Парковые ансамбли Версаль и Павловский парк

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    846,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Парковые ансамбли Версаль и Павловский парк

Министерство образования РФ

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства










Курсовая работа

по дисциплине: "Садово-парковое искусство "

на тему: «Парковые ансамбли Версаль и Павловский парк»

Автор работы Пучек Алина Владимировна .

Руководитель проекта: Мироненко Елена Викторовна .



Брянск - 2006 г.

Содержание

Введение

. Российский парк

. Зарубежный парк

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Садово-парковое искусство - это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, с использованием природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов выражает определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры.

Другими словами, садово-парковое искусство - это синтез идейно-художественных концепций и приемов архитектуры, садоводства, декоративного и других искусств.

Цель данной курсовой работы состоит в ознакомлении с путями и направлениями развития зарубежного и отечественного садово-паркового зодчества и связями его с градостроительством и архитектурой.

Задачами курсовой работы являются:

познакомить с необходимыми знаниями в эколого-эстетическом освоении ландшафта средствами садово-паркового искусства, градостроительства и архитектуры в контексте исторического развития;

дать систематизированную информацию о структуре, композиции и художественном решении ряда основных объектов садово-паркового искусства.

Курсовая работа расширяет профессиональный уровень, знакомит с курсом истории садово-паркового искусства, прежде всего, в русле развития конкретных садов и парков.

1. Российский парк

Яркий расцвет периода барокко в русском ландшафтном искусстве был весьма короткий. Ему на смену пришла эпоха классицизма - с отказом от регулярного и утверждением живописного пейзажного начала (вторая половина XVIII - начало XIX в.).

Были уже рассмотрены характерные черты пейзажного стилевого направления, развивающиеся в европейских странах. В России этот период отмечен созданием прекрасных ансамблей Петербурга, широким городским и усадебным строительством. Целая плеяда архитекторов, таких, как И. Стасов, В. Баженов, М. Казаков, Н. Львов, П. Аргунов, Л. Воронихин, К. Росси и др., творят в России, применяя принципы классического зодчества с переработкой и развитием русского архитектурного наследия.

В живописи и литературе воспевается природа Руси, красота полей и лугов, лесов и рощ. Это находит свое отражение в формировании пейзажных парков. Становятся тенистыми, разрастаясь, старые регулярные парки (например, в 1732 г. Екатерина II издала указ, запрещающий стричь деревья в Царскосельском саду, за исключением аллеи, ведущей к Эрмитажу). Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по площади парадные части пейзажных парков царских загородных резиденций. Таким образом, пейзажное стилевое направление в России начинает свое развитие в тесной связи с архитектурой классицизма.

Первоначально пейзажные приемы вошли в регулярную планировку, затем, все более обретая самостоятельность, они стали основой для формирования романтических парков Царского села, Гатчины, Павловского парка и др.

Ансамбль Павловского парка складывался на протяжении 50 лет с конца 1770-х до конца 1820 гг. и в дальнейшем не подвергался существенным изменениям. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории создания парка можно выделить три периода: 1779 - 1785 гг. (арх. Ч. Камерон); 1786 - 1800 гг. (арх. В. Бренна); 1803 - 1820 гг. (художник П. Гонзага, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон).

В первый период Ч. Камерон возводит дворец, занимается планировкой парка и строительством парковых сооружений. Им создаются районы: Придворцовый с павильоном Трех Граций и Вольером; р. Славянки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, храмом Дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лесном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные постройки - Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. (сохранилась только Молочня). В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утонченность и лиричность.

Во второй период парк приобретает все более парадный вид. В. Бренна перестраивает дворец, вносит дополнительные дороги в район Большой звезды, создает участок Больших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славянкой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении-крепость Бип. На р.Славянке В. Бренна строит Пиль-башню, пластически обрабатывает склоны берегов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда - Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч. Камерона работы В. Бренна более официальные, парадно-эффектные.

Третий период знаменит работами П. Гонзага, который на территории плаца создает район Парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке (К. Росси и А. Воронихин) и павильоны у Тройной аллеи (К. Росси), в районе Новой Сильвии строится храм Супругу-Благодетелю (Т. де Томон).

