Вид
сырья
|
Кол
- во, кг, л, шт
|
Источники
снабжения
|
Кратность
завоза
|
Вид
поставки
|
Вид
заказа
|
Мясо
|
20
|
Магазин
«Ашан»
|
3
раза в 10 дней
|
транзитный
|
централизованный
|
Овощи
свежие
|
50
|
Фирма
«Агрокомплекс»
|
2
раз в неделю
|
транзитный
|
централизованный
|
Молоко
|
20
|
Фирма
«Калория»
|
ежедневно
|
транзитный
|
централизованный
|
Мука,
крупа
|
40
|
«Краснодар
зернопродукт»
|
5
раз в месяц
|
складской
|
централизованный
|
Яйцо
|
16
коробок
|
Птицефабрика
|
5
раз в месяц
|
транзитный
|
децентрализованный
|
Зелень
|
30
|
Рынок
|
ежедневно
|
|
децентрализованный
|
Сахар
|
20
|
«Кубань-сахар»
|
3
раза в месяц
|
транзитный
|
Децентрализованный
|
Поступающие от поставщика товары оформляются
следующими документами:
1) накладной, в которой указывается дата
выписки, номер наименования поставщика и покупателя, наименования товара, его
количество, цена за единицу, общая стоимость, номер и дата доверенности
покупателя;
2) товарно-транспортной накладной, которая
выписывается на товары, доставленные автомобильным транспортом;
) счетом-фактурой, который подписывается
руководителем предприятия и главным бухгалтером;
) сертификатом, который подтверждает
качество и безопасность товаров для здоровья и жизни потребителей.
Все первичные товарные и денежные документы
являются бланками строгой отчетности, т.е. подлежат обязательному учету в
бухгалтерии предприятия. Они должны выдаваться, в случае необходимости, только
под расписку.
Все приходные документы учитываются в журнале
«Журнал поступления товаров», который ведется коммерческой службой или
бухгалтерией предприятия.
Сырье и продукты поступают на предприятие от
юридических лиц, а также могут закупаться в магазинах и на рынках. От
юридических лиц товары поступают в соответствии с договором, который должен
содержать:
1) качество и комплектность товара;
2) обязанности продавца;
) условия поставки товаров;
) порядок и форма оплаты, основание для выплаты
неустоек, их величина.
Пример договора на поставку продовольственных
товаров приведён в приложении Б.
Взаимоотношения предприятий общественного
питания с транспортными организациями регулируются договором, в котором
указывается объём перевозок, их количество, сроки доставки, вид транспортных
средств, порядок оформления и приемки - сдачи грузов, взаиморасчетов,
ответственность сторон за нарушение условий договора.
Договор поставки является основным документом,
определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции. Он,
как правило, имеет 4 раздела:
· преамбула
(или
вводная часть);
· предмет договора;
· дополнительные условия договора;
· прочие условия договора.
При составлении договора необходимо
предусматривать главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего
к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как
должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого требуются действия,
прикинуть возможность риска.
Товары, подлежащие поставки, должны быть
соответствующим образом подготовлены поставщиком. Их комплектуют в соответствии
с заказом получателя, упаковывают в определенную тару, пломбируют, этикетируют
(снабжают этикеткой, характеризующей товар и содержащей реквизиты поставщика),
загружают в транспорт с соблюдением товарного соседства и с учетом характера и
массы груза.
Для перевозки продовольственных товаров
используется специализированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты». На
каждую машину, предназначенную для перевозки продуктов, должен быть санитарный
паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не
более чем на 1 год.
Расчеты с автотранспортным предприятием
производятся в соответствии с установленными правилами банка и едиными тарифами
на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Перевозка грузов автомобильным транспортом
осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной и
путевого листа. Для учета работы автотранспорта на предприятии ведется
специальный журнал.
