

3 мин.


Упражнения в беге

5 мин.


Специальные беговые упражнения

5 мин.


Упражнения на координацию

5 мин.


ОФП

5 мин.


Отработка самостраховки

5 мин.


Акробатические упражнения

7 мин.

Основная часть

Специальная физическая подготовка

7 мин.


Обучение и совершенствование приёмов в стойке

15 мин.


Обучение и совершенствование приёмов в партере

15 мин.


Борьба с применением изученных приёмов

5 мин.


Тренировочные схватки

30 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

3 мин.



Приложение 2

Комплекс упражнений восточной гимнастики

Несколько советов по гигиене:

·        Утром перед занятием обязательно выполните обычные утренние гигиенические процедуры (умойтесь, почистите зубы, освободите кишечник)

·        Одежда должна быть свободной; при выполнении упражнений в перерывах на работе распустите ремень и галстук, расстегните ворот рубашки и снимите часы

·        Не делаёте упражнений, когда чувствуете сильный голод, и не ранее чем через 1,5-2 часа после еды.

Обычно по китайской традиции упражнения выполняют стоя лицом на север. Запомните главное правило: соблюдайте постепенность в нагрузке, занимайтесь регулярно (лучше понемногу, но регулярно).

.        «Руки толкают небо». Исходное положение (ИП) - ноги вместе, плечи слегка отведены назад, руки свободно опущены вдоль тела, ладони касаются бёдер. Начинаем вдох нижней частью живота, при этом плечи, когда мы подаёмся вперёд, сдавливают верхнюю часть грудной клетки, препятствуя её расширению, ягодицы поджимаются. Ладони поворачиваем наружу, внизу перед телом соединяем тыльной поверхностью. Руки медленно поднимаем вверх, освобождая грудную клетку, способствуя (при вдохе) заполнению средней и верхней частей лёгких.

Одновременно с руками поднимаем вверх голову, глазами следим за кистями рук. При движении рук в крайнее верхнее положение важно ощутить мягкое.

2.      «Птенец покидает гнездо». ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне груди, предплечья горизонтальны, ладони обращены к телу, слегка повернуты вверх, пальцы расставлены (как будто держите чаши). На вдохе разводим локти в стороны до предела, повторяя движение дважды с небольшим возвратом, затем возвращаемся в исходное положение. Максимально разворачиваем кисти ладонями наружу и на выдохе повторяем движения. Все упражнения выполняются на 4 счета. В локтях руки полностью не разгибаются. Повторяем упражнение 7 раз. В этом упражнении разминаются суставы рук, отрабатывается культура движения «рука-змея», используемого в спортивных и боевых приемах.


.        «Почешите плечом ухо». ИП - Ноги на ширине плеч, правая рука поднята вверх, кисть свободно свисает, левая рука опущена вниз, кисть ее максимально отогнута вверх, ладонь повернута вниз, пальцы обеих рук слегка расставлены. На вдохе два раза отводим руки максимально назад. Затем меняем их положение и на выдохе повторяем махи руками. При выполнении упражнения руки в локтях не сгибать, а верхнюю руку максимально приблизить к голове так, чтобы при взмахе касаться уха. Повторяем упражнение 7 раз. Делая махи руками, важно сосредоточить внимание на концентрации напряжения в области лучезапястных суставов. В этом упражнении производится интенсивное сокращение мышц шейной области, что способствует нормализации тонуса сосудов головы, снятию усталости и раздражительности, устранению скованности в плечевом поясе. Повторяем упражнение «руки толкают небо».


         «Кольцо змеи». ИП - левая нога вытянута вперед, правая согнута в колене, правая стопа подъемом лежит на левом бедре, подошва максимально повернута вверх. Левой рукой придерживаем щиколотку правой ноги, правой ладонью опираемся на правый коленный сустав. Пружинистым движением на выдохе прижимаем правое колено к полу. Повторяем упражнение 7 раз. Упражнение направлено на повышение подвижности в тазобедренном суставе. Согласно представлениям восточной народной медицины подвижные суставы - важное условие сохранения молодости и основа долголетия.


«Дракон прикрывается крылом». ИП - левая нога вытянута вперед, правая согнута в колене и приподнята. Обеими руками обхватываем правую стопу, наружное ребро стопы направлено вперед, пальцы ноги - вверх, голень почти параллельна полу. На вдохе распрямляем грудь и притягиваем стопу к паху. На выдохе подтягиваем стопу ко лбу. Повторяем упражнение 7 раз. Следим за тем, чтобы спина была прямой, голову вперед к ноге не наклонять. Действие этого упражнения совпадает с эффектом предыдущего и усиливает его.


. «Удав заглатывает птицу». ИП - лежим на спине; ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу, колени слегка разведены в стороны; голова немного приподнята; кисти рук обхватывают колени, пальцы слегка расставлены; мизинец и большой палец прижимаются к наружной и внутренней поверхности коленного сустава. Отведя колени руками в стороны и подтягивая их к плечам, делаем вдох, заполняя воздухом верхнюю часть грудной клетки, при этом прогибаем поясницу вверх, голова несколько отклоняется назад. Затем с выдохом сводим колени перед грудью и отжимаем их от себя. В это время плечи и голова приподнимаются, а поясница прижимается к полу. Упражнение повторяется 7 раз, затем движения коленями выполняются по кругу в другую сторону. Повторяем столько же раз. Ритм дыхания остается постоянным. Эффект этого упражнения слагается из трех составляющих: внутренний массаж органов брюшной полости, массаж области позвоночника, тренировка дыхательных мышц с активацией дыхания верхней частью легких.


. «Потягивания дракона». ИП - сидим на полу, правая нога вытянута вперёд, левая согнута в коленном суставе, колени направлены влево и касаются пола. На выдохе наклоняемся вперёд и тянемся грудью к правой ноге. Помогая себе руками, держимся за стопу или голень. Повторяем 4 раза. Затем поворачиваемся правым плечом вперёд и, вытягивая левую руку над головой, наклоняемся правым боком к правой ноге. Повторяем 4 раза.

Похожие работы на - Единоборства как средство сохранения здоровья детей 10-12 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!