Павловск. Центральная часть парка (рис. С. С. Ожегова)

- дворец с парадным двором и памятником Павлу I:

- Собственный садик и павильон Трех Граций;

- трельяж;

- обелиск в честь основания Павловска;

- колоннада Аполлона;

- Холодная ванна и мост Кентавров;

- Большая Каменная лестница;

- храм Дружбы и Чугунный мостик;

- Большие круги;

- Музыкальный павильон;

- вольер.

За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников, и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.

Павловский парк состоит из 6 районов:

) Дворцовый;

) Долина р. Славянки;

) Большая звезда с Краснодолинными прудами;

) Старая и Новая Сильвии;

) Парадное поле;

) Белая береза.

Каждый из них характеризуется своим объемно-пространственным решением, своим физиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее - созданию образа северной русской природы.

Придворцовый район занимает небольшую площадь (9 га) и находится в юго-западной части парка, но благодаря дворцу занимает главенствующее положение в функциональном использовании и структуре парка. Он включает ряд участков - Собственный садик у восточного фасада дворца, Тройную липовую аллею (подъезд к дворцу), по сторонам которой размещаются Вольерный участок с цветником, лабиринтом и небольшим фигурным водоемом и Большие круги.

Долина р. Славянки (79 га) пронизывает парк с северо-востока на юго-запад и является его композиционной осью. Она решена как серия полян, расположенных на открытых откосах долины и у воды, с живописными группами деревьев и кустарников, среди которых располагаются парковые сооружения - композиционные центры внутренних участков и пейзажных картин. Зеленые стены лесных массивов Сильвии, Большой звезды, Красной долины подступают к долине Славянки, замыкая пространство и ориентируя виды в продольном направлении. В насаждениях преобладали хвойные - сосна и ель. Они придавали району характер северной природы, суровость которого смягчалась лиственными группами. В настоящее время сосны почти исчезли, основными породами стали лиственные и ель, поэтому первоначальный облик района сильно изменился.

По характеру пейзажей в долине р. Славянки арх. О. Ивановой выделено 6 участков:

) Придворцовый с колоннадой Аполлона;

) участок у Холодной ванны и мост Кентавров;

) участок храма Дружбы (от Большой лестницы до мостика Росси);

) участок Круглого пруда (до Висконтьева моста);

) участок амфитеатра (от Висконтьева моста до Пиль-башни);

) участок узкой долины (от Пиль-башни до Новосильвийского моста).

Первые четыре района создавались в основном Ч. Камероном, пятый - В. Бревна, шестой - П. Гонзага. Кроме того, Гонзага внес ряд элементов во все участки, чем завершил композицию района. Первый, третий и шестой участки представляют собой открытые пространства, чередующиеся с остальными полуоткрытыми.

По мере удаления от дворца архитектурных сооружений становится меньше, пейзажные картины строятся с помощью природных компонентов, широкая долина постепенно сужается, лес все ближе подступает к берегам реки, парк как будто бы все более сливается с естественной природой. Район Большой звезды (площадь 142 га) представляет собой лесной массив с преобладанием ели, примесью сосны и березы. Центром района является круглая площадь с Музыкальным павильоном (построенным по проекту Ч.Камерона в 1795 г.). От площади лучами расходятся просеки с романтическими названиями (Дружеская, Красного Молодца, Доброго Жениха и др.). Некоторые из них оформлены аллейными посадками из ели, дуба (дорога Зеленой Женщины), и все они обсажены стриженой изгородью из акации желтой. В районе преобладают закрытые лесные пространства с включением полян и лужаек. Сюда же входит и обширный луг, рассекающий массив леса в виде длинного луча, расширяющегося в сторону Краснодолинных прудов. Они представляют собой цепь искусственных водоемов в лесном массиве с каменными плотинами. На острове Любви раньше находился деревянный трельяж (П. Гонзага).