4. Материально-техническое снабжение
Номенклатуру предметов материально -
технического оснащения можно представить в виде следующих групп:
технологическое, холодильное, торговое
оборудование и оборудование для перемещения грузов;
кухонная посуда, технологический, торговый и
хозяйственный инвентарь;
столовая посуда;
столовые приборы;
столовое белье, ткани (скатерти, полотенца);
санспецодежда и форменная одежда;
мебель и нестандартное оборудование;
моющее и дезинфицирующее средства;
бумага, бумажные изделия;
рекламный инвентарь;
строительные материалы.
К организации материально-технического снабжения
предъявляются следующие требования:
· своевременность и комплектность поставок;
· бесперебойность, так как перебои в
снабжении нарушают четкий ритм предприятий, ухудшают обслуживание, поэтому
особенно важно определить потребность в материально-технических средствах и
размеры товарных запасов;
· надежность и высокое качество
поставок, т.е. все материальные средства должны поставляться в соответствии с
действующими стандартами и техническими условиями;
· правильный выбор формы снабжения.
При приемке оборудования, поступившего в таре,
проверяется целостность упаковки, соответствие техническим условиям,
сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность (технический
паспорт). При наличии каких-либо дефектов, отклонений составляется акт. Порядок
составления акта (сроки, состав комиссии и т.п.) определяется договорами и
инструкциями.
Потребность в материально-технических средствах
определяется на основе установленных норм с учетом типа предприятия,
вместимости зала, объёма хозяйственной деятельности и других факторов. В
зависимости от назначения нормы делятся на несколько видов.
Нормы расхода устанавливаются по материалам и
предметам одноразового использования. Эти нормы должны предусматривать
обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий на предприятиях. Нормы
оснащения устанавливают для определения количества инвентаря и оборудования
многократного использования. Эксплуатационные нормы определяют минимальные и
максимальные сроки износа изделий, к ним относятся также нормы амортизационных
отчислений.
При этом заключается договор на поставку
предметов материально-технического оснащения. Пример договора приведен в
приложении В.
Предметы материально-технического оснащения
выдаются из кладовой в соответствии с требованием и оформляются накладной,
которая должна быть подписана руководителем предприятия и главным бухгалтером.
Контроль за сохранностью столовой посуды,
столовых приборов, столового белья и санспецодежды, находящихся в эксплуатации,
осуществляется комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя
предприятия. Постоянно действующая комиссия определяет непригодность малоценных
и быстроизнашивающихся предметов к дальнейшему их использованию.
Комиссия обязана ежедневно в конце рабочего дня
производить проверку наличия столовой посуды, столовых приборов, столового
белья, а санспецодежды - ежемесячно.
Вопрос о списании столового белья, санспецодежды
и производственного инвентаря, пришедших в негодность, решается руководителем
предприятия. Списание этих предметов производится ежеквартально по актам.
Материалы, полученные в результате списания, подлежат сдаче в утильсырье.
Пример акта на списание приведен в приложении Г.
продовольственный цех пищевой блюдо
5. Организация складского хозяйства
Складские помещения предприятия служат для
приемки поступающих от поставщиков продуктов, сырья и полуфабрикатов, их
кратковременного хранения и отпуска. Складская группа включает в себя:
охлаждаемая камера для мяса;
охлаждаемая камера для птицы, рыбы,
гастрономических и кондитерских товаров;
кладовая для овощей;
охлаждаемая камера для мяса, овощей, фруктов.
В целом комплекс складских операций представляет
собой следующую последовательность:
· разгрузка транспорта;
· приемка товаров;
· размещение на хранение;
· внутрискладское перемещение грузов.
Пример документа на получение продовольственных
товаров из кладовой приведен в приложении Д.
Перечень складских помещений приведен в таблице
3.