Район Сильвии (15 га) создается в лесном массиве на высоком левом берегу долины р. Славянки. Елово-сосновый массив Старой Сильвии (4 га) прорезан двенадцатью дорожками, которые сходятся на круглой площадке с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского в центре. Она решается как «зал», замкнутый стенами хвойного леса. Входы с дорожек акцентированы дубами и бронзовыми статуями муз и богов. Общая цветовая гамма темная, сдержанная, лишена резких контрастов. Каждая дорожка замыкается бронзовой скульптурой или архитектурными сооружениями. Новая Сильвия (11 га) примыкает к Старой и отделена от нее Руинным каскадом. Ее начало отмечено бронзовой скульптурой Аполлона-Кифареда. Участок, прорезанный пятью параллельно идущими изолированными дорогами, тянется узкой полосой леса вдоль р. Славянки. В насаждениях преобладала сосна с примесью ели и лиственных, сейчас сосна выпадает. Здесь возведены колонна Конец света и в память о Павле I - храм Супругу-Благодетелю (арх. Т. де Томон).

Парадное поле (площадь 30 га). Первоначально служило местом военных парадов. Район создан художником П. Гонзага (1805 - 1815 гг.) и решен как переходное звено от Придворцового района к Белой березе. Центром композиции является пруд с островом Ливен. На обширном пространстве лугового газона было посажено около 6000 деревьев в виде смешанных по составу групп, реже солитеров (всего 3 %). Группы, окруженные кустарником, имели в плане овальную форму и высаживались на небольших всхолмлениях (0,7 - 1,0 м). В размещении групп И. Боговой обнаружена определенная закономерность: они распределены по кривым, отражающим конфигурацию района. Группы образуют серию парковых картин, ритмически сменяющих друг друга (интервал - 35 - 50 м). Пропорции, колорит и объемная композиция Парадного поля несколько изменились в силу смены пород, разрастания долговечных деревьев - дубов, лип, вязов, ясеней - и обрамляющих кустарников.

Белая береза (площадь - 265 га). Район создан методом рубок в существующем зеленом массиве. П. Гонзага сохранил планировку района, заложенную еще Ч. Камероном: 8 радиальных просек, сходящихся к «хороводу» берез в центре круглой площадки. Просеки соединяются извилистой Английской дорогой, проложенной в основном по периферии района. Насаждения были вырублены более чем на 2/3. Оставленные древесные группы различных размеров составили основу объемно-пространственной структуры района. Территория оказалась разделенной насаждениями на 2 участка - Северное и Центральное поля. После завершения рубок была проложена еще одна круговая дорога - Константиновская, или Дерновая. Ее маршрут, в отличие от Английской дороги, прошел по открытому Центральному полю и приспосабливался к уже сформированным пейзажным картинам. Район решен крупномасштабно, в нем преобладают группы площадью 250 - 5000 м2. Обширное открытое пространство Центрального поля обусловило создание динамических картин, чередующихся с интервалом 50 - 100 м. В отличие от него пейзажи Северного поля более четко ограничены подступающим лесом и имеют статичные картины, открывающиеся с определенных точек. Примером является «Самое красивое место» - фронтальная композиция. В прошлом в насаждениях преобладала сосна, в настоящее время - это смешанные, преимущественно лиственные насаждения с преобладанием березы.

Все районы парка пространственно взаимосвязаны: лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвий обрамляют долину р.Славянки, Парадного поля и Белой березы, образуя живописные опушки; просеки Большой звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завершаются пейзажными картинами Славянки, развернутыми в ином ракурсе, чем с дорожек, идущих вдоль речного русла, и с более широким - панорамным охватом. И, наконец, дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, воспринимается из самых разных точек.

Во время Великой Отечественной войны ансамбль был разрушен, парковые насаждения вырублены. Большая звезда, Старая Сильвия и Белая береза уничтожены. Сразу же после изгнания фашистских захватчиков начались восстановительные работы. Поднялись из руин дворец и почти все сооружения, восстановлены дороги, путем искусственных посадок заново воссозданы лесные массивы Большой звезды и Старой Сильвии. За последние 15 лет были проведены реставрационные рубки, позволившие восстановить пространственную структуру района Белой березы. Из-за отсутствия в верхнем ярусе сосен и преобладания березы изменились колорит и объемная структура района, повлекшие утрату его первоначального «северного» облика. Однако работы продолжаются - ведется улучшение травяного покрова, строится дренажная сеть, формируются опушки, в куртины вводится сосна.

Мост с кентаврами

2. Зарубежный парк

Возрождение и барокко во Франции охватывают период со второй половины XV в. до начала XVIII в.

Ликвидация феодальной раздробленности произошла в результате развития сельского хозяйства, промышленности и торговли, географических отношений и колониальных завоеваний.

Кроме Франции в XVI в., опиравшейся на мелкое и среднее дворянство и городскую буржуазию, завершили политическое объединение другие страны. Итальянский Ренессанс сильно повлиял на французов во время военных походов в Италию. Он отобразился на французском садово-парковом строительстве.

Природные условия Франции характеризуются прохладным климатом. Здесь нет яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Сажали цветы: фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

В садах появляется новый элемент берсо - крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в XVII в. превратились в роскошные кружевные партеры - бродеры. Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал - уголь, толченый кирпич, песок и пр. Сады, из которых многие дошли до наших дней, разбивались вблизи замков, строившихся в разных провинциях Франции.

Замки, которые были как укрепительные пункты и предназначались для жилья, строились в виде крепостей так, чтобы выдержать осаду в случае необходимости. Как правило, замки строились в основном вблизи рек. Однако всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры. Они часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.

Во времена высшего расцвета садово-паркового искусства Франции прибегают к занижению партеров или, наоборот, к устройству высоко расположенных специальных откосов, откуда рисунок партера особенно хорошо смотрится.

Кроме того, французские садовники еще в XV в. часто украшают участок легкими деревянными трельяжами и высаживают около них кустарники, травянистые, и главным образом, вьющиеся. Аналогом служат крытые аллеи, которые получили в дальнейшем развитие во многих странах, включая и Россию XVIII в.

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с архитектором Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. По своим масштабам территория Версаля была огромна: так называемый Маленький парк занял 1738 га, примыкающий к нему Большой охотничий - 6600 га. Перспектива, раскрывающаяся от дворца до границы Маленького парка, составляет более 3 км. Версаль существовал еще в начале XVII в. как охотничий замок, построенный в 1631-1634 гг. для Людовика ХШ. Около замка были распланированы партеры, разбитые по проекту Жака Буассо. Перед Ленотром стояла задача - включить существующий объект в новую дворцово-парковую композицию.

Естественно-природные условия местности были чрезвычайно неблагоприятны: глинистая почва, бесконечные болота, исключительно скудные водные ресурсы.

Первоначальный проект отвода течения реки Эр между Шартром и Ментеноном не был осуществлен, несмотря на все попытки, в результате которых погибло много людей, и были затрачены колоссальные средства. В конце концов работы были прекращены, «остались только бесформенные памятники, увековечившие это жестокое безумие».

Пришлось ограничиться использованием местных водных ресурсов путем каптажа рек и речушек, дождевых вод и даже воды, получаемой от снеготаяния. Для этого были построены четыре резервуара и водонапорная башня; а также акведуки и каналы от прудов, находящихся в окрестностях, из которых вода поступает в резервуары и водонапорную башню.

Лишь часть территории была покрыта мелколесьем, остальная - лишена насаждений.

Пришлось создавать искусственную почву и перевозить огромное количество деревьев из Нормандии, Дофинэ и даже Фландрии. (Надо заметить, что, несмотря на все старания, деревья стали гибнуть по прошествии 150 лет и были заменены в конце XVIII в., а в 1939 г. необходимо было заменить не менее 30 000 деревьев).

Для создания боскетов были перевезены в огромном количестве следующие породы деревьев: из лиственных - дуб, вяз, липа, ясень, бук, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных - тис и ель, из плодовых -- вишня, яблоня, груша и др.

Посадка деревьев в боскетах производилась правильными рядами на близком расстоянии друг от друга. Нужно было создать большой древесный массив. По краям боскетов, имевших в плане форму прямоугольника или квадрата, с внешней и внутренней стороны ставилась легкая деревянная трельяжная изгородь, выкрашенная в темно-зеленый цвет. Изгородь была известна под названием палисада, она сдерживала разраставшиеся насаждения, особенно кустарники, высаживаемые по периметру боскета. Листья подстригались, образуя сплошную зеленую стену. Подчас для палисада применялись вьющиеся растения. Для палисадов была установлена определенная высота, равная двум третям ширины дорожки или аллеи. Часто применялся граб, хорошо поддающийся стрижке, иногда ель или другие породы.