Таблица 3 - Складские помещения
Наименование
помещений
|
Площадь
м2
|
Назначение
помещения
|
Условия
хранения Со
|
Кладовая
сыпучих продуктов
|
10
|
Хранение
круп, чая, кофе
|
+18+22
|
Помещения
для хранения овощей и фруктов
|
5,5
|
Хранения
овощей и фруктов
|
+8+10
|
Охлаждаемая
камера
|
9
|
Хранения
мяса, рыбы, яиц и т.д.
|
-1+1
|
Молочно-жировая
камера
|
7
|
Хранение
молочной продукции
|
+4
|
Прием товара на предприятия общественного
питания ведется в три стадии: приемка, учет, осмотр, бракераж.
Приемка:
документ предприятия-изготовителя,
подтверждающий качество и безопасность продуктов, удостоверение качества на
данную партию продукции, накладные; маркировка соответствует требованиям ГОСТ Р
51074 - 97 на каждой единице упаковки название продукта, наименование, адрес
предприятия - изготовителя, масса, нетто, состав, информация о пищевой и
энергетической ценности продукта, срок годности, условия хранения и реализации;
ветеринарные свидетельства на животноводческое сырье.
Осмотр:
вид и целостность упаковки;
органолептические показатели:
внешний вид продукта, цвет,
запах, по возможности вкус;
не допускается приемка продуктов, не отвечающих
требованиям НТД и с пороками.
Не допускается принимать:
продовольственные сырые и пищевые продукты без
документов, подтверждающих их качество и безопасность.
мясо субпродукты без клейма и ветеринарного
свидетельства,
рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без
ветеринарного свидетельства - непотрошеную птицу (кроме дичи),
яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой,
«тек», «бой», яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам,
утиные и гусиные яйца.
консервы с нарушением герметичности банок,
бомбажные, банки с ржавчиной деформированные, без этикеток,
крупу, муку, с/фрукты и др. продукты, зараженные
амбарными вредителями,
овощи и фрукты с наличием плесени и признаками
гнили,
пищевые продукты с истекшими сроками годности и
признакам недоброкачественности,
продукцию домашнего приготовления
(консервированные грибы, мясные, молочные, рыбные и др. продукты, готовые к
употреблению).
Бракераж: информация по проведенному осмотру
заносится в бракеражный журнал. Информация по поступающему продовольственному
сырью и пищевым продуктам, соответствующим гигиеническим требованиям, заносится
в книгу поступления товаров.
6. Весовое хозяйство
Перечень весоизмерительного оборудования
предприятия приведен в таблице 4.
Таблица 4 - Характеристика весоизмерительного
оборудования
Наименование
оборудования
|
Марка
|
Количество
|
Шкала
измерения
|
Дата
очередной проверки
|
Техническое
состояние
|
|
|
|
|
|
исправно
|
Не
исправно
|
Весы
настольные
|
АД-50
|
3
|
5
|
Июль
2009
|
да
|
|
Весы
напольные
|
ДВ-400
|
2
|
|
Июль
2009
|
да
|
|
Все весы должны быть исправными, поверительные
клейма органов Госстандарта, инвентарный номер, закрепляться за работником,
пользующимся ими. На все весы, эксплуатируемые в торговле и общественном
питании, заводится паспорт. В паспорте на весы и гири указывают следующие
сведения, полное их наименование и тип: наименование завода - изготовителя и
заводской номер; пределы допускаемых нагрузок; название и местонахождение
предприятия и присвоенный весам инвентарный номер; дата государственного клейма
на весах, наименование гирь, входящих в комплект: данных весов, и даты их
государственного клеймения; даты поступления весов и гирь в эксплуатацию. В
паспорт заносят сведения о датах проверки, характере неисправностей и ремонте
весов. Все весы и гири необходимо регулярно очищать от пыли и грязи.
Платформы и чаши ежедневно промывать горячей
водой с мылом и содой. Регулярная поверка весов осуществляется один раз в год с
нанесением клейма на весы и гири.