Масштаб работ был поистине грандиозен.

Хотя территория строящегося ансамбля отличалась довольно спокойным рельефом, все же к северо-западу, и особенно к юго-западу, она значительно понижалась.

Несмотря на малоблагоприятные естественно-природные условия, этой местности присуща неброская чарующая красота. Ленотр связал новый крупный архитектурный ансамбль с окружающей природой. Параллельно этого Ленотр осуществляет и другой замысел: от естественной природы к архитектуре и садово-парковому искусству и от них обратно к природе.

Начало строительства Версаля относится к 1661 г., но работы продолжались длительное время. После смерти Лево в 1670 г. его преемником стал архитектор Мансар. Когда в 1682 г. король решил избрать Версаль постоянной резиденцией и переехал туда со всем своим двором, для размещения колоссальной свиты не хватило помещений, и здание было расширено путем пристройки двух крыльев - южного и северного.

Характерен для дворца центральный выступ на западе: при общей вытянутости трехэтажное здание кажется очень невысоким и воспринимается по горизонтали; несмотря на это, его художественный облик чрезвычайно торжествен. Вместе с тем архитектурное решение сдержанное - первый этаж рустован, второй оформлен красивыми колоннами. Увенчан дворец балюстрадой с декором ваз, скульптур и военных трофеев. Для паркового фасада характерны простота, сдержанность и официальная чопорность.

Великолепный дворец требовал соответствующего подъезда и парка. Со стороны подъезда, т. е. с востока, были проложены три дороги, три луча, обсаженные вязами. Предусматривалось большое движение экипажей, запряженных цугом, а также целых кавалькад. Одна дорога вела из Парижа, вторая - из Сен-Клу, третья должна была соединить Версаль с дворцом Со, но в конечном итоге осталась тупиковой. Однако она сыграла немаловажную роль в застройке города, выросшего около дворца и насчитывающего в период расцвета 100 000 человек. Так возник традиционный трезубец. Лучи сходились у площади военных парадов, она была отделена от курдонеров и дворца изумительной по красоте золоченой кованой решеткой.

садовый парковый зодчество композиция

Боскет Триумфальной арки (вверху) и главный канал в парке (внизу)

По сей день тысячи людей всех национальностей и сословий посещают этот прославленный ансамбль, на южном и северном крыльях которого написано: «Всей славе Франции».

Главная ось всего ансамбля берет свое начало у подъездной дороги, проходит через площадь военных парадов, почетные дворы, здание дворца и далее по парку, о чем пойдет речь ниже.

Композиционную продольную ось парка составляют террасы и партеры перед дворцом, далее широкая лестница, ведущая ко второму уровню, - фонтан Латоны, затем - Зеленый ковер и Большой канал. За пределами территории композиционная ось была продолжена широкой обсаженной деревьями дорогой, ведущей к городку Вильпре.

Немаловажно также значение поперечных осей. Первая из них (с севера на юг) проходит мимо паркового фасада дворца, заканчивается к северу фонтаном Нептуна, а к югу - озером Швейцарцев. Вторая поперечная ось представлена каналом, завершенным к югу Менажерии (небольшим зверинцем), а к северу - Трианоном, самостоятельным маленьким ансамблем.

По членению пространства, если сравнить первую часть, прилегающую к дворцу, вторую - боскетную и собственно лесопарковую, совершенно очевидно постепенное нарастание по площади отдельных частей.

Остановимся на подробной характеристике парковой территории. Непосредственно у дворца на террасе расположены два водных зеркала с красивым обрамлением из гранита и скульптурными фигурами, символизирующими реки Франции. В водных зеркалах отражается дворец, в свою очередь, они хорошо воспринимаются от ступенек перед дворцом - постепенно меняется точка восприятия. По сторонам водных зеркал находятся южные и северные партеры. Они на 1 м занижены. Такая разница уровней имеет целью провести четкую грань между центральной частью и боковыми участками, а также слегка нарушить монотонность плоского рельефа. Об оформлении кружевных партеров уже известно. Стриженые конусообразные пирамиды, окаймляющие партеры, создают определенный ритм.

Надо также подчеркнуть величие первой части парка. Ее значительные размеры не случайны. Они определяются не только масштабом самого дворца, но и функциональной ролью - служат для толпы придворных во время прогулок и праздников и для восприятия прекрасной перспективы.

К югу от партеров начинается понижение территории, достигающее 13 м. Вследствие этого были воздвигнуты подпорная стена и монументальная лестница, известная под названием лестницы ста ступеней. Заниженный участок был использован для устройства оранжереи (она помещалась в крыле к югу от дворца) и специального «оранжерейного партера» довольно значительных размеров. За ним был устроен искусственный водоем - озеро Швейцарцев. Таким образом, был использован рельеф, осушено болото и раскрыта интересная перспектива на юг, на долину реки Марны.

Следует отметить, что северный отрезок первой поперечной оси также имеет небольшой уклон. Стараясь по возможности использовать пластику рельефа, Ленотр дал чрезвычайно интересное решение данного фрагмента парка. Прежде всего аллея Детей, расположенная между боскетами и завершающаяся обширным бассейном Нептуна со множеством водометов. При скудности водных ресурсов расположение здесь бассейна было очень удачным, так как благодаря понижению этой части территории обеспечивается большой приток воды у бассейна Нептуна (его украшают 40 водометов).

К западу от дворцовой террасы начинается боскетная часть, расположенная по обеим сторонам главной композиционной оси. Важнейший композиционный узел - фонтан Латоны - представляет собой обширный бассейн, оформленный целым рядом скульптур и водяных струй. Все это монументально и соответствует общему масштабу плана.

Протяженность зеленого ковра равна 330 м при ширине 30-45 м. Поперечный профиль его следующий; в центре - полоса газона шириной 25 м, по сторонам - дорожки шириной 10 м каждая. Вдоль аллеи на расстоянии 30 м друг от друга расположены мраморные статуи и вазы. Создавая определенный ритм, они прекрасно выделяются на фоне зеленого массива боскетов. Аллея к концу расширяется и заканчивается важнейшим композиционным узлом - фонтаном Аполлона. Длина бассейна - 120 м. Скульптурное оформление бассейна и фонтана очень интересно: монументальная группа Аполлона, на колеснице вылетающего из воды (по замыслу, Аполлон спешит на помощь своей матери Латоне), обращена к востоку, т. е. к дворцу.

Непосредственно за фонтаном Аполлона начинается лесопарковая часть с Большим каналом протяженностью 1600 м. Канал крестообразен, длина поперечной его части равна 1000 м. Ширина канала - свыше 50 м.

Каналы были предназначены для прогулок на лодках, для праздников на воде. Не надо забывать, что канал имел большое мелиоративное значение и устроен на болоте. Вместе с тем перспектива, раскрывающаяся вдоль Большого канала, - важнейший элемент всего плана. По своему направлению с востока на запад он хорошо освещен солнечными лучами и недаром прозван «святящейся осью».

Очень продуманно решение всех 12 боскетов, составляющих единый зеленый массив, каждый из которых получил свою самостоятельную трактовку. В плане они представляют собой прямоугольники, отделенные друг от друга сетью взаимно перпендикулярных дорожек. Если терраса перед дворцом служила видовой точкой и местом «ассамблеи», Большой канал - для водных путешествий, то боскеты - для танцев, музыкальных концертов, театральных представлений и просто для тихого отдыха.

Не все боскеты дошли до нас, как, например, чрезвычайно затейливо решенный лабиринт со скульптурами на темы басен Эзопа. Как и все боскеты, он был густо обсажен по периметру деревьями и окаймлен высокой стриженой стеной, но внутри все участки были обсажены плодовыми деревьями - яблонями, вишнями, сливами, миндальными и даже цитрусовыми в кадках. Во время цветения и плодоношения картина была пленительная. Лабиринт находился в юго-восточной части Маленького парка.

Своеобразно был решен боскет Бальный зал со свободным пространством для танцев в центре, скульптурным декором и местами для сидений по периметру. Богатый декор выделялся на фоне густой зелени боскета. Зеленый массив не только служил фоном, но и давал необходимую звукоизоляцию.