Поверка и клеймение осуществляются также после
выпуска весов и гирь с завода - изготовителя и ремонта независимо от срока
предыдущего клеймения.
Руководители торговых организаций и предприятия
общественного питания несут полную ответственность за состояние
весоизмерительного оборудования. Они обязаны постоянно следить за соблюдением
правил эксплуатации, проводить инструктаж с работниками о пользовании весами и
мерами, изымать из эксплуатации неисправное и непригодное весоизмерительное
оборудование. Ответственность за состояние весов по месту эксплуатации несут
работники, которые пользуются ими.
7. Тарное хозяйство
Тара - это товарная упаковка, применяемая при
перевозке и хранении товаров. Предназначена для обеспечения сохранности
количества, качества товаров, предохраняет их от внешних воздействий, потерь и
порчи
Характеристика тары, используемой на
предприятии, приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Характеристика тары
Вид
тары
|
Материал
|
Принадлежность
|
Сроки
возврата
|
Мешок
|
Грубая
льняная ткань
|
Для
упаковки сахара
|
Не
возвращается
|
Мешок
|
Грубая
льняная ткань
|
Для
упаковки муки
|
Не
возвращается
|
Коробка
картонная
|
Картон
|
Для
яиц
|
Не
возвращается
|
Ящики
|
Дерево
|
Для
овощей
|
Не
возвращается
|
Операции по обращению тары в общественном
питании регулируются положением о поставках товаров, особыми условиями
поставки, договорами о поставке. Положение о поставке товаров потребления
определяет порядок поставки товаров и тары, основную ответственность
поставщиков и потребителей.
Тара, поступившая с товаром, должна быть принята
с соответствующими нормативными документами и условиями оговора поставки
материально ответственными лицами так же, как и товар. Приемка по количеству
включает поверку фактического наличия тары и сопоставление его с данными
сопроводительных документов. При приемке тары необходимо обратить внимание на
наличие сертификата, а также правильность тарной маркировки, соответствие ее
требованиями ГОСТов.
При приемке тары к качеству проверяют ее
целостность, внешний вид, обращают внимание на дефекты: наличие повреждений
загрязнений и т.п.. Выявляют насколько качество поступившей тары соответствует
требованиям ГОСТов, техническим условиям и данным сопроводительных документов.
При обнаружении несоответствии качества тары
требованиям стандартов следует приостановить приемку и составить акт.
Если фактическое качество, количество, цены и
маркировки поступившей тары соответствует данным сопроводительных документов,
то материально ответственное лицо расписывается на них в получении, ставится
штамп приемки и тара оприходуется.
Принятая материально-ответственным лицом тара
должна учитываться по количеству. Отчетность по таре также необходимо вести в
количественном и суммарном отражении.
Нестандартная тара и тара, непригодная для
повторного использования, должна быть списана как тароматериал.
Кладовщик, принявший тару от поставщика, должен
отпускать её материально-ответственному лицу филиала с указанием прейскуранта,
цены, номера клейма, категории. На основании договора - поставки
разрабатываются графики возврата тары поставщику, и поставке товаров в пределах
города тара возвращается в следующие сроки: ящики деревянные - в течение двух
суток; бутылки - трех; фляги - двух и т.д.
8. Организация сбора и реализации пищевых и
технических отходов
На предприятиях в целях предотвращения
возникновения эпидемиологической опасности строго выполняются правила по сбору,
хранению, транспортировке пищевых отходов:
при сборе отходов следят за их качественным
составом, т.е. овощные отходы;
срок хранения отходов на территории столовой не
превышает 8 - 10 часов;
тара для хранения и транспортировки пищевых
отходов после каждого использования тщательно моется и периодически
дезинфицируется 0,2 % раствором хлорной извести;
для транспортировки отходов используется
специально предназначенный для этого транспорт. Вывоз осуществляется 2 раза в
день: после обеда и после ужина.
Документального отчета по сбору и реализации
пищевых отходов данное предприятие не ведет. Реализация пищевых отходов
производится только в подсобное хозяйство.
9. Оперативное планирование производства
Основой многообразной деятельности предприятия
является производственный процесс, который представляет собой совокупность
процессов труда, превращающих исходное сырье в готовую продукцию. Один из
методов поддержания производства оперативное, календарное планирование, которое
позволяет подобрать задание для каждого звена с учетом выпускаемой продукции и
наиболее полного использования возможностей производства.
Сущность оперативного планирования производства
предприятия общественного питания заключается в составлении производственной
программы, которая представляет собой обоснованный план выпуска всех видов
продукции собственного производства и включает показатели, характеризующие как
общий, так и ассортиментный выпуск продукции.
Оперативное планирование производства
осуществляется в определенной последовательности, поэтому на каждой стадии
необходимо создавать определенные организационные условия, способствующие
правильной организации технологического процесса, рациональной организации
труда, четкому выполнению каждым работником своих обязанностей.
Оперативное планирование производства включает в
себя следующие стадии:
составление производственной программы;
подготовка производства для ее выполнения;
контроль за выполнением производственной
программы.
Оперативным планированием работы предприятия
занимается директор, а планированием работы, инженер - технолог заведующий
производством.
Разработка производственной программы ведется на
основании изучения потребительского спроса и с учетом специфики работы предприятия.
На основании меню блюда калькулируют. Пример
калькуляции одного блюда приведен в приложении Е.
Ежедневно составляется дневная производственная
программа (план меню), которая служит основанием для расчета потребности в
сырье.
Пример плана - меню для проживающих в гостинице
приведен в таблице 6.
Таблица 6 - План-меню для проживающих в
гостинице на 29.08.2013 г
Наименование
блюда
|
Номер
по сборнику рецептур
|
Выход,
г
|
Завтрак
|
Холодные
закуски:
|
Яйцо,
вареное вкрутую
|
№
453
|
45
|
Сырная
тарелка
|
фирменное
|
200
|
Рыбная
нарезка
|
фирменное
|
200
|
Мясная
гастрономия
|
фирменное
|
200
|
Салат
морковный с сыром
|
фирменное
|
100
|
Салат
«Оливье»
|
фирменное
|
100
|
Салат
«Микс»
|
фирменное
|
100
|
Вторые
блюда:
|
Каша
рисовая молочная
|
фирменное
|
200
|
Соте
овощное
|
фирменное
|
150
|
Плов
с курицей
|
фирменное
|
150
|
Картофель
отварной
|
фирменное
|
150
|
Десерт:
|
Слойка
с творогом
|
фирменное
|
80
|
Слойка
с ананасом
|
фирменное
|
80
|
Хачапури
с творогом
|
фирменное
|
100
|
Компот
из свежих ягод
|
фирменное
|
200
|
Кефир
|
|
200
|
Йогурт
|
|
100
|
Обед
|
Холодные
закуски:
|
Салат
из свежих овощей
|
100
|
Салат
«Садко»
|
фирменное
|
100
|
Салат
«Фантазия»
|
фирменное
|
100
|
Первые
блюда:
|
Окрошка
|
фирменное
|
250
|
Борщ
|
фирменное
|
250
|
Солянка
мясная
|
фирменное
|
250
|
Вторые
блюда:
|
Картофельное
пюре
|
фирменное
|
150
|
Рыба,
запеченная под сыром
|
фирменное
|
100
|
Рис
с овощами
|
фирменное
|
150
|
Перец,
фаршированный мясом
|
фирменное
|
100
|
Шашлычок
из курицы с овощами
|
фирменное
|
120
|
Десерт:
|
Слойка
с творогом
|
фирменное
|
80
|
Слойка
с ананасом
|
фирменное
|
80
|
Хачапури
с творогом
|
фирменное
|
100
|
Компот
из свежих ягод
|
фирменное
|
200
|
Кефир
|
|
200
|
Йогурт
|
|
100
|
Пример плана - меню со свободным выбором блюд
приведен в таблице 7
Таблица 7 - План - меню со свободным выбором
блюд на 10.09.2013 г
Наименование
блюда
|
Номер
по сборнику рецептур
|
Выход,
г
|
Холодные
закуски:
|
Сырная
тарелка
|
фирменное
|
200
|
Рыбная
тарелка
|
фирменное
|
200
|
Мясное
ассорти
|
фирменное
|
200
|
Салат
«Юбилей Атамана»
|
фирменное
|
120
|
Салат
«Салют Кубани»
|
фирменное
|
120
|
Салат
«Стрелец»
|
фирменное
|
120
|
Салат
«Греческий»
|
фирменное
|
120
|
Супы:
|
Борщ
кубанский с мясом
|
фирменное
|
250
|
Солянка
сборная мясная
|
фирменное
|
250
|
Суп-лапша
с перепелкой
|
фирменное
|
250
|
Окрошка
|
фирменное
|
250
|
Бульон
с яйцом
|
фирменное
|
250
|
Вторые
блюда:
|
Панини
с курицей (ветчиной)
|
фирменное
|
150
|
Сковородка
по-домашнему
|
фирменное
|
200
|
Курица
в сливочном соусе
|
фирменное
|
120
|
«Грибное
лукошко»
|
фирменное
|
150
|
Колбаски
по - охотничьи
|
фирменное
|
150
|
Десерт:
|
Мороженое
с джемом и шоколадом
|
фирменное
|
150
|
Блинчики
с медом и джемом
|
фирменное
|
100
|
Слойка
с ананасом
|
фирменное
|
80
|
10. Организация труда производственных
работников
В соответствии с правилами внутреннего порядка
предприятия каждый работник обязан своевременно являться на рабочее место, а
также заканчивать работу в установленное время.
Работа по охране труда на предприятии
организована в соответствии с положением об организации работы по охране труда,
которое утверждено руководителем предприятия. Положением установлен порядок:
Организация проведения и периодичность обучения
работников безопасности труда (БТ);
проведение и периодичность инструктажа по
технике безопасности (ИТБ);
проведение работ по пожарной безопасности;
контроль за соблюдением правил по охране труда
по предприятию в целом;
техническое обслуживание предприятия.
Важными являются правила личной гигиены и
санитарии. Работнику необходимо:
перед началом работы принять душ, вымыть руки,
надеть чистую сан-одежду, санобувь, собрать волосы под колпак (косынку),
мужчины также надевают шейный платок;
не закалывать санодежду булавками и не хранить в
карманах спецодежды булавок, зеркал и других предметов личного туалета;
снимать санодежду при пользовании уборной;
при плохом самочувствии, подозрении на
заболевание, появлении гнойных очагов немедленно сообщить врачу.
Численность основных работников ресторана, их
квалификация и разряды приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Сведения об основных
производственных работниках
Профессия
|
Разряд
|
Цех
|
Повар
|
5
|
горячий
|
Повар
|
5
|
горячий
|
Повар
|
5
|
холодный
|
Повар
|
5
|
холодный
|
Повар
|
4
|
горячий
|
Помощник
повара
|
-
|
горячий
|
Табель рабочего времени представлен в приложении
Ж.
11 Организация производства
.1 Организация работы мясо - рыбного цеха
В мясо - рыбном цехе ресторана работает 2
человека: повар 5-го разряда и повар 4-го разряда. План - схема мясо - рыбного
цеха представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - План - схема мясо - рыбного цеха: 1
- моечная ванна; 2 - стол производственный; 3 - электронные весы; 4 -
мясорубка; 5 - холодильный шкаф; 6 - рукомойник; 7 - колода разрубочная.
В цехе организована линия обработки мяса и птицы
и линия обработки рыбы, которые не пересекаются.