Продумана была планировка боскета для концертов: среди густого массива деревьев находилось открытое пространство, разделенное на две части, - одна для зрителей, другая, на некотором возвышении, - для оркестра и музыкантов; фоном служили три просеки, прорубленные в массиве. Вдоль просек были расположены узенькие каналы с водными струями, и звуки музыки сочетались с плесками воды.

Интересно решение боскета, известного под названием «Королевский остров», расположенного на юго-западе. Два участка объединены композиционно, хотя и отделены друг от друга дорожками. Объединяющим элементом служит бассейн с фигурными контурами, задуманный как единое целое. Они находятся среди густых древесных посадок, прорезанных множеством дорожек. Островок в центре большого бассейна был использован для театральных представлений, а публика располагалась вокруг бассейнов.

В целом примечательна не только интересная трактовка боскетов, но также их доступность, удачное расположение внутренних площадок и системы дорожек, ведущих к ним: дорожки прорезывают боскет, не нарушая изолированности и уюта площадок. Такой принцип планировки в большом парке имеет и сейчас актуальное значение.

В лесопарковой части, желая зрительно включить окружающую природу, Ленотр предусмотрел целый ряд видовых точек, своего рода прорывов, получивших название «Ах-ах», - выражение восторга. Здесь в основу был положен эффект неожиданности, очень ценимый мастером; во время прогулки в этих прорывах внезапно раскрывался деревенский ландшафт.

В конце XVII в. начали раздаваться голоса, осуждающие чрезмерную симметрию и строгость регулярной парковой композиции. Тогда был дан приказ архитектору Дюфрезни начать выкорчевку деревьев Версальского парка. К счастью, король вовремя отменил этот приказ. Версаль стал важнейшей вехой в истории культуры Франции.

Мольер специально написал пьесу для представления в Версальском парке. Версаль связан также с именами Буало, Расина, Лафонтена...

Версаль, безусловно, является апогеем регулярного стиля в садово-парковом искусстве и в то же время одним из самых романтических парков. Так, например, при входе на дворцовую террасу неожиданно раскрываются к югу в дымке лесные дали на берегу реки Марны; на них задерживается взгляд, и контраст с затейливыми партерами террасы производит сильное впечатление.

Также продумано восприятие Большого канала от дворцовой террасы. С самой террасы не видны ни канал, ни фонтан Латоны. Лишь от края ее раскрывается во всем великолепии главная композиционная продольная ось с ее акцентами и отдельными элементами - фонтанами, Зеленым ковром и Большим каналом. Деревья по сторонам Зеленого ковра и Большого канала, благодаря точно рассчитанной их высоте, образуют четкие кулисы, и кажется, что канал поднимается к горизонту, сливается с небом, с бесконечностью.

Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк, который оказал влияние не только на развитие ландшафтного искусства, но и на градостроительство.

Заключение

После изучения дисциплины садово-парковое искусство можно сделать вывод, что без изучения и использования тысячелетнего наследия ландшафтного строительства, накопившего много классических приемов, немыслимо развитие современного паркового комплекса. Садово-парковое искусство - это не только этап в развитии ландшафтного искусства, но и фундамент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие. Также можно сделать вывод о том, что ландшафтное искусство тесно связано как с биологическими науками, так и с архитектурой, опирающейся на инженерные науки. В своем развитии от садов древности до наших дней оно накопило немало классических примеров, которые актуальны и в наше время. Поэтому изучение теории композиции ландшафтного искусства немыслимо без предшествующего опыта паркостроения. Павловский парк - это один из первых ансамблей в России, где проявляются композиции в пейзажном духе.

Говоря о Версале, А. В. Бунин отмечал, что «...планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке и застройке городских общественных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осуществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения».

Практика паркостроения прошлых столетий зарубежных стран и России, а также мастерство современных зодчих «зеленого строительства» передовых европейских стран сегодня представляет огромный интерес для наших специалистов при определении перспектив развития мест массового и индивидуального отдыха населения.

Список используемой литературы

1.      Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов. - М.: Агропромиздат, 1988. - 223 с.: ил.

.        Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 350 с. + 16 с.: ил.

.        Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. - М.: Строиздат, 1985. - 328 с.: ил.

Похожие работы на - Парковые ансамбли Версаль и Павловский парк

